Реферат по предмету "Социология"


Пргнозирование и проектирование в социальной работе

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

Проблема детской беспризорности в современном российском обществе……………………………………………………………………..5

Социальное прогнозирование и моделирование работы с беспризорными детьми……………………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы…………………………………………………………….19
Введение
По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую «социальное дно», попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна — это нищие, бомжи и т.д., а также — беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать. Беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок — это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.



Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Дети — беспризорники — это — общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит будущее.
Проблема детской беспризорности в современном российском обществе
Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе.

Рост детской беспризорности и рост преступности, в том числе среди молодежи, являются, по мнению россиян, одними из наиболее значимых и актуальных проблем современного российского общества. По значимости эти вопросы уступают лишь росту алкоголизма и наркомании (64%) и традиционному набору социально-экономических проблем. Наиболее остро проблема преступности, в том числе и среди молодежи, оценивается жителями сел, среди которых более трети (35%) назвали ее как наиболее тревожную.

Почти половина россиян в качестве основной меры, которая позволит существенно снизить детскую беспризорность, назвали улучшение благосостояния населения в целом. Четверть опрошенных (24%) считают, что воспитание детей — проблема, которую следует решать в рамках семьи, а не государства. И почти столько же респондентов (22%) отметили среди важных мер оказание адресной помощи неполным и малоимущим семьям со стороны государственных органов.

В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

По данным социологического исследования, проведенного Институтом

социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую «социальное дно», попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна — это нищие, бомжи и т.д., а также — беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы. Исследователи, опубликовавшие эти данные, пишут о том, что многие проблемы «социального дна» преодолимы, если государство повернется к ним лицом, перейдет от преимущественно карательных мер, к мерам содействия.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок — это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет,

можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Среднедушевой доход члена многодетной семьи не дотягивает до 1 000 руб. в месяц. При этом многие исследователи отмечают, что к группам с высоким риском бедности относятся родители, в одиночку воспитывающие детей; главным образом, женщины (эта категория также уязвима и на рынке труда). В отношении семей, где одинокий родитель (разведенный, овдовевший, одиночка), проблема беспризорности стоит наиболее остро.

Практика показывает, что невозможно совмещать должное воспитание детей с трудовой деятельностью, приносящей достойный доход. Сегодня многим приходится делать выбор между достатком и воспитанием будущего поколения. Безнадзорность, являющаяся еще одной причиной, ведущей детей не только на улицу, но и в криминал, распространена очень широко. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведется, но, даже самые скромные данные отражают масштабный и повсеместный характер этого явления: более 2,5 млн. детей. А это значит, что каждый десятый ребенок в России не имеет контроля со стороны родителей (или иных лиц), которые не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. Эти данные указывают и на то, что каждый десятый ребенок изначально находится в условиях, не позволяющих ему вырасти конкурентоспособным, полноценным гражданином.

Точки зрения ученых из разных областей по проблеме безнадзорности и ее тесной связи с детской беспризорностью совпадают. Б.Н. Алмазов, П.И. Люблинский, Н.А. Монахов, А.М. Нечаева и др. в своих трудах писали о том, что безнадзорность является, своего рода фазой беспризорности. Нельзя не согласиться и с тем, что сама детская безнадзорность носит педагогический характер. Фактически — это отсутствие надзора за несовершеннолетним, который, в силу его возрастных и психологических особенностей ему необходим. Именно из-за безнадзорности ребенок не защищен перед соблазном покинуть дом в поисках таких же, как он — детей

«с одинаковой судьбой». Не случайно в ряде публикаций, посвященных проводимым социологическим исследованиям (А.Л. Арефьев, Н.М. Римашевская), отмечается оптимистичный взгляд беспризорников на жизнь. Именно среди детей, попавших в такую же трудную жизненную ситуацию, ребенок находит понимание и поддержку, которых не получает в семье, в учебном заведении и т.д. Выходит, что, выбирая беспризорный образ жизни, ребенок, таким образом, адаптируется к собственной жизненной ситуации.

