Реферат по предмету "Социология"


Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи

Калужский государственныйпедагогический
Университет имени К.Э.Циолковского
Институт социальныхотношений
Кафедра социальнойпедагогики и организации работы с молодежью
 
Курсовая работа студента
Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи
ФОМИНОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
 
Калуга 2010

Содержание
 
Введение
ГлаваI. Общая характеристикаасоциального поведения среди молодежи
1.1Предпосылки возникновения преступности среди молодежи
1.2 Классификация видовотклоняющегося поведения
1.3Факторы иособенности отдельных форм отклоняющегося поведения
ГлаваII. Организациякультурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения
2.1Характеристика основных средств воздействия культурно — досуговой деятельностина подростков асоциального поведения
2.2Деятельность учрежденийсоциально-культурной сферы с трудными подростками
2.3 Отчеты муниципальныхрайонов по профилактике правонарушений и наркомании в молодежной среде
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Значительное место в общей структуреправонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковойпреступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущуюкриминогенную ситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих вучебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки иуголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес,продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь оттого чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг,зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей,ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяетего положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведенияведется работа общеобразовательными культурно — досуговыми учреждениями, атакже социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полноймере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствованиивоспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышенияэффективности педагогического воздействия на личность подростка, способныхобеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективностивоспитательной работы является деятельность, в задачи которой входитформирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такаядеятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогическоговоздействия на подростков с девиантным поведением.
А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы многих учреждений показывает,что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфередосуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленногопедагогического воздействия.
Необходимость выявления педагогическихвозможностей культурно- досуговой деятельности в социализации личностинесовершеннолетних правонарушителей предопределила тему данной работы. Так какоб этом безусловно нужно говорить, и принимать необходимые меры по устранениюпреступности среди нашей молодежи.
Цель работы – выявить причины проявленияасоциального поведения среди подростков, и найти пути решения этой проблемы.
Задачи:
· датьклассификацию видов отклоняющегося поведения;
· выявитфакторы и особенности отдельных форм отклоняющегося поведения;
· охарактеризоватьосновные средства воздействия культурно — досуговой деятельности на подростковотклоняющегося поведения;.
Объект исследования: процесс социализацииподростков.
Предмет исследования: организация профилактическихучреждений досуговой деятельности подростков.
Методы исследования — теоретический анализисточников.
Проблема асоциального поведения изучаетсятакими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение,правоведение.

Глава I. Общая характеристикаасоциального поведения среди молодежи
 
1.1 Предпосылкивозникновения преступности среди молодежи
Первое, что со всейочевидностью бросается в глаза, — это тот факт, что синдром социальнойдезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчётливопроявляется в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиковпревосходит соответствующее число девочек в отношении 10:1. Однако следуетотметить, что среди мальчиков преобладают также и другие расстройстваповедения, не имеющие антиобщественной направленности. В этих случаяхпреобладание мальчиков менее выражено, но пропорция всё-таки сохраняется вотношении 3:1.
Отдельныеантиобщественные поступки слишком часто совершают подростками и поэтому неимеют большого значения. Даже среди несовершеннолетних, которые были осужденыза антиобщественные поступки, около половины никогда более не привлекались ксудебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и неимеют расстройств поведения[13,c. 367].
В классическомисследовании Ли Робинс было осуществлено лонгитюдиальное 30-летнеепрослеживание развития детей, состоявших на учёте в специальных детскихклиниках в 1920-х годах в США. Она обнаружила, что судьба тех детей, которыхприводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то довольнопечальны. Став взрослым, они не только чаще подвергались арестам и заключениям,чем подростки, составившие контрольную группу (родители которых никогда необращались в клинику с жалобами на своих детей), но они также испытывалигораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьмаоднообразные социальные отношения, худшие профессии, меньше знаков отличия завоенную службу, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.
Из группы подростков сасоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии отличаетсяпсихическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в четвёртой части случаебыли выявлены психопатические расстройства личности. Эти довольно плохиепоследствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведениекоторых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределамисемьи или круга друзей ребёнка. Дети, которые, став взрослыми, приобрелипсихопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявлялиагрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающимавторитетом. Следует также отметить, что в тех случаях, когда дети воруюттолько в собственной семье или всего лишь прогуливают школу, прогноззначительно лучше.
Известна рольмногочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди нихотмечают такие особенности темперамента, как импульсивность и непослушание.Агрессивность, самоуверенность и недостаток внимания к чувствам окружающих тожечастые явления. В недавно проведённых исследованиях установлено, что уагрессивных мальчиков в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция креагированию на похвалу и поощрения.
Для детей с хроническимирасстройствами типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которойхарактерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная,малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Какправило, это неполные или конфликтные семьи.
Дети с нарушениямиповедения в основном происходят из семей, имеющих по крайней мере четырёх илипять детей. Причины того, почему в таких случаях дети особенно подверженыриску, пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнениемпроблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большейвероятностью разногласий в большой семье. К этому можно добавить, что, какпоказано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохихусловиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями.
