Введение
Этика – этоодна из философских наук, объектом изучения которой является мораль, еёразвитие, нормы и роль в обществе. Как отрасль философии, этика призвана натеоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие передчеловеком в его повседневной деятельности.
Социальнаяработа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической,только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессестановления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированнойдеятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации,противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которыенередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызываетнеобходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральныхпринципов и норм. [1]
В настоящеевремя, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельностигосударства и общества, когда социальные работники включены в политические,экономические и социальные структуры общества и общественные отношения,появилась потребность формализации этических нормативов деятельности в сфересоциальной защиты населения, так как, подобно всем социальным институтам,институт социальной защиты и социальной работы выполняет одну из важнейшихзадач государства и общества – задачу стабилизации и сохранения социума,поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условийдля его дальнейшего всестороннего развития.
Ни одинсоциальный работник не может самостоятельно устанавливать этические правила инарушать стандарты профессии. Если профессиональные интересы не совпадают собщественными, то появляется риск подрыва профессионального авторитетасоциального работника. Общество и каждый человек ждут от профессионаласоблюдения этических правил. Профессиональная этика социальной работыпровозглашает, что все люди должны иметь равные возможности, ноприоритет должен быть отдан интересам клиента. [2]
Кодекс этикисоциальных работников необходим для того, чтобы любая деятельность проводиласьэтично, с соблюдением и опорой на этические признаки, не принося вреда и ущербакому-либо. Кодекс этики не является сводом четких правил, он является как бысборником рекомендаций. Споры об этике в социальных науках ведутся с двухпозиций – этического абсолютизма и этического релятивизма. В этическомабсолютизме существуют нормы, нарушитель – подвергается профессиональнойдисквалификации; в этическом релятивизме этичность действий оценивается точкизрения конкретных обстоятельств[3].
Многообразие функций профессиональной моралисоциального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.
Этически ориентированная социальная работасоединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она неограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается впрактических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста,выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственныхинтересов, т.е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное иситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалистаотносительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты егодействий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейшихэтических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье,о котором он знает и которое может предотвратить.
Цель работы:
© развитие навыковвыявления и преодоления профессионально-этических дилемм, возникающих впроцессе профессиональной деятельности.
Задачи работы:
© систематизацияи закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в областипрофессиональной этики;
© определениедилеммы, с которой сталкивается специалист;
© анализи выбор возможных путей решения этической дилеммы;
© оценкаи взвешивание результатов принятого решения.
Работасостоит из введения, двух частей (теоретическая и практическая), заключения исписка использованных источников.
Теоретическаячасть
Социальнаяработа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно«слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своейжизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности,социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей,сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории –
1. Уважениеличности клиента и его самоценности;
2. Принятиеклиента таким, какой он есть;
3. Не осуждающееотношение;
4. Уважениеправа клиента на его самоопределение;
5. Уважениедоверия клиента;
6. Уверенностьв человеческую способность к изменению, росту, улучшению;
7. Умениепонимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящегоот других людей для осуществления своей уникальности;
8. Индивидуальныйподход;
9. Уважениеконфиденциальности;
10. Эмпатия;
11. Эмоциональнаяоткрытость контролируемое присоединения;
12. Профессиональноеразвитие;
13. Обязательствоработать в интересах клиента;
14. Стремлениек социальной справедливости.
Это означает,что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерениюдополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна бытьдостойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следуетучитывать и уважать.
Наиболееизвестная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современныесоциальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальныхработников», принятый в США в 1997 году. Принципы и ценности, содержащиеся вКодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип»определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения,мировоззрения. Практические принципы и ценности не являются правилами, которымследует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда,как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существуетпрофессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии спринципами и ценностями профессиональной деятельности.[4]
Рассмотримценности социальной работы, которые поднимаются в нашем кейсе.
