Реферат по предмету "Социология"


Пропаганда как средство политической коммуникации

Содержание
Введение
Глава 1. Пропаганда как средство политической коммуникации
1.1. Понятиеполитической коммуникации
1.2. Пропаганда ипаблик-рилейшенз, структура пропаганды
Глава 2. Пропаганда, как коммуникативный акт
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Данная творческая работапредставляет собой исследование пропаганды как коммуникации.
Актуальность даннойработы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникацияможет быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так идеградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропагандаздорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взорыученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы изакономерности пропаганды.
Объектом исследованиявыступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющаячасть социальной реальности.
Предмет исследования –модели коммуникативного акта пропаганды как коммуникации.
Цель работы: выяснитьспецифику пропаганды, как коммуникации и средства коммуникации, ее особенностии коммуникативные модели.
В ходе выполнения работыпереда автором работы (фамилия) стоят следующие задачи:
1. Охарактеризоватьпонятие политической коммуникации, к разряду которой принадлежит и пропаганда.
2. Описать пропаганду каксредство политической коммуникации, сравнить ее с агитацией и паблик-рилейшенз.
3. Рассмотреть пропагандус точки зрения существующих моделей коммуникативных актов.
В работе используютсяразличные отечественные и зарубежные источники, как в переводе, так и воригинале. Также использовались материалы одного виртуального ресурса. Использованнаялитература относится к научным изданиям, исследующим основы политическойкоммуникации и практику пропаганды, паблик рилейшенз, политической и социальнойрекламы.
Исследование пропаганды сточки зрения теории коммуникации занимались, начиная с 20-х годов прошлогостолетия, за рубежом — ученые Липпман У., Лассуэлл Г.Д., Аронсон Э., вотечественной науке — Конецкая В.П., Терин В.П., Назаров М.М., Соловьев А.И.,Федотова Л.Н., Грушин Б.А., Дридзе Т.М., Войтасик Л. и многие другие. Ихработы, как и работы других авторов, например, Почепцова Г.Г., Цуладзе А.М., являютсятеоретической основой данной творческой работы. Степень научной разработанностикоммуникативного акта пропаганды является довольно высокой.
Перед началом выполненияработы автором формулируется гипотеза о том, что пропаганда может содержать всебе социальную опасность, поэтому она должна быть позитивной, демократичной,направленной на развитие социума. Достижение цели пропаганды возможно приизучении ее коммуникативного процесса и следования всем правилам коммуникации.
Методологияисследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукциии аналогии.
Сопоставительныйанализ дает возможность расчленить теоретические данные, почерпнутые излитературных источников на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них вотдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результатеанализа. Но, синтез в исследовании литературного произведения – не простоеподведение итогов анализа. Он помогает логически связать основные элементытеории для выведения практических результатов.
Индуктивныйметод, в свою очередь, помогает исследовать черты характера главных героев отчастного к общему. Можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельнымичертами героев и условий, в которых они пребывают.

Глава 1. Пропаганда как средствополитической коммуникации
1.1. Понятиеполитической коммуникации
Пропаганда относится ксфере политической коммуникации. Политическая коммуникация — это процесспередачи политической информации, которая циркулирует между частямиполитической системы, между политической и общественной системами, а также этопроцесс обмена информацией между политическими структурами, общественнымигруппами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» былиспользован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста ролиинформации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическаякоммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных иполитических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяютвнимание таким основополагающим факторам в этой сфере:[1]
— собственнокоммуникативные аспекты;
— функционирование и рольсредств массовой информации;
— избирательный процесс;
— коммуникация власти собщественностью.
Поскольку политическиесистемы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную итоталитарную, то соответствующую типологию имеют и системы политическойкоммуникации.
Большинствоисследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политическойкоммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативнойконотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблемесвидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основеполитической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют,имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения,пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальнымотличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, какраспространение информации, обеспечение равного доступа к информации,побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественнойдеятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникацииявляется средств массовой информации — СМИ.[2]СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ееинтерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической иобщественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничениеинформационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям вкоммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияютна функционирование всей политической и общественной системы, ведут кразрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободыграждан.
