Содержание
1.Обьяснительная записка
1.1. Актуальность
1.2.Статистика
1.3.Цель
1.4. Причины самоубийств. Основные факторы, оказывающие влияние на человека,
совершающего самонасилие.
2.Вывод
3.Историческая часть
4.Опрос
1.1.Актуальность.
Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает, искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” оборотную сторону – донжуановское перенасыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходиться обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.
В мире каждые 20 секунд один человек кончает с собой, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью. Число самоубийц превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых. Несмотря на то, что феномен суицида исследуется достаточно давно, до сих пор существуют многие необъяснимые закономерности.
Международная статистика (приведена в сборнике «Международный Справочник по Самоубийствам и Попыткам Самоубийства»The International Handbook of Suicide & Attempted Suicide, изданном в США в 2000 году) показывает, что от 2% до 11% населения в различные периоды жизни склонно к совершению самоубийств. Количество самоубийств, совершаемых в мире, стабильно растет — об этом свидетельствуют данные Международной Ассоциации Предупреждения СамоубийствInternational Association for Suicide Prevention, которая проводит подобные подсчеты с 1950-х годов.
Самоубийства, как правило, совершаются от отчаяния, в знак протеста, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, в результате помрачения рассудка, чтобы избежать боли или отомстить. «Факторами риска» являются бедность, безработица, потеря близких и проблемы в семейных отношениях. Люди, в семье которых были самоубийцы, склонны чаще кончать с собой. Важную роль также играют моральные и физические травмы, полученные в детстве. Негативное влияние также оказывают социальная изоляция человека и психические проблемы, в частности, депрессии.
Однако во многих случаях причины самоубийств остаются неясными. По необъяснимым причинам мужчины в четыре раза чаще, чем женщины, кончают с собой, однако женщины в два — три раза чаще предпринимают попытки самоубийства (точные данные отсутствуют, но принято считать, что на каждое «успешное» самоубийство приходится 8-20 неудачных попыток его совершения). Опросы, проводимые в различных странах мира, показывают, что до 80% подростков периодически задумываются о том, чтобы покончить с собой. Однако наибольшее число самоубийств совершают люди пенсионного возраста, которые, как правило, заранее не признаются в наличии подобных намерений. По данным многих исследований (например, особого доклада Главного Хирурга СШАSurgeon General, посвященного проблеме самоубийств), люди нетрадиционной сексуальной ориентации в два-три раза чаще, чем их традиционно ориентированные сверстники добровольно уходят из жизни.
По оценкам Американского Фонда Предупреждения СуицидаAmerican Foundation for Suicide Prevention, наибольшее число попыток самоубийства почему-то совершается в апреле, июне и июле месяцах. В некоторых странах мира и на протяжении 1970-1980-х годов в США отмечались всплески самоубийств во время праздников. Данные Всемирной Организации ЗдравоохраненияWorld Health Organization показывают, что несмотря на то, что самоубийства чаще совершаются в экономически и социально неблагополучных государствах, есть факторы, показывающие, что существуют серьезные исключения из этого правила. Например, во многих «бедных» государствах Латинской Америки и Ближнего Востока уровень самоубийств значительно ниже, чем в «богатых» государствах Западной Европы. При этом в считающихся вполне благополучными в экономическом плане странах Балтии, а также в Финляндии и Венгрии, уровень самоубийств на протяжении долгого времени значительно превышает общеевропейскую «норму». Еще одним парадоксом является невероятно высокий уровень суицидов в островных государствах (Куба, Япония, Шри-Ланка, Маврикий и др.).
Существует также зависимость между религией и суицидом. В преимущественно исламских государствах число самоубийств близко к нулю (0.1 случая на 100 тыс. населения). В государствах, где большинство населения исповедует христианство и индуизм, этот уровень заметно выше — в христианских государствах 11.2 случая на 100 тыс., в Индии, соответственно, 9.6. В преимущественно буддистских государствах этот показатель еще выше — 17.6 суицидов на 100 тыс. В атеистических государствах (например, в Китае) он достигает 25.6 на 100 тыс. жителей. Любопытно, что среди христиан и буддистов число самоубийц-мужчин в 3.5 раза превосходит число самоубийц-женщин, а среди мусульман и индуистов этот разрыв в три раза меньше. Однако религиозные предпочтения также не являются абсолютным критерием: в католической Ирландии процент самоубийств в три раза больше, чем в католической Италии, а в преимущественно протестантской Великобритании — вдвое больше, чем в бывшей британской колонии Австралии (все эти страны сопоставимы по уровню жизни и иным социальным показателям).
По данным Национального Института Психического Здоровья СШАNational Institute of Mental Health, в 2001 году (более свежие данные недоступны) самоубийство занимало 11-е место среди главных причин ухода жителей США из жизни (первые места занимали сердечно-сосудистые и онкологические заболевания) и 5-е место среди причин смерти среди молодых людей в возрасте 15-24-х лет. Всего в 2001 году самоубийства составили 1.3% от всех смертельных случаев в США (для сравнения, инсульты унесли 6.8% жизней). По оценкам Американской Ассоциации СуицидологииAmerican Association of Suicidology, подавляющее большинство самоубийц (до 90%) страдали психическими расстройствами илии наркоманией, алкоголизмом и пр.
