Реферат по предмету "Социология"


Процесс социализации подростка субкультуры "Панк" в современном обществе

Департаментобразования г. Москвы
ГОУПедагогический колледж № 13 им. С.Я. Маршака
Курсоваяработа
Тема:«Процесс социализации
подросткасубкультуры
«ПАНК» всовременном обществе»
Выполнила:
Шехова МаринаАлексеевна
Специальность:
0314 –социальная педагогика
Курс III, группа 31-СП
Формаобучения:
Дневная
Научныйруководитель:
УдаловаАлександра Эдуардовна
Москва, 2008 г.

Оглавление
 
 Введение
Глава 1. Общая характеристика субкультуры
1.1     Определениепонятия «субкультура»
1.2     История возникновенияи сущность субкультуры «Панк»
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1 Возрастные особенности подростков
2.2 Особенности процесса социализации подростков
Выводы по 2 главе.
Глава 3. Работа социального педагога с подросткамисубкультуры «Панк»
3.1 Влияние субкультуры на становление личности подростка
3.2 Организация социально педагогической деятельности сподростками субкультуры «Панк»
Выводы по 3 главе.
Заключение
Библиография

Введение
 
  Немаловажное значение впроцессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современномобществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.
  Родители не всегдаспособны контролировать своих детей и, чаще всего, даже  не знают об ихинтересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободноговремени современные подростки проводят на улице, где свои законы ипредпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все онибезопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято  считать.  
  Большинство людей судято субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, неучитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качествданного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнемвиде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они«не такие как все».
   Хотелось бы сказать обактуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретноподростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы дляразрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия.  Только тщательныеи систематические исследования в области развития социальной работы с молодежьюмогут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений.Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждениятого, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить кявлениям жизни современной молодежи.
Также необходимо понять,что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей,узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.
Подтверждением этомуможет служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробатна трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнутьи ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за оченькороткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он долженопустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».
Изучение субкультур —относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественныхгуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболеемногочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающиесоциально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте),социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова),социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В.Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидностимолодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В.Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова),взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх,С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональныехарактеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).
  Оригинальную концепциюиндивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определенысущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода(Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующуюметодику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителямиюношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений опсихолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук,И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).
 
  Целью нашейкурсовой работы является изучение молодежной субкультуры «ПАНК», изучениесоциально педагогической работы  с подростками субкультуры «ПАНК».
  Задачами данной курсовой
работы является:
1. Изучение и анализмолодежной субкультуры «ПАНК»;
2. Изучение и выявлениевозрастных особенностей подростков;
3. Изучение и выявлениевлияния субкультуры на становление личности подростка;
4. Изучение и анализсоциально-педагогической деятельности с подростком субкультуры «ПАНК».
  Объект исследования:подростки субкультуры «ПАНК»
Предмет исследования: процесс социализации подросткасубкультуры «ПАНК» в современном обществе.

Глава 1.Общая характеристика субкультуры
 
1.1    Определениепонятия «субкультура»
 
