МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
по социологии на тему:
«Проблема аномии в современном обществе»
Содержание
Введение
1 Исследование проблем аномии социологами
2 Проблема аномии в современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На протяжении всего исторического развития различные общества проходили через состояния кризисов и дезорганизаций, которые нарушали сложившийся порядок, подрывали стабильность социума, разрушали его систему норм и ценностей. Одним из таких кризисных, «болезненных» состояний является аномия, что дословно означает «безнормность» и характеризуется рассогласованностью основных регуляторов социальной структуры – ценностей, отсутствием четкой системы норм. Аномия – явления всеобъемлющее, тотальное, то есть пронизывает все сферы жизни общества. Ещё Э. Дюркгейм в работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство» отмечал, что аномия охватывает социум как на макро (экономическая аномия), так и на микроуровнях (семейная аномия, аномия как психологическое состояние отдельного индивида). Безусловно, о стабильности общества в такой ситуации говорить не приходиться. Периоды дезинтеграции в жизни любой страны – переломные моменты. Они представляют очень тяжёлое испытание для каждого гражданина, поэтому их необходимо преодолеть как можно быстрее, пытаясь уменьшить количество негативных последствий.
По оценкам многих отечественных специалистов, современное российское общество находится в таком нестабильном, аномичном состоянии: старые нормы советского периода утратили своё значение, а новые – советские, рыночные только находятся в процессе становления, и пока не полностью утвердились и укрепились в умах членов общества. Отсутствие четкой, принимаемой большинством системы ценностей, норм, может привести к колоссальным последствиям — от роста числа преступности (по Э. Дюркгейму) до глубокого затяжного кризиса всего социума в целом. Состояние безнормности, дезинтеграции приводит к потере ориентиров у людей, их мировоззрение – система взглядов на мир, жизненные позиции, идеалы, убеждения – перестает быть целостным, единым. В результате возникает угроза нестабильности всей социальной структуры, всего общества целом.
1 Исследование проблем аномии в истории философской мысли
Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей, взаимодействий в современном российском обществе, которые выражаются, в частности, в несокращающемся числе случаев девиантного и делинквентного поведения значительного количества индивидов, то есть все то, что со времен Э.Дюркгейма определяется как аномия, фиксируется, постоянно анализируется представителями разных отраслей обществознания.
При этом подходы к выявлению причин современной аномии, а также рассмотрению условий протекания негативных процессов, их содержания, перспектив социального оздоровления социума существенно отличаются. Одни социологи, политологи, криминологи полагают, что современное аномичное состояние общества — не более чем издержки переходного периода, свойственные всем трансформирующимся обществам, в частности, Восточной Европы, в которых уже более десяти лет кардинально меняется социально-экономический уклад, политический строй. Другие рассматривают происходящее с позиций катастрофизма, выделяют определенные социальные параметры, свидетельствующие, по их мнению, именно о таком развитии социальной системы, необратимости негативных процессов в обществе, его неотвратимой деградации. Своеобразием отличается точка зрения А.А. Зиновьева, который полагает возможным констатировать едва ли не полное самоуничтожение социума.
Наиболее полно впервые выразил идею рассогласования моральной и правовой регуляции в обществе Э… Дюркгейм. Особо необходимо выделить то обстоятельство, что для него аномия свойственна трансформирующемуся типу общества, осуществляющему переход от традиционного к индустриальному состоянию, когда резко меняются структура, иные свойства и характеристики социума. Сегментарная модель традиционного общества с немногочисленным набором ясных, однозначно трактуемых норм, предписаний уступает место целостному социуму, в котором индивиду не так просто среди совокупности подчас противоречащих и многочисленных образцов и стандартов поведения, действия выявить достойные повторения. «Функциональное разнообразие влечет за собой моральное, — отмечает французский социолог, — которое ничто не может предупредить; одно неизбежно возрастает вместе с другим… Коллективные чувства все более бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые, как думают, порождаются разделением труда,… эти тенденции увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой стороны – сами коллективные чувства в то же время ослабевают»
Именно упадок в новых условиях этих коллективных представлений, действующих как объективные социальные факты, ослабление и индивидуального осознания приобщенности к тем нормам, которые были свойственны замкнутой корпорации, и уничтожаются самим переходом к обществу промышленного типа, и означают наступление аномии.
В условиях уже сложившегося, развитого индустриального общества, развивает концепцию аномии Р. Мертон. Ведя рассуждение в координатах «цель действия – средства ее достижения», он отмечает явную недостаточность одобряемых социумом способов реализации даже тех образцов, стандартов поведения, которые официально поддерживается обществом и его институтами.
