Курсовая работа по учебной дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»
РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ БЕЗДОМНЫХ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 БЕЗДОМНОСТЬ И ЕЕПРИЧИНЫ
1.1 История русскихбомжей
1.2 Причины и факторыпоявления лиц «бомж»
2 РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИЗАНЯТОСТИ ЛИЦ «БОМЖ»
2.1 Проблемы занятостилиц «бомж»
2.2 Мероприятия посоциально-трудовой реабилитация лиц «бомж»
2.3 Практикасоциально-трудовой реабилитации лиц «бомж»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ
В работе использованы следующие основные понятия:
АДАПТАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ — процесс взаимодействияличности или группы бездомных со средой: включает усвоение норм и ценностейсреды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствиис новыми условиями и целями деятельности.
БЕЗДОМНОСТЬ: а) состояние (социальное положение) человека,связанное с отсутствием у него прав на конкретное жилое помещение (здание,строение), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания и вкотором он мог бы зарегистрироваться по месту жительства или по меступребывания; б) социальное явление, связанное с отсутствием у людей прав наконкретные жилые помещения (здания, строения), которые они могли быиспользовать для проживания или пребывания, и отсутствием у этих людейрегистрации по месту жительства или по месту пребывания.
БЕЗДОМНЫЕ — социальная группа, сформировавшаяся врезультате отсутствия у граждан жилых помещений и регистрации по местужительства или по месту пребывания
БОМЖ (лицо без определенного места жительства) – то же, что ибездомные.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗДОМНОСТИ — система мер и мероприятий, направленныхна устранение причин бездомности и её предотвращение.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ — система мер, направленных на ликвидациюбездомности как социальной проблемы, обеспечение бездомных жилыми помещениями,создание надлежащих условий для реализации бездомными общепризнанных прав исвобод человека, в т.ч. право на труд.
СОКРАЩЕНИЯ
В работе были использованы следующие сокращения:
БООП – благотворительная общественная организация помощи (лицамбез определенного места жительства).
БОМЖ – лицо без определенного места жительства.
ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство.
МУ – муниципальное учреждение.
РФ – Российская Федерация.
ЦСА – центр социальной адаптации.
ВВЕДЕНИЕ
Бездомные (в официальном языке — лица безопределенного места жительства или лица БОМЖ) — социальная группа,сформировавшаяся в результате отсутствия у граждан жилых помещений ирегистрации по месту жительства или по месту пребывания.[1]
Экономически бомжи поддерживают себя сбором и сдачей тары,пригодной для вторичной переработки (стеклянные бутылки, алюминиевые банки,картон), реже - попрошайничеством или грабежами. Как правило, ониобъединены в локальные сообщества, внутри которых существует определеннаяиерархия и разделение труда.
Бездомность является одной из самых острых социальных проблем,однако она все еще не получила достаточного научного освещения и, к сожалению,не входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. Досих пор не изучены реальные масштабы бездомности в стране и отдельных регионах,политические, правовые, экономические, культурные и социально-психологическиепредпосылки проблемы, ее сравнительные особенности в разных регионах и типахпоселений, эффективные практики решения этих проблем и т.д.
Для многих благополучных россиян бездомные ассоциируются сопустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образжизни попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми. В ролитаковых и в самом деле часто выступают алкоголики обоих полов. На бомжейсмотрят с отвращением и презрением, как на грязных, никогда не моющихсясуществ, от контактов с которыми стараются всячески уклоняться из-за явныхопасений «подцепить» какую-нибудь заразу, инфекцию, а то и болезнь. Кличка«бомж» настолько закрепилась в нашем лексиконе, что стала использоваться дажена официальном уровне, аккумулируя в себе не только факт отсутствия у человекаместа постоянного проживания, но и самого низкого социального статуса иэкономического положения, связанного с падением на дно жизни, криминальнымповедением и прямо-таки животным состоянием.
Однако правозащитники и члены гуманитарных организацийрасценивают понятие «бомж», как порочащее честь и достоинство человека. По ихмнению, именно общество и государство толкают этих людей на дно, точно так же,как невозможность получить жилье и устроиться на работу вынуждает совершать противоправныедеяния и даже преступления. Бомжам априори приписывают отрицательные,дискредитирующие атрибуты, снижающие жизненные шансы и косвенно подавляющиеправа.
Истинное положение людей, оказавшихся без жилья, отражаетне понятие «бомж» и даже не такое его полное изложение, как «лицо безопределенного места жительства», а именно «без-домный»: обездоленный,депривированный, т.е. лишенный гражданских прав, жилья, работы, медицинскогообслуживания, страхования жизни, ютящийся на чердаках и в подвалах, проживающийв общежитиях, ночлежках, домах престарелых и домах, предназначенных на снос, удрузей.[2]
Вопросы бездомности особенно актуальны в современных условияхнестабильной и постоянно меняющейся жизни. Сегодня бомж сталчеловеком-невидимкой, и не потому, что его действительно не видно — простообщество, государство не хотят замечать бомжей, обращать внимание на проблемыэтой категории людей, наших с вами сограждан. Между тем количество бездомныхустойчиво растет. Точная численность лиц без определенного места жительстванеизвестна, по различным оценкам составляет около 4,5 миллионов человек или2,8% населения России.[3]
К сожалению, проблема бездомности не решена ни в одном обществе. Исследования разных стран свидетельствуют, что и при сравнительно высоком уровне жизни имеется определенный слой граждан, бегущих от трудностей жизни, от самих себя. Но дело в том, что в нашей стране этот процесс принял уродливые формы, где практически любой человек может попасть в экстремальные условия.
Опыт показал, что без конструктивного изменения отношения общества и властных структур к проблеме бездомности ситуация будет только ухудшаться. Для того чтобы остановить рост бездомности в современной России изменения в отношении к этой проблеме должны произойти на разных уровнях: от федерального правительства и администраций городов до милиции и неправительственных организаций.
Граждане переходят в эту категорию в силу разных причин. Этопотеря родственных связей, жилья, пьянство, привлечение к уголовной ответственностии т.д. Бомжи, не имеющие крыши над головой, стремятся туда, где легче выжить ипрокормиться. Самая большая концентрация бездомных — в больших городах,привлекающих иногородних, в том числе не россиян, шансами получить работу, атакже — в территориях с благоприятными климатическими или экономическимиусловиями (Краснодарский, Ставропольский края, нефтедобывающие северныерегионы).
Факторов, когда человек становится бомжем, много. Например, прописка, причем административное регулирование места жительства существует только в нашей стране. По причине судимости нельзя прописаться домой и освободившиеся скапливаются на вокзалах, т.е. мы сами, не оказывая им поддержки, провоцируем рецидивную преступность. На вокзалах же скапливаются и студенты, отчисленные и выписанные из общежитий, и подростки, которые проходят здесь школу жизни. Проблема не только в том, что люди эти бесправны и нуждаются в помощи (к примеру, в США государство не участвует в поддержке бомжей, считая, что это личный выбор «униженных и оскорбленных» и головная боль общественных организаций), а еще и в том, что граждане, оказавшиеся на дне, являются потенциальным источником преступлений.
