Реферат по предмету "Социология"


Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет государственного имуниципального образования
Специальность 080504 «Государственноеи муниципальное
управление»
Кафедра государственного управления
Курсовойпроект
подисциплине: «Социология управления»
 
на тему:
«Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в
запас ичленов их семей»
 
студент 2 курса_____________________
группа 121 взЧ «_____»_______________2006 г.
Научный руководитель:
к.с.н., доцент_______________________
 «_____»_______________ 2006 г.

Оглавление
Введение. 3
1.  Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки итрудоустройства военнослужащих и членов их семей. 5
2.  Социальная адаптация кгражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас  11
3.  Проблемы профессиональнойадаптации  (по результатам социологических исследований) 13
3.1.    Социально-профессиональный статусвоеннослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. 14
3.2.     Проблемы профессиональнойориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей. 16
4.  Проблемы профориентации ипрофессионального обучения военнослужащих и членов их семей. 21
Заключение. 31
Списокиспользуемой литературы… 32
Приложение1. Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечениязанятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку,граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 33
Приложение2. Ресурсное обеспечение Программы… 34
Приложение3. Единая классификация военных и гражданских профессий(по сходству требований к специалисту). 37
Приложение4. Анкета военнослужащего. 41
Введение
Радикальные экономические,политические и социальные преобразования, осуществляющиеся сегодня в России, немогли не затронуть такую важную государственную структуру, как Вооруженные СилыРФ. Новые условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии ифлота, передислокации большого числа воинских частей, формирования иобустройства новых гарнизонов и военных городков.Происходит сокращение вооруженных сил. За 2001–2004 годы с военнойслужбы уволены свыше 170 тыс. офицеров (среди них около половины без права напенсию), в 2005 году – 74,5 тыс. офицеров (срединих 27,7 тыс. без права на пенсию). По данным Министерства обороны, с 1993 по1997 годы были уволены более 400 тыс. офицеров. В течение 1998–2000 годов уволенооколо 500 тыс. человек, из них до 40 % без права на пенсию. Более85 % увольняемых офицеров – лица в возрасте до 45 лет. Абсолютноебольшинство из них имеют высшее образование, богатый опыт управленческойдеятельности, воспитательной работы с личным составом. Немалую роль при этомиграет знание современной техники и технологий. Однако следует учесть, что вусловиях высокого уровня безработицы знания и опыт бывших кадровыхвоеннослужащих зачастую остаются невостребованными.
Уволенные в запасвоеннослужащие и их семьи оказываются в сложном положении. Социальная ипрофессиональная невостребованность, потеря рабочего места, необходимостьперемены места жительства, отсутствие опыта и навыков работы в условияхрыночной экономики, острая жилищная проблема – все это делает положениеуволенных в запас военнослужащих очень серьезным.
Перед военнослужащими,уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации кгражданской жизни. Среди них можно отметить следующие:
–         несоответствие полученнойв военном ВУЗе профессии потребностям современного рынка труда. В результатеэтого – трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу,поиск случайных заработков;
–         проблема профессиональнойпереподготовки на новые специальности в соответствии со спросом;
–         обеспечение жильем.Эта проблема особенно остро стоит для военнослужащих, прослуживших менее десятилет, и становится почти неразрешимой. (По данным Министерства обороны РФ, наконец 2005 года не получили квартиры 34 тыс. семей граждан, уволенных с военнойслужбы.);
–         очень частоувольнение с военной службы является психологическим ударом. Это происходит всвязи с тем, что служба в армии являлась для человека фактором социальнойзащиты.
–         после увольненияиз армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходитухудшение здоровья и физического состояния.
Перечисленныеобстоятельства приводят к созданию целого блока проблем, связанных сувольнением человека из рядов вооруженных сил.
1.        Нормативная база, регулирующаявопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей
 
Какпоказывает опыт работы, наиболее острой является проблема обеспечения занятостивоеннослужащих, уволенных в запас. Этой категории граждан, несмотря на высокийуровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найтиработу, и в настоящее время на рынке труда они оказываются социальной группойриска. Для смягчения сложившейся ситуации Правительством РФ разработан рядзаконодательных актов. В соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15 октября 2001 г. № 729 «Государственная программа «Социальнаяадаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российскойфедерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов ихсемей»на 2002-2005 годы» Минтрудом России, федеральными органамиисполнительной власти разработана Федеральная целевая программа переподготовкии обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ичленов их семей на 2002–2005 годы. В ходе реализации программыпредусматривается осуществить переподготовку по гражданским специальностямоколо 150 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и до 30 тыс. членових семей, завершить создание сети региональных учебных центров, способныхэффективно и в полном объеме решать задачи профориентации, переподготовки иобеспечения занятости военнослужащих в условиях массового увольнения. Программа призвана обеспечить дальнейшееразвитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройстваданной категории населения в период проведения военной реформы, способствоватьснижению социальной напряженности в армейской среде. Программа является внебюджетной.Ее реализация позволит переквалифицировать на гражданские специальности около13 тыс. уволенных с военной службы и членов их семей, что составит около20 % от числа нуждающихся в переподготовке.
Основными целями  программы являются:
–         снижениесоциальной напряженности в местах компактного проживания военнослужащих играждан, уволенных с военной службы, путем регулирования процесса их адаптациик гражданской жизни с учетом особенностей проживания в отдаленных иобособленных военных городках;
–         создание условийдля наиболее полного использования интеллектуального и профессиональногопотенциала бывших военных специалистов в интересах продвижения и углублениясоциально-экономических реформ.
Основные задачи  программы:
–         организация сучастием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной властикомплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовкевоеннослужащих к грамотным действиям на рынке труда, подбору подходящейгражданской специальности с учетом имеющейся у них квалификации, опыта и личныхкачеств;
–         переподготовкавоеннослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей по гражданским специальностям сгарантированным трудоустройством или по специальностям, ориентированным напредпринимательскую деятельность, с использованием всех доступных форм иметодов обучения, в том числе дистанционного;
–         организациясотрудничества с региональными и федеральными административными, банковскими,предпринимательскими и общественными структурами по вопросам переподготовки иобеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ичленов их семей.
Программапризвана обеспечить социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных своенной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую жизнь, атакже для наиболее полного использования интеллектуальных возможностей этойкатегории граждан.
Программаопределяет порядок организации комплексной работы по профориентации изаблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынкетруда, выбору подходящей специальности бывшим военнослужащим с учетомимеющейся квалификации, опыта и потребностей рынка труда, по проведениюпереобучения военнослужащих на новую специальность и содействию ихтрудоустройству. Постановление,в частности, регламентирует профессиональную подготовку и трудоустройство граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей. Профессиональную подготовку итрудоустройство граждан, уволенных с военной службы, планируется проводить всоответствии с мероприятиями, предусмотренными проектом федеральной программы «Переподготовкаи обеспечение занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ичленов их семей на 2002–2005 годы». Реализацияпрограммы предусматривает оказание содействия службы занятости каждомугражданину, уволенному с военной службы, и членам его семьи. Приоритет отдаетсявоеннослужащим, не имеющим жилья, а также лицам, у которых на иждивениинаходятся нетрудоспособные члены семьи.
В этих целях планируется:
–         организоватьнормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение работ попереподготовке и трудоустройству;
–         обеспечитьпереподготовку данной категории граждан органами занятости в соответствии сдействующим законодательством (200 человек);
–         создать постояннодействующие организационные структуры, обеспечивающие согласованнуюдеятельность в сфере переподготовки и трудоустройства данной категории людей.
Работу по обеспечениюзанятости граждан, уволенных с военной службы, необходимо вести по тремнаправлениям:
–         профессиональнаяориентация военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и граждан,уволенных с военной службы;
–         подготовка ипереподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, лиц, уволенных своенной службы, и членов их семей;
–         оказаниепрактического содействия в подборе подходящей работы и трудоустройствеуволенным с военной службы гражданам и членам их семей.
При этом вконсультировании и профориентировании нуждаются 100 процентов увольняемыхофицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контрактуна должностях солдат (матросов), сержантов и старшин:
(тыс.человек)
Федеральные
органы исполнительной власти Всего В том числе офицеры прапорщики контрактники Минобороны России 203 150 45 8 МВД России 35,8 8,32 10,48 17 ФПС России 15 3,45 2,95 8,6 ФСЖВ России 3,2 1,36 1,04 0,8 МЧС России 9,025 5,432 1,111 2,482 ФАПСИ 3,2 1,92 0,8 0,48 Другие 20 10 6 4 Итого 289,225 180,482 67,381 41,362
В профессиональномобучении нуждаются около 50 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков иконтрактников: (тыс. человек)
Федеральные
органы исполнительной власти Всего В том числе офицеры прапорщики контрактники Минобороны России 101,5 75 22,5 4 МВД России 17,9 4,16 5,24 8,5 ФПС России 7,5 1,725 1,475 4,3 ФСЖВ России 1,6 0,68 0,52 0,4 МЧС России 4,513 2,716 0,556 1,241 ФАПСИ 1,6 0,96 0,4 0,24 Другие 10 5 6 2 Итого 144,613 90,241 33,691 20,681
В соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701профессиональное обучение осуществляется в год увольнения с военной службы засчет средств федерального бюджета, выделяемых по сметам Министерства обороныРоссийской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, вкоторых законом предусмотрена военная служба.
Предполагается, что послезавершения службы без предварительного профессионального обучения может бытьтрудоустроено около 50 процентов уволенных офицеров, прапорщиков иконтрактников.
На основаниипостановлений Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 844 и от 25 ноября1994 года № 1300 переподготовку военнослужащих, лиц, уволенных с военнойслужбы, и членов их семей следует осуществлять в следующих учебныхзаведениях:
1) в учебных центрахМинистерства обороны России и учебных центрах Министерства общего ипрофессионального образования РФ;
2) в учебных центрахВсероссийского центра переподготовки офицеров;
3) на базе учебногоцентра по профессиональной подготовке и переподготовке Министерства труда исоциального развития РФ.
Также,  согласно вышеуказанным постановлениям  необходимо:
–         осуществлятьпереподготовку и обеспечение занятостью военнослужащих, подлежащих увольнению своенной службы, и членов их семей, проживающих на территории отдаленных изакрытых военных городков, с внедрением метода дистанционного обучения (письмоФедеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11).
–         при организациизанятости уволенных с военной службы шире использовать целевую переподготовкудля работы по непосредственно подобранным подходящим должностям на основе ужеимеющихся у офицера запаса знаний и опыта и тем самым гарантироватьтрудоустройство. Существенно сократить за счет такого подхода финансовыезатраты на переподготовку.
–         проводить длябывших военнослужащих Ярмарки вакансий, направленные на целевое решение проблемтрудоустройства данной категории граждан, и рекламировать их профессиональныевозможности среди руководителей местных предприятий.
–         для более полногорешения проблем трудоустройства изыскивать новые подходы и дополнительныецелевые мероприятия со стороны органов социальной защиты населения, в томчисле: разработку и реализацию региональных программ, предусматривающихсоздание рабочих мест для офицеров запаса; активное привлечение бывшихвоеннослужащих к работе в сфере малого и среднего бизнеса с выделением имльготных кредитов; качественную организацию рекламы профессиональныхвозможностей бывших военных специалистов; более широкое привлечение к решениювопросов трудоустройства организации Российского союза офицеров запаса и службызанятости.
2.        Социальная адаптация кгражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
 
