Реферат по предмету "Социология"


Проституция в России

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Понятие и значение проституции
2.  История Российской проституции
3.  Легализация проституции в России
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема проституции и посей день изучается в общественных науках. Насколько она является актуальной длясовременного общества – этот вопрос остается открытым.  Однако интерес кданному феномену в к. XIX-н.XX вв. был весьма велик, чтоподтверждается многочисленными работами отечественных ученых. Современнымисоциологами уже была проделана огромная работа по анализу исследованийпроституции в истории социологии.
 В конце XIX в. рядом исследователей проституциибыла выдвинута гипотеза о том, что причина данной социальной проблемы коренитсяв генетической обусловленности некоторых женщин. Данные женщины представляютсобой некую вырождающуюся особь, которая объективно существует, но признаки еене так очевидны как, например, идиотов.
Главной причинойпроституции является бедность. Второстепенными факторами выступают молодость,неопытность, «всевозможные соблазны», нравственная неразвитость, «дурныеусловия труда»,  обязательное безбрачие солдат, ненормальность семейногобыта.  Средство избавления от этого порока многие видят в социальной реформе,которая бы установила свободу и равноправие женщин, а не вовречебно-полицейских мерах.
1. ПОНЯТИЕ ИЗНАЧЕНИЕ ПРОСТИТУЦИИ
Проблема проституции уже много лет привлекает вниманиеисследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайныйинтерес к ней обусловлены тем, что проституция — чрезвычайно многогранноеявление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущностипроституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по даннойтеме исчисляется сотнями наименований.
В историографии даннойтемы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинскойрегламентации проституции. Однако, вопрос об определении сущности и содержаниякатегории «проституция» в современной историографии разработан весьмаслабо. Из немногочисленных работ, затрагивающих этот вопрос, можно выделитьстатьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных исследователей к даннойпроблеме подходят к социально-экономической, а не культурологической точкизрения.
В XIX — начале ХХ вв.вопрос о сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической,социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрелособенную остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых,разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим народноездоровье, распространяя венерические болезни.
В официальных документахона понималась как «разврат или непотребство, именуя таковыми торговлюсвоим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известноевознаграждение, с каждым, того пожелавшим» и «снискивающая себепропитание». Это определение относилось к проститутке вообще, безразделения на категории.
Официальные документы XIXв. определяют следующие основные признаки проституции: продажность,публичность, профессиональность. И тем не менее это понятие не охватывалобольшую часть продажных девиц (содержанок, временных и других). По мнению А.Флекснера, оно имело чисто полицейский характер, так как в это определение входилитолько зарегистрированные, профессиональные проститутки, которые кромепроституции не имели других источников дохода.
Официальная точка зренияна проституцию оказала самое непосредственное влияние на общественную мысль.Так, с 15 по 22 января 1897 г. в Петербурге проходил съезд «по обсуждениюмер против сифилиса в России», участники которого приняли рядпостановлений. В этих документах проституция определялась как«неискоренимый элемент социального строя, как промысел, дающий индивидусредства к существованию», вместе с тем в определение«проститутки» включались как женщины профессионально занятые, так ивременные (случайные), для которых проституция была источником побочногозаработка. В это определение, по настоянию профессора Томского университетаЕ.С. Образцова, был включен пункт, согласно которому к проституткампричислялись как городские, так и сельские представительницы этой профессии. Поего словам «сельская распространена в Сибири также как и городская. Она неслучайная, а в большей своей части профессиональная».
В 1903 г. второеотделение Русского общества охранения народного здравия постановило создатькомиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституциейв связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия на своих заседаниях в1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся проституции, вчастности вопроса об определении таковой. Член комиссии, присяжный поверенныйП.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что «современноезаконодательство относительно проституции носит двойственный характер: с однойстороны, оно не только отрицает возможность заниматься проституцией, но дажекарает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный образ жизни; а сдругой стороны — существует особый порядок и организация способов надзора занею и порядок открытия и содержания публичных домов», то естьзаконодательство XIX — начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно,«признавая ее деяния преступными». Эта комиссия разбирала несколькопредложенных определений сущности проституции, но четких решений так и несмогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено следующееопределение термина: «Проституткой именуется женщина, занимающаясяпродажей своего тела, как промыслом, — единственным или побочным при другихкаких-либо занятиях». Это определение оспаривалось многими на томосновании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение,предложенное для анализа «проститутка есть женщина, добывающая средствапубличной продажей своего тела», так же было подвергнуто критике на томосновании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так какнекоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, атакже, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платоноввысказал мысль, что проституция «есть продажа своего тела», но данноепонятие «не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлейтела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного» человекадругому.
Исследователи категории«проституция» так же не были едины в своих изысканиях. Каждый из нихвыделял свой главенствующий (по его мнению) признак.
Э. Шперк главнымпризнаком проституции считал профессиональность. Он писал: «публичнаяженщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желаетдругим путем приобретать средства к существованию», а проституция — это" ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака".
Р. Вардлоу определялпроституцию как «всякие недозволенные сношения между полами». Он дажеотвергал всякое различие между развратом и проституцией и называл публичнойженщиной «всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольножертвует своей добродетелью». Чтобы назвать женщину таковою, недостаточноодного случая сношения; на женщину «накладывает печать проституции толькодобровольное повторение полового акта».
Вслед за Р. Вардлоунекоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, чтопроститутка — «это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часовотдавалась в публичном доме мужчинам».
Аналогично определялпроституцию и М. Кузнецов: «Проститутка, или, как привыкли выражаться унас, „публичная женщина“, обыкновенно употребляется в слишком широкомплане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за деньги свое тело дляудовлетворения полового инстинкта мужчины»; «В этом смыслепроституция есть торговля человеческим телом с преследованием развратных целей,в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию вообще всевнебрачные половые отношения».1
По М. Рабюто,единственный решающий признак проституции заключается в следующем:«истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влияниемвынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора,без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известныйвыбор, — на основании только импульсов половой страсти — мы имеем перед собойразврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этогослова,… отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем икаждому — вот самый существенный и универсальный признак».2
Подобно М. Рабюто, Л.Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту «женщину,которая не выбирает своего покупателя», но и не опровергает мысли, чтопроституткой может быть и та, «которая его выбирает, но уже в другом роде.., с крайним равнодушием к нему.» Проституцию в целом он определяет как«торговлю чувственных наслаждений для других».[1]
В определение«проституция» по мнению М. Чистякова нужно включать только самыесущественные признаки, а именно: «женщина, которая открыто и не разбираяличность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и естьвсегда проститутка».., т.е. «в это понятие не должен входить критерийо ее здоровье, а также то, „проституирует она с ведома администрации илинет“.[2]
Еще один немаловажныйаспект вносит в это определение А. Поспелов: — тайность проституции. Он писал:»проститутка это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно ипо привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения".[3]
Если все предыдущиеавторы признавали, что проституция в то время была необходимым элементомсоциального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе «Проституция и еерегламентация» заявляет о том, что это «совокупность известныханомальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни,но в паталогических уклонениях от нормы», а проститутка «есть беднаяженщина, продающая свое тело всякому, — за какую-либо небольшую плату;продающие его дорого — за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могутсчитаться таковыми. Это совсем особое привилегированное существо, и таковуюникогда не называют проституткой. Ею может считаться только женщина, живущая вдоме терпимости, сама себя таковою объявившая». Таким образом, здесьналицо приоритет продажности над другими признаками, причем из этого понятиявыпадают женщины из «высшего общества, но занимающиеся ею, а также всякаясвободная-тайная или явная одиночка». В противовес этому определению онвместе с тем говорит, что проститутка — это «высокий идеал женщины,губящей свою жизнь для всеобщего блага».