Неблагополучная семья, как причина появления беспризорных детей, особо выделяется большинством ученых и практиков, занимающихся данной проблемой. Наряду с экономически неблагополучными семьями (многодетными, неполными, семьями инвалидов, семьями безработных и т.д.), выделяются семьи с асоциальным поведением родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи. Очень часто асоциальное поведение родителей проявляется на фоне экономического неблагополучия семьи. Также появлению беспризорных детей способствует факт развода родителей.

Отдельного внимания заслуживает беспризорность, происходящая из семей мигрантов, особенно беженцев. И, если многие, упоминаемые причины, ведущие детей на улицу, в связи с коренными преобразованиями, имеют новые оттенки; то, согласно исследованиям ряда ученых, с беспризорными мигрантами наше государство на протяжении своей истории сталкивалось не раз. Данный аспект детской беспризорности изучался в трудах таких ученых, как В.В. Беляков, М.Р. Зезина, А.Н. Кривоносов, А.Ю. Рожков и др. Безусловно, предыдущими поколениями накоплен богатый опыт работы с данной категорией. Тем не менее, большинство авторов призывают к осторожности в его использовании. Еще одним фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Не секрет, что очень многим стали недоступны кружки, секции, клубы и другие учреждения культуры, досуга и спорта. С одной стороны, причиной этому

стала непомерная (для бюджета многих семей) плата за их посещение, а с другой (что особенно характерно для сельской местности), отсутствие подобных учреждений и вовсе.

Специалисты отмечают существование проблемы мотивации детей к социально-значимой деятельности. Именно эмоциональное благополучие, чувство защищенности, возможность проявления собственных инициатив в кругу единомышленников, друзей и партнеров, возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд — вот то, что сможет привлечь современных подростков к социально-значимой деятельности, в том числе — привести детей в ориентированные на них учреждения и организации. Любому подростку свойственно стремиться быть в компании, коллективе, но, к сожалению, для каждого десятого ребенка такой коллектив могут составить «дети улицы».

Наряду с ограниченной возможностью для многих детей посещать досуговые учреждения, существует и другая проблема. Это неконкурентоспособность подростков и молодежи на рынке труда. Статистика показывает, что последнее время число детей 14-15 лет, покинувших образовательные учреждения, возросло. Несомненно, это дети, имеющие трудности в обучении, поведении, дети из малообеспеченных семей, а также дети из асоциальных семей. По данным МВД, каждый четвертый ребенок, совершивший преступление, нигде не учится и не работает.

Ряд исследователей и практиков (Б. Гусев, Г.Н. Карелова, А.Н. Кривоносов и др.) сетуют на то, что школа практически утратила, свою, когда-то основную, социализирующую роль. По сути, реформы привели к тому, что школа стала только учить и перестала воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьей, бывшие когда-то эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и беспризорности.



Специалисты, особенно практики, все чаще упоминают еще об одной проблеме — трудностях в реабилитационной работе с детьми. В основном, это острая нехватка реабилитационных учреждений для детей и подростков. Для преодоления сложившейся ситуации было принято решение переориентировать (реорганизовать) ряд детских учреждений (в основном, социальных приютов) в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Еще одним перспективным механизмом работы с детьми, хотя и находящимся в стадии эксперимента с участием десяти регионов России, является банк данных социально-неблагополучных семей. Основной целью банка данных признается создание объективной картины распространения детей, находящихся в социально опасном положении. Это позволит провести мониторинг и на его основе планировать распределение финансовых средств и правильно развивать сеть учреждений.

Таким образом, детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которыми столкнулось государство и общество в последнее время. В минувшее десятилетие борьба с этим явлением стала приоритетной задачей, поставленной и решаемой на всех возможных уровнях. Надо отдать должное проведенной работе: как отмечает статистика, беспризорность перестала носить стихийный и массовый характер. Но это вовсе не означает, что проблему удалось решить. Сегодня перед государством и обществом поставлены новые задачи, без комплексного решения которых проблему детской беспризорности преодолеть не удастся. Поэтому совершенно ясно, что основная работа по искоренению этого явления еще впереди.



