Реферат по предмету "Социология"


Работа и учёба: точки соприкосновения

Федеральное агентство по образованию
Белгородский Государственный Технологический Университет
им. В.Г. Шухова
Автомобильно-дорожный институт
Кафедра социологии
Социологическое исследование на тему
«Работа и учёба: точки соприкосновения»
Выполнила:ст. гр. УП-21
УвароваН.
Проверил:профессор
ШамаеваО.П.
Белгород 2009 г.

Содержание
Глава 1. Методическая часть: программа исследования
Глава 2. Методологическая часть: определение обследованной совокупности, пример анкеты
Глава 3. Анализ данных
Глава4. Выводы и рекомендации
Основные выводы
Глава 1. Методическая часть: программа исследования
Данное исследование направлено на изучение проблемы соответствияполучаемых знаний необходимым навыкам для трудовой деятельности.
Современный этап развития общества предъявляет повышенные требованияк специалистам любого уровня. В этих условиях особое значение приобретает поискэффективных способов организации обучения и повышение качества подготовки в высшейшколе. Это означает, что огромную роль играет формирование тех качеств у студентов,которые требуются на рынке труда, и тех знаний и навыков, которые соответствовалибы трудовой деятельности. Таким образом, проблема соответствия знаний студентовнавыкам, которые необходимы в будущей профессии — актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования— определить эффективные способыорганизации обучения, способствующие формированию необходимых практических навыкову студентов.
Объектом выступают студенты старших (3-5) курсов БГТУим. Шухова очной формы обучения.
Предмет исследования — отношение студентов к организацииучебного процесса (соответствуют ли получаемые знания, по мнению студентов, будущейспециальности).
Основные понятия:
Обучение— основной путь получения образования,процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров,наставников.
Специальность— вид занятий в рамках одной профессии,требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образованияи обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.
профессия знание навык студент
Профессия — род трудовой деятельности (занятий) человека,владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённыхв результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Трудоваядеятельность— осознанная, энергозатратная,общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилийи осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметыприроды и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Знание— форма существования и систематизации результатовпознавательной деятельности человека.
Умение — способность выполнять действия, приобретеннаяв результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение можетперейти в навык.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведениядо автоматизма.
Компетенция — единство знаний, профессионального опыта,способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностьюситуации и должностью.
Гипотезы исследования:
1. Предполагаю, что если преподаватель заинтересует студентов в получение знаний,которые, по — мнению студентов, необходимы для их будущей трудовой деятельности,то у студентов появится мотив получать и осваивать знания и навыки данной профессии.
2. Предполагаю, что производственная практика необходима для получения навыкови стимулирует желание у студентов осваивать специальность.
Задачи:
A. Выявить способы организации учебного процесса, чтобы получаемые знания соответствовалинеобходимым навыкам.
B. Выявить отношение студентов к получаемым знаниям (соответствуют ли знания,по мнению студентов, тем навыкам, которые необходимы для их будущей профессии).
Определить соответствие знаний и навыков требованиям профессии. Глава 2. Методологическая часть: определение обследованнойсовокупности, пример анкетыКод Кол-во студентов % 1 8 32 2 3 8 32 4 5 2 8 6 7 4 16 8 3 12 14 6 24 15 2 8 16 13 52 17 18 4 16 19 4 16 20 13 52 21 6 24 22 2 8 23 1 4 24 10 40 25 1 4 26 3 12 27 3 12 28 5 20 29 1 4 30 1 4 34 12 48 35 9 36 36 1 4 37 3 12 38 10 40 39 2 8 40 41 4 16 42 9 36 46 25 100 47 48 49 50 7 28 51 13 52 52 5 20 53 54 7 28 55 16 64 56 2 8 57 58 17 68 59 8 32 60 61 62* 4 16 62 11 44 63 8 32 64 2 8 65 8 32 66 6 24 67 6 24 68 5 20 69 70 71 8 32 Код Кол-во студентов % 72 7 28 73 10 40 74 75 5 20 76 20 80 77 78 79 80 3 12 81 14 56 82 4 16 83 3 12 84 1 4 85 5 20 86 15 60 87 5 20 88 89 90 13 52 91 10 40 92 2 8 93 94 95 5 20 96 17 68 97 1 4 98 1 4 99 1 4 100 9 36 101 13 52 102 3 12 103 104 105 5 20% 106 20 80% 107 108 109 110 9 36 111 13 52 112 2 8 113 1 4 114 115 7 28 116 17 68 117 1 4 118 119 120 13 52 121 10 40 122 10 40 123 14 56 124 7 28 125 11 44 126 8 32 127 7 28 128 12 48 129 20 80 130 8 32 134 9 36 135 7 28 Код Кол-во студентов % 136 7 28 137 2 8 138 139 2 8 140 16 64 141 3 12 142 4 16 143 144 1 4% 145 9 36 146 11 44 147 4 16 148 149 3 12 150 10 40 151 8 32 152 4 16 153 154 6 24 155 12 48 156 2 8 157 4 16 158 1 4 159 160 3 12 161 11 44 162 10 40 163 1 4 167 1 4% 168 3 12 169 10 40 170 11 44 171
8
32 172
9
36 173 6 24 174 2 8 175
2
12 176
8
47 177
4
24 178
3
18 179 2 8 180 10 40 181 9 36 182 2 8 183 2 8 184 12 48 185 7 28 186 2 8 187 2 8 188 9 36 189 5 20 190 7 28 191 7 28 195 7 28 196 7 28 197 1 4 198 1 4 199 1 4 200 7 28 201 7 28 202 9 36 Код Кол-во студентов % 206 7 28 207 18 72 208 1 14,29 209 210 5 71,43 211 1 14,29 212 213 2 28,57 214 5 71,43 215 216 217 1 14,29 218 6 85,71 219 224 19 76 225 6 24 226 18 72 227 6 24 228 1 4
 Глава 3. Анализ данных
Прямое распределение.