В своих работах А. Бляшконазывал проституцией такие формы внебрачных половых сношений, при которыхмотивом сношений для определенной части женщин является не личная привязанностьи не чувственный инстинкт, а исключительно заработок.
А.Х. Сабинин называлпроституцией «всякую половую связь, при которой одна сторона совершенно незаботится о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение половоговлечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее во вниманиемогущих произойти при этом последствий». Если при этом имеет местоденежная плата, то это и есть проституция в узком смысле слова, но в техслучаях когда этого нет, она таковой не является".[4]Таким образом, у него на первый план выступает принцип продажности какосновной.
Одним из исследователей,который долгое время изучал проституцию и считал принцип продажностиглавенствующим признаком в определении проституции, был В.М.Тарновский. Вработе «Проституция и аболицианизм» он касается определения этого вопроса.По его словам «проституция» «само по себе и во всех своихпроявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих условиях жизни,неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается купля-продажа половогоакта, она всегда одинаково унижает человеческое достоинство женщины». Х.М.Чарыхов вводил в понятие проституции новые элементы. Во-первых, он отмечает,что явление это характерно только для человеческого рода; во-вторых, то, чтоосновной причиной, толкающей на этот путь женщину, называют материально-экономическую,т.е. деньги, не признавая тем самым другие виды вознаграждения, и в-третьих,определяет ее как чисто городское явление. Он писал: «Проституция этопозорный факт истории человечества; который немым упреком станет перед грядущимпоколением, как факт жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная дочьгородов. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется какпромысел, имеет своею целью материально-экономический субстрат — деньги.Поэтому проституция, как известный способ обеспечения своего материальногоположения в борьбе за существование, становится уделом наиболее экономически необеспеченных элементов общества.
Приведенные вышеопределения страдают одним общим недостатком: они не включают в себя мужскую идетскую проституцию во всех ее проявлениях. Только одно найденное намиопределение, которое охватило эти формы проституции, было сделано В.Ф.Дерюжинским. Он говорил о том, что под проституцией „в широком смыслеразумеются вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в этопонятие войдут также и так называемые противоестественные отношения, как-то:мужеложество и скотоложество, а также детская форма“. В более узком смыслепод проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярнойпрофессии, — »постоянное занятие, которое в качестве такового выделяетпредающихся ему женщин в особую общественную группу".
Другое характерное длятого времени определение проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своейработе «История проституции». По его мнению, «проституция — естьопределенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, чтовступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публичноотдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редкобез вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела длясовокупления или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его;причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла,приобретает определенный постоянный тип».
Таким образом, онвыделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение страдаетнекоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, непрофессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституциявыступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда«случайную проституцию и жизнь на содержании», иначе говоря, женщин,занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них неденьги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированнаяпроституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, атакже то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти кчестному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки.Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, вкачестве приданного.
Таким образом,рассмотренные  определения категории «проституция» в общественной инаучной мысли XIX — начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции:продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые авторывыделяли один из них как главный признак, объявляя остальные двавторостепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, какпромысла, с другой — как преступления; то есть авторы определений рассматриваликатегорию «проституция» с точки зрения правового понимания социальнойприроды явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.
2.  ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОСТИТУЦИИ
В средневековыхисточниках встречаются упоминания о занимавшихся проституцией «бродячихженщинах». Стражам порядка вменялось в обязанность задерживать их иотправлять на принудительные работы («отсылать на прядильный двор»).В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором обязал городскихобъездчиков следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было».Тем не менее считается, что до Петра I проституции в России почти несуществовало. Однако в средневековой Руси не было и массового спроса на услугипроституток. Лишь в результате петровских реформ, когда в России возниклибольшие сообщества неженатых мужчин (солдаты, матросы, чиновники), появился истабильный рынок сексуальных услуг.
Первый аристократическийпубличный дом был открыт в Петербурге в конце 50-х годов XVIII века. Егоосновательницей была немка из Дрездена, которая сняла роскошный дом наВознесенской улице и набрала штат девушек-иностранок. Заведение погубилскандал: одна из женщин, завлеченная сюда обманом, подала жалобу на высочайшееимя.
Некоторые выдержки изнормативных документов того времени представлены в приложении 1.
Екатерина II отличаласьпрагматизмом — ее беспокоило прежде всего распространение сифилиса средисолдат. В подписанном императрицей «Уставе городского благочестия»учреждался обязательный медицинский осмотр публичных женщин и оговаривалось, вкаких районах столицы они могут осуществлять свою трудовую деятельность.
Павел I, известныйлюбовью к мундирам и знакам отличия, даровал проституткам спецодежду. Публичныеженщины были обязаны под страхом тюремного заключения носить специальное желтоеплатье. В этих нарядах проститутки щеголяли недолго, однако именно с тоговремени желтый цвет стал символом профессии. Появившееся позже медицинскоесвидетельство публичной женщины стали называть «желтым билетом».
Кстати, согласно законамСолона (VI век до н. э.), афинские проститутки носили специальное платье иокрашивали волосы в желтый цвет. Античные корни имеет и красный фонарь надвходом в публичный дом. Первоначально на месте фонаря вывешивалось выкрашенноев красный цвет изображение фаллоса.
Легализация проституцииозначала, что государство отныне будет контролировать этот вид трудовойдеятельности. При Николае I была создана жесткая система медицинского иполицейского надзора за публичными женщинами. Государство не стеснялось двараза в неделю заглядывать проституткам под юбку, но не считало возможнымзаглянуть к ним в карман, полагая, что брать налог с денег, заработанныхразвратом, безнравственно.
Унизительностьпринудительных осмотров, которые проходили прямо в полицейских участках,возмущала прогрессивную общественность, и в 1909 году они были отменены.Прогрессивная общественность праздновала победу, однако сами проститутки неразделяли всеобщей радости. Некоторые из них даже пробовали бороться завосстановление осмотров, поскольку страх заразиться отпугивал многих клиентов.Сохранилось коллективное письмо 600 саратовских проституток, которые,воспользовавшись дарованной Февральской революцией свободой,«ходатайствовали перед революционным и городским общественным управлениемо разрешении открыть снова притоны и возобновить врачебные осмотры».
Женщины, жившие в публичномдоме, освобождались от многих бытовых проблем: хозяйка обеспечивала им кров,охрану, одежду и т. п. Однако перед содержательницей дома (по закону содержатьпубличный дом могла только женщина) проститутки оказывались совершеннобесправными. Задолжав хозяйке, они не имели возможности покинуть дом ифактически попадали в рабство.
По стоимости услуг иуровню обслуживания публичные дома делились на три категории. Обязательныматрибутом дорогих заведений была мягкая мебель. Женщины были хорошо и дорогоодеты. За один визит посетитель мог оставить здесь до 100 рублей. За сутки однаженщина принимала не больше 5-6 посетителей.
Посетителями заведенийсреднего класса были чиновники, студенты, младшие офицеры. Стоимость услугздесь колебалась от одного до трех рублей за «время» и от трех досеми рублей за ночь. Суточная норма проститутки составляла около 10-12посетителей.
Дешевые заведения былиориентированы на солдат, мастеровых и бродяг. Здесь расценки составляли 30-50коп., а суточная норма доходила до 20 и более человек.
Доходы проституток былидостаточно высокими. В начале века живущая в публичном доме недорогаяпроститутка получала в среднем 40 рублей в месяц, в то время как работницатекстильной фабрики — 15-20 рублей. Ежемесячный доход дорогой проститутки могсоставлять 500-600 рублей.