Субкультура
Понятие«субкультура» в первом приближении обозначает совокупность ценностей,убеждений, жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (илиподгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальнойгруппы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятиесубкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды,рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованнымпо принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.
Понятие«субкультуры» имеет большое значение в силу того, что фиксирует фактналичия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннегопонятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенноймолодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этойкультуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и вслучае с «контркультурой», понятие «субкультура»подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре.Вместе с тем понятие «контркультура» чаще применяется в отношениигрупп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции,тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило,посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделейповедения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получилисемиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителейсубкультур. (Источник: Key Concepts in Cultural Theory,Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999)
Под  культурой понимаются  убеждения,  ценности  и   выразительные средства, которые являются общими  для  определённой  группы  людей  и служат для упорядочения опыта и регулирования  поведения  членов  этой группы. Воспроизводство  и  передача культуры последующим  поколениям лежат в основе  процесса социализации-усвоения  ценностей, верований, норм, правил и идеаловпредшествующих поколений.
Субкультура формируется под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение, религия,  социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры неозначают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  ониобнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, какправило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активновырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующейкультуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей формируется  контркультура. 
Элементы, каксубкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжив России. Под  молодежной  субкультурой 
понимается культура определенногомолодого  поколения,  обладающего  общностью стиля жизни, поведения, групповыхнорм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в Россииявляется феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от  основных  нормативных ценностей (ценностей большинства).
Социальное отчуждениепроявляется чаще всего в апатии,  безразличии к политической жизни общества,образно говоря,  в  позиции  «стороннего наблюдателя».  На  уровне самоидентификации   проявление   каких-либо определенных политических установокминимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическаянеустойчивость молодых людей умело используются политическими  элитами  в борьбе за  власть.
Противопоставлениеобраза  «мы»  и  «они»  традиционна для молодёжи, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и  дети». Однако  сегодня  у  молодого поколения  нередко  выливается  в полное отрицание  всех  «папиных»  ценностей, включая  историю  собственного государства.  Эта  позиция  особенно  уязвима, если   иметь в  видусобственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия  в решениисоциальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно этопротивопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле)стереотипов молодежи: есть «наша»  мода,  «наша»  музыка,«наше»   общение,   а   есть -   «папино»,    которое    предлагаетсяинституциональными средствами гуманитарной  социализации.   И здесьобнаруживается следующий аспект отчуждения молодежной  субкультуры  –  культурноеотчуждение.
Индивидуальное  поведениемолодых людей проявляется в таких  чертах  социального  поведения,  какпрагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущербпрофессиональной  самореализации.  Потребительство проявляется как всоциокультурном, так и  в  эвристических  аспектах.
Выбор тех  или  иных культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипамидостаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд «отверженных»),  а  также  с  престижной иерархией ценностей внеформальной группе общения.
Групповые стереотипы ипрестижная иерархия ценностей  обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования,  местожительством   и национальностью реципиента.
Возникновение такой, а неиной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целымрядом  причин,  среди  которых наиболее  значимыми представляются следующие.
1.      Молодежь, живет вобщем социальном и культурном  пространстве, поэтому кризис общества и егоосновных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежнойсубкультуры. Каково общество — такова и молодежь, следовательно, и молодёжнаясубкультура.
2.      Кризис институтасемьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативностиребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и педагогов,  всех  представителей «взрослого» мира. Это приводит, содной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  — к прагматизму  и  социальной  неадаптированности и к проявлениям противоправногоили экстремистского  характера. Агрессивный стиль воспитания порождаетагрессивную молодежь.
3.      Коммерциализациясредств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры,формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чемосновные  агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотртелепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто  повторяет телевизионную субкультуру.
Молодежная  субкультура есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей.Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения вбольном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень другихвозрастных и социально-демографических групп населения России также постоянноснижается.
1.2    Историявозникновения и сущность субкультуры «Панк»
 
