СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики…………………………………………………………4
1.1. Сущность иосновные направления социальной политики…………………………………………..………4
1.2. Социальная защитанаселения…………………………..16
ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России………...……....22
2.1. Социальнаяполитика в России: реалии и перспективы……………………………………………..22
2.2. Региональныепроблемы социальной политики………..27
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….....31
Приложения…………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ.
Любая политика — это целии задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, атакже методы, средства и институты, с помощью которых данные интересыформируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считатьлишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государствав отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами,учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляетвсе это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, безкоторого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная средамогут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждойконкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, егоэкономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Всякая политика хорошанастолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мереэффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональнымиинтересами государства и местными интересами самих регионов.
Проблема социальной защиты населенияпо-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации,конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современноеправовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, которыйучитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием,которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечениена случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способовк существованию при независимых от человека обстоятельствах.
ГЛАВА 1. Характеристика понятия и основных проблемсоциальной политики.
1.1. Сущность и основные направления социальной политики.
Функционирование рыночного механизмасамо по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всемгражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов ХХ века,сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности в ряде стран,доказал необходимость вмешательства государства в рыночные процессы, в томчисле и в социальной сфере.
Сущность социальной политики.
Социальная политика государства –одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономическихусловий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержанииотношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышенияблагосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий вформировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая каксоставная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулированияусловий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономическойситуацией в стране. Говоря осоциальной политикегосударства, мы подразумеваем действия правительства, направленные нараспределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыслесоциальная политика – это одно из направлений макроэкономическогорегулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.Государственная социальная политика– это целенаправленная деятельностьгосударства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчениепротиворечий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальныхконфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мергосударства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных назащиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредствомгосударственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принципсоциальной справедливости, предполагающий определенную меру выравниванияположения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоевнаселения. Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введенияразных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым беднымсемьям;
3) выдача помощи на случайбезработицы;
4) обеспечение политики социальногострахования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охраназдоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики,направленной на обеспечение квалификации.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагаетзначительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связанос тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд,стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов,малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательствагосударства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государствореализует систему социальных программ.
В социальной сфере господствующее положение занимаетгосударственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняютрыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в тойили иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике этовыражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширеннаясоциальная политика означает общедоступность социальных программ,универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределеннойдеятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведениеее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.
Социальная политика призвана гарантировать населениюминимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности,безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условийжизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизмгосударственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения являетсясоциальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевшихв течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи сболезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхованиякомпенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социальногострахования.
Источником фонда социального страхования являются взносысамих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение междуэтими источниками финансирования социального страхования в различных странахразлично. Например, во Франции доля взносов застрахованных работниковсоставляет в фонде социального страхования – 22%, предприятий – 59%,государства – 17%.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование,профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственныйсектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частныепредприятия, государство участвует в финансировании, производстве ираспределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государства составляетперераспределение индивидуальных доходов населения через государственныйбюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращаетсягосударством населению в виде денежных выплат по различным социальнымпрограммам. При этом практикуется дифференцированный подход, как кналогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различномматериальном положении. В результате социальной политики государства смягчаютсяразличия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходовот более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным(пенсионерам, больным, инвалидам).
Типы социальной политики государства.
Характер и содержание социальнойполитики зависят от степени вмешательства государства в управление социальнымипроцессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странахтипы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первуюусловно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняетфункции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своиммасштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественнопассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основыформируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителемданного варианта (с известной степенью условности) является американскаямодель.
Вторая группа – институциональная.Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населениясоциальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного всоциально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частныхинститутов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Сконцептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияниесоциал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно)является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой неналичиемили отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, атакже степенью государственного вмешательства в социальную сферу, рольюперераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем вдеятельности государства.
Социальная роль государства во всехостальных странах мира находится в диапазонемежду этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздоразнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровеньсоциальных расходов государства, однако социальная политика преимущественнопассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественносоциал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна отлиберальных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Всеевропейские государства с социальной рыночной экономикой развивались подвлиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годыпроисходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типовгосударственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспективее развития.
Из социальной практики стран сразвитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.
1. Степень социальной поддержкинаселения, в первую очередь это касается бесплатного или льготногопредоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение,культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя,естественно, зависит от него.
2. Существует прямая зависимостьмежду уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабамиперераспределительной деятельности государства – это, в частности,подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международныхорганизаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).
3. Общество всегда стоит передвыбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий изличных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условияхсоциально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
4. Идеология государственной политикив социальной сфере по отношению к центральному вопросу – степени вмешательствагосударства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только взависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии среакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие егоинтересы.
Политика в формировании доходов.