1.2. Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды
Пропаганда (от лат.propaganda — распространение) — положительное сообщение о неконкретном объектедля максимально широкой аудитории.
Пропаганда одновременнодеятельность, направленная на популяризацию и распространение идей вобщественном сознании. Пропагандировать – распространяется устно, через радио,телевидение, печатные средства массовой информации или с помощью других средств,распространяется информация в виде идей, теоретических знаний, взглядов,убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главныхсредств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации поих основным инструментариям (таблица 1)
Таблица 1
Средства политическойкоммуникации[3]Коммуникативная технология Базисный инструментарий Реклама Стратегия желания Паблик рилейшенз Стратегия доверия Пропаганда Стратегия убеждения
Пропаганда одновременно икоммуникативная технология, основывающаяся на убеждении и цельный коммуникативныйакт.
Убеждение –коммуникативный метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознаниючеловека с опорой на его чувство и опыт с целью формирования у негосознательного отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами — изменения взглядов, снятие преград для поступления новой информации. В основуубеждения положена логика убеждения, которая возбуждает критичность восприятия,предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения – взглядына явления, идеи, вещи или людей, которые можно изменить в дальнейшем, еслиесть достаточная аргументация.
Целью пропаганды являютсяобеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения копределенному объекту.
Главная цель пропаганды — довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения ипревратить в личные убеждения.
Пропаганда — процессзакрепления в сознании определенных ценностей.
Агитация – вид пропаганды(от лат. agіtatіo — побуждение к действию) – пропагандистское влияние длямобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так ишироких слоев населения.
Агитация — это влияние насознание людей путем распространения отдельных идей и лозунгов с цельюмобилизации их на выполнение поставленных задач.
Основные подходы к пониманиюагитации:
а) это распространениеполитических идей и лозунгов с целью влияния на общественное сознание ирасположения духа народных масс, побуждение их к целенаправленной активностиполитических действий;
б) это один израспространенных средств политической борьбы;
в) это устная, печатная инаглядная политическая деятельность, с помощью которой те или другиеполитические силы влияют на сознание и расположения духа масс с целью побуждатьих к активному действию в определенном направлении.
В политической борьбеагитация используется как в явной, так и в скрытой форме.
Задача пропаганды:объединение теоретического и будничного уровней сознания.[4]
Механизм введения вбудничное сознание объектов теоретического сознания:
— предоставление идеямобразно-эмоциональных форм;
— упрощение(примитивизация) идей;
— систематическоеповторение одних и тех самых положений;
— использованиепреувеличения, неправды;
Факторы пропаганды:
1. Чем больший разрывмежду опытом людей и идеей, тем более искривлений и лжив пропаганде;
2. Пропаганда должнаориентироваться на референтные группы
(«лидеров мыслей»);
Виды пропаганды:
— «белая» пропаганда(известный источник, правдивый сообщение);
— «серая» пропаганда (источникнеизвестный, истинность не установлена);
— «черная» пропаганда (фальсификацияисточника и сообщение);
Главное отличие междупропагандой и агитацией заключается в том, что пропагандист, раскрывая одновопрос, должен высказать много идей, так много, что их не сразу в возможностиусвоить средние граждане. Агитатор, раскрывая то самое вопрос, возьмет толькоодну его составную (часть), причем наиболее известную всем гражданам, инаправит все свои усилия на то, чтобы, опираясь на этот всем известный факт(пример), показать людям направление действий, которые приведут к улучшениюобщего состояния.
По концепции социологаЦуладзе пропаганда делится на позитивную, (конструктивную) и негативную(деструктивную).[5]
В некоторых случаяхпропаганда используется не только в политике, но и в социально-культурнойсфере.
По целевой направленностипсихологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующиеформы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропагандапросвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропагандаустрашения и пропаганда отчаяния. [6]
Пропаганда созидания выступаетза построение социума нового типа и призывает людей, как граждан, принятьучастие в этом строительстве.