Раскрывая потребительские ориентиры, присущие американскому социуму, Мертон и отмечает, что навязывание индивидам определенного стиля поведения наталкивается на ограниченность легальных способов его поддержания. В результате инновационная модель действия может привести к прямому нарушению норм-запретов, свойственных в данный момент обществу, вести к нарастанию преступных проявлений. Индивид может попасть и реально попадает в положение, когда действуют несовместимые требования доминирующей культуры. С одной стороны, от него требуют, чтобы он ориентировал свое поведение «в направлении накопления богатства; а с другой – ему почти не дают возможности сделать это институциональным способом»
Таким образом, в теоретических построениях классиков социологии аномия, мыслимая и как нарушение моральной регуляции в силу изобилия противоречивых социальных норм, и как расплывчатость, условность, относительность оценок асоциальных актов, и как несоответствие провозглашаемых социумом целей поведенческим установкам людей, предстает как такой феномен, который сопутствует обществу на различных стадиях его развития. Применительно к современному состоянию общества дисфункциональные, дезинтеграционные процессы, также находясь в центре внимания исследователей, получают отражение на основе сравнительно нового категориального аппарата. Речь, в частности, идет о развитии концепции социальной травмы, позволяющей рассмотреть, описать многие негативные процессы в социуме, находящемся на этапе рыночной трансформации при углублении демократических преобразований. Во всех своих проявлениях аномия все чаще оценивается как неизбежное следствие усложнения социальной структуры, всей совокупности отношений и взаимодействий в ходе самодвижения социума к неким новым состояниям в условиях небывалых прежде коммуникационных его возможностей, утилитарного подхода к моральным и правовым ценностям, окончательно сложившимся в ХХ веке. Современная критическая социология все в большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в аморфном стандартизированном социуме, в котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видео версии.
2 Проблема аномии в современном российском обществе
Современное российское общество уже достаточно длительное время пребывая в условиях глубочайшей трансформации не может не испытывать дисфункциональные напряжения. Сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии. Во-первых, аномия российского социума реально проявляется в условиях перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному, атомизированному. Советское общество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования, что, конечно, не исключало наличия в нем и разного рода конфликтов, и идейных разночтений, особенно в последний период истории.
Но данная идеологема, выступавшая в качестве предписания власти, в свою очередь, породила понятийное клише, которое и применялось в оправдание нивелирования этнических различий. И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе и национальных, составлявших наш общество. Как можно было зафиксировать и то, что относительная закрытость общества, специфика его социально-политической подсистемы порождали неразвитость, своеобразную наивность восприятия реальности у миллионов и миллионов людей, их беспомощность в оценке реальности, самоотчуждение от политики. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывались с сознанием некоего долга перед другими, всем обществом.
Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Аномия в решающей мере выступает в наших отечественных условиях в форме криминализации социума. Разумеется, любое нарушение моральной и правовой регуляции вызывает нарастание числа преступных поведенческих актов индивидов.
В-третьих, особенность аномии российского общества заключается в том, что в связи с перестройкой, переходом к рыночной экономике, сопровождающейся невероятно быстрой сменой ценностей, оказалось дезориентированным всё население страны. Тех, кто обладал молниеносной реакцией, «выбросило наверх», остальные – и их подавляющее большинство – с «запоздавшей» реакцией, оказались в ситуации раскола, разрушения их жизненных ориентиров, они были вынуждены в кратчайшие сроки переосмыслить всю систему жизненных ценностей. Особенно трудно пришлось средним поколениям, поскольку примерно равные части своей жизни они прожили в социалистическую эпоху и период рыночных отношений, оказавшись в ситуации конфликта двух противоположных моделей ценностной и нормативной систем, что оказало сильной влияние на аномичность их психологического состояния.
Одним из наиболее серьёзных и опасных последствий аномии можно назвать проблему разрыва поколений. Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастных когорт остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нем человека у представителей различных поколений всегда различались. Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В какой-то степени данная когорта всегда аномична, поскольку пока ещё не выработала устойчивой иерархии норм и ценностей. В ситуации, когда само общество безнормно, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.
Заключение
Современное общество, находящееся в состоянии аномии, которая представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающаяся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом средствами и побуждении к поиску иных — девиантных — способов удовлетворения потребностей, мучительно ищет пути адаптации к сложившейся ситуации. Необходимость философского анализа проблем адаптации в условиях социальной аномии связана с тем, что прогрессирующая неудовлетворенность огромной части общества существующим ныне положением и отсутствие консенсуса в отношении программы реформ среди политических сил могут привести к новым социальным потрясениям.
Проблемы аномического состояния общества не ограничиваются эмпирически фиксируемыми проявлениями, они затрагивают основополагающие, фундаментальные пласты социальной жизни, а именно: субстанциональные проблемы взаимоотношений меняющегося социума и личности, самоидентификационные процессы адаптирующегося индивидуального сознания, проблемы социализации личности в условиях разрушающегося этоса, формы и методы преодоления индивидом аномического отчуждения. Проблема аномии общества носит комплексный, макросоциальный характер, обусловленный особым, специфическим типом взаимоотношений личности и общества в этих условиях, и таит в себе не столько социологические, сколько социально-философские, антропологические вопросы. Более того, проблемы аномии имеют гносеологические аспекты. Последний заключается в необходимости рационализации социального хаоса, осмыслении глубинных процессов, происходящих как на уровне микрокосма, так и на уровне макрокосма. Такая рационализация аномии выступает в качестве предварительной процедуры, без и помимо которой невозможны ни разработка стратегии социального управления аномичным обществом, ни какая-либо политика в нем.
Необходимо заметить, что суть аномии не нашла пока достаточно рационального, философского освещения. Преобладающее социологическое (в большей степени) осмысление этого общественного феномена на современном этапе развития наук о социуме представляется недостаточным еще и потому, что существующие концепции аномии носят описательный характер, нередко даже догматический, и не уделяют, должного внимания субстанциональным и гносеологическим аспектам этого сложного социального явления.
Список использованной литературы
Кривошеев В.В. Особенности аномии современного общества. М.,2005.
Никонов. А.В. Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе. М.,2006
Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества // Йошкар-Ола (точные выходные данные пока неизвестны), 2004. – С. 38 – 41.