Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА»
КАФЕДРА конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине — Конституционное (государственное) право России
на тему: «Президент Российской Федерации – глава государства.»
Выполнил:
Студент 3 курса, 2 группы,
заочной формы обучения ВВПО,
специальности Юриспруденция,
Руководитель:
Саратов 2011
Введение.
1. Возникновение и развитие института президентства в России.
2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года.
3. Полномочия Президента РФ как главы государства.
Заключение.
Список рекомендуемой литературы
Введение
В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.
Дабы не повторять прошлых ошибок следует упорядочить законодательство, регламентирующее порядок избрания, деятельность и компетенцию Президента РФ.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Глава 1.
Возникновение и развитие института
Президента в России
Термин «президент» в буквальном переводе слатинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях.
В современном понимании президент республики — это глава государства.
Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.
В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в 1991 г.
Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Ста
лин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.
Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента.
При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала жить, а затем была подхвачена в период конституцион
ных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа ста
ла активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР1. В 1990 г. этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.
Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должност
ное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать ука
зы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда на
родных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли про
тиворечить Конституции и законам. Съезд или Верховный Совет на осно
вании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в по
следующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и ру
ководители других высших государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государствен
ной
службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти. Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны опреде
ляться специальными законами и иными нормативными актами2.
Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окунькова, вни
мания. Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не мо
жет быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и обще
ственных объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях».
Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утра
тил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова, следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий, лидерами которых они являются. Думается, что в условиях острой полити
ческой конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности3.
Эти суждения Л. А. Окунькова были высказаны в период, когда Прези
дентом России был Б.Н. Ельцин и существовали «условия острой полити
ческой конфронтации». В настоящее время, когда такой остроты в полити
ческой жизни страны нет, а Президентом России избран В.В. Путин, нам представляется, и мы уже об этом говорили раньше (§ 7 гл. VI), что нет не
обходимости ни теоретической, ни практической ратовать за «беспартий
ность» Президента, тем более что при любых обстоятельствах глава госу
дарства не может быть вне политики. Более того, по нашему мнению, Пре
зидент России — политик номер один. И от того, какую политику он осу
ществляет в стране, зависит очень многое.
Замена Советов народных депутатов другой системой представитель
ных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, кото
рая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской влас
ти: «Глава государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный ап
парат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую куриру
ет Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Госу
дарственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание _это законы. Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского нача
ла, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»4.
С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства — Прези
дент обеспечивает целостность государства, функционирование исполни
тельной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия зако
нодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осу
ществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом вы
соком уровне правосудие
судом, — и все это в условиях развернутого, на
до надеяться, последовательного парламентаризма»5. По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, хотя, по мнению Л. А. Окунькова, как в самом проекте Конституции, так и в ее окончатель
ном виде, идею «последовательного парламентаризма» нельзя было уви
деть даже через мощнейшее увеличительное устройство»6.
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений выс
ших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения соци
ально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социаль
ная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в ка
честве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президент
ская республика.
Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые да
же считают Россию суперпрезидентским государством.
Сторонники президентской республики в России исходят из того поло
жения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация об
ладает рядом особенностей.
Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, кон
троль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоя
щие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие прави
тельству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в пар
ламентской, форму республиканского правления можно считать смешан
ной или полупрезидентской7.
В полупрезидентской республике обычно президент избирается насе
лением путем прямых выборов; является главой государства; исполни
тельную власть президент осуществляет совместно с главой правительст
ва, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство не
сет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.
Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостат
ках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Кон
ституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии го
сударственности и общественного бытия. Во многих государствах Афри
ки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосущест
вуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о прибли
жении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу на
столько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.
«Думается, — пишет Л. А. Окуньков, — хотя и имели в виду француз
ский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы ди
рективного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве, в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью»8
Глава II. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года.
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне. К безусловным достоинствам Конституции следует отнести более последовательное внедрение в практику государственного строительства принципа разделения властей, отказ от отжившей конструкции «полновластья» Советов, разделение институтов главы государства и главы исполнительной власти и ряд других моментов.
В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью. Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти .
Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рас
сматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть. Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них .
Думается, практика последних лет позволяет говорить о становлении самостоятельной президентской власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включение четвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органов государственной власти.
Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента указанием, что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, что Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется значением Конституции для стабильности государства и тем, что в соответствии с ее положениями, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Возложение на Президента обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.
Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он, выполняя возложенные на него Конституцией полномочия, инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивает тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Так, ему предоставлено право председательствовать на заседании Правительства, непосредственно Президенту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд других феде
ральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, право распустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются по представлению Президента, а остальные – им лично, в порядке определенным федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Президенту РФ принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Это означает, что, с одной стороны, именно Президенту как лицу, избранному на свой пост избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны – что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей.