Трудности адаптациивоеннослужащих приводят к необходимости создания целого комплекса мер попрофессиональной ориентации, профессиональной подготовке и психологическойподдержке военнослужащих, зачастую возникает вопрос о необходимости медицинскойреабилитации.
Сложности адаптационногопериода способствуют обострению семейных конфликтов и распаду семей, чтопредопределяет необходимость комплексной работы и с членами семейвоеннослужащих, увольняемых в запас.
Значительное влияние наадаптационные процессы, возникающие после увольнения в запас кадровыхвоеннослужащих и в их семьях, оказывают вопросы социальной защищенности.
Социальная защищенностьотражает полноту и степень реализации важнейших социальных прав и гарантийразличных категорий военнослужащих и членов их семей, позволяющих имудовлетворить необходимые материальные и духовные потребности, компенсирующихограничения и лишения военной службы.
Таким образом, степеньгарантий прав, льгот и свобод  для кадровых военнослужащих, уволенных взапас, определяется:
–         уровнем ихобеспеченности материальными и духовными благами, всеми предусмотреннымильготами, компенсирующими трудности, испытанные за время военной службы;
–         наличиемнормальных социально-бытовых условий для проживания, трудоустройства;возможностью заниматься самообразованием, воспитанием детей, повышением своегокультурного уровня;
–         защитой отнесправедливости, произвола чиновников.
Социальнаязащищенностьграждан, уволенных с действительной военной службы в запас или отставку,заключается, с одной стороны, в наиболее полной реализации социальных прав исвобод, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законами всемгражданам, а с другой стороны, в реализации специальных прав и гарантий,предоставляемых за многолетнюю службу в вооруженных силах, связанную с большимифизическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья,неблагоприятными бытовыми условиями для жизни семей и т.д.
Увольняемые в запасвоеннослужащие – как правило, трудоспособные люди, обладающие высокойпрофессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективнотрудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российскойэкономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан,уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблемаобеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровеньобразования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, исегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Этиобстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблемесоциальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.Такой подход должен предусматривать:
–         во-первых,организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методомдистанционного обучения;
–         во-вторых,содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочихмест;
–         в-третьих,повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучениянепосредственно к потребностям региональных рынков труда.
3.        Проблемы профессиональнойадаптации  (по результатам социологических исследований)
 