Одним из наиболее прочносвязанных с расстройством поведения симптомов является серьёзное отставание вусвоении знаний в школе и в других учебных заведениях. Факт неуспеха обученияприводит некоторых подростков к разочарованию и обиде, которые могутпревратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.
Интеллект многихподростков с расстройством поведения является нормальным, но среди тех, чьипоказатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечаетсятенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального илипротивоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди подростков сограниченной травмой мозга. Другими словами, ограниченная травма мозгаувеличивает риск возникновения расстройства поведения у подростка, но этосправедливо лишь по отношению к незначительному меньшинству молодых людей.
Несколько лет назадобсуждалась открытие, согласно которому специфическая хромосомная аномалия ХХУсвязана с агрессивным поведением.
Последующие исследованияхотя и подтвердили некоторую связь между этой хромосомной аномалией иагрессивным поведением, но определили её слабый характер. Подавляющебольшинство подростков с расстройствами поведения не имеют никаких хромосомныханомалий, а большинство лиц с лишней хромосомой не являются слишкомагрессивными.
Различные школы (в США)значительно отличаются друг от друга по частоте случаев антиобщественногоповедения и расстройств у детей.
Создаётся впечатление,что это в какой-то степени зависит от царящей в школе атмосфера, от стиляпринятой в ней системы преподавания или дисциплины, которые либо предполагают ксовершению асоциальных поступков, либо препятствуют их возникновению. Но до сихпор практически ничего не известно о том, что представляет собой эти влияния инасколько сильный эффект они оказывают.
1.2Классификация видовотклоняющегося поведения
Асоциальное (аморальное) поведение.
Это поведение, уклоняющееся от выполненияморально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучиюмежличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение,сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, идр.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.
В подростковом возрасте наиболее распространеныуходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения,граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома,бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство илипопрошайничество.
Границы асоциального поведения особенноизменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится подвлиянием культуры и времени.
Антисоциальное(делинквентное)поведение.
Поведение противоречащее правовым нормам,угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включаетлюбые действия или бездействия, запрещенные законодательством[10,c. 335-339].
У взрослых людей (старше 18 лет) такоеповедение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовнуюответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков(от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детскомвозрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям,сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство,поджоги.
Аутодеструктивное(саморазрушительное)поведение.
Отклоняющееся от медицинских и психологическихнорм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительноеповедение в современном мире выступает в следующих основных формах:суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическоеповедение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни(экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде наавтомобиле и др.).
1.3 Факторы и особенностиотдельных форм девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения всовременных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию,наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику[10, c.335-339].
Преступность
Преступность — отражение пороков человечества. Идо сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу.
Всякий социальный строй предполагает определенноеколичество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.
По мере изучения проблем преступности все большееколичество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зренияисследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий,образование, нищету как самостоятельный фактор.
В России на состояние преступности большоевлияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов,как конкуренция, безработица, инфляция.
На сегодняшний день вероятно, надо отказаться отутопических представлений о «полном искоренении» социальной патологии иудержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм
С давних пор человечеству известны опьяняющиенапитки. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленныйспособ получения этилового спирта. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в.усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблемуалкоголизма [21,c. 133].
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, ставэлементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний,праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем.Однако это дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика,
90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований приотягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны сопьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесныхповреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 %всех разводов также связано с пьянством.
Не поддается материальному учету ущерб духовным инравственным отношениям в обществе, семье.
Уровень потребления алкоголя лишь косвенноотражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размываниянациональной специфики алкогольного потребления. В России рост в общем объемеупотребляемых алкогольных напитков доли пива и вина, к сожалению, несвязан ссокращением количества водки. Фактически употребление водки дополняетсяупотреблением менее концентрированных алкогольных напитков.
Проблема преодоления пьянства и алкоголизмаявляется сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный,психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только сучетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.
Наркомания
Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %)пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образомпотребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщениепроисходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потреблениенаркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.
Большая часть наркоманов осознаёт угрожающую имопасность и критически относится к своему пристрастию:
12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятсяотрицательно.
Не видят в потреблении наркотиков ничего плохогов основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим.
Наступающее после приема наркотиков возбуждение,приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают заблаготворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определеннойстадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливоосознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.Учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегосяповедения следует использовать и специальные меры — медицинские, правовые и др.
Суицид
Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенныйриск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивноготипа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений,например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68 % мужчин и 31 %женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Научете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчини 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь[21, c. 133-135].
Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью копределенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числасамоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Онвыделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияниясоциальных норм на индивида:
эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
Эгоистическое самоубийство имеет место в случаеслабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегосянаедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни.
Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызываетсяполным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь.
Аномическое самоубийство обусловлено состояниеманомии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида(как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда вобществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. Дюркгейм указывает и на 4тип самоубийства — фаталистский, который должен служить симметричным антиподоманомического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие егонезначительной распространенности.