Всемирная Организация Здравоохранения пришла к выводу, что на долю суицидов приходится 1.4% всех экономических потерь, вызываемых заболеваниями (в некоторых регионах мира этот показатель достигает 2.5%).
В число людей, добровольно ушедших из жизни, достаточно часто попадали вполне благополучные люди, часто обладавшие широкой, подчас мировой, известностью. Например, самоубийцами были столь разные личности, как римский философ и государственный деятель Катон Младший, голландский художник Винсент Ван Гог, японский писатель Юкио Мисима, его британский коллега Артур КестлерArthur Koestler, американский рок-музыкант Курт КобейнKurt Cobain и пр.
В законодательствах многих стран мира долгое время существовало положение, объявлявшее самоубийство уголовным преступлением. Из британского законодательства, например, эта статья была изъята в 1961 году. Любопытно, что законодательство соседней Шотландии самоубийство преступлением не считало.
Право на добровольный уход человека из жизни (трактуемое, как самоубийство) практически безоговорочно осуждается всеми мировыми религиями. Однако есть и исключения, наиболее известным из которым являются японские религиозные культы, часто возводившие благородную смерть от собственной руки в разряд высшего нравственного идеала. С другой стороны, невероятное влияние, которое оказывало христианство на все аспекты жизни европейцев на протяжении тысячелетий, не смогло предотвратить настоящей эпидемии самоубийств среди представителей высших классов в эпоху Средневековья. Георгес МиноисGeorges Minois, автор масштабного исследования «История Самоубийства: Добровольная Смерть в Западной Культуре»History of Suicide: Voluntary Death in Western Culture отмечает, что европейское общество столетиями считало неприемлемым самоубийства, совершаемые представителями низших классов, но достаточно одобрительно смотрело на аналогичные действия дворян.
Подобное расхождение взглядов при оценках феномена самоубийства прослеживалось всегда. К примеру, античные философы Платон и Аристотель относились к самоубийствам крайне отрицательно. Однако некоторые философы, бывшие их современниками, (например, стоики) считали самоубийство проявлением высшей свободы человека. Христианство крайне негативно относилось и относится к самоубийству, вплоть до того, что самоубийц было принято хоронить на неосвященной земле — вне кладбищенской ограды. Однако существуют и христианские церкви, при определенных обстоятельствах оправдывающие самоубийц.
По оценкам Миноиса, западная цивилизация периодически проводила переоценку своего отношения к суициду. Наиболее заметные изменения произошли в 18 веке после начала эпохи бурного развития науки: суицид стали рассматривать не только как «сделку отдельного человека с искусителем (дьяволом)», но и как результат взаимодействия индивида и общества. В 19 веке в светских кругах верх взяли взгляды, существующие и сегодня — самоубийство чаще воспринимается не как грех и не как акт личной свободы, а как проявление болезни — психологической, моральной, физической или социальной. Любопытно, что изменения взглядов отразились и на английском языке — до 18 века для обозначения этого явления использовалось слово «самоубийство»self-murder, после стал намного более общепринятым нейтральный термин «суицид»suicide.
В некоторых странах самоубийство занимает третье место среди причин смерти (на первом месте – смерть от болезни, на втором – смерть от несчастных случаев).
1.2.Статистика
Ежегодно кончают с собой:
-30 тысяч американцев,
-25 тысяч японцев,
-20 тысяч французов,
В России в 2000 году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 — 57,2 тысяч.
Каждый год на земле кончают жизнь самоубийством 500 000 человек.
По мнению социологов — официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (как минимум в 2 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Также никем ни фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы:
— Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) — Греция, Италия, Гватемала (0.5), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Доминиканская Республика (2.1), Армения (2.3),
— Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) Австралия, США,
— Высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) — Латвия (42.5), Литва (42.1), Эстония (38.2), Венгрия (35.9).
Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с показателем 39,3 (для 2000 года) и 39,7 (для 2001 года). В нескольких регионах России число самоубийств приближается к 80 (например, Читинская область), в пятнадцати регионах он превышает 60, в трех — 70 (данные 1996 г.).
В России от суицида умирает больше людей, чем от рук убийц — [ 28,3 (для 2000 года) и 29,8 (для 2001 года) ]. Данный показатель для нашей страны также довольно высок — по количеству убийств Россия уступает только ЮАР и Колумбии.
Во Франции очень высокий уровень самоубийств среди подростков — именно они совершают более половины всех самоубийств в стране. Попытку уйти их жизни делает каждый двадцатый подросток. Основные причины: неудачи в учебе, конфликты с родителями, страх перед будущим.
В Средней Азии достаточно низкий уровень самоубийств, но в то же время большое число самосожжений. Таким образом, замужние женщины протестуют против своего униженного положения. 60% всех самоубийств приходится на лето и весну.
Считается, что болезнью самоубийц является депрессия — до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.
Основные причины самоубийств:
— 41% — неизвестны
— 19% — страх перед наказанием
— 18% – душевная болезнь
— 18% — домашние огорчения
— 6% — страсти
— 3% денежные потери
— 1,5% — пресыщенность жизнью
— 1,2% — физические болезни.
Время:
— Первая половина дня – 32%
— Вторая половина – 44%
— Ночь – 24%.