Социальное прогнозирование и моделирование работы с беспризорными детьми


Прогнозирование и моделирование становится важным элементом социальной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиротами, беспризорными. Не зная наметившихся здесь тенденций, не предвидя возможных проблемных ситуаций в этой деятельности, трудно проводить эффективную социальную политику как на государственном, так и регионально-муниципальном уровнях.

Беспризорные дети — это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания [2, c. 80].

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок — это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни.

Отдельного внимания заслуживает беспризорность, происходящая из семей мигрантов, особенно беженцев. И, если многие, упоминаемые причины, ведущие детей на улицу, в связи с коренными преобразованиями, имеют новые оттенки; то, согласно исследованиям ряда ученых, с беспризорными мигрантами наше государство на протяжении своей истории сталкивалось не раз [3, c. 110].



Неблагополучная семья, как причина появления беспризорных детей, особо выделяется большинством ученых и практиков, занимающихся данной проблемой. Наряду с экономически неблагополучными семьями (многодетными, неполными, семьями инвалидов, семьями безработных и т.д.), выделяются семьи с асоциальным поведением родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи. Очень часто асоциальное поведение родителей проявляется на фоне экономического неблагополучия семьи. Также появлению беспризорных детей способствует факт развода родителей.

Еще одним фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Не секрет, что очень многим стали недоступны кружки, секции, клубы и другие учреждения культуры, досуга и спорта. С одной стороны, причиной этому стала непомерная (для бюджета многих семей) плата за их посещение, а с другой (что особенно характерно для сельской местности), отсутствие подобных учреждений и вовсе [4, c. 80].

Специалисты отмечают существование проблемы мотивации детей к социально-значимой деятельности. Именно эмоциональное благополучие, чувство защищенности, возможность проявления собственных инициатив в кругу единомышленников, друзей и партнеров, возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд — вот то, что сможет привлечь современных подростков к социально-значимой деятельности, в том числе — привести детей в ориентированные на них учреждения и организации. Любому подростку свойственно стремиться быть в компании, коллективе, но, к сожалению, для каждого десятого ребенка такой коллектив могут составить «дети улицы».

Беспризорные дети в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они становятся преступниками. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. А этот интерес, как правило, преследует, как правило, не благи цели. Следовательно, то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему. Всё начинается с

попрошайничества, на которое их гонит голод, а дальше — разбои и грабеж. Важно на начальном этапе постараться вырвать таких детей из порочной среды.

Все беспризорники являются сиротами при живых родителях. Последние, как обычно, уже давно потеряли всякий моральный облик. Парадокс в том, что дети все равно, какая бы ни была их мать, отзываются о ней в большинстве случаев хорошо. Другое дело, что сами «любящие»родители не стремятся к тому, чтобы создать для своего ребенка хотя бы минимальные условия для проживания. И та воистину титаническая работа, проводимая работниками различных центров социальной реабилитации, зачастую оказывается напрасной [6, c. 100].

Проблема беспризорности является одной из актуальных в нашей стране. На уровне правительства пытаются хоть как-то разрешить эту проблему, по центральному телевидению идет множество передач, посвященных детям, лишенным родительской опеки.

Дальнейшая жизнь этих детей далека от идеала. Им очень повезет, если они вовремя встретят хороших людей, способных помочь им в их положении. Но реалии таковы, что большинство из них вновь попадает на улицу, в уже ставшую для них привычной среду. Ни для кого не секрет, что многие из этих детей употребляют спиртное, есть и токсикоманы.

Таким образом, детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которыми столкнулось государство и общество в последнее время. В минувшее десятилетие борьба с этим явлением стала приоритетной задачей, поставленной и решаемой на всех возможных уровнях. Надо отдать должное проведенной работе: как отмечает статистика, беспризорность перестала носить стихийный и массовый характер. Но это вовсе не означает, что проблему удалось решить. Сегодня перед государством и обществом поставлены новые задачи, без комплексного решения которых проблему детской беспризорности преодолеть не удастся. Создаются

благотворительные фонды, занимающиеся сбором средств для помощи беспризорным детям, в том числе для открытия и финансовой поддержки центров реабилитации беспризорных детей и детских домов.

