Реферат по предмету "Социология"


Проблемы женского движения в прошлом и настоящем

Федеральноеагентство по образованию
Рязанскийгосударственный радиотехнический университет
Кафедрасоциального управления, права и политологии
Курсоваяработа
подисциплине:
«Гендерологияи феминология»
на тему:
«Проблемыженского движения в прошлом и настоящем»
Выполнила:
студенткагр.469
Редина Ю.Ю.
Проверила:
доценткафедры
философии
СадовничаяЛ.И.
Рязань 2008

Содержание
 
Введение
Глава 1. Возникновение и развитие женскогодвижения
1.1 Зарождение женского движения в Европе
1.2 История женского движения в России
Глава 2. Современное женское движение и его проблемы
2.1 Современный феминизм и его основныенаправления
2.3 Проблемы современного женского движения вРоссии
Глава 3. Необходимые условия для активизацииженского движения
Заключение
Список литературы

Введение
В XX веке произошлорезкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Онапрочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное,но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока раноговорить о достижении равноправия женщин и мужчин.
Длительная борьба женщинза равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания вовзглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это,фактическое равноправие не достигнуто.
В настоящее время женскиепроблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и национальныезаконодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины необладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярковыраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий вобществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, ихбольше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья иматеринство являются единственными ценностями. Ответом на существующиепротиворечия и являются женские движения.
Актуальность исследованиянапрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув какобщественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женскоедвижение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели,которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не толькоженщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.
Цель данной работы –рассмотреть проблемы женского движения в прошлом и настоящем. Объектомрассмотрения являются непосредственно женские движения. Предметом – проблемыженского движения в историческом контексте. Задачи исследования: рассмотретьвозникновение женского движения в Европе и в России, выявить современныенаправления и проблемы женского движения, предложить необходимые условия дляактивизации женского движения.

Глава 1. Возникновениеи развитие женского движения
 
1.1 Зарождениеженского движения в Европе
 
Начало 18 века – период некоторогоотступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особуюпопулярность в среде привилегированных классов получила тогда идеякультивирования женской «слабости» (появилось выражение «слабый пол»). Но уже ксередине столетия критические голоса французских просветителей способствовалиразоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта».Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженноесуществование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» иобычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественнойжизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин естьтолько следствие ее неполного и неправильного воспитания». При явнойкритической направленности высказываний просветителей о феодально-сословномбраке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскуюсостоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею«естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее составмиф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив вобщественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленностьобщественного разделения труда по половому признаку [9,c.54].
На протяжении всего 18 века женщиныевропейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщинработала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки быливольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны,пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общемхоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав награжданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе[10,c.44].
В США свой голос в защиту женскихправ первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818г.г.), которую считаютпервой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитойфразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали,и власти, которая не представляет наших интересов» (1776г.).
В предреволюционной Франции поборницыженских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание наженское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившейв 1789г. лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от ихпроисхождения, – Декларация прав человека и гражданина – был принят все же безучета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Они жебыли названы позже «активными» гражданами. Как ни резок был появившийся вследза Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (ГенеральныхШтатов) без их участия, французская Конституция 1791г. отнесла женщин к«пассивным» членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказвключить женщин в категорию «свободных» и «равных» и привел к возникновению воФранции движения в защиту женских гражданских и политических прав – феминизма.Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французскойфеминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791г. Декларацию правженщины и гражданки. В Декларации содержались требования предоставленияженщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности заниматьгосударственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстроорганизовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства к «походам» ибунтам, пыталось ввести в правовые рамки «Общество женщин революционныхреспубликанок» – первая женская политическая организация, также возникшая в1791г… Однако ее деятельность была в 1793г. запрещена Конвентом, а вскоре иавтор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину.Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795г. женщинам Франции запретилипоявляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804г.император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никакихгражданских прав и находится под опекой у мужчины[11,c.34].
Практически одновременно с О. де Гуж,в 1792г., свою книгу «Защита прав женщины» опубликовала в Англии и,одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797г.г.), поставив ряд актуальныхвопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, чтоспособность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, аженская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствиемужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго досовременных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М.Уолстонкрафтсделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются,будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела иматеринство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства»,рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личногоудовлетворения или страдания женщины[9,c.61].
В том же 1792г. в Германии вышлакнига Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796г.г.) – «Об улучшении гражданскогоположения женщины». С ее публикации началась история феминистской мысли в егостране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов инастаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенныхмужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимойполитической деятельности».
К началу 19 в. формированиефеминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философскихконцепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции ибританца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образованияи просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, нонедолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, рольженщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядахсоциалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, чторавноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественнойсистеме, что нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение частнойсобственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества,эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна бытьпредоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчиненеобходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье былпоборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только всемье, но и в обществе – однако даже в его коммунах все обычные женскиеобязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считалиисточником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистическогоиндивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера,равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимуюоснову свободного общества[8,c.34].
Реализация этих задач на практикебыла малоуспешной; женщины – и в Англии, и во Франции – заинтересовались имидаже меньше мужчин. Некоторое распространение теории Фурье и Оуэна получили внизшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочейже среде сохраняла популярность идея о семье, в которой муж является добытчиком,а жена – домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первойполовины 19 в. (чартистских, профсоюзных и др.) служила лишь подкреплениеммужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г. 19 в.политическое участие женщин из рабочей среды в них резко снизилось, а неприятиефеминизма усилилось[9,c.65].
Социализм (утопического толка) ифеминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, чточерез воспитание личности нового типа можно достичь политических исоциально-экономических изменений. Последним выражением объединения двухсоциально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна британцаУильяма Томпсона, написавшего в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущейфеминисткой 1820–1830-х г.г. «Воззвание одной половины человечества, женщин,против претензий другой половины человечества, мужчин» (1824г.). Воззваниевскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти,демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемыхпутей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, чтоинтересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радостьпартнерства превзойдет радость деспотизма»[10,c.45].
Во второй четверти 19 в.требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественныхкомпаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос одоступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на БлижнемВостоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образованииподнимался мужчинами). Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюдуженщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы вобласти права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапомбыла постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечениязаконодательных реформ.
Во Франции борьба женщин за правоголоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социальногопорядка: в ходе революции 1848г. там была сделана новая неудачная попыткавключить требование женского равноправия в общий список демократическихпреобразований. В Германии выразительницей идей женского равноправия в этовремя стала Луиза Отто-Питер – одна из основательниц «Всеобщего германскогоженского союза» (1847г.). В своих выступлениях ее сторонницы требовали дляженщин политических свобод, права на образование и работу, экономическойнезависимости, права голосовать. После поражения революции 1848г. здесь тоженаступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их обществазапрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии женскому движению повезлобольше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере – центрах радикальной оппозиции –появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинамиправ и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в[1,c.77].
Самым же успешным оказалось женское движениев США. В 1848г. в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами и 32мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларацияпозиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: «Всеженщины и мужчины созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинамправ на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политическойи религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в историиамериканского и мирового феминизма, положив начало формированию еголиберально-реформистского направления. Участницы и участники встречи в СенекаФолз не отрицали существующего общественного порядка, но желали расширитьправовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности – иизбирательные[3,c.123].