Панки
  Существует рядмолодёжных общественных организаций позитивной  направленности. Все они имеютбольшие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло числонеформальных молодёжных  объединений самой различной ориентации (политической,экономической,  идеологической, культурологической).
За последние годы в нашуречь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».
Неформалы – это те, ктовыбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычныеправила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а нечужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальныхобъединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес копределенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, воснове которого лежит потребность самоутверждения.
Молодой человекстремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самыхблизких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группынеоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся наоснове симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведьмногообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутсядруг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группаимеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правилачленства» и моральные кодексы.
Существуют некоторыеклассификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности,мировоззрения.
1. Музыкальныенеформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций– прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)
2. Неформальныеорганизации в спорте. (Ведущие представители данного течения — знаменитыефутбольные фанаты, а также рокеры)
3. Философствующиенеформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)
4. Политическиенеформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организацийотносятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию ивыступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)
К последней группе,политическим неформальным организациям, относятся панки.
Если рассматривать«Панк» в более широком смысле то он относиться и к  музыкальнойгруппе неформальных организаций.
Музыка для панков играет оченьбольшую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимаютоткрытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощьюмузыки, панки выражают свое мировоззрение.
Панк, панки, панк-рокеры,пункера (от англ. punk — отбросы) — контркультура, возникшая в середине 1970-хгодов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой являетсялюбовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест противистеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикальногокапитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма.Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом,игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. Послевозникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и егоуклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии иритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людейна рынке труда.  Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что,дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоитантисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособностьсамой системы и ее правильный путь развития. Панк — такая антисистема. И еслибы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, системапрекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья.Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началасьновая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самымразным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десяткиновых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видениеммира, иными целями.
По возрасту панки — преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни.
Желание панка любым путёмпривлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу,вычурному и скандальному поведению.
1. Истоки и влияния.
«Панк берет свое начало ссередины 70-х годов 20-ого столетия, когда под влиянием Beatles и RollingStones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» —говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.
Относительно сырой игрубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающепримитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене,стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп,отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.
Связующим звеном междудвижением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная матьпанк-движения», Патти Смит.
2. Внешний вид.
Некоторые молодые панкилюбят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако,следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид являетсявторостепенной деталью.        Идеологом внешнего вида панков была английскийдизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и моднуюиндустрию.
Некоторые панкипредпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами,нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли напарикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричныепрически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.
Аксессуары: цепи ибулавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями группили различного рода высказываниями.
Удобная городская одежда:футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды,кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая,снабженная иногда провокационными прокламациями.
Некоторые девушки-панки(панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос,короткие юбки, рваные колготки или чулки).
4. Родственныесубкультуры.
Скинхэды — молодежнаясубкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка.Музыка традиционных скинхэдов — Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.
Моды — предшественники исовременники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов — Ска, Соул.
Rude boys — ямайскаямолодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов.Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыкарудбойз — Ска и Рокстеди.
Straight edge’ры —субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х,характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя итабака, а также от беспорядочных половых связей.
Готы — близкая панкамсубкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаютсяпессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами.Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастуювампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-«ирокезы», но не цветные, каку панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин. 
Выводы по 1 главе.
Субкультуры, какподкультуры, имеющие собственные, в чем-то специфические, ценности, убеждения,нормы широко распространены в нашей стране. Панк – одна из таких субкультур.
Представители даннойсубкультуры любят эпатаж, шокировать окружающих, открыто проявлять свою яркуюиндивидуальность.
Панк появился в 70-хгодах 20-го столетия и вплоть до настоящего времени активно видоизменялся. Ноте «первые впечатления», которые произвел Панк на общество, стали стереотипомвосприятия обществом данной субкультуры.
Панков относят кполитическим неформальным организациям.
Если рассматривать«Панк» в более широком смысле то он относиться и к  музыкальнойгруппе неформальных организаций.
Музыка для панков играетважную роль, так как они предпочитают  пассивный протест и редко предпринимаютоткрытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощьюмузыки, панки выражают свое мировоззрение.
Чаще всего в неформальныеобъединения такого типа вступают подростки, у которых присутствуют какие-либопроблемы в семье, в коллективе сверстников и пр.
В группе подростковобъединенных субкультурой «Панк» привлекают возможность общения по интересам,отсутствие осуждения каких-либо поступков, возможность проявления своейиндивидуальности и др.