Главное звено в социальной политикегосударства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход»представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Подругому «доход» – это часть произведенного продукта, полученная участникомпроизводства в зависимости от своего участия в нем. Экономическая литератураиспользует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта надзатратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальнойгруппы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.
Уровень доходовчленов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так какопределяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха,получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущныхпотребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величинудоходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамикарозничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Можно выделить три главных источникаденежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды,проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).
Для оценкиуровня и динамики доходов населения используются показатели номинального,располагаемого и реального дохода.
Номинальныйдоход /NI/ – количество денег, полученноеотдельными лицами в течение определенного периода:
Располагаемыйдоход /DI/ – доход, который может бытьиспользован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доходменьше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход/RI/ – представляет собой количествотоваров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течениеопределенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальныеденежные доходы населения формируются из различных источников, основными изкоторых являются: факторные доходы; денежные поступления по линиигосударственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления изфинансовой системы (из банков, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Основной виддохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов откапитала и трансфертных платежей, оказывающих существенное влияние наформирование доходов населения. За счет этих платежей осуществляются пенсионноеобеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваютсяразличного вида пособия (по уходу за детьми, медицинское обслуживание,малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).
Придоминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходовформируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случаеповышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередкопроисходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности,психологии иждивенчества.
Денежные доходынаселения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
–выплат погосударственному страхованию;
–банковскихссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведениемолодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовоестроительство);
–процентов повкладам в банках, начисляемых по итогам года;
–доходов отувеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
–выигрышей полотереям;
–временно свободныхсредств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
–выплатразличного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежныепоступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные искупочные магазины и др.
Номинальныедоходы населения включают в себя, помимо чистых доходов населения, иобязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет черезфинансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляциюналоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формированиечасти своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики черезперераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. Вцелях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровняблагосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условияхгосударство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. Вто же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокиеставки налогов.
Однако при общих принципахформирования доходов “заработанных” и полученных по каналам правительственныхпрограмм сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровнейжизни различных слоев и групп населения. Поэтому в экономической теории дляизмерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца (МаксЛоренц, американский экономист и статистик (1876-1959 г.г. ))[рис.1].как показатель, отражающийнеравномерность распределения совокупного дохода общества между различнымигруппами населения.
/>
Рис.1.кривая Лоренца
На горизонтальной осиоткладывается доля всего количества семей от 0 до 100 %, а на вертикальной осидоли в совокупном доходе.Кривая ОАВСДЕF показывает фактическое распределениеполученного дохода между отдельными группами семей. В нашем примере 20 % всехсемей получают самые низкие доходы, и их доля в совокупном доходе составляетоколо 5 %. 40 % семей получают доход в 15,5 %, 60 % семей – 33 %, 80% – 57 %,95 % – 84 % и оставшиеся 5 % семей получают 16 % совокупного дохода. Исходя изэтого распределения можно сказать, что 80 % семей получают немногим более половинывсего совокупного дохода, а 20 % – немногим меньше половины. Это характеризует,прежде всего, неравномерность распределения дохода. Если бы в распределениидоходов существовало абсолютное равенство, то кривая выпрямилась бы и принялаформу FO. Каждая точка кривой соответствовалабы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20 % доходовот всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% доходаи т.д. Следовательно, линия FOпоказываетабсолютное равенство в распределении доходов.
Форма кривой Лоренца (линия OABCDEF) характеризует степеньнеравномерного распределения доходов. Чем больше отклоняется эта линия от линииОF, тем больше неравенство враспределении доходов, и наоборот. Если мы разделили заштрихованную площадь наплощадь треугольника OFE,то получилипоказатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь между кривой абсолютногоравенства OF и кривой Лоренца обозначить буквой Ти соотнести ее с площадью треугольника OFK, то мы получим следующее соотношение:
Т
G= ----------
OFE
где G – показатель, измеряющий степень неравенства доходов.
Этот показатель в экономическойтеории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономистаи статика Коррадо Джини (1884 – 1965 гг.). Очевидно, чем больше отклонениекривой Лоренца от кривой равновесия, тем больше площадь фигуры Т, и,следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице.Интересно сравнить величину этого коэффициента в странах с развитой рыночнойэкономикой и в России. Так, в начале 80-х коэффициент составлял: в Японии –0,270, Швеции – 0,291, ФРГ – 0,295, США – 0,329, Бразилии – 0,565, Великобритании – 0,297, Германии – 0,250.
Рассмотримдинамику коэффициента Джини в России. По данным Госкомстата этот показатель росс начала экономической реформы в нашей стране, отражая начавшееся расслоениенаселения по доходам. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,256, в 1992г.–0,289, в 1993 г.–0,398, в 1994 г.–0,409.Но уже с 1993 г. темп увеличенияначал сокращаться и в 1995 г. показатель составил 0,381.