На вопрос, "почему при поступлении в ВУЗ выбрали именноэту специальность", студенты ответили следующим образом:
32% ответили, что эта специальность соответствует их интересами способностям;
32% студентов, потому что работа по этой специальностиобычно хорошо оплачивается;
16% студентов ответили, что выбрали случайно;
12% отметили, что это был выбор их родителей;
Только 8% студентов, потому что специальность престижная;
Варианты ответов: «С этой специальностью легко найти работупосле окончания вуза», «Работа по этой специальности позволяет достичьвысокого положения в обществе» и «Это единственная специальность, на которуюя смог поступить» не выбрал ни один студент из опрошенных.
/>
 
Таким образом, можно выделить два основных (по 32%) мотивавыбора специальности: 1)«соответствие интересам, способностям»; 2) материальный- «работа по этой специальности обычно хорошо оплачивается». Большинствостудентов выбрали специальность случайно (16%), нежели предоставили выбор своимродителям (12%).
На вопрос, "знают ли степень востребованности их специальностина рынке труда на сегодняшний день", студенты ответили следующим образом:52% студентов ответили: «Да, я знаю, что моя специальность востребованасейчас и будет востребована в будущем»; 24% ответили: «Да, я знаю,что моя специальность востребована на сегодняшний день»; 16% студентов:«Нет, я не знаю степень востребованности»; 8% ответили: «Да,я знаю, что моя специальность сейчас не востребована, но будет востребована в будущем»;Вариант ответа «Да, я знаю, что моя специальность не востребована, но мне всёравно» не выбрал ни один из опрошенных студентов.
/>
 
Отсюда следует, что большинство студентов знают степеньвостребованности своей специальности на рынке труда (84%). Многие из них (56%) уверены,что «специальность востребована сейчас и будет востребована в будущем».
На вопрос,«знают ли они, какие знания и навыки необходимыдля успешной работы по специальности», студенты ответили следующим образом:
52% ответили: «да знаю, но пока этих знаний и навыковне достаточно, они только формируются»; 24% студентов ответили:«да знаю, но пока этих знаний и навыков нет, но думаю, они сформируются в обучения»;16% студентов отметили, что «да знаю, эти знания и навыки у меня ужесформированы». Только 8% студентов ответили, что"нет, яне знаю".
/>
 
Следовательно, большинство студентов (92%) знают, какиенавыки необходимы для успешной работы. Эти навыки уже сформированы лишь у 16%, удругих их не достаточно (52%) или вообще нет (24%).
Студенты ответили, следующим образом, на вопрос "планируютли они повышение квалификации в будущем":
40% ответили, что «будут получать еще одно высшееобразование»;
20% студентов отметили, что «пока не знают, можетбыть, со временем пойдут на этот шаг»;
По 12% студентовотметили варианты «будутполучать дополнительное образование», «будут повышать квалификацию в рамкахсвоей специальности».
По4% студентов выбрали варианты «планируют защитукандидатской диссертации», «уже получают второе высшее образование»,«нет, не собираюсь, моя профессия и уровень квалификации меня устраивают»и «хотели бы, но ограничены в возможностях».
Таким образом, многие студенты чувствуют необходимостьили имеют желание получать второе или дополнительное образование (72%), из них 4%хотели бы, но ограничены в возможностях, а 4% уже получают. Только 4% студентовудовлетворены профессией и уровнем квалификации — не планируют повышать.
Студентам был задан вопрос, "какие отношения между преподавателеми студентом для них предпочтительней", в результате были получены следующиеответы:
48% студентов ответили, что «скорее формальные, чемнеформальные, т.к. преподаватель должен давать знания, но это невозможно без межличностноговзаимодействия»;
36% студентов считают, что предпочтительнее «формальные,т.к. преподаватель в первую очередь источник знаний»; 12% отметили,что «неформальные, т.к. преподаватель тоже человек»; 4% ответили,что «скорее неформальные, чем формальные, т.к. преподаватель, прежде всеголичность, а уже потом источник знаний».