Пропаганда стойкости игероизма воспевает мужество при подобном построении нового общества, предлагаеттерпеть стойко лишения и тяготы, например военные, подчеркивает героические ижертвенные деяния отдельных людей и граждан, приводя их пример, как основу длямассового героизма.
Пропаганда просвещения распространяетинформацию о деятельности властей, политических активистов, глав партий, обэкономике и военной силе страны, рекламирует государственный строй инациональный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, какединственно возможную и правильную систему.
Пропаганда разрушения этоконтрпропаганда враждебной государственной или политической идеологии. Какправило, она убеждает людей в порочности оппонентов, их злодеяниях, ошибках илипреступности, разоблачает противоположную систему ценностей, подчеркиваетнегативные черты чужих лидеров.
Пропаганда разделения строитсяна международных или межнациональных противоречиях: религиозных, социальных,культурных, мировоззренческих. Этот вид пропаганды активно прибегает к несогласияммежду подчиненными и начальством, рядовыми и офицерами, между различнымипартийными группировками или родами войск неприятеля.
Пропаганда устрашения призванаморально подавить, и напугать враждебное население, армию или лагерьоппонентов, она делает акцент на достоинствах стороны, экономическом, военномпотенциале. Нередко она прибегает и к физическому влиянии, как наглядномуинструментарию.
Пропаганда отчаяния подчеркиваети усиливает затруднения, неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию внеприятельском государстве и или в своей же стране, как следствие ошибокполитических оппонентов. Эта пропаганда старается убедить людей в том, чтополитикам или руководству страны нет дела до нужд и бедствий простогонаселения, что они не способны помочь им и что-либо кардинально изменить. Вситуации войны рядовым и офицерскому составу стараются внушить отчаяние,безнадежность и безвыходность их положения из-за нехватки продуктов, оружия,медикаментов, бесполезность сопротивления.
Пропаганда очень тесносвязана с паблик рилейшенз, однако она имеет и ряд отличий. Паблик рилейшенз(сокращенно РR)- специализированная деятельность государственных и общественныхорганизаций, которая обеспечивает взаимопонимание и доброжелательность вконтактах с массами (публикой), социальными группами. Реализуется путемраспространения информации, которая раскрывает механизмы осуществления власти,контактами, которые имитируют доверие во взаимоотношениях власти и масс. РR — важная составляющая управленческой деятельности, призвана обеспечитьвзаимопонимание, доверие между сферой управления и широкими общественными слоями,социальной средой.[7]
Сопоставление пропагандыи паблик рилейшнз свидетельствует, что они являются искусством убеждения людейи влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, которое прямо незаинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она непредусматривает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также неподдерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям.В паблик рилейшенз чаще предполагается двустороннее общение, т.е. диалог.Логика паблик рилейшенз большей мерой направленная на достижение консенсуса впроцессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата, изменениясознания индивидов и групп.
В пропаганде различают субъект и объект воздействия. Субъект воздействия может изменяться с течением времени. Субъект, заинтересованный в формировании определенного общественного мнения, трансформируется из правящих верхушек государств – элиты, так называемой «аэрократии», основой которой являются ведущие международные организации, ведущие финансово-промышленные блоки стран и мира.
Объект воздействия – сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.
Для пропаганды необходимоналичие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевойаудитории.
Эффективность пропагандыопределяется соотношением фактического количества привлеченных сторонников кпланируемому количеству.
Можно выделить триосновных критерия содержания эффективной пропаганды:
1. Наличиецентрального тезиса;
2. Лёгкость дляпонимания целевой аудиторией;
3. Сложность длякритики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; илихотя бы видимость этого).
Таким образом, будетпродвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) иустойчивая к критике со стороны (3). Причем должен быть соблюден баланс между(2) и (3). Если баланс не соблюден, то либо идеи будут просто непонятнызначительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.