Рождение либерального феминизма вСтаром Свете связано с именами Марион Рейд («Мольба за женщину», 1845г.) и женыизвестного писателя Д.С.Милля, сохранившей свою фамилию, – Гарриет Тейлор («Избирательныеправа для женщин», 1851г.). Одну из самых известных своих книг – «Подчиненностьженщины» (1851г.) – Д.С.Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед заГ.Тейлор, Д.С.Милль считал брак «единственным видом рабства, признаваемымновейшими законами», так как воспитание женщины и выработка в ней ожидаемых«слабостей», считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают нароль сексуального объекта. Книга формулировала цели феминистской пропаганды,чтобы «женщина могла подняться из положения прислуги до положения партнера»[2,c.25].
Социальную базу либеральногофеминизма середины – второй половины 19в. составляли представительницыпривилегированной части общества, образованной и интеллектуальной частисреднего и высшего классов. С середины 19 в. они стали создавать кружки игруппы (особенно успешным был «Комитет женской собственности» в Лондоне, 1855г.),придавая большое значение «респектабельности» своих действий. Подчеркиваяобщность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин,реформистки считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемыженщинам всех социальных слоев. Некоторое своеобразие имел либеральный феминизмв США, где викторианские религиозные идеалы о женских добродетелях оказались встранной смеси с либеральными положениями о правах личности и равенстве, ееправовой, экономической и социальной независимости.
С середины 19 в. берет началопротивостояние либерального европейского и американского движения за праваженщин и марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс не считали тему угнетения по признакупола важным аспектом своей теории, поэтому их взгляды не включали анализаженского социального опыта. Их последователи, развернув широкую пропаганду всередине – второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов всехугнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных феминистоккак выразительниц интересов лишь образованной и сравнительно обеспеченной частиженского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи интересыоказались обойдены либералками – прежде всего женщин из рабочей среды.Вынужденные нести двойное бремя – семейных забот и работы на фабрике, –работницы и жены рабочих оставались в то время социально пассивными. Улучшениесвоего положения они видели не в приобретении гражданских и политических прав,а в возможности оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксистыобещали им единовременное решение этой и всех других проблем в случае, еслиженщины-работницы и жены рабочих поддержат подготавливаемый ими социальныйпереворот, который ликвидирует угнетение всех социальных групп. Эти обещанияосновывались на представлении о невозможности существования патриархата ивнеэкономического угнетения женщин в обществе, свободном от частнойсобственности и эксплуатации[5,c.47].
Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельсаположили начало развившимся позже социалистическому и марксистскомунаправлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была темаженского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечениисамостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишьв определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчностилюбой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатилифеминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идейрассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процессвзаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме –пролетарии, а марксистском феминизме – женщины)[9,c.67].
В 19 – начале 20 в. феминистки смарксистскими взглядами составляли меньшинство. Либеральный же феминизм быстроразвивался, сторонники его преобладали. Самыми массовымилиберально-феминистские организации были в США и Великобритании; менеемассовыми – в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средние – в Канаде,Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с егоцелями (политические права); с долей в населении городского, образованногосреднего класса; с поддержкой, оказываемой другими слоями населения иорганизациями (например, влиятельными политиками – мужчинами); с политикой,которую проводило правительство (лояльность; ограничения права женщинучаствовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурнымиособенностями (более развитым движение было в протестантских странах)[7,c.56].
С середины 19 в. и в Старом, и вНовом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнеевключаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основныецентры борьбы за него оказались во второй половине 19 в. в Англии и США, отчегоанглийский термин «суфражизм», означающий избирательное право вообще, вошел висторию как определение политического направления в феминизме.
Первая постоянная группа сторонникови сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в Британии –Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Associationfor Female Suffrage) была создана в 1851г. К 1867г. в Манчестере при активномучастии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано «Общество женскогоизбирательного права». Активистки общества во главе с Л.Беккер развернулибурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистскогожурнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868г.общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ(НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в1869г. была создана женская суфражистская ассоциация в США. Благодарябеспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказалисьдопущены к голосованию (в 1869г. об этом объявил Вайоминг, в 1893г. – Колорадо,в 1896г. – Айдахо и Юта)[2,c.23].
Когда в 1888г. феминистки разныхстран объединились в «Международный совет женщин», сторонницы борьбы за правоголоса составили в нем самую значительную часть. Входившие в нее членыбританской НФСО (около 50 000) организовывали демонстрации, шествия, банкеты ипикники, туры по стране, приемы, встречи с религиозными и женскимиорганизациями. К рубежу веков под ее давлением английский парламент принялзаконы, предоставляющие право незамужним состоятельным женщинам поступать вуниверситеты, медицинские школы, владеть собственностью и управлять ею (с 1882г.),а с 1894г. дал женщинам право голоса на местных выборах.
Обзаведясь своим штатом сотрудников,издавая газету «Общее дело» («The Common Cause»), НФСО старалась распространитьидеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии, опираясь на дух независимостиэтих земель. Ярким примером достижимости целей для американских и английскихсуфражисток служили Новая Зеландия, где имущие женщины получили активноеизбирательное право (хотя и не могли быть избранными) в 1893г., и Австралия,где в 1902г. женщины получили и активное, и пассивное избирательные права[4,c.34].
Однако в Англии принятие закона оправе женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах всеоткладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральныхметодах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски ЭммелинПанкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое имиМанчестерское отделении НФСО в 1903г. заявило о своем преобразовании в Женскийсоциально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление всуфражизме: милитантство (от militant – воинственный)[10,c.143].
Если интересы суфражисток былипредставлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900г.),что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904г. был создан«Международный альянс за избирательные права женщин», объединившего и мужские,и женские организации), то «милитантки» (которых в США именовали «суфражетками»,противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности иотказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женскоечленство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания ктребованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовкис гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам вобщественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия,разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме –объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, вЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базудвижения за женское избирательное право[8,c.63]. Переход милитанток к открытым покушениям насобственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е.усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и далоновые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы полученияженщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось вовходившей в состав Российской империи Финляндии в 1905г.) заставили суфражистоки НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам праваголоса без их помощи в 1928г.
 
1.2 История женского движения вРоссии
/>
Предыстория русского женскогодвижения берет начало в18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французскойреволюции 1789г. и идей Просвещения. Передовое русское общество следило засобытиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизмасвой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине вобществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщиннового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (ЕкатеринаII, Е.Р.Дашкова, графини М.Г.Разумовская, А.К.Воронцова, М.А.Нарышкина).Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс(Е.А.Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А.Волковой, Е.С.Меньшиковой),рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозысвидетельствовало о появлении социального женского самосознания[11,c.134].
Целям «усиления социализации» женщинспособствовало Женское патриотическое общество – «первая на русской почвеорганизация для достижения общественных целей». Созданное в 1812г., оноположило начало истории организованной женской политической активности вРоссии. В известной степени, его деятельность была продолжена последовавшими засвоими мужьями и братьями в Сибирь «декабристками» (Е.И.Трубецкой,М.Н.Волконской, Е.А.Уваровой, А.Г.Муравьевой и др.). Через этих женщиносуществлялась переписка заключенных, некоторые брались за передачу из Сибири встолицу и распространение в Москве и Петербурге вынесенных из острогаполитико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки,пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты,«декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью онивыстраивали модель возможной для женщины внесемейной (публичной) инициативы.Аналогичный пример являют современницы декабристок из числа писательниц начала19 в. (А.В.Зражевская, К.К.Павлова, А.П.Зонтаг, Е.А.Тимашева и др.). Отстаиваяидеи женского равноправия, они также шли нелегким путем самопознания исамоопределения и, рассказывая о своем несогласии со стереотипамиобщепринятого, выступали против общегосударственного принципа«благонамеренности»[5,c.233].