Клиентомнашего кейса является несовершеннолетняя девочка (15 лет), которая столкнуласьс жизненными трудностями и имеет ряд очень сложных проблем:
Ø удевочки проблемы в семье;
Ø девочкабеременна и не знает, как поступить относительно её будущего ребёнка;
Ø девочка– наркоманка и не собирается бросать наркотик;
Ø девочказанимается проституцией, таким образом, зарабатывая на наркотик;
Ø девочкане посещает школу.
В рассмотренномкейсе есть ряд ценностей социальной работы, которые по ряду причин не могутбыть мной соблюдены. Рассмотрим их.
Принцип «Уважение личности клиента».Я как человек не могу поддержать свою клиентку в выборе её жизненной позиции,её образа жизни и поведения. Как человек человека я не могу уважать еёличность, т. к. я считаю, что личность, которая саморазрушает себя,употребляет наркотики, занимается проституцией, не заботится о своём будущем ибудущем своих близких (наша клиентка совсем не переживает о здоровье своегобудущего малыша, о том, что она подвергает своих родителей административнойответственности) и сама себя не уважает, не достойна и уважения со стороныобщества, т.е. и соответственно и с моей стороны тоже. Таким образом, соблюдениепринципа уважения личности в кейсе теряет свою значимость.
«Уважение права клиентана его самоопределение». Этот принцип говорит о том, что девочка, как клиент социальнойработы, имеет право поступать, так как ей хочется, принимать наркотики,заниматься проституцией, действовать в соответствии со своими взглядами иубеждениями. И вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступковмоей клиентки я, как работник, не могут принуждать её (морально, материально,психологически, физически) следовать моей профессиональной логике. Но вконкретном нашем случае, намерения в поведении несовершеннолетней девочки, т.е.намерение не бросать наркотик, всё также зарабатывать на него проституцией, незадумываться о своей жизни и о жизни своих близких, может причинить огромнойвред как ей самой (её психологическому и физическому здоровью), так и близкомуей окружению (в конкретном случае, её еще не родившемуся ребёнку, а также родителям).И я не могу допустить, чтобы клиент своими действиями, вредила себе, а такжемогла навредить третьим лицам. Таким образом, соблюдение 4 принципа социальнойработы также ставится под вопрос.
«Уверенность вчеловеческую способность к изменению, росту, улучшению» – ещё один из принциповсоциальной работы, который рассматривается в нашем кейсе. Очень важно приработе с клиентом верить в него, верить в положительные изменения, его рост,тем самым настраивая и себя и клиента на оптимистическое развитие событий,эффективное решение проблем. Но в нашем случае – этот принцип, в некоторыхмоментах теряет свою значимость. В нашем случае, явно известно, что девочкалегкомысленно относится, как к беременности, так к остальному, что происходит веё жизни. Да, она прекрасно понимает, что она наркоманка, но она не осознаётвсего вреда от этого, и совершенно не собирается завязывать с этим делом. Тоесть, у меня, как у социального работника, не остаётся уверенности в том, чтоона захочет и сможет самостоятельно отказаться от наркотика. Эти обстоятельстваубеждают меня в том, что девочка не способна к изменению, росту, улучшению. Этотпринцип также не может быть соблюден при работе с клиентом.
«Уважениеконфиденциальности». Я получила от своей клиентки очень много информации: о её личнойжизни (о том, что она беременна, наркоманка, проститутка, не посещает школу,убегает из дома), о её жизненных планах (что она не собирается бросатьнаркотик). И по идее я не должна сообщать эту информацию кому либо, но с другойстороны, я не могу скрыть эту информацию, т. к. её сокрытие может нанестиещё больший вред моей клиентке, и не только ей. Могут пострадать её родители. Ипоэтому это ещё один принцип, через который я должна переступить.