Федеральными органами исполнительной власти принимаются меры по целевой поддержке учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, финансированию программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе за счет дополнительных источников. 

Минтрудом России совместно с Минфином России проработан вопрос о дополнительном выделении средств, на финансирование программ временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет за счет остатков средств федерального. 

Возросло внимание к проблеме детской беспризорности и безнадзорности средств массовой информации, особенно со стороны общероссийских телеканалов (ОРТ, РТР), Радио России.

В субъектах Российской Федерации используются различные формы работы по предотвращению детской беспризорности: месячники по выявлению беспризорных и безнадзорных детей; проведение совместных рейдов по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении; открытие общественных приемных с участием специалистов; организация выездных бригад для оказания помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проведение в сельских районах сходов жителей по вопросам усиления родительской ответственности и общественной заботы о несовершеннолетних; создание транзитных учреждений для несовершеннолетних вблизи железнодорожных станций. 
В результате усиления координации деятельности основных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активизации общественности, привлечения дополнительных финансовых ресурсов ситуация в области профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, выявления и

устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении значительно улучшилась. Только с улиц и иных общественных мест, из объектов транспорта изъято более 370 тыс. беспризорных, которым своевременно оказана квалифицированная помощь. 

Существенно возросло число мест в социозащитных учреждениях, открылись новые учреждения для несовершеннолетних. 
В регионах формируются банки данных о детях, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении. Принимаются меры по возвращению в образовательные интернатные учреждения самовольно ушедших из них воспитанников. Созданы группы для временного пребывания беспризорных детей в общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогических и медико-социальных центрах помощи и других образовательных учреждениях. 
Заслуживает поддержки работа по усилению профилактики беспризорности. 
Меры по решению проблем детской беспризорности, принятые Правительством Москвы, федеральными органами исполнительной власти позволили существенно изменить ситуацию в столице. Создан Межведомственный совет по борьбе с детской беспризорностью. Налажено взаимодействие учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и установлению личности бепризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи [9, c. 90].

Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем. Актуальными остаются вопросы совершенствования ряда нормативных и законодательных актов по профилактике детской беспризорности и, прежде всего, федерального закона «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних». Незамедлительного решения требует вопрос правового урегулирования организации и деятельности комиссий по делам

несовершеннолетних и защите их прав.  По решению этих проблем проводится работа как законодательными, так и исполнительными органами власти. 

Требует серьезного совершенствования материально — техническая база учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др. [10, c. 68].

В целом, успешность решения проблемы беспризорности детей как проблемы, в значительной мере порожденной социально-экономическими условиями, предполагает принятие не только мер общей и специальной профилактики в отношении детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей. 




Заключение
Таким образом, безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность, как крайнее проявление детской безнадзорности, может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.

Два миллиона беспризорников растут неграмотными, 700 тысяч детей-инвалидов. Матери-одиночки сидят без работы, а значит, без средств к существованию.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и локальность действия.



За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Проанализировав результаты социологического исследования, можно сказать, что сегодня общество не готово к конструктивному и внятному диалогу о конкретных мерах и путях решения этих проблем.



Список литературы

Курбатов В.И. Социальное проектирование: учебник для вузов/ В.И. Курбатов. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 320с.

Миронова Т.К. Право и социальная защита: учебное пособие / Т.К. Миронова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2006. — 336с.

Савинов А.Н. Социальная работа органов социальной защиты: учебник для вузов / А.Н. Савинов. — М.: ИНФРА — М, 2008. — 410с.

Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник для вузов / В.М. Сафронова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2009. — 240с.

Холостова Е.И. Теория социальной работы: учебное пособие / Е.И. Холостова. — М: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 311с

Шепитько Г.Е. Социальное прогнозирование и моделирование: учебное пособие / Г.Е. Шепитько. -М.: ИНФРА — М, 2008. — 274с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.