Реферат по предмету "Социология"


Развитие социологии

Основныесоциально-философские идей К. Маркса
Своеобразный синтезклассического и неклассического типа научности в области социологиипредставляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса и егопоследователей. При создании этого учения К. Маркс исходил из натуралистическихустановок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты истроить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для нихпричинно-следственным объяснением фактов.
Карл Маркс (1818-1883)признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э.Дюркгеймом и М. Вебером. Маркс предложил, совершено иной подход к пониманиюобщества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если дляКонта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и заменановым, более справедливым.
Считается, что всямировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция намарксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно,Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи– за реформистский.
Подобно Конту иДюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателяобщественного развития. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативнымипоследствиями) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгеймполагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание,одностороннее развитее личности, постепенно будут устранены полностью иличастично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессируеткапитализм, тем выше жизненный уровень населения и лучше условия труда. И жизньподтвердила их правоту.
Но Маркс рассуждал иначе.Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества.Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегдаэксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемыйтруд.
Рабовладение и феодализмвсе больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логическойточки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататорыдобровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого ониэксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация какявление, как социальный институт, не исчезнет. Эксплуатацию нельзяреформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество набесклассовое[1].
Предметом социологии вмарксизме, является изучение общества, основных закономерностей его развития, атакже социальных общностей и институтов.
Культура какфактор социальных изменений
Культура – чисточеловеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющихкультуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы имногое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которыесовершенно отсутствуют у представителей животного мира.
Культуру определяютпо-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенногоповедения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся изпоколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных идуховных памятников, символов, обычаев.
Существуют два понятия –общество и культура. Общество – совокупность людей, культура – совокупностьидей (материализованных и нематериализованных), носителем которых выступаетязык. Культура имеет множество значений.
Во-первых, под культуройподразумевают определенную сферу общества, получившую институциональноезакрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерствакультуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшиеучебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества,клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространениемдуховных ценностей.
Во-вторых, под культуройпонимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальнойгруппе, общности, народу или нации.
В-третьих, культуравыражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мыупотребляем выражения ''культурный человек'' в значении воспитанный, ''культурарабочего места'' в значении опрятно прибранное, чистое функциональноепространство. ''Уровневый'' смысл мы вносим в понятие ''культура'', когдакультуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Для многих изнас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене,Достоевском и Пикассо[2]. Подобное толкование,пришедшее к нам из 18 века, по существу уравнивает ''культурность'' с''воспитанностью'' и ''цивилизованностью''. Для большинства антропологов в 20веке ''цивилизация'' обозначала особый, высший тип культуры. Для социологовцивилизация не эквивалентна культуре, а выражение ''отсутствие культуры''бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами,смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметыиспользует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, оннаделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить;средством утоления жажды, способом получения электроэнергии, средствомтранспортировки грузов, религиозным символом, санитарно-гигиеническим средством,местом развлечения, отдыха и т.д. Наделяемые значениями и именами предметысоставляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получилизначения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все,до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаютсяв культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванноммире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому уних нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить всеэто – языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которогосоздается язык, а именно мышления. Культура – это то, что выделяет человеческоеобщество из животного мира. Она – искусственно созданная – при помощи языка,мышления и символических значений – среда. Если представим культуру в видесложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура,создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходныеклеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами,или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные инематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры –материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческимируками (их называют артефактами); паровая машина, книга, погребение, храм,орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем,что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение,выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы илиобщества. Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру;правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности,церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они –тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, аразумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть,осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любойнематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаютсячерез книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов.Ношение галстука – ритуальное символическое действие, часть светского этикета.Оно было бы невозможным, без участия материального посредника – галстука.Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности,идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементысуществуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуютвокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурномкомплексе. Культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов,возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примеромслужит спортивная игра, в частности футбол, С ним связаны; стадион, болельщики,рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое.Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образжизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имелоизобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менееважными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идеянаследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Онивызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения,законы.
Культура делится наматериальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают чертыкультуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи иидеи.
К базисным элементамдуховной культуры относятся: обычаи, нравы, законы, ценности.
Первые три являютсяразновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную системукультуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как надо делать ив каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят внормативную систему культуры, но не в качестве основных, а дополнительных ееэлементов. В любом обществе – от самого примитивного до суперсовременного –есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет икодекс. Хотя ценности и не относятся к видам культурных норм, но они входят внормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в нейособую функцию.
Хотя ценности неотносятся к видам культурных норм, но входят в систему культуры наряду сдругими её элементами и выполняют в ней особую функцию. Ценности, – социальноодобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такоедобро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаютсясомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность являетсяценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Ценностипредставляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительноцелей, к которым следует стремиться. Только самое ценное в обществе подлежитохране со стороны социальных норм. Культурные нормы – разновидность социальныхнорм.
Для описания того, накакие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностныеориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретныхценностей в качестве нормы поведения.
Обычаи, нравы, законы –именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативнойсистемы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций,которые обычно использует общество по отношению к нарушителям.
Обычаи – традиционноустановившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Еслипривычка – это повседневная, не праздничная сторона социальнойдействительности, то обычаи представляют более редкий, «праздничный»ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычайпраздновать Рождество и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о еевозрасте, уступать ей место и подавать ей руку, как и многое другое, пользуетсяуважением, почитается и охраняется как нечто ценное. Обычаи, – одобренные обществоммассовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителямприменяются ненормативные санкции – неодобрение, изоляция, отрицания. Некоторыеобычаи стоят близко к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимыеэлементы культуры.
Нравы – обычаи,обретающие материальное значение. Так в Древнем Риме это понятие означало самыеуважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores, – а нравы. От сюда и пошло слово мораль –совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеаловдобра и зла, справедливости и т. д. Безнравственно оскорблять старших, битьженщину, обижать слабого, издеваться над инвалидом. Но с другой стороны в тойже Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабогоребенка. Таким образом, что именно считать нравственным зависти от культурыданного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственныхустоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.
Закон – нормативный акт,принятый высшим органом государственной власти в установленном конституциейпорядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм,требующий безусловного подчинения.
Различают два видазаконов. Обычное право – совокупность неписаных правил поведения вдоиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из негопостепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Закономобщество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь,государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства.
Нарушение законов влечетк уголовным наказаниям, самым сильным из них в настоящее время являетсяпожизненное заключение.
Человеческая культуранеотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что ихнередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто страдициями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают ссоциальным институтом. Несомненно, одно; в основе обычаев и традиций лежитпростая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя ужеприобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлениитрадиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи,традиции, манеры – в сфере человеческого общества. Обычай указывает наодобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры – лишь стилизованная формаобычая. Понятия ''обычай'' и ''манеры'' ничего не говорят нам о том, чтопередаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие– традиция. Под традицией правильнее понимать механизм воспроизводства, процесспередачи из поколения в поколение культурных норм и черт; символов, обычаев,манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиция показывает вертикальную осьвремени -–то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнеевсего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящееи будущее, становится традиционным. Традицию понимают еще как ''предание''.Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: либо черезпрактическую имитацию (повторение каких-либо действий); либо через фольклор.