В конце XIX века в Россиибыло около 2 тыс. зарегистрированных публичных домов. Однако к началу XX векапод давлением общественного мнения их число уменьшилось. Так, если в Петербургев 1876 году было 206 публичных домов, то в 1909 году — всего 32.
Однако это не значит, чтопроституток стало меньше. Все больше становилось женщин, которые работалисамостоятельно. Как правило, зарегистрированная проститутка снимала комнату,куда и приводила клиентов. Иногда женщины кооперировались с извозчиками,которые за определенную плату искали им клиентов среди подвыпивших посетителейресторанов. «Желтый билет» (медицинская карта) был основнымдокументом зарегистрированной проститутки. Скрыть профессию от окружающих(например, от квартирной хозяйки при прописке) было невозможно. Поэтому многие«индивидуалки» старались избежать регистрации. Промыселсамодеятельных проституток мог контролироваться сутенерами, которых вдореволюционной России называли «котами».
По социальномупроисхождению большинство проституток были из крестьян. Отправившиеся в городна заработки девушки часто не находили работы, а на вокзалах и около фабрик ихотслеживали специальные вербовщики. Часто девочек и девушек обманом увозили вгород, обещая им помощь в трудоустройстве. Известен случай, когда примедицинском освидетельствовании перед поступлением в публичный дом выяснилось,что кандидатка девственница. Оказалось, что девушка просто не имела понятия охарактере работы.
По данным обследований,проводившихся в 90-е годы XIX века, из богатых семей происходило 0,9%проституток, из семей со средним достатком — 15,6%, из бедных — 83,5%. Бывшиепрофессии проституток: домашняя прислуга — 45%; швеи и портнихи — 8,4%,фабричные работницы — 3,7%; чернорабочие и поденщицы — 2,4%; безработные — 6,4%. 23% проституток начали профессиональную деятельность до 16 лет.
Место падшей женщины врусской культуре XIX — начала XX веков определялось тем, что прогрессивнаяобщественность всегда любила униженных и оскорбленных. В проститутке видели жертвусоциальной несправедливости, торгующую собой, чтобы прокормить своих близких. Опадшей женщине пишет не только Достоевский, но и Чехов, Толстой, Куприн, ЛеонидАндреев и др.
Поскольку в Россииграницы между литературой и жизнью были весьма расплывчатыми, спасением падшихженщин стали заниматься не только писатели, но и читатели. Чтобы вернутьпроституток к нормальной жизни, романтически настроенные молодые люди на нихженились. Такие браки можно считать своеобразной формой хождения в народ. Изфилантропических соображений женился на проститутке лейтенант Петр Шмидт,возглавивший в 1905 году восстание на крейсере «Очаков». В публичномдоме «Под ключом» некоторое время трудилась вторая жена Некрасова Ф.А. Викторова. В мемуарной литературе можно найти рассказы о Ходасевиче и Белом,которые кормили в одном из петербургских ресторанов приставшую к ним на улицепубличную женщину. Горький описал сцену, когда проститутка заснула на коленях уБлока, а тот долго оберегал ее сон.
Современному читателюнепросто распознать в героине блоковской «Незнакомки» даму легкогоповедения, выехавшую на отхожий промысел в дачные Озерки. Между тем длясовременников профессия Незнакомки была вполне ясна. После появления этогостихотворения многие уличные женщины, представляясь клиентам, называли себяНезнакомками.
Революционноеправительство относилось к институту семьи неоднозначно. «Сохранится лисемья в коммунистическом государстве? Будет ли она точно такая, как сейчас? — спрашивала в 1918 году Александра Коллонтай.- Этот вопрос мучает многие сердцаженщин рабочего класса, заботит он и товарищей мужчин». Коллонтай и другиепартийные теоретики считали семью буржуазным институтом и требовали открыть«дорогу крылатому Эросу». Если бы мечты товарища Коллонтай сбылись,проституция была бы обречена. Этот род деятельности должен был стать непрофессией, а хобби. «Для нас, для трудовой республики,- писала Коллонтай,-совсем неважно, продается ли женщина одному мужчине или многим сразу, являетсяли она профессиональной проституткой, живущей не на свой полезный труд, а напродажу своих ласк законному мужу или приходящим, сменяющимся клиентам,покупателям женского тела. Все женщины-дезертирки труда, не участвующие втрудовой повинности… подлежат на равных основаниях с проститутками принудительнойтрудовой повинности. И тут мы не можем делать разницы между проституткой илинаизаконнейшей женой, живущей на содержании своего супруга, кто бы ни был еесупруг, хотя бы и сам 'комиссар'».
Провести сексуальнуюреволюцию во всероссийском масштабе не удалось, однако в провинции властииногда делали попытки законодательно оформить отказ от института семьи. «С1 мая 1918 года,- говорится в одном из таких актов,- все женщины от 18 до 32лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взысканиязарегистрироваться в бюро 'свободной любви' при комиссариате призрения.Зарегистрированной в бюро 'свободной любви' предоставляется право выборамужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители… Мужчинам в возрасте от 19до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже безсогласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такогосожительства, поступают в собственность республики».
Конечно, на практикетакого рода акты не исполнялись. Однако для характеристики отношения новыхвластей к проблеме брака и семьи этот документ весьма показателен.
Полная свобода разрушилаустоявшуюся структуру промысла. В 20-е годы с целью предотвращения эпидемийместные власти начинают явочным порядком проводить среди проститутокпринудительные медицинские осмотры. В 1923 году в Петрограде пытались создатьспециальную милицию нравов. Много шума наделал приказ коменданта Кронштадта,который в целях профилактики проституции распорядился провести поголовноеосвидетельствование всех проживающих в крепости женщин на предмет установлениядевственности.
Как бы то ни было, вовремя гражданской войны и военного коммунизма проститутки исчезли с улиц.Объяснялось это несколькими причинами. Во-первых, политика военного коммунизмасвела на нет роль денег, а профессиональная деятельность публичной женщины пригосподстве натурального обмена сильно затруднена. Трудно представить себепосетителя публичного дома, который расплачивается мешком картошки, бутыльюкеросина или куском сала. Во-вторых, в результате войны и революции резкоуменьшилось число молодых мужчин, нуждающихся в такого рода услугах. В-третьих,отказ от института церковного брака и чрезвычайная легкость разводов разрушилиграницу между случайной связью и законным браком. «Временные жены»составляли профессиональным проституткам серьезную конкуренцию. Данные опросовпоказывали, что популярность публичных женщин среди молодежи резко сократилась.Так, если в 1914-1917 годах 47% городской молодежи начали половую жизнь сосвязи с проституткой, то в 1921-1923 годах эта цифра упала до 6%.
С началом НЭПа спрос напродажную любовь резко возрастает. Постепенно восстанавливается организационнаяструктура промысла, вновь появляются «зухеры» — маклеры, занимающиесяторговлей женщинами, и «коты».
Но социальный составпроституток изменился. Если до революции подавляющее большинство составляликрестьянки, то теперь их место заняли сотрудницы бесконечных советских контор.Получая мизерное жалованье, эти женщины таким образом пополняли свой бюджет.Прошедшие в 20-е годы массовые сокращения служащих сделали временную работупостоянной.
Согласно официальнойточке зрения, проституция являлась пережитком капитализма и в числе прочих пережитковподлежала ликвидации. Раньше проститутки были «ничем», теперь они,как пелось в песне, должны были стать «всем». В новой системеидеологических ценностей они оказались теми, кого революция хотелаоблагодетельствовать в первую очередь.