Место:
— Дома – 36%
— Вне дома – 20%
— На месте учебы и работы – 8%
— В гостях – 16%
Семейное положение
По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Большой уровень самоубийств для людей, потерявших партнера — они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.
Группы риска
Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса, имеющим в социологии собственное называние — «комплекс короля Лира». Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, люди, взятых под стражу.
Самые высокий показатель самоубийств в следующих группах:
— психически больные (уровень самоубийств у горожан составляет 95,2 человека),
— хронические алкоголики (91 человек),
— наркоманы (178 человек),- инвалиды (110 человек на 100 тысяч населения).
Способы ухода из жизни среди современной молодежи варьируют в разных культурах. Повешение – ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. Исследователи предполагают, что значительный процент из числа фатальных ДТП с единственной жертвой – являются фактически суициды.
Прощальные записки оставляют 44% людей, налагающих на себя руки.
Они адресованы:
— «всем» — 20%,
— близким – 12%,
— начальникам – 8%,
— никому – 4%.
Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики – в 4%. То есть почти 9/10 осуществляют самоубийство в трезвом уме и памяти.
Самоубийству предшествовали:
— Психическая травма – 52%
— Конфликты – 48%
Материальное обеспечение:
— Удовлетворительное – 44%
— Неудовлетворительное – 56%
— Уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой — так одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европе — Швеция на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов.
Образование - люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду. Самое опасная группа — люди, с неполным средним образованием.
Взаимоотношения:
— Общались с широким кругом людей – 24%
— С несколькими людьми – 60%
— Были замкнуты и избегали общения – 16%
1.2. Цель.
1) Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
2) Рассмотреть проблему суицида в социально – философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
3) Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
4) Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.
5) На основе проведенного анализа попытаться найти пути решении проблемы суицида в наше время.
1.3 Причины самоубийств. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие.
Приходиться различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни.
К сожалению, самоубийство действительно являются проблемой. И она становиться все боле актуальной. Наша страна здесь не исключение. Причем количество самоубийств во всем цивилизованном мире имеет твердую тенденцию к росту во всех категориях населения, в том числе, как это не прискорбно констатировать, и среди подростков.
Анализируя мировую статистику, приходишь к выводу: проблема самоубийств в большей мере связана с теневой стороной технического прогресса, одиночеством, отчужденностью поколений, падением института брака, нравственных, духовных, традиционных и религиозных устоев. Если рассматривать весь мир по регионам, то самый низкий процент самоубийств в отсталых и развивающихся странах, а пик находится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые. Усложненные производственные отношение, огромный поток трудноперевариваемой информации, стрессы и суперстрессы, огромные темпы жизни, личные сложности, неизбежные в современном мире конфликты. Именно здесь кроется причина неуклонного возрастания количества самоубийств.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящая к массовому самоубийству даже китов, и накопление определенных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов, по мнению венгерских специалистов, увеличению числа самоубийств в Будапеште.
Суицидологи выделяют ряд социальных факторов-провокаторов сознательного
суицида: урбанизация общества и как следствие ее – ослабление института семьи; раннее половое развитие подростков в городе; последствия непродуманной эмансипации женщин; влияние на сознание средств массовой информации, а также характер вероисповедания и некоторые другие факты общественной жизни. Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения (Огонек. 1996. № 45), если в 1990 г.
Первыми тремя причинами смертности были воспаление легких, желудочно-кишечные заболевания и болезни новорожденных, то в 2020 г. список возглавлят сердечно-сосудистые болезни и жестокие депрессии с вытекающим отсюда последствием – резким ростом самоубийств (третью позицию займет гибель от несчастных случаев). В Европе высокие показатели: 38-40 человек на 100 000 жителей в Швеции и Венгрии. В США 90-е годы отмечены показателем 12 человек на 100 000. Наблюдается рост суицидальных показателей в таких странах, как Польша, Австралия, Япония, Англия и др. В России суицидальный показатель в среднем составляет 23 человека на 100 000 жителей в год.
В целом, как следует из публикации варшавских авторов статьи “Печального секрета не знает никто”, ныне каждый день совершается 1 500 самоубийств. [Голос здоровья. 1996. №19. 12 мая] По всему миру число погибших от собственной руки превышает число жертв от рук убийц и насильников. Например, саратовская газета “ Новый стиль” приводит шокирующий показатель по своей области: в 1995 г. от рук преступников погибло 595 человек на фоне826 погибших самоубийц [Новый стиль 1997. 15 марта.] В США лидирующей причиной смерти (33% от общего числа смертей) были болезни сердца, а в среде молодых людей от 15 до 24 суицид был третьей лидирующей причиной во второй половине 90-х годов. Во Франции жертв самоубийств сегодня больше, чем дорожных происшествий(12 тыс. погибли, наложив на себя руки, 8 тыс. человек погибли от дорожных происшествий в 1994 г.), причем на севере Франции случаев самоубийства в 3 раза больше, чем на юге. Весь этот печальный список можно было бы еще долго продолжать, если бы не было так страшно и горько за современное человечество, в котором странная “эпидемическая болезнь” захватывает наиболее эволюционно перспективные ареалы жизни, обнаруживая тенденцию развития “вспять”, или эволюции “наоборот”. Практически все суицидологи сходятся сегодня во мнении о необходимости более глубинной социализации современного человека, спасающей от суицида.