Насчитываются десяткиразличных методов пропаганды. Очень широко применяется военная пропаганда, втоталитарных государствах, какими, например, были фашистская Германия иСоветский Союз, пропаганда служит одним из главных идеологических инструментов.Ей уделяется большое внимание, они изучается и совершенствуется.[8]
Среди основных методовпропаганды можно назвать: анонимный авторитет, «будничный рассказ», «забалтывание»,эмоциональный резонанс, эффект бумеранга, эффект ореола, эффект первичности ипрочие. Структура пропаганды включает адресанта, информацию, адресата и егодействия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации.Взаимосвязь этих элементов можно увидеть на рисунке 1.[9]
Как правило, источникамиинформации являются СМИ, адресантом – государство, институты власти, политическиепартии и их лидеры, в роли адресата выступает массовое сознание граждан илиопределенной группы населения (рисунок 2).

Рисунок 1. Структура пропаганды
/>
Но иногда источникинформации и а адресант могут меняться места, то есть адресантом становитсясредство массовой информации.
Рисунок 2. Полная схемаструктуры пропаганды
/>
Массовое сознание, какадресат имеет тенденции к упрощению и конкретизации на основе чего формируютсястереотипы как конченая цель ее воздействия.[10]
В сознании людейпроисходят эмоциональные и логические изменения, которые ведут к формированиюсоциальных установок, влияющие на социальное поведение людей. При этомзатрагивается вся эмоциональная волевая сфера личности – рисунок 3. Пропагандачаще всего применяется в политической коммуникации (рисунок 4), но такжепропаганда может использоваться другими социальными институтами иликоммерческими организациями, например, пропаганда здорового образа жизни органамиздравоохранения страны.
Рисунок 3. Познавательныйпроцесс в пропаганде
/>
Рисунок 4. Пропаганда всоставе политической коммуникации
/>

Глава2. Пропаганда как коммуникативный акт
В предыдущей главе мырассмотрели пропаганду, как средство политической, массовой коммуникации, вэтой рассмотрим ее с точки зрения моделей коммуникативных актов.
Исследователи пропагандыпредлагали различные подходы к ее пониманию. На основании личного опыта занятиягитлеровской пропагандой немецкий эмигрант Серж Чакотин представилпсихологическую модель проведения массовой пропаганды. По его мнению,гитлеровская пропаганда осуществлялась на основе теории Павлова о формированииусловных рефлексов у животных. Техника пропаганды держалась на связи определенныхидеологических смыслов с внутренними рефлексами человека. Модель Чакотина, всущности, отражала идею Платона о том, что риторика — искусство убеждения — очевидностьюявляется и искусством угождения: чем удачнее убеждаешь, тем удачнее угождаешьслушателям.
Модель Чакотиназакладывала своеобразную модель человека и общества. Чакотин выделял четыререфлекса человека, на которых должна была держаться пропаганда: агрессивный,сексуальный, защитный и пищевой. Для него человек был существом, которое более руководствовалоськатегориями инстинкта и чувство, чем ума. Пропаганда для Чакотина — это повторлозунгов, которые затрагивали инстинкты и чувства человека. Коммуникативныйпроцесс, таким образом, сводился к одновекторности и направленности на большиегруппы — массу, которая должна была превращаться в «нужную публику» способомпередачи дозированной информации и навязывания идеологических смыслов, которыеподкреплялись жизненными рефлексами человека (рисунок 5). [11]
В шестидесятых годах наоснове этой модели образовался тезис В. Пакарда об «влиянии на подсознание».Примером является современная реклама или политический маркетинг (новейшаяформа партийной пропаганды), когда речь идет не столько о товарах, лицах,программах, сколько о системе ценностей, желание потребителей. В результателюди покупают не косметику, а заботятся о красоте, не пьют пиво, а создаютклимат доброго общества, не избирают политику или партию, а избирают личность,благосостояние и демократию.
Рисунок 5. Модельпропаганды Чакотина
/>
Но, по мнению автора,наиболее близкой моделью коммуникативного акта для пропаганды остается модельЛассвелла, именуемая также моделью пресвазионного акта.
Американский политолог иисследователь пропаганды Гарольд Лассвелл понимает процесс общения как акт,который состоит из пяти основных составных частей: «Кто говорит, что, какимсредством, к кому и с каким результатом?»