В опубликованных в 1919году «Тезисах межведомственной комиссии по борьбе с проституцией»декларировалось: «1. Проституция тесно связана с основамикапиталистической формы хозяйства и наемным трудом. 2. Без утверждениякоммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституциинеосуществимо. Коммунизм — могила проституции. 3. Борьба с проституцией — этоборьба с причинами, ее порождающими, т. е. частной собственностью и делениемобщества на классы».
Государство стояло настраже интересов публичных женщин. Так, витебская комиссия по борьбе спроституцией обязала предприятия в первую очередь трудоустраивать ипредоставлять жилплощадь не работницам с детьми, а проституткам, чтобы отвлечьих от своего ремесла. Трудно сказать, насколько широко была распространенаподобная практика, однако известны случаи, когда малообеспеченные женщинывыдавали себя за проституток, чтобы воспользоваться социальными льготами.
Для проститутоксоздавались специальные артели, открывались профилактории. Во главе одного изних стояла М. Л. Маркус- жена С. М. Кирова. Мария Львовна ревностно следила,чтобы ее подопечные не сбегали по ночам на работу, и задерживалась для этого дополуночи. В таких случаях к профилакторию для проституток подъезжалагоркомовская машина, и первый секретарь сам увозил супругу домой.
В 1922 году был принятУголовный кодекс, который позволял привлекать к ответственности сутенеров исодержателей притонов. Новый закон широко применялся: в 1924 году было наказано618 человек, в 1925 году — 813.
Постепенно в борьбе спроституцией все большую роль начинали играть «бойцы невидимогофронта». Быт профилакториев стал напоминать лагерный, а в октябре 1937года профилактории для нищих и проституток вошли в систему ГУЛАГа.
Резко сменился и тонагитации. Если в 20-е годы борьба с проституцией шла под лозунгамистроительства новой жизни, то теперь любое нарушение норм коммунистическойморали начинает рассматриваться как политическое преступление. «Известныслучаи, — писала в 1938 году 'Комсомольская правда',- когда троцкистско-бухаринскиешпионы и диверсанты умышленно насаждали пьянки и бытовое разложение».Таким образом, аморальное бытовое поведение приобретало статус государственногопреступления. Тут и до «вышки» недалеко.
Благодаря усилиямкарательных органов организованные формы проституции были уничтожены. Однакокак нелегальный бизнес она продолжала существовать.
Подобно сексуальномунасилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официальноотрицалось. Конечно, были отдельные «распущенные женщины» с повышеннымисексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такое поведение небыло и не могло стать профессиональной деятельностью, так как в странеофициально не было бедных. Юристы и социологи, особенно грузинские (АнзорГабиани), проводили на эту тему исследования, но все они были закрытыми ипечатались под грифом «Для служебного пользования».
Заговор молчания былпрорван в ноябре 1986 г. сенсационным очерком Евгения Додолева «Белыйтанец» в газете «Московский комсомолец» о райской жизни валютныхпроституток. За первой статьей последовали другие, столь же сенсационные. Хотяпроституция в них морально осуждалась, у бедных советских женщин, живших наскромную зарплату и не могших покупать дорогие модные наряды, этот образ жизниневольно вызывал жгучую зависть.
Настоящим бестселлеромстала повесть Владимира Кунина «Интердевочка» (1988) и снятый по егосценарию одноименный фильм. Кстати, могу засвидетельствовать, что в отличие отбольшинства литераторов, делающих деньги на «неприличной» теме, Кунинстал серьезно исследовать ее, когда она была еще абсолютно запретной и шансы насоздание фильма были довольно шаткими. В репинском Доме творчествакинематографистов, где писатель жил и работал, на стене его номера висел«Список консультантов», в одной колонке были телефоны путан, а вдругой — офицеров милиции. Это вызывало юмористические ассоциации.
При анонимноманкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 г. валютнаяпроституция
оказалась в десяткенаиболее престижных профессий. При опросе московских школьников и учащихся ПТУ,проведенном «Литературной газетой», относительно наиболее престижныхи доходных профессий, проститутки разделили с «директорами» и«продавцами» 9-11 места, опередив журналистов, дипломатов итаксистов, не говоря уже о профессорах и академиках.
Правда, вскоревыяснилось, что журналисты, как всегда, многое упростили и опошлили.Интердевочки, «путаны», работающие только за валюту, оказались лишьверхушкой айсберга, немногочисленным аристократическим слоем; чтобы попасть туда,нужны внешние данные, квалификация и, главное, как всегда и везде, связи.Гораздо более многочисленная категория проституток, работавших за советские«деревянные* рубли, рискует гораздо больше, а зарабатывает неизмеримоменьше. А внизу этой лестницы стоят опустившиеся, спившиеся женщины,околачивающиеся по вокзалам и подворотням, которым и вовсе не позавидуешь.Кроме профессиональных проституток, существуют любительницы, которые продаютсвое тело ради дополнительного дохода, чтобы приодеться, а то и просто дляпополнения семейного бюджета.
Первые выступления прессыпо этому вопросу были окрашены, с одной стороны, завистью, а с другой — ненавистью (»Их, проституток, надо обливать бензином и поджигать",«Я бы всех проституток уничтожал»).
По мере развала советскойэкономики, проституток, добровольных и вынужденных, становилось все больше(только с 1987 по 1989г. количество известных милиции элитных проституток вМоскве выросло на 11 процентов, — а точного числа их не знает никто), аотношение к ним — спокойнее. Появились и социологические исследования; невсегда сопоставимые и часто с сильным ведомственным, милицейским душком.Поэтому когда один автор доказывает, что проститутки происходят преимущественноиз бедных, малообеспеченных и неблагополучных семей, а другой это категорическиотрицает, оба могут быть правы.
По оценке А П. Дьяченко,79 процентов проституток — моложе 30 лет, почти каждая пятая начала заниматьсяэтим делом до 18 лет. Каждая седьмая имела одного или двух несовершеннолетнихдетей, которые проживают вместе с матерью и видят ее поведение. Примернополовина из них не работали; среди работающих чаще всего встречалисьпродавщицы, парикмахерши, официантки, медсестры, воспитательницы детских домов,обслуживающий персонал гостиниц. Быстро растет количество подрабатывающихпроституцией студенток вузов и техникумов (в Петербурге ими оказалась почтикаждая десятая задержанная милицией проститутка). Каждая вторая в моментзадержания за проституцию была в состоянии алкогольного опьянения. Каждая десятаяуже была за что-то осуждена. Каждая седьмая переболела венерическимизаболеваниями. Более представительные данные ВНИИ МВД, относящиеся к 1987-88гг., показывают, что возраст и прочие социально-демографические свойстваразличны у разных категорий проституток, усреднять их невозможно.
Советскиеправоохранительные органы традиционно не любили рассматривать отрицательныеявления как социально-обусловленные; гораздо безопаснее было объяснять ихиндивидуальными склонностями. Применительно к проституции это означает, что«шлюха», работающая за деньги, обязательно должна быть также«блядью», получающей от своей работы удовольствие. Отсюда — повышенный интерес к их сексуальной жизни. Однако, при всем несовершенствеисследовательских методов, предположения о повышенной сексуальности проститутокне подтвердились. По грузинским данным А. Габиани и М. Мануильского,сексуальное удовлетворение от своей работы получали не более 20-30 процентов.Главные мотивы занятия этим ремеслом — экономические.
Если раньше эта деятельностьбыла более или менее индивидуальной, то теперь она зависит от организованнойпреступности. Все городские территории и сферы влияния поделены. Проститутке,которая осмелится нарушить принятый порядок и откажется платить за«покровительство», грозят серьезные неприятности, вплоть до убийства.