В 2005 году на территорииРоссии проводились социологические исследования среди военнослужащих,обратившихся за помощью в трудоустройстве в службу занятости. Целью проводимыхсоциологических исследований является изучение проблемы потребности впрофессиональном обучении, профориентации и вопросах занятости военнослужащих,уволенных в запас и желающих работать.
Исследовались факторы,определяющие конкурентоспособность военнослужащих, уволенных в запас, и членових семей на рынке труда, в том числе уровень их образования, наличиегражданской специальности, предпочтительная сфера деятельности, потребность впрофессиональной переподготовке, уровень профессиональной переподготовки,привлекательность предпринимательской деятельности, степень информированности оситуации на рынке труда, потребность в профессиональных консультациях специалистовслужбы занятости и психологической помощи.
Предварительныйанализ материалов посвящен проблемам занятости военнослужащих и членов ихсемей. Он позволяет выдвинуть гипотезу, что основными проблемами данной категории людей являютсяотсутствие гражданской специальности, а также невозможность ее получения из-заудаленности воинских частей от учебных центров.
Социологическоеисследование проводилось с помощью анкеты, которая состоит из следующих блоков.
1. Социальный статусреспондента. Данный блок выясняет образовательный, профессиональный статусопрашиваемого, наличие гражданской профессии. Здесь определяется имеющеесяобразование, информированность респондента о трудоустройстве и предпочитаемаясфера деятельности на данный момент, а также профессия, которую респондентжелал бы получить в результате переподготовки, тип предприятия, на котором онхотел бы работать, отношение респондента к предпринимательской деятельности.
2. Социальный статусчленов семьи военнослужащих. Этот блок определяет количество трудоспособныхчленов семьи, их профессиональный уровень, потребности членов семьи в трудоустройствеи профессиональной переподготовке.
3.Информированностьреспондентов о ситуации на рынке труда, перспективах трудоустройства;возможности переобучения и трудоустройства. Изучает самооценкупсихологического состояния военнослужащих, потребность в консультацияхспециалистов по вопросам занятости.
4. Демографическийблок выясняет: а) пол; б) возраст; в) образование; г) звание, должность,выслуга; д) наличие жилой площади и место планируемого проживания послеувольнения из армии.3.1.    Социально-профессиональныйстатус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей
По результатамсоциологических исследований можно отметить, что в условиях современного рынкатруда военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей можно выделить какобособленную группу, нуждающуюся в помощи при трудоустройстве ипрофессиональной переподготовке. В анкетировании, проводимом в июне – июле,респондентами стали военные, служившие в звании старшин и сержантов(38 %), старших офицеров (37 %), младших офицеров (14 %) ипрапорщиков (11 %). В проведении второго опроса принимали участие: высшийкомандный состав частей (заместитель командира части по технике и вооружению,начальники служб, начальник штаба), средний командный состав (начальники групп,старшие офицеры, старшие летчики, заместители командиров взвода), а такжерядовые офицеры (механики, радиомеханики, летчики, фельдшеры, преподаватели).Были опрошены мужчины в возрасте от 35 до 55 лет (93,1 %) и женщины от 25до 40 лет (6,1 %). Подавляющее большинство имеют высшее военноеобразование (78,3 %) и среднее специальное (11,7 %). Респонденты имеют различные воинские звания:подполковник (24,4 %), майор (28 %), капитан (26,8 %),старший лейтенант (11 %). Многие прослужили от 20 (13,7 %) до 25 лет(32,8 %). Планируемый регион для проживания после увольнения из армии – ЦентральнаяРоссии (62 %), Западная Сибирь (25 %) и Дальний Восток (13 %). Имеютжилую площадь для дальнейшего проживания в указанных регионах 82,6 %военнослужащих, имеют отдельную квартиру или дом 56 %, жилую площадь уродственников – 22 %, комнату в общежитии – 13 %. При этом 35 %бывших военнослужащих готовы ради получения квартиры поменять место жительства.
Главными причинамиувольнения для респондентов по результатам первого опроса было сокращениештатов (65 %) и окончание срока контракта (20 %). В настоящее времяпенсию не получают 80 % уволенных в запас. Для бывших военнослужащих,участвовавших во втором опросе, доминирующей причиной увольнения является сокращение(74 %), а у членов семей военнослужащих их две: сокращение и смена местажительства (соответственно 38 % и 33 %).
Военнослужащие имеютнаряду с военной и гражданские специальности: первый опрос – ИТР, специалисты(35 %), делопроизводители (32 %), специалисты в сфере промышленности(16 %) и сфере обслуживания (12 %); второй опрос –инженеры-электроники (10,3 %), инженеры-экономисты (5 %), водители(6,4 %), инженеры (6,4 %), техники (6,4 %). Но в среднем32 % военнослужащих не имеют гражданской специальности. Имеющие гражданскуюспециальность военнослужащие не испытывают уверенности в трудоустройстве, приэтом надо учитывать, что оценка своих перспектив трудоустройства является однимиз факторов, формирующих желание освоить новую профессию. Исходя извышесказанного, можно отметить, что немаловажное значение имеет дополнительнаяпрофессиональная подготовка по уже имеющейся специальности для повышенияконкурентоспособности на рынке труда.
Оценивая свои возможностиовладеть специальностью без специальной подготовки, военнослужащие отмечаютследующие специальности: охранник и водитель (23,5 %), инспектор по кадрам(11,8 %), экономист (5,9 %), электрик (7,8 %), руководитель(4 %), снабженец (9,8 %), менеджер (4 %) – по данным второгоопроса. Уровень своей информированности о перспективах трудовой деятельностивоеннослужащие оценивают следующим образом: «имею некоторое представление»(65,9 %); «знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости» (21,6 %); «достаточно низкий, что делатьне знаю» (12,5 %). Из приведенных данных можно заключить, что уровеньинформированности военнослужащих по вопросам трудоустройства находится надовольно низком уровне. При этом военнослужащие достаточно четко представляютсферу производства, где они хотели бы работать после увольнения из армии. Порезультатам первого опроса характерна ориентация на такие сферы, как госслужбаи управление (24 %), армия и милиция (по 17 %), транспорт и связь(11 %). Во втором опросе ответы респондентов распределились следующимобразом: на государственных предприятиях хотели бы работать 17 %, вкоммерческих структурах 19,3 %, в сфере транспорта и связи 9,1 %, вструктурах МВД, прокуратуры, таможни, налоговой инспекции 15,9 %. Непривлекает военнослужащих работа в строительстве, в сфере образования, всельском хозяйстве (не было дано ни одного положительного ответа). В то жевремя нужно отметить, что в опросе, проводимом в июне – июле, довольно высокпроцент ответов «не могу сказать точно», что доказывает необходимостьпрофориентационной работы с этой группой бывших военнослужащих.
3.2.    Проблемы профессиональнойориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей
При организациипереподготовки возникает целый спектр проблем. Одна из самых главныхзаключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт,семью, определенный социальный и профессиональный статус, индивидуальныепрофессиональные предпочтения. Все это накладывает свой отпечаток на отношениечеловека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учебе: срокам,методам, условиям.
Для бывших военнослужащиххарактерно стремление пройти переподготовку (68,6 %). При выбореспециальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респондентыотмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства (76 %),высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %),легкость и быстрота освоения (10,7 %).
Наиболее привлекательныдля переподготовки специальности:
первый опрос
второй опрос
менеджеры (31 %),
офисные работники и квалифицированные рабочие (по17%)
менеджеры (19,1 %),
экономисты (12,5 %),
финансисты (14,3 %),
инженеры-программисты (4 %),
организаторы производства (4 %)
охранники (5 %)
Также интересны длявоеннослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик,инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этомпредпочтение отдается учебным центрам службы занятости (40 %), учебнымцентрам на базе вузов (28,3 %), а для 25 % респондентов организация,осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения длявоеннослужащих имеет также немаловажное значение. Для подавляющего большинстваважно получение диплома о втором высшем образовании (41,9 %), повышениеквалификации по уже имеющейся гражданской специальности (13,5 %),первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности (25,7 %).Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста,при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучениеоснов управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности –23,3 %; практические навыки – 30 %; дополнительные знания и навыки(иностранные языки, экономика, право, психология) – 21,7 %.
Военнослужащиеотдают предпочтение вечерней (30,8 %) и заочной (26,9 %) форме обучения. Учебноезаведение, расположенное близко к дому, хотели бы иметь 53,3 %респондентов, а для 43,3 % месторасположение учебного заведения не имеетзначения. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются: дошести месяцев – 36 %, до трех месяцев – 35,1 %, до одного года –25 %. Для 53,2 % респондентов оплата переобучения являетсянеприемлемой, 35,1 % военнослужащих согласны на частичную оплату услуг ивсего 11,7 % могли бы оплачивать обучение самостоятельно.
В данный период наиболееблагоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, являетсяпредпринимательская деятельность. Но опрос, проведенный в июне – июле, показал,что только у 25 % бывших военнослужащих были мысли о создании своего делав сфере торгово-посреднической деятельности. Второй опрос показал, что для30 % респондентов предпринимательская деятельность являетсяпривлекательной, 31,1 % готовы заняться предпринимательством, а для38,9 % это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательствомпрепятствиями являются: отсутствие личных средств (42,6 %), отсутствиеспециальной подготовки (34,4 %), отсутствие экономических условий (23 %). Наиболее привлекательной дляреспондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческойорганизации (52,2 %) и в качестве специалиста коммерческой организации(47,8 %).
Немаловажным фактором длявоеннослужащих, увольняемых в запас, в настоящее время является доступностьинформации о ситуации на рынке труда, о перспективах трудоустройства поимеющейся у военнослужащих специальности, о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности, овозможности самозанятости. Считают недостаточной свою информированность от35,2 % до 64,8 % респондентов.
Несмотря на нестабильноеположение в армии и общую обстановку в стране, а также принимая во вниманиенеясность личных перспектив в дальнейшей жизни, психологическое состояниереспонденты характеризуют как «оптимизм, активность» (37,7 %). Но в то жевремя 30,4 % военнослужащих, увольняемых в запас, отмечают тревожность инеуверенность, 13 % затрудняются с ответом.
Необходимостьконсультаций специалистов по вопросам занятости признается подавляющим числомреспондентов (45,6 %). Существование сильной потребности отмечают25 %, а 22 % считают, что такая потребность существует в той или иноймере. Основные направления работы органов занятости, названные респондентами, –это подбор постоянной, временной или подходящей работы (56,2 %);приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека кситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантовпрофессионального переобучения (17,5 %); информирование человека о егореальном положении и перспективах на рынке труда (3,7 %).
Респонденты не дали ниодного положительного ответа на вопрос о потребности проведения психологическойдиагностики, выявлении социально-психологических и психофизиологическихособенностей человека, что может говорить о неадекватной оценкевоеннослужащими, увольняемыми в запас, своих перспектив на рынке труда. По ихмнению, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы: протекция и знакомство(44,8 %), деньги (41,7 %), способности и талант (25,4 %),дружеские связи (26,4 %), предприимчивость (16,4 %), хорошееобразование (14,9 %), меньше всего военнослужащие надеются на помощьгосударства (4,4 %). Необходимо отметить, что на данный вопросреспондентам было разрешено дать несколько ответов, поэтому суммарный процентбольше 100 %.
Блок вопросов,посвященный потребностям в переподготовке членов семей, не нашел должногоотклика среди респондентов. До половины анкетируемых оставили их без ответа, изчего можно заключить, что в период перехода от военной жизни к “гражданке”военнослужащие, увольняемые в запас, рассчитывают только на собственные силы,не надеясь на финансовую поддержку со стороны членов своей семьи. Средняячисленность семьи ответивших на данный блок респондентов три-четыре человека(соответственно 35 % и 47 %), из которых 58,9 % в настоящее время неработают. Имеют специальность (бухгалтер, экономист, медсестра, воспитательдетского сада, секретарь-машинистка, менеджер, инженер-строитель), по котороймогли бы работать, 48,7 % членов семьи. Но тем не менее 50 %испытывают потребность в повышении квалификации по имеющейся специальности,первичной подготовке или переподготовке на новую специальность (38,6 %).При этом предпочтительной для членов своей семьи респонденты считают заочную(26,5 %), вечернюю (23,5 %) или дневную (26,5 %) формы обучения,для остальных форма обучения значения не имеет (23,5 %).
Таким образом, можнонарисовать социальный портрет среднего военнослужащего, увольняемого в запас.Это человек от 35 до 45 лет с высшим военным образованием, в званиикапитана или майора, отслуживший от 20 лет и больше, не имеющий гражданскойспециальности, не уверенный в своем быстром трудоустройстве после увольнения изармии, желающий переобучаться и получить новую специальность, считающий, чтомог бы заниматься предпринимательской деятельностью. У этого человека четко выраженостремление найти высокооплачиваемую работу. Интересен тот факт, что подавляющеебольшинство военнослужащих, уволенных в запас, желают пройти переобучение, чтоприводит к мысли о необходимости опережающего образования, в частности заочногоили дистанционного обучения, которое можно проводить заблаговременно,параллельно с прохождением военной службы, для смягчения психологическихпоследствий увольнения из армии. Наряду с проблемами военнослужащих,увольняемых в запас, большие проблемы с трудоустройством возникают у членов ихсемей. Жизнь в закрытых городках, отсутствие работы по специальности илиотсутствие самой специальности приводят кдисквалификации, а это в свою очередь – к невостребованности трудоспособныхчленов семьи военнослужащих в новых экономических условиях, что также выдвигаетпроблему серьезного рассмотрения вопроса о профессиональной ориентации,профессиональном обучении или переобучении и трудоустройстве данной категориинаселения.
4.        Проблемы профориентации ипрофессионального обучения военнослужащих и членов их семей
 