Кристаллизации женского коллективногосамосознания в России способствовали не только женщины, вписывавшиеся всоциокультурный контекст эпохи, но и «выпадавшие» из него – «беззаконные кометыв кругу расчисленном светил» (А.С. Пушкин), те, кто взрывал своим необычнымповедением привычные обществу стереотипы («кавалерист-девица» Н. Дурова, А. Закревская,А. Керн, С. Дельвиг). Они вызывали скандалы своими поступками, внося свой вкладв дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, онизаставляли пересматривать устаревшие моральные идеи.
Часть женщин-писательниц и«беззаконных комет» второй трети 19 в. были хозяйкамилитературно-художественных салонов (З.Н. Волконская, Е.И. Голицына, С.Д. Пономарева,А.П. Елагина и др.); они либо разделяли сами идеи модернизации самодержавнойсистемы и связанного с ней подавления женской личности, либо желали приниматьучастие в обсуждении подобных вопросов. Их споры, тесно вплетенные в светскийфлирт, также были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок кобщественной жизни. Благодаря развитию женской благотворительности (в том числеблагодаря усердию жен российских правителей – Марии Федоровны, ЕлизаветыАлексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в России 19 в.появилось немало женских рукоделен, воспитательных домов и «училищ для дочерейвсякого звания». В 40-ые годы возникли первые коммерческие школы для женщин вПетербурге и Москве[9,c.75].
Свою роль в поиске россиянками сферприменения их внесемейной активности сыграла Крымская война 1853–1856, скоторой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней игралибольшую роль (Е. Будберг, А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово –внучатые племянницы М.И.Кутузова и др.), олицетворяя пути «самоэмансипации»,без которой была бы невозможна постановка вопроса об освобождении женщин вРоссии.
В начале 1850-х г.г. ряд передовыхрусских интеллигентов ознакомился с развернувшимися на Западе дебатами оженском равноправии. Об этом можно судить по статьям либерально настроенныхпреподавателей университетов: физиолога И.Сеченова, историка Т.Н.Грановского(его статья «Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашемотечестве» опиралась как раз на западный опыт), а также хирурга Н.И.Пирогова,чья неопубликованная работа «Идеал женщины» ходила в рукописных списках изачитывалась до дыр. Славу и репутацию журналиста, поставившего «женскийвопрос»в России и заставившего говорить о нем всех, снискал авторжурнала «Современник», литературный критик М.Л.Михайлов, выступивший со статьей«Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе»(1852г.). В нейвпервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин всоциально-политической жизни. Благодаря этой статье «женский вопрос»получилправа гражданства в литературе и стал восприниматься не как обособленнаяпроблема, а как одно из проявлений общественного неустройства[1,c.55]. />
Начало женского движения в России(1859–1904г.г.)связанос попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональнойзанятости, а через нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой заих доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859г.по 1905г. Создание в 1859г. «Общества доставления дешевых квартир и другихпособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» было идеей трех женщин:М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и В.Н.Ростовцевой.
В том же году начало действовать«Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению»,инициированное М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и Н.В.Стасовой, которые нынеименуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират, вместе сдругими инициативными лицами и сторонниками, развернул широкую филантропическуюи образовательную деятельность, что было характерно для феминизма в периодпритеснений и ограничения возможностей политической активности. В 1861г.А.П.Философова подготовила документы для открытия в столице первой женскойтрудовой ассоциации – «Общества женского труда», которое начало действовать с1862г. В 1863г. в столице М.В.Трубникова и Н.В.Стасова учредили женскуюиздательскую артель. С 1864г. в Петербурге открыл двери первый магазин женскихрукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качествепродавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (примагазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья)[7,c.45].
Вдохновленная просветительскимиидеями, русская разночинная интеллигенция старалась представить право наобразование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Неслучайно поэтому открытие в Петербурге в 1859г. первой воскресной школы дляженщин, организованной на квартире М.С.Шпилевской, представлялось как вклад вдело женского освобождения. Столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862г. –Киеву, Казани, Одессе и иным городам. Однако центральным вопросом оставалсявопрос о доступе женщин к высшему образованию. Девушки проникали на занятия вуниверситеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине.Самые последовательные и юридически подготовленные добивались открытиянегосударственных женских курсов. В 1867г. по инициативе М.В.Трубниковой,Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и др. 100 женщин дворянского звания подписали петициюна имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещениелекций. Одновременно в адрес Первого съезда естествоиспытателей России былаподана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. Иректор, и съезд выразили сочувствие женщинам, но инициативы их не поддержали[11,c.241].
В течение ближайших трех лет та жеинициативная группа составляла все новые и новые прошения и небезуспешно: с1869г. начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870г.– Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В.Стасова),поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872г. в Петербурге были открытыврачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а вМоскве – Высшие женские курсы В.И.Герье (ныне в их здании на ул. Чаяноварасположен РГГУ). В 1878г. в Петербурге открылись самые известные из женскихкурсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историкаК.Н.Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось зарубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранныхстуденток в 1860–1900г.г. более 700 составляли русские). В западныхуниверситетах происходило постоянное соприкосновение российских «равноправок» сидеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» вРоссию, помогая – по возращении – создавать тайные политические кружки[9,c.88].
Женщины, окончившие курс наук вРоссии или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством и дажесозданное в 1893 по инициативе Н.Стасовой «Общество вспоможения окончившим курснаук» не могло обеспечить работой всех. />
Российское женское движение 1905–1917г.г.–зрелоефеминистское, подготовленное и идейно, и организационно. Революционная волна1905г. подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию ипрофессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. Вянваре 1905г. около 30 петербургских женщин либеральных взглядов объявили осоздании всероссийского «Союза равноправия женщин»(СРЖ), которыйдействовал до 1908г. В апреле он провел первый в российской истории митинг взащиту женских политических прав[8,c.77].
В мае 1905г. на Первом съезде союзаделегатки обсуждали идейную платформу и цели: немедленный созыв Учредительногособрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права безразличия пола, веры, национальности; признание прав народов России; уравнениеженщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах вовсех областях жизни; допущение женщин во все области общественной и служебнойдеятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов опроституции, унижающих достоинство женщин. В течение года отделения СРЖобразовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове. Ихактивистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съездапредставителей земств и городов и других официальных организаций с просьбойрассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательныхправ. Одновременно велась работа по налаживанию связей ссоциал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию ввопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905г. – с Московским стачечнымкомитетом и комитетом самообороны, представлявшем интересы лиц наемного труда.В 1906г. ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали всоздании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открыласьбиблиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий. В1907г. аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге;активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А.М.Коллонтай.Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в составе егочленов были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женскогоравноправия[4,c.33].
На протяжении 1906–1907г.г.деятельность СРЖ была направлена на пропаганду идеи предоставления женщинамизбирательных прав и борьбу за равноправие в политической области. Созданнаяпри СРЖ Юридическая комиссия подвергала тщательной экспертизе действующиегражданские законы, выявляла ограничивающие женщин статьи и через профессораЛ.И.Петражицкого, бывшего членом одного из Думских комитетов, стараласьпоставить вопрос о допуске женщин к процедуре выборов. Те же цели привлеченияобщественного внимания к проблеме ставила перед собой и Женская прогрессивнаяпартия (1907г.); лидером которой была М.И.Покровская – главный редактор журнала«Женский вестник», и сотрудницы общественно-политического журнала «Союз женщин»(1907–1909г.г.). Стараясь преодолеть идейные расхождения, «Союз женщин» устамиряда видных и авторитетных лидеров тогдашнего женского движения (Л.Я.Гуревич,А.А.Кальманович и др.) призывал к обсуждению спорных вопросов и объединению вединый Женский национальный совет (инициатива А.П.Философовой)[10,c.67].