Особенно беспокоитспециалистов связь проституции с распространением БППП и СПИДа. Хотя в 1987 г.проститутки составили две трети людей, привлеченных к уголовной ответственностиза распространение венерических заболеваний, они оставались беспечными.Современная городская проституция в основном профессиональна и четкостратифицирована. По оценке сотрудников Санкт-Петербургской милиции, в городеимеется около 5 тысяч профессиональных проституток, для которых это основнойисточник дохода в течение нескольких лет. Общее число женщин, подрабатывающихэтим ремеслом, конечно, гораздо больше.
По мнениюспециалистов-социологов, самая организованная форма сексуальной коммерции — гостиничная проституция. Она полностью контролируется соответствующимипреступными группировками, которые не пускают в «свою» гостиницупосторонних. Образовательный уровень этих женщин очень высок, каждая третьяимеет высшее или незаконченное высшее образование, многие знают иностранныеязыки. Постоянными клиентами 70 процентов из них являются иностранцы, а доходих очень велик — 150 долларов за одно обслуживание, что значительно вышемесячной зарплаты научного сотрудника с ученой степенью. Один из показателей ихпрофессионализма — регулярное пользование презервативами.
Вторая пораспространенности форма организованной проституции — многочисленные«агентства» по предоставлению интимных услуг, функционирующих подвидом клубов, саун, массажных кабинетов, бюро знакомств и т. п. Они широкорекламируются в газетах. Почасовая оплата колеблется от 20 до 100 долларов взависимости от класса заведения. Некоторые из них рассчитаны исключительно наиностранцев.
Существуют и агентства повербовке или продаже молодых женщин и девушек за границу. Этот мафиозный бизнесбыстро растет и дает огромный доход.
Ступенькой ниже стоит«квартирная» проституция. Ею занимаются женщины, имеющие собственнуюсеть клиентов и старающиеся избежать внимания милиции и рэкетиров. Однакосделать это очень трудно.
Особую разновидностьпроституток составляют «кидалы», работающие в тесном контакте сводителями такси или владельцами частных автомашин. Они подбирают клиентов вресторанах, барах и кафе, расположенных в центре города, получают деньги забудущие услуги, водитель везет их якобы на квартиру, а на самом делеостанавливается у проходного двора или парадной, где женщина скрывается. Около40 процентов полученной платы достается водителю. Бывает и хуже: доверчивогоклиента избивают, грабят и даже убивают.
Самая низшая категория — уличная проституция, рассчитанная в основном на приезжих. Занимаются ею обычноопустившиеся, спившиеся женщины. Ни о каких мерах противоэпидемическойбезопасности тут нет и речи.
На фоне общего разорениястраны и роста детской безнадзорности быстро растет детская проституция. Иногдадети и подростки идут на панель вследствие бездомности или спасаясь от пьянстваи жестокости родителей, а иногда просто от легкомыслия.
Быстро растети мужская проституция, как гетеро-, так и гомосексуальная. В одном из самых приличных«голубых» изданий было напечатано следующее письмо:
Сексуальныеуслуги широко рекламируются в частных объявлениях: «Приветствуемангло-говорящих гостей России! Две очаровательные блондинки помогут ваморганизовать ваш досуг. Соотечественников просьба не беспокоиться»;«Красивый мужчина, 39 лет, рост 1б1 см, выполняет куннилингус за плату.Возможно обслуживание на дому»; «Красивые русские женщины! Вас ждут вгаремах Востока! Бесплатный проезд к новому месту жительства!»[5]
Начиная с1980-х годов растет и ширится практика продажи молодых российских женщин инесовершеннолетних девушек в зарубежные бордели. Большинство идут на этосознательно, но некоторые даже не подозревают, что будет с ними дальше.Разыскать таких нелегальных иммигранток с фальшивыми паспортами, когда о нихначинают беспокоиться родственники, практически невозможно.
К сожалению, мы почти ничего не знаемо тех, кто пользуется платными сексуальными услугами. По данным телефонногоопроса Д.Д. Исаева в Петербурге, 8 процентов мужчин сказали, что имели контактыс проститутками часто и еще 8 процентов — редко. При анонимном опросе случайныхпрохожих, среди которых, конечно, преобладали приезжие, на улицах Москвы, 150мужчин из 280 сказали, что пользовались платными сексуальными услугами, причем31 процент из них первый свой подобный опыт имел еще до восемнадцатилетия, анекоторые — даже до 16 лет. Однако эти цифры абсолютно нерепрезентативны.
Если взятьамериканские данные, то хотя проституция в США процветает, ее услугамипользуется меньшинство мужчин; в Национальном опросе это признали 16 процентов;доля мужчин, начавших свою сексуальную жизнь с проституткой, снизилась с 7процентов среди достигших совершеннолетия в 1950-х, до 1,5 процентов средивозмужавших в конце 1980 — начале 1990-х годов.
Что делать ссексуальной коммерцией?
В принципеесть три стратегии:
1)  пытаться уничтожитьдревнейшую профессию путем уголовно-правово-го преследования;
2)   ограничить еюраспространение определенными местами или условиями;
3)   легализоватьпроституцию, поставив ее под охрану и контроль государства.
Советскаявласть пыталась сочетать первые два пути. По Уголовному кодексу РСФСР сама посебе проституция была уголовно ненаказуема, наказывалось только вовлечение внее несовершеннолетних (статья 210) и содержание притонов разврата исводничество с корыстной целью. В 1987 г. эти меры были дополнены статьей 164.2Кодекса об административных нарушениях, предусматривавшей административнуюответственность за занятие проституцией в виде предупреждения или штрафа. Крометого, проституткам часто предъявлялись обвинения в незаконных валютныхоперациях.
Эта компанияпровалилась. В 1987-89 гг. в СССР было привлечено к административнойответственности за проституцию около 5 тысяч женщин, но инфляция и изменившеесяобщественное мнение сделали административные меры бессмысленными. Например, вПетербурге в 1990г. было привлечено к административной ответственности 193женщины, в 1992 — 4, в 1993 — 7.
Изменениеобщественного мнения связано, с одной стороны, с расширением понятия социальноприемлемой экономической активности, а с другой — с ростом сексуальнойтерпимости. По данным Афанасьева и Скоробогатова, в 1992 г. каждый десятыймолодой, до 25 лет, петербуржец считал проституцию вполне законной формойполучения денег.
Росттерпимости к проституции демонстрируют и опросы ВЦИОМ. В 1989 г. на вопрос:«Как следовало бы поступить с проститутками?» 27 процентов ответили«ликвидировать», 33 процентов — «изолировать», 8 процентов- «помогать» и 17 процентов — «предоставить самим себе». В1994 г. соответствующие цифры составляют 18, 23,12 и 30 процентов. В нашемопросе 1995 г. с мнением, что «занятие сексом ради денег не должноосуждаться в современном обществе» не согласились 41 процент 16-19 летних девушеки 34 процента юношей, согласились 37 и 46 процентов. При опросе в 1997 г.школьников 7-9 классов, доля полностью согласившихся с этим суждением юношейпочти вчетверо, а доля девушек — в два с половиной раза превысила аналогичныеответыих учителей и родителей.
Отношение ксексуальной коммерции раскалывает не только общественное мнение, но испециалистов. Сторонники жесткого курса доказывают, что проституция моральноразлагает общество, подрывает устойчивость брака и семьи, способствуетраспространению БППП и СПИДа и совершению ряда преступлений; любимый старыйсоветский мотив — «извлечение нетрудовых доходов» сменился теперьссылками на греховность блуда. «Либералы» доказывают, что введениеуголовной ответственности заведомо неэффективно и только породит произвол инедоразумения, акцент должен делаться на социально-экономических мероприятиях ивоспитании, уголовная же ответственность должна наступать только за действия,способствующие распространению проституции. «Радикалы» считают и эти мерыбессмысленными, призывая легализовать проституцию, взимать с проституток налогии вместе с тем заботиться о санитарно-гигиенической стороне дела.