Глава 2.Общая характеристика подросткового возраста
 
2.1 Возрастныеособенности подростков
Подростковый возрастохватывает детей от 11—12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждогочеловека, так как в эти годы происходит перестройка всего организма,осуществляется переход от детства к юности. Поэтому подростковый возрастпринято называть переходным. Он характеризуется интенсивным развитиеминтеллектуальных, нравственных и физических сил.
Уровень развития,характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растети изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подростокэпохи небывалого научно-технического прогресса и культурной революции обладаетособыми, специфическими чертами развития.
  Акселерация физическогои психического развития, присущая современным детям, заметно сказывается и наподростковом возрасте.
  Современные подросткипо сравнению со своими сверстниками прошлых десятилетий выше ростом, физическисильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательныхспособностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современномуподростку присущи широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений,стремление осмыслить себя и окружающий мир.
  Социологическиеисследования показывают, что современных подростков интересуют разнообразныеотрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинствоподростков имеют по нескольку увлечений.
  Современный подростоквсесторонне информирован. Этому способствует прежде всего высокий уровеньобучения и воспитания в современной школе, высокая образованность учителей,хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, высокий культурныйуровень семьи, а также кино, театры, музей, выставки, радио, телевидение,стадионы.
Физическое развитие вэтом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтомуподросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на егоосанке и походке. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с егожеланием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своейвнешности и болезненно переносят малейшую иронию со стороны взрослых по поводувнешнего вида.
Подростковый периодхарактеризуется интенсивным процессом совершенствования сложных движений.
В подростковом возрастеначинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше,чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей,отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности.
  Процесс половогосозревания вызывает нарушение внутреннего равновесия организма подростка, чтосказывается на его поведении. У большинства появляется застенчивость, унекоторых, наоборот, развязность. У подростков пробуждается интерес кпредставителям противоположного пола, к интимным тайнам природы, возникаетмного загадочных вопросов. У девочек в этот период необходимо воспитыватьскромность и сдержанность в отношениях с мальчиками, уважение к себе, навыкиличной гигиены. Мальчикам следует прививать уважение к девочкам, стремлениеоберегать и защищать их достоинство, умение следить за собой. Особое вниманиенеобходимо уделить воспитанию естественных здоровых отношений между мальчикамии девочками.
В целях правильногополового воспитания подростка необходимо организовать его жизнь так, чтобы онпостоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него неоставалось ни минуты без работы в руках, без мысли в голове, потому что именнов эти минуты, как справедливо заметил К. Д. Ушинский, портятся голова, сердце инравственность.
В связи с процессомполового созревания, биологической перестройкой организма происходят измененияв психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, вповедении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее статьвзрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к немуобращаются, как и несколько лет назад.
Подростку импонируетдружеский тон взрослых, внимание к его суждениям, мнениям, желание советоватьсяс ним, предоставление ему самостоятельности. На раздражительность в обращениион отвечает грубостью, упрямством, протестом, иногда открыто, иногда сдержанно.Доверительное обращение к нему, как к равному, воспринимается подростком какуважение к его личности, доверие к его силам, возможностям, вызывает у негожелание показать свою «взрослость» в деятельности, поведении, в отношении клюдям. Стремление показать свою «взрослость», самостоятельность, убедитьокружающих, что они уже не маленькие, проявляется во многих поступках детейпереходного возраста.
  Для поведения подросткахарактерно и то, что он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечатьнедостатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженнаякритичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточнойсамокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи,нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической деятельностиподростка проявляются определенные противоречия:
— с одной стороны,непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшимотклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложныхявлениях жизни;
— подросток хочет бытьхорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали,не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становитсянастоящим бедствием школьного воспитания;
— желание самоутвердитьсяи неумение это сделать;
— есть глубокаянеобходимость в совете, помощи — и в то же время словно нежелание обратиться кстаршему;
— противоречие междубогатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностьюдля осуществления их — с
другой;
— показное отрицаниеавторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть внашей будничной жизни;
— презрение к эгоизму,индивидуализму и чувствительное самолюбие;
— удивление перед неисчерпаемостьюнауки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуальноготруда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, ксвоим повседневным заданиям;
— романтическаявосторженность и… грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотойи… ироническое отношение к красоте.
  Н. К. Крупская,характеризуя противоречивый возраст подростков, подчеркивала, что «это самыймятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрастеособенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает частокнигу, чем живого человека, к которому он даже хорошо относится».
  Переходному возраступрисущи качественные изменения и в умственном развитии детей. Познавательныеспособности их заметно развиваются и совершенствуются. Подростки овладеваютновыми знаниями, умениями и навыками, приобретают способность более глубокогоосмысления жизни. Именно в этот период складываются убеждения, характер.
  Восприятие подросткахарактеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностьюпо сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие носитизбирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные длянего предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характернаизбирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, иувлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуяусталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присущанеустойчивость внимания.
  Память подросткасовершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логическогозапоминания. Школьник старается осмыслить изучаемый материал, воспроизвестипрочитанное своими словами.
В подростковом возрастестановятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у подросткастановится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемыхабстрактных понятий и качественное их обогащение. Вместе с тем расширяется кругконкретных образов и представлений, обогащается их содержание. Представления ипонятия становятся более абстрактными. Речь подростка характеризуетсяусложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактныхвыражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Подросток стремитсяиметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подростковявляется критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляетсястремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подросткаспособствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важноезначение в становлении его личности.
  Большие измененияпроисходят во всем моральном облике подростка. В переходном возрастеформируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильныедухом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка,служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбратьсебе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать свое поведение.
  Под влиянием обучения,накопленного социального опыта и источников информации расширяется кругинтересов подростка, обостряется его любознательность. У большинства ребятпробуждается интерес к будущей профессии, возрастает любовь к чтению, особеннок приключенческой литературе, к книгам с занимательной фабулой. Мальчики идевочки увлекаются техникой, спортом, музыкой, живописью, интересуютсявопросами внутренней и внешней политики.