Крупнейшим событием в историироссийского женского движения был созыв 10–16 декабря 1908г. ПервогоВсероссийского женского съезда, собравшего более 1000 участниц. Разрешениена его проведение было получено у властей еще в 1906г., но подготовкарастянулась на 6 лет. Своими задачами российские феминистки, собравшиеся насъезд, видели «благотворительность, взаимную поддержку, трудовую помощь,просвещение», но главной целью съезда было объявлено «содействие объединениюженщин в завоевании прав», создание общеженской организации, которая придала быфеминистскому движению в России организационную завершенность и стала быгарантией его внутренней солидарности. Однако против такого объединениявыступали представительницы пролетарского женского движения во главе с А.М. Коллонтай,называвшей либералок «буржуазными феминистками» и призывавшей не идти у наповоду у «дам-благотворительниц». А.М. Коллонтай и ее сторонницы выступализащитницами эгалитарного понимания феминистских задач, «феминизма равенства»,настаивали на признании женщины полноценным и полноправным субъектом, каким ктому моменту считался мужчина. Либеральные же феминистки (А. Шабанова, А. Тыркова,С. Тюберт) выступали с позиций т.наз. «феминизма различий», предполагающегопризнание существования общего для всех женщин социального опыта изаставляющего не приравнивать женщин к мужчинам, но признавать их отличия изащищать право женщин на них. Во всеобщем равенстве ряд активисток(О.Клирикова, М.Янчевская, С.Исполатова, О.Шапир) видел проявление неравенстваи лишь «равенство при различии» (О.Шапир) они считали основанием для «полноты игармонии» отношений между полами[11,c.254].
На съезде был поставлен также вопрособ ответственности всех граждан страны – и женщин, и мужчин – за судьбу иразвитие Росси по демократическому пути. СРЖ, насчитывавший к тому времениоколо 8 тыс. членов, после закрытия съезда прекратил существование. Его функцииприняла на себя Российская лига равноправия женщин(РЛРЖ), которая кначалу Первой Мировой войны имела свои отделения более, чем в 50 городах.
Активность РЛРЖ была направлена напропаганду идей равноправия полов и воздействие на власть на уровне принятиязаконов и решений. В 1910г. ее активистки («равноправки») участвовали в работепервого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами; в 1911г. –присутствовали в Стокгольме на Международном женском конгрессе. После съезда«равноправкам» удалось добиться через Думу рассмотрения закона, позволяющегоженщинам участвовать в земских волостных выборах (без права быть избранными)(1911г.), проживать раздельно от супругов и иметь при этом равныенаследственные права на общесемейное имущество (1912г.). Менее удачными былипопытки добиться допущения женщин во все университеты, а также в адвокатуру.
Параллельно с либеральнымифеминистскими организациями в России все большую активность в попыткахубыстрить решение «женского вопроса проявляли социал-демократки. В феврале 1913г.российским большевичкам удалось впервые организовать празднованиеМеждународного женского дня (на женском собрании в помещении Калашниковскойбиржи присутствовало более 2 тыс. человек); в середине того же года началвыходить меньшевистский журнал «Голос работницы» и большевистский «Работница».Идеологи революционного решения вопроса о правах женщин призывали не верить призывам«буржуазных феминисток» и не участвовать в проводимых ими кампаниях. Последние,между тем, были весьма успешны: по инициативе РЛРЖ в 1915г. женщины былидопущены на должности почтальонов; начали действовать ясли и сады для детейсолдат (в которых воспитательницами также были женщины), мастерские по пошивубелья для нужд фронта, курсы сестер милосердия, бесплатные столовые и приютыдля беженок[9,c.78].
В 1916г. по инициативе Московскогоотдела РЛРЖ во главе с А.Н.Шабановой было проведено совещание по вопросу осоздании общероссийского Союза женщин. Многие феминистские организации,поддерживая эту инициативу, подписали Устав Всероссийского женского общества(Союза женщин) и подали в декабре 1916г. прошение на его регистрацию вПетроградское присутствие по делам об обществах, однако получили отказ.
В марте 1917г., на волне успешностивторой русской буржуазно-демократической революции, заставившей пастьроссийское самодержавие и породившей политическое двоевластии, «равноправки»решили продолжить свою борьбу более решительными методами. 19 марта 1917г.перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячнаядемонстрация женщин, несших транспаранты «Место женщин – в Учредительномсобрании!», «Избирательные права женщинам!», «Женщины, объединяйтесь!»,«Работницы требуют избирательных прав!», «Без участия женщин избирательноеправо не всеобщее!». Не удовлетворившись заверениями председателя Советарабочих и солдатских депутатов Н.С.Чхеидзе и председателя Государственной ДумыМ.В.Родзянко об их готовности поддержать борьбу женщин за их права,демонстрантки заявили, что не уйдут отсюда, пока не получат ответа отПредседателя Совета министров Временного правительства кн. Г.Е.Львова. Ему ипришлось взять на себя ответственность и подтвердить, что под «всеобщимизбирательным правом» Временное правительство понимает избирательное право длялиц обоего пола. 21 марта 1917г. кн. Г.Е.Львов на встрече с делегатками РЛРЖ(В.Н.Фигнер, А.В.Тыркова, А.Н.Шабанова, С.В.Панина и др.) еще раз подтвердил отимени правительства намерение осуществить политическое равноправие женщин изаявил, что в Положении о выборах в Учредительное собрание появилась запись овсеобщем избирательном праве «без различия пола»[4,c.41].
Признание россиянок равноправнымисубъектами политической жизни – это, таким образом, полностью заслуга женскоголиберально-демократического движения. На выборах в городские и районные думы вмае-августе 1917г. более всего было выдвинуто женщин-кандидаток от кадетов(12%, в том числе С.В.Панина), чуть меньше – от большевиков (10%, в том числеА.М.Коллонтай) и эсеров (7%, в том числе А.Н.Чернова). Лидеры РЛРЖ вынужденыбыли признать подобный успех формальным: и политические партии, и широкие слоиизбирателей вплоть до событий октября 1917г. не были готовы признать заженщинами право на участие в управлении государством[1,c.38].
Последним форумом, в которомофициально принимали участие российские феминистки, была Конференция работницПетроградского региона, созванная 12 ноября 1917г. Присутствовавшая наконференции А.М.Коллонтай предложила выслушать представительницу РЛРЖ «д-раДорошевскую» для того, чтобы работницы знали и представляли, «кто теперьявляется их врагом». Последовавшее за этим выступление Дорошевской о том, что«мужчины не могут защитить женские интересы, так как не понимают их»,потонувшее в гуле несогласия, стало одним из знаков конца либерального русскогофеминизма «первой волны». Деятельность всех феминистских организаций – наряду сдеятельностью иных партий и союзов – была объявлена большевистскими декретамиконца 1917г. – начала 1918г. вне закона.
 

Глава 2. Современноеженское движение и его проблемы
 
2.1 Современныйфеминизм и его основные направления
 
Новый виток в развитии женскихдвижений начался в конце 19 — первой половине 20 веков. В этот периодсформировались три основных направления: либерально-демократическое,радикальное и социалистическое [4, с.178].