Эти позицииявляются в известной мере ведомственными. При опросе в 1989 г. 154 сотрудниковорганов внутренних дел и 42 ученых-экспертов, среди первыхпреобладали сторонники жесткой линии, предлагавшие усилить административныемеры, увеличить суммы штрафов, арестовывать, аннулировать прописку, высылать изгорода и т. д. У многих работников милиции вызывает ностальгию старый (1961 г.)Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезноготруда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Но хотя подэтот Указ подпадали и проститутки, самой знаменитой его жертвой был будущийНобелевский лауреат Иосиф Бродский. 72 процента сотрудников органов внутреннихдел высказалось за введение уголовной ответственности за проституцию, а 77процентов хотели бы распространить какую-то административную ответственностьтакже на клиентов проституток.
Эксперты-ученыебыли значительно либеральнее. 83,3 процента их убеждены, что проституциянеизбежна; 52,3 процента думают, что она не обязательно ведет к преступнойдеятельности (остальные такую взаимосвязь видят). На вопрос «Целесообразноли установление уголовной ответственности за проституцию?» 83,3 процентаэкспертов ответили отрицательно, причем весьма категорично («Боже упаси!»«Я абсолютно против!»). 64,2 процента высказались и противпривлечения к ответственности клиентов.
Новыйроссийский Уголовный кодекс практически сохранил прежнее положение. В нем нетстатьи об уголовной ответственности за проституцию, однако статья 249 предусматриваетответственность за вовлечение женщин в занятие проституцией, а статья 241 — засодержание притонов. Министр МВД А.С. Куликов, шокированный распространениемпроституции в самом центре Москвы, рекомендует мэру столицы переместитьсексработников в какое-то другое место, где их легче будет контролировать. Нодля этого нет правовой базы.
Апеллируя ксоображениям противоэпидемической безопасности, некоторые радикальныежурналисты предлагают не только легализовать проституцию, одновременно обложивее налогом, но и открыть вместо подпольных притонов официальные публичные дома.Однако, независимо от соображений нравственного порядка, это едва ли возможно.Дело не столько в том, что «обобществление» сексуального сервисавыглядит комично в то время, как все остальное приватизируется, сколько в том,что это невыгодно самим «сексуальным работникам». В таких странах какГолландия проститутки платят налоги, зато государство обеспечивает имсоциальный статус и безопасность. В России все налогоплательщики бесправны.Если милиция не может обеспечить безопасность банкиров, будет ли она охранятьбедную жрицу любви? Так уж лучше иметь дело с сутенером или мафией.
Корочеговоря, споры идут по тем же направлениям, что и по остальным вопросам развитияобщества: будет ли государство по-прежнему все регламентировать (не слишкомэффективно) или же люди сами возьмут на себя ответственность за свое поведение,включая и его моральные и социальные издержки.
3.  ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ
Вопрос о легализации проституции такой же древний,как и сама профессия. Время, правда, внесло в этот вопрос свежую струю: сегодняторгуют собой не только женщины легкого поведения, но и государственные мужиповедения вполне серьезного. Однако, отдавая должное традиции, порассуждаем натему, имея в виду узкосоциальное, почти физиологическое, но не патологическоеее значение для общества. Проституция опасна для жизни. БОЛЬШИНСТВО москвичей,как ни странно, проституциофобы. Только одни предпочитают не высказываться идаже не задумываться над этим (однако все-таки ходят к проституткам время отвремени), другие знают, что проституция есть, но где-то в чужой жизни (азначит, ее как бы нет). В студенчестве, каждый день шагая в МГУ по Тверской наМоховую, я не знала, что у «Интуриста» предоставляют подобные услуги.Между тем позже выяснилось, что некоторые однокурсницы и студентки соседнихкурсов подрабатывали именно там.
В начале века пропроституцию говорили, что это скоротечный и острый вид брака. Сегодня этоявление модно считать универсальным элементом городского образа жизни, хотяпроституция и пугает эпидемиологической и социальной опасностью. В эпоху СПИДаи неутешительных прогнозов, что очень скоро в России, а в Москве уж точно,будет инфицирован каждый сотый, проституция — очень рискованная сфера услуг.Среди сексуальных работников многие нарушают технику безопасности напроизводстве, пренебрегая презервативом. И вот тут отличие легализованнойпроституции от нелегализованной — в возможности проститутки позвонить вполицию, если клиент отказывается надевать презерватив. Ведь, платя налоги,гражданин любой профессии может рассчитывать на защиту государства. Кстати,когда на Западную Европу в XVI веке обрушилась эпидемия сифилиса, а попыткизакрыть бордели успеха не принесли, с конца XVII века начинается медицинскоеобследование проституток, их регистрация и учет. Что же касается социальнойопасности проституции, то ее криминальное происхождение напрямую связано сполитическими и экономическими проблемами России. Истории про трудную жизнь провинциалок,не нашедших себя в столице, и их почти бессознательный, но единственнодоступный профессиональный выбор растиражированы. Как и их рабская работа нахозяина, и бесплатные утренники для охраны пополам с невозможностью вырватьсяиз порочного круга. Социалисты всех времен и народов считали, что индустрияпорока — классовая проблема и единственно верный способ ликвидироватьпроституцию — уничтожить социальное неравенство, эксплуатацию и датьвозможность женщинам право на эмансипацию. (Но, как мы знаем, эмансипацияпривела к тому, что женщины стали пользоваться услугами проституток наравне смужчинами.) А все остальные практикующие демократы превратили публичные дома поменьшей мере в учебные центры. Так, например, в Германии существуют такие, вкоторых человек, решивший продавать свое тело, проходит курс повышенияквалификации: ему рассказывают не только о физиологических и венерологическихособенностях будущей профессии, но и о способах психологической и юридическойзащиты от клиентов. И это не говоря о том, что публичные дома контролируются скриминальной и медицинской точек зрения. В России же к вопросу оврачебно-полицейском надзоре за проституцией пришли еще в начале века, даже былзаконодательно оформлен порядок этого самого надзора, а заодно и порядокоткрытия и содержания публичных домов. Но при советском строе проституции, какизвестно, не было. В новом Уголовном кодексе России нет статьи об уголовнойответственности за проституцию, однако ст. 240 предусматривает ответственностьза вовлечение женщин в это занятие, а ст. 241 карает за содержание притонов.
В соответствии с российским законодательствомпроституция как таковая не запрещена, а запрещены организация или содержаниепритонов для занятий проституцией. То есть, сутенерство. Вопрос о том, стоитзапрещать подобный бизнес или нет — вызывает много споров. С одной стороны,такие заведения всегда становятся своеобразными криминальными центрами, гдеобращаются наркотики, используются несовершеннолетние и так далее. С другойстороны, такие заведения легче контролировать и для правоохранительных органов,и для медицинских. Единого мнения по этому поводу нет, но есть положениезакона. А закон, как говорили древние, хоть и суров, но это закон. Поэтомубудем исходить из положений Уголовного Кодекса РФ. А именно из статьи 241«Организация или содержание притонов для занятий проституцией».
В уголовном праве подпроституцией понимается вступление за плату в случайные внебрачные сексуальныеотношения, не основанные на личной симпатии, влечении. Характерным признакомпроституции является систематичность сексуальных отношений с различнымипартнерами (клиентами) и предварительная договоренность об оплате (хотя ценаможет быть заранее не названа).
Что такое притон? С точки зрения уголовного права в контексте этой статьи,притон — это любое место, предназначенное для занятия проституцией. То есть нетолько помещение, но и машина, в которой происходит предоставление интимныхуслуг.