Критической чертой является продолжительностьбездомности свыше одного года. Длительное бродяжничество ведет к деградацииличности. Сколько потерявших человеческий облик существ мы ежедневно встречаемв метро и на вокзалах! В то же время их образ жизни — реклама того, что можножить не работая. Бродяги и попрошайки подают дурной пример потенциальным бомжам,людям слабым и отчаявшимся. Происходит расширенное воспроизводство социальнодеградированных слоев населения, рождаются неполноценные дети, которые, какправило, ведут такой же образ жизни, как и их родители. Лица такого поведенияявляются носителями многих инфекционных заболеваний: из-за них возникают иполучают широкое распространение эпидемии, которых Россия не знала много лет.Бомжи обостряют криминогенную ситуацию в стране, увеличивают числопотенциальных преступников.
Можно назвать и следствия экономическогохарактера. Так, рост этого контингента неизбежно повлечет за собой увеличениеналогов с населения, направленных на организацию спецучреждений для таких лиц.Люди трудоспособного возраста оказываются выключенными из общественно-полезногопроизводства (причем не только сами лица безнадзорного поведения, но и персоналспецучреждений, работники МВД и служб социальной защиты). Потерянными можносчитать средства, затраченные на образование людей, лишившихся стабильнойработы и постоянного места жительства.[4]
Проблема бездомности для России не нова. На разных этапах различнобыло отношение власти и обывателей к этой проблеме и к людям, которые в неепогружены. Соответственно предлагались разные пути решения. Но неизменнымоставалось одно: тяжелейшее социально-экономическое положение и бесправиебездомных.
Напряженность проблем, связанных с бездомностью, такжезависит от региона и величины территории, их инфраструктуры и экономическихвозможностей.
Проблемы лиц без определенного места жительствадолжны решаться на межведомственном уровне. В первую очередь, необходимоопределить статус бомжа, разработать комплексную программу социальной защитыбездомных и определить источники ее финансирования.
Проблема адаптации в обществе бомжей — не столькоправоохранительная, сколько социальная. Пожалуй, судьбоносную роль в жизнискитальцев играет паспортизация. Ведь без документа и прописки человек оказываетсялишенным по сути всех прав, даже права на жизнь. Так что проблема социальнойадаптации бомжей стоит сегодня остро.
Как вернуть к нормальной жизни тех, кто не находит в себе силырасстаться со свободой от всех и вся? Какую помощь здесь могут оказатьгосударство, общественность страны? Кто должен заниматься трудоустройствомбомжей и может ли вообще быть решен вопрос трудоустройства бездомных? Но егонеобходимо решать, создавая систему трудоустройства данных лиц, пусть и нанепопулярные виды работы: благоустройство территорий, работа на стройках,уборка и сортировка мусора.
Актуальность темы определяется еще и тем, что Россия находится всистемном кризисе и переживает переломный период общественного развития, когдапрежние представления об обществе оказываются несостоятельными, а новые ещетолько создаются. Реформирование общества на основе либерально-демократическихпринципов приводит к серьёзным сдвигам в системе ценностных ориентациинаселения, а растущее имущественное расслоение серьёзно изменило социальнуюструктуру общества, сделав безработными миллионы людей, а десятки миллионов,живущими на средства ниже минимального порога бедности, о чём свидетельствуетофициальная статистика. Достаточно одной, самой маленькой и даже незначительнойпричины, чтобы этот слой людей опустился на «дно».
В связи с этим, все технологии социальной работы должны бытьнацелены на создание системы мер и мероприятий, направленных на устранениепричин бездомности и ее предотвращение, а также немаловажен аспект избежаниявозникновения связанных с отсутствием жилья негативных общественныхпоследствий.
Проведенный анализ существующих технологий социально-трудовой адаптациис бездомными гражданами в Санкт-Петербурге показал, что ни одна из технологийсоциальной работы в отдельности не может полноценно и продуктивно содействоватьрешению проблемы бездомности. Только комплексный подход, возможность созданияновых инновационных разработок в этой области позволят в нынешних условияхначать решение этой проблемы. Но без продуманной государственной политикиситуация будет только ухудшаться.
Лица без определенного места жительства для истории России неявляются новым социальным явлением. Исследования по этой проблеме возникли в30-е года прошлого века, когда начались процессы массовой миграции и среди нихвыявилось большое количество бездомных. По этой проблеме рассмотреныисследования Л.С.Алексеевой Бездомные в России. – М., 2003; А.Н.Никифоровой,Р.Н.Гутовой Бездомность: тенденции развития и возможные подходы к решениюпроблемы. — М., 2001 и др.[5]
Современныйэтап радикальных экономических и политических реформ в России сопровождается ка.динальнымипреобразованиями всей социальной структуры российского общества, котораяисследуется современной социологией (В.Н.Тетерский Введение в социальнуюработу. — М., 2000.; Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М., 2000, Е.В.Филатова Теория социальной работы. –Кемерово, 2002. и др.)[6].
Наибольшую озабоченность исследователей вызываетрост числа лиц бомж и проблемы их адаптации, что стало предметомсоциологических исследований таких авторов как: Л.С.Алексеева Социальнаягостиница: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие. –М., 2002.; А.П.Верховодко, Т.Г.Малышева Организация работы с гражданами безопределенного места жительства и занятий в специализированных учрежденияхсистемы социальной защиты. – Пермь, 2001.; И.З.Карлинский Анализ социального иправового положения бездомных в современной России. – СПб., 2004.;И.И.Осинский, И.М.Хабаева, И.Б.Балдаева Бездомные — социальное дно общества. –М., 2003; М.А.Сигутина Бездомность: состояние и пути решения проблемы.Методология социологических исследований / Ломоносовские чтения. Студенты.Т.1.–РГУ, 2002; С.Н. Смирнов Перспективы неперспективных–государственнаяполитика социально-экономической реабилитации лиц без определенного местажительства // Аналитический сборник. – М., 2005; В.И.Староверов, Ю.Р. РощинСоциальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамика перемещения. — М., 1989;Е.П.Юликова, М.А.Новикова, А.Л. Маршак Проблемы лиц без определённого местажительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживаниепенсионеров и инвалидов. — М., 1997. — №5; Е.П.Юликова, В.Ф.Скляров Социальнаязащита бомжей // Факты, комментарии, заметки. Социология. – М., 1994. — №17 идр.[7]
Характернойособенностью последних лет является не только рост численности бездомных людей,но и их широкая социальная сруктура, куда входят не только бывшие осуждённые,но и бывшие военнослужащие, люди с высшим образованием. Категория бездомныхлюдей в последнее время пополняется за счёт детей и подростков, оказавшихся наулице в результате бездумного либо криминального поведения родителей, лишившихсвоих детей домашнего очага. Эти проблемы освещены в исследованиях Р.Гутова,А.Назарова. Бездомные в России: взгляд на проблему / Народонаселение, — 2001. — № 4.; Ю. Мороченко.Бездомность с лицом нестарого мужчины // Парламентская газета. –2006.— № 138.; Э.А.Орловой. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическаяинтерпретация // Социокультурные проблемы социальной работы. – М., 1996.;Л. Поповой. От сумы да от тюрьмы незарекайся. – 2000. – №50.; Семья как социальный институт и проблемымаргинализации населения. – М., 1998.; С.А.Сидоренко. Бездомность:создание социального дна (обзор) // Социальные и гуманитарные науки.Социология. — М., 1995.; Человек-невидимка // Экспресс К. — М., – 2006. — № 87. – С.12.и др.[8]
Вопросысоциального положения бездомных людей, их представленности в российскомобществе, необходимость их социальной адаптации и интеграции в обществорассмотрены в ряде социологических исследований, проводимых в разных регионахРФ и освещены в следующих материалах: Л.С.Алексеева. Социальная гостиница:содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие. – М.: 2002.– С.18; В Томске взялись за трудоустройство бомжей//Томский вестник, 2006. — №8. — С.3 и др. Кроме этого, широко использовались ресурсы Интернет по самымвсем направлениям согласно теме курсовой работы.