Военнослужащие, уволенныев запас, крайне неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Этоможно объяснить следующими причинами:
–         недостаточнаяинформированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностяхслужбы занятости;
–         отсутствиенеобходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерскогосостава как по форме работы, так и по ее содержанию и оплате труда;
–         определенноепсихологическое состояние лиц офицерского состава, которое нередко являетсясдерживающим фактором их обращения в службу занятости и проявлением стремлениярешать свою судьбу самостоятельно;
–         усилениеконкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса ипредложения рабочей силы;
–         неумениеотдельных специалистов службы занятости работать с данной категорией граждан, ав ряде случаев – формализм в работе и незнание законодательства по вопросамсоциальной защиты военнослужащих;
–         более высокийвозрастной показатель офицеров запаса и наличие у большинства из нихпенсионного обеспечения.
Проведение мероприятий поснижению социальной напряженности среди военнослужащих, увольняемых с военнойслужбы, и членов их семей нужно начинать как можно раньше. В местах компактногопроживания военнослужащих необходимо создавать модельные кабинеты, которыемогли бы оказывать психологическую, профконсультационную помощь, а также дающиевозможность получить новую специальность методом дистанционного обучения. Этонаиболее актуально для частей, расположенных обособленно, вдали от учебныхцентров.
Немаловажную роль вработе с военнослужащими, уволенными в запас, играет профессиональнаяориентация. Профориентационную работу необходимо развивать как потрадиционным направлениям, так и по новым, стимулирующим военнослужащих кактивным поискам вариантов трудоустройства. Поэтому необходима работа счеловеком по выработке у него мотивации к трудовой деятельности послеувольнения из армии, психологической готовности к предлагаемым вариантампереобучения и дальнейшего трудоустройства.
Рынку необходимыспециалисты высокого класса, а полученное военное образование подразумеваетналичие этого качества, поэтому в процессе переподготовки необходимо как можноболее полноценно пользоваться имеющимися знаниями, дополняя их новыми полезныминавыками.
С учетом того, что малыйи средний бизнес все более активно входит в нашу жизнь, необходимо рассматриватьвопрос о целенаправленной подготовке и помощи военнослужащим, желающимзаниматься предпринимательской деятельностью.
Немаловажную роль впроцессе адаптации военнослужащих играет обеспечение занятости бывшихвоеннослужащих. До 85 % увольняемых в последние годы офицеров, прапорщикови мичманов не имеют гражданской специальности или утратили за время службынавыки по ней. В то же время система переподготовки и переквалификации награжданские профессии позволяет оказать содействие только каждому пятому изних. Обеспечение занятости является особенно проблематичным для бывшихвоеннослужащих, проживающих в обособленных военных городках, где практическиотсутствует возможность трудоустройства.
Переход от военной службык гражданской жизни требует не только преодоления внешних обстоятельств, нопересмотра сложившихся внутренних установок и привычек, целого рядапсихологических барьеров. Процесс вхождения в новую сферу жизни нельзяпринимать упрощенно. Неизбежны перепады в настроении, состояние неудовлетворенности,психологические срывы, неверие в свои силы и возможности, сомнения вправильности сделанного выбора. Для того, чтобы раскрыться в новойдеятельности, офицеру запаса необходимо время, доверие, терпение и помощьспециалистов.
При решении проблемытрудоустройства военнослужащих часто налицо несоответствие запросовработодателя и качеств бывшего военнослужащего,что приводит к неуверенности последнего в собственных возможностях по решениюпроблемы трудоустройства в новой для него гражданской жизни. Как следствие –трудоустройство военнослужащего на самые простые должности: сотрудник охраны,гардеробщик, контролер и т.п. Человек теряет приобретенные ранее профессиональныенавыки, а государство – специалиста, в профессиональную подготовку которого ужевложены значительные средства. В практике трудоустройства зачастую выявляется,что причина неудач не в индивидуальных илипрофессиональных качествах военнослужащего, а в его неподготовленности кпродуманным действиям на рынке труда.
Особое значение во времяпереходного периода от военной к гражданской жизни на пути поиска работы имеетправильно проведенная работа по профессиональной ориентации бывшихвоеннослужащих и членов их семей. Профессиональная ориентация является одним изэтапов профессиональной переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям. Здесь важно определитьсоответствие профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда,направить усилия на активизацию возможностей человека по обеспечениюиндивидуальной занятости, на формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости.
Полученное военноеобразование в предыдущие годы как бы само собой гарантировало пожизненнуюзанятость, но произошедшие перемены и невостребованность военной специальностинастоятельно диктуют необходимость профессиональной переподготовки. На этапепредстоящего увольнения из армии появляется чувство тревожности инеуверенности. Снижается интерес к службе, могут быть отмечены нарушения встабильности отношений, неустойчивость в поведении. В этот период запускаетсямеханизм самоориентации на основании доступной информации и оценки собственныхвозможностей. Главным направлением работы профориентационных служб на этомэтапе является осуществление упреждающей профориентационной работы с акцентомна профинформировании, на максимальном обеспечении процесса самоориентации.Следующий этап адаптации наступает сразу после увольнения из армии. Для многихвоеннослужащих, увольняемых в запас, а также для членов их семей, не имеющихгражданских специальностей, этот период характеризуется необходимостьюопределения направления действия по выбору новой специальности и переобучениюпо ней. Важно учесть имеющуюся у человека профессию, уровень образования,соответствие военной и вновь выбираемой специальности. Следующий этап –профессиональная переподготовка. Он характеризуется повышением общего уровняактивности человека, что напрямую связано с появлением перспектив трудоустройствапо вновь получаемой специальности.
Особенности выбора профессиитребуют подбора офицерам запаса тех видов гражданской деятельности, которые посвоему содержанию являются родственными или смежными их военным специальностям.Этот путь трудоустройства бывших военнослужащих должен быть приоритетным.
Анализ показывает, чтодля выделения родственных военных и гражданских специальностей лучше всегоподходит классификация, включающая семь профилей профессиональной деятельности:
а)организаторский (командный, управленческий, административный);
б) социально-педагогический;
в) инженерно-технический;
г) операторский;
д) оперативно-штабной(диспетчерский);
е) экстремальный;
ж) обеспечивающий.
Специалисты организаторскогопрофиля наиболее широко представлены сегодня в вооруженных силах исовременной экономике. Функции специалистов этого профиля очень многообразны:организация работы людей, руководство ими в процессе деятельности, подбор,обучение и воспитание кадров, формирование коллектива исполнителей разногоуровня, создание и поддержание в нем хорошей деловой и социально-психологическойатмосферы, предполагается наличие у организаторов глубокого знания как существующегодела, так и психологии людей, их возможностей.
Среди индивидуальныхкачеств для организаторов необходимы: ум, энергичность, самостоятельность,требовательность, общительность, способность легко сходиться с людьми,эмоциональная уравновешенность, самообладание, умение находить правильныерешения в короткие сроки и в любой ситуации.
Необходимо такжеучитывать, что при переходе от военной к гражданской жизни людям этого типапридется избавляться от существующего в армии принципа единоначалия, жесткого,приказного стиля управления.
Специалистысоциально-педагогическогопрофиля также имеют дело с людьми, но их задача – воспитательноевоздействие, обучение, решение проблемы психологического и межличностногохарактера, содействование преодолению трудностей в быту и профессиональнойдеятельности, в условиях кризисной ситуаций. При такой работе необходимы знанияпо педагогике, социологии, психологии, политико-социальным икультурно-просветительным вопросам, определенный багаж юридических и медицинских,санитарно-гигиенических знаний, владение методами воспитания, обучения,воздействия в индивидуальной беседе, приемами снятия стресса и т.п. Дляуспешной работы по специальностям данного профиля необходимо обладатьсклонностью к работе с людьми, умением анализировать их индивидуальность. Бытьчестным, доброжелательным, самокритичным, уметь оказывать влияние на людей,быть убедительным в общении, уметь проявить настойчивость.
В армии и на флоте кпредставителям этой группы профессий можно отнести помощников командиров поработе с личным составом, психологов, военных социологов. На “гражданке” этоучителя, методисты, воспитатели, тренеры, социальные работники, организаторы социальнойработы, демографы, инженеры по работе с кадрами, юристы,психологи-консультанты, страховые и коммерческие агенты, дилеры, маклеры,экологи.
Инженерно-техническийпрофиль связан сконструированием, вводом в действие, обслуживанием и эксплуатацией, устранениемнеисправностей, капитальным ремонтом техники, сложных автоматизированных системуправления. Специалисты данного профиля работают с самыми различными образцамивоенной и гражданской техники. Они обычно обладают интересом к работе стехникой, аналитическим мышлением, технической сообразительностью,пространственным воображением, а также имеют широкую техническую подготовку. Кпредставителям данного профессионального профиля в армии можно отнестизаместителей командира по технической части, специалистов автомобильной,бронетанковой, инженерной служб, конструкторов военной техники, специалистовремонтных баз, техников подразделений. В народном хозяйстве это главныеинженеры, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры,электромеханики, слесари-механики, электромонтажники, техники-технологи,инженеры-электрики и т.п.