Но нас, конечно, интересуют прежде всего на условия, действующие на биологическую природу человека, ведь в конечном счете даже такой мощный фактор, как психическая болезнь, является непосредственной причиной самоубийства не более чем в 30% случаев, как бы ни старались объявить вначале всех самоубийц сумасшедшими. Наиболее важными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические причины, разрушающие личность человека, его “я”. Главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдается ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.
Есть по крайней мере два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами. В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвований. И эти социальные ожидания заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписанных кодексах чести. Все это находит свое отражение и в системе воспитания, и в многочисленных произведениях искусства.
Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов древности существовало практически у всех народов.
Самоубийство вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывались общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем – это искупление позора от военных поражений. Обращаясь к самоубийству как к зловещему явлению современного общежития, приходится остановиться на подготовительной к нему почве и на неких условиях, способствующих его развитию.
Группа риска, растущая в геометрической прогрессии, — наркоманы. И опять же вместо хотя бы приблизительных знаний – одни предположения об их нынешней численности. Согласно же предположениям их уже около 12 миллионов. Группа риска – заключенные в течение первых трех месяцев и в последние месяцы перед освобождением. Они дают 60% всех самоубийств “на зоне”[ “ Социс”,№5/99, с. 82]
Группа риска – ликвидаторы чернобыльской аварии. Ликвидаторы – туляки добровольно работали в самом опасном месте – под взбунтовавшимся реактором строили днище саркофага. Тогда им сулили золотые горы…Марш туляков “чернобыльцев” на Москву… На Красной площади – милицейские кордоны… Правительственные награды брошены на мостовую. Решив идти до конца и поставить все точки над “i”, ликвидаторы в открытом письме Президенту потребовали от государства эвтаназию (уход из жизни при помощи врачей).Если у Мифинга нет денег на ликвидаторов, пусть само государство руками Минздрава убьет ликвидаторов. Так будет честнее.
Статистика, цифры, коэффициенты… Бухгалтерия самоубийства русской нации. Добровольно на тот свет уходили по причинам не только материальным. Кончали с собой и люди неординарные, перед которыми не стоял вопрос о куске хлеба, но была нестерпима душевная рана, нанесенная гибелью Державы, которой они отдали свои жизни.
Вопрос о самоубийстве один из самых беспокойных и мучительных в русской эмиграции. Самоубийство как явление индивидуальное существовало во все времена, но иногда оно становиться явлением социальным и таким оно является в наше время в русской эмиграции, где создается для него очень благоприятная атмосфера. Самоубийство бывает заразительно и человек, убивающий себя, совершает социальный акт, толкает других на тот же путь, создает психическую атмосферу разложения и упадка. Самоубийца имеет дело не только с самим собой и насильственное уничтожение собственной жизни имеет значение не только для него одного. Самоубийца вызывает роковую решимость и в других, он сеет смерть. Самоубийство принадлежит к тем сложным явления жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, сам человек, покончивший с собой, вызывает к себе глубокую жалость, сострадание к пережитой им муке. Но сам факт самоубийства вызывает ужас, осуждение как грех и даже как преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшныйфакт. Можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству.
Причиной склонности к самоубийству в эмиграции является не только материальная нужда, необеспеченность будущего, болезнь, но еще более ужас, что всегда, до конца дней, придется жить в чужом и холодном мире и что в нем бессмысленна и бесцельна. Человек может выносить страдания, сил у него больше, чем он сам думает, это достаточно доказано войной и революцией. Но трудно человеку вынести бессмысленных страданий.
Есть очень разнообразные типы самоубийств и самоубийцы вызывают разные самооценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти и от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери состояния нужды; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий. Бывают случаи, когда человек решается уйти от жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это – особый случай самоубийства, не типический, не основанный на эгоизме и на ложном суждении о жизни, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые уходили из жизни, чтобы дать место другим, а же своим соперникам. Во всяком случае вера, надежда и любовь побеждают настроения, склоняющие к самоубийству. Самоубийца в преобладающих формах этого явления есть человек уже ни во что не верящий, ни на что не надеющийся и ничто не любящий. Даже самоубийство на эротической почве более свидетельствует о любви к себе, чем к другому. Человек не любит не верит не надеется в то мгновение своей жизни, когда он решается покончить с собой. В следующее мгновение надежда мола бы быть пробудиться, но он не должен до этого следующего мгновения. В этом великая тайна и парадокс времени. Человек в сущности никогда не хочет убить себя… Неудавшиеся самоубийство иногда даже приводит к возрождению жизни, как выздоровление после тяжкой болезни. По видимости, самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решимость.
Одним из сильнейших факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающие прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Одной из основ в борьбе за жизнь общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалась ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.
Христианство после волны самоубийств первых христиан-учеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане – семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.
Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшогоколичества и в Польше(с1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем неболее 12 человек на 100 000).
Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многим государственных нововведениях и реформах; примером тому — многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимый Петром I, недаром именно при этом царе в Военном и Морском Артикуле появилась довольно суровая запись для самоубийц: “Ежели кто себя убьет, то мертвое его тело, привязав к лошади, волоча по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались”. [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.]