В связи спереходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходовсопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдалось впериод социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, недекларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно, впереходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большейвеличиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономическихпотрясений, высокой инфляции и т.п. сопровождаются усилением разрыва в доходахразличных групп населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10%наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а надолю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих группсоставил 12,4 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратимособое внимание на неравномерность коэффициента по различным регионам иотдельным крупнейшим промышленно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил вДальневосточном экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; вМоскве 15,9 раз.
Но почемувообще существует неравенство в доходах? Отметим самые важнейшие факторы ипричины неравенства.
Во-первых, отрождения люди наделены различными способностями, как умственными, так ифизическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь ввиду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансовстать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых, различия вовладении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могутвыбирать, в какой семье им родиться – потомственных миллионеров или простыхрабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. Е. доход отсобственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.
В-третьих,различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первыхдвух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получитьпревосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доходпо сравнению с ребенком, родившимся в бедной многодетной семье.
В-четвертых,даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образованиябольший доход будут получать лица, которых называют «трудоголиками». Эти людиготовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте дляразрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважноесамочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.
В-пятых, естьтакая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданнымвыигрышем и т.п. В условиях неопределенности, характерной для рыночнойэкономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства враспределении доходов.
Таким образом,по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностейсоблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже всамых благополучных высокоразвитых странах.
1.2. Социальная защита населения.
Понятие «социальная защита» впервыеиспользовали американские законодатели в 1935 г тексте принятого закона. В немдавалось правовое обоснование нового для США института обязательногострахования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Данный термин органически вписался ваппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущностьподдержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этой дефинициизначительно расширились. Этому способствовала, в том числе и разработкаконвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организацииздравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященныхсоциальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходовработающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда,заработной плате.
У нас термин «социальная защита» сталупотребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации:потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельнаянеобходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.
При формировании эффективной системысоциальной политики можно выделить основные направления в этой области.
Первое направление– поддержка беднейших слоевнаселения (больные,инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категориинаселения имеют право на социальную помощь, используется показательпрожиточного минимума. Нормативно- статистический метод егорасчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питанияпо средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги ит.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименееобеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточногоминимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различныхкатегорий населения при минимальных затратах.
Теоретически прожиточный минимумявляется чертой, ниже которой государство не должно допускать снижениежизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтомусамое сложное – примирить в его величине и наборе компонентов требованиянаучной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.
Социальное обеспечение осуществляетсяв виде предоставления широкого спектра социальных услуг:
–денежные выплаты;
–талоны на бесплатное питание иприобретение одежды;
–обслуживание на дому престарелых иинвалидов;
–предоставление мест в домах дляпрестарелых и инвалидов и т.д.
Одним из самых важныхвопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществленофедеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами.
Исходя из источников финансирования,социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальнуюпомощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляютсобой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг иденежных трансфертов.
Характерной чертой принципастрахования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов итесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размервыплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. напредварительный вклад застрахованного лица. Тем самым принцип страхования внаибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости,вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Этоограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижаетпоследствия социального риска.
Социальный риск– это рисквнезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущербмногим лицам одновременно. Современная реакция на риски – страхование, сутькоторого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
–осуществляется частными компаниями(добровольное);
–осуществляется государством(принудительное);
Для развитых стран общепринятымявляется обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случайбезработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направленияхгосударство берет на себя не все, а только те участки, на которых частноестрахование не работает.
Но страхование не может перекрыть всеварианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополнятьсясоциальной помощью. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счетдругих лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеровпомощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случаестимулируется индивидуальное накопление, а в первом – иждивенчество. Поэтомутам, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надоотдавать страхованию.
Принцип социальной помощипредполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всехполучателей – наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако,этот способ непригоден если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к.размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальнойобеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, чтотаким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаютсяслучаи необоснованных переплат.
Ввиду финансирования из бюджета всесистемы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокойстепени зависят от финансового положения государства.
Характерной чертой попечительстваявляется финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системысоциального обеспечения построена по принципу попечительства, то это можетприводить к перегрузке государственных финансов.
В связи с реформированием системысоциальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которыеобщество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современныхусловиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такаясистема помощи является по существу системой гарантии минимального дохода(ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкойуровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрытьразницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, непредполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточногоминимума.
Второе направление – обеспечение права на труд. Государство должно гарантироватьравноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.
Обобщив трактовки категории«социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальнаязащита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальныхсубъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства,связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в томчисле и трудовой).
К факторам, нарушающим нормальный ходтрудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся рискиповреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи,старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятнаяситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.