Новизна работы в следующем:
- составленсоциальный портрет лиц без определенного места жительства;
- охарактеризованыфакторы, лежащие в основе их появления;
- выявленыподходы к социальным процессам адаптации в общество лиц бомж;
- показаназначимость подходов к реализации всех составляющих механизма социальнойадаптации лиц без определенного места жительства.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение исистематизация теоретических основ по проблеме лиц бомж, проведение анализапоявления и настоящее положение бомжей в России, выявление на этой основеосновных проблем и способов по адаптации и ресоциализации этой категории лиц.
Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:
- исследоватьтеоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе,средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения натему курсовой работы;
- датьанализ факторов, лежащих в основе появления лиц бомж, выявить особенности ихсоциальной адаптации;
- исследоватьи обосновать типовую социологическую характеристику лиц бомж;
- выявитьи проанализировать существующие подходы к процессу социальной адаптации бомжей;
- охарактеризоватьмеры социальной помощи для лиц бомж.
Проблема — отсутствие гарантий социальной защиты граждан, в томчисле лиц бомж, и реальных социально-экономических условий и правовых основ дляулучшения их социального статуса.
Объект курсовой работы – категория граждан — лица бомж.
Предмет курсовой работы — процесс социальной адаптации лиц бомж вобщество.
В курсовой работе использованы такие методы исследования как:
- анализлитературных источников;
- анализстатистических данных, в том числе Интернет-источников;
- собственныенаблюдения.
Ключевые слова: бомж, бездомные,адаптация бездомных, бездомность, профилактика бездомности, ресоциализациябездомных.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав,заключения и приложений, содержит 2 таблицы и список литературы из 39наименований.
1БЕЗДОМНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Начавшееся в 90-е годы реформирование российскогообщества породило резкую социальную дифференциацию. В основании образовавшейсясоциальной пирамиды оказались самые обездоленные слои общества, к которымотносятся лица без определенного места жительства — это по существу социальноедно общества. Еще совсем недавно знания о социальном дне мы черпалипреимущественно из русской дореволюционной художественной литературы. Нынешняяроссийская действительность возвратила нас в мир, где бездомность приобрелахарактер социального бедствия, не только в силу многочисленности этойкатегории, но и из-за явной тенденции ее роста.
Бомжи — это социальная группа людей, не имеющиепристанища — ни собственного, ни служебного, ни арендованного, предоставленногородственниками, друзьями, знакомыми. Именно этот признак отличает бездомных отсоциально близких слоев общества.[9]1.1История русских бомжей
Аббревиатура «бомж» вошла в наш обиход не так давно. Но это вовсене значит, что до этого бродяг не существовало. На самом деле они были еще вглубокой древности, только назывались иначе. Бомжи наследники бродяг, откоторых они отличаются большей опущенностью, опустошенностью и деградацией.Понятие введено в языковой оборот в 1970-е годы ХХ века. Тогда, в результатеопределённого облагораживания советской политической системы, в милицейскихпротоколах задержания и стало появляться слово «бомж». Например, в 1975 году влинейном отделении милиции Финляндского вокзала города Ленинграда задержанные,не имеющие документов, регистрировались как «б/о м.ж.». В дальнейшем сфераприменения слова расширилась и изменилась, бомжами стали называть людей,живущих без прописки, а также в некоторых случаях, когда человек жил послучайным адресам.
В массовое употребление слово «бомж» вошло благодаряпоявившимся в годы перестройки телепрограммам, посвященным новостямкриминального мира. Вместе с криминальной хроникой перестройка принеслаэкономические реформы, во многом способствовавшие пауперизации населения иувеличению численности бомжей.
Считается, что ряды бомжей пополнило большое количестволюдей, не адаптировавшихся к изменениям 90-х годов. Другой причиной увеличенияих численности в этот период было ослабление административного контроля.Главным фактором, повлиявшим на увеличение количества бомжей, признаетсяпоявление в эти же годы свободного рынка недвижимости. Возможность быстро ипросто получить за свое жилье крупную сумму наличности на многих подействоваларазвращающим образом. К этому нужно добавить мошенничества при продаже жилья, атакже проблемы, возникающие перед человеком, вернувшимся из мест лишениясвободы.
Время от времени в столичных городах проходила кампанияборьбы с бомжами: например, в 1980 году перед Олимпиадой в Москве и Ленинградепереловили и вывезли всех живших там бомжей в областные города районногоподчинения и поселки городского типа, удаленные от столичных городов нарасстояние 100 и более километров.[10]
В семи регионах России — Самарской,Мурманской, Архангельской, Владимирской, Новгородской областях, в городахСанкт-Петербурге и Петрозаводске – в 2003 году было проведено исследование, насегодняшний день не имеющее аналогов, в результате которого вырисовался портретбомжа. Так каков же он – сегодняшний бомж?
Во первых, это «мужское лицо» — средиобитателей социального дна две трети мужчин. Средний возраст нищих и бомжейприближается к 45 годам. По социальному положению 81% бездомных относит себя крабочим, 12,2 — к служащим. Меньше всего «на дне» работников сельскогохозяйства — 0,7 процента. 92% бездомных — одинокие люди. Почти пять процентов сообщили,что имеют на иждивении родственников, а 15% родни не имеют вообще. 63% бомжейпо различным причинам не поддерживают никаких отношений с оставшимися в живыхродственниками. Бродяжнический образ жизни для этих людей является «личнымвыбором» только в 14% случаев. Среди бездомных 26% бывших заключенных, а 19,6%обитателей улиц утратили жилье в результате мошеннических сделок снедвижимостью. Половина респондентов имеют паспорт, зато 34% не имеют никакихдокументов.[11]
Было развенчано еще одно заблуждениеобывателей, считающих, что в общей массе бомжи — глубокие невежи. Большинствоопрошенных получили среднее профессиональное образование, встречались среди нихи граждане с высшим образованием. Почти 60% бездомных сообщили о наличии у ниххотя бы одной профессиональной квалификации и еще треть — о наличии двух иболее специальностей.[12]
Что касается источников существования, то болееполовины бродяг промышляют временными приработками, затем стоят сбор и сдачавторсырья, пенсия, пособия, постоянная неофициальная работа и милостыня — 16,8%бомжей нищенствуют, несколько бомжей признались, что занимаются мелкимворовством. Постоянная официальная работа оказалась на последнем месте.Официальное трудоустройство является для бездомного исключительной редкостьюотнюдь не случайно, т.к. оно возможно лишь при сохранении прописки,свидетельства государственного пенсионного страхования и ИНН. [13]
1.2.Причины и факторы появления лиц «бомж»
Причины появления этого контингента лиц, можноразделить на объективные и субъективные.