Говоря о социальных условиях, сопутствующих суициду, то здесь особый интерес вызывает влияние на него определенного вероисповедания. Страны мусульманского, иудейского вероисповедания, а также католические христианские страны представляют как в ХIХ в., так и сегодня меньшую опасность для возникновения массовых очагов суицида, чем страны других вероисповеданий и конфессий, например страны с преобладающим в них христианским протестантизмом (США, Германия, Швеция). Существует предположение, что в нехристианских странах такое отношение к самонасилию продиктовано идеологией фатализма, присутствующей в их религиозных учениях, в католических же государствах – организованностью церкви как самостоятельной политической силы, строго и подробно регламентирующей поведение своих верующих сограждан. Конечно, подобная трактовка во многом справедлива, но далеко не полна, так как известно, например, что элемент фатализма в сильной степени присущ индуизму. Тем не менее Индия – это родина одной из форм ритуального самоубийства (сати). В такой же католической стране, как современная Франция, в наши дни наблюдается суицидальный всплеск, во многом, правда, объяснимый полным безверием жертв собственного насилия (достаточно привести в качестве примера трагическую судьбу известной французской актрисы и кинорежиссера Кристины Паскаль – жертвы сексуальной революции в Европе).
В абсолютных цифрах росло число женщин-самоубийц, но основной прирост, как явствует из индекса сверхсуицидальности, давали самоубийцы-мужчины. Если же брать только трудоспособный возраст, то здесь соответствующий индекс к середине 90-х превысил 7. Как пишет социолог Ирина Орлова, “возрастная структура смертности от суицидов совпадает с аналогичной структурой общей смертности и еще раз подтверждает, что наиболее серьезным симптоиом социального нездоровья в 90-е годы является сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста” (“Социс”, №8/98, с. 72) .
Минимальный уровень суицида падает на 1986 год – 33 261 чел.(3,1 на 100 000). Это – прямой борьбы с алкоголизмом, но результат сугубо временный. Затем кривая смертности сначала очень медленно, а затем набирая ускорение, поползла вверх, достигнув в 1991 г. числа самоубийц в 40 143 (26,9 на 100 000). Это был последний год, в котором среди причин суицида преобладали личные мотивы.
Ситуация резко изменилась в 1992 г. С ‘того года начали доминировать социальные причины самоубийств: потеря работы, девальвация профессии, малый заработок. ВЦИОМ предупредил, ссылаясь на многие исследования в разных частях мира: “Среднее падение личного дохода на 10% влечет среди затронутого населения рост общей смертности на 1% и рост числа самоубийств на 3,7%. Ощущение падения благосостояния является одним из наиболее мощных социальных стрессов, который по силе и системности воздействия превосходит стрессы, возникающие во время стихийных бедствий” (“Наш современник”, №1,1997, с. 250-251). Затяжные задержки зарплаты резко усугубили ситуацию.
“Ты довел меня до края, оставив без зарплаты год…” – одна из типичных предсмертных записок в адрес директора завода. Новым стрессовым фактором явился каждодневный страх, поселившийся в домах россиян. Очевидно, наиболее “суицидоопасен” не столько низкий, но стабильный социальный статус, сколько его резкое падение, утрата положения, занимаемого в обществе…
Еще в 1893 г. Эмиль Дюркгейм в своей книге “Самобийство” вводит в научный оборот термин “аномия”. Аномия (герч. “номос”- норма, закон, “а”- отрицательная частица) – буквально “безнормотивность”- такое состояние общества, когда порушены моральные нормы, девальвированы этические ценности, короче говоря, сломан морально – этический “скелет ” человеческого поведения. Нет точки отсчета добра изла, все моральные катеории размыты и относительны, торжествуют ценизм. Отсюда – разрыв социальных связей, атомизация индивидов, чувство одиночества, пустоты, утеря смысла жизни и, как результат, — самоубийство.
Еще одна причина самоубийства – телевидение, нагнетающее состояние безысходности, безнадеги. Методику такого телевизионного воздействия образно показал Александр Проханов: “Труппы с атомахода “Курск”. Гробы крупным планом. Лица вдов, сирот. Слезы. Панорама гробов. Медленно веден телекамерой. Так, хорошо. Слеза крупным планом. Еще крупнее. Вот так, хорошо. Теперь — с Ил-18. Пепел, обломки самолета и трупы. Вот эту оторванную ногу, пожалуйста. Если можно, обожженную руку ребенка. Слезы родных. Крпным планом, еще крупнее. Так хорошо…
Страна должна видеть свои труппы. Каждый ребенок должен знать, что мама и папа когда-нибудь станут труппами. Каждая мать пусть представит своего малыша в гробу. Культ смерти. Ни слова о служении отечеству. Ни слова о мистическом подвиге 6-й роты в ВДВ в Аргунском ущелье. Ни слова о великом подвижничестве героев-подводников. Некрофилы кладут Россию в огромный струганный гроб. Снимают взахлеб.Сколько их скопилось, желающих нам смерти. Сколько толкающих нас в
смерть”(“Завтра”, №44, 2000).