Содержание статьи 80 Конституции во многом предопределяет общую направленность всех последующих статей главы 4 Конституции и центральное место Президента в системе органов государственной власти, а также наличие у главы государства средств воздействия на другие органы государственной власти.
Таким образом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
Разделение властей как принцип построения российской государственности объективно предполагает наличие органа, гарантирующего от разрыва и противостояния властей. Действующая Конституция Российской Федерации преодолела прежнее видение принципа разделения властей, обусловившего ряд глубоких политических кризисов, угрожавших самим основам рос
сийской государственности, и наделила главу государства, таким образом, весьма широкими полномочиями. Он выступает в качестве объединяющего начала в конституционном строе Российской Федерации, осуществляет функции координации и единения всех ветвей власти. В этом смысле Президент РФ является персонификацией российской государственности. Речь не идет о режиме личной власти, гарантией от установления которого должна служить Конституция Российской Федерации и предусмотренные ею «сдержки и противовесы». Напротив, проблема заключается в выявлении демократического потенциала российской президентуры как одного из институтов государственной власти, представляющего действительные интересы всего общества. В этих условиях умение главы государства не связывать себя с той или иной политической силой или интересами отдельного социального слоя, быть олицетворением всего государства и представлять всех своих сограждан приобретает особое значение.
Не смотря на то, что Президент Российской Федерации – глава государства, на него возложены некоторые арбитражные функции, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и других конституционных норм, нет оснований, по нашему мнению, трактовать президентскую власть как стоящую над другими ветвями властями, поскольку каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. Заложенная в Конституции необходимая система «сдержек и противовесов» в совокупности с провозглашенным принципом разделения властей формирует право ветвей власти на взаимный контроль и соответствующую реакцию на нарушение конституционных норм. По мнению А.А. Котенкова, "«… в воспринятой Россией цивилизованной и учитывающей мировой опыт практике разделения властей глава государства не участвует в этом «разделе» власти изнутри, возглавляя одну из ее составляющих, а является своего рода гарантом стабильности для всех ветвей власти, в том числе и законодательной»
Качественное своеобразие взаимоотношений Президента с другими органами государственной власти и в том числе с парламентом, взаимообусловливаются особенностями формы правления в Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что Президент играет важнейшую роль в политическом развитии России. Поэтому определение места Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации помогает не только вскрыть закономерности реализации принципа разделения властей, но и сделать вывод о том, какая разновидность республиканской формы правления установлена в России Конституцией 1993 года.
Российскую Федерацию по форме правления обычно относят к числу полупрезидентских республик. В самом деле, для организации и функционирования институтов российской государственности подобно другим полупрезидентским республикам характерно наличие сильной президентской власти, сопрягающейся с менее выраженным, чем в президентских республиках, разделением властей. Глава государства, по существу, де-факто возглавляет исполнительную власть, хотя формально и находится вне ее и не уполномочен Конституцией на ее осуществление. Для принятия ряда решений, в частности в процессе формирования Правительства, необходимо согласие главы государства и главы Правительства.
Глава III.
Полномочия Президента РФ как главы государства.
Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти.
Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:
— Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием.
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент взаимодействуя с Государственной Думой:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;
ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
назначает выборы Государственной Думы;
распускает Государственную Думу;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государ
ственную Думу на новое рассмотрение;
Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.
Президент взаимодействуя с Советом Федерации:
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.
Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.
Президент взаимодействуя с Правительством РФ:
принимает решение об отставке Правительства;
по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
имеет право отменять постановления Правительства.
Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л.А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.
Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политиче
ские преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».9
Президент во взаимодействии с судебной властью:
представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
— самостоятельно назначает судей других федеральных судов;
— вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.
Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.
В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля
Компетенция Президента РФ
Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции
РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че
ловека и гражданина;
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принима
ет меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.
Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.
Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определе
ние основных направлений внутренней и внешней политики государ
ства». В результате в Основном законе страны не нашли своего долж
ного закрепления функции и полномочия Президента России в осуще
ствлении таких важных внутренних функций российского государства, как: экономическая, которая отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надле
жащие условия для реализации экономических и социальных прав на
селения; социальная функция государства, которая призвана обеспе
чивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утра
ты средств к существованию по неза
висящим от него обстоятельствам; функция развития научно-техниче
ского прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра, кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников истории и культуры и т.д.; экологическая функция, на
правленная на сохранение природной среды, рациональное использо
вание и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания че
ловека.
Президент РФ — гарант конституции
Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внут
ренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни10.
Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках сво
ей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реа
лизацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих услови
ях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном консти
туционном режиме.
Для Президента обеспечение выполнения Конституции как на
правление деятельности имеет приоритетное значение. Главное на
значение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения консти
туционного строя, незамедлительного устранения нарушений Кон
ституции.