Операторскийпрофиль  профессиональной деятельности связан с непосредственнымуправлением техническими объектами. Специалисты этого профиля обладаютследующими качествами: высокий уровень развития основных качеств внимания(устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного ислухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность ибыстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживатьфизическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числепри дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональнаяустойчивость, ответственность, уверенность в себе. Примерами операторскихспециальностей могут быть: в армии – оператор ЭВМ (АСУ, РОС), офицер наведения,военный летчик и т.д.; для гражданских специальностей – оператор пультауправления (ЭВМ, АСУ), радиооператор, телефонист, радиотелеграфист, операторстанков с ЧПУ, наборщик, ювелир-гравер, профессиональный фотограф, большаягруппа водительских специальностей различного профиля.
Деятельностьспециалистов оперативно-штабного профиля связана собработкой больших объемов информации, проведением расчетов, работой с цифрами,таблицами, диспетчерской деятельностью, планированием, подготовкой и принятиемответственных решений, существенно влияющих на эффективность управленияпроизводством. Для этой работы необходимо знание законов, распоряжений и другихнормативных документов, сочетание постоянного стремления выполнять всепредписания этих документов и готовности к риску, способности приниматьрешения, основанные на интуиции. Специалист должен иметь хорошую память,логическое мышление, развитое пространственное представление, обладать высокойответственностью и решительностью, тщательностью и пунктуальностью,способностью к кропотливой работе, точному считыванию графиков, таблиц,программ, уметь производить сложные расчеты, в том числе с использованием ЭВМ.Специалистами оперативно-штабного профиля можно считать в армии оперативныхработников штабов всех уровней, штатных оперативных дежурных командных пунктов,штурманов, военных финансистов и т.п. В гражданской деятельности – операторов вбанке, брокеров, диспетчеров по движению, дежурных по железнодорожной станции,штурманов гражданского воздушного флота, распределителей работ, делопроизводителей,чертежников-конструкторов, топографов, финансистов, бухгалтеров, экономистов,программистов и т.п.
Специалистывоздушно-десантных войск, морской пехоты, частей спецназначения,разведывательных подразделений могут найти применение своим знаниям и умениям вработе, связанной с деятельностью вэкстремальной обстановке – экстремальныйпрофиль. В гражданской жизни онимогут работать спасателями, сотрудниками подразделений охраны, телохранителями,сотрудниками ОМОН, инкассаторами, каскадерами, пожарными, ликвидаторами,егерями, инспекторами рыбоохраны, инструкторами-парашютистами, взрывниками,водолазами. К специалистам этого профиля предъявляются высокие требования кздоровью, физической подготовленности, выносливости, ловкости, волевымкачествам, сообразительности, находчивости и коллективизму.
Деятельность специалистовобеспечивающего профиля  связанас решением задач обеспечения практической работы коллектива. Индивидуальныекачества, характерные для специалистов обеспечивающего профиля, – честность,порядочность, бескорыстность, внутренняя собранность, самостоятельность,самоконтроль, бережное отношение к вещам, чуткость, забота о людях, способностьпереключаться с одной деятельности на другую, умение видеть и учитыватьэкономическую сторону своей деятельности, испытывать интерес к беспокойнойработе. В армии к представителям специалистов данного профиля относятся:специалисты медицинской и финансовой службы, специалисты всех служб тыла. Внародном хозяйстве это заместители директора по снабжению, помощники директорапо хозяйственным вопросам, агенты по снабжению, менеджеры по розничнойторговле, экспедиторы, кладовщики, продавцы и т.п.
Необходимо учитывать иразъяснять, что при всей схожести военных и гражданских специальностейневозможен прямой переход от одного вида деятельности к другому. Но учет ииспользование уже выработанных у специалиста индивидуальных качеств,определенных приемов практической работы, опыта разрешения жизненных ситуацийможет позволить за более короткий срок освоить родственную деятельность.
При подборе родственныхспециальностей необходимо помнить, что специальности не имеют абсолютногосходства и не обеспечивают прямого перехода от одного вида деятельности кдругому. Следует учитывать следующие особенности:
–         личностныекачества в профессиональной деятельности;
–         профессиональныепредпочтения, ценностные ориентации;
–         интересы,склонности, способности, знания, темперамент,
–         характер, уровеньздоровья и социального благополучия;
–социальные и профессиональные ожидания, уровень притяжения;
–         социальные ипсихологические стереотипы, тип личности.
Учет и использованиевыработанных у специалистов качеств позволяет рассчитывать, что они за болеекороткий срок и более качественно освоят родственную деятельность, чтообеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.
Успехпрофессиональной ориентации, связанный с вхождением человека в новуюспециальность, во многом зависит от степени сходства видов деятельности. Всевиды профессиональной деятельности по своим требованиям к человеку находятсямежду собой в определенной степени сходства. Ее диапазон достаточно велик: отпочти полного подобия до отсутствия какого-либо соответствия между ними.
По степени сходства втребованиях индивидуальным особенностям специалиста можно выделить четырегруппы профессий.
1. Аналогичные(сквозные) профессии.При выполнении обязанностей по нимзадействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностныекачества человека. Эти профессии как бы пронизывают сферы деятельности. Переходот одной из них к другой возможен после очень незначительной доподготовкинепосредственно на рабочем месте (например, военные и гражданские медики,строители, автомобилисты соответствующих специализаций; среди рабочих профессий– бульдозеристы, трактористы и другие механизаторы из различных сферхозяйствования).
2.Родственные(смежные) профессии. Наиболее многочисленная группа видовдеятельности. По индивидуальным качествам специалистов профессии имеют сходствона уровне 70–75 % индивидуальных качеств специалиста. В свою очередьделятся на классы (например, организаторские, операторские, педагогические идругие профессии). Переход от одной профессии к другой внутри этих классоввозможен после непродолжительной подготовки, проведение которой основывается насходстве базовых качеств.
3.Профессии, неимеющие выраженного сходства. В ходе деятельности по ним доминируютразличные группы индивидуальных качеств. Переход между профессиямизатруднителен, требуется новая подготовка, например технические (создание,управление, обслуживание и ремонт техники) и гуманитарные (работа с людьми –воспитание, обучение, руководство, обеспечение).
4.Несовместимые профессии.В своих требованиях к специалиступротиворечат друг другу, работа по одной из них снижает уровень развития рядаиндивидуальных качеств, которые необходимы для успешной деятельности по другой(клепальщик, кузнец, тракторист и гидроакустик, радист).
Зачастуюнедостаток информации о классификации родственных видов деятельности приводит кнезнанию сравнительных характеристик различных профессий, и военнослужащие немогут сопоставить особенности своей квалификации с тем, что требуется привыполнении различных видов деятельности в народном хозяйстве. Но как показываетсравнительный анализ, аналогичные или родственные специальности на “гражданке”имеют свыше 90 % военных профессий [5]. Знание военнослужащими такойинформации должно стать важным фактором повышения их психологической готовностик поиску работы, переобучению и трудоустройству после увольнения из армии.
Заключение
Обеспечение успешнойсоциально-психологической адаптации военнослужащих запаса – это проблема иличностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людямбезболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективноиспользовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития,поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.
В настоящее времяэффективность системы переподготовки военнослужащих и членов их семейосложняется рядом причин. Среди них можно отметить такие факторы:
·   сложность в определении видовпрофессий, гарантирующих трудоустройство с высокой степенью вероятности;
·  ограничение возможности переподготовки специалистов с высшим образованиембез снижения их социального статуса;
·  низкая информированность военнослужащих о конъюнктуре рынка труда и егодинамике и, как следствие, наличие субъективной уверенности в трудоустройствепо имеющейся профессии и квалификации;
·  стремление осуществить переподготовку без изменения профессиональногоуровня в кратчайшие сроки.
Вынужденнаясмена профессии в зрелом возрасте – это всегда очень трудный процесс, часто ведущийк неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Это приводит к подменетрезвого рационального расчета эмоциями, что в свою очередь – к ошибкам итолько усугубляет положение человека, стоящего перед выбором.
Профессиональнаяпереориентация как самостоятельная деятельность военнослужащих, уволенных взапас, по поиску и подбору новой работы должна строиться не на случайныхсоветах со стороны или эмоциональных оценках ситуации, а на понимании общихзакономерностей этого процесса, прогнозировании своих возможностей и изменениипсихического состояния, знании основных факторов, влияющих на успех перехода отвоенной жизни к гражданской.
Список используемойлитературы
1.        Деготь Б.А.,Семенец Н.Я. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. Саратов,1997. С. 5–30.
2.        Кравченко Н.Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. С. 24–25.
3.        Мальцев И.В.,Соловьев С.С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социс.1998. № 4. С. 70–81.
4.        Петров В.П.Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 1993. С. 21–36.
5.        Попова З.Н.,Федотова Н.Н., Чепляев В.Л. Психологические и педагогические особенностипрофессионального переобучения взрослых. Саратов, 1994. С. 78–84.
6.        Письмо Федеральнойслужбы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11;
7.        ПостановленияПравительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядкевозмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовкивоеннослужащих по одной из гражданских специальностей».;
8.        Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. №729 Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих,подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинскихформирований и органов, и членов их семей»на 2002-2005 годы.
Приложение 1. Нормативнаябаза, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятостивоеннослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенныхс военной службы, и членов их семей
