РЕФЕРАТ
подисциплине «Социология»
потеме: «Пути разрешения социального конфликта. Социальная мобильность»
Оглавление
Введение
1. Пути разрешения социального конфликта
2. Социальная мобильность: понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Хотя всесоциологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, онипо-разному определяют его сущность и причины. Тем не менее, большинствосоциологов склоняются к тому, что именно социальное неравенство являетсяпричиной социального конфликта. Роль конфликтов в развитии общества по разномуоценивается сторонниками функционалистской и конфликтологической теорийразвития общества. Кроме глобальных конфликтов, конфликт как способ социальногодействия достаточно часто возникает на уровне межличностного взаимодействия.Проблема конфликта играет большую роль в современных социологическихисследованиях, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям междулюдьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-тообразом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися вомногих аспектах. Так, в большинстве стран феодальной Европы главнойхарактеристикой была принадлежность к определенному сословию: господа-феодалы,свободные горожане или зависимые крестьяне, «свои» и «чужие» определялись попризнаку принадлежности к той или иной конфессии. В эпоху складываниянациональных рынков и становления капитализма знатность происхождения и властьнад зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркировке людей попризнаку богатства и наличия собственности. В современных информационныхобществах исследователи отмечают сосуществование и переплетение нескольких,если и неравнозначных, то относительно автономных систем неравенства (илииерархий): власти, собственности, престижа. Главная проблема, связанная состратификационными процессами определяется возможностями человека и социальнойгруппы менять свой социальный статус, социальной мобильностью в обществе.
1. Путиразрешения социального конфликта
Проблема социального конфликта давно и серьезно рассматривается всоциологии. Можно выделить два уровня исследования этой проблемы: микроуровень(проблемы межличностного взаимодействия) и макроуровень (влияние конфликтов на структуруи эволюцию общества). Существует несколько теорий межличностноговзаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теория символическогоинтеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатлениями (Э.Гофман), психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.
Теория обмена рассматривает социальное поведение каквзаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального инематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены положениями,основанными на психологическом бихевиоризме. Согласно бихевиоризму, поведениечеловека подчинено основному правилу: чем чаще социальное действие личностивознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие. Если человекожидает положительного, нужного для него результата от взаимодействия с другимчеловеком, если собеседник может дать и дает ожидаемое, то контактпродолжается.
Если человек понимает, что не получит ожидаемого, то контактпрекращается. Контакт – это благо, но он сопровождается определеннымииздержками – сколько сил надо потратить, какой урон можно понести. Отношениятолько тогда стабильны, если у человека есть уверенность, что объемположительного от контакта выше, чем те издержки, которые он может понести. Тоесть человек руководствуется «максимализацией выигрыша» (Тиббо, Кейли). Причемчеловеку желательно быть убежденным, что «другой человек из пользы, которую онприносит вам, не извлечет выгоды больше, чем ваша» (М. Дойч).
Следующее положение бихевиористов – положение ценности –определяет, что чем более ценно для личности достижение определенногорезультата, тем больше он будет стремиться произвести действие, направленное наего достижение.
Положение «насыщения – голодания» определяет, что чем чаще впрошлом человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для негоповторение подобной награды. Положение «агрессии – одобрения» определяет, чтоесли человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, илиполучает наказание, которого он не предполагал, то он стремитсяпродемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведениястановятся для него более ценными.
Эти положения, как считал Дж. Хоманс, объясняют, почему человекдействует так или иначе в любой ситуации, а также могут объяснить всесоциальные процессы. Таким образом, социальная связь устанавливается иподдерживается: 1)если она соответствует личностной целесообразности и плата непревышает вознаграждения; 2) если достигнуты взаимная согласованность иединство критериев платы и вознаграждения всех участников социальноговзаимодействия, если достигнуты равновесие вознаграждений, взаимнаяэффективность связи. Если одна из сторон ущемлена, она будет стремитьсяпересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать – возникает основа дляконфликта.
Но указанные положения хорошо объясняют поведение людей(социальный обмен) только тогда, когда взаимодействие их оказываетсявзаимовыгодным и симметричным, и этой теорией трудно было объяснить феноменывласти, насилия, социального неравенства. Для объяснения несимметричныхотношений Хоманс выдвигает принцип наименьшего интереса, состоящий в том, чтолицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуацииобмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другимучастникам ситуации. Результатом этого становится появление власти, поскольку«один человек имеет большую способность вознаградить других в обмене, чемдругие могут вознаградить его». Поэтому любые властные отношения, даженасильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена.Для объяснения социальной стратификации Хоманс использует принципдистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обменастремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам,что неизбежно порождает дифференциацию людей, следовательно, социальноенеравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорцииличных вкладов людей в общественное целое.