К субъективным можно отнести генетические ибиологические особенности некоторых людей, их склонность к бродяжничеству,нежелание трудиться. Эти люди — потенциальные бомжи, и при возникновенииопределенных условий они ими становятся.
Среди объективных причин — обострениеэкономической ситуации (стагнация производства, инфляция, рост цен, падениежизненного уровня), политическая нестабильность, потеря нравственных ценностейи ориентиров.[14]
Условно бомжей можно классифицировать на 3основные группы:
1 группа — лица, вставшие на путь бродяжничествапод влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания всемье, болезни, одиночество, старческое слабоумие), — как правило,нетрудоспособного возраста;
2 группа — лица, утратившие жилье в связи с пребываниемв местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья,утратившие документы и не имеющие сил и средств выйти из создавшейся жизненнойситуации;
3 группа — лица, как правило, трудоспособноговозраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму,продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
Следовательно, к представителям каждой изназванных групп целесообразно применять различные подходы. Решение социальныхпроблем первой группы лиц возможно путём определения их в дома ночногопребывания, социальные гостиницы и Центры социальной адаптации с дальнейшимоформлением в специальные отделения домов-интернатов.
Вторую группу лиц можно разделить на двеподгруппы:
— лица, утратившие жильё в связи с пребыванием вместах лишения свободы — для них, в настоящее время определён порядокпостановки на учёт для получения жилья и предоставления жилой площади;
— лица, утратившие жильё в связи с обманом приобмене или купле-продаже жилья. Думается, что решение проблем данной категорииграждан возможно путем создания социального жилого дома гостиничного типа спредоставлением жилья на основании договоров безвозмездного пользования.
Эффективная работа с представителями 3-й группыбудет возможна только с принятием на федеральном уровне соответствующихзаконодательных актов.
А каковы причины роста лиц«бомж»? Одной из основных причин являются резкое ухудшениесоциально-экономического положения в стране, трудности или невозможностиадаптации части ее населения к новым условиям жизнедеятельности. У бездомныхэто проявляется в отсутствии стремления к самостоятельному принятию решений, внеспособности к активной деятельности, нежелании трудиться, причем сами они вэтом не признаются (неадекватная самооценка), а считают, что своим бедственнымположением они «обязаны» различным привходящим обстоятельствам.
Особенно трудно проходит адаптирование у людейнаходившихся в местах лишения свободы, которые нередко потеряли свое жилье,связь с родственниками. Находясь в заключении, они утрачивают элементарныесоциальные навыки, необходимые для успешной адаптации. Этот процесс ярко описанодним респондентом, который приводит в своей работе С.А.Сидоренко: «Когдачеловек сидит в тюрьме, он как бы отвыкает от самостоятельности. Подъем — егоподнимают, поесть — его отведут. В баню его заведут. Белье ему сменят. Наработу отведут, с работы приведут. В общем, там у него происходит своего родадеградация. И когда выходишь на волю, теряешься во всех этих коридорах. Надочто-то творить, что-то себе создавать. А у человека просто опускаются руки. А витоге — очередная судимость. Потом опять очередная».[15]
Объективно способствовала росту бездомностипроведенная в начале 90-х годов приватизация и создание рынка жилья,возможность его купли-продажи. Среди воспользовавшихся этой возможностью былибезработные люди, которые, продав свою квартиру или дом, оказались на улице, авырученные деньги попросту пропивали.
Пополняют группу бомжей и часть граждан-мигрантовиз «горячих» точек или сельской местности.
Утверждение о том, что причины бездомности связаны спсихологическими особенностями индивида, склонностью к пороку, отсутствиемстимулов к занятиям рутинной работой, тяги к криминальной романтике, ложнойсвободе, не лишено смысла. Но тот факт, что у большинства преобладают внешние,не зависящие от воли человека обстоятельства и что развитие так называемогосоциального дна, его рост и усиление агрессивности обусловлены политикой реформв стране, не позволяет мерить всех на один аршин.
Свидетельство тому – огромное количество представителейсоциабельных слоев и разных профессиональных, трудоспособных групп средибездомных. К ним относятся одинокие пожилые люди, учителя,инженерно-технические и квалифицированные рабочие, инвалиды, многодетные,безработные матери-одиночки и т.д.
Собственный выбор послужил причиной ухода на улицу лишь в 7случаях из 100. Основная масса бездомных — лица 35–54 лет. Очевидно, людям,которые росли еще в СССР, значительно труднее приспособиться к новымобщественным отношениям. Возрастная структура бездомных вызывает тревогупотому, что явное преобладание в ней не старых людей можно рассматривать какпотенциальный ресурс криминального мира. [16]
Факторы, определяющие численность бездомных.
Даже при той колоссальной стигматизации, котораяхарактерна для положения лиц «бомж» в России, они не являются изолированной(замкнутой) социальной группой. Численность бомжей постоянно изменяется иопределяется, прежде всего, тремя основными факторами:
— скоростью (массовостью) пополнения этойсоциальной группы за счет притока в нее представителей других социальных групп;
— скоростью (массовостью) оттока бездомных вдругие социальные группы и, в первую очередь, скоростью (массовостью)ресоциализации бездомных в обществе, превращения их в рядовых обывателей,имеющих жилье на праве собственности или ином вещном праве;
— смертностью.
Репродукция внутри этого сообщества, разумеется,тоже играет определенную роль, но она не существенна по сравнению сопределяющими факторами, указанными выше.[17]
Причины, по которым в России люди становятся иостаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов,основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи.
Комплексный анализ причин бездомности ичисленности бездомных показывает, что уровень бездомности и длительностьбездомного существования являются показателем того, насколько права человека,его свободы и интересы находятся в фокусе политики государства; того, какоеместо в системе ценностей элит, определяющих политику государства, занимаетчеловек.
Формирование российской бездомности в масштабах ис особенностями, которые присущи ей сегодня, свидетельствует о том, что встране отсутствует продуманная государственная политика профилактикибездомности, ресоциализации, социально-трудовой реабилитации, что эти вопросыне являются значимыми для властей.
Невыполнение семьей своего предназначения такжеприводит к различным негативным последствиям, в том числе к бездомности. Вусловиях явной недостаточности государственных и общественных механизмов защитыправ и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случаестановится решающим как в вопросах профилактики бездомности, так и в вопросахресоциализации бездомного.