Проституция
Сам термин «проституция» происходит от латинскогослова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимаютвнебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственноговлечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, нивнебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях.
C начала 20-х годов ХХ в. происходит заметноесокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этойтенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положенияженщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей пересталипользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественномужчины старших возрастных групп.
Сегодня налицо резкое расширение социальной ивозрастной базы. В числе проституток — учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Вобъятия клиентов «девочек из бара» толкаютне голод, а стремление кскорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».
Общество всегда искало пути и средства борьбы спроституцией [24, c. 112-115]. В истории существовали три основные формы политики поотношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация имедицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательнаяработа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны,репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией.
Как показал исторический опыт, ни правовая, нимедицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшейпрофессии, не позволяет полностью решить проблему.
Практика свидетельствует — толькосоциально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.
 

Глава II. Организациякультурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения
 
2.1Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговойдеятельности на подростков отклоняющегося поведения
Культурно-досуговаядеятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека иоптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционированияКДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации ииндивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальнойсущности, то вторая в выработке у него индивидуального способажизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться[3, c. 56].
Известно, что личностьразвивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностноесвойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этойдеятельности. Следовательно, формирование личности подростков можетосуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельностьпредставляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результатедеятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себяв них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагаетвстречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств«объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми донего».
Такое присваивание«социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образомосуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговойдеятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом,нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическимиценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков являетсяследствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь черезвовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подросткиболее открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальныхинститутов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на ихнравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрениикультурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значениеимеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющихв системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целейв работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогическоговлияния.
Прежде всего,эффективность воспитательного воздействия культурно- досуговой деятельности наподростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражениясодержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организациипроцесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием[9, c.78].
Организационные формыработы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательныхинтересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развитияхарактеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики,физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения смиром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иныхформ сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм –художественная форма.
Включает в себя сообщенияо наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности ипреподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можноотнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища,литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формыкак вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двухслучаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом.Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться сосверстниками являются особенностями трудных подростков.
Яркой формой организациизрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшимсобытиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко,так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многиедосуговые учреждения.
Просветительные формывключают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например,в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-тоновое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, вподростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, ипоэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.
В практике культурно — досуговойдеятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная[3, c.118]. Она имеет большоезначение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характеригровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,
«таинственность». Напервый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект даютформы, заимствованные с телевизионного экрана, напримерпознавательно-развлекательные игры «Брейн — ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес уподростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб [12, c. 148-150]. Существуетдва вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) итанцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случаепреследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то втораяне имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитиюмузыкального вкуса.
Особую роль в развитиидуховных начал личности подростка, ее специализации играютсоциально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересыподростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружкипо физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству[29, c. 55] .
Таким образом.Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеютцелью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного навзаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
Рассмотрим основныенаправления культурно — досуговой деятельности, необходимые для воспитания исамовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основныхнаправлений деятельности культурно — досуговых учреждений является гражданскоевоспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскуюактивность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы,как лекции, беседы, диспуты.
Примерная тематикалекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»;тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д.
В данном случаепривлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраскуи выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков
Другим важнымнаправлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание.Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональнойориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителямиразличных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребятазнакомятся с представителями различных профессий, технические кружкимоделирования.
Следующее направлениекультурно — досуговой деятельности – формирование личности с высокимнравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принципнравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах.Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками,через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи синтересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильнопонимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной изосновных сторон культурно — досуговой деятельности является эстетическоевоспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать иутверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позицийдуховного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том,чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организацийшоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»),встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многоедругое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие иукрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задачфизического воспитания является воспитание воли и характера, его моральныхкачеств и эстетических вкусов[28, c.205- 206]. Таким образом осуществляется связьфизического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данногонаправления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи слюдьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастераспорта).
Таким образом, все этинаправления культурно — досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы,совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболееэффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с однойстороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идетсвоеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересыи потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительнуюнаправленность.
Современное состояниепедагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в болеенасыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем,направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворениеотдельной личности и общества в целом.
2.2Деятельность учреждений социально-культурной сферы с трудными подростками
 
В настоящее время сповышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшенияэкономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельностьучреждений социально-культурной сферы. Гражданское и патриотическое воспитание,формирование у новых поколений чувства принадлежности и сопричастностиРоссийскому государству и обществу[17, c.88], желания достойножить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами,самореализовываться в своей стране, является одним из современных приоритетовразвития государства и общества, основной задачей воспитания молодежи.
Работа по привлечениюмолодежи к общественной жизни, улучшению социальной ситуации способствует рядмероприятий проводимых в течение всего года отделом образования и спортаадминистрации города Калуги, в компетенцию которого входит работа с молодежью.Это освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышениекультуры правовых и деловых отношений, изучение истории своего края, овладениетехнологией социального проектирования[36, Internet].