/>
 
Отсюда следует, что большинство студентов (76%) рассматриваютпреподавателя, в первую очередь, как источник знаний и предпочитают «скорееформальные» (52%) или «формальные» (24%) отношения.
На вопрос, "что для студентов главное в процессе обучения",были получены следующие ответы: большинство студентов — 40% — отметили, что«их желание»; 36% студентов отметили, что «уверенность, чтознания необходимы на практике»; 16% студентов ответили, что для нихглавное «стиль преподавания»; 8% ответили, что «сам предмет(материал)»;
Ни один из опрошенных не отметил, что для него главное«личность преподавателя (отношения с преподавателем, его возраст, внешность)».
/>
 
Таким образом, на первом месте — желание студентов, навтором — уверенность, что знания необходимы на практике, на третьем — стиль преподавания.
Студентам было предложено оценить свою посещаемость занятий(лекций, семинаров).100% студентов ответили, что посещают занятия «почтивсегда».
На вопрос, "работают ли они в полную меру своих сил испособностей", студенты ответили следующим образом: Большинство студентов- 52% — ответили, что «иногда».28% ответили, что «почтивсегда». 20% отметили, что «практически никогда».
Студентам было предложено оценить "проявляют ли они инициативуна семинарских и практических занятиях". Полученные результаты: Большинствостудентов — 64% отметили вариант «иногда»; 28% студентоввыбрали вариант — «почти всегда»; Только8% студентов ответили«практически никогда».
Студентам было предложено оценить себя, по критерию, насколькоони "хорошо и своевременно сдают зачёты, курсовые, экзамены, и др. видыпроверки знаний". Были получены следующие результаты: большинство студентов- 68% — ответили, что «практически всегда». Другая часть студентов- 32% — ответили, что «иногда». Вариант «практически никогда»не выбрал ни один из опрошенных студентов.
На вопрос "занимаются ли они самообразованием",студенты ответили следующим образом: Большинство студентов — 44% — ответили«иногда». Другая часть студентов — 32% — «практически никогда».16%студентов ответили, что «почти всегда». И 8% студентов выбрали«затрудняюсь ответить».
Отсюда следует, что портрет студента можно представитьпримерно так:
Он «почти всегда» (100%) посещает занятия, «иногда»(52%) работает в полную меру своих сил и способностей, и «иногда» (64%)проявляют инициативу на семинарских и практических занятиях, но «практическивсегда» (68%) стремится хорошо и своевременно сдать зачёты, курсовые и экзаменыи «иногда» (44%) даже занимается самообразованием.
Студентам было предложено оценить значимость для них "внешнеговида" преподавателя. Вот какие результаты были получены: большинство студентов- 32% — ответили, чтовнешний вид «скорее важен, чем нет».24%отметили вариант «важен» внешний вид преподавателя и также 24%опрошенных студентов ответили, что внешний вид «скорее не важен, чем важен».А 20% студентов ответили, что внешний вид преподавателя для них «неважен».
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинствастудентов 56% внешний вид преподавателя важен.
Студенты оценили значимость для них "возраста" преподавателя.Вот полученные результаты: большинству студентов — 40% возраст преподавателя«не важен». В тоже время 32% студента отметили, что возраст«важен». И 28% студентов отметили, что «скорее не важно, чемважно». Вариант «скорее важно, чем нет» не выбрал ни один из опрошенных.
Отсюда следует, что в целом студентам (68%) не важен возрастпреподавателя.
Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобыпреподаватель «объективно оценивал». Большинство — 80% — студентовответили, что им «важно». А 20% отметили, что «скорее важно,чем нет». Варианты «скорее не важно, чем важно» и «не важно»не выбрал ни один из опрошенных студентов. В целом объективность преподавателяважна всем студентам.
На вопрос, о значимости для студентов наличия «чувстваюмора» у преподавателя, получены следующие ответы: 56% отметили,что «важно»; 16%, что «скорее не важно, чем важно».12%отметили, что «скорее важно, чем нет» и также 12% отметили, чтодля них «не важно». А4% студентов выбрали «затрудняюсь ответить».Таким образом, многие студенты (68%) склоняются, что наличие чувстваюмора у преподавателя — важно.
Студенты оценили значимость для них "творческого подходав обучении". Большинство студентов — 60% — отметили, что «важно»;20% студентов ответили, что «скорее важно, чем нет» и 20%выбрали «скорее не важно, чем важно». Вариант «не важно» неотметил ни один из опрошенных студентов. Можно сделать вы вод, что для 80%творческий подход в целом важен.
На вопрос, о значимости для студентов "материала в интереснойформе", получены следующие ответы: Большинство студентов — 52% — ответили, что «скорее важно, чем нет»;
А40% студентов отмечают, что для них «важно».И только 8% ответили «скорее не важно, чем важно». Вариант ответа«не важно» не выбрал никто из опрошенных студентов. В целом практическивсем (92%) важно, чтобы материал был в интересной форме.