Остальные причины бездомности, по сути, являютсялишь частными проявлениями совместного действия этих двух причин, и их скорееможно характеризовать как механизмы развития проблемы бездомности.
2 РАБОТАПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ «БОМЖ»
Бомжи в стране представляют неоднородную группу,у разных типов представителей которой имеются абсолютно разныесоциально-экономические интересы (Приложение 1). Следовательно, игосударственная политика их социально-трудовой адаптации также будет сильноразличаться. К этой категории относится большинство граждан,социально-экономические характеристики которых описаны в строках 1 и 2.1.Приложения 1, коих в стране, по данным Министерства внутренних дел РФ, внастоящее время насчитывается около 4,5 млн. человек.[18]
В тоже время политика социальной адаптациирассматриваемых категорий граждан должна учитывать и то обстоятельство, что этилица различаются по своим индивидуальным (прежде всего, половозрастным,социальным и т.п.) характеристикам. Последнее подтверждается и обследованиямиграждан, которые обслуживаются в ЦСА (Приложение 2).
В наибольшей степени трудовая адаптация бомжейактуальна для лиц «средних» возрастных групп, с одной стороны, имеющихвозможность полноценно работать, но с другой стороны, с точки зренияработодателей, не имеющих трудовых перспектив вследствие приближения кпенсионному возрасту. Следовательно, компонент трудовой адаптации являетсяисключительно значимым для государственной политики социально-трудовой адаптацииэтой категории лиц.
Кроме того, важно отметить, что для лиц младшихвозрастных групп этой категории лиц важно создать долгосрочные предпосылки дляреализации их способностей к трудовой деятельности. В то же время для лицстарших возрастных групп важнее создать предпосылки для стабильных заработков исоциального обустройства.[19]
2.1 Проблемы занятости лиц «бомж»
Проблема лиц без определенного места жительства иих социальной и трудовой реабилитации не является специфической для РоссийскойФедерации – такие граждане есть в каждой экономически развитой стране. Тем неменее, Россия уникальна в том отношении, что осуществленный в ней переход к рыночнойэкономике потребовал внедрения демократических процедур государственнойполитики по отношению к таким гражданам взамен ранее широко практиковавшихсярепрессивных методов. Эти методы предполагают, с одной стороны, обращение лиц«бомж» за помощью в органы социальной защиты населения на основе принципадобровольности. С другой стороны, необходима разработка таких программсоциальной и трудовой адаптации этих граждан, которые могли бы частичноокупаться за счет будущих налоговых поступлений от занятости лиц «бомж», поотношению к которым меры трудовой адаптации оказались результативными.
В настоящее время бездомные не могут официально(легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов,которые в соответствии со ст.65 Трудового кодекса РФ необходимы длятрудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными.Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования,которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлениидокумента, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории,обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане немогут предъявить необходимый в соответствии с той же ст.65 Трудового кодекса РФдокумент о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военнымикомиссариатами только по месту жительства. По этим же причинам бомжи не имеютдоступа к услугам системы профессионально-технического обучения, подготовки ипереподготовки. Кроме этого, при приеме на легальную работу с них обычноспрашивают справку о состоянии здоровья – даже там, где работать приходится смусором или цементом. Потому что многие бомжи больны туберкулезом, гепатитом идругими болезнями, а кому же захочется подвергать опасности коллектив.[20]
Не имея возможности легально трудиться, бездомныевынуждены работать без официального оформления трудовых отношений — нелегально.Это создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей, т.к. бездомныевынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда«оседлых» (имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания)граждан, с нарушением требований безопасности и гигиены, с превышениемустановленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительностирабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни бездополнительной оплаты. Практически никто из работающих бездомных не имеетоплачиваемого периодического отпуска. Довольно широко распространен труд бездомныхза еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателюпомещениях. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендоватьна соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные иликвалификационные ступени.
Отсутствие официальных, надлежащим образомоформленных трудовых договоров позволяет работодателям не выполнятьдоговоренностей об оплате, в том числе недоплачивать или даже полностью невыплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинствеслучаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительногосуществования работающим бездомным, а при наличии у них семей — их семьям.
Нелегально бомжей берут на работу охотно и просто. Пригналисо стройки грузовик, поставили конкретную задачу – например, вывезти мусор,проконтролировали выполнение, выдали деньги на руки – и больше временныйработодатель и его столь же временный подчиненный ничем не связаны. Но налегальной основе бомжей трудоустроить сложно, хотя легальное трудоустройство –это шанс не только для бомжа вернуться к нормальной жизни. Это плюс и дляобщества, поскольку нормальная трудовая занятость бомжей снижает уровенькриминогенности.
Оформление пенсий бездомными также весьмапроблематично, несмотря на существенные изменения, произошедшие в порядкеоформления и назначения пенсий в 2002 году в связи с принятием и вступлением всилу Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К тому же,нелегальный характер труда лишает бомжей возможности производить из своейзаработной платы установленные законом отчисления в пенсионный фонд. Какследствие, сегодняшние бездомные в будущем не смогут получать накопительнуючасть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что онитрудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бомжей в случае утраты имитрудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммированасамой системой государственного пенсионного страхования[21].
Таким образом, положение бомжей в Россииудручающее. Правительство своими действиями и решениями фактически исключилибездомных из легальных социально-экономических процессов и программ, призванныхобеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических,социальных и культурных прав людей, в том числе, лишает их возможности за счетсобственного легального труда обеспечивать себя.[22]
2.2 Мероприятияпо социально-трудовой реабилитация лиц «бомж»
Одним из направлений развития системы оказаниясоциальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и созданиенормальных условий для общественно-полезного труда.
Работа по организации занятости бомжей ведется с 1996 года свведения в действие «Порядка взаимодействия органов федеральной государственнойслужбы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихсяв экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», которыйбыл разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.95№1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихсяв экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», гдеопределено следующее:
1. Органы федеральной государственной службызанятости населения представляют учреждениям социальной помощи для лиц безопределенного места жительства и занятий, оказавшихся в экстремальных условиях следующуюинформацию:
— о действующих законодательных и нормативных актах повопросу обеспечения занятости населения;
— сведения о возможности трудоустройства данной категорииграждан, в первую очередь, на временных и общественных работах, не требующихпредварительной профессиональной подготовки;
— справочные и информационные материалы, касающиеся вопросоввозможности профессионального обучения граждан.
2. Учреждения социальной помощи проводят с гражданами работупо следующим направлениям:
— социальная адаптация граждан;
— содействие в трудовом устройстве граждан, в том числе нарабочие места в организациях при учреждениях социальной помощи;
— консультация граждан по вопросам получения документов,удостоверяющих личность и регистрацию по месту жительства или пребывания;
— приглашение работников службы занятости для разъясненияданной категории граждан порядка трудоустройства, а также положений законодательстваРоссийской Федерации о занятости населения.