1. Федеральный закон «Остатусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от15 октября 2001 г. № 729 Государственная программа «Социальная адаптациявоеннослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации,других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей»на2002-2005 годы.
3. ПостановлениеПравительства РФ от 25 ноября 1994 года № 1300 «О создании системыпрофессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальнойадаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы».
9.             ПостановленияПравительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядкевозмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовкивоеннослужащих по одной из гражданских специальностей»
9. Федеральная целеваяпрограмма переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей на 2001–2005 годы.
10. Программапереподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков имичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных своенной службы, и членов их семей в местах их компактногопроживания (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 года№ 674).
10.          ПисьмоФедеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11.
Приложение 2.Ресурсное обеспечение
Для реализации Государственнойпрограммы «Социальная адаптациявоеннослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации,других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей«на2002-2005 годы необходимы финансовые, материально-технические и трудовыересурсы. Степень обеспечения ресурсами является определяющим факторомреализации Программы.
Для реализации Программыв целом необходимо затратить 1104,483 млн.рублей, в том числе за счет средствфедерального бюджета — 553,919 млн.рублей и средств внебюджетных источников — 550,564 млн.рублей.
По разделам Программы этисредства распределяются по следующим направлениям (на 2002-2005 годы):
– нормативное правовоеобеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнениюс военной службы, и членов их семей — 5 млн.рублей (в том числе 3 млн.рублей засчет средств федерального бюджета);
– профессиональная ориентациявоеннослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей — 6,8млн.рублей
(в том числе 2,5 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– профессиональнаяпереподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащихувольнению с военной службы, и членов их семей — 948,824 млн.рублей (в томчисле 396,109 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– трудоустройствограждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их впредпринимательскую деятельность — 108,459 млн.рублей (в том числе 23,87млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– научно-методическое иинформационно-аналитическое обеспечение и международное сотрудничество — 35,4млн.рублей (в том числе 20,1 млн.рублей за счет средств федерального бюджета).
Финансирование Программыосуществляется за счет:
– средств федеральногобюджета, выделяемых в соответствующем году на профессиональную переподготовкувоеннослужащих, подлежащих увольнению, по сметам Министерства обороныРоссийской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, вкоторых законом предусмотрена военная служба, с учетом постановленияПравительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 „О порядкевозмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовкивоеннослужащих по одной из гражданских специальностей“;
– части средствфедерального бюджета, выделяемых по разделу „Расходы на проведение военнойреформы“ по сметам Министерства обороны Российской Федерации и другихфедеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотренавоенная служба;
– средств внебюджетныхисточников, в том числе средств негосударственных фондов и международныхорганизаций.
Расчет необходимыхсредств производится исходя из следующих показателей:
– средний показательстоимости консультирования по субъектам Российской Федерации принят в размере23,52 рубля на одного человека. Учитывая, что в среднем в консультированиинуждаются 100 процентов увольняемых военнослужащих, общий объем средств составляет6,8 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5,3млн.рублей;
– переподготовка офицеровпо 500-часовой программе составляет, по статистическим данным, в среднем до 6тыс.рублей на одного человека, прапорщики и контрактники нуждаются, в основном,в профессиональной переподготовке по рабочим специальностям, стоимость которойна одного человека составляет 2,5 тыс.рублей. Таким образом, средняя стоимостьобучения одного человека составляет 4,6 тыс.рублей. С учетом того, что правомна профессиональную переподготовку воспользуются около 50 процентов увольняемыхофицеров, прапорщиков и контрактников (около 150 тыс. человек) и 10-12процентов членов их семей, затраты по данному разделу составят 948,8млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 476,2млн.рублей;
– стоимость услуг пооказанию содействия в трудоустройстве в среднем составляет 750 рублей на одногочеловека (размещение резюме в базах данных, организация ярмарок вакансий, поискрабочих мест, реклама и т.д.).
– общий объем средств поданному разделу составит 108,4 млн.рублей, в том числе за счет средствфедерального бюджета — 32 млн.рублей.
Исполнители программныхмероприятий в пределах выделенных им средств организуют деятельностьподведомственных центров социальной адаптации военнослужащих.  
Приложение 3. Единая классификация военных игражданских профессий (по сходству требований к специалисту).
Наименование класса профессий
Примеры
военных
профессий
Общие требования к
индивидуальным
качествам специалиста
Примеры
гражданских
 профессий
1
2
3
4
Организаторские
(командные, управленческие)
Командиры
подразделений и частей,
их заместители, начальники
отделений
(отделов, управлений, учреждений, служб) и другие прямые начальники личного состава Организаторские способности, практический ум, самостоятельность, требовательность, общительность, эмоциональная уравновешенность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, знание психологии людей, умение разобраться в их возможностях и настроении Исполнительные (коммерческие, технические) директора, администраторы, менеджеры-организаторы малых, средних и других предприятий, бригадиры, мастера и другие руководители Социально-педагогические Помощники (заместители) командира по работе с личным составом, военные социологи (юристы, журналисты, экологи), преподаватели вузов, психологи подразделений, культпросветработники, военные гигиенисты (эпидемиологи) Интерес к работе с людьми, склонность анализировать их индивидуальные особенности и желание помочь им, общительность, честность, доброжелательность, обаяние, умение оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении с ними, настойчивость; наличие необходимых знаний по педагогике, психологии, политико-социальным и культурно-просветительным вопросам, а также в сфере медицины и юриспруденции, владение методами воспитания и обучения Учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники (на производстве, в жилом районе, с трудными детьми, подростками, инвалидами, пенсионерами и т.д.), демографы; социологи, юристы, психологи-менеджеры, коммерческие (страховые, налоговые, рекламные) агенты, дилеры, маклеры Инженерно-технические Заместители командиров по технической части, специалисты автомобильной (бронетанковой, инженерной связи и др.) служб, конструкторы военной техники, специалисты ремонтных баз и парков, техники подразделений Интерес к работе с техникой, аналитическое мышление, настойчивость, техническая сообразительность, склонность к ручному ремеслу, пространственное воображение, хорошая общенаучная подготовка, знание физики, механики, радиоэлектроники, соответствующих образцов техники, владение математическим аппаратом Инженеры предприятий, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры (компьютерной, автомобильной и другой техники), механики всех профилей, электромонтажники, слесари, техники-технологи Операторские Операторы ЭВМ (АСУ, РЛС), офицеры наведения, военные летчики и другие специалисты, непосредственно управляющие военной техникой и вооружением Высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе Операторы пультов управления (ЭВМ, АСУ), радиооператоры, радиотелеграфисты, операторы станков с ЧПУ, наборщики, ювелиры-граверы, профессиональные фотографы, летчики гражданского воздушного флота, водители различных видов транспорта Оперативно-штабные Оперативные работники штабов всех уровней, штатные оперативные дежурные командных пунктов, штурманы ВВС и ВМФ, военные финансисты Хорошие знания соответствующих нормативных документов, готовность к точному выполнению их требований при одновременном умении рисковать, принимать решения, основанные на интуиции, долговременная память, логическое мышление, тщательность и пунктуальность, способность к кропотливой работе, ответственность и решительность, умение работать с графиками, таблицами, производить сложные расчеты, в том числе на ЭВМ Операторы в банках, диспетчеры по движению, дежурные по железнодорожным станциям, штурманы гражданского воздушного и морского флота, распределители работ, делопроизводители, бухгалтеры, топографы, программисты Специальности, связанные с деятельностью в экстремальной обстановке Специалисты воздушно-десантных войск, морской пехоты, частей спецназначения, разведывательных подразделений Особенно высоки требования к здоровью и физической подготовленности (выносливости, силе, ловкости), волевым качествам (смелости, решительности, самообладанию и выдержке), сообразительности, находчивости, готовности к внезапным действиям, коллективизму
Спасатели всех видов, сотрудники охраны,
телохранители, сотрудники ОМОН (муниципальной милиции, уголовного розыска и т.п.) инкассаторы, каскадеры,
пожарные, егеря, инспектора
 рыбоохраны,
 инструктора по туризму Обеспечивающие Специалисты всех служб тыла вооруженных сил, некоторые специалисты медицинской и финансовой служб, заместители командиров по тылу Бескорыстность, чуткость к людям, внутренняя собранность, самоконтроль, бережное обращение с вещами, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, решать многообразные и порою противоречивые задачи, видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, вести тщательный учет ее результатов
Заместители
(помощники)
директора по снабжению
(хозяйственным вопросам),
агенты по снабжению, быту, маркетологи,
товароведы,
экспедиторы,
заведующие
складами,
менеджеры
по розничной торговле /> /> /> /> /> />
 