Студенты оценили насколько им важно, чтобы "преподавательбыл увлечен своим предметом". Вот полученные результаты: большинство студентов- 68% — ответили, что «важно»; И 20% студентов ответили,что «скорее важно, чем нет»; По 4% отметили варианты «скореене важно, чем важно», «не важно» и «затрудняюсь ответить».Таким образом, 88% студентов хотят видеть увлечённых своим предметомпреподавателей.
На вопрос, о значимости для студентов "стремления преподавателейдать новый (современный) материал", получены следующие ответы: большинствостудентов — 52% — отметили «важно»; Также 36% ответили,что «скорее важно, чем нет»; А 12% студентов выбрали вариант«скорее не важно, чем важно»; Вариант ответа «не важно» не выбрални один из опрошенных студентов. Отсюда следует, что 88% студентовэто качество в преподавателях важно.
Студенты оценили насколько им важно, чтобы «преподавателибыли доброжелательны и тактичны в отношении со студентами». Вот полученныерезультаты: большинство студентов— 80% — отметили, что"важно";И20% студентов ответили, что"скорее важно, чем нет".
Варианты ответов «скорее не важно, чем важно» и«важно» не выбрал ни один из опрошенных студентов. Это понятно,доброжелательность преподавателяважна всем студентам.
Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобыпреподаватель "приводил примеры из жизни". Большинство студентов- 52% — ответили, что «важно». Также 36% студентов отметили,что «скорее важно, чем нет». А 8% студентов отметили, что«скорее не важно, чем важно». И 4% ответили, что «не важно».«Жизненный примеры» важны большинству студентов (88%).
Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобыпреподаватель "давал практические знания". Большинство студентов- 68% — ответили, что «важно». Также 28% — отметили, что«скорее важно, чем нет». Только 4% ответили, что «скорее неважно, чем важно». Вариант ответа «не важно» не выбрал ни один изопрошенных студентов. Студенты отмечают значимость практики, это подтверждаетсятем, что 96% важно, что преподаватель давал знания, которые можно применитьна практике.
Оценка студентами сфер образовательного процесса.
Студентам было предложено оценить "уровень работы библиотеки(читальный зал, обслуживание)" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл,2-минимальный балл). Вот полученные результаты: большинство студентов — 36%- поставили оценку 5; По 28% поставили оценки 4 и 3. А 8% оценилиуровень работы библиотеки на оценку 2.
Студентам оценили "уровень технического оснащения аудиторий"по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Были полученыследующие результаты: большинство студентов — 64% — поставили оценку 4; А16% студентов оценили уровень оснащения аудиторий на 2; 12% студентовпоставили оценку 3; Только 8% студентов оценили на 5.
Студентам было предложено оценить "уровень обеспеченияучебным материалом, учебной литературой" по пятибалльной шкале (5-максимальныйбалл, 2-минимальный балл). Вот полученные результаты: большинство студентов — 44% — оценили обеспеченность учебным материалом на 3. А 36% студентов на 4.16%студентов поставили оценку 2. И только 4% студентов оценили на 5.
Студентам оценили "степень доступа студентов к информационнымресурсам" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл).Были получены следующие результаты: большинство студентов — 40% — поставилиоценку 4. А 32% оценили степень доступа к информационным ресурсам на 3. Оценку2 поставили 16% студентов.12% студентов оценили на 5.
Студентам было предложено оценить насколько "удобноерасписание занятий" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальныйбалл). Вот полученные результаты: Большинство студентов — 48% — оцениваютудобство расписания на 4. Только 24% студентов поставили оценку 5. А 16%студентов оценили удобство расписания на 2. Оценку 3поставили 8%.4%студентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
/>
 
В целом положительно студенты оценили следующие сферы:
На первом месте (по 72%)«удобное расписание»(24% — 5; 48% -4) и «уровень технического оснащения аудиторий» (8% -5;64% — 4).
На втором месте «уровень работы библиотеки»- всего 64% положительных оценок.
На третьем месте «степень доступа студентов к информационнымресурсам» всего положительных (52%) — 12% оценили на 5 и 40% — поставили 4.
Однако, «уровень обеспеченности учебным материалом»только 40% студентов оценили положительно, 60% оценки 3 (44%)и 2 (16%).
На вопрос, "какой подход в обучение студенты считаютнаиболее полезным", были получены ответы: большинство студентов— 44%- ответили, что «теоретический и практический в равных соотношениях»;40% студентов отметили, что «практика с элементами теории»;
«теоретический подход с элементами практики» выбрали12% студентов; Только 4% студентов ответили, что «практика»;
Вариант ответа «теоретический подход» не выбрал ниодин из опрошенных студентов.
/>
 
Таким образом, все студенты отмечает важность практики(никто не выбрал только теоретический подход). Однако только 4% считают практикуосновным и более полезным подходом в обучение. Большинство студентов (44%) одинаковооценивают важность теории и практики. Чуть меньше студентов (40%) считают болееполезным практику с элементами теории.