Одним из направленийявляется социальное проектирование, которое пользуется большой популярностьюсреди учащейся молодежи нашей области. Проводятся такие акции, как например «Я- гражданин России», которая направлена на решение следующих задач:
— вовлечение школьников иучащейся молодежи в поисковую деятельность;
— развитие высокойсоциальной активности и гражданской ответственности;
— включение молодежи вреальную работу по улучшению жизни местного сообщества;
— установление отношенийсоциального партнерства с представителями исполнительной власти и общественнымиорганизациями, действующими на территории муниципального образования.
Ежегодно инициативнымигруппами молодежи поднимаются социально значимые вопросы, волнующие молодеж.Это кропотливая коллективная работа, при которой не только поднимается даннаяпроблема и разрабатывается план действий, но и учитывается результативностьпроекта. Поднимаются проблемы досуга молодежи, патриотизма, социальной помощидетям из «проблемных» семей и т.д.
Благодаря социальнымпроектам выстраивается отработанная цепочка тесного сотрудничества инициативноймолодежи с представителями исполнительной и законодательной власти,представителей бизнеса, населения, привлечения молодежи проблемам своегорайона.
Одним из главных пунктовработы учреждений спортивной направленности является привлечение учащихся школ,находящихся в «группе риска», к занятиям физкультурой и спортом. Работа ведетсяв тесном контакте с органами РОВД района. Сотрудниками отдела проводятсязанятия спортивных секций по вольной борьбе, борьбе самбо, гиревому спорту,шашкам, шахматам, стрельбе, подготовки команд к соревнованиям.
В течение года проводятсятуристические походы, выезды, экскурсии [38, Internet].
На сегодняшний деньМинистерством спорта, туризма и молодежной политики при правительстве Калужскойобласти проводится ряд мероприятий, направленных на профилактику асоциальныхявлений.
· Положениео проведении ежегодного областного конкурса на лучшую организацию работы попрофилактике ВИЧ – инфекции, под девизом «ВИЧ/СПИД. Знать – значит жить» средиучреждений начального и среднего профессионального образования Калужскойобласти
· ПоложениеКалужской области «о проведении туристского слета обучающихся учрежденийначального профессионального и среднего профессионального образования».
Цели и задачи Слета
Слет проводится в целяхпрофилактики асоциальных явлений среди молодежи, пропаганды здорового образажизни, воспитания активной жизненной позиции обучающихся учреждений начальногопрофессионального и среднего профессионального образования Калужской области.
Задачи Слета:
-приобщение обучающихсяначального профессионального и среднего профессионального образования Калужскойобласти к массовому спорту и активному отдыху.
-создание единогокоммуникативного пространства между обучающимися начального профессионального исреднего профессионального образования Калужской области.
-активизацияволонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.
2.3Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений и наркомании вмолодежной среде
МУ «Город Калуга».
В рамках проведенияработы по профилактики асоциальных явлений в молодежной среде отделоммолодежной политики Управления образования города Калуги переданы списки вучреждения молодежной сферы. Проведен анализ занятости детей «группы риска» вкружках и секциях детско-подростковых клубов. На 1 февраля 2010 года в кружкахи секциях ДПК занимаются[36, Internet]:
-в творческих итехнических объединениях до 14 лет 60 человек, от 14 лет 45 человек;
-в спортивных секциях до14 лет 30 детей, от 14 лет 15 подростков.
В детско-подростковыхклубах проводятся педагогические советы и родительские собрания по вопросаморганизации работы с категорией подростков из «группы риска», вовлечения детейк занятиям в клубах.
В период с февраля помарт были проведены следующие мероприятия:
• Благотворительная акция«Игрушки и детские книжки для детей из неблагополучных семей и детей-сирот», вкоторой приняло участие 11 учреждений среднего профессионального образованиягорода Калуги и 5 детско-подростковых клубов. Собранные книги и игрушкипереданы в интернаты и детские дома.
• Соревнования по футболусреди дворовых команд, в котором приняло участие 8 команд издетско-подростковых клубов.
• Концерт длявоспитанников детской колонии силами творческих коллективов детско-подростковыхклубов
Работа по профилактикеправонарушений несовершеннолетних рассмотрено на расширенном совещаниируководителей 17 подведомственных учреждений спортивной направленности.
На 01.03.2009 охваченодосугом детей и подростков из числа состоящих на учете в КДН:
-занимающихся в ДЮСШ до14 лет 3 ребенка, от 14 лет 2 подростка;
-занимающиеся вспортивных кружках до 14 лет 6 детей, от 14 лет 5 подростков.
По требованию ст.24 ФЗ РФ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» управлениекультуры и спорта проводит следующую работу.
Подведомственноеучреждение МОУ ДОД «Детский (подростковый) клуб им. А.Д. Спиридонова в течении5 лет оказывает помощь в организации работы по профилактике и правонарушенийсреди несовершеннолетних, взаимодействуя с органами внутренних дел города,городской комиссией по делам несовершеннолетних.
В 2008 году проводилисьсовместные мероприятия управления культуры и спорта города Калуги ивоспитательной колонии УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области.
— культурно-спортивныйпраздник, посвященный Рождеству и Новому году.