«Организация исодержание» охватывают все аспекты функционирования притона от поискапомещения и набора персонала до поставки спиртного и презервативов. Основным в«содержании» является поиск клиентов, поскольку без них притон небудет притоном. Таким образом реклама притона будет относиться к содержанию инаказываться «штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальныхразмеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы насрок до пяти лет». (Статья 241, это же наказание относится к организациипритона.)
В последнее время дляпоиска клиентов для притонов стал широко использоваться Интернет. Количествозлачных мест, выставивших свою рекламу в Сеть, огромно. При этом, в отличие отпечатных СМИ, реклама не только не завуалирована, а порою простосверхоткровенна. И что примечательно, никто из авторов подобных страничек нескрывается. Всегда есть либо номер пейджера, либо номер контактного телефона, аиногда даже адрес. Половина представленных на сайтах салонов девушек — несовершеннолетние.
Статья 151,«Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественныхдействий», помимо прочего гласит: «вовлечение несовершеннолетнего взанятие проституцией наказывается обязательными работами на срок от ставосьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок отодного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либолишением свободы на срок до четырех лет». При неоднократности (более 1несовершеннолетнего) — до шести лет.
Проституция полезна дляжизни ПОЛУЛЕГАЛЬНОЕ существование проституции в Москве все-таки уменьшает рискпри покупке этой услуги: массажные кабинеты выполняют роль государства, защищаяпотребителей и покупателей. Только доступны такие кабинеты больше увязшим вбраках, обремененным властью, пресытившимся благополучной жизнью, но всегданеплохо обеспеченным горожанам. (Тогда как исторически основными пользователямипроституток были молодые люди в период сексуальной инициации, и в публичныедома их приводили папы.) А проблемы уличной проституции (составляющей 80% отвсей московской проституции) остаются. И их решить можно, только легализовавэтот элемент городского образа жизни, об этом говорит и мировая статистикасексуальных преступлений. Например, узаконенная проституция в Дании привела ктому, что число зарегистрированных изнасилований в этой стране снизилось на70%, тогда как в Австралии, после того как проституция была законодательнозапрещена, количество изнасилований выросло на 149%.
Московские власти тоже непротив проституции. Основание так думать дает их молчаливое согласие насожительство рядом с собой на Тверской представителей этой сферы услуг. Правда,кроме проведения сомнительного эксперимента по переводу девушек с Тверскойулицы на Котельническую набережную и обратно (помните, пару лет назад этуэпопею), а также периодических милицейских рейдов (о которых почему-то всезаинтересованные лица знают заранее) по отлову сексуальных работников безрегистрации отцы города никак проблемы не касались. Когда коснутся, никто незнает, но из того, что партизанская борьба с этим видом бизнеса не ведется,можно сделать вывод, что будущее проституции в законе не за горами. Да и сточки зрения формальной логики легализация проституции — стоящее дело, потомучто избавляет общество от лицемерия, да и деньги в городской казне лишниминикогда не будут. Тем, кто против таких денег, напомню, что в индуистскиххрамах держали специально обученных жриц любви и прихожане занимались с нимисексом прямо в храме — это считалось почетно. В Римской империи куртизанкиимели лицензии и платили налоги. Социальным же злом проституция стала свозникновением христианства, которое, с одной стороны, осуждало проституцию, ас другой — не брезговало получать от нее доход.

Пока мы решаем, легализовывать проституцию или нет, в Бангкоке собираются навсемирный съезд работницы сексуального обслуживания. Кроме очередной попыткиизменить общественное восприятие своей профессии они будут решать вопроссоздания международного санатория для отдыха проституток на таиландском островеСамуй.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблемапроституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темыисследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, чтопроституция — чрезвычайно многогранное явление в истории и культуречеловечества. Под проституцией «в широком смысле разумеются вообще всякогорода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут также и такназываемые противоестественные отношения, как-то: мужеложество и скотоложество,а также детская форма». В более узком смысле под проституцией имразумеется половой разврат, принимающий характер регулярной профессии, — «постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет предающихся емуженщин в особую общественную группу».
В средневековыхисточниках встречаются упоминания о занимавшихся проституцией «бродячихженщинах». В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором обязалгородских объездчиков следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди небыло». Тем не менее считается, что до Петра I проституции в России почтине существовало. Однако в средневековой Руси не было и массового спроса науслуги проституток. Лишь в результате петровских реформ, когда в Россиивозникли большие сообщества неженатых мужчин (солдаты, матросы, чиновники),появился и стабильный рынок сексуальных услуг.
Екатерина II отличаласьпрагматизмом — ее беспокоило прежде всего распространение сифилиса средисолдат.
Павел I, известныйлюбовью к мундирам и знакам отличия, даровал проституткам спецодежду.
Легализация проституцииозначала, что государство отныне будет контролировать этот вид трудовойдеятельности. При Николае I была создана жесткая система медицинского иполицейского надзора за публичными женщинами. Государство не стеснялось двараза в неделю заглядывать проституткам под юбку, но не считало возможнымзаглянуть к ним в карман, полагая, что брать налог с денег, заработанныхразвратом, безнравственно.
В конце XIX века в Россиибыло около 2 тыс. зарегистрированных публичных домов.
По данным обследований,проводившихся в 90-е годы XIX века, из богатых семей происходило 0,9%проституток, из семей со средним достатком — 15,6%, из бедных — 83,5%. Бывшиепрофессии проституток: домашняя прислуга — 45%; швеи и портнихи — 8,4%,фабричные работницы — 3,7%; чернорабочие и поденщицы — 2,4%; безработные — 6,4%. 23% проституток начали профессиональную деятельность до 16 лет.
Место падшей женщины врусской культуре XIX — начала XX веков определялось тем, что прогрессивнаяобщественность всегда любила униженных и оскорбленных.
Подобно сексуальномунасилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официальноотрицалось. Конечно, были отдельные «распущенные женщины» сповышенными сексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такоеповедение не было и не могло стать профессиональной деятельностью, так как встране официально не было бедных.
По мере развала советскойэкономики, проституток, добровольных и вынужденных, становилось все больше(только с 1987 по 1989г. количество известных милиции элитных проституток вМоскве выросло на 11 процентов, — а точного числа их не знает никто), аотношение к ним — спокойнее. Появились и социологические исследования; невсегда сопоставимые и часто с сильным ведомственным, милицейским душком.Поэтому когда один автор доказывает, что проститутки происходят преимущественноиз бедных, малообеспеченных и неблагополучных семей, а другой это категорическиотрицает, оба могут быть правы.
Вопрос о легализации проституции такой же древний, как и самапрофессия. Время, правда, внесло в этот вопрос свежую струю: сегодня торгуютсобой не только женщины легкого поведения, но и государственные мужи поведениявполне серьезного. Однако, отдавая должное традиции, порассуждаем на тему, имеяв виду узкосоциальное, почти физиологическое, но не патологическое ее значениедля общества.  Что же касается социальной опасности проституции, то еекриминальное происхождение напрямую связано с политическими и экономическимипроблемами России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bloch I. История проституции. СПб., 1913
2. Bloch I. Указ. соч. С. 17.
3.   http://saturday.ng.ru/printed/time/2000-12-02/3_prost.html
4. http://sexology.narod.ru/chapt612b.html
5.  Martineau L. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 36
6. Wardlou R. Lectures on famale prostitution. Glasgow. 1853. P. 17-18.
7. Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русскихврачей в Риге. Рига, 1889.
8.  Бляшко А. Гигиена проституции и венерических болезней. М., 1999.
9.  Габиани А.А., Мануильский М.А. Цена«любви» (обследование проситтуток в Грузии) // Социологические исследования.1998. №6. С.61-77.