Адекватность передачидостигается многократными повторами, системами символических текстов(мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черткультуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. Всовременном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса,библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачипрошлых знаний. Традиции, – укоренившиеся в характере данного народа способыотноситься к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом.Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементовнормативной культуры. Они могут быть универсальными и локальными.
Традиция гостеприимствасуществует у многих народов, а церемония чаепития — только у японцев. В первомслучае они считаются культурными универсалиями, во втором – культурнымсвоеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества.
Они встречаются, чуть –ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся.Традиции существуют по долгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются изпоколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, онимогут превратиться в социальный институт.
На заре человечествапарный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеминародами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт – перезревшаятрадиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже непомещающаяся в рамки традиций. В социологии традицию понимают именно какмеханизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимостьсохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом.Что-либо узаконивать, делать оправданным – еще одно функция традиции.
В зависимости от того,кто создает культуру каков ее уровень, социологи различают три формы –элитарную, народную и массовую, и две разновидности; субкультуру иконтркультуру.
Элитарная культура создаетсяпривилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку ивысокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, напримерживопись Пикассо трудна для понимания неподготовленного человека. Круг еепотребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень образованиянаселения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формулаэлитарной культуры ''искусство для искусства''.
Народная культурасоздается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) иколлективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни итанцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными(изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми(карнавальные шествия).
Фольклор – еще одноназвание народного творчества. Фольклор связан с традициями данной местности, идемократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культурасоздается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронныхносителей. Время ее появления – середина 20 века, когда средства массовойинформации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли вбольшинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она обладаетменьшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. У неесамая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражаети реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстротеряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной инародной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое названиемассовой культуры, а китч – ее разновидность.
Совокупность ценностей,верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членовобщества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается намножество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных,- постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть системаценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.
Субкультура – часть общейкультуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальнойгруппе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами нажизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут бытьочень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждогопоколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующейкультуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующимиценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, амолодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американскиеценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальнуюсдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Наряду с понятиямисубкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин''суперкультура''. Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом исоциологом К. Болдуингом[3]. Суперкультура – этокультура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злакови искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью.Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык –английский, и мировая идеология –наука. Народная культура оберегает священное,а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование иформальные организации.
Жизнь людей в обществебез языка практически невозможна. Он возник на заре человеческой историиодновременно с орудиями труда. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат.Разговорный язык универсален, так как используется всеми людьми, а неотдельными группами. Язык – это набор передаваемых через культуру моделейповедения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества. Он –праматерия культуры. Культура состоит не только из слоев, она включает обычаи,традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – фундамент, предпосылкавсех предпосылок. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. Наязыке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее – модели поведенияот ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Такпроисходит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоение культурныхнорм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения. Язык интересуетсоциологию как совокупность моделей поведения и символов. Это социальныйконструкт, появившийся на заре человеческой истории. У каждой социальной группы,как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциациюязыка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.),взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языковогои социального поведения. У каждого человека есть не только социальный, но икультурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность кконкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию,диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргонаили высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только окультурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания,социальном происхождении. Необразованный человек не замечает своейнеграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает словастихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться.По употребляемым словам и выражениям можно судить о том; из какого социальногослоя происходит говорящий, где именно он жил (город, село, область), в какихусловиях происходила социализация, какие книги он читал, с кем дружил и т. п…Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной странысуществует множество языковых систем. Один человек может быть участникомнескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому,как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большиегруппы. Одна из таких групп – речевая общность (языковой коллектив). Еесоставляют носители и трансляторы данной формы языка. Культурно-речевой статус– еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая познавательнуюгигантскую информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевыеобщности – большие социальные группы людей. Под культурно-речевой средойпонимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупностьиспользуемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов,ценностей, норм). Семья, половозрастная группа, социальный слой или классявляют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая средавыступает средой социализации и одновременно – средой консолидации людей.Таковы ее важнейшие функции. Содержание и организацию культурно-речевогоповедения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс. Привычки, – твердоусвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения ивыполняющиеся автоматически, бессознательно. Привычка спать лежа, есть сидя,осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь сутьколлективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию.Привычка – жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Манеры,– стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Закрыть за собой дверь– привычка. Но сделать это можно по-разному; придерживая рукой, хлопнув со всейсилой. Окликать по имени – речевая привычка. Но то, как это делается (грубо иливежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манерымогут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются напривычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры –стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную системудействий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Этикет – принятая в особыхсоциальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначеговоря, комплекс манер. Особый этикет, в том числе речевой, существовал прикоролевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет содержитособые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшиеслои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременноговорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу –обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должногоповедения для высших кругов общества. Сегодня этикет перестал служитьисключительной формой поведения, он характеризует поведение представителялюбого слоя общества. Изменилась его функция; он отличает воспитанного человекаот невоспитанного. Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательныйакт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский иуголовный кодекс). Кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующихповедение и речевой словарь индивида. Среди правил, регулирующих поведениелюдей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическимсодержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнатьсвою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, асоциального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной ииндивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющимсоциальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти– герб, титул, должность. Язык не только дифференцирован (разнообразен усоциальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.Выделяют следующие основные формы языка; литературный, народно-разговорныйязык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты. Формы языкаиерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные.Литературный язык – главная форма существования национального языка,воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другиебогатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная частьобщества. Народно-разговорный язык – стилистически более сниженная, менеенормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступнаиндивидам с любым уровнем образования. Просторечие – нелитературный стильобиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованныхслоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие –совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературногоязыка. Территориальный диалект (ТД) – бесписьменная форма языка, ограниченнаябытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, аименно крестьянством. Диалекты – исторически самая ранняя форма языка,сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном всельской местности. Социальные диалекты, или социолекты – условный языки (арго)и жаргоны. Носители СД – городские социальные группы. Ученые различаютсословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты.
Классификация социолектоввключает:
Профессиональные«языки» – набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся вобиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами.
Корпоративные жаргоны –параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон –лингвистическое проявление субкультуры (подростковая, студенческая, армейская).Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы.
Условные языки (арго) –лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка,непонятного для непосвященных. Его выбирают группы, сознательно стремящиесяизолироваться от окружающих.
Жаргон деклассированных –экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарнаяречь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Воровской жаргон –яркий образец жаргона деклассированных элементов общества. Он выражаетспецифическую мораль, противостоящую общечеловеческой морали.
Социальная стратификациярусского языка – разновидность социальной стратификации общества. Она раскрываетиерархическую структуру общества и его культуру.
 
