--PAGE_BREAK--§ 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества
Публичная библиотека реализует права местных жителей на свободный доступ к информации и культуре, обеспечивает их достойное библиотечно-информационное обслуживание, взаимодействует в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и региональными властями, социальными службами, государственными, общественными и частными организациями.
Библиотека участвует в мониторингах мнений, предпочтений, ожиданий местных жителей, проводит изучение потребностей своих реальных и потенциальных пользователей, ведет базы данных по проблемам развития местного сообщества, взаимодействует с другими библиотеками, информационными и иными организациями, в том числе за пределами территории.
Библиотека развивает свою деятельность в качестве общедоступного центра правовой, деловой, социальной информации, предоставляя соответствующие материалы и поддержку гражданам на всех этапах их жизнедеятельности, уделяя особое внимание информации, отражающей жизнь местного сообщества.
Библиотека развивается как центр открытого и неформального обучения, содействует формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества, обеспечивает свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления.
Информационная грамотность определяется как умение выживания в информационном мире и рассматривается в контексте современных усилий по развитию общей культуры, способностей критического мышления и непрерывного, в течение всей жизни, образования.
Публичная библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучает их компьютерной грамотности и основам работы в сети Интернет, пользованию электронными ресурсами. С этой целью библиотека:
— проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;
— учит пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;
— ведет библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях;
— использует интерактивные обучающие программы, реализуемые через Web-сайт библиотеки;
— организует на своей базе специальные учебные курсы по информационной грамотности для местных жителей, семинары, посвященные онлайновому доступу, проблемно-ориентированные тренинги по использованию информационных ресурсов.
Публичная библиотека осуществляет пропаганду чтения, с целью воспитания у граждан потребности в чтении и в образовании, начиная с юного возраста. С этой целью библиотека создает библиотечные коллекции, удовлетворяющие потребности подростков и молодежи в сфере образования, культурного и информационного развития, творческого досуга, участвует в разработке программ всеобщей грамотности, включая элементарную грамотность, чтение, информационную грамотность и непрерывное образование.
В процессе культурно-просветительской работы библиотека приобщает местных жителей к культурному наследию, развивает способности воспринимать культуру и искусство, воображение и творческое начало, участвует в организации содержательного досуга и отдыха граждан, в восстановлении их сил и здоровья.
Культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.), а также образовательные, информационные и иные программы и проекты библиотека организует и проводит как самостоятельно, так и совместно с другими организациями.
Публичная библиотека является центром мемориальной и краеведческой деятельности, направленной на изучение и популяризацию истории “большой и малой родины”, сохранение местных устных традиций, воспитание чувства социальной общности, интереса к семейной истории и родному краю.
Особая роль публичной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:
- собирает и сохраняет литературу по вопросам местной жизни;
- наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате, создает краеведческую страницу на Web-сайте библиотеки;
- составляет и издает краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;
- совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;
- организует работу краеведческих объединений.
При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.
Библиотека способствует привитию культуры межличностного и межнационального общения, обеспечивает доступ этнических групп местных жителей к информации на их родном языке. В этой связи библиотека:
- изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;
- сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;
- обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными методическими центрами.
- 2.10. Библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:
- развивает социальное партнерство со службами социальной защиты и опирается на их помощь;
- участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
- ведет фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);
- взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;
- приобретает документы и оборудование для особых групп пользователей;
- обучает персонал для работы с данными группами пользователей [7].
продолжение
--PAGE_BREAK--§ 1.3 Услуги публичных библиотек
Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Так же как сама библиотека, ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.
Публичная библиотека осуществляет обслуживание всех категорий граждан, предоставляет комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг индивидуальным пользователям (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) в локальном и удаленном режимах.
Местные жители могут пользоваться библиотечными услугами, приходя в библиотеку или находясь вне библиотеки (дома, на рабочем месте, на отдыхе и т.д.), а также по телефону (заказывая литературу, получая справку или консультацию).
Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают потребности и интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности предоставления.
Взимание платы за библиотечные услуги неизбежно ограничивает доступ граждан к информации, знаниям, культуре, противоречит традициям отечественных общедоступных библиотек и духу Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке. В этой связи библиотека предоставляет пользователям бесплатно комплекс основных услуг, включая:
- информацию о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;
- любой документ из библиотечного фонда во временное пользование в читальном зале библиотеки или на дом в соответствии с правилами пользования этой библиотеки;
- справочную и консультационную помощь в поиске, выборе и грамотном использовании источников информации, включая Интернет;
- возможность знакомства с документами из фонда библиотеки (и фондов других библиотек) на выставках новых поступлений и тематических выставках;
- информацию о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия (ВСО, МБА, ЭДД, Интернет);
- места для работы в библиотеке, в том числе оснащенные специальным оборудованием (компьютером, аудио-, видеоплеером, аппаратом для чтения микрофильмов и др.), помещения для участия в просветительских и досуговых мероприятиях, а также мобильные средства (библиобус) для внестационарного обслуживания.
Публичная библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса, развивать проблемно-ориентированное обслуживание с учетом потребностей пользователей, оказывать помощь представителям местного сообщества в преодолении информационной неграмотности и повышении информационной культуры.
Библиотека должна предоставить специализированный доступ к электронным ресурсам для разных возрастных и социальных групп, в том числе для детей и подростков, людей с физическими и сенсорными недостатками, пожилых людей.