Приложение 4. Анкета военнослужащего.
Анкетированиевоеннослужащих проводится с целью исследования и определения потребности впереобучении и необходимости психологической поддержки увольняемых в запасвоеннослужащих и членов их семей.
Ваши ответы помогут лучшепонять существующее положение дел, определить направление работы в областипрофессиональной переподготовки.
Прочитайте вопрос иобведите кружком цифру рядом с тем ответом, который совпадает с Вашим мнением.Если ни один ответ Вам не подходит, напишите свое мнение.
Пожалуйста,не пропускайте в анкете ни одного вопроса
ФАМИЛИЮ ВАНКЕТЕ УКАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО
1. Какова Вашавоинская специальность по диплому?
2.Имеете лиВы гражданскую специальность (по диплому), какую?
3. Если нет, то какими гражданскимиспециальностями Вы могли бы овладеть, применяя имеющийся опыт без специальнойподготовки? (напишите)
4. Как Вы считаете, имеющаяся у Васгражданская специальность гарантирует Вам трудоустройство после увольнения изармии?
1)   Да
2)   Нет
3)   Не знаю
5. Уверены лиВы, что быстро найдете работу по этой специальности?
1)   Уверен
2)   Скорее уверен
3)   Скорее не уверен
4)   Не уверен
6. Как Вы оцениваете уровень своейинформированности о перспективах своей трудовой деятельности?
1)  Достаточно низкий, что делать, незнаю
2)  Имею некоторое представление
3)  Знаю и имею возможность достичьжелаемого в сфере занятости
7. Какую сферу деятельности Вы быпредпочли при трудоустройстве после увольнения из армии?
1)   Работа в коммерческих структурах
2)   Работа на государственныхпредприятиях и в учреждениях
3)   Работа в сфере транспорта и связи
4)   Работа в структурах МВД, прокуратуры,таможни, налоговой инспекции
5)   Работа в сельском хозяйстве
6)   Работа в сфере образования
7)   Работа в строительстве
8)   Работа в торговле и общественномпитании, бытовое обслуживание
9)   Государственное и муниципальноеуправление
10)  Другое (напишите)                                                  
8. Хотите ли Вы пройтипереобучение?
1)   Да
2)   Нет
9. Овладение какой профессией,специальностью, по Вашему мнению, может обеспечить приемлемое для Вассоциальное положение? (напишите 1–2 профессии)
1)                                                                           
2)                                                                           
10. Является ли дляВас привлекательной предпринимательская деятельность?
1)   Да
2)   Скорее да, чем нет
3)   Скорее нет
4)   Нет
11. Если да, то что на настоящиймомент этому мешает?
1)   Отсутствие личных средств
2)   Отсутствие экономических условий
3)   Отсутствие специальной подготовки
12. Какой уровень осуществленияпредпринимательской деятельности Вас устроил бы?
1)   В качестве специалиста в коммерческойорганизации
2)   В качестве руководителя коммерческойорганизации
3)   В качестве владельца коммерческойорганизации
13. Если Вы готовыпройти переподготовку, по каким признакам Вы будете выбирать новую специальность? (можно отметить 2–3 пункта)
1)   Высокий заработок
2)   Надежность, гарантия трудоустройства
3)   Легкость и быстрота освоения
4)   Не имеющая вредности, физически нетяжелая
5)   Возможность работать на дому
6)   Сохранение своего социального статуса
7)   Другое (напишите)                                                  
14. Каким организациям,осуществляющим переподготовку, Вы отдали бы предпочтение?
1)   Учебные центры службы занятости
2)   На базе вузов
3)   На базе техникумов, ПТУ
4)   Коммерческая организация
5)   На предприятии
6)   Не имеет значения
15. Какой уровень переобучения Васустроит?
1)   Получение диплома о высшемобразовании (получение второго высшего образования)
2)   Получение диплома о среднемспециальном образовании
3)   Первичная профессиональная подготовкапо рабочей специальности
4)   Повышение квалификации по ужеимеющейся гражданской специальности
5)   Другое (напишите)                                                  
16. Каковы Ваши требования ксодержанию переподготовки?
1)   Дополнительные знания и навыки(иностранный язык, экономика, право, психология и т.п.)
2)   Практические навыки
3)   Теоретическая подготовка
4)   Изучение основ управления, бухучета,права и навыков в избранной сфере деятельности
5)   Другое (напишите)                                                  
17. Какая форма обучения для Васнаиболее желательна?
1)   Дневная
2)   Заочная
3)   Вечерняя
4)   Экстерн (самообразование и сдачаэкзаменов)
5)   Не имеет значения
18. Я хотел бы, чтобы учебноезаведение, в котором я проходил переобучение, было расположено:
1)   Близко к дому
2)   В другом районе города
3)   В другом городе
4)   Не имеет значения
5)   Другое (напишите)                                                  
 
