Реферат по предмету "Социология"


Профилактика социального сиротства в учреждениях социальной защиты населения

1 Социальноесиротство как социальная проблема
 
1.1 Социальноесиротство: понятие и причины в современном обществе
Сиротство как социальноеявление существует столько же, сколько человеческое общество, и являетсянеотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийныебедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего детистановились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется итак называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителейв силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительскиеобязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются отего воспитания [41; С. 216].
Сиротство — социальноеявление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие ихсмерти. Однако в XX-XXI веках во многих странах мирасоциально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появлениесоциального сиротства как социального явления, выражающегося в устраненииродителей от обязанностей по отношению к своим детям [37; С. 27].
Сиротой считаетсяребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либоне может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь,предоставляемую государством [57; С. 17].
Федеральный закон «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» использует следующие понятия детей-сирот,дающие возможность представить изучаемую проблему с разных сторон:
1. Дети-сироты — лица ввозрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямыесироты) [7].
2. Дети, оставшиеся безпопечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попеченияединственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которыхнет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение вродительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими,недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебныхучреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях,исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержанияпод стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Дети считаются сиротами всвязи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав иинтересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебныхучреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичныхучреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попеченияродителей в установленном законом порядке. Основную по численности категориюдетей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественногоповедения лишены родительских прав («социальное сиротство») [7].
Социальные сироты — этодети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлымихроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманиейи другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различнымпричинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери,родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились снарушениями в психофизическом развитии) [41; С. 32].
Ученые выделяют и такназываемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положениескрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые детисами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокогообращения с ними [56; С. 243].
Таким образом, социальныйсирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-топричинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем вработе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет насебя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишеныродительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальноесиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием вобществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения ихродительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующимии так далее [29; С. 299].
Согласно мнению специалистов Краевогоцентра усыновления, опеки и попечительства г. Красноярска, сиротство разрушаетэмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миромвзрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, ивызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития[62; С. 6].
В настоящее время, вроссийском общественном сознании такое явление как социальное сиротствосвязывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских,психологических и других причин [26; С. 17]. По мнению В.С. Мухиной причинамисоциального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и томуподобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другиеявления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числунепосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятсяследующие:
— добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;
— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом [51; С. 26].
К условиям, провоцирующим социальноесиротство, можно отнести следующие:
1)социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижениезаработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный ростцен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей,обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2) кризис семьи: распадсемьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейногоалкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений(родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, адети находятся в детских домах);
3) педагогическая несостоятельностьсемьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей,снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системыобразования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушениеправ детей, жестокое отношение к ребенку;
4) снижениевоспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения,снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольнойдеятельности, переориентация системы дополнительного образования наобразовательные услуги [55; С. 75];
5) неэффективная государственнаяполитика в области разработки четких правовых норм, регулирующихответственность родителей за воспитание своих детей [62; С. 7];
6) исчезновение системывоспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
7) развитие детской и молодежнойсубкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8) рост влияния СМИмассовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрывпоколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностейповедения детей и молодежи;
9) недостаточное развитиеслужбы помощи детям, в том числе защиты их прав [55; С. 75].
Извышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним изосновополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьинегативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социальногосиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома ишколы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение [51; С. 115].
Семья является дляребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняетпринятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаиухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностнымисвязями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружениявлиянию отца и матери [45; С. 36].
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур [31; С. 32].
Важную роль играютакселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи,«сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которыепроисходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половымсвязям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковыхбеременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.
Проблемаотказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальноеявление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнскогоповедения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственносводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства [63;С 53].
БеличеваС.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются отноворожденных детей. Одна из них, более многочисленная, — это трудная жизненнаяситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказмужа от ребенка). Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждаетсяв психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что границамежду этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родившихдетей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметьребенка во время беременности [26; С. 16].
Многиеиз матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотипповедения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности приживых родителях.
Омасштабах социального неблагополучия семей в России свидетельствует постоянныйрост удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав, чтопредставлено на рисунке 1[32; С. 58].