Так какклиентом социальной работы в нашем кейсе выступает несовершеннолетняя 15 летняядевочка, очень важно отметить следующий факт: вся ответственность за действияребёнка лежит на плечах родителей, в том числе и ответственность за совершениеадминистративных и уголовных преступлений (административная и уголовнаяответственность наступает по достижению 16 летнего возраста).[5]Однако, также необходимо отметить, что наша клиентка имеет полное право (подостижению 14 летнего возраста) самостоятельно решать вопросы связанные с еёличным здоровьем (Семейный кодекс Р.Ф.).[6] Этиобстоятельства необходимо учитывать при работе с клиентом и планировании своихдействий относительно него.
В данном кейсе я должна выступить посредникоммежду клиенткой – девочкой и другими специалистами такими как: медицинскиеработники, психологи, наркологи, юристы – для решения проблем клиенткисвязанные с состоянием её здоровья и наркозависимостью. А также выступитьпосредником между клиенткой и людьми, от которых также зависит успешностьрешения проблем (родители девочки; отец её ребёнка, если таковой имеется).
Я выделила следующие этические дилеммы, скоторыми сталкиваюсь в данном кейсе:
Ø Патернализм исамоопределение;
Ø Расхождение личных ипрофессиональных ценностей;
Ø Конфиденциальность ичастный характер сообщении;
Ø Распределениеограниченных ресурсов.
Патернализм и самоопределение:
Патерналистскиедействия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для ихсобственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента.Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желанияили принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Так жемы имеем право ограничить свободу действий клиента, если:
1) человек постоянноотказывается поступать в соответствии с принятыми в данном обществе моральныминормами;
2) действия человека внедопустимой степени подвергают риску интересы других людей;
3) действия человеканарушают закон. [7]
С однойстороны наша клиентка имеет право поступать, так как она хочет, имеет право,переживая беременность заниматься проституцией, принимать наркотики, нарушаязакон, имеет право не желать отказываться от них, тем самым нанося огромныйвред себе, будущему ребёнку, близким людям (т. к. ответственность задевочку понесут её родители), с другой стороны я, как специалист социальнойработы, имею право совершить патерналистские действия в отношении своегоклиента. И я считаю, это будет лучший вариант, так как моя клиентка выбираетневерную позицию. Если разрешить девочке поступать так, как она хочет, мырискуем подвергнуть опасности её жизнь (так как беременность, наркомания,проституция – это огромный риск для здоровья. Возможны различные венерическиезаболевания, СПИД, осложнения с беременностью и многие другие последствия). Атакже клиентка рискует подвергнуть опасности третьих лиц, т.е. своих родителей,т. к. она своими действиями нарушает закон, а всю ответственность понесутони. Поэтому, я ограничу свободу действий своей клиентки.
Расхождениеличных и профессиональных ценностей:
В основе этойгруппы этических дилемм лежит конфликт между моими личными и профессиональнымиценностями, как социального работника. Я не поддерживаю моральные установки,ценности, желания и увлечения моей клиентки, как обычный человек, вне своейпрофессии. Моя клиентка поступает в противовес моим ценностям и убеждениям. Ясчитаю занятие проституцией наркоманией очень низким и грязным делом. А такжея, как человек, совершенно не понимаю поведение родителей в отношении моейклиентки. Почему они так всё запустили в воспитании своей дочери, почему, еслиу них возникли на этот счет проблемы, вовремя не обратились в соответствующиеорганы? Но как работник социальной службы я уважаю и принимаю клиента со всемиего достоинствами и недостатками и действую в соответствии спрофессионально-этическим кодексом социального работника.
Конфиденциальностьи частный характер сообщения:
Эта дилемма гласит о том, что социальный работник, следуяЭтическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиентаконфиденциально. Но в отдельных случаях социальный работник вынужденрассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существуетугроза того, что клиент может нанести вред себе, третьему лицу.
В моёмслучае, действия моей клиентки: незаконное употребление наркотических средств,незаконное занятие проституцией, могут нанести вред её родителям (от административногоштрафа до заключения). [8]Отсюда у меня возникаетнеобходимость информировать девочку о границах конфиденциальности полученноймной информации и убедить её либо не подвергать опасности близких (что в нашемслучае, я думаю, добровольно не осуществимо), либо самой рассказать обо всёмродителям. В противном случае я сама использую информацию.