3. Учреждения социальной помощи производят предварительныйотбор граждан, готовых приступить к трудовой деятельности, и сообщают органам службызанятости информацию о данной категории граждан.
4. Органы службы занятости:
— на основании полученной информации ведут предварительныйподбор рабочих мест для граждан, готовых приступить к трудовой деятельности;
— регистрируют обращающихся в службу занятости граждан даннойкатегории и оказывают им помощь в обеспечении занятости в установленномзаконодательством порядке, в том числе на временных и общественных работах;
— разъясняют положения действующих нормативных актов вобласти занятости, проводят консультации по вопросам прав граждан в сферезанятости, выбора или перемены профессии, порядка взаимодействия даннойкатегории граждан с центром занятости;
— оказывают услуги по профессиональной ориентации иконсультируют по вопросам выбора работы, режима труда, возможности обучения;
— направляют граждан, признанных в установленном закономпорядке безработными, для участия в программах социальной адаптации;
— направляют на рабочие места в счет квоты, устанавливаемойорганами государственной власти субъектов Российской Федерации и местногосамоуправления, для приема на работу указанных категорий граждан;
— оказывают содействие в развитии рабочих мест приучреждениях социальной помощи для данной категории граждан.
5. Органы службы занятости информируют учреждения социальнойпомощи о работе, проводимой по трудоустройству и профессиональному обучениюданной категории граждан.[23]
Основными мероприятиями по профилактикебездомности и оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенногоместа жительства являются:
1. Создание различных учрежденийсоциально-трудовой адаптации бомжей.
2. Привлечение трудоспособных граждан указаннойкатегории к общественным и временным работам на предприятия городов, в томчисле на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи.
Например, ежегодно Департаментом федеральнойгосударственной службы занятости населения по г.Москве заключаются договоры с25 предприятиями и организациями города на выполнение оплачиваемых общественныхработ на 250 рабочих места. Кроме того, более 350 лиц без определенного местажительства самостоятельно обращаются в службу занятости, им оказываетсясодействие в трудоустройстве.
3. Проведение сотрудниками территориальныхорганов службы занятости консультаций с выездом в приемники-распределители исоциальные учреждения для лиц без определённого места жительства по вопросам ихправ в области занятости.
4. Распространение информация о предприятияхгорода, предоставляющих рабочие места для трудоустройства лиц без определенногоместа жительства в местах их нахождения, регулярная публикация этих сведений вгазетах, типа «Биржа труда» и распространение их в учреждениях социальнойпомощи, в которых организованы также и постоянные консультации по вопросамтрудоустройства.
5. Проведение службой занятости мероприятий,способствующие трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Проблема социально-трудовой адаптации этой группылиц заключается в том, что данная категория граждан не всегда обращается вслужбу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезнымтрудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи даннойслужбы. Например, в Москве за год в службу занятости по вопросу трудоустройстваобратилось всего около 300 граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
2.3Практика социально-трудовой реабилитации лиц «бомж»
Практика социально-трудовой реабилитации лиц «бомж» в настоящеевремя имеет различные формы реализации в регионах:
1. БООП «Ночлежка» г.Санкт_Петербурга реализуетпрограммы, направленные на социально-психологическую, трудовую реабилитацию иправовую защиту бездомных преимущественно в Северо-Западном регионе России.
Здесь регистрируют бездомных, обращающихся запомощью: человек получает свидетельство о постановке на учет, которое содержитфотографию и основные личные данные. Этот документ дает официальный статусбездомного в Санкт-Петербурге и часто является единственным документом,удостоверяющим личность. Это свидетельство заменяет страховой медицинский полиси дает право пользоваться бесплатной медицинской помощью. В настоящий момент научете состоит более 15 тысяч бездомных.
В дневное время бездомные могут обратиться запомощью к социальному консультанту, который поможет восстановить документы,получить медицинскую помощь, оформить пенсию и инвалидность, устроиться наработу, уехать домой или найти близких.
В офисе организации располагается пункт выдачиуличного журнала «Путь домой». Любой бездомный может заключить контракт и статьего распространителем. От продажи бездомный получает 50% стоимости. Основнаяцель журнала — помочь бездомным вернуться в общество и предоставить имвозможность легального заработка.[24]
2. В Астраханской области в районе Осыпного Буграоткрыт новый центр социальной реабилитации бомжей, который готов принятьбольшее количество человек, нуждающихся в помощи, обеспечить им достойноепроживание и питание. Главной идеей центра является не пассивное пребывание внём людей, а возможность реализовать себя и найти применение своему труду.Сегодня в центре налажен цех по пошиву одежды, планируется производитьшлакобетонные блоки. В скором будущем организаторы планируют наладить в центретехническую базу ремонта автомобилей «Ока», которых в области уже более 1000.Такой ремонт будет стоить гораздо дешевле обычного. Срок пребывания нуждающихсяв центре приблизительно равен 6 месяцам, в том случае, если за это времячеловек не сможет себя реализовать, к примеру, по причине инвалидности, центр ив дальнейшем будет оказывать ему всевозможную помощь.[25]
3. В Екатеринбурге гражданам, имеющим статус бомжа, устроиться наработу помогает Юрий Потапенко — человек, который много лет провел в тюрьмах, ипознал на собственном опыте, что значит быть изгоем. Он сумел организовать бюропо трудоустройству для собратьев по несчастью.
Уже временно трудоустроены более 300 человек (трудоустройство навременной основе ведется через переговоры в каждом случае индивидуально иконфиденциально), консультации получили свыше 500 бомжей. С первых минут имоказывается моральная и материальная поддержка. Создан фонд, из котороговыделяется 150–300 рублей в виде материальной помощи, поскольку частообращаются лица, не имеющие средств даже на самую простую еду. Кроме того,выдаются средства для прохождения санобработки.
Размещаются объявления о деятельности Бюро по трудоустройству вДоме ночного пребывания и в Центре ресоциализации молодежи вернувшейся из ИК испецучреждений. Информация о работе Бюро имеется в ГУИН, рапространяется черезгазету «Зона».
Для бездомных, трудоустроенных через Бюро, организовано небольшоеобщежитие (снята квартира, остальные размещаются в вагончиках по месту работы).[26]
4. Томские бомжи в этом году получили возможность официальнотрудоустраиваться. Это произошло благодаря заключенному между департаментомслужбы занятости, управлением социальной защиты администрации Томска и МУ «Домночного пребывания «Приют странника» трехстороннему соглашению «О совместнойработе по трудоустройству лиц, оказавшихся в экстремальных условиях безопределенного места жительства и занятий». Согласно соглашению, службазанятости оказывает содействие в трудоустройстве этой категории граждан,информируя о наличии вакансий на временную и разовую работу. С начала года благодарясоглашению в городе трудоустроено 40 человек из числа лиц без определенногоместа жительства.[27]
Понятно, что от кратковременного пребывания бомжа в центрахреабилитации вряд ли следует ожидать максимальных результатов, но зато спомощью социальных работников, призванных оказывать им посреднические услуги потрудоустройству и восстановлению утраченных документов, ситуацию можно хотя бысдвинуть с «мертвой точки». Как показывает медленно, но все же складывающаясяпрактика, экстремальная ситуация может стабилизироваться в течение шестимесяцев, а иногда и быстрее. Но, к сожалению, в эти сроки, как правило, нерешается самая насущная проблема – дальнейшее жизнеустройство.[28]
Считаясь с тем, что процесс вхождения в обществов России начинается только с момента прописки «регистрации» и полученияудостоверения личности, необходимо создавать условия для беспрепятственногорешения подобных задач. Когда человек постоянно где-то живет (пусть даже навокзале, чердаке, в брошенном железнодорожном вагоне или на теплотрассе),«регистрировать» его нужно по фактическому месту. Тем самым, худо-бедновписываясь в социальный контекст, он сможет получать тот минимум прав, которыйпозволит пользоваться ему и биржей труда.