-спортивный праздник вчесть Дня Отечества,
-мероприятие в честь Дняматери,
-культурно-спортивныйпраздник в честь Дня защиты детей.
В 2009 году на территорииколонии УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области проведена ознакомительная встречадиректоров детских спортивных школ управления культуры и спорта города Калуги сруководством и воспитательским составом колонии.
В 2009 году разработансовместный план работы подведомственных учреждений для детей и подростков,состоящих на учете в КДН и трудных подростков:
1. Май – городскойпарашютный клуб (Грабцево).
Выездное мероприятие длянесовершеннолетних города Калуги, с целью участия в мастер-классе по раскладкепарашютов и полетах на самолетах.
Ответственные: городскойпарашютный клуб, ДЮСШ боевых искуств «Персей».
2. Май – городскойпраздник «А у нас во дворе»
Отчетное мероприятиемуниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-подростковыйцентр «Содружество». Цель – отчет о работе в учебном году и приглашение кзанятиям в секциях и объединениях клубов.
3. Июнь – воспитательнаяколония УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области.
Культурно-спортивныйпраздник, посвященный Международному Дню защиты детей. Показательныевыступления спортсменов по бодибилдингу, перетягиванию каната, пауэрлифтингу.
Ответственные: МОУ ДОД«Детский (подростковый) клуб им. А.Д. Спиридонова.
4. Июнь — МОУДОД «Центрдополнительного образования детей «Красная звезда».
Спортивный праздник«Спорт против наркотиков» с детьми и подростками по месту жительства вспортивном зале «Красная звезда».
Ответственные: МОУДОД«Центр дополнительного образования детей «Красная звезда».
5. Июнь – Туристическийслет подростков из детско-подростковых клубов города Калуги.
Проводится с цельюорганизации спортивного и творческого досуга в каникулярное время. Участникиболее 200 человек.
6. Ноябрь — Соревнованияпо настольному теннису среди дворовых команд города Калуги (МОУ ДО «Детско-подростковыйцентр «Содружество»)
На территориимуниципального района «Дзержинский район» во всех муниципальных образованияхсозданы и работают 19 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Дзержинском районеорганизуют работу по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди детейи подростков, осуществляют координацию усилий служб и учреждений системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контроль за условиямисодержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними. Особоевнимание комиссии обращают на состояние работы по профилактике пьянства,наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних. Создана и активно работаетрайонная антинаркотическая комиссия, разработана программа «Комплексные мерыпротиводействия злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и ихнезаконному обороту в муниципальном районе «Дзержинский район» на 2007-2010годы».
Совместно с ОВДДзержинского района разработаны и приняты программы: «Правопорядок» и«Профилактика правонарушений». Проводятся лекции и беседы в учебных заведениях,детских домах, центрах социальной помощи семье и детям на правовую тематику.
В МУЗ «Центральнаярайонная больница Дзержинского района» работает наркологический кабинет, гдеврач-нарколог ведет прием взрослого населения и оказывает помощь подросткам. Всоответствии с планами работы отделов образования и спорта, культуры,социальной защиты населения администрации Дзержинского района вобщеобразовательных учреждениях, подростковых клубах, учреждениях культуры испорта, учреждениях начального и среднего профессионального образованияпроводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни,профилактику табакокурения, пьянства и наркомании, встречи со специалистами,тематические вечера, выставки, фестивали, конкурсы. Традиционными стали акции«Просто скажи: нет», «Деятели культуры и искусства против СПИДа и наркомании»,рок-фестиваль «Молодежь против СПИДа» и другие. Большую работу по профилактикепроводят действующие на территории района общественные организации «РоссийскийСоюз Молодежи», РОМО «Молодежь НПО», «Союз сельской молодежи», «Молодаягвардия». В своей работе они активно ведут пропаганду здорового образа жизни, 'проводятакции «Я и мои вредные привычки», «Меняю сигарету на конфету», «Вреднымпривычкам нет». Ежегодно проводится месячник посвященный всемирному дню борьбысо СПИДом, в рамках которого проходит ряд мероприятий: «Спорные утверждения»,«Молодежь против СПИДа», «Право на жизнь».
На территории районаработают 3 центра социальной помощи семье и детям: «Родник» (п. Товарково),«Азбука здоровья» (г. Кондрово), социально-реабилитационный центр длянесовершеннолетних «Радуга» (д. Жилетово). Центрами оказывается помощь семьям,находящимся в социально опасном положении, ведется работа по пропагандездорового образа жизни, диагностированию детей и подростков, оздоровлениюдетей.
Важным направлениемработы по профилактике асоциальных явлений среди молодежи является вопросзанятости и трудоустройства подростков. Ежегодно отделом образования и спортаадминистрации Дзержинского района и Центром занятости населения заключаетсясоглашение «О сотрудничестве в вопросах содействия занятости и' организациипрофессиональной ориентации школьников и молодежи как необходимого условияобеспечения региона трудовыми ресурсами» благодаря, которому осуществляютсямероприятия: по временному трудоустройству несовершеннолетних в свободное отучебы время; проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; организуютсяэкскурсии на предприятия района; организуется работа по созданию в школахкабинетов или уголков профориентации.