  В подростковом возрастетакие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чемпрежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности — учебной,игровой, спортивной, общественной, на основе одних и тех же интересов исклонностей. Подросток дорожит дружбой, готов постоять за товарища в любыхобстоятельствах. Дружба благотворно сказывается на формировании его личности,на воспитании высоких нравственных качеств: внимательности и чуткости,доброжелательности и отзывчивости, правдивости и честности, взаимопомощи ивзаимовыручки. Важно оберегать дружбу подростка, поддерживать ее, разрешатьдрузьям детей приходить домой, гостеприимно встречать их, доброжелательно изаботливо относиться к ним. Это и детям приятно и родителям позволит хорошоузнать, с кем дружит их ребенок, на какой основе держится эта дружба, какойхарактер она носит. Без этого родителям будет трудно руководить дружбойподростка.
Подростка отличаетповышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, кжизненным целям и профессиональной направленности, поэтому в процесс воспитаниянадо активно вовлекать и самого подростка — тогда воспитание дополнитсясамовоспитанием. Под самовоспитанием следует понимать сознательное воспитание всебе лучших качеств.
  Подростка, особенностаршего возраста, отличает желание научиться управлять своим поведением,эмоциями, настроением. У него усиливается стремление организовать себя во всехотношениях. Появляется потребность не тратить времени зря, а планировать,беречь, продуктивно использовать его. Психолого-педагогические исследованияпоказывают, что большинство учащихся старшего подросткового возраста занимаютсясамовоспитанием, хотя не у всех оно носит стабильный характер. Однакостремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, апорой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшимижеланиями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.
  Все эти возрастныеособенности следует учитывать в процессе работы с подростками. Если умелонаправлять их в «нужное русло», то работа будет эффективнее и продуктивнее.
2.2Особенности процесса социализации подростков
В подростковом возрастепроисходят важные физиологические изменения (одно  из  них  –  наступлениеполовой зрелости), которые  влекут  за  собой определенные  психологическиесдвиги:  появление  влечения  к  противоположному полу, агрессивность, зачастуюнемотивированная, проявляются  склонность  к  необдуманному риску  и неумение оценить  степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости исамостоятельности.
Психофизиологические  изменения не  могут  не  повлиять  на   ход   и содержание социализации. Склонность ктворчеству,  непризнание всех и  всяких авторитетов, с одной стороны,подчеркнутая автономия и независимость – с другой,  порождают  особое явление,  которое  называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется стремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломнымпериодом». Его содержание заключается в изменении  поведенческих характеристик:от почти полного послушания,  свойственного  малым  детям,  подростки переходятк сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше,будучи  детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то  теперь  они  ведут как  бы двойной счет: у  подростков  выстраивается  параллельная  система ценностей и  взглядов  на  мир,  которая  частично  пересекается   позицией родителей, а частично  –  с   взглядами сверстников. В этот период заканчиваетсяформирование фундамента личности, достраиваются ее  верхние  – мировоззренческие– этажи. Осознанием своего «Я» происходит  как  осмысления своего места в жизниродителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается  постоянный  поиск   нравственных   ориентиров,   связанных   с переоценкой смысла жизни. Подросткиболее восприимчивы  к негативным оценкам окружающих, особенно если оникасаются  одежды,  внешнего  вида, манер поведения, круга знакомств, то естьвсего того,  что  составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированнаясамостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости  собственных оценок:для многих подростков «хорошо»  и  «правильно»  только  то,  что  им нравится.
Трудности  социализации в  этот  период  связаны  с  тремя   главными обстоятельствами:
      — несовпадениеммежду высоким уровнем  притязаний  (стремление  стать героем, прославиться) инизким социальном статусом,  который  задан их возрастом;
— несовпадением старогостиля родительства, ориентированного  на  то, что для матери сын и дочь всегдаостается ребенком, и новых потенциальных  возможностей подростков, заданных ихпсихофизиологическим повзрослением;
      — противоречиемежду усилившейся ориентацией на  самостоятельность и  усиливающуюсязависимость от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление  практически  ничего  не  меняет  в социально-экономическомположении подростков. Социальный  статусы родителей и подростков по-прежнемунесовместимы: родители  зарабатывают  на  жизнь,  несут моральную  и  правовую ответственность  за   детей и неприкосновенность имущества, участвуют вобщественной и  производственной  жизни. Взрослые  – собственники,  распорядители,   опекуны,    производители,    законодатели, потребители,защитники и т.д.  А  подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной  защиты  и   не   выступают   участниками правонарушений. Их ролевой  диапазон  крайне  ограничен.  Они  не  являются собственниками,  распорядителями,производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя  в  правовом смысле  они  могут  принимать  жизненно важные решения, в  психологическом плане  подростки  созрели  для  них.  Но родители ограничивают их. В этом изаключается противоречие.
В связи с этим социологиговорят  о  ролевом  бесправии  подростков меньшем объеме прав  и обязанностей  по  сравнению  со  взрослыми.  Обладая меньшими  возможностями, подростки   сталкиваются   с   таким   глобальными мировоззренческими инравственными проблемами,  которые  в  зрелом  возрасте решены. Недостатокжизненного опыта вынуждает их  совершать  гораздо  больше ошибок, чем  это делают  взрослые,  дети  или  старики.  Но  главное  не  в количестве, а вкачестве ошибок, серьезности их  последствий:  преступность, употреблениенаркотиков,  алкоголизм,  половая  распущенность, насилие  над личностью. Многие  подростки  бросают  школу, в результате нарушается естественный процесссоциализации. Недополучение  знаний  сразу  сказывается на экономическомположении,  подростки оказываются в худшей ситуации на рынке  труда.  В развитых  странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем увзрослых.
Социологи полагают,  что сексуальная  распущенность,  злоупотребление алкоголем и лихачество – не чтоиное,  как  попытка  играть  роль  взрослых.
Возможно, что та же самаяпричина побуждает  многих  бросать  школу. Статус школьника считается«невзрослым». Он не способствует  достижению  жизненного успеха, а вместе с ними признанию  в  группе  сверстников.  Подростки ищут признания своей психологической взрослости  за  рамками школы  и  семьи  – институтов, где их продолжаютсчитать детьми.
Итак,  мы  рассмотрели трудности  социализации  в  подростковый период и установили, что главной срединих является  ролевой  конфликт,  или  ролевое бесправие подростков.
Выводы по2 главе
Подростковый возрастохватывает период от 11—12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всегоорганизма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В этовремя активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы.
Современный  подростокстремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовныхзапросов, интересов и увлечений.
Подростка отличаетповышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, кжизненным целям.
Стремление подросткаактивно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает впротиворечие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результатепоявляется неорганизованность, недисциплинированность.
Важной особенностьюмышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниямвзрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенностьмышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений,что имеет важное значение в становлении его личности.
Физическое развитие вэтом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтомуподросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на егоосанке и походке. Мускулатура и костная система активно развиваются.
Из-за интенсивногоумственного, физического, нравственного, духовного развития социализация уподростка проходит проблематично.
На процесс социализацииподростков, безусловно, оказывают влияние многие факторы, но главными из нихявляются:
1-роль семьи. Семья – этомаленькая кладовая, в которой формируются и умения, и навыки, и развиваютсяспособности и индивидуальные особенности подростка. Ребенок учится отродителей, еще в младшем школьном возрасте,  всему: манере поведения, умениюобщаться, различным видам деятельности и т.д. Очень важно родителям читатьлитературу по воспитанию всестороннего развитого ребенка. Тогда к подростковомувозрасту ему будет легче адаптироваться к новым жизненным ситуациям, найти общийязык с незнакомыми людьми. Это даст ему возможность стать интеллектуальноразвитым, стать благополучным в дальнейшей жизни и добиться большого успеха.
2-собенностивзаимодействия со сверстниками. Так как в переходном возрасте происходитполовое созревание подросток начинает обращать внимание на противоположный пол,чаще всего в группе сверстников. Общение со сверстниками играет для подросткаочень важную роль, поэтому из-за возникновения непонимания, плохихвзаимоотношений процесс социализации у подростка может нарушиться.
 