Студентам был задан вопрос, "какие получаемые знанияв ВУЗе пригодятся в будущей профессии", в результате получены следующиеответы:
Большинство студентов — 44% — ответили, что"знанияпо отдельным профильным дисциплинам"; Также40% отметили, что«знания как профильного, так и общего характера»; 12% студентовсчитают, что"знания только по профильным дисциплинам"; Только4% студентов ответили: «абсолютно все знания».
/>
 
Отсюда следует, что студенты отмечают важность профильныхдисциплин. Важность всех профильных знаний отмечают только 4%. Большинство студентов(44%) считают, что пригодятся не все профильные знания, а лишь по отдельным предметам.А чуть меньше студентов (40%), наоборот, что пригодятся знания по всем дисциплинам,как профильного, так и общего характера.
На вопрос,«необходимо ли предоставить студенту возможностьвыбирать курс слушаемых дисциплин», студенты ответили следующим образом:
Большинство студентов — 36% — отметили «да»;А — 32% студентов — ответили «скорее да, чем нет» 24% студентовответили, что «скорее нет, чем да»; Только 8% ответили «нет»;
Среди студентов, которые ответили на вопрос, «необходимоли предоставить студенту возможность выбирать курс слушаемых дисциплин», варианты«скорее да» и «да» был задан вопрос "какими принципамибы они руководствовались при выборе учебных дисциплин «по-выбору».Полученные результаты:
Большинство студентов— 47% — выбрали, «чтобы знаниябыли необходимы для успешной работы по специальности»; Для24% студентовважно, «чтобы знания можно было бы применить на практике»; 18%студентов отметили, «чтобы знания были универсальны для нескольких специальностей»;А12% ответили, «чтобы знания были наиболее востребованы на рынке труда».
Видно, что большинство студентов хотели бы (36%) или скореехотели бы (32%) выбирать курс слушаемых дисциплин. Из них большинство (47%) выбиралибы дисциплины так, чтобы «знания были необходимы для успешной работы по специальности».Таким образом, можно сделать вывод, что студентов интересуют, в первую очередь,знания по выбранной ими специальности, а не практические (24%) или универсальные(18%).
Студентам был задан вопрос, "достаточен ли уровень получаемогоими образования для успешной работы по специальности". Ответы распределилисьследующим образом:
Большинство студентов— 40% — ответили, что «скорее,достаточен»; А 36% отметили, что «скорее, не достаточен»;По8% получили варианты ответов «определенно достаточен»,«определенно не достаточен», «затрудняюсь ответить».
Таким образом, практически одинаковое количество студентовответили как «скорее достаточно» (40%), так и «скорее не достаточно»(36%). А также одинаковое количество студентов по 8% ответили «определённоне достаточно» и «определённо достаточно». Я думаю, это связано стем, что большинство опрашиваемых студентов не проходили производственную практику,поэтому не имеют или имеют очень мало представлений о необходимом уровне образованиядля успешной работы, поэтому не могут оценить достаточность получаемых знаний.
На вопрос "была ли у них производственная практика",студенты следующим образом: у 72% производственной практике не было; 8%проходили производственную практику.
Среди студентов, которые ответили на вопрос, «была ли уних производственная практика», вариант «да» был задан вопрос"приобрели они профессиональные навыки за период практики или нет".Полученные результаты: Большинство студентов— 71, 43% — отметили, что«скорее нет, чем да». По — 14,29% студентов считают — «скорееда, чем нет» и «нет». Ни один из опрошенных студентов не выбрал вариант«да».
Среди студентов, которые ответили на вопрос, «была ли уних производственная практика», вариант «да» был задан вопрос"удовлетворены ли они тем, как была организована производственная практика".Результаты получены следующие: Большинство студентов — 71, 43% — ответили,что"нет, не удовлетворены"; Только 28, 57% студентов отметили,что «да, скорее удовлетворены, получили опыт общения в коллективе»; Ниодин из опрошенных студентов не выбрал вариант «да, удовлетворен, я получилстимул для обучения специальности».
Студентов, которые ответили на вопрос, «была ли у них производственнаяпрактика», вариант «да» попросили отметить "какие основныезадачи производственной практики, по их мнению". Полученные результаты:Большинство студентов— 85,71% — отметили «приобретение профессиональныхнавыков и умений»; Только 14,29% студентов ответили «закреплениетеоретических знаний»; Варианты ответов «приобретение опыта работы в трудовыхколлективах» и «стимул для изучения профессии» не выбрал ни одиниз опрошенных студентов.
Таким образом, вывод по производственно практике: Из техстудентов, которые проходили производственную практику, большинство (71,43%)«неприобрело профессиональных навыков». Как была организована практика «неудовлетворены» также 71,43%. Однако, большинство студентов (85,71%) видят задачупроизводственной практики в «приобретении профессиональных навыков и умений».В целом можно сделать вывод, что производственная практика организована недостаточно эффективно и не выполняет свои основные задачи, по мнению большинствастудентов.
В опросе участвовало 76% девушек, и 24% юношей.Из них 72% обучаются на 3 курсе, 24% на 4 курсе, и 4% на 5курсе.