Либерально-демократическоенаправление на Западе называют полоролевой подход. Основой этого подходаявляется обеспечение равенства мужчин и женщин в публичной сфере. Причинунеравноправия женщин либеральные феминистки видели в отсутствии у женщинопределенных гражданских и юридических прав. Женщине в Западном обществепредписывалась роль домохозяйки, которая закрепляла такие параметры ееположения, как отсутствие экономической независимости и самостоятельногоисточника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье. Врезультате этого одинокие и бездетные женщины оказывались исключенными ивоспринимались, как девиация. Классик этого направления Т. Парсонс в 30-40-хгодах выразил предписанный статус домашней хозяйки в западном обществе черезконцепцию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно его теории,женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, а мужчинаинструментальную. Экспрессивная роль заключается в установлении внутреннегобаланса в семье, это роль домохозяйки; инструментальная – в регуляции отношениймежду семьей и другими социальными системами, это роль добытчика [4, с.179].
Хотя позиция Парсонса впоследствии была подвергнута критике, а затем и полному забвению со стороныфеминистической мысли, его анализ разделения половых ролей проясняет иподтверждает положение женщины в западном обществе. Более того, сам полоролевойподход стал первой теорией, объясняющей функционально обусловленное различиемужской и женской роли в семье и обществе. В рамках этого подхода выявленынапряжения половых ролей и сформулировано положение о кризисе западной семьи и,соответственно мужественности и женственности.
Либеральные феминисткиосмысляли положение женщин в рамках парсонсианства, формулируя тезис обугнетении женщин и предписанными им традиционными ролями. Такая установкавыдинула перед движением задачу выхода женщины за пределы роли домохозяйки.Либеральные феминистки подразумевали для домохозяек обширную программусоциальных преобразований в системе образования, в производственной,политической и законодательных сферах. Все эти реформы направлены наобеспечение равных прав и возможностей женщин в публичном мире, на изменениеположения в сторону «равного статуса»[7,c.123].
Установкой либеральногофеминизма стала ориентация на новое, «объективное» знание о женщинах имужчинах. Такое «истинное» знание предполагалось получить, сделав женщин «видимыми»,то есть включив их в качестве субъекта и объекта познания. Данная методологиястала называться «добавление женщин»[4, с.179]. Включить женщин как субъектпознания означало обеспечить фактическое присутствие их в научном сообществе.Включить как объект – означало сделать женский опыт предметом исследования. Длявыполнения этой двойственной стратегии в рамках либерального направленияразрабатывались, с одной стороны, программы обеспечения женских квот наразличных статусных позициях, а с другой – обсуждаются женская история,литература, труд то есть изучаются женщины.
На Западе это направлениебыло представлено Бетти Фридман и ее сторонницами по Национальной организацииженщин. Сторонницами данного направления выступали Русское женскоевзаимоблаготворительное общество, Союз равноправия женщин и многие другиеженские союзы. Они боролись за женское образование, заботу о детях, престарелыхженщинах, поддерживали женскую учащуюся молодежь [11, с.196].
Радикальное направлениеявляется наиболее ярким и влиятельным по своим идеям. Оно обратилось к поискамобщего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, являетсяпатриархат – система мужского доминирования над женщинами во всех сферах.Женщина остается угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основыпатриархата, заключенные в сфере приватности и интимности. Сексуальность ирепродуктивные возможности интерпретируются как основа угнетения женщины нарядус капиталистическими производственными отношениями.
Радикальное направленияженского движения продолжал традицию либерально-демократического, далеепроблематизируя положение домохозяйки. Но в области практик и опытовцентральными проблемами становятся особенности женского опыта: репродуктивного– рождение детей, заботы и воспитания, угнетения патриархальным обществом,опыта страдания и, наконец, совместного переосмысления женской роли.
Политическим факторомэтого направления стала радикальная ветвь женского движения марксистской исоциалистической направленности. Политические возможности массовогодемократического движения, привели студенток – участниц университетскихпротестов в «группы роста сознания» [4, с.181]. В этих группах молодые женщиныобсуждали свои, казалось бы, личные проблемы – зависимость от партнера,оскорбление чувства собственного достоинства, проблемы контакта и понимания смужчинами. Таким образом, осуществлялась коллективная проблематизацияисполняемых женских ролей. Их личное становилось публичным. Через разделеннуюнеудовлетворенность образовывалась женская коллективная идентичность«сестринства», которая должна была найти опору в некой социальной теорииугнетения.
Радикальные феминисткиадаптировали марксистские и психоаналитические категории к анализу отношенияполов. Центральной стала категория патриархата, главными были вопросы угнетенияженщин, власти, проблемы неравенства.
Сторонницы этогонаправления считают, что стратегия добавления женщин в науку не только недостаточна, но и оскорбительна. «Добавить женщину» — еще не значит изменитьперспективу отношений между полами. Обычно такие «добавки» приводят крастворению женственности в патриархальном дискурсе[3,c.51].
В сфере гносеологиирадикальные феминистки придерживаются так называемого позиционного подхода. Всоответствии с ним истина об отношении между полами может быть достигнута лишьтеми, кто находится на общей позиции, разделяет женский опыт участия в женскомдвижении как в борьбе против патриархата. Основа истины о полах – страдание исопротивление женщин.
Как и в любом течении вженском движении присутствует экстремистское направление. Представители этогонаправления не готовы идти на компромиссы и агрессивно отстаивают свои идеи.Экстремисты настаивают на превосходстве женщин и во многом даже унижают мужчин.Они публикуют различные статьи и выпускают брошюры пропагандируя свои идеи, ноне смотря на это направление не получило широкого распространения [8,c.243].
Яркой представительницейрадикального направления является Кейт Миллетт. Она писала о подавлениифеминного в культуре, как основе социальной политики патриархата. Термин«патриархат» использовался задолго до работы К. Миллетт «Сексуальная политика»,но именно она сделала его ключевым понятием анализа культуры. Патриархат впонимании К. Миллетт есть власть отцов: семейная, социальная, идеологическая, политическаяв которой женское всегда подчинено мужскому [7, с.390].
Также представителямиэтого направления были Андрей Дворкин, Кристина Дальфи.
Социалистическоенаправление синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основнымипричинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность иклассовая структура общества. В марксизме такие идеи высказывал Ф. Энгельс всвоей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В этойработе вторая глава посвящена семье. В ней Энгельс рассказывает о формах семьии этапах ее развития. До его работы считалось, что существует толькопатриархальная семья, и этот тип семьи считали современной буржуазной семьей(за исключением многоженства). Женщина в такой семье полностью подчинена мужчине«…единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласиимежду мужчиной и женщиной союза. Напротив. Оно появляется как порабощениеодного пола над другим…первая появляющаяся в истории классов противоположностьсовпадает с развитием антагонизма между мужем и женой, и первое классовоеугнетение совпадает с порабощением женского пола мужским» [6,c.265]. Однако в отличие от Энгельса,не допускавшего существования особого, отделенного от пролетарского, женскогодвижения, социалистические феминистки настаивали именно на необходимостивычленения из проблем классовых и общественных – собственно женских проблем.
Сторонники данногоподхода обращают внимание на роль исследователя / исследовательницы как«социального конструктора знания», на его / ее предвзятость, на недостижимостьистинного и неизменного знания. Символом веры становятся множественностьженственности, мужественности и их отношения.