Глава 3. Работасоциального педагога с подростками субкультуры
«Панк»
 
3.1 Влияниесубкультуры на становление личности подростка
 
Становление социальнойзрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельныхфакторов — семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации,молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов имеханизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы,каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
В процессе социализации уподростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу отбольшинства обществ, называемая субкультурой.
Молодежь живет в общемсоциальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основныхинститутов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежнойсубкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежныхпрограмм, за исключением социально-адаптационных или профориентационных.
Любые усилия по коррекциипроцесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всехсоциальных институтов российского общества и, прежде всего системы образования,учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова имолодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.
Кризис института семьи исемейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка,подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всехпредставителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, ксоциальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальнойнеадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) — и к проявлениямпротивоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитанияпорождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную кмежгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить нивоспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативныхисполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишьнаправляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентамисоциализации.
Коммерциализация средствмассовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формируетопределенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агентысоциализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередачнаряду с общением, как уже говорилось, — наиболее распространенный вид досуговойсамореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяеттелевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
Пока воспитаниепонимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачиопыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс подготовки к жизни,в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, — ответственность за его результаты берут на себя взрослые — родители,воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодойчеловек постоянно находится в двойственном положении: его призывают ксамостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу иактивность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социальногоинфантилизма.
К счастью, человекувообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремлениеигнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формыповедения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым.Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается всоздание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры.Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Нотак как у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретаетразличные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”.
Принято считать, чтоглавное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть,провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно:«балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекаетмолодежь в неформальные объединения, — об этом говорит лишь чуть более 7 %.Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе подуху людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей,возникающие в неформальных группировках.
Многие из неформалов –люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночинапролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, незаставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тожевремя чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, частохочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во чтобы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобратьсяв себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальныемолодежные объединения.
Таким образом,субкультура является одним из важнейших факторов влияния на молодёжь и задачейпедагогов, родителей и общества в целом, сделать это влияние положительным.