Аналитическое распределение.
Проведём корреляцию полученных данных по разделам анкеты в соответствиис целью, задачами и гипотезами работы. Разделы анкеты: «Специальность»,«Преподаватель и студент», «Образование» и «Производственнаяпрактика».
В соответствие с целью исследования необходимо былоопределить эффективные способы организации обучения, способствующие формированиюнеобходимых практических навыков у студентов. А также одна из задач — выявить способыорганизации учебного процесса, чтобы получаемые знания соответствовали необходимымнавыкам.
Для этого рассмотрим какие подходы в обучение выбирают студентыразных курсов.
Студентам было предложено определить какой, на их взгляд, подходв обучении наиболее полезен. Большинство студентов(44%) считают наиболееэффективным, когда «теория и практика в равных соотношениях». Этот вариантвыбрали 54,55% 3 курса, 36,36% 4 курса, и 9,09% 5 курса.
40% студентов отметили, что «практика с элементамитеории». Это студенты 83,33 % 3 курса и 16,67% 4 курса.
12% студентов выбрали «теоретический подход с элементамипрактики», т.е. существующий на данный момент. Этот вариант выбрали 80% 3 курсаи 20% 4 курса. Только 4% студентов ответили, что «практика», этостуденты 3 курса.
Таким образом, студенты всех курсов отмечают значимостьпрактики, т.к. вариант «теоретический подход» не выбрал ни один студент.Следовательно, студентов интересуют не только знания, но и навыки, которые можноприменить на практике. Студенты 3 курса считают более полезным «практику сэлементами теории», а студенты 4 и 5 курса отдают предпочтение «теоретическомуи практическому в равных соотношениях». Отсюда следует, что студенты старшихкурсов (4 и 5) чувствуют необходимость, как теории, так и практики, в отличие отстудентов 3 курса.
Несмотря на то, какой подход в обучение выбирают студенты, большинство(40%) отмечают, что главное в процессе обучение — это их желание. Но 36%студентов выделяют «уверенность, что знания необходимы на практике», этоподтверждает, предположение выше, что студенты отмечают значимость практики в обучение.
Чтобы более точно выразить значимость студентам возможности«выбирать курс слушаемых дисциплин», необходимо выяснить какой процентиз студентов, которые хотят выбирать дисциплины, знают какие знания и навыки необходимыдля успешной работы по специальности. Таким образом, 92% студентов знают, какиенавыки необходимы (вне зависимости сформированы они у них или нет). Из них39,13% ответили, что им необходимо предоставить возможность выбирать курс слушаемыхдисциплин, также 31,43% тоже склоняются к дисциплинам «по выбору»,ответив «скорее да, чем нет». "Скорее нет" ответили 21,74%,а вариант "нет" выбрали 8,7%.
Отсюда следует, что студенты, которые знают, какие навыкиим необходимы для успешной работы, хотели бы иметь возможность выбирать дисциплины.При этом большинство студентов— 47% — выбирали бы дисциплины по принципу,«чтобы знания были необходимы для успешной работы по специальности». А24% студентов, «чтобы знания можно было бы применить на практике».18%,«чтобызнания были универсальны для нескольких специальностей». А12%,«чтобы знания были наиболее востребованы на рынке труда».
Рассмотрим другой аспект образовательного процесса — это отношенияпреподавателя и студента. При анализе ответов студентов, можно сделать вывод,что большинство студентов (76%) рассматривают преподавателя, в первую очередь,как источник знаний и предпочитают «скорее формальные» (52%) или«формальные» (24%) отношения.
Также важно отметить, что личность преподавателя (возраст,внешность) не главное для студентов в процессе обучения. Можно предположить, чтоэто связано с тем, что преподавателя студенты рассматривают, в первую очередь, какисточник знаний.
Однако, в целом наиболее значимы для студентов следующие характеристикипреподавателей (% студентов ответивших («важно» и «скорее важно»)):
100% объективность преподавателя;
100% доброжелательность и тактичность;
96% даёт практические знания;
92% материал был в интересной форме;
88% студентов хотят видеть увлечённых своим предметомпреподавателей;
88%стремления преподавателей дать новый (современный)материал;
88% примеры из жизни;
80% творческий подход;
68% наличие чувства юмора у преподавателя;
56% внешний вид преподавателя;
Сопоставим значимые характеристики с имеющимисяу преподавателей, по мнению студентов:
Студентам было предложено отметить, «какие характеристикиесть у их преподавателей». Вот полученные результаты:
Большинство преподавателей, по мнению студентов, — 80%- "приводят примеры из жизни";
56% преподавателей имеют «чувство юмора»;
У 52% преподавателей"приятный внешний вид";
48% преподавателей, по мнению студентов,«доброжелательны и тактичны в отношении со студентами»;
По мнению студентов,44% преподавателей преподносят«материал в интересной форме»;
40% преподавателей «объективно оценивают студентов»;
32% преподавателей «увлечены своим предметом»и также 32% преподавателей"дают практические знания";
У 28% преподавателей «творческий подход в обучении»и также 28% преподавателей «стремятся дать новый и современный материал».