Модель Лассвелла касаетсятаких актов общения, во время которых коммуникант четко формулирует коммуникативнуюцель, знает, что он хочет от другого коммуниката, каких изменений позиций илиповедения. Коммуникативный процесс при этом рассматривается тоже какодновекторный, однако, опосредствованный акт влияния на коммуниканта, зависимыйот пяти факторов общения.
При этом информация можетпередаваться как вербальными, так и невербальными средствами.
Модель универсальнаи помогает взглянуть на пропаганду, как коммуникацию, черезсовокупность факторов, влияющих на ее эффективность. То естьв частном случае, описывающем пропаганду, модель позволитпроанализировать: [12]
1. Источник — коммуникатор. Главные идеи адресанта, цели пропаганды. Control research (Оценкаисточника). Оценка партии, лидера или института, инициирующего действия попропаганде.
2. Получатель,коммуникант-адресат. Какова аудиторияпропаганды? Audience research(исследование аудитории).Доходит ли информация до адресата?
3. Канал. Чтоиз себя представляют средства пропаганды? Medium research (исследованиесреды способапропоганды).Вербальные или невербальные средства?
4. Информация. Чтозаложено в обращении к адресату? Content research (исследование содержаниясообщения). Примеры удачныхкомпаний пропаганды.
5. Эффект, результат.Какого эффекта следует ждать? Effects research (оценка результата). По какимкритериям оцениваются изменения в социальном поведении людей?
Данная модель,безусловно, упрощенна, но пропаганда – это односторонний информационный поток,в котором не имеет места обратная реакция и нет диалога, а важен лишьрезультат.
Основными элементамиданного коммуникативного акта являются:
— коммуниканты: адресант-коммуникатори адресаты;
— источник информации;
— коммуникативные цели –формирование определенных социальных
установок и поведения.
Коммуникативный акт можетсовершаться письменно, устно, образно, это может быть печатное издание,выступление оратора, теле- или радио-передача, даже массовое мероприятие, наподбои праздника.
Однако во многихсообществах, после получения информационного сообщения реципиент не сразурешает принять или отвергнуть его. Сознательно или на подсознательном уровне онищет совета у окружающих его людей и, прежде всего, у т.н. «лидеров мнения» егогруппы. Лидеры мнения — это высокоавторитетные члены группы, мнения и советыкоторых по определенным вопросам имеют особую ценность для других. Такимилидерами могут быть не только лидеры определенных групп, но иногда и простоавторитетные знакомые, друзья, родственники, издания. Именно они играютрешающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображеннойв сообщении из источника информации. То есть на конечное восприятие информациидействуют не только и не столько сами СМИ, сколько последующая интерпретацияэтой информации, обсуждение с «лидерами мнений». В отличие от ранее принятойодноступенчатой модели Лассвелла (передатчик – получатель), данное явлениеописывается в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной всередине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом, и может быть представленоследующим образом (рисунок 6).[13]
В предложенной им моделидвухступенчатость пропагандистского процесса учитывается, во-первых, каквзаимодействие между источником и авторитетами микросоциального уровня, которыеобозначаются как лидеры мнения или «медиаторы» (посредники), во-вторых, каквзаимодействие лидеров мнений или медиаторов с отдельными членамимикросоциальных групп. Особенно это актуально для пропаганды через сетьИнтернет, где размещается множество виртуальных сообществ.
Наравне сней, можно использовать для понимания процесса пропаганды, как коммуникативногопроцесса модель убеждения Фишбена-Айзена. Эти авторы предложили модель,определяющую мнения личности как «строительные блоки» процесса убеждения.Убеждение начинается тогда, когда мнения, касающиеся определенного объекта,изменяются. При этом изменение мнений сопровождается сменой установок, затем — возникновением соответствующих намерений и, наконец, — изменением поведения.Как и МакГайр, в рамках своей модели Фишбейн и Айзен рассматривают людей как«рациональные существа, систематически использующие и обрабатывающие доступнуюим информацию». Ключом к убеждению, считают они, является снабжение индивидаубедительной информацией, обеспечивающей желаемое изменение.