К этому направлениюотнесены те женские организации, которые основывались на марксистские концепциирешения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовыхпозиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частнойсобственности. Таким образом, достижение стратегической цели в борьбе заравноправие совпадало с главной задачей всего рабочего движения –социалистической революцией. Женщины выступали за 8-ми часовой рабочий день, запринятие законов об охране материнства, то есть они боролись за свои права. Вотличие от либерально-демократического направления женские клубы былинемногочисленны.
В России получает ещеразвитие такое направление, как национал-патриотическое. Это женскиеорганизации, которые придерживались официальной концепции о роли женщины вобществе и считали идеи о равноправии вредными. Такие организации как «Союзрусских женщин», «Союз русского народа» и др. В эти союзы входилипредставительницы высших слоев общества и решали такие вопросы как подъемрусского самосознания, поддержание русского духа среди молодежи [4, с.197].Представительницами этого направления были Линда Гордон, Мэри О’Брайен, ЗиллаАйзенстайн и др./>
Психоаналитическийфеминизмвозник вконце 20 в. До этого апелляция к бессознательному, характерная для психоанализа,считалась в феминизме инструментом утверждения женской подчиненности.Опубликование психологом из США Джулиет Митчел книги «Психоанализ и феминизм»(1974г.), а следом работ Нэнси Чодоров («Воспроизводство материнства», 1978г.),Дороти Диннерстайн («Сирена и Минотавр», 1977г.), эссе Мелани Клян породилоновый тип психоаналитического мышления – феминистский. Он поставил в центрисследования не особую роль отца и не эдипальность (как то было уосновоположника психоанализа З.Фрейда), а доэдипальный период, когда ребенокособым образом соединен именно с матерью. Воображаемый страх перед матерью,заложенный в детстве – вот, что определяет, с точки зренияфеминисток-психоаналитиков, мотивацию поведения взрослых индивидов. Французскийпсихоаналитический феминист (Люс Иригари) потребовал отказаться отфрейдистского представления о женщине как кастрированном мужчине, страдающей отзависти к пенису, приписав мужчинам зависть к матке и способности рожать.Поставив в центр не мужскую сексуальность, но женскую, феминистскиепсихоаналитики назвали ее «множественной, проникающей, избыточной, не скованнойграницами». Приверженцев психоаналитического феминизма, как и радикалок(С.Хардинг с ее концепцией эссенциальной сущности женщины, К.Гилигэн с идеей«женской морали», особых типов и стилей мышления, П.Гримшоу с концепцией«женской этики»), обвиняют в эссенциализме (обосновании тезиса о вечномсущностном доминировании женского над мужским), фокусировании на внутреннихпсихических механизмах, недооценке влияния внешних, в том числе социальныхфакторов, влияющих на процесс воспроизводства мужского доминирования.Значимость психоаналитического феминизма для социальной теории заключается впривлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но иматеринства, постановке проблем воспитания (в особенности – женщинами женщин)[4,c.200]./>
Постмодернистскийфеминизмвозник впоследней четверти 20 в., превратив феминизм в методологию, которая критикуетпрежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающимимужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного всоциальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужскимвзглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражениязнания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистскийфеминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола,его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена противпозитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияниемировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачиисследования и выводы из него[5,c.143].
В центре большинстваработ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщинчерез языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткамфеминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женскогочтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является,с точки зрения постмодернистских философов, женское тело и женскаясексуальность.
Отношенияпостмодернистского феминизма с самим постмодернизмом противоречивы. Частьтеоретиков (Моника Виттиг, Кристин Дельфи, а особенно Л.Ирригарэ с ее книгой «Зеркалодругой женщины», 1974г.) настроены против идеи признания Другого,сосуществования с Другим, «ненавязывания» концептов, которые являются дляпостмодернистской парадигмы центральными. Во всех индивидахфеминистки-постмодернистки видят нестабильность, противоречивость, зависимостьот набора внушенных убеждений. Проблематичны и отношения постмодернистскогофеминизма с другими феминизмами. Ряд теоретиков постмодернистского феминизма(Х.Сиксу, Ю.Кристева) именуют себя постфеминистками, открещивается от борьбы заженские права, отрицает возможность создания единой феминистской теории.Радикалки-постмодернистки (Х.Сиксу, Ю.Кристева, Л.Ирригарэ) не хотят вниматьпризыву ведущего американского философа, феминистски и постмодернистки ДжудитБатлер «сделать феминизм более самокритичным» и признать, что любые социальныеи философские категории, с их точки зрения, в том числе и используемыефеминизмом в политической борьбе (включая категорию «женщины») могутоспариваться и переопределяться [4,c.221].
В настоящее время эти тритечения не существуют в столь явном виде, как это было в первой половине 20 века.В настоящее время женские движения носят более специализированный характер.Выделяют культурный феминизм, теоретики которого выступают за развитиесепаратной, отдельной от мужчин женской культуры; гуманистический феминизм –его сторонники настаивают на необходимости развития гуманистических акцентов вкультуре, в которой учитывались как женские, так и мужские интересы; «черный»феминизм, то есть негритянский, американский и ряд других, связанных снациональностью и расой.Феминизмы различаютсягеографически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский ипостсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»),конфессионально (христианский, формирующийся исламский), по методам инаправленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), поидеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), попринадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский,основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский ипостструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации ииндентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющийвсех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентацииквир-феминизм). На рубеже 20–21 вв. в США можно было найти представителей почтивсех течений, в Британии и Австралии более распространен социалистическийфеминизм, во Франции – постмодернистский[1,c.65].
2.2 Проблемысовременного женского движения в России
 
К середине 90-х г.г.женское движение уже распространилось в Российской Федерации. Существовалоширокое разнообразие целей, форм деятельности и политических симпатий в женскихорганизациях не только столицы Москвы, но и в других провинциальных городах.Какие факторы способствовали формированию женского движения? И какиепрепятствия и трудности встретились на пути становления российского женскогодвижения?
Переход России отсоциализма к капитализму оказал на женщин двоякое воздействие или точнееобернулся для них противоречивыми последствиями: с одной стороны возникли новыепрепятствия, а с другой — новые возможности, которые носят как внутренний, таки внешний характер[3,c.234].Вместе с тем, нельзя оспаривать очевидное: период экономической и политическойтрансформации в России создал условия для возникновения современного женскогодвижения. Увеличение политических свобод позволило женщинам выступать публичнопротив дискриминации и сексистских стереотипов; экономический кризис и еговлияние на женщин обусловили активность женщин по защите женских прав нарабочем месте и в службах занятости. Политическая трансформация способствовалаоткрытости к западным идеям и широкому знакомству с международным документам поправам человека, которые, в свою очередь, обеспечили новые стандарты дляповедения российского государства, в которых женские равные права и возможностибыли отражены. Под давлением мирового сообщества Россия становилась болееоткрытым государством, и стала представлять относительно честные отчеты оположении женщин мировому сообществу, проявляя некоторую восприимчивостьвлиянию, оказываемому женскими организациями и объединениями. Глобализацияженского движения — часть мирового процесса глобализации. К концу 20 века почтиво всех странах мира развивается женское движение — различное по масштабам истепени своего влияния внутри своих национальных обществ, борющееся заразнообразный спектр прав и возможностей для женщин. Велико значение интернеткак источника информации, обмена опытом и идеями и как средства коммуникации.Однако, существует общая характерная черта женского движения, и не важно вначале пути или уже в его середине находится оно в какой то из стран, — этосложность осуществления задач по изменению положения женщин в обществе,поскольку необходимы перемены в каждодневной жизни на индивидуальном уровнетакже, как и на уровне структур общества — культурной, религиозной,экономической и политической власти.Велико значение международногосотрудничества для развития современного российского женского движения. Речьидет о международном финансировании. Известно, что в период с 1994 по 1996 г.г.Фонд Форда предоставил грант НПО ИнфомЦентр в сумме 250 тыс долл., 200 тыс.долл. — Консорциуму США-СНГ, 75 тыс. долл. Московскому Центру гендерныхисследований, 50 тыс. долл. — НПО «Экоюрис» (" Женщины-юристы заокружающую среду и развитие"). Фонд Евразия, который созданГосдепартаментом США и финансируемый через Агентство USAID, предоставил грантовна сумму около 900 тыс. долл. на проекты, направленные на работу с российскимиженскими организациями (включая бизнес-семинары для женщин, и программыподдержки женских НПО) в период с мая 1993 по май 1996 года[3,c.237].