Распределение ограниченных ресурсов.
В нашем случае речь идёт о ресурсе времени. Якак, социальный работник, имею конкретный план и временные рамки работы склиенткой. Но с другой стороны, те проблемы, которые стоят передо мной, недолжны ограничиваться во времени, т. к. промедление с их решением можетнавредить моей клиентке. Например, если не провести своевременный мед. осмотр исделать аборт, могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем. А промедлениерешение проблемы наркомании и проституции, так же могут сказаться на здоровье иблагополучии, как самой девочки, так и её родителей. Они могут подвергнутьсясанкциям со стороны закона.
Практическаячасть
В данномкейсе существует ряд проблем, которые требуют решения:
1. семейныепроблемы девушки;
2. проблемабеременности девушки;
3. проблеманаркомании девушки;
4. проблемапроституции;
5. непосещениешколы.
Самымэффективным видом взаимодействия при работе с клиентом является сотрудничество.Поэтому основной целью в работе с моей клиенткой на первых этапах, будетустановление сотрудничества. Но, как я считаю, когда речь зайдёт о решениипроблемы наркомании и решении семейных проблем девочки, мне придётся применитьпозицию заключения соглашения, т. к. вряд ли клиентка в этих вопросах пойдётна сотрудничество.
Следующиммоим шагом будет посредническая деятельность между девочкой и другимиспециалистами: медики (произвести медицинский осмотр относительнобеременности), психологи (оценить психическое состояния клиентки, степеньзависимости от наркотика), юристы (с целью просвещения её по вопросу наркоманиии проституции, предоставить информацию, о том, кто за неё несётответственность).
Решение проблемы 1.
Так как мне известно, что девочка ранее убегала из дома, то я могупредположить, что у неё проблемы в семье, проблемы во взаимоотношении сродителями, и возможно, что это основная причина всех последующих её проблем.Поэтому мне необходимо разобраться в этом. Мишенью в данном случае выступает девочкаи её родители. Мне нужно получить всю необходимую информацию.
– Возможно, что у девочки просто сложный характер, плохаякомпания, но родителей интересует дочь, которая плохо идёт на контакт.
В этом случае девочке необходима работа с психологами. Необходимоналадить контакт между ребёнком и родителями. Я предполагаю, мне придётсяприложить максимум усилий, чтобы убедить девочку пойти на контакт с родителямипри содействии специалистов. Как раз в этом случае мне придётся применитьпозицию заключения соглашения. А также мне будет необходимо убедить девочкурассказать о своих проблемах её родителям. Я могу сказать клиентке, что в любомслучае, рано или поздно они об этом всё равно узнают, от знакомых, либо отшкольных работников (ведь она не посещает школу), и что родители помогут ейсправиться с трудностями. Можно привлечь юриста, который объяснит девочке, чтовся ответственность за неё лежит на плечах родителей.
– А возможно, родители уделяют воспитанию дочери мало времении поэтому она запущена. В этом случае придётся проделать много работы для восстановлениягармонии в семье. А пока можно предложить девушке пожить в специальномреабилитационном центре для решения её проблем.
Решение проблемы 2.
В нашем случае девушка (мишень) не имеет определённой позиции поповоду планов относительно её будущего ребёнка, что свидетельствует о том, чтоона не исключает возможности родить, но также не исключает возможности аборта. Поэтому в данном случаемы имеем возможность направить клиентку в нужное русло.