Сделаем вывод:
Для всех студентов важна объективность преподавателя иего доброжелательность, но только 48% преподаватели доброжелательны и тактичныи лишь 40% преподавателей объективны. Для 96% студентов важно, получатьпрактические навыки, но только 32% преподавателей их дают. Большинству студентов(82%) важно, чтобы материал был в интересной форме, 44% преподавателейсоответствуют этому критерию, по мнению студентов.
Также, студентам был предложен открытый вопрос, где была просьба"опишите качества «идеального преподавателя». На вопрос ответили44% опрошенных. Они написали следующее: объективно оценивает (справедливыйпреподаватель) — 54,55%; даёт практические знания и навыки 36,16%; умеющий заинтересовать,материал в интересной форме и поводит примеры из жизни 45,45%. Кроме того, былиотмечены: тактичный (18,18%), чёткая дикция (9,09%), разрешение пересдавать (9,09%),чувство юмора (9,09%).
Таким образом, гипотеза, что «если преподавательзаинтересует студентов в получение знаний, которые, по — мнению студентов, необходимыдля их будущей трудовой деятельности, то у студентов появится мотив получать и осваиватьзнания и навыки данной профессии» подтвердилась. «Материал в интереснойформе» и «практические знания» значимы для большинства студентов,кроме того, эти качества были отмечены студентами и в открытом вопросе.
Больше половины преподавателей имеют такие значимые характеристики,как 80% приводят примеры из жизни (это важно 88% студентов), 56% преподавателейимеют «чувство юмора» (важно 68 % студентов), у 52% преподавателей"приятный внешний вид" (значимо для 56% обучающихся).
Одной из задач исследования, было выявить отношение студентовк получаемым знаниям.
Проведём анализ ответов на вопросы: "какие получаемыезнания в ВУЗе пригодятся в будущей профессии" и«планируют ли студентыповышение квалификации в будущем.
Итак, студенты придают наибольшее значение знаниям, которыеполучают на профильных дисциплинах. Однако 40% студентов считают, что в будущейспециальности им пригодятся знания по всем дисциплинам, как профильного, так и общегохарактера. Значит, в целом студенты удовлетворены получаемыми знаниями. Хотя многиестуденты чувствуют необходимость или имеют желание получать второе или дополнительноеобразование (72%). Только 4% студентов удовлетворены профессией и уровнем квалификации- не планируют повышать. Я думаю, это связано с тем, что в настоящее время предъявляютсяповышенные требования к специалистам, поэтому сложно быть уверенным в достаточностиуровня знаний и навыков.
Другой задачей исследования, было определить соответствиезнаний и навыков требованиям профессии. Студентам было предложено отметить,»какие качества и характеристики выпускников вузов наиболее важны для современныхработодателей, по их мнению". Полученные результаты:
На первом месте, 48% студентовотметили «профессиональнуюкомпетентность»;
На втором, 36% студентов ответили,"наличиеопыта работы по специальности";
На третьем месте, по 28% варианты ответов: «знаниесферы деятельности предприятия, организации, фирмы», «коммуникативныенавыки» и «умение творчески, нестандартно подходить к решению профессиональныхзадач»;
На четвёртом месте, 20% студентовотметили,«умение работать в команде»;
На пятом месте, варианты ответов: «наличие полезных деловыхсвязей, знакомств», «наличие диплома престижного вуза» их отметилипо 8%.
Студентам было предложено отметить, "какие качества ихарактеристики у них уже есть или начинают формироваться". Получены следующиерезультаты:
Большинство студентов— 36% — отмечают, что «умеюттворчески, нестандартно подходить к решению профессиональных задач»; По28% получили следующие варианты ответов: «профессиональная компетентность»,«знание сферы деятельности предприятия, организации, фирмы»; «умениеработать в команде», «коммуникативные навыки». А по4 % набралиследующие варианты ответов: «наличие опыта работы по специальности»,«наличие полезных деловых связей, знакомств», «наличие диплома престижноговуза».
Отсюда следует, что у большинства студентов сформированыили начинают формироваться качества, которые сами студенты не считают востребованнымиу работодателей. Например, 48% студентов считают, что для работодателей важна«профессиональная компетентность» выпускников вузов, но сами студентытолько 28% отметили, что у них уже начала она формироваться. Также 36% респондентовотмечают важность для работодателей «наличия опыта работы» у выпускников.Но только 4% отметили наличие у себя этого качества.
Но также формируются и важные для работодателей, по мнению студентов,качества:
По мнению 28% студентов для работодателей важны следующие качества«знание сферы деятельности предприятия, организации, фирмы»; «коммуникативныенавыки» и 28% студентов отмечают, что эти же качества у них начинают формироваться.
Также можно отметить, по мнению 20% студентов для работодателейважно, чтобы выпускники ВУЗов «умели работать в команде», и 28% студентовотмечают, что этот навык сформирован или начинает формироваться.