4. Заслуживает внимания шведская модель адаптации бомжей ктрудовой деятельности. Для их граждан создана специальная трехуровневая системаадаптации. На окраине города, в экологически чистой зоне существует городок длябомжей. Рассчитан он на 30-60 проживающих. Любой гражданин Швеции, не имеющийжилья и средств для его аренды, независимо от причин может жить на территорииэтого городка сколько пожелает. Он будет обеспечен всем необходимым минимумомблаг и услуг (медицинская помощь, санитарная обработка, одежда, питание,реабилитационные мероприятия и пр.). При отсутствии нарушений и замечаний состороны администрации по рекомендации социального работника бомж переводится навторой, а затем и на третий уровень. А так как, по данным исследователейпроблемы бездомности, единственная возможность адаптации бомжа к трудовойдеятельности – это перспектива постоянного повышения его материальногоположения, на данных ступенях бывший бомж получает такие блага, которыенедоступны среднему жителю Швеции. В итоге бомж проходит курс реабилитации, аодин доллар, вложенный в адаптационную программу, возвращается для государстватремя (сэкономленными на содержание карательного аппарата). Соответственнопользу от превращения бомжа-иждивенца в законопослушного налогоплательщикаполучают все. Именно поэтому не находит здесь дальнейшего развития системасоциальных учреждений для бездомных. Все усилия направлены на решение проблемыкак таковой, а не на смягчение ее последствий. Шведская программа адаптации, напрактике доказавшая свою эффективность, могла бы применяться и в нашей стране,с учетом местной специфики.[29]
Отсутствие законодательной базы, неопределенностьправовых норм затрудняют социально-трудовую адаптацию лицам без определенныхзанятий. Действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектовРФ, определяющие порядок реализации гражданами прав и свобод человека игражданина, в большинстве случаев не формируют возможность реализации прав исвобод бездомными и не создают механизмов государственной защиты этих прав исвобод. С вступлением в силу нового Кодекса РФ об административныхправонарушениях была устранена административная ответственность руководителейпредприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан, не имеющихрегистрации по месту жительства, однако бомжи, как и прежде, лишены возможностилегального трудоустройства. Это связано с тем, что они не могут получитьстраховое свидетельство государственного пенсионного страхования,предусмотренное ст.65 нового Трудового кодекса РФ в перечне документов,необходимых для трудоустройства. Оно выдается органами пенсионного страхованиятолько по месту жительства граждан при предъявлении паспорта с отметкой орегистрации по месту жительства. В результате бездомные вынуждены работатьнелегально и таким образом становятся участниками теневой экономики, развитиекоторой не только подрывает экономическую безопасность страны, но и стимулируетразвитие коррупции.
Несмотря на активную работу центров по социальнойи трудовой адаптации бомжей во многих регионах Российской Федерации, следуетотметить, что это направление в России сейчас не относится к числу приоритетныхи объясняется двумя важными обстоятельствами.
Первое из них заключается в том, что бюджетныересурсы, которые выделяются государством на проведение социальной политикиограниченны и расходуются только на финансирование государственных социальныхгарантий населению, предоставленных федеральным законодательством и субъектовРФ. Направление этих средств на реализацию каких-либо иных мероприятийсоциальной политики (в т.ч. трудовой адаптации бомжей), которые не оговорены вних, невозможно по определению.
Во-вторых, в настоящее время отсутствует четкая,выделенная в самостоятельный блок (подобная, например, федеральным законам «Озанятости населения в Российской Федерации», «О государственной социальнойпомощи» и т.п.) нормативно-правовая база, связанная с установлением социальныхобязательств перед рассматриваемой целевой группой населения – бомжами.
Следовательно, разработка государственногозаконодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж»представляется достаточно значимой задачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает практика, преодоление бездомностив условиях нынешней рыночной экономики — сложная, трудноразрешимая задача.Репрессивная политика в этой области совершенно неэффективна. Кардинальноерешение данной задачи возможно только на основе преодоления кризиса вэкономике, социальной сфере и дальнейшего развития всего общественногоорганизма.
Со всей уверенностью можно предположить, чтопредпринимаемые федеральными властями попытки выявления неплатежеспособныхобладателей «лишних» квадратных метров, повсеместное введение 100% оплаты зажилье, коммунальные услуги и энергоносители, как следствие реформы ЖКХ, толькоувеличат число лиц, попадающих в разряд бомжей.
Государство должно осуществлять меры поограничению роста числа бездомных. Для этого необходимо предоставить бездомнымночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и, главное,помощь в трудоустройстве.
Значительная часть усилий по устранению причин бездомностидолжна быть связана с принятием законов, защищающих их права и интересы. Приотсутствии таковых бездомные постоянно будут попадать в замкнутый порочный кругбеличьего колеса, в котором при невозможности устроиться на работу и отсутствиипрописки, им негде жить, так как нет работы, а работы нет, так как жить негде.
До сих пор проблемы социальной помощи этой группы населенияна государственном уровне решаются, локально, без координации усилий и строгогособлюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нетсколько-нибудь четко сформулированной государственной политики по отношению кбездомным. Федеральной программы по решению проблем бомжей тоже пока нет.Муниципалитеты и благотворительные организации пытаются работать со следствиямибездомности — накормить, одеть, пустить переночевать, иногда возможностьзаработать на жизнь. Работать же с причинами бездомности под силу толькогосударству.
Универсальных рецептов в решении социально значимых проблембомжей нет и быть не может. Но ясно одно: они должны быть под такой же защитойгосударства и органов социальной защиты, а значит, закона, как и остальныегруппы риска. Стремление государства проводить «социально-трудовую реабилитацию»исключительно авторитарными и карательными методами до крайности минимизируетвозможности бездомных.
Полностью победить бездомность невозможно, но снизить ее досоциально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, нужна лишь политическаяволя. Именно социальный, а не милицейский подход к бездомным должен статьосновой для новой идеологии помощи и социально-трудовой адаптации этойкатегории населения.