3.2 Организациясоциально педагогической деятельности с
подросткамисубкультуры «ПАНК»
Чтобы оказать помощьподросткам, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологическихособенностей и т. д.       
Социология молодежиизучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации,воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знанийи опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненныхпланов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знаниянеобходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.
Решение возникающих вмолодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организациисоциальной работы, разворачивания деятельности социальных служб длянесовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа средимолодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономическихусловий развития каждого молодого человека, способствующая социальномустановлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участияиндивидов в жизни общества.
При организациидеятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляетсяцелый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплексаспециализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежиразнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных исоциально-правовых услуг.
Так, открыты Центрысоциального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске идр., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье иподросткам, открываются «телефоны доверия», консультативные центры. Такиецентры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков,испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
Базисными видами деятельностиспециалистов, социальных, психологических, педагогических служб, являютсяпсихолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, атакже консультативная  деятельность.
Необходимость такого видасоциальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системепсихологического консультирования различают:
—возрастно-психологические консультирования (контроль за состояниемпсихологического развития ребёнка);
— семейноепсихологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругусемейных проблем);
— психолого-педагогическоеконсультирование преподавателей и воспитателей;
— консультационная работасоциального работника, в функции которого входит, прежде всего, задачапредставления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Подросткам —представителям юношеских субкультур требует соединения групповой ииндивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаютсяв рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так,организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можнолишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультурнаиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждогоиз подростков особенна, возникающее у него противоречие требуетконфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работыпедагога с воспитанником.
Деятельность педагога пооказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрытачерез перечень педагогических задач, направленных на:
— создание в группепозитивного эмоционального климата;
— получение подросткомопыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
— расширение знаний оспособах и вариантах выражения, представления себя другим;
— приобретения опытасамовыражения в этой группе;
— освоение способовобсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущихразличным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
Создание в группепозитивного эмоционального климата важно для того, чтобы подростки чувствовалисебя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать осебе, не стеснялись экспериментировать.
Получение подросткомопыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организациюобщения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлениюконструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлениютолерантности к культуре другого человека.
Расширение представленийо способах и вариантах самовыражения представляет собой консультированиеучащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороныокружающих.
Приобретение подросткамиопыта самовыражения в группе — здесь могут быть сконструированы площадки дляреализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры.Проводиться ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникампредоставляется возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать иисполнять песни, выступать на концертах.
Освоение способовосмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя,соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры — в итогеполучение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесьможет быть организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как:контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту,написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установлениевзаимопонимания, обсуждение.
Социально-педагогическаяпомощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику всамоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками,содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действийнаправленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Индивидуальная работа своспитанником осуществляется в такой последовательности: установлениеличностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснениевзаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключениедоговора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемывоспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана,текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений;определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка.После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапуработы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.
Можно сделать рядвыводов:
1. Специфическимипроблемами, возникающими у подростков  — представителей юношеских субкультурявляются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением имифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурногообраза, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии увоспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношенийс взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем инекомпетентностью в общении.
2.Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации подростков— представителей неофициальных юношеских субкультур, если:
— педагог владеетреферентным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношескойсубкультуре,
— старшеклассникучаствует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурныхпрактик,
— взаимодействие педагогаи старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.
Выводы к 3главе
Становление социальнойзрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов — семьи, школы,трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций истихийных групп. Институты и механизмы социализации выполняют своиспецифические функции в развитии личности.
В процессе социализации уподростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу отбольшинства обществ, называемая субкультурой.
Стремление переборотьтрадиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащихобщепринятым, что ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей,выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжнойсубкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы,раскованности.
Базисными видамидеятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб,являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционнаяработа, а также консультативная  деятельность.
Может быть организованаработа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов,осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий иэссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания,обсуждение.
Подросткам —представителям юношеских субкультур требует соединения групповой ииндивидуальной форм работы.