С целью организациизанятости детей и подростков в каникулярное время организуются группы детей дляотдыха и оздоровления в лагерях Московской области. Калужской области, налетних площадках при образовательных учреждениях и учреждениях дополнительногообразования.
Кировский район.
Профилактика асоциальныхявлений в молодежной среде ведется по направлениям:
• оказание содействиямуниципальным учреждениям в проведении профилактической работы среди молодежи;
• проведение конкурсовсовместно с ГУЗ «Калужский областной центр по профилактике СПИД и ИЗ» иуправлением молодежной политики министерства спорта, туризма и молодежнойполитики Калужской области по профилактике ВИЧ/СПИДа и пропаганде здоровогообраза жизни;
• вовлечение молодежи всоциально значимую общественную деятельность;
• организация ипроведение мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений средимолодежи и пропаганду здорового образа жизни.
• При поддержкеадминистрации МР «Город Киров и Кировский район» действуют Кировское отделениеВсероссийской общественной организации «Молодая Гвардия»
В результатецеленаправленной работы и применение разнообразных форм деятельности повысиласьсоциальная активность подростков и активность детских и молодежных организацийв общественной жизни района, увеличилось количество подростков, участвующих вмероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, снизилось количествоправонарушений среди несовершеннолетних[36, Internet].
Куйбышевский район.
В МР «Куйбышевский район»разработана и действует целевая комплексная программа «Профилактикаправонарушений в муниципальном районе «Куйбышевский район» на 2008-2010 г.г.».В течение всего 2008 года велась определенная работа по выявлению, устранению,профилактике и предупреждению причин, способствующих детской безнадзорности иправонарушений среди несовершеннолетних и детей, оставшихся без попеченияродителей.
• сформирован и постояннообновляется банк данных на неблагополучные семьи района. В настоящее время научете состоит 31 неблагополучная семья, в которой воспитываются 50несовершеннолетних детей,15 несовершеннолетних состоят на учете в комиссии поделам несовершеннолетних.
• проводит индивидуальнуювоспитательную работу по оздоровлению обстановки в таких семьях, оказываетматериальную помощь.
• регулярно посещаютсяместа массового пребывания молодежи в вечернее время.
Досуг молодежи
• ДЮК «Юниор» работает 5секций, в них занимаются 153 подростка.
• Открытаямногофункциональная площадка
• При девяти школахрайона функционируют спортивные залы, в которых занимаются 398несовершеннолетних.
• проведено 74мероприятия различной направленности для молодежи, учащихся общеобразовательныхшкол и учащихся ПУ-5.
• детская школа искусств(музыкальное образование по классам фортепиано, аккордеон, гитара, вокальнаястудия, художественная студия), в классах которой занимается 51несовершеннолетний в возрасте от 8 до 16 лет.
• театральная студия,вокальный, танцевальный и духовный кружок, в которых занимаются 50несовершеннолетних в возрасте от 6 до 17 лет.
• Дом детскоготворчества, им организовано 23 творческих объединения, которые успешно работаютна базе школ района, в них занимается около 400 учащихся от 7 до 17 лет.
Людиновский район.
1. Осуществлениевзаимодействия с другими органами и учреждениями системы профилактики ввопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
• Районные неделиздоровья (зима, осень) – соревнования проходят в течение недели и охватываютучастников в возрасте от 5 лет и старше в количестве порядка четырех тысячнесовершеннолетних. Для подготовки и проведения соревнований необходимо участиеотдела образования, МУ ДО «ДЮСШ», МУ СРЦ «Чайка», Школы – интерната, ГОУ СПО«ЛИТ».
• Районные и городскиесоревнования и турниры по футболу «Кожаный мяч», «Мишка», дворовый футболохватывают большое количество участников (юноши и девушки).
• Для проведения такихмероприятий как: «Антинаркотическая акция», «Город – моя территория» необходимоучастие таких органов и учреждений профилактики как: образовательные учреждениярайона, МУЗ «ЛЦРБ», ОВД по Людиновскому району, Центр диагностики иконсультирования, отдел культуры, ДЮСШ, общественные организации, Кировский МРОУФСКН России по Калужской области, учреждения дополнительного образованиядетей, КДН и ЗП администрации города Людиново.
• Другого родамероприятие – это палаточный лагерь «Подросток» для несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации и воспитанников спортивной школы.
• Турниры по боевымединоборствам (дзюдо, самбо, рукопашный бой, каратэ) привлекают мальчишек идевчонок, среди которых достаточно ребят из «группы риска»[36, Internet].
2. Привлечениенесовершеннолетних, в том числе и подростков, находящихся в социально опасномположении, к занятиям в спортивных и других клубах, кружках и секциях.
В течение 2009 года былопроведено 91 соревнование, в них приняло участие 8684 человек.