Социальная защита работников включаетв себя следующие направления:
–создание условий для занятостинаселения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средствадля жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
–обеспечение безопасных условий трудадля работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения,реабилитации и профессионального образования;
–обеспечение работников и членов ихсемей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потериили резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастногослучая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания,инвалидности, старости, утраты кормильца.
/>Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализацияпрограмм по формированию новых рабочих мест в государственном инегосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов. Этипрограммы обязывают некоторые виды предприятий предоставлять определенныйпроцент от общего числа рабочих мест для инвалидов.
Разрабатываются определенныепрограммы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией такихпрограмм обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда,определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какиеизменения на рынке труда возможны в будущем. В соответствии с этим происходитподготовка и переподготовка кадров, перемещение и переквалификация рабочейсилы. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.
К примеру, в России пособие побезработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (первые 3 мес. – 75% отзаработка на последнем месте работы, следующие 4 мес. – 60%, далее – 45%). Поистечении года – минимальная заработная плата.
В сегодняшних условиях такая системапорождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьма острапри оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровнядоходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данномже случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособие достаточновелико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это неозначает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощинеобходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности исоциальное обслуживание.
В настоящее время в Россииответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несутместные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности всоциальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимостьпотребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходимо развивать социальноеобслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организациисоциальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаютсяпо областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, всебольшее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальнойзащиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.
ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России.
2.1. Социальная политика в России: реалиии перспективы.
Как показываетисторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразованийпроблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно истимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны,потребность и готовность общества пойти на радикальные экономическиепреобразования достигает максимума тогда, когда становится очевиднойнеспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейсяэкономической ситуации.
С другой стороны, радикальный сломсуществующих экономических механизмов, зачастую опережает становление новых. Врезультате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже неработает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередьнегативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатомможет стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому впериод реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состояниюнаселение судит о самих реформах.
В силу целого ряда причин, наначальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упорбыл сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическуюстабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. Врезультате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня нафоне усиления социальной дифференциации общества, как уже отмечалось прирассмотрении коэффициента Джини. В 1995 году 20 % наиболее обеспеченных слоев населенияполучали 46,9 % совокупного дохода общества, а 20 % наименее обеспеченногонаселения – 5,5 %. Разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченного населенияпревысил 14 раз. Дифференциация в среднедушевом доходе по регионам достигла 6–7 раз.
Сократились потребительские расходы,что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальныхдоходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребленияосновных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.
Следующаяособенность – значительно увеличилось число лиц, находящихся за “чертойбедности”. Проблема бедности стоит не только в нашей стране, она находится вцентре внимания политики правительств всех стран, так как везде существуютнеравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.
Проблемысоциальной политики России.
Одна изпроблем в социальной политике России, требующих решения, – изменение структурыденежных доходов. С 1992 по 1995 г. доля заработной платы в совокупном доходеуменьшилась с 70 % до 39 %, в то время как доходы от собственности ипредпринимательской деятельности возросли с16 % до 44 %.
Повлиялона эту цифру и сокращение доли заработной платы в доходах. Сокращение долизаработной платы произошло, прежде всего, вследствие сокращения производства ироста безработицы. Но нужно иметь в виду, что сокращение производстванесопоставимо с сокращением занятости: объем производства сократился более чемнаполовину, а занятость – на 67 %. Практически люди, числящиеся на работе, невходят в состав безработных, не могут получать даже пособие и тем более неполучают заработной платы.
Вообщепроблема неплатежей, пожалуй, сейчас одна из самых острых социальных проблемРоссии. И естественно, что существующая ситуация с заработной платойкатастрофически снизила стимулы к труду.
В результате реформсоциально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональныенововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер ивидов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможныхисточников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформлениеинститута частной собственности, следствием чего стало:
–становление и развития новогосектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.
–образование нового источника доходов– предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных еговидах.
Политика искусственного поддержаниясложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы,осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотированиенерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводствувысокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили двееё формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частичнооплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочеговремени.
Существование большой скрытойбезработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне.Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошоизвестны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижениереальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов квысокопроизводительному труду и т.п. Однако, с точки зрения конкретных функцийправительства, при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если врамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятсяобъектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколькомиллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходовлюдей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являютсяобъектом социальной политики государства.
Регистрация и учет безработных ворганах Федеральной Службы Занятости – сегодня главная её функция, которую,несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструментаактивной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся вежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер,так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочихмест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурнойполитики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способенподдержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимыхэкономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовкиработников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется напотребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящиена рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальноевлияние на них ФСЗ минимально.