Социолог Питер Блау подчеркивал, что положения бихевиоризмаспособны хорошо объяснять лишь микроструктурный уровень взаимодействия людей,особенно те социальные отношения, которые ориентированы на достижение целей,реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми идля достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Авластные отношения возникают как частные случаи социального обмена, когда одиниз участников процесса обмена обладает монопольным правом на некоевознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участникистремятся заполучить.
В этом случае, он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюсяу него награду, навязывая свою волю другим участникам, что, в конце концов,приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальнойстратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционированаостальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей,основанных на определенной системе культуры, причем эта система культуры несвязана с процессами обмена (таким образом, П. Блау переходит кструктурно-функциональному описанию социального взаимодействия на макроуровне).
Конфликты – одна из распространенных форм социальных действий. Воснове конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий,наличие противоборствующих сторон со своими несовместимыми потребностями,интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целейдругим, т.е. конкуренция, соперничество выступают как составляющие конфликтнойситуации. Типы конфликтов различны: когнитивный конфликт (борьба точек зрениялюдей) может перерасти в борьбу личностей (межличностный конфликт), в конфликтмежду личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальныйконфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций,государств, социальных институтов.
Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические(беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижениеконкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требованийучастников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществи ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории). Нереалистическиеконфликты имеют своей целью выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид,враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь несредством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективноевзаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуютвыявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию,коррекции взаимодействия). Л. Козер подчеркивает, что конфликт не может иметьодносторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликтодновременно продуцирует и те, и другие. Конфликт как форма социальноговзаимодействия может быть инструментом формирования, стандартизации иподдержания социальной структуры.
В произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера,Дарендорфа, Рекса конфликты рассматриваются не как отклонение от нормы, а какнормы социальных отношений, нормальное состояние общества. Теория конфликтарассматривает конфликт как источник общественного развития, а социальный мирпредстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих,исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.
Обладающие властью заинтересованы в сохранении порядка, а необладающие властью стремятся к ее перераспределению, к изменению существующегоположения, к конфликту. Социолог Джон Рекс приходит к выводу, что социальныйпорядок есть сознательный результат защиты собственной власти отдельной группой,устанавливающей контроль над распределением.
Всякая социальная система сталкивается с фактом ограниченияресурсов и имеет механизмы их распределения:
· экономическоераспределение;
· властныеотношения, чтобы предупредить любое нарушение системы экономическогораспределения;
· ценности,защищающие легитимность распределения власти; — религиозные ритуалы иверования, выступающие продуктом строгого соблюдения ценностных предписаний.
Интеграция и социальный порядок являются результатомраспределительных процессов.
Согласно Рексу, конфликт занимает центральное место в жизникаждого общества, а порядок лишь носит черты «перемирия», являющегосяследствием победы одной из сторон. Общество же состоит из конкретных групп иконкретных действий «реальных индивидов, действующих независимым путем».
Социолог Парк в своей концепции социальной эволюции движущей силойразвития взаимодействия людей считал конкуренцию, которая может приниматьразличные формы: начиная от соревнования как человеческой формы борьбы завыживание (например, экономическое соревнование), затем соревнование можетпринять форму конфликта, в результате чего люди и группы вынуждены внутреннеприспосабливаться к ситуациям, вызванным соревнованием и конфликтом; когда этопроисходит, конфликт угасает.
Ассимиляция завершает этот процесс благодаря глубокойтрансформации личностей под влиянием тесных контактов. То есть прослеживаетсяцепочка: конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция.
Наиболееизвестными конфликтологическими концепциями развития общества является теорияобщественно-экономических формаций Маркса. Согласно Марксу, сущностьвзаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит втом, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатациизависит от способа производства но она неизбежно приведет к глубокому,неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, чтопо мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат –беднее. Конфликт усилится, в конце концов? рабочие совершатреволюцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма ипереходу к социализму. Таким образом, единственным способом разрешениясоциального конфликта Маркс видел радикальное изменение системы распределения.
РальфДарендорф утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Онвызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорееего главной причиной является власть одних над другими. Не только властьпредпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнутьв любой организации (в больнице, военном формировании, университете), гдесуществуют начальники и подчиненные. Таким образом, Дарендорф видел конфликтнеизбежной составляющей социальной структуры, т.к. общество без властныхотношений не может существовать.
2.Социальная мобильность: понятие и виды
Социальнаямобильность – это изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида илисоциальной группы между различными позициями в системе социальнойстратификации.