Органы социальной защиты и практические социальныеработники вместе с общественными и правозащитными организациями должны игратьсвою специфическую роль в процессе формирования более гуманной и справедливойполитики, направленной на защиту жизненно важных интересов людей, оказавшихся встоль экстремальной ситуации. В средних и высших учебных заведениях нужнорасширять подготовку квалифицированных социальных работников,специализирующихся на работе с бомжами.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Бездомныев России. – М., 2003.
2. Алексеева Л.С. Бездомныекак объект социальной дискредитации // Социс-социологические исследования. –М., 2000.3. Алексеева Л.С. Социальная гостиница: содержание иорганизация деятельности: Научно-методическое пособие. – М., 2002.4. Аналитическая справка «О социально-экономическом положениибездомных». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//ribakov.spb.ru/publ/bomz-analit.htm.5. Верховодко А.П., Малышева Т.Г. Организация работы сгражданами без определенного места жительства и занятий в специализированныхучреждениях системы социальной защиты. – Пермь, 2001.6. Гутов Р., Назаров А. Бездомные в России: взгляд на проблему/ Народонаселение, — 2001. — № 4.
7. Доклад о развитиичеловеческого потенциала в Российской Федерации // Программа развития ООН. –М., 1997.
8. Жуков В.И. Личность иобщество // Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции,прогнозы. — М., 1994.
9. Карлинский И.З. Анализсоциального и правового положения бездомных в современной России. – СПб., 2004.
10. Материалывсероссийского семинара «Бездомность в России». — СПб., 2002.
11. Порядоквзаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения иучреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях безопределенного места жительства и занятий №3099 / 1-34 от 11.07.96.
12. Мороченко Ю.Бездомность с лицом нестарого мужчины // Парламентскаягазета. – 2006. — № 138.
13. НикифоровА.Н., Гутов Р.Н. Бездомность: тенденции развития и возможные подходы к решениюпроблемы. — М., 2001.
14. О работе с лицами без определенного местажительства.По материалам Комитета социальной защитынаселения. – М., 2002.
15. ОрловаЭ.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическаяинтерпретация // Социокультурные проблемы социальной работы. – М., 1996.
16. ОсинскийИ.И., Хабаева И.М., Балдаева И.Б. Бездомные — социальное дно общества. – М.,2003.
17. Основысоциальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.
18. ПавленокП.Д. Бездомность // Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. Е.И.Холостовой, А.М. Пановой. – М., 1997. – Т.1.
19. Попова Л. От сумы да от тюрьмы незарекайся.– 2000. – №50. [Электронный ресурс]. Режим доступа:verbum.syktsu.ru/0600/10.htm, свободный
20. РимашевскаяН.М. Обеднение населения и «социальное дно» России // Народонаселение. – 1999.- № 2.
21. Российскаяэнциклопедия социальной работы: В 2т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. — М., 1997.
22. Семьякак социальный институт и проблемы маргинализации населения. – М., 1998.
23. СигутинаМ.А. Бездомность: состояние и пути решения проблемы. Методологиясоциологических исследований / Ломоносовские чтения. Студенты. Т.1. – РГУ,2002.
24. СидоренкоС.А. Бездомность: создание социального дна (обзор) // Социальные и гуманитарныенауки. Социология. — М., 1995.
25. Словарь-справочникпо социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 1997.
26. СмирновС.Н. Перспективы неперспективных – государственная политикасоциально-экономической реабилитации лиц без определенного места жительства //Аналитический сборник. – М., 2005.
27. СоколовД. От бродяг нельзя отмахнуться милицейской дубинкой / Новое время. — 2002. — №23.
28. СоловьеваЗ. Обитатели «Ночлежки» и других благотворительных организаций в перспективесоциологии повседневности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htth://www.indepsocres.ru/sbornik9/9solov.htm
29. СтароверовВ.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамикаперемещения. — М., 1989.
30. СтивенсонС.А. О феномене бездомности // Социологическое исследование. – М., 1998. — № 8.
31. ТетерскийВ.Н. Введение в социальную работу. — М., 2000.
32. Технологиясоциальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М., 2000.
33. Учреждениясоциальной защиты / Сост. Н. Сергунькин. – М., 2000.
34. Филатова Е.В. Теория социальной работы. –Кемерово, 2002.
35. Фонд«Ночлежка» г.Санкт-Петербург. [Электронный ресурс] — Режим доступа:www.homeless.ru
36. Человек-невидимка // Экспресс К. — М., –2006. — № 87. – С.12.
37. Энциклопедиясоциальной работы. В 3 т. / Пер. с англ. – М., 1994. – Т.1.
38. ЮликоваЕ.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого местажительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживаниепенсионеров и инвалидов. — М., 1997. — №5.
39. ЮликоваЕ.П., Скляров В.Ф. Социальная защита бомжей // Факты, комментарии, заметки.Социология. – М., 1994. — №17.
40.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Укрупненная группировка граждан без определенногоместа жительства в Российской Федерации [30]№ Категории Основные характеристики и социально-экономический статус Основные направления государственной политики Лица без определенного места жительства, из них 1. Лица, фор-мально не имеющие прописки (регистрации) Как правило, не имеют постоянного места работы, живут за счет случайных приработков и сбора подаяний, не регистрируясь в качестве безработных, не имеют социально-экономических установок, асоциализированы Система мероприятий по локализации и недопуще-нию роста масштабов явления. Сегментация группы на основе результатов профилиза-ции ее представителей, социализация за счет подбора адекватных воз-можностей и мотивации лиц, входящих в группу мест приложения труда 2. Лица, формально имеющие прописку (регистрацию), но не имеющие возможности (намерений) проживать по месту последней, в т.ч. 2.1. — в силу фактической невозможности Во многом совпадает с характеристиками предыдущей группы. Для части лиц, входящих в данную подгруппу, характерны намерения вернуться к нормальному образу жизни и в связи с этим – конкретные социально-экономические мотивации и установкой Сегментация подгруппы, проведение мероприятий, предусмотренных для группы 1, индивиду-альная работа с гражда-нами подгруппы, имею-щими четкие намерения к социализации. Создание специальных рабочих мест для них (возможно – в рамках самой системы социализации лиц БОМЖ) 2.2. — в силу отсутствия намерений, включая: 2.2.1. — граждан России Четкая ориентация Контроль за работодате-лями в области соблюдения прав Трудового кодекса РФ 2.2.2. — не граждане России То же Регулирование внешней трудовой миграции
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Возрастная структура лиц «бомж», проживавших вЦСА в 2003 г.
(на примере «Люблино», с 1 января по 30 сентября)[31]Возраст, лет Доля в составе проживающих, % Справочно: доля лиц соответствующей возрастной группы в общей численности населения Российской Федерации старше 18 лет на 1 января 2003 г.* Мужчин Женщин Всего, в т.ч. 100 100 100 100 От 18 до 20 0,5 1,0 4,3 4,0 От 20 до 40 39,2 23,6 35,9 33,4 От 40 до 60 45,2 42,2** 21,9 29,3 Старше 60 15,1 33,2*** 37,9 33,3
* По данным Госкомстата России
**От 40 до 55 лет
***Старше 55 лет