Заключение
  В ходе проведённойработы были исследованы следующие темы:
— Общая характеристикасубкультуры;
— Определение понятия«субкультура»;
— История возникновения исущность субкультуры «Панк»;
— Общая характеристикаподросткового возраста;
— Возрастные особенностиподростков;
— Особенности процессасоциализации подростков; 
— Работа социальногопедагога с подростками субкультуры «Панк»;
-Влияние субкультуры настановление личности подростка;
-Организация социальнопедагогической деятельности с подростками субкультуры «Панк».
Именно эти темы помоглинаиболее полно раскрыть тему курсовой работы, достичь поставленных целей. 
В работе с подросткамисубкультуры «Панк» требуется определенный подход. Также при работе с такимидетьми социальному педагогу  требуется знать историю субкультуры, возрастные особенностиподростков, общие требования к проведению работы.Следует давать подростку правовыбора, вступать в субкультуру или не вступать. Но весьма важно рассказатьребенку как отрицательные, так и положительные моменты той, или инойсубкультуры.
   Анализ психолого-педагогической литературыпоказал, что вопросы социализации подростков, влияния субкультуры на процесссоциализации представлены в педагогической науке достаточно широко.
В то же время обзор научных источников с очевидностью показываетнедостаточную ее изученность. Соответственно проблема влияния субкультуры напроцесс социализации подростка требует к себе внимания в современном мире. Онатребует продолжения исследования и не только изучение психолого-педагогическойлитературы, но и практического исследования, с помощью которого, возможно,будут получены новые результаты, более досконально изучить данную тему.
Подводя итоги даннойкурсовой работы, можно сказать следующее:
1. Субкультура — система норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ. Онаформируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое происхождение,  религия,  социальная группа или местожительство. Ценностисубкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой большинством,  они обнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее.
2. Подросток можетпопасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, вколлективе сверстников  и др. По этому  следует проводить работу с подростком ив этих сферах его жизни.
3. Социальный педагогдолжен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуетсяинтенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следуетпроводить работу исходя из развивающихся в ребёнке качеств, — критичность, доверчивость,импульсивность, конфликтность и др.
4. С подросткомсубкультуры «Панк» может проводиться следующая работа: индивидуальная,групповая, профилактическая, коррекционная, консультативная
В ходе работы над даннойтемой были использованы следующие методы исследования: наблюдение (включенное ине включенное), изучение продуктов деятельности, изучениепсихолого-педагогической литературы, сбор и фиксация информации по исследуемойпроблеме.

Библиография
1. Аксёнов И.Н. Социализацияподростков. — М., МАИ, 1996.
2. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. — М., Аспект пресс, 1996.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И.,Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи/ Под ред. проф.Ю.Г. Волкова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
4. Комаров М.С. Введение всоциологию. — М.: Наука, 1994.
5. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я.,Ярёменко С.Н. Социология. — Ростов- н/Д.: Феникс, 2001.
6. Кравченко А.И. Социология. — М.:Академический проект, 2000.
7. Никольский Д. Социология молодёжи(Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ www.romic.ru/referats/0703.htm
8. Перов И.М Неформальные молодёжныеобъединения/ www.romic.ru/referats/0701.htm
9. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я.Общественные потребности, система образования, молодёжь. — М.: Политиздат,1988.
10. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.
11. Тощенко Ж.Т. Социология. — М.:Прометей, 2001.
12. «Молодежный экстремизм» под ред.А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.
13. «Социология молодежи» под ред. В.Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996г.
14. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы.Кто есть кто?» — М.,1990г.
15. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Этонепонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» – М:Профиздат, 1990г.
16. Кон И. С. «Социология молодежи» Вкн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.
17. Краковский А. П. «О подростках»-М., 1970г.
18. Крутецкий В. А., Лукин Н. С.«Психология подростка»- М., 1965г.
19. Ольшанский Д. В. «Неформалы:групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.
20. Овчарова Р.В. «Справочная книгасоциального педагога» — М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
21. Никитина Н.И. «Методика итехнология работы социального педагога» — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Islam The Straight Path Essay Research Paper
Реферат Консервация инструмента. Гарантийный срок хранения и эксплуатации
Реферат Роль монархии в Англии. Право собственности и обязательственного права во Франции
Реферат Harry Potter And Sorcerer Stone By Rowling
Реферат А. Сайбединов Главная ошибка современной школы или размышления учителя на пороге первого сентября
Реферат Жизнеописание Марии Стюарт С Цвейга
Реферат Вавилон: искусство и архитектура, наука, религия
Реферат Использование интернета в директ-маркетинге
Реферат Федеральные органы исполнительной власти
Реферат Консервация инструмента Гарантийный срок хранения инструмента Срок эксплуатации инструмента
Реферат Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств персонала
Реферат Ценные бумаги - как объекты гражданских прав
Реферат Использование модели briefcase при разработке приложений баз данных
Реферат Конфронтационный синдром в диагностике и коррекции органно-мышечных дисфункций
Реферат Защита объектов интеллектуальной собственности