Все правильно. Толкающих нас на смерть – предостаточно. Одно непонятно: самоубийства – это аутогрессия, т.е. агрессия, направленная не на тех, кто толкает меня, тебя его – в смерть, а направленная на себя самого. Почему? Когда все потеряно, не о чем жалеть и некого бояться, — если уж умирать, так с музыкой, прихватив вместе с собой на тот свет компанию из падонков. Я вовсе не призываю к терроризму. Терраризму у нас хватает с избытком. Только есть во весм этом странность: братки мочат братков и банкиров: банкиры “заказывают” других банкиров и братков. На этом фоне разгула террора среди“хозяев жизни” абсолютно не понятно отсутствие агрессии “ низов” в адрес убивающих их “верхов”. Никто из “простых людей ”, покончивших с собой, не прихватил на тот свет своего мучителя. Не понимаю я этого. Нет оружия? А как же 500 офицеров, ежегодно сводящих счеты с жизнью? В их распоряжении оружие и вооруженные подчиненные…Еще раз оговорюсь: нет не, я не призываю к вооруженной мести и воздаянию, я хочу понять, почему жертвы так пассивны. Лишь один смельчак-танкист нагелся (и это давольно широко освещалось в СМИ): вывел на городскую площадб танк без боекомплекта и потребовал выплатить все, что ему причиталось. Выплатили. И никак не наказали. Вот так-то…
А пока акты самоубийства приобретают все более протестный характер. Все чаще происходят публичные самосожжения, после которых остаются плакаты, тексты которых недвусмысленно восстают против нынешних российских порядков.
В 1993 г. самоубийств – на 17% больше, чем годом ранее, а в 1994-м – на 23% больше, чем в предыдущем году. Но вот, достигнув своего пика в 1995 г., суицид как бы “ стабилизировался”: кривая перестает расти и образует за 195 – 1997 годы своеобразное плоское “плато”(из расчета на 100 тыс. цифры самоубийств за эти 3 года: 41,4 – 39,4 – 39,5 соответственно). Что это – положительная тенденция? Нет. Это описанный австрийским психиатором и психологом Виктором Эмилем Франкелем “синдром концлагеря”, когда попадающие в него люди первое время бросаются на колючую проволоку, гибнут. А потом привыкают к неволе, “адаптируются”.
В период алкогольной сверхсмертности 1992-1996 годов, в процессе “естественного отбора” вымерли те, кто был носителем генов алкогольной зависимости. Выживали устойчивые.
В прессе началось радостное оживление: смертность чуть-чуть сократилась(за счет “неестественных причин”), рождаемость чуть-чуть повысилась, здоровье населения чуть-чуть улучшилось. То ли еще будет…
А потом был август 98-го со всеми прелестями его. И был небольшой временной лаг после августа. А потом кривая самоубийств задралась вверх чуть ли не вертикально: если в “благополучный” преддифлотный 1997 г. уровень смертности составил 39,5 на 100 тыс., то в 1999-м эта цифра подскочила до 65,66 на 100 тыс., а общее число самоубийств составило 97 276человек. Скачок чуть ли не в 2 раза! На этот раз сводили счеты с жизнью “новые русские” из лопнувших банков, “средний класс”, “продвинутые”,“крутые”. “Если сравнить первые три месяца этого 1999-го года с тем же периодом пролог, то можно константировать: в Москве число суицидальных Попыток возросло в 2,5 раза” ( “АиФ”,№20/99, с. 14). Но плохо пришлось всем. Просто “крутым” было высоко падать..
Всего за период с 1986-го по 1999 год включительно абсолютная ежеготная численность самоубийц в России возросла в 2,92 раза, а их удельный вес (на 100 тыс.) – в 2,84.Лишь 25% самоубийств совершено психически больными. 50% самоубийц относились к “размытой” группе пограничных нервно-психичных расстойств, 25% были абсолютно психически здоровы. Мысль о самоубийстве – это нередко крайняя, парадоксальная реакция душевно здорового человека на невероятно трудную жизненную ситуацию. Такие состояния суицидологи называют “реакцие отрицательного баланса”, когда человек, взвесив все “за” и “против”, приходит к выводу, что единственный выход – уйти.
“Среди способов завершенных суицидов наиболее часто встречаются; самоповешение – 81,9%, отравление – 9,5, самострел – 2,9, падение с высоты – 1,9, утопление – 0,9%. Самыми частыми способами неудавшейся суицидальной попытки являются отравления — 72”(“Известия”, 28.7.2000). Все чаще встречается “экзотика”: самосожжения, харакири. Еще один способ изуверского самоубийства, когда смерть наступает в невыносимых муках, — отравление уксусной эссенцией. Если успеют спасти, то велика вероятность остаться инвалидом на всю жизнь.
Раньше женщинам было не безразлично, как они будут выглядеть в гробу. Поэтому раньше женщины-самоубийцы чаще всего травились – снотворными таблетками или бытовыми ядохимикатами. Сейчас они просто выбрасываются из окон.