Рассмотримсначала индивидуальную мобильность, т.е. изменение положения индивида в стратификационнойсистеме. Такие изменения могут происходить под воздействием трех основныхфакторов: 1) вертикальной или горизонтальной мобильности; 2) реорганизациисоциальной структуры или 3) введения новой системы стратификации.
Вертикальнаяили горизонтальная мобильность. Вертикальной мобильностью называется изменениесоциального положения индивида, которое сопровождается повышением илипонижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положениюназывают восходящей социальной мобильностью; противоположный переход называют нисходящейсоциальной мобильность. Таким образом, если молодая женщина вначале работаетнизкооплачиваемой секретаршей, а в дальнейшем достигает высокого положения вкомпании, ее перемещение можно назвать восходящей мобильностью.
Горизонтальнаямобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводитк повышению или понижению его статуса. Мужчина, который вначале занимаетсяпродажей недвижимости, а затем становится продавцом страховых полисов, изменилсвою работу, но его социальный статус остался прежним.
Реорганизациясоциальной структуры. Изменение структуры общества может создавать новые возможностидля развития мобильности. Например, в настоящее время в электронно-вычислительнойпромышленности огромный спрос на квалифицированных, высокооплачиваемыхпрограммистов и техников. В индустриальных обществах наблюдаются рост числа специалистовсферы обслуживания и соответственно уменьшение числа работников физическоготруда на заводах и в сельском хозяйстве. Зарплата и статус в сфере обслуживаниявыше, поэтому люди, которые в прошлом занимались физическим трудом, а теперьнаходят работу в сфере обслуживания, демонстрируют восходящую мобильность.
Новаясистема стратификации. Система стратификации может изменяться. В периоды французскойили октябрьской революции 1917 г. была полностью свергнута аристократия – онапотеряла свою власть и привилегии, многие ее представители были уничтожены илиэмигрировали. Однако нет непременной необходимости в резком и полном драматизмаизменении системы стратификации революционным путем; она может бытьпреобразована в течение длительного времени; именно таким образом современноегородское промышленное общество сменило феодальное общество средневековойЕвропы.
Американскиесоциологи провели обширные исследования социальной мобильности, данные которыхздесь цитируются по Смелзеру. Одно из направлений исследования – установлениекоэффициентов вертикальной мобильности в разных обществах. Липсет и Бендикс показали,что эти коэффициенты в западных промышленных обществах примерно одинаковы.Возможно, это противоречит общепринятому мнению об «открытости» общества в СШАпо сравнению с другими западными странами. Однако Липсет и Бендикс изучали лишьпереход от физического к нефизическому труду, не учитывая особенности движенияиз группы коммерческих специальностей к профессиям более интеллектуального труда.Результаты других исследований, оперирующих более сложными данными, свидетельствуюто наличии существенных различий между индустриальными обществами – речь идет олегкости, с которой люди могут перемещаться от одного статуса к другому.
Блау и Дунканвначале пришли к выводу, что коэффициенты мобильности от рабочих специальностейк профессиям конторских служащих (от «синих воротничков» – к «белым») сходны вразвитых индустриальных странах. Но когда разделили два основныхпрофессиональных уровня на более узкие категории, обнаружились отчетливыеразличия. В США коэффициент мобильности от рабочего к высокопоставленнымдолжностям выше, чем в любой другой стране. Блау и Дункан сделали заключение,что это является результатом общедоступного массового образования и формальногоотсутствия общественных классов в США. На основе другого исследования Трейман иТеррелл показали, что коэффициент интергенерационной мобильности (сдвигпрофессионального статуса от родителей к детям) в США, видимо, выше, чем вВеликобритании. Наверное, это объясняется особенностями британской «классовойкультуры», для которой характерны устойчивость «прирожденной» классовой принадлежностилюдей и отсутствие мотивов для перехода в другой класс.
В последнеевремя исследование интергенерационной мобильности уступило место изучениюособенностей приобретения статуса. Это связано с анализом социальноймобильности людей в течение их жизни. Данные об их мобильности «считываются вобратном порядке», чтобы выявить факторы, влияющие на их нынешний статус. Такимобразом, ученые установили, что важнейшими факторами, определяющими статус человека,являются социальное и экономическое положение раса, образование, род занятийродителей, пол, размер семьи, место жительства. Проанализировав данные о 20тысячах мужчин (почти все исследования относительно достижения определенногостатуса касались мужчин), Блау и Дункан обнаружили, что, даже при одинаковомуровне образования и месте рождения, статус, достигнутый неграми, был ниже, чему белых. Однако вопреки этой точке зрения Федерман и Хаузер показали, что впериод с 1962 по 1973 г. негры получили более благоприятные возможности длявертикальной мобильности.
Исследованияиндивидуальной мобильности не полностью охватывают проблему динамики системстратификации, необходимо также рассматривать мобильность групп и классов.