Так как наша клиентка наркоманка (т. к. она уже имеет определённуюстепень физической зависимости, следовательно у неё имеется некий стажнаркомании), да к тому же она занимается проституцией, вероятнее всего, плодразвивающийся в ней имеет отклонения. Более подробную информацию об этом намдадут медики. И в связи с тем, что девушке необходимо лечение отнаркозависимости (т. к. для прерывания беременности сроком более 12 недель(а у нашей клиентки 16 недель) необходима социальная причина или медицинскиепоказания, то эти обстоятельства – наркомания и лечение, могут учитываться, какмедицинские показания)[9], т.е. рядмедицинских процедур с применением различных медикаментов, возможно,переливание крови, эти обстоятельства ещё более усугубляют риск рождения, хотяесть огромный риск не вынашивания, неполноценного ребёнка. А также рождениеребёнка в таком возрасте – это огромный риск для здоровья моей клиентки. Всеисследования отмечали, что легальные медицинские аборты сопряжены с меньшимриском для женщин, чем вынашивание ребенка полный срок и роды.[10]Также моя клиентка не готова психически стать матерью, т. к. её небеспокоит состояние здоровья её плода, она как принимала, так и собираетсядальше принимать наркотик. К тому же моя клиентка не имеет личных средств ксуществованию и не может являться родителем своему ребёнку до достижения 16 лет(до этого времени опекунами ребёнка должны быть родители несовершеннолетнего).[11]
Исходя из всего вышесказанного, лучшим вариантом для моей клиенткибудет сделать аборт, т. к. данная позиция причинит моей клиентке меньшевреда. Поэтому моей задачей будет убедить девушку сделать аборт.
Так как моей клиентке 15 лет, по закону она вправе самараспоряжаться своим здоровьем, [12]поэтому информировать,или не информировать родителей по данной проблеме решает сама клиентка.
Решение проблемы 3.
Эта проблемазаключается в том, что девушка (мишень девушка и её родители) не собираетсябросать употреблять наркотик. Неоспоримым фактом является то, что такое решениедевушки является неправильным и может нанести ей огромный вред.
В нашемслучае необходимо посредничество с психологом и наркологами. Моей главнойзадачей будет убедить девушку отказаться от наркотика и принять решение олечении наркозависимости в специализированном учреждении. Я могу предоставитьмоей клиентке ту информацию, которая заставит её задуматься. Например:
– чтокогда ей исполнится 16 лет, а это будет менее, чем через год, всю ответственностьза свои действия будет нести она, и только она. И что, если её застанут запринятием наркотика, она понесёт наказание по закону, от принудительноголечения, в какой-либо клинике, где к ней будут относиться, как к преступнице,вплоть до тюремного заключения в колонии для несовершеннолетних.[13]
– сказатьей (по обстоятельствам, если её заботят родители, или она их боится), чтосейчас, в случае, если её поймают, вся ответственность за её правонарушенияляжет на родителей, и это не лучшим образом отразится на ней самой;
– такженеобходимо привлечь психолога для воздействия на девочку психологическимиметодами;
– использованиешоковой терапии.
И так какдевочка находится в возрасте, когда подросток способен поддаваться мнениямстарших, я убеждена, что девочка согласится. А также, если у девочки родители,заинтересованные в благополучии своего ребёнка (адекватные), моей задачейбудет убедить девочку обо всём рассказать им, т. к. они смогут обеспечитьдочери более эффективное лечение в частной клинике.
В случае,если девочка согласится на лечение, но откажется говорить родителям, я примурешение пренебречь принципом конфиденциальности в пользу благополучия клиентки(опираясь на положение Этического кодекса – благополучие клиента превышевсего). Так как родители, смогут обеспечить своей дочери более эффективноелечение в частной клинике, нежели она получит его бесплатно в к-лнаркологической клинике, которое будет менее эффективное.
Если жедевочка будет против лечения и против того, чтобы говорить родителям, моейзадачей станет как можно компетентнее предоставить полученную информациюродителям (опять же опираясь на положения Этического кодекса:
– благополучиеклиента превыше всего;
– рискнавредить 3 лицу (родителям)). И вместе с ними действовать далее. В любомслучае, даже если после этого, девочка откажется от моих услуг, как отспециалиста, родители будут в курсе дела и смогут помочь ей самостоятельно. Аэто самое главное.