Рисунок 6. Многоступенчатаямодель коммуникативного акта пропаганды Лазарсфельда
/>
Основу моделисоставляют мнения, установки, намерения и поведенческие реакции человека. Этиэлементы связаны причинно-следственной цепочкой (рисунок 6).
Роль участниковадресант, источник информации и адресанты, это роли отправителя, посредника иполучателя. Источник информации – СМИ, при помощи различных срелдсв и способаккумулируют информацию, полученную от пропагандиста, перерабатывают ее ипередают другим коммуникантам-адресатам.

Рисунок 7. Модельубеждения Фишбейна-Айзена
/>
Мнения,согласно этой модели, представляют собой информацию, которую субъект имеет обобъекте. Они связывают этот объект с каким-либо свойством. Например, мнение,что «употребление марихуаны не вредно для здоровья», связывает объект«употребление марихуаны» со свойством «здоровье» отношением «не вредно».[14]
Прочностьмнения — это воспринимаемая вероятность того, что объект связан со свойством, окотором идет речь. Чем прочнее мнение человека, тем более оно будет устойчиво кизменению. Мнения приобретаются не только из непосредственного опытавзаимодействия с объектом, но, также, и от других людей, групп, организаций,как в непосредственном общении, так и через средства массовой коммуникации.
Установкаопределяется Фишбейном и Айзеном как набор отношений, которые имеет человек кобъекту. Единственный компонент установки важный для эффективной пропаганды, сих точки зрения, это оценочный компонент. В то время как мнение отражает знаниеличности об объекте, установка обобщает ее отношение к нему. Мнения и установкидолжны быть согласованы между собой. Так, человек, который считает, что «употреблениемарихуаны не вредно для здоровья», скорее всего, имеет установку «я одобряю легализациюупотребления марихуаны».
Поведенческиенамерения относятся к стремлению личности демонстрировать поведение,соответствующее мнениям и установкам относительно объекта. Сила намерения — вероятность того, что человек будет демонстрировать соответствующее поведение.Однако, существует много различных вариантов поведения, в целом соответствующихданному конкретному мнению или установке. Выбор определенного типа поведениязависит от оценки личностью последствий каждого из них (вероятностьвознаграждения-наказания) и от нормативного давления на личность со стороныреферентной группы.
Человек, поФишбейну, может иметь несколько мнений об объекте, некоторые из которых будутпротиворечить друг другу. Эти мнения могут также варьировать по своейпрочности. Целостное впечатление, которое складывается из этих мнений обобъекте, является информационной основой для соответствующих установок,намерений и поведения. Если мнение связывает объект с положительнымисвойствами, установка будет позитивной. Если же свойства — отрицательные, тоустановка будет негативной. Позитивные установки вызывают поведенческиенамерения, поддерживающие объект, а негативные установки вызывают избеганиеобъекта. Поведенческие намерения, в свою очередь, будут в целом соответствоватьнаправленности установки. Как и мнения, намерения варьируют по силе(вероятности того, что они будут реализованы). Каждое намерение связано сопределенной поведенческой реакцией. Установки и мнения относительно объектасвязаны с целостной моделью поведения, а не с отдельными реакциями, поэтому,основываясь на них нельзя предсказать конкретно поведение субъекта.[15]
Кромеповеденческих намерений, реальное поведение человека определяется также рядомдругих факторов, таких, например, как нормативное давление, прогноз последствийжелаемого поведения и т.п. Однако, само сведение элементов убеждающей цепочки вединую модель предполагает их тенденцию к взаимному уравновешиванию: человекстремится к тому, чтобы его поведение в целом соответствовало его мнениям,намерениям и установкам.
Модельпредлагает простой, но эффективный путь убеждения. Чтобы изменить поведение,считают ее авторы, необходимо начать с изменения мнений средствамикоммуникации, то есть, предоставить более широкую и аргументированнуюинформацию. Кроме того, в модели представлена убедительная попытка объяснениянесоответствия установок и реального поведения.
