Реферат по предмету "Социология"


Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"

ОБЩАЯТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
 
Пояснительная записка
 
Рыночная экономика наполняет новым содержанием работукоммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования куровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и про­гнозированияспроса и предложения, принятия оптимальных реше­ний на всех уровняхкоммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин «статистика» употребляется в различныхзначениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению,обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику,культуру, образование и другие яв­ления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний,изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебнаядисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовкикоммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой существуют теснаясвязь и зависимость. Статистическая наука использует данные прак­тики, обобщаетих и разрабатывает методы проведения ста­тистических исследований. В своюочередь, в практической дея­тельности применяются теоретические положениястатистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Становлениеэкономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи.
Умение анализировать,сравни­вать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждомусовременному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математическогоаппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решенииуправленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математическогои соци­ально-экономического профиля.
В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся сразличными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическимисводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия озадачах статистики в условиях рыночной экономики.
Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначе­ние.Предложенные методы разовьют математическое и экономиче­ское мышление,подтолкнут к самостоятельному решению нетра­диционных ситуаций.
Содержание курса дает возможность включить в учебный про­цессисследовательскую деятельность, что дает учащемуся воз­можность реализоватьсебя в творческой работе.
Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан спредме­тами: математика, информатика и экономика.
Объем требуемых математических знаний практически не выходитза пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примерыпоказывают практическое примене­ние арифметической и геометрической профессий,логарифмов, преде­лов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышаетинтерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки кединому государственному экзамену.
Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц-помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания ивозможности в компьютерной технологии.
Статистические термины, изучаемые на уроках экономики,закрепляются с помощью математического аппарата.
Взаимосвязь между перечисленными предметами активизируетпознавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении.
Цель элективного курса «Общие понятия статистики»
Помочьучащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повыситьматематическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единыйгосударственный экзамен по математике.
 
Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»
1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистикикак науки.
2. Датьначальные понятия статистики, которые входят в блок базовыхдисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерскогоучета, финансового менеджмента, банковского дела.
3. Отработать вычислительные навыки.
4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором привычислениях.
5. Развивать способности учащихся к математическойдеятельности.
6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность.
7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи попройден­ному материалу с дальнейшим его решением.
8. Научить учащихся применять возможности компьютерныхтехнологий в расчетах.
9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросыокружающие нас в повседневной жизни.
10. Обогатить жизненныйопыт учащихся при помощи решения статистических задач.

Содержание курса
 
Тема 1. Предмет и метод статистической науки.
Вводный урок – лекция, знакомящая с историей возникновениястатистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях,совокупности, методах статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение.
Разбираются понятия: статистическая информация,статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности,единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.
Формулировка задачи сводки на основе целей статистическогоисследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков,числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформлениестатистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповыхтаблиц
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческойдеятельности. Классификация статистических графиков
Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая,ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.
Тема 5. Обобщающие статистические показатели.
Абсолютные и относительные величины, их значения и виды.Разбираются примеры.
Тема 6. Средние величины.
Вводится понятие средней величины, её виды: средняяарифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняяквадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.

Тема 7. Индексный метод в статистических исследованияхкоммерческой деятельности.
Применение индексов в экономических разработкахгосударственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен напотребительские товары по каналам реализации.
Свойства индексов: синтетические и аналитические.Индексируемая величина.
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования.
Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейномпрограммировании:
задача о банке, задача о диете, задача об использованииресурсов, транспортная задача.
Тема 9. Итоговый урок.
Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. Вначале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым можетпроводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, таки групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителейопределяют жюри из приглашенных на этот урок.
Врезультате изученного курса учащиеся cмогут:
— анализировать некоторые статистические данные;
— сформировать собственный взгляд на дальнейший выборбудущего образования.
Научатся:
— с помощью предложенных методов разрешать некоторыестатистические проблемы;
— использовать исследовательскую деятельность для расширениясвоего кругозора;
— использовать компьютерные технологии для обработкистатистических данных.
Календарно-тематический план курса

Тема занятий
Кол-во часов
Теория
Практика
Тема 1. Предмет и метод статистической науки
2 1 Статистика как наука. Предмет статистической науки. Методы статистики
  1 2  Задачи статистики в условиях рыночной экономики
  1
Тема 2. Статистическое наблюдение
2 3 Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.
  1 4 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
  1
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы
6 5 Понятия о статистической сводке
  1 6 Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
  1 7 Задачи статистических группировок и их виды.
  1 8 Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.
  1 9  Статистические ряды распределения.
  1 10 Статистические таблицы.
  1
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических  графиков
4 11 Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы, картодиаграммы. 2 12 Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики» 2
Тема 5. Обобщающие статистические показатели
3 13 Абсолютные величины, их основные виды.
  1 14 Относительные величины, их значение и основные виды
  1 15 Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины»
  1
Тема 6. Средние величины.
4 16
Сущность и значение средней величины. 1 17 Виды средних и методы их расчета. 1 18 Структурные средние величины. 1 19 Самостоятельная работа по теме: «Средние величины». 1
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности
3 20 Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности.
  1 21 Индивидуальные и общие индексы
  2
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования
4 22 Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача
  4 23 Итоговая контрольная работа .
2
Тема 9. Итоговый урок.
4 24 Презентация итоговых работ. 4

Литература
 
1. А.В. Баскаков,О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год.
2. В.В. Ковалев,В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год.
3. Е.И. Кочович«Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год.
4. Г.И. Просветов «Математикав экономике». М.: РДЛ, 2004 год.
5. Е.М.Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.:Дело, 2001 год.
6. Е.М.Четыркин«Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год.
7. А.П. Черенков«Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год.
8. П.Е. Данко«Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир иОбразование, 2003 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.