Международноефинансирование проектов, осуществляемых неправительственными общественнымиорганизациями и группами, в том числе и женскими, на самом деле может взначительной степени оказывать влияние на формирование женского движения — отопределения повестки до организационной тактики и структуры.
Однако, на ряду с тем,что международные связи способствуют расширению социального общественногодвижения, они также могут оказывать и определенное негативное воздействие,осложняя противоречия внутри самого движения и позволяя распространениюспекуляций и сомнений в обществе относительно национальной объективной природыженского движения[8,c.345].
Процесс глобализацииженского движения чреват негативным проявлением в том, что проблемам, наиболееважным для западных активисток и тех, кто их поддерживает, может придаваться«объективная» значимость, и они как таковые могут быть«навязаны» активисткам в других странах. Иными словами, «по мерероста международного финансирования женского движения определенный набор общихпроблем для многих стран может приобрести почти канонический статус». Сдругой стороны, круг проблем, присущих немногим странам, может игнорироватьсяна международном уровне и «затеняться более общими». В результатепопытки активисток построить движение на местном уровне могут быть обречены напровал, поскольку с учетом поиска финансовых источников для осуществленияпроектов первостепенное внимание обращено на те проблемы, в решении которыхможно рассчитывать на поиск международной поддержки, и которые признанны какважнейшие на международном уровне, а не на те вопросы, которые оказываютсянаиболее жгучими на местах. Ясно, что при этом ставиться под сомнениестроительство широкой социальной базы для развития гражданской активности наместах, поскольку специфике местных интересов не придается приоритетноезначение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние международнойсоставляющей на становление и формирование женского движения в современнойРоссии неоднозначно[3,c.241].
Однако следуетподчеркнуть, что практическое отсутствие инфраструктуры поддержки общественногодвижения в России обусловило поиск ресурсов за границей. Эта практикасоответствовала целям Западных стран и иностранных фондов, «жаждущихподдержать признаки жизни нарождающегося гражданского общества в России».Очевидно, что без экономических и материальных ресурсов невозможно развитиедеятельности и осуществление социально необходимых проектов местногообщественного движения. Мировой опыт показывает, что там, где инфраструктуракоммуникаций и материальная поддержка местных организаций слабая, как в России,привлечение широких слоев масс к участию в общественном движении представляетсяпроблематичным. При этом вероятнее всего усиление тенденции к поиску поддержкив международном сообществе со стороны слабого общественного движения. Этатенденция носит международный характер, поскольку наблюдается не только вРоссии. Вместе с тем, наличие несбалансированных, перекошенных в сторонубольшего участия иностранных фондов и правительств источников финансированиятаит в себе потенциальную опасность неожиданных перемен, связанных с позициейгрантодателей, международных отношений в целом и двусторонних отношений Россиис другими странами. Воздействие сложившейся политической культуры не менееважно для становления женского движения, которая обернулась устойчивой«аллергией» у преобладающего числа женских групп и объединений кпопыткам создания коалиций между объединениями. Кроме того, существовала и«подозрительность» многих организаций к тем, кого они считали тесносвязанными с советским государственным аппаратом и Коммунистической партией[3,c.242].
Женское движение всовременной России сталкивается со всеми основными опасностями становленияобщедемократического движения на постсоветском пространстве. Срединеблагоприятных факторов следующие:
отсутствие гражданскогообщества;
трудности создания сетейнеправительственных организаций;
нехватка экономическойинфраструктуры, подходящей для развития и формирования общественного движения;
кризисное состояниеэкономики и изменения, происходящие в ней, упадок сферы социальных служб, накоторые ранее полагались женщины;
недостаток осознанногоотношения активисток к своим гражданским правам и необходимости их отстаивать,что связано с низким уровнем знаний своих прав и не умением их защищать;
отсутствие сотрудничестваи солидарности среди женских объединений;
недостаток осознаниянеобходимости политического участия;
недостаток связифеминистской теории и практики женского движения;
широкое распространениесексистского отношения к женщинам.
Вопреки всем трудностямженское движение в России живет и функционирует не хуже любого другогосоциального или общественного движения в стране. Оно может опираться иопирается на такие сильные свои стороны, как высокий образовательный уровеньженщин и сохранившуюся ценностную ориентацию на работу вне дома, которая непозволяет поставить женщину на колени посредством идеологии «природногопредназначения». Женское движение обладает определенным сформированныминформационным полем и научно-теоретическим потенциалом, способным помочь всоздании временных коалиций и альянсов. Российское женское движение находитьсяв пути, преодолевая многие препятствия. В чем это проявляется ?
Сотни женских организацийпоявились и множатся по стране, стремясь выражать интересы различных женскихгрупп и объединений. Им приходится действовать в неопределенной экономической иполитической атмосфере, не имея за собой ни соответствующего опыта, нидостаточных знаний тактики и методологии жизнедеятельности объединений, ни иныхвспомогательных инструментов в этой сфере.
Институализация каналовобратной связи государство — женские объединения практически отсутствует вРоссии. Однако женские активистки учатся быстро. Они налаживают свои контакты спредставителями власти, маневрируя между конторами международных фондов.
Женское движениесталкивается и вынуждено бороться с широко распространенным сексистскимотношением к женщинам и с неприятием феминизма в условиях России.
Специфика современнороссийского женского движения заключается в том, что оно: во-первых, избегает«конфронтационных демонстраций»; во-вторых, не концентрирует своиусилия на мобилизации большого числа женщин; в·третьих, подобно другимобщественным движением пореформенного периода, сталкивается со значительнымибарьерами для осуществления совместных действий и развития взаимоотношенийсотрудничества между организациями, группами и объединениями, особенно вМоскве. Женские объединения, как уже отмечалось, сталкиваются с отсутствиемэкономической инфраструктуры для сбора средств для объединений, и ограниченнымпонятийным аппаратом для обсуждения идеологии феминизма с массами женскогонаселения. Приходится преодолевать еще одно препятствие — неверие простых людейв свою способность повлиять на ход событий и добиться успеха[8,c.365].
Активистки женскогодвижения выступают против сексизма в общественной сфере, против стереотиповгендерных ролей, укоренившихся в сознании на протяжении многих десятилетий ивозрожденных появлением рыночной экономики. Одно ясно — нет недостатка впроблемах, с которыми сталкиваются российские женщины, борющиеся за выживание впереходный период, за сочетание обязанностей по работе вне дома с полнойответственностью за детей и домашнюю работу. Оба эти интереса — ключ к ростусамосознания женщин. Проблемы выживания и трудности сочетания семейныхобязанностей и работы вне дома — круг тем, на базе которых можно добиватьсярасширения социальной базы движения, увеличения информированности населения оженском движении, строительства моральной (и возможно материальной) поддержкидля самого движения.