10.  Голод С.И. Проституция в контекстеизменения половой морали //Социологические исследования.1999. №2. С. 65-70.
11.  Голод С.И. Проституция: регламентацияили аболиционизм / За здоровый образ жизни (борьба с оциальными болезнями). Москва: АНСССР. Институт социологии. 1991.
12.  Голосенко И.А. Русскаядореволюционная социология о феномене проституции // Рубеж. 1999. №10-11.
13.  Голосенко И.А., Голод С.И.Социологические исследования проституции в России. Спб.: Изд-во «Петрополис»,1998.
14. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Б.м. и г. С. 332.
15.  Дубровский А. (ред.) Проституция вРоссийской империи (по обследованию 1-го августа 1889 г.) Спб.: Тип. СтатистикиРоссийской империи, 1890.
16.  Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с1852 по 1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1870.Кн. 1. Март. Отд. III. С. 50; он же. Проституция и сифилис в России.Историко-статистическое исследование. СПб., 1871. С. 5.
17.  Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса оврачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбес нею, состоящей при II отделении Русского общества охранения народного здравия// Русский медицинский вестник. СПб., 1904. N 10. С. 334-345; N 11. С. 401-408.
18.  Очерк истории русской женщиныС.С.Шашкова. СПб.: Издание И.А.Шигина, 1872.
19. Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе //Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. СПб., 1890. Т.8. Кн. 3. Декабрь. Отд. II. С. 130.
20.  Приклонский И.И. Возвращение падшихдевушек к честной трудовой жизни и деятельность убежища св. Марии Магдалины вМоскве. Москва: Товарищество «Печатня С.П.Яковлева». 1994
21. Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца ХVI в. //Проституция и ее жертвы. М., 1989,  С. 95-98.
22. Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половоевоздержание. Профилактика проституции. Историко-профилактический этюд. СПб.,1995. С. 77.
23.  Социология социальных проблем.Программа курса и планы семинарских занятий. Казань: Изд-во КГУ. 1999.
24.  Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад русскомусифилидологическому и дерматологическому обществу. СПб., 1991 С. 91.
25.  Тарновский В.М. Проституция иаболиционизм/Доклад РусскомуСифилидолическому и Дерматологическому  Обществу. Спб.: Издание Карла Риккера,1992.
26. Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса вРоссии. СПб., 1993. Т. 2. С. ХVI-ХVII, 53, 55, 86, 255.
27. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, издания 1885г. СПб.,1995. Ст. 44, п. 7. С. 185-186;
28. Грацианов П.А. По поводу нового проекта «Положения оСанкт-Петербургском врачебно-полицейском комитете» // Русский медицинскийвестник. СПб., 1997 Т. VI. N 1. С. 11.
29.  Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа внауке уголовного права. М., 2000 – с. 37-44.
30.  Чистяков М. Доклад собранию членов русского сифилидологического идерматологического общества // Военно-медицинский журнал. СПб., 1997. С. 145.
31. Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебноймедицины и общественной гигиены. СПб., 1869. Кн. 3. Сентябрь. Отд. III. С. 76;он же. Ответ на статью // Там же. 1990. Кн. 1. Март. Отд. V. С. 6-10.
Приложение1
Государственнаятерпимость Правила торговли телом
Из наказа ярославскому воеводеСтепану Траханиотову от 13 октября 1697 года:
Беречь накрепко, чтобы вгороде, на посаде, и в уезде… и в деревнях разбоев, и татьбы, и грабежу, иубийства, и корчем, и блядни, и табаку ни у кого не было; а которые люди учнуткаким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным какимворовством промышлять и корчмы, и блядни, и табак у себя держать, тех воровслужилым людям велеть имать и приводить к себе в Ярославль и сыскивать про ихворовство всякими сыски накрепко.
Из указа Сената от 6 мая 1736 года:
Понеже правительствующемуСенату известно стало, что во многих вольных домах происходят многие непорядки,а особливо многие вольнодумцы содержат непотребных женок и девок, что весьмапротивно христианскому благочестивому закону. Того ради смотреть, ежели гдетакие непотребные женки и девки, тех высечь кошками и из тех домов их выбитьвон...
Из указа Елизаветы I (август 1750года):
Понеже по следствиям ипоказаниям пойманных сводниц и блядей, некоторые указываемые ими непотребные(женщины) скрываются… Ее Императорское Величество указала: тех скрывающихсянепотребных жен и девок, как иноземок, так и русских, сыскивать, ловить иприводить в главную полицию, а оттуда с запискою присылать в комиссию вКалинкинский дом.
Из принятого при Екатерине II«Устава о благочинии» (от 8 апреля 1782 года):
1. Буде кто дом свой илинанятой откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства, с того взыскатьпеню 12-дневное содержание в смирительном доме и сажать его в тот дом, пока незаплатит. 2. Буде кто в дом, открытый… всяким людям ради непотребства,войдет, с того взыскать пеню 6-суточное содержание содержимого в смирительномдоме и сажать под стражу, пока не заплатит. 3. Буде кто непотребством своим илиинаго делает ремесло, от того имеет пропитание, то за такое постыдное ремеслоотослать его в смирительный дом на полгода.
Из Правил содержательницам борделей,утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать неиначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открытьбордель может получить только женщина средних лет — от 30 до 60...
8. В число женщин вбордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензиисодержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлениюпоследними бордели...
15. Кровати должны бытьотделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего пообстоятельствам, ширмами...
18. Содержательницатребует, чтобы женщины ее содержали себя опрятно...
20. Содержательницаподвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок докрайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещаетсясодержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей доокончания обедни.
23. Мужчиннесовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае недопускать в бордели.
Из «Тезисов по борьбе спроституцией», выработанных межведомственной комиссией по борьбе спроституцией (конец 1919 года):
1. Проституция тесносвязана с основами капиталистической формы хозяйства и наемным трудом.
2. Без утверждениякоммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституциинеосуществимо. Коммунизм — могила проституции...
15. В Советскойреспублике не должно быть места никаким специфическим мерам борьбы спроституцией.
16. По отношению ктрудящейся женщине, для которой проституция является подсобным промыслом,допустимо применение лишь общих… мероприятий социального, экономического ипросветительного характера и прежде всего усиление агитационно-пропагандистскойработы.
17. Профессиональныепроститутки, единственным источником существования которых являетсяпроституция, должны быть рассматриваемы как общественные паразиты и дезертирытруда и наравне с остальными дезертирами должны привлекаться к ответственностина общих основаниях.
Из Уголовного кодекса РСФСР (принят11 июня 1922 года):
170. Принуждение изкорыстных или иных личных видов к занятию проституцией, совершенное посредствомфизического или психического воздействия, карается лишением свободы на срок нениже трех лет со строгой изоляцией.
171. Сводничество,содержание притонов разврата, а также вербовка женщин для проституции караетсялишением свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или частиимущества


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фейербах Людвиг
Реферат 2. Джатака о пустыне
Реферат «гтм технология»
Реферат Буддизм как феномен религиозного и паломнического туризма
Реферат Педагогические условия формирования учебно-профессиональных компетентностей студентов, обучающих
Реферат Анализ безубыточности и рентабельности производства в принятии управленческих решений
Реферат Проект цеху по виробництву швидкозаморожених продуктів для дитячого харчування
Реферат 15 февраля 2012 Содержание
Реферат Особенности геологического строения и истории формирования природы Северной Америки
Реферат Charles Dickens Essay Research Paper INTRODUCTIONThis report
Реферат Понятие сознания. Психика и особенности строения мозга. Психология конституционных различий
Реферат Субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
Реферат Дар
Реферат крупнейшие гостиничные цепи
Реферат Озоновые дыры. Экологические проблемы человечества