В любомобществе одновременно существует индивидуальная и групповая мобильность.Возможности продвижения вверх для групп или индивидов обусловлены особенностямисистемы стратификации, т.е. тем, какое значение придается приписанному(предписанному) и достигнутому статусам.
Приписанный(предписанный) статус связан главным образом с такими унаследованнымифакторами, как семейное происхождение, возраст, пол, раса и место рождения.Наследник крупного состояния и негр, проживающий в городском гетто, имеютразные приписанные статусы. Достигнутый статус определяется тем, что человекосуществил, например, получил степень доктора в Гарварде.
Когдаинституты общества придают главное значение приписанному статусу, проявляютсятенденции к коллективной или групповой мобильности. Один из лучших примеров –кастовая система в Индии. Исторически сложилось так, что в Индии каждый человекс момента рождения принадлежал к определенной социальной касте и оставался вней до конца жизни – возможность перехода из одной касты в другую была оченьнезначительной. Каждый аспект жизни формировался на основе кастовой принадлежности.Возможности вступления в брак, выбора работы, особенности ритуалов и дажепохорон были предопределены от рождения.
Хотя в этойсистеме почти отсутствовала индивидуальная мобильность, отдельным группамудавалось изменить свой социальный статус и уровень престижа. Коллективная мобильностьпроисходила в случае, когда более крупная каста распадалась на субкасты. Например,существовавшие в течение долгого времени кхатики (первоначально – каста мясников)разделились, образовав отдельные касты: торговцев свининой, каменщиков,мастеров по изготовлению канатов и торговцев фруктами. Новые касты, считавшиесвой труд более престижным, чем торговля мясом, придумали для себя новыеназвания и отказывались вступать в брак с членами первоначальной касты.
Кастоваясистема в Индии оказалась очень устойчивой. Даже теперь, когда под влияниемзападных ценностей и социальных институтов открылись возможности индивидуальноймобильности, кастовая мобильность сохраняется в несколько измененной форме.
В обществах,где придается большее значение достигнутому статусу, преобладает тенденция киндивидуальной мобильности. Америка в этом отношении представляет собойтипичный пример.
Несмотря нато, что классовые различия, обусловленные приписанным статусом, действительносуществуют, в американском обществе поощряется стремление людей к повышениюсвоего социального положения. Людей вдохновляет мифический рассказ о судьбе смышленогопарня –- разносчика газет, который продвигается вверх по социальной лестнице истановится миллионером, рассказ, вселяющий надежду вырваться из крайней нищетык сказочному богатству.
В некоторыхслучаях приписанный статус (особенно такие факторы, как раса, пол или возраст)препятствуют индивидуальной мобильности из-за дискриминации. Поэтому некоторыесоциальные слои упорно стремятся к групповой мобильности, она должна компенсироватьситуацию, в которой приписанный статус членов группы бросает тень на их личныедостижения. Это находит выражение в различных движениях, в том числе борцов загражданские права, за освобождение женщин. Успех этих движений свидетельствуето возможности изменить последствия приписанного статуса (хотя бы в какой-томере) с помощью коллективных усилий.
Заключение
Безличнаябюрократия, опирающаяся на собственные правила и структуры власти, можетоказывать давление на людей и заставлять их подчиняться. История человечествапоказывает многочисленные примеры потенциальной возможности людей слепоподчиняться власти. Однако существуют обширные данные о том, что такоеподчинение является не менее распространенным явлением, чем конфликт. Личностии социальные группы зачастую ставят на первый план свои собственные цели, а не пропагандируемыеофициальной идеологией цели. Имея поддержку, они вполне готовы оказыватьсопротивление власти. Это часто становится причиной конфликта в обществе, иисследование природы и путей разрешения социальных конфликтов являются важнойзадачей социологии.
Социальнаястратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальныхслоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Впервобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация тампочти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оноподелило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затемсословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социальногослоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, иесть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений(мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.История человечества, по крайней мере, западной цивилизации показывает, что открытоеобщество является более привлекательным и конкурентоспособным, и большинствостран стремятся сейчас к установлению все более благоприятствующих социальноймобильности систем.
Список использованнойлитературы
1. Кравченко А.И. Основысоциологии. М., 1998.
2. МарковичД.Ж. Общая социология. М., 1998.
3. Социология/ Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998.
4. Социология.Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 510с.
5. Современнаязападная социология: Словарь. М., 1990
6. СмелзерН. Социология. – М.: Мысль, 1994. – 688 с.
7. Социология.Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 510с.
8. Социология:проблемы духовной жизни / Под ред. Л.Н. Когана. Челябинск, 1992. 178 с.
9. ТощенкоЖ.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1999. – 512с.
10. ФроловС.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 255с.