Такимобразом, объединив несколько моделей коммуникативных актов, мы можем получитьпредставление о пропаганде, как коммуникационном процессе. Лидеры государствили партий, руководители общественных (субъекты воздействия), коммерческихорганизаций испытывают потребность в коррекции поведения людей, у них естьопределенные мотивы. Они облекают их в форму идей, взглядов, мнений и передаютпосреднику – средствам массовой информации. Средства массовой информациивыступают как источники информации, по сути, они передают не просто информацию,а посылки пропагандистов. Адресаты – граждане, члены групп, получают этуинформацию. В их сознании формируются мнения и установки, ведущие к образованиюповеденческих намерений и реализации определенного социального поведения. Результатомпропаганды становится наблюдаемое поведение. Если оно по своим основнымкритериям устраивает пропагандиста, то коммуникативная цель достигнута. Вобратном случае начинается новый коммуникативный цикл, то есть пропагандапродолжается.
Промежуточнымиявляются учреждения, изучающие поведение социума – всевозможные статистическиебюро и социологические центры. Характер пропаганды отражает характерполитического режима. А ведущими моделями можно назвать модели Лазарсфельда иФишбейна.

Заключение
После выполнения даннойтворческой работы ее автором (фамилия) были выполнены все поставленные задачи:
1. Охарактеризованаполитическая коммуникация как процесс передачи политической информации вполитической системе и ее основные средства: убеждения в ходе пропаганды.
2. Описана пропаганда каккоммуникацию, ее структура и специфику. Структура ее состоит из адресанта.Информации, источника информации и адресатов. При всей своей схожести онаотличается и от агитации, и от паблик-рилейшенз, целью которых является лишьреклама определенных идей. Людей или товаров. Пропаганда же являетсяодновременно и коммуникационным процессом и средством коммуникации, и призванавлиять на социальное поведение людей.
3. Рассмотрена пропагандас точки зрения существующих моделей коммуникативных актов. За основу принятакоммуникативная модель Лассвелла, совмещенная и дополненная моделямиЛазарсфельда и Фишбейна-Айзена. Таким образом, пропаганда определяется какодновекторный коммуникативный акт, целью которого является убеждение людей иформирование необходимо социального поведения. Сделан вывод о том, что пропагандадолжно быть позитивной, контролироваться демократическим государством иправильно использоваться в соответствии с ее закономерностями.
Таким образом, цельвыполнения данной работы можно считать достигнутой.

Список использованнойлитературы:
1. Аронсон Э.,Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. – СПБ.: Прайм-еврознак,2001. – 384 с.
2. Березин В.М.Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Рип-Холдинг, 2003. –174 с.
3. BraddockR. An Extension of the «Lasswell Formula». Journal of Communication, 8, 1958, pp.93.
4. Гринберг Т.Э.Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 317 с.
5. Каптерев С.Е.Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом. –Новгород.: ННГУ, 2003. – 342 с.
6. Киселев М.В.Психология пропаганды// psyfactor.org/ Сайт литературы по психологии
7. Лебедев-ЛюбимовА.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
8. Почепцов Г.Г.Информационные войны. – М.: Рефл-Бук, 200. – 576 с.
9. Почепцов Г.Г.Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004. – 452 с.
10. Свириденко С. С.Современные информационные технологии.- М.: Радио и связь, 1989.- 300 с.
11. Федотова Л.Н.Паблик-рилейшенз и общественное мнение. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
12. FishbeinM., Ajzen I. Belief, Attitude, Intention, Behavior: An Introduction to Theoryand Research, Reading, 1975. – 358 рр.
13. Цуладзе А.М.Большая манипулятивная игра. — М.: Алгоритм, 2000. — 336 с
14. Шейнов В.П.Психология влияния. – М.: Харвест, 2007. – 448 с.
15. Walinska de Hackbeil H. Pojecie «komunikacja» w amerykanskiej teorii komunikacji spolecznej: Докт. дис….- Uniwersytet Wroclawski, 1975. –150 рр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.