/> 
Рисунок1. — Количество дел о лишении родительских прав родителей в 2005-2007 годах
На рисунке1 видно, что в 2005 году было удовлетворено 49,6 тыс. исков о лишенииродительских прав, то в 2007 году их число составило уже 56,1 тыс. (в 2006 году50,8 тыс.). Число детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в2007 году достигло 65,2 тыс., увеличившись по сравнению с 2005 годом на 5,6тыс., человек, или на 9,3 %. Растет и численность детей, родители которыхограничены в родительских правах: в 2007 году было учтено 4,3 тыс., такихдетей, тогда как в 2005 году 3,6 тыс., в 2006 году — 3,5 тыс. детей. Такимобразом, мы видим актуальность и необходимость осуществления профилактическойдеятельности в отношении родителей, ненадлежащим образом выполняющихродительские обязанности на уровне государства.
ВКрасноярском крае, как и во всей Российской Федерации, сохраняется тенденцияроста социального сиротства. Согласно данным статистики на конец 2007 года вкрае проживает более 18 тыс. социальных сирот. У 77 % таких детей родителиживы, но лишены родительских прав, в подавляющем большинстве из-за асоциальногоповедения или по причине пребывания в местах заключения. Почти у всех остальныхдетей родители умерли в результате алкоголизма и наркомании. 5 % таких детейсостоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, 6 % — склонны к бродяжничеству,45 % — имеют отклонения в психическом развитии [34; С. 4].
Анализ социальных причинсиротства на территории Красноярского края показывает, что 3 % детей,поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60 %родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание еговоспитывать, отсутствием необходимых условий. 60 % матерей, чьи дети поступаютв дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Определенная часть матерейссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнскихчувств. Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков [50;С. 271].
Учитываявышесказанное можно сделать вывод, что, во-первых, социальный сирота, это ребенок,который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам незанимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Во-вторых, основнымипричинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильномдоме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишениеродительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своихобязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономическиетрудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступноеповедение). В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства,специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попеченияродителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социальногосиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

1.2Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным сиротством
Однойиз актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществомсегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.
В профилактике нуждаетсявсе население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска:малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальныйобраз жизни.
Профилактика являетсяодним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе попреодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельностьспособствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющимиместо, «состоявшимися» девиациями.
Согласноточки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л.Э.Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикой понимаются научно обоснованныеи своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращениевозможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельныхиндивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровняжизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей ираскрытие их внутренних потенциалов [68; С. 271].
Частопервичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит вдействие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы илирешить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая науровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизациюфакторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальнойсправедливости, называется социальной профилактикой [51; С. 276]. Социальнаяпрофилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешноосуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая,медицинская и социально-педагогическая.
Влитературе исследователиР.Н. Войтлев, О.Н. Чалова,выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношениисоциального сиротства:
— общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельностьгосударства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий вобласти экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;
— специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая)состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные сотдельными видами отклонений или проблем;
— индивидуальныйуровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическуюдеятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет чертыотклонений или проблемности [63; С.90].
Помимоэтого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности:первичная, вторичная, третичная [46; С.190].
Первичнаяпрофилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативноговоздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих наформирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичнаяпрофилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшимвидом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведениидетей и подростков.
Вторичнаяпрофилактика — комплекс медицинских, социально-психологических, юридических ипрочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное иасоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими сосверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичнойпрофилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелогопроступка, правонарушения, преступления.
Под третичнойпрофилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридическогохарактера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступкаподростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации [46; С.192].
Основная цель профилактическойдеятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущихк отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшениивероятности появле­ния отклонений с помощью социально-экономических, правовых,организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. Впрофилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значениеимеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации,объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательноизучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны[39; С. 188].
В соответствии свышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременнопредпринятые действия, направленные на:
— предупреждение,устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальныеотклонения негативного характера;
— предотвращение возможныхфизических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов исоциальных групп;
— сохранение, поддержаниеи защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижениипоставленных целей и раскрытии внут­реннего потенциала [28; С. 29].
Профилактическиемероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальныхотклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут бытьопределены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновениеобстоятельств ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства;мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Изэтого следует, что профилактика должна проводиться в форме программызапланированных действий, направленных на достижение желаемого результата,предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состояниемсоциального объекта.
Эффективностьосуществления социальной профилактики во многом определяется профессиона­лизмомсубъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения.Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальнойсоциализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности иморали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальнойстабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкойзрения авторов «Российского энциклопедического словаря по социальной работе»(1997), что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетныенаправления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней вбольшей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов,пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающихвременные трудности, и другие. С учетом социального положения, статуса данныхкатегорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальныхпроблем и строится профилактическая работа [27; С. 137].