Если жеродители девочки не заинтересованы в воспитании дочери, уделяют ей мало времении у них очень негативные отношения, лучшим вариантом будет скрыть полученнуюмной информацию, т. к. это сможет навредить моей клиентке ещё больше. Мнепридётся всеми силами самостоятельно убедить девочку лечиться, возможно,используя тактику заключения соглашения.
Решение проблемы 4.
Мишеньювыступает сама девушка. Поочерёдно решая вставшие перед нами проблемы, решениепроблемы проституции отпадёт сама собой. Так-так излечившись отнаркозависимости, девушке больше не надо будет зарабатывать на наркотикиденьги. Но всёже необходимо провести медицинское обследование, устранитьвозможные проблемы в этом плане и провести курс психологической реабилитацииклиентки с помощью психолога.
Решениепроблемы 5.
Мишенью вданном случае выступит учебное заведение, в котором обучается моя клиентка, и,возможно, родители.
В связи слечением девушки, на это вероятнее всего уйдет не одна неделя, лучшим вариантомдля неё будет не бросать школу, а окончить её по вечерней программе. В этомслучае мне придется, как представителю интересов клиентки, уладить возникшие унеё проблемы. При этом необходимо соблюдать принцип конфиденциальности. Или,если у семьи есть такая возможность, нанять репетитора и вести обучение внешколы. Как специалист, я могу оказать содействие по поиску педагога (ов).
Потом, поистечению определённого времени, девушка по своему желанию сможетвосстановиться на дневное обучение.
Оптимальныйспособ решения проблемы:
Необходимо наладить контакт между ребёнком и родителями. Лучшим вариантом для моейклиентки будет сделать аборт, т. к. данная позиция причинит моей клиенткеменьше вреда. Поэтому моей задачей будет убедить девушку сделать аборт. Необходимоубедить девушку лечиться от наркозависимости и обо всём рассказать родителямсамой. В противном случае, (если родители адекватные) пренебрегаем принципомконфиденциальности, ради благополучия клиента. Устроить девушку в вечернююшколу, либо посодействовать в поисках репетитора.
Проведяданную работу с клиентом я, как социальный работник смогу приобрести новыенавыки, повысить свой профессионализм и возможно привнести, что-то новое в своюпрофессию.
Заключение
Долг и ответственность перед обществом игосударством требуют от социального работника в первую очередь использованиявсех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств винтересах общества и государства, – т.е. следования социальным работникомустановлениям принятой государством социальной политики. Долг предполагаетвыбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основаниипонимания им (работником) целей и задач профессии, институциализированнойобществом и государством, а также социального содержания его деятельности.
Социальнаяработа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической,только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессестановления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированнойдеятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации,противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которыенередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызываетнеобходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральныхпринципов и норм.
Исходя изпредписанных в Этическом кодексе социального работника положений, строилась инаша работа с клиентом, основываясь на главном принципе социальной работы – вседействия совершаются исключительно в интересах клиента.
Приложивмаксимум, усилий в реализации наиболее оптимальных и выгодных путей решенияпроблем, через некоторое время моя клиентка сможет социализироваться и начатьновый образ жизни.
Списокиспользуемой литературы:
1) Беребешкина З.АЭтика социального работника. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 199 с.
2) Веселкова Н. Об этикеисследования // Социологические исследования. 2000. №8. – 125 с.
3) Медведева Г.П. Этикасоциальной работы. – М.: Владос, 2002. – 208 с.
4) Склярова Т.В. Современныепроблемы профессиональной этики социальной работы: Учеб. пособие. Саратов:Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. – 54 с.
5) Семейный кодекс Р.Ф. Глава 12. Права иобязанности родителей.
6) Кодекс РФ обадминистративных нарушениях. Гл. 6. Административные правонарушения,посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения иобщественную нравственность.
7) www.humanities.edu.ru/db/msg/6762
8) www.narkotiki.ru/jcomments_1531.html
9) www.narkopomosch.ru/committee/law/adm_code/
10) GRANI.RU: Досье: www.grani.ru/abortion/facts/law/