Обращаясь к разнообразным и не всегда согласным между собою статистическим материалам, можно отметить ряд характерных особенностей. С годами своих жертв самоубийства возрастают, представляя в период от 15 до 20 лет 5% всего числа, повышаясь затем, до 40 лет, падая от 40 до 50 лет, снова повышаясь от 50 до 60 лет и составляя в период от 60 до 70 лет те же 5%, как в юности. Недоумение и страх пред грядущей жизнью, преждевременное разочарование в ней и в себе самом, а с другой стороны, запоздалое разочарование в прожитой жизни, старческие недуги, душевная усталость, и сознание бесплодности дальнейших усилий вызывают одинаковую решимость у юношей и старцев. После 80 лет самоубийства случаются редко, причем побудительная их причина часто бывает покрыта глубокой тайной. Если спросить человека, незнакомого с настоящими подробностями вопроса, о том, когда преимущественно совершаются самоубийства, он большей частью ответит: в ноябре в декабре, в скупые светом, короткие, холодные дни, наводящие тоску, ночью, когда приходится оставаться самому с собой, когда отсутствующий сон не приносит забвения горя и забот. И это будет ошибочно. Самые самоубийственные месяцы – май и июнь, а таковые же часы – с утра до полудня и от часа до трех, то есть в разгар окружающей жизни и движения. Время и сезон сознательного деяния не менее странны по своим ведущим характеристикам. Ф. Ницше, Н. В. Гоголь, М. М. Пришвин не однажды отмечали особое влияние на психику человека “слепящего” полдня. Именно полдень составляет наиболее опасное в плане суицидальных попыток время суток.
Недавно опубликованная в газете “Труд” заметка так и называлась:“Роковые шаги при свете дня ”. Очевидно, что не мрачные “подвалы” бессознательного, а напротив, отчетливая ясность сознания с большей вероятностью может стать опасным провокатором суицида в дневные и утренние часы, чем если бы акт самонасилия совершался ночью.
Одним из новых источников получения стрессового заряда сегодня является недавно начавшись широко проявляться механизм социально-экономического развития – конкуренция. Боязнь неуспеха, отставания, проигрыша, тревога из- за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств – еще до недавнего времени считалось, что монополией на обладание этими психологическими явлениями в широком социальном контексте обладает исключительно капиталистическое общество. Сегодня эти стрессогенные факторы по праву стали достоянием людей, внедряющих новые экономические механизмы хозяйствования, то есть людей в основном среднего поколения.
Финансовые успехи предприимчивых кооператоров у многих людей именно среднего возраста, не чувствующих в себе особых деловых способностей для конкуренции на “свободном рынке” и привыкших к относительно спокойному существованию на государственных предприятиях, вызывают или специфическое чувство тоски, грозящее перейти в затяжные формы депрессии, или агрессию, очень напоминающую реакцию луддитов – разрушителей машин на заре промышленных революций.
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека коренного изменения мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большее количество альтернатив, как при выборе стратегических программ поведения человека, таких, например, как выбор профессиональной деятельности или формы и места получения образования, так и в повседневном поведении в быту, например, при покупке газеты и журнала. Более альтернативное общество с его строгими правилами поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможность выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более демократическое – предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но заставляет “мучиться” индивида свободой выбора и неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании). Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществлять выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психическом состоянии, которое повышает вероятность возникновения суицидальных намерений.
На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за него несут все члены общества в гораздо большей степени.
Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями(примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально теплых отношениях, которые являются, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.
Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида – по данным американских авторов, среди женатых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с тем, что “молодые” браки чаще являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение в привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: “дать понять человеку, в каком ты отчаянии” – около 40% случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”- около 30% случаев, “показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой” – 25%, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” – 25%, и наконец в 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами(усиливается процесс “дифференциации”) – это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.
Все это приводит к тому, что проблема “отцов и детей” может быть, как никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами “полную свободу молодежи” и стародавними призывами “надо уважать и слушаться старших”.
К заражающим и внушающим мысль о самоубийстве надо отнести и бывшие одно время в ходу и вызывающие справедливое порицание анкеты с расспросами учащихся юношей и девушек о том,“ не являлась ли у них мысль о самоубийстве, не делали ли они или кто-либо из членов семьи попыток к нему, по какой причине, когда и сколько раз, и чувствуют ли они себя одинокими и не потеряли ли веры в себя, разочаровавшись в людях и в жизни и в идеалах истины, красоты добра и справедливости, относятся ли они к людям безучастно и не предпочитают ли в литературе культ смерти и упадочность настроения”. Постоянно повторяемые известия и рассказы о самоубийствах, обостряя отчаяние решившихся покончить с жизнью, зачастую подстрекают их на
настойчивое повторение попыток к этому. Бросившиеся в воду нередко борются с теми, кто хочет их спасти, не умершие от яду прибегают к веревке, к ножу или револьверу. В течение апреля 1913 года в Петербурге жена рабочего Анна Ивановна, вследствие семейных неприятностей, пять раз пыталась лишить себя жизни всеми доступными ей способами.
В числе причин, толкающих на самоубийство, некоторые ставят пьянство, но с этим едва ли можно согласиться. Привычные пьяницы обыкновенно умирают от органических страданий желудка, печени и мозга, но, даже и опустившись на самое дно, цепляются за жизнь, несмотря на ее постылый характер. Несомненно, однако, что число самоубийств в состоянии опьянения представляют около 8% их общего числа, но это не результат порочной привычки, обращающейся в болезненную страсть, а чаще всего опьянение перед “вольною своей кончиной” является средством подкрепить ослабевшую перед этим волю и создать себе искусственное полузабытье. Излишне говорить о самоубийствах учащихся как результате неправильных педагогических приемов, переутомления, неудачи на экзаменах или страха перед ними и т. п. Этому вопросу в последние годы была посвящена обширная литература.