Профилактика семейногонеблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видампрофилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературныеисточники указывают два этапа профилактической работы [57; С.291]. Первыйсвязан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненнойситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявленияпрофилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если вданном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъектыпрофилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы иучреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личностинесовершеннолетнего — учреждения социальной защиты населения и здравоохранения,дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно, Федеральному закону РоссийскойФедерации «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа,проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи,находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и другихразрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждогопрофилактируемого субъекта мероприятия.
Следующимэтапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитациипрофилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полнотыизучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношениемего к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое,характера отклоняющегося поведения и его причин [52; С.291].
Наосновании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1)   профилактикасоциального сиротства — это реальная необходимость, важна общая организацияпрофилактической работы на определенной территории применительно ко всемуконтингенту несовершеннолетних и их семей;
2)   профилактикасоциального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучениеми прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротстванесовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторовна формирование и развитие личности;
3)   работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающегопоколения к ответственному родительству необходимо начать с формированияпозитивных родительских установок через разработку и реализацию программ,которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи умолодых людей.
1.3 Модели жизнеустройства детей социальных сирот
Семья является важнейшей средойформирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не толькоза социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенногообраза его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации инаучно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейнойпедагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коеймере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.
Всоответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство идетство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношенийосуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейноговоспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечениеприоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособныхчленов семьи [3].
Вследза вышеперечисленным документом российское законодательство утвердилобезусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейномкодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последнейредакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попеченияродителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление(удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствиитакой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попеченияродителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попеченияродителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации»[5].
Такимобразом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройствадетей, оставшихся без попечения родителей, представленные на рисунке 2.
/>/>Основные формы
/>устройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей
                        
/>

           
/>

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>             Передача                      Передача                  Помещение   
  Усыновление         под опеку или               вприемную            в    специальное
                                 попечительство               семью                      учреждение  
/>/>/>/>    
Рисунок2. Основные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В семейномправе РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраныинтересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванныеобеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей,поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение),под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно докладу МинобрнаукиРФ «О положении детей, оставшихся без попечения родителей в 2007году» по состоянию на 1 октября 2007 г. под опекой (попечительством) находятся 371 тысяч детей, на усыновлении — 160 тысяч, в приемных семьях — 8607, вдетских домах семейного типа — 420 детей. При этом около 30 % детей, то есть более200 тыс., находятся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детскихдомах, школах-интернатах [34; С.21].
Выбортой или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на органопеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ниподзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что приустройстве ребенка должны учитываться: «его этническое происхождение,принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможностьобеспечения преемственности в воспитании и образовании» [5].
Всовременных условиях органы опеки и попечительства не имеют реальнойвозможности выбирать между тем или иным способом, что само по себе, безусловно,не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно. Известно, чтолица, желающие усыновить ребенка, в большинстве случаев хотят найти ребенкановорожденного или хотя бы не достигшего возраста одного года. В то же времядети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями,практически не имеют шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможностьназначить ребенку опекуна или попечителя.
Итак, врамках данной работы рассмотрим, указанные выше формы жизнеустройства детей, оставшихсябез попечения родителей, их сходства и различия.
Опека(попечительство) и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаяхпомещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности, усыновленных иусыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей.
Из этогоследует, что правовые последствия усыновления устанавливаются бессрочно исуществуют всегда, даже после смерти усыновителей или усыновленных. Исключениесоставляет отмена усыновления — судебный акт, прекращающий данные правоотношенияна будущее время (ст. 140 СК РФ: «Усыновление прекращается со дня вступления взаконную силу решения суда об отмене усыновления ребенка») [5].
Опека ипопечительство над детьми — временное правовое состояние. Даже если опекун «трансформируется»в попечителя (при достижении ребенком 14 лет), тем не менее, попечительствоавтоматически прекратится вместе с совершеннолетием ребенка. Это возможно иранее — в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретаетполную гражданскую дееспособность.
Далее,правовой статус усыновителя (усыновительницы) предполагает наличие у данноголица всего объема родительских прав и обязанностей, таких как:
— праваопределять фамилию и имя ребенка;
— праваудерживать ребенка у себя;
— преимущественногоправа на воспитание ребенка;
— праваобщаться с ребенком;
— правазащищать права и интересы ребенка и другое [5].
Опекун(попечитель) обязан воспитывать ребенка и защищать его интересы, однако егостатус не дает ему права, например, изменить имя или фамилию ребенка. Опекунили попечитель не вправе избирать любые способы воспитания ребенка, поскольку всоответствии со ст. 150 СК РФ он обязан придерживаться рекомендаций органаопеки и попечительства [5].