Что такоесоциальная группа? Приведите примеры социальных групп
Общество – совокупностьсамых разных групп; больших и малых, реальных и номинальных, первичных ивторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – однаиз групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышаетчисленность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способенсостоять сразу в нескольких группах. Под социальной группой принято пониматьлюбую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковымиявляются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства,доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа – этосвоеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа– это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы.
Ученые доказали, чтомногие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык,самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. Вгруппе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначеговоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе изависит от нее. Люди выживают только сообща. Изолированный индивид – скорееисключение, нежели правило. Уже в древности люди жили группами: мобильныесообщества первобытных охотников в 20 – 30 человек, ведущих бродячий образжизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслитсебя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки,производственной бригады.
Социальная группа – этосовокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основеразделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. От социальнойгруппы следует отличать квазигруппы. Квазигруппа имеет следующие отличительныечерты: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствиеразнообразия во взаимодействиях; кратковременность совместных действий.Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либоокончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются вустойчивые социальные группы.
Примером социальнойгруппы являются: место работы человека, место жительства и др.

Списоклитературы
1.   Кравченко А.И. Социология. Учебникдля студентов вузов. – М.: «Логос», 1999. стр. 18-19; 157-182.
2.   Фролов С.С. Социология. Учебник. –М.: Гардарик, 1999 стр. 170-180
3.   Радушн А.А. Социология. Курс лекции.– М.: Издательство «Центр», 1997 стр. 26-33


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.