Социальнаяполитика переходного периода должна предусматривать механизмы социальной защитытех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себепрожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направлениесоциальной политики – социальная поддержка наиболее активной части населения,тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этогонеобходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь можетпредоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения,субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг,переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, чтодеятельность в данном направлении имеет также целью создание среднего класса,который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе,содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса.
Задачи и цели социальной политикиРоссии.
Задачапостроения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующейразвитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи сэтим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальнойсправедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается какблагополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользуобществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад вобщественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет ивысокое вознаграждение данного индивидуума.
Стратегическойцелью социальной политики России является формированиесоциально-ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает,прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение, в конечномсчете, массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитымрыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики длячеловека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться ксмягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ дляматериального положения населения, а для этого необходимо, чтобы реформыпроводились последовательно, с заранее просчитанным результатом от реализациикаждого их этапа.
2.2. Региональные проблемы социальной политики.
Цель исследования: выявить отношениенаселения к проводимой государством социальной политике в общем, и к еереализации в нашем регионе в частности.
Задачи:
1. охарактеризоватьосновные региональные проблемы социальной политики нашего государства.
1. определитьинтересует ли вообще население социальная политика.
2. выявить путиулучшения эффективности социальной политике в регионе.
Объект исследования: население г.Тюмени.
Предмет исследования: проблемысоциальной политики государства.
Гипотеза: недостаточноефинансирование, незаинтересованность государства в помощи нуждающимся слоямнаселения, неумелое проведение социальной политики и другие факторы приводят кмалой эффективности социальной политики государства и, как результат, кнедовольству среди населения.
В ходе исследования было опрошено 30человек, проживающих в Тюмени и Тюменской области. Среди них большинство женщин(70%), что позволяет сделать вывод о том, что женщины охотнее делятся своиммнением о политике государства и ее влиянии на их жизнь. Основной категориейреспондентов оказались люди в возрасте 19-25 лет (50% всех респондентов).Большинство опрошенных имеют неоконченное высшее образование (более 66%),однако среди респондентов были и люди с высшим образование и даже с двумяобразованиями.
Абсолютное большинство (60%)опрошенных интересуется проблемами социальной политики государства, и этоговорит о том, что люди понимают что социальная политика государства влияет наих жизнь. Более 63% респондентов в своей жизни иногда сталкиваются с проблемамиорганизации социальной помощи в стране в целом и в нашем регионе в частности.
56.7% опрошенных не довольны своимдоходом, считают, что они достойны большего и отчасти винят в этом государство(52.9%), что подтверждает гипотезу о том, что населения недовольно малой эффективностью социальной политики.
Большинство респондентов (60%) видятпричину высокого уровня бедности в нашей стране в неумелой социальной политикигосударства. По мнению 70% опрошенных, органы социальной защиты населенияработают недостаточно эффективно. Более 50% из них считают, что это связано стем, что люди не умеют отстаивать свои права и требовать от государства того,что им положено по закону.
С тем, что в нашей стране хорошуювысокооплачиваемую работу можно найти только при наличии высшего образования,опыта работы и хороших связей согласны 80% респондентов. Почти столько же(более 70%) считают, что не менее сложно получить высшее образование – этоочень дорого, учитывая недовольство большинства населения своим доходом.
Качество оказания бесплатноймедицинской помощи в Тюмени 73.3% респондентов оценили на средний уровень,однако, следует отметить, что голоса всех остальных респондентов распределилисьна вариантах, характеризующих качество медицинской помощи в Тюмени как низкое иочень низкое.
Более 63% опрошенных полностьюсогласны с тем, что население нашей страны очень дифференцировано по доходам,что проявляется, например, в наличии более богатых и более бедных регионов. Вто же время, более половины опрошенных не считают экономику России социально –ориентированной.
Пытаясь найти пути улучшенияэффективности социальной политики, большинство респондентов (60%) сделали выводо том, что необходима большая заинтересованность государства в поддержкенуждающихся слоев населения; 23.3% респондентов считают, что необходимоувеличить финансирование социальной политики, и 10% — за более качественный подборкадров в этой сфере. Несколько человек предложили свой вариант улучшениясоциальной политики: к примеру, более ответственное отношение государства кпроводимым им мерам, контроль исполнения принятых мер, введение новых мерсоциальной поддержки населения и т.д.
Обобщая результаты, необходимоотметить, что гипотеза о многочисленных факторах, снижающих эффективностьсоциальной политики, в целом подтвердилась: большинство респондентовинтересуются проблемами социальной политики, осознают ее влияние на свою жизньи доход. Респонденты видят изъяны в социальной политике России в целом и внашем регионе в частности, и, в подтверждение гипотезе, считают, что причинойвозникновения этих недостатков являются малая заинтересованности государствануждами населения, недостаточное финансирование, недобросовестность чиновников и т.д.