Ноглавное, поскольку в данном случае не устанавливаются столь же прочные правовыесвязи, как при усыновлении, то не возникает и алиментных обязательств опекунов(попечителей) и их подопечных. Это означает, что как опекуны (попечители) необязаны содержать своих подопечных, так и последние, став совершеннолетними, ненесут такой обязанности (п. 3 ст. 96 СК РФ) по отношению к бывшим опекунам илипопечителям [5].
И,наконец, усыновление производится в судебном порядке, а опекун или попечительназначаются актом органа опеки и попечительства (органа местного самоуправления).
Такимобразом, особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в техслучаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно. Во-первых,он может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он можетпроживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном илипопечителем (как правило, с бабушкой, теткой), и его перемещение в другую семьюбудет противоречить его интересам. В этих и подобных ситуациях установлениеопеки (попечительства) предпочтительнее усыновления.
Вомногих регионах институт опеки и попечительства над детьми, помимо своейосновной функции — помещения ребенка в семью, выполняет и еще одну. Речь идет отом, что установление опеки (попечительства) рассматривается какпредварительный этап, своего рода «ступенька» к усыновлению ребенка.Действительно, передача ребенка под опеку или попечительство может показать,будет ли положительным последующее усыновление, и в том случае, если проживаниеребенка в этой семье не сложилось, возможно, прекращение опеки(попечительства). Понятно, что это сделать значительно проще, нежели отменитьусыновление.
Еще однаформа жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей это передачаребенка в приемную семью.
Гражданежелающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительствапо месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможностибыть приемными родителями.
Приемнаясемья — это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющиеохрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение имисвоих обязанностей (ст. ст. 151 — 152 СК РФ) [5].
Приемныеродители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностямиопекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных иусыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.
Приемнаясемья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитаниев семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемнымиродителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей,оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение заусловиями жизни и воспитанием ребенка (детей).
Насодержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваютсяежемесячно денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви имягкого инвентаря и предоставляются льготы, установленные законодательствомРоссийской Федерации для воспитанников образовательных учреждений длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правоотношения междуребенком и приемными родителями прекращаются по истечении срока действиядоговора о передаче ребенка в приемную семью.
Ичетвертая основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — помещение в специальное учреждение. Помещение ребенка в лечебное,воспитательное или иное учреждение представляет собой наименее соответствующуюего интересам форму устройства. Возможно функционирование нескольких вариантовдетских учреждений — в тех формах, которые предусмотрены действующимзаконодательством. Такими учреждениями могут быть, например: детский дом (длядетей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также временное помещениев социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Припередаче ребенка на воспитание в детское учреждение не происходит помещения егов семью как коллектив совместно проживающих, ведущих общее хозяйство граждан.Понятно, что, находясь в детском учреждении, ребенок не только лишенвозможности получить больше тепла и заботы, но и, что не менее важно, лишенвозможности приобрести опыт семейного общения, проживания в кругу близких,обеспечения быта, заботы друг о друге.
Юридическаяразница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что приопеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенкавозлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение — на юридическоелицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учрежденияобязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законногопредставителя.
И,наконец, необходимо обратить внимание на иные формы устройства детей, которыемогут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ. В законодательствебольшинства субъектов РФ такие формы не предусмотрены. Однако республики Алтай,Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский край, Красноярский край, Алтайский край,Воронежская, Владимирская, Калининградская и Тамбовская области в нормативныхактах, посвященных регулированию семейных отношений и охране прав детей,употребляют термины «патронат», «патронатная семья»,«патронажная семья», «семья патронатных воспитателей». Этитермины встречаются и в соответствующих актах органов местного самоуправления. Например,в решении Совета города Уфы от 20 апреля 2000 года наряду с передачей детей вприемные семьи предусматривается передача в семьи «патронатные», а вПостановлении мэра г. Омска от 16 августа 2000 года (ред. от 26.11.2001),решении Думы г. Ростова — на — Дону от 3 марта 2000 года, в распоряжении главыг. Оренбурга от 1 августа 2000 года организация «патронатных» семейбыла только запланирована на 2001 и последующие годы. Во многих субъектах РФэти задачи уже реализованы. Так, в конце октября 2001 г. в Оренбургской области вступил в силу Закон «О патронатном воспитании», вКурганской области действует «Положение о патронате», в Новгородскойобласти — «Положение о патронатной семье».