19. Какие срокипереподготовки Вас устраивают?
1)   До трех месяцев
2)   До шести месяцев
3)   До года
4)   До двух лет
20. Смогли бы Вы оплачиватьпереподготовку самостоятельно?
1)   Да
2)   Нет
3)   Частично
Вопросы с 21по 31 предназначены для тех,
у кого членысемьи нуждаются в переобучении.
Все остальныемогут перейти к вопросу 32
21. Ваша семья состоит (включая Вас):
из                человек
22. В том числе трудоспособные(имеющие профессию):
     человек
23. Работают ли трудоспособные членыВашей семьи в настоящее время?
1)   Да
2)   Нет
24. Если нет, то стоит ли кто-либоиз членов Вашей семьи на учете в службе занятости как безработный?
1)   Да (          человек)
2)   Нет
25. Сколько членов Вашей семьииспытывают проблемы с трудоустройством?
     человек
26. Имеют ли членыВашей семьи специальность, которая даст им возможность трудоустройства послеВашего увольнения из армии?
1)   Да
2)   Нет
27. Если да, то назовите ее:
                                                                                                                  
28. Нуждаются ли членыВашей семьи в профессиональной подготовке?
1)   Да
2)   Нет
29. Какой уровеньпереобучения устроит членов Вашей семьи?
1)   Получение диплома о высшемобразовании (получение второго высшего образования)
2)   Получение диплома о среднемспециальном образовании
3)   Первичная профессиональная подготовкапо рабочей специальности
4)   Повышение квалификации по ужеимеющейся специальности
5)   Другое (напишите)                                                  
30. Какая формаобучения наиболее желательна для членов Вашей семьи?
1)   Дневная
2)   Вечерняя
3)   Заочная
4)   Экстерн (самообразование и сдачаэкзаменов)
5)   Не имеет значения
31. Имеете ли Вывозможность оплачивать профессиональное обучение членов семьи?
1)   Да
2)   Нет
32. Можете ли Высказать, что располагаете достаточной информацией (ответьте по каждому пункту):        Да                Нет
а) о ситуации на рынке труда… 1…  2
б) о перспективах трудоустройства поимеющейся у Вас гражданской специальности ……………………………..3...………4
в) о возможности переобучения
на другую специальность… 5…  6
г) о перспективах трудоустройства
по вновь полученнойспециальности .7… 8
д) о возможности самозанятости …...9……….10
33. Каково Ваше психологическоесостояние в последнее время?
1)   Оптимизм, активность
2)   Тревожность, неуверенность
3)   Раздражительность, нервозность
4)   Подавленность, пессимизм
5)   Злость агрессивность
6)   Затрудняюсь ответить
7)   Другое (напишите)                                                  
34. В какой мере, поВашему мнению, офицеры, уволенные из вооруженных сил, нуждаются в консультацииспециалистов по вопросам занятости?
1)   Существует сильная потребность
2)   Такая потребность существует
3)   Нуждаются некоторые люди
4)   У большинства такой потребности нет
5)   Такой потребности не существует
35. Какие направлениядеятельности органов занятости наиболее актуальны, по Вашему мнению, вотношении офицеров, увольняемых из вооруженных сил?
1)   активизация профессиональных,социальных и психологических  возможностей человека
2)   подбор постоянной, временной илиподходящей работы
3)   информирование человека о его реальномположении и перспективах на рынке труда
4)   приведение в соответствиепрофессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда,определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения
5)   проведение психологическойдиагностики, выявление социально-психоло-гических и психофизиологическихособенностей человека
6)   Другое (напишите)                                                  
36. Что, по Вашемумнению, сегодня нужно, чтобы добиться успеха в жизни? (отметьте не более 2-х позиций)
1)   Предприимчивость
2)   Протекция, знакомства
3)   Дружеские связи
4)   Способности, талант
5)   Хорошее образование
6)   Деньги
7)   Принадлежность к власть имущим
8)   Помощь государства
Ответьте, пожалуйста, на нескольковопросов о вас лично  (напоминаем, фамилию указывать не нужно)
37. Ваш пол?
1)   Мужской
2)   Женский
38. Сколько Вам лет?До 20 20–24 25–29 30–34 35–39 40–44 45–49 50–54 55 и старше 1 2 3 4 5 6 7 8 9
39. Ваше образование?
1)   Общее среднее
2)   Среднее специальное
3)   Высшее военное
4)   Высшее гражданское
40. Ваше воинскоезвание?
                                                                                                         
41. Занимаемаядолжность?
                                                                                                          
42. Ваша выслуга лет?
                                                                                                          
43. Напишите, пожалуйста, каковоВаше денежное довольствие на данный период?
                                       рублей
44. Если в Вашей семье имеютсядополнительные доходы у членов семьи (зарплата, пенсии, пособия), то укажите,пожалуйста, каков среднемесячный доход в Вашей семье на одного человека?
                                                                                                         
45. Имеете ли Вы сейчас жилплощадь,на которой сможете проживать после увольнения из армии?
1)   Да
2)   Нет
46. Укажите, пожалуйста, регион, вкотором Вы планируете проживать после увольнения из армии
                                                                                                         

БОЛЬШОЕСПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.