Активное использование Президентом своих полномочий и дозво
ленных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.
Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Фе
дерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементиро
вать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государствен
ной власти»11. Как глава государства Президент определяет основные на
правления внутренней и внешней политики, имеющее значение не толь
ко для исполнительной власти, но и для органов, представляющих дру
гие ветви власти.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган го
сударства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, ког
да при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.
Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реаль
ная угроза территориальной целостности, безопасности государст
ва и правам человека в мирное время.
Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффек
тивности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не втор
гаясь в прерогативы парламента»12.
Заключение договоров о разграничении полномочий между Россий
ской Федерацией и республиками, входящими в ее состав, не решало про
блемы, так как после подписания договоров большинство республик не привели в соответствие с федеральной Конституцией некоторые положе
ния своих конституций. Со стороны Президента не было ни одного запроса в Конституционный Суд о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных поло
жений упомянутых актов ряда республик и некоторых других субъектов Федерации, хотя о них хорошо известно властным структурам и широкой юридической общественности.
Лишь 5 октября 1995 г. был издан Указ по вопросу обеспечения соот
ветствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нор
мативных актов краев, областей и других субъектов Федерации Конститу
ции Российской Федерации и федеральным законам1. Признавая недопус
тимым нарушение Конституции и федеральных законов органами государ
ственной власти субъектов Федерации при разработке и принятии ими нормативных правовых актов, Президент предложил этим органам устра
нить имеющиеся противоречия с положениями Конституции и федераль
ными законами. Можно предположить, что при невыполнении этого пред
писания упомянутыми органами Президент обратится в Конституционный Суд с конкретными запросами по поводу тех положений конституций, за
конов и иных актов, которые до сих пор не приведены в соответствие с фе
деральной Конституцией. Пока таких обращений Президента в Конститу
ционный Суд не было.
Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования всех органов государственной власти.
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованной деятельности органов государственной власти.
Эта функция важна для взаимодействия органов государственной вла
сти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов госу
дарственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъ
ектами РФ13.
Законодатель не перечисляет все случаи, при которых Президент РФ может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых закона прямо предусматривается использование Президентом России согласи
тельных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об
щих принципах организации законодательных (представительных) и ис
полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 29 июля 2000 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган госу
дарственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соот
ветствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона
ми и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законода
тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует со
гласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения со
гласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Следо
вательно, Президент свободен в выборе конкретных согласительных про
цедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласия.
Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согла
сования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.
Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны, — это непосредственные переговоры. Значение непо
средственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в догово
ры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интере
сующим участников вопросам.
В качестве примера действенности согласительных процедур под руко
водством Президента можно привести переговоры о достижении общих Целей в деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 г. был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками, что, несомненно, ста
билизировало политическую ситуацию в стране.
Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сто
рон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лич
но, либо с участием представителей Президента. Проводились перего
воры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении го
рода Норильска и находящихся в нем предприятий между Краснояр
ским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Феде
рации, между спорящими сто
ронами 2 ноября 1995 г. был заключен Договор «О бюджетных отноше
ниях между органами государственной власти Красноярского края и ор
ганами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) ав
тономного округа».
Если применение согласительных процедур не приведет к согласо
ванному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Россий
ской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).
Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотрен
ных ст. 85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указано, что. Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации*} между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федера
ции». Согласительные процедуры, как следует из ст. 85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружив
шихся разногласий14.
Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства.
Полномочия Президента по формированию органов государственной власти регулируются в двух основных формах:
а) Президент в пределах своей компетенции со
здает новые или упраздняет уже имеющиеся ор
ганы государственной власти
б) Президент в пределах своей компетенции назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответ
ствующих должностных лиц.
Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к чис
лу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных орга
нов свою команду. Но кроме того следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно в одни руки, т.е. Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Не
которые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие — по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными ор
ганами, или по их предложению.
Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государст
венной Думы назначает Председателя Правительства РФ.
Согласие Государственной Думы дается в форме постановления, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и дей
ствует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.
После вступления в должность или после отставки Правительства Пре
зидент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандида
тура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели (ст. 111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной
власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжи
тельных интервалов.
В соответствии со ст. 83 Конституции Президент принимает реше
ние об отставке Правительства Российской Федерации. При этом, если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Госу
дарственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.
Президент назначает на должность и освобождает от должности за
местителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что ука
занное назначение на должности н освобождение от них производится «по предложению Председателя Правительства», причем не оговарива
ется, в каком порядке и в какой форме это предложение делается, хотя, по нашему мнению, эти процедуры следовало бы закрепить законодательно, что позволило бы избегать случайных, неоправданных назначений на столь высокие должности.
Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции РФ представ
ляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Су* да Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской!« Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении! от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
Что же касается судей других федеральных судов, то они назначаются непосредственно Президентом РФ.
В п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции РФ, сказано, что Президент Российской Федерации «представляет Госу
дарственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председате
ля Центрального банка Российской Федерации; ставит вопрос перед Госу
дарственной Думой об освобождении от должности Председателя Цент
рального банка Российской Федерации».
Такой порядок назначения и освобождения Председателя Государст
венного банка РФ обеспечивает независимость Центрального банка Рос
сии от других органов государственной власти.
Президент назначает и освобождает высшее командование Воору
женных Сил России, так как Президент по должности является Вер
ховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Фе
дерации.
Президент России назначает и отзывает после консультаций с соот
ветствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Со
брания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В Конституции не сказано, с какими именно комитетами и комиссиями проводятся консультации. Это определяет сам Совет Федерации. Обычно консультации проводятся с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики.
Согласно той же ст. 83 Конституции РФПрезидент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;
формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
назначает и освобождает полномочных представителей Президен
та Российской Федерации.
Значительное число должностных лиц, указанных в ст. 83 Конституции (так же как и судьи «других федеральных судов»), назначаются и освобож
даются от должности лично Президентом Российской Федерации.
Что же касается работников аппарата Администрации Президента, Со
вета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ. то естественно, что абсолютное большинство из них назначается и освобож
дается не Президентом, а руководителями аппаратов этих государствен
ных органов.
Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности.
Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы государства.
Здесь Президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласо
ванное функционирование всех органов. Его
прямая обязанность, и об этом, произнося присягу, Президент клянется на
роду — «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целост
ность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).
Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может по
влечь ответственность в виде отрешения от должности15.
Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конститу
ция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретиза
ция осуществляется федеральными законами и указами Президента.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и на
копления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
Президент, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, во
енные, военно-технические и экономические основы системы официаль
но принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федера
ции. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое со
блюдение нашей страной Ус
тава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную на
правленность деятельности по обеспечению военной безопасности Рос
сийской Федерации.
Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглав
ляет Совет Безопасности. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (в редакции Указа Президента РФ от 15 ноября 1999 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, про
ведение единой государственной политики в области обеспечения безо
пасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации Пре
зидентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и Государственной целостности.
Полномочия Президента РФ в области внешней политике.
В соответствии с Конституцией РФ Президент России не только определяет основные направления внешней политики государства ( 3 ст. 80), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86).
Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.
Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (в частности, путем госу
дарственных визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных госу
дарств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимных интере
сов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международ
ных организаций и выступления в их центрах), систематически ведет пря
мые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых
сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.п.
Президент полномочен вести переговоры и подписывать междуна
родные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует междуна
родному обычаю, в соответствии с которым за главой государства при
знается право осуществлять свои конституционные полномочия, в част
ности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на террито
рии как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава государства не нуждается в специ
альных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.
Президент подписывает также ратификационные грамоты, т.е. доку
менты, свидетельствующие об утверждении федеральным законом между
народного договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор1 многосторонний, то его участники сдают все ратификационные грамоту одному из участников договора — депозитарию. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко со
провождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется гла
вой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что ука
занное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, представляет ин
тересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномо
чий указанного в ней лица.
Руководство Президента внешней политикой в значительной степени проводится через Министерство иностранных дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Прези
дентом Конституцией и законодательными актами Российской Фе
дерации.
Заключение
Конституция Российской Федерации 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года.
Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (статья 80 Конституции РФ). В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы соей компетенции.
Президент РФ не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, он просто обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.
Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и других), по борьбе с организованной преступностью и так далее.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни, что обеспечивает большие возможности при осуществлении защиты прав и свобод граждан.
Весьма важными, с точки зрения обеспечения прав и свобод человека являются полномочия Президента РФ такие, как право вето на законопроек
ты, принятые Федеральным Собранием РФ в отношении граждан, и нарушающие, по убеждению главы государства, их конституционные права, а также введение военного и чрезвычайного положения осуществляемое для недопущения нарушений.
Считаю целесообразным отметить, что обладание всей полнотой конституционных прав и свобод возможно только при наличии гражданства РФ, что также является одним из полномочий Президента РФ.
Что касается ответственности главы государства за не обеспечение прав и свобод человека и гражданина: данная проблема до сих пор остается дискуссионной, хотя Конституция РФ и предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, в нашей стране прецедента по данному институту не создано.
Итак, по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией РФ, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Список рекомендуемой литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.
2. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000.
3. Конституция РФ. Комментарий М.-1993г.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и
политическая практика. — М., 1996.
5. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000.
6. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собран Законодательства Российской Федерации, 2000 №1
7. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5