Кроме того, по мнению 28% студентов, «умение творчески,нестандартно подходить к решению профессиональных задач» важно для работодателей,и это качество, как «формирующееся или сформированное» отметили у себя36% студентов.
В целом можно сделать вывод, что у студентов формируютсяили уже сформированы качества, которые необходимы работодателям и те, которые, помнению студентов, работодателям не важны в одинаковой пропорции.
Гипотеза, что «производственная практика необходима дляполучения навыков и стимулирует желание у студентов осваивать специальность»подтвердилась не полностью. Студенты (85,71%) отмечают, что основная задачапроизводственной практики — приобретение профессиональных навыков и умений. Однако,как «стимул для изучения профессии» производственную практику не рассматриваетни один из опрошенных студентов.
 
Глава4. Выводы и рекомендации
В заключение можно сказать, что были решены поставленныезадачи в соответствие с целью данного исследования.
Основные выводы
Студенты всех курсов отмечают значимость практики, т.к. вариант«теоретический подход» не выбрал ни один студент. Кроме того, студентыстарших курсов (4 и 5) чувствуют необходимость, как теории, так и практики, в отличиеот студентов 3 курса, которые хотят больше практики.
Студенты, которые знают, какие навыки им необходимы для успешнойработы, хотели бы иметь возможность выбирать дисциплины. При этом большинство студентоввыбирали бы дисциплины по принципу, «чтобы знания были необходимы для успешнойработы по специальности».
Личность преподавателя (возраст, внешность) не главное для студентовв процессе обучения, и они предпочитают «формальные отношения» с преподавателем.Это подтверждает, что в первую очередь, преподаватель рассматривается студентамикак источник знаний.
Из личных качеств преподавателей, для большинства студентов важно:объективность преподавателя и его доброжелательность, а также, чтобы давал практическиенавыки.
Студенты придают наибольшее значение знаниям, которые получаютна профильных дисциплинах.
У студентов формируются или уже сформированы качества, которыенеобходимы работодателям и те, которые, по мнению студентов, работодателямне важны в одинаковой пропорции.
В соответствии с целью исследования необходимо дать рекомендациипо организации обучения, способствующие формированию практических навыков у студентов.
В первую очередь, нужно увеличить практическую направленностьобучения. Так как студенты должны приобретать не только теоретические знания, нои навыки.
Очень важно уметь применять знания, чтобы сформировать навыки.Чтобы знания и навыки соответствовали друг другу, надо чаще эти знания использоватьна практике. Поэтому при обучении необходимо больше практики, конкретных задач,развивающих умение применять знания. Если студенты поймут, что те знания, которыеони получают, им пригодятся в дальнейшей деятельности, то они будут заинтересованыполучать эти знания, а если нет, то зачем запоминать ненужную информацию?
Студентов привлекает творческий подход в обучение, так как новоеи необычное всегда интересно и такая информация лучше запоминается и понимается.
Многие студенты отмечают, что им важно, чтобы материал был современный.Последние данные и статистика — вряд ли запомнятся, но это, безусловно, всегда«любопытно», а возможно и сам предмет станет интересным.
Что касается отношений преподавателя и студента, то большинствостудентов предпочитают — формальные отношения, а это значит «все студенты равны»,отсюда и желание видеть преподавателя объективным при оценке знаний. Здесь можнорекомендовать использовать тестирование, где количество набранных баллов соответствуетоценке, чтобы студенту «не на кого было обижаться». Хотя здесь становитсявопрос об адекватности вариантов ответов, и о возможности ответа «наугад».Поэтому, тестирование неправильно было бы использовать, как основной вид проверкизнаний, а только в случаях, когда студент сомневается в объективности оценки.
Производственная практика призвана закреплять теоретические знанияи формировать профессиональные навыки; а также, чтобы студент получил информациюо том, над чем ему нужно поработать, чтобы соответствовать современным требованиямрынка труда. В результате исследования стало понятно, что, по мнению студентов,производственная практика организована не эффективно. Целью исследования не быловыявления причин, но можно рекомендовать пересмотреть организацию и проведение производственнойпрактики студентов.
Возможно, рекомендации помогут улучшить качество знаний студентови сформировать у них навыки, которые бы соответствовали их будущей трудовой деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутренняя политика России в 16 веке
Реферат Возникновение и прекращение юридического лица
Реферат Природно-ресурсный потенциал Калининградской области
Реферат Учет аренды основных средств 6
Реферат Царевна Софья
Реферат Внешние функции государства
Реферат Внешняя форма выражения права
Реферат Внутреннее судебное убеждение в оценке доказательств по уголовным делам: проблемы его формирования и реализации
Реферат «Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека.
Реферат Восстание Саржана Касымова
Реферат Порівняльний аналіз конституції УРСР 1978 р. і конституції України 1996 р.
Реферат Помехоустойчивое кодирование
Реферат Eva Luna And A Dolls House The
Реферат Формування позитивної мотивації навчання за допомогою трудової діяльності
Реферат Наступність у навчанні математики між початковими і V-VI класами реф