• соревнования подворовому футболу, «Мишка 2009», «Кожаный мяч»,
• межрегиональный турнирпо дзюдо памяти воинов – интернационалистов,
• турнир по армейскомурукопашному бою, посвящённый героям Людиновского подполья,
• «Весёлые старты» сучащимися школы-интерната и воспитанниками СРЦ «Чайка»,
• лыжная гонка памятиДудкина.
Малоярославецкий район.
Отдел молодежной политикии спорта Малоярославецкой районной администрации проводит комплексную работу попрофилактике безнадзорности и правонарушений. несовершеннолетних, а также попрофилактике асоциальных явлений среди молодёжи.
районная программа«Молодёжь выбирает жизнь, присоединяйся!» по профилактике наркомании вмолодёжной среде
• программа «Активизацияработы волонтёрских групп по профилактике употребления психоактивных веществ натерритории Малоярославецкого района Калужской области».
• программа «Временнаязанятость несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время» — 130 человек.
• В отделе молодёжнойполитики и спорта администрация МР «Малоярославецкий район» имеются уточнённыесписки несовершеннолётних, состоящих на учёте в КДН. В настоящее время ихнасчитывается 82 чел. 92% школьников состоящих на внутришкольном учёте и в КДНпосещают кружки дополнительного образования и спортивных секций.
• В районе действуютспортивные секции при ДЮСШ, где занимаются — 740 человек, Центр внешкольнойработы – 1292 человека, МУП «Олимп-Спорт» — 545 чел.
• Школы искусств ихудожественная школа – 790 чел., в ДК района – 8 клубных формирований для детейболее 220 чел.
Отдел молодёжной политикии спорта взаимодействует с субъектами профилактики правонарушений: ПДН ОВД поМалоярославецкому району, КДН и ЗПН, Отдел образования, «Центр диагностики иконсультирования», ЦРБ, районная антинаркотическая комиссия, с главамиадминистраций СП.
Мещовский район.
Комплексная программапрофилактики правонарушений в Мещовском районе на 2008-2010 гг была принятарешением районного собрания №218 от 24.01.2008 года.
• В рамках даннойпрограммы проводятся массовые, физкультурно-спортивные и досуговые мероприятия,такие как День-студента — Татьянин день, соревнования по настольному теннису,лыжные гонки, кроссы и т.д. Проводятся различные конкурсы юных помощниковмилиции, юных инспекторов движения. К участию в данных мероприятияхпривлекаются как дети, так и взрослые граждане района, особое вниманиестараемся уделить «трудным» подросткам.
• Принятая в районеантинаркотическая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблениюнаркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному оборотуна 2007-2009 годы» решением Районного собрания №103 от 30.11.2006.г.последовательно исполняется.
• Отработаны механизмыобмена информацией между правоохранительными органами и органами наркоконтролявсех оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых лиц, допускающихнемедицинское употребление наркотических средств. Анализ ситуации в сфереборьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществпроводится дважды в год и представляется информация в координационнуюантинаркотическую комиссию при Правительстве Калужской области. Подростков илиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества в районе на учете нет.
Мосальский район.
«О межведомственныхмероприятиях по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами,психотропными веществами по профилактике наркомании и пропаганде здоровогообраза жизни среди молодёжи на 2009 год» — постановление Главы администрации МР«Мосальский район» № 700 от 30.12.08г. комиссией по делам несовершеннолетних изащите их прав МР «Мосальский район» проведена следующая работа:
• Проведено 4 заседанияКДН ЗП, на которых в числе других вопросов рассмотрен вопрос состоянияправопорядка среди детей и молодёжи в 2008 и принятия неотложных мер посокращению подростковой преступности; 30.03.09г. совместно с прокуратуройМосальского района был проведен круглый стол по проблеме взаимодействия органови учреждений системы профилактики по предупреждению детской и подростковойпреступности.
• В конце 2008 года,чтобы повлиять на результаты работы с несовершеннолетними, членам комиссии поделам несовершеннолетних предложено взять шефство над трудными подростками. Орезультатах данной работы члены комиссии информировали КДН ЗП на заседаниикомиссии 11 марта 2009 года. Был отмечен положительный результат данной работы.Постановлением комиссии данную практику решено продолжить.
• Досуговая занятостьдетей, из 28 подростков, состоящих на профилактическом учёте в КДН ЗП МР«Мосальский район» 25 занимаются в спортивных секциях и кружках по интересам.
Ферзиковский район.
По данному направлениюработа проводитс в соответствии с районной (муниципальной) программой«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами ипсихотропными веществами и их незаконному обороту на 2006-2009 годы».
• В образовательных учрежденияхреализуются программы:
«Правильный выбор», «Вздоровом теле – здоровый дух», «Школа без наркотиков», «Семья», «Дороги,которые мы выбираем…», «Не попадись на крючок», «Профилактика злоупотребленияпсихоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде».
• Используется учебноепособие «Мы против наркотиков» на уроках обществознания и на классных часах.
• Ведется работа пововлечению несовершеннолетних (особенно учащихся «группы риска») в кружки испортивные секции,.
