ОБЩАЯТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Пояснительная записка
Рыночная экономика наполняет новым содержанием работукоммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования куровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозированияспроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровняхкоммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин «статистика» употребляется в различныхзначениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению,обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику,культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний,изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебнаядисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовкикоммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой существуют теснаясвязь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщаетих и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В своюочередь, в практической деятельности применяются теоретические положениястатистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Становлениеэкономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи.
Умение анализировать,сравнивать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждомусовременному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математическогоаппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решенииуправленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математическогои социально-экономического профиля.
В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся сразличными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическимисводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия озадачах статистики в условиях рыночной экономики.
Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначение.Предложенные методы разовьют математическое и экономическое мышление,подтолкнут к самостоятельному решению нетрадиционных ситуаций.
Содержание курса дает возможность включить в учебный процессисследовательскую деятельность, что дает учащемуся возможность реализоватьсебя в творческой работе.
Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан спредметами: математика, информатика и экономика.
Объем требуемых математических знаний практически не выходитза пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примерыпоказывают практическое применение арифметической и геометрической профессий,логарифмов, пределов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышаетинтерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки кединому государственному экзамену.
Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц-помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания ивозможности в компьютерной технологии.
Статистические термины, изучаемые на уроках экономики,закрепляются с помощью математического аппарата.
Взаимосвязь между перечисленными предметами активизируетпознавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении.
Цель элективного курса «Общие понятия статистики»
Помочьучащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повыситьматематическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единыйгосударственный экзамен по математике.
Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»
1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистикикак науки.
2. Датьначальные понятия статистики, которые входят в блок базовыхдисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерскогоучета, финансового менеджмента, банковского дела.
3. Отработать вычислительные навыки.
4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором привычислениях.
5. Развивать способности учащихся к математическойдеятельности.
6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность.
7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи попройденному материалу с дальнейшим его решением.
8. Научить учащихся применять возможности компьютерныхтехнологий в расчетах.
9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросыокружающие нас в повседневной жизни.
10. Обогатить жизненныйопыт учащихся при помощи решения статистических задач.
Содержание курса
Тема 1. Предмет и метод статистической науки.
Вводный урок – лекция, знакомящая с историей возникновениястатистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях,совокупности, методах статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение.
Разбираются понятия: статистическая информация,статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности,единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.
Формулировка задачи сводки на основе целей статистическогоисследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков,числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформлениестатистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповыхтаблиц
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческойдеятельности. Классификация статистических графиков
Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая,ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.
Тема 5. Обобщающие статистические показатели.
Абсолютные и относительные величины, их значения и виды.Разбираются примеры.
Тема 6. Средние величины.
Вводится понятие средней величины, её виды: средняяарифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняяквадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованияхкоммерческой деятельности.
Применение индексов в экономических разработкахгосударственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен напотребительские товары по каналам реализации.
Свойства индексов: синтетические и аналитические.Индексируемая величина.
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования.
Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейномпрограммировании:
задача о банке, задача о диете, задача об использованииресурсов, транспортная задача.
Тема 9. Итоговый урок.
Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. Вначале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым можетпроводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, таки групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителейопределяют жюри из приглашенных на этот урок.
Врезультате изученного курса учащиеся cмогут:
— анализировать некоторые статистические данные;
— сформировать собственный взгляд на дальнейший выборбудущего образования.
Научатся:
— с помощью предложенных методов разрешать некоторыестатистические проблемы;
— использовать исследовательскую деятельность для расширениясвоего кругозора;
— использовать компьютерные технологии для обработкистатистических данных.
Календарно-тематический план курса
№
Тема занятий
Кол-во часов
Теория
Практика
Тема 1. Предмет и метод статистической науки
2 1 Статистика как наука. Предмет статистической науки. Методы статистики
1 2 Задачи статистики в условиях рыночной экономики
1
Тема 2. Статистическое наблюдение
2 3 Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.
1 4 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
1
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы
6 5 Понятия о статистической сводке
1 6 Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
1 7 Задачи статистических группировок и их виды.
1 8 Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.
1 9 Статистические ряды распределения.
1 10 Статистические таблицы.
1
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков
4 11 Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы, картодиаграммы. 2 12 Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики» 2
Тема 5. Обобщающие статистические показатели
3 13 Абсолютные величины, их основные виды.
1 14 Относительные величины, их значение и основные виды
1 15 Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины»
1
Тема 6. Средние величины.
4 16
Сущность и значение средней величины. 1 17 Виды средних и методы их расчета. 1 18 Структурные средние величины. 1 19 Самостоятельная работа по теме: «Средние величины». 1
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности
3 20 Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности.
1 21 Индивидуальные и общие индексы
2
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования
4 22 Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача
4 23 Итоговая контрольная работа .
2
Тема 9. Итоговый урок.
4 24 Презентация итоговых работ. 4
Литература
1. А.В. Баскаков,О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год.
2. В.В. Ковалев,В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год.
3. Е.И. Кочович«Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год.
4. Г.И. Просветов «Математикав экономике». М.: РДЛ, 2004 год.
5. Е.М.Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.:Дело, 2001 год.
6. Е.М.Четыркин«Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год.
7. А.П. Черенков«Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год.
8. П.Е. Данко«Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир иОбразование, 2003 год.