Услуги в любой доступной форме библиотека оказывает тем, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным. Для этого используется специальное оборудование, помощь специально подготовленного персонала, привлекаются волонтеры, материальная помощь из всех возможных источников.
Информационные технологии позволяют библиотеке обеспечивать любому пользователю вне зависимости от места нахождения свободный доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам, создавать индивидуализированные системы обслуживания.
Новые технологии обусловливают создание Web-сайта публичной библиотеки — современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам.
Web-сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты сотрудников библиотеки и др.
Непременным элементом Web-сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Через Web-сайт библиотека должна выразить собственную неповторимость и уникальность. Для этого следует стремиться организовать содержание Web-сайта и навигацию по нему с максимальным удобством для пользователя, его структуру должны определять функциональность, информативность, стабильность и поисковые возможности.
Web-сайт публичной библиотеки позволяет предоставлять новые и более комфортные библиотечные услуги: справочное обслуживание по электронной почте, онлайновые формы МБА, просмотр файлов с зарегистрированными на имя пользователя книгами, электронное продление сроков их пользования и электронный заказ на книги, временно находящиеся на руках у других читателей.
Пользователи могут также вносить свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов.
Web-сайт библиотеки может использоваться и как средство доступа к разнообразным онлайновым обучающим программам, к тестам на определение уровня информационной грамотности, онлайновым экскурсиям и др.
Общая оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования) и включает следующие их характеристики:
- полезность и соответствие спросу;
- своевременность и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.
Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания пользователей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.
Для более полной оценки деятельности библиотеки и предоставляемых услуг выявляются новые потребности не только ее пользователей, но и местных жителей, каждый из которых может стать пользователем библиотеки.
Их учет должен быть основой для аргументированной стратегии развития и инвестиционной политики публичной библиотеки.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки
§ 2.1 Социальный статус человека в старости
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 года их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза. [1, с 280.]
В Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п. Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 — 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. [ 5, с. 72]
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 миллиона человек. И если в 1957 году на 1000 человек населения приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году — 239 человек. А на нужды социального обеспечения в 1995 году, например, расходовалось менее 5% национального дохода страны, в 1990 году уже 13,5%. В 1993 году на выплату пенсий было израсходовано 9,7 триллиона рублей, или, по существу, каждый четвертый рубль от фонда заработной платы поступал и поступает в Пенсионный фонд РФ [6, с. 47].
Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества
Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.
Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако — это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. [5, с.596.]
Практика свидетельствует о том, что пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.
Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениям науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.
С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.
С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше — внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные — прошлому. Поэтому первые более оптимистичны и больше верят в будущее.
§ 2.2 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан
В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.
Возможности активного отдыха и проведения досуга у пожилых людей ограничены в связи с нехваткой средств. Большинство престарелых указывают, что в последнее время они ни разу не посещали кино или театр, не совершали туристических и экскурсионных поездок. Основным способом проведения досуга для пожилых остается чтение художественной и научно-популярной литературы, просмотр телепередач. Кроме того, пожилые люди в свободное время любят шить и вязать, увлекаются растениеводством и резьбой по дереву, ходят на охоту и рыбалку, слушают музыку, занимаются другими видами творчества. Не имея других способов проведения досуга, пожилые люди «активно отдыхают» на дачных и приусадебных участках.
Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:
— спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
— художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
— поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
— забота о животных;
— хобби (разнообразная деятельность по интересам);
— посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
— игры (настольные игры, компьютерные игры)
— развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);
— общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь посетителю определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование. Часто единственным и доступным для пожилых людей является чтение, что оказывает лечебное воздействие на их психику. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.
Библиотека традиционно выполняла и продолжает выполнять функции досугового и культурного центра. В силу своих особенностей: открытости, доступности и бесплатности — библиотеки взяли на себя функции организации досуга населения, открывая свои помещения различным клубам и объединениям по интересам. Их популярность и жизнеспособность определяются ни какой-то особой темой или сверхзадачей, а главным образом царящей в них атмосферой. Свободное, непринужденное общение оказывается очень полезным для людей пенсионного возраста. Они, получая информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей. Кроме того, создание теплой семейной атмосферы помогает пожилым гражданам бороться с отрицательными стереотипами отношения к старости и ощущать уверенность в завтрашнем дне.
Среди клубов по интересам наиболее востребованными читательской средой были и остаются клубы литературно-музыкальной и нравственно-эстетической направленности. Работа этих объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя: беседы, «круглые столы», тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, часы поэзии и т.п.
Всевозможные выставки и семинары, посвященные как истории, так и современности, проводимые на базе библиотек, делают пенсионеров не только посетителями, но и участниками, позволяя им рассказывать о себе, выражать себя в живописи, фотографии, всевозможных поделках.
В последнее десятилетие во многих библиотеках появилось направление работы – отдел индивидуального обслуживания на дому. Его клиенты — инвалиды, люди пожилого возраста, которые уже не в силах передвигаться самостоятельно. Деятельность такого отдела позволяет заказывать книги, журналы, всевозможные записи на дом. Зачастую, именно библиотекари и активисты читательских клубов остаются «последними ниточками», связывающими одиноких стариков с внешним миром.
продолжение
--PAGE_BREAK--