• Органы самоуправления.(12 органов ученического самоуправления и 13 детских общественных организаций,объединенных в детскую районную общественную организацию «Остров дружбы»).
• Неформальныхобъединений молодежи на территории Ферзиковского района нет. С творческими инициативнымигруппами молодежи из числа школьников работа ведется непосредственно вобразовательных учреждениях и в МОУ «Центр детского творчества». Средиработающей молодежи района и студентов творческих инициативных групп несформировано.
В духовно-нравственномразвитии ребенка огромное значение имеет семья, поэтому работе с родителямитакже уделяется большое внимание. Постоянно работает родительский лекторий посекциям. Некоторые темы лекций: «Мир глазами ребенка», «Поощрение и наказание»,«Роль семьи в развитии моральных качеств подростков», «Я – счастливая семья»,«Уроки родительства», «Как помочь ребенку в выборе профессии», «Воспитаниененасилием».
Ведется индивидуальнаяработа по вопросам нравственности (беседы-размышления) с трудными подростками иподростками из группы «риска». Работа по вопросам привлечения трудныхподростков и подростков из группы «риска» ведется постоянно как работникамиотдела образования, молодежной политики и охраны прав детства, так иработниками ПДН, КДН, руководителями кружков, секций.

Заключение
Итак, асоциальное поведение – это поведениеиндивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, врезультате чего эти нормы ими нарушаются. Такое поведение – следствиенеудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессовидентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает всостояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности исоциальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Отклоняющеесяповедение часто служит основанием, началом существования общепринятыхкультурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменениюобщественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должнобыть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самоеглавное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые области человеческойдеятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенноответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые намиреспубликанские культурные нормы или старые монархические, современные нормыэтикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). удовлетворительный ответ наэти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведениятребуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальныеотклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных дляобщества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальныхотклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторыенемногочисленные отклонения можно считать полезными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1. БалцевичВ.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское,2007 г.
2. БеличеваС.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,2004 г.
3. БирженюкГ.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговыхпрограмм, С-Пб., 2006 г.
4. БогомоловаЛ.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М.,2005 г.
5. ВолковВ.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемырегулирования,2002.
6. ГавриловаГ.П. Личностные трудности и проблемы подростков. М.,2001
7. Детии насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб.,2-8 октября 2004.
8. ЕрошенковИ.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 2006.
9. ЖарковА.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998
10. ЗмановскаяЕ.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие /М.: Академия, 2003. 335-339 с.
11. КиселеваГ.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005.
12. КовальчукА.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК,2007.
13. КовалевА.И., Социализация личности: норма и отклонение.- М., 2006. С. 376.
14. КрестьяновВ.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 2002.
15. КрутецкийВ.А. Психология подростка, 2004.
16. ЛелюхВ.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ,2006.
17. МасалевБ.Г. Досуг: методология и методика. М., 2002.
18. МастеровБ.М. Психология саморазвития. Рига, 2006.
19. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2000.
20. ОвчароваР.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 2008.
21. ОльковС.Г.: Общественные болезни. Тюмень,2005. 133 с.
22. ПирожковВ.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) Тверь,2004.
23. ПотанинГ.М. Психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 2002.
24. ПрихожанА.И. Проблемы подросткового кризиса/ Психологическая наука и образование — №1, 2007.
25. Проблемыэстетического развития личности школьника под ред.А.И. Бурова. М., 2004.
26. Психологическийсловарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 2006.
27. Психологическиемеханизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В.Шороховой.- М., 1999. 245-247 с.
28. РябушевВ.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 2006.
29. СтрельцовЮ.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 2009.
30. Теорияи методика социальной работы, Часть II, М., 2003.
31. ТитовБ.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 2008.
32. Флейк-ХобсонК. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.
33. ФроловаГ.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 2000.
34. ЦилуйкоМ.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков сотклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы -№1, 2006.
35. ЭльконинД.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1990.
36. Официальныйсайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Калужской области,2009-2010 -http://molodezh40.ru/
37. Официальныйсайт Молодежного правительства Калужской области- www.mp40.ru/
38. http://www.mvd.ru/Официальный сайт МВД РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ эффективности использования основных фондов 2
Реферат Анализ финансового состояния предпрития
Реферат Анализ платежеспособности предприятия 3
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 52
Реферат Анализ основных производственных и итоговых показателей предприятия
Реферат Анализ финансового состояния ООО НПП ТТ и разработка путей улучшения финансовых результатов
Реферат Анализ балансовой прибыли и рентабельность
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО Кинескоп
Реферат Акимов, Юрий Германович. Северная Америка и Сибирь в конце XVI середине XVIII в. Очерк сравнительной истории колонизаций/Ю. Г. Акимов. Спб.: Изд-во С. Петерб
Реферат Анализ деятельности предприятия 14
Реферат Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта
Реферат Аналіз та поліпшення фінансового стану підприємста
Реферат Анализ себестоимости продукции 2 Аспекты формирования
Реферат Анализ финансового риска
Реферат Анализ экономической деятельности предпиятия