Известно,что такая форма, как «патронат» над детьми, в свое время была введенаПостановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихсябез попечения родителей», закреплялась в положениях Семейного кодексаЛатвийской ССР, Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основаниидоговора, заключаемого с органом опеки и попечительства. На сегодняшний денькаждый из субъектов РФ, закрепляющий в своем законодательстве положения опатронате, вкладывает в этот термин свое собственное значение. Так, согласноЗакону Тамбовской области «Об опеке и попечительстве в Тамбовскойобласти», патронатная семья и приемная семья — одно и то же.
Рассмотриминститут передачи ребенка под патронат на примере Закона Алтайского края от06.03.2000 г. (ред. от 27.12.2001 г.) N 15-ЗС «О порядке передачидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьиграждан». Этот нормативный акт предусматривает передачу ребенкасовершеннолетним дееспособным лицам в соответствии с договором,«предусматривающим двусторонние обязательства об условиях содержания ивоспитания детей». К Закону прилагается типовой договор, после заключения,которого у сторон возникают следующие права и обязанности. Воспитатель долженобеспечить обучение, воспитание, а также «полноценное питание исодержание» ребенка. При этом в договоре должен быть указан некийматериальный «вклад» воспитателя в содержание ребенка. В свою очередьорган опеки и попечительства обязуется «осуществлять материальнуюподдержку патронатной семьи», оказывать ей помощь, обеспечивать защитуправ и интересов детей.
Патронатныевоспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и немогут представлять его интересы во всех отношениях. Воспитатель не вправедавать согласие на медицинское вмешательство в отношении здоровья ребенка, невправе заключать договор о помещении ребенка в дошкольное или иное учреждение,не может защищать интересы ребенка в суде, в отношениях с различными органамигосударственного управления.
В то жевремя это лицо в связи с принятием ребенка на воспитание приобретает целый рядльгот и преимуществ (например, предусмотренные Законом РФ «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей», трудовымзаконодательством). Так, не являясь опекунами (попечителями) ребенка,патронатные воспитатели могут быть признаны в соответствии со ст. 96 СК РФфактическими воспитателями ребенка и поэтому вправе потребовать взысканияалиментов в свою пользу от бывшего воспитанника, достигшего совершеннолетия[5].
Одной изперспективных форм воспитания в семье детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей являются семейные воспитательные группы. Семейнаявоспитательная группа является структурным подразделением социального приютадля детей и подростков, социально-реабилитационного центра длянесовершеннолетних и прочих социозащитных учреждений для детей, нуждающихся всоциальной реабилитации, системы социальной защиты населения. При этом детиживут и воспитываются в семье воспитателя, с которым учреждение заключаетдоговор [17].
Учитываявышесказанное, можно сделать вывод, что опека (попечительство) над детьми имеетопределенные преимущества от иных форм устройства детей, предусмотренныхдействующим законодательством. Это такая форма устройства детей, оставшихся безпопечения родителей, которая:
— обеспечиваетпроживание ребенка в семье;
— обеспечивает охрану прав и интересов несовершеннолетнего со стороны конкретногофизического лица, отвечающего за свои действия;
— носитвременный характер;
— невлечет за собой возникновения наследственных и алиментных правоотношений;
— непредусматривает выплаты лицу, осуществляющему охрану прав и интересовнесовершеннолетнего, вознаграждения за его действия;
— непредусматривает обязанности опекуна (попечителя) совершать необходимые действияза свой счет.
Изперечисленных признаков вытекает и особая задача опеки (попечительства) наддетьми. Это обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попеченияродителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка наусыновление или в приемную семью. Преимущества данной формы устройства вполнемогли бы привести к широкому распространению передачи детей под опеку(попечительство).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внедрение автоматизированной системы торговой деятельности для предприятия ЗАО Полиграфия и коммуникации
Реферат Добровольный отказ от совершения преступления
Реферат Светлая лира Александра Пушкина
Реферат Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском и английском языке
Реферат Світогляд М Коцюбинського
Реферат Расчет показателей заработной платы на сельскохозяйственном предприятии
Реферат Внешняя память компьютера 3
Реферат Populism Essay Research Paper The Populist platform
Реферат Мотивы русской деревни в современной литературе по творчеству Н. Рубцова
Реферат Слог как артикуляционно-акустическая единица
Реферат A Rose Of The South Essay Research
Реферат Лингвистические средства оценивания события
Реферат Функції спілкування
Реферат Лингвистические особенности метапоэтики художественных текстов В.С. Высоцкого
Реферат Понятие и сущность стилистики русского языка