2.Вывод
Самоубийство – Это результат социально – психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов.
Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство прежде всего безысходность.
Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется истинная, глубокая причина, которая не сообщается, и восстановить которую бывает очень сложно.
Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения. Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия. Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и самоубийство.
Таим образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие факторы риска:
— Врожденная и / или возникшая после сильного стресса склонность к самоубийству.
— Проблемы в личной жизни.
— Сильная травма, в том числе и психическая.
— Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.
— Рецидив древней болезни.
— Потеря близких, одиночество, острые конфликты.
— Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий.
— Нарцистическая травма.
— Психическая болезнь.
— Алкоголь и наркотики.
— Соматические заболевания, сильные боли.
А также сдерживающие факторы:
— Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом.
— Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность.
— Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.
— Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интерация через работу, спорт, религию, различные непрофиссиональные организации, осознание цели собственной жизни.
— Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические нагрузки, нет наркотикам и курению.
Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнооброзны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе. Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных отношениях – и на микро-, и на макросоциальных уровнях.
Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально- психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во- вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.
Наиболее актуальным направлением является организация социально психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и, наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет., например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи( материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.
Таким образом, организация социально- психологической работы по борьбе с самоубийством идет по двум основным направлениям:
— профилактика самоубийств;
— реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.
В свою очередь, эти направления на более “мелкие”, такие как: организация мероприятий по борьбе с группами риска, пропаганда психологических и правовых знаний, в том числе и введение в школах спецкурса “Преодоление трудностей” проведение суицидологических исследований, взаимодействие со средствами массовой информации, органами власти с различными национальными и международными организациями и др.
3.Историческая часть
Термин «суицид» появился в 17 веке, и практически не употреблялся до середины 18 века. Термин «суицидология» начали употреблять в начале 20 века. Но люди начали убивать себя гораздо раньше.
Древние времена
Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых по законам первобытнообщинного строя жили люди.
В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.
Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово «смерть» произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает — “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых.
Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности. Например, по-эскимоской традиции, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это «не по-христиански», горячим пастырским словом убедил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу – род просто вымер. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом — цикутой.
Дольше всего этот обычай просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».
В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждения. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланезийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд.
Первые закрепленные ограничения, связанные с суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине, стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Дерево, на котором повесился несчастный и его дом придают очистительному огню, а родственникам покойного запрещается подходить к трупу.
Итак, цивилизация развивалась, в обществе стали появляться классы, наступала...
Эпоха античности
В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве, вызвала лишь осуждение. Хотя есть и исключение — мудрый спартанский законодатель Пикур. Перед тем как пойти в Дельфийский оракул, он взял с граждан города клятву жить строго в соответствии с введенными им законами, до тех пор, пока он не вернется. А когда Оракул одобрил новые законы, Пикур совершил самоубийство, уморив себя голодом. Тем самым жители Спарты, вынужденные соблюдать данное слово, жили в соответствии с реформами Пикура.
В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».
Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.
Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. От таких умозаключений «казалось один шаг до вопроса, так почему же в таком случае не самоубийство». Но, продолжает он, самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий.
Для стоиков и эпикурейцев самоубийство не было чем то приемлемым — Плиний младший, считал, что именно в этом – преимущество человека перед богами.
В «Дигестах» Юстиана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». При императоре Тарквинии Триске трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, при Андриане суицид был приравнен к преступлению – за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был почти что богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой. Самый известный пример – смерть Сенеки. По приказу Нерона Сенека принял смерть — он сделал это с гордо поднятой головой, перерезав вены в теплой ванне, в то время как рабы записывали последние слова великого философа.
Все сказанное выше относилось, естественно, только к римским гражданам — многочисленных рабов империи это не касалось. Для них существовал другой закон, согласно которому, если раб покончил жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги, т.к. продал «негодный» товар.
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек, в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.
В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление., подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что самоубийца мог действовать в состоянии исступления и больше нуждался в жалости, чем в преследовании по закону. Тем не менее, первый царь иудеев Саул покончил с собой, бросившись на меч. В 73 году н.э. защитники крепости Масада и Йотама перед угрозой обращения в чужую веру покончили с собой. Через тысячу лет также поступила иудейская община в Йорке, не желая принимать насильственное крещение.
Средневековье
Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Вернее в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал – то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление.
В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством». В 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку, совершив самосуд, они уходили от наказания. В 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.
В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь – для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо – самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин – его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны.
Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение. Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким. Но время шло, наступал период ренессанса, зарождался гуманизм. Наступали...
Новые времена
Первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Дэвид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился опубликовать свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий.
Поскольку отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными.
Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц. Первой это сделала Франция во время Французской революции. В Америке, еще в 1881 году собрание штата Нью-Йорк определяло срок 20 лет тем, чья попытка самоубийства была неудачной. Дальше всех, наверное, пошли англичане — раньше по английским законам, в случае неудавшегося самоубийства, государство доводило начатое дело до конца. А уголовным преступлением самоубийство перестало считаться в Великобритании не так давно – в 1961 году, а с 1941 по 1955 там привлекли к уголовной ответственности 44 956 человек. Из них полностью оправданы было только 346 человек, 308 попали за решетку, остальные отделались условными сроками.