Сегодня российскомуженскому движению необходимо осознать настоятельную необходимость привлеченияженских масс к движению, создания его широкой социальной базы, преодоленияизоляции от широких слоев женского населения и выхода движения за рамки«элитного протеста» отдельных женских групп и объединений.
Активное ядро женскогодвижения осознает настоятельную необходимость постановки и реализации такойзадачи. Некоторые подвижки в этом направлении уже наметились: налаживаетсясотрудничество женских объединений с профсоюзами. Активистки российскогодвижения обдумывают необходимость прагматической поддержки политиков, программыкоторых объективно способствуют улучшению статуса российских женщин, и работупо «выращиванию» своих лидеров, необходимость обучения тому, какработать с разными политическими силами, действовать в поле реальныхполитических процессов и заниматься просветительской деятельностью средимолодежи.
Одновременно российскоеженское движение становиться неотъемлемой частью международного движения,играющего все более заметную роль на мировой арене в определении ходаисторического развития. Именно международная солидарность женских объединений обеспечиваетинтеллектуальные связи, финансовую поддержку и даже уровень внутреннейзаконности для активистов в России.

Глава 3. Необходимыеусловия для активизации женского движения
В современной Россиипроисходит усиление гендерной стратификации (социального неравенства по признакупола).
Существует формальное (юридическое)признание равенства прав мужчин и женщин, но не разработаны механизмы, ведущиек реализации этого равноправия в реальной жизни.
Гендерная стратегияРоссии находится в стадии формирования. Существующие на сегодняшний деньдокументы носят декларативный характер, так как отсутствует единаяконцептуальная основа ее разработки, нет взаимосвязи типа социальной политики иреализуемой модели достижения гендерного равенства[1,c.222].
Традиционные гендерныепредставления, существующие у отечественных государственных служащих как членовобщества, вступают в противоречие с политикой усиления женщин и проведенияпозитивной дискриминации, рекомендуемой международными документами в областигендерных отношений, это оборачивается выхолащиванием их практической деятельностив области гендерного равноправия.
Из всех предлагаемых мерпозитивной дискриминации отечественный законодатель выбирает только те, которыенаправлены на совмещение занятости и материнства. Но не дополненные практикойформирования эгалитарных гендерных представлений эти меры с необходимостьюприводят к усилению социального неравенства по признаку пола[8,c.276].
Гражданское обществоРоссии пока не участвует активно в становлении недискриминационных,неиерархических гендерных отношений, так как основной субъект этого процесса — женское движение и женские общественные организации еще не сформировали единоеидеологическое пространство своей деятельности. Идеология современногоотечественного феминизма и российская гендерная теория находятся в стадии становления,идет активный процесс переработки западных концепций, восстановление,переосмысление и творческое развитие идей русского и раннесоветского феминизма,создание новых форм взаимодействия с практиками российского женского движения.
Одним из реальныхспособов преодоления декларативности гендерной стратегии может стать включениево взаимодействие «теоретики — практики женского движения» представителейорганов исполнительной власти. (тем более, что женщин там достаточно, особеннона нижних ступенях управленческой иерархии).
Краткий анализ женскихдвижений.
Сильные стороны:
·      Осознаниесобственной субъектности на общественной арене.
·      «Актуальностьженского движения» признается не только сами его субъектами, но иоппозиционными, контр-элитными политическими субъектами. Реальная политическаяактивность женщин проявляется в работе реально действующих женскихнеправительственных организаций, в растущем самосознании женщин.
·      Идейнаяпреданность, ортодоксальное постоянство ядра женского движения, лидеров НПО.
·      Коммуникация сэлементами институционального механизма по улучшению положения женщин в лицеНацкомиссии по делам семьи и гендерной политики (в центре и в областях).
·      Взаимопонимание исотрудничество женского движения с международными организациями, стремление кпостроению партнерских, а не вассально-патронатных отношений с ними.
·      Специализация,профессионализация, компетентность ядра женского движения.
Слабые стороны:
·      Утрата энергии,стагнация.
·      Малочисленностьженского движения.
·      Не участвуетмолодежь.
·      Финансоваянестабильность.
·      Слабое осознаниефеминистской предыстории.
·      Отсутствиереференции «женское движение — коллективный женский или феминистскийсубъект».
·      Слабый илинесформированный интерес к политике и др.
Препятствияте же, что и всегда: патриархальноеобщество и укоренившиеся стереотипы.
Потенциал воздействияженских организаций на общество и государственные институты таков, что их можноотнести к одному из важнейших центров сил влияния, а значит – и к разрядумощных инструментов социального управления. Женщины сами по себе, а ихобъединения, тем более, способны сделать то, чего нельзя сделать ни однимдругим признанным способом управления. Эту специфику, безусловно, учитываютполитики, когда призывают женщин объединяться под флагом какой-либо идеи вразличного рода ассоциации «социальной направленности», ассамблеи «матереймира», дамские попечительские советы или амбициозного характера клубы «деловыхледи»[4,c.156].
В настоящее время доляженских общественных организаций в ряду других значительно возросла. Болеетого, активность такого рода организаций часто гораздо выше, чем даже упрофессиональных объединений. Причем, к женским организациям целесообразноотнести и те, что по составу не являются чисто женскими, но имеют управленческуюверхушку, возглавляемую женщинами.
Возрастание женскоговлияния на фоне социальной «инфантильности» мужской власти трудно переоценить.«Отголоски» преимущественно «женского» образования и воспитания в настоящеевремя проявляются через специфику всего комплекса социальных проблем, но,прежде всего – связанных с такими феноменами, как толерантность, общественнаяинициативность и гражданская дееспособность. То есть – основами рефлексииуправления, формирующими характер реакции общества на управляющее воздействие[2,c.78].
Женские общественныеорганизации, в силу специфики системы ценностей и целеполагания, присущихженщинам, находятся на острие решения наиболее актуальных социальных проблем.Наиболее существенными, в период современного кризиса управления, сталиявляться проблемы выживания, адаптации, поддержание жизнеспособности исохранение здорового генофонда нации. Проблемный спектр определил как областиинтересов женских общественных организаций (образование, оздоровление, экологияи др.), так и новые сферы деятельности (общественная и государственнаяполитика, законодательство, экономика и пр.).
Участие женщин в вопросахуправления (как на государственных постах, так и в общественной сфере)позитивно сказалось на изменении социальной ситуации. В мировой практикесоциального управления все чаще проявляются случаи назначения женщин на высокиепосты управления государством, причем даже на такие традиционно «мужские»должности, как стратегическое руководство или управление военной сферой.
Социальное признание нагосударственном уровне (несмотря на трудности самореализации женщин в ипостасигосударственного чиновника высокого ранга) является стимулирующим фактором дляактивизации женских общественных организаций в политической сфере. Особоследует здесь отметить возникновение ряда самостоятельных «женских» партийныхобразований, преследующих цели продвижения лидеров-женщин во властные структуры[2,c.81].
Еще одним феноменомроссийской реальности стало такое явление, что именно женские общественные организации,взяв на себя роль защиты интересов индивидуумов перед государством, стали посуществу одним самых мощных и действенных инструментов социального управления ивлияния на государственную власть. Из наиболее известных российских можноназвать «Комитет солдатских матерей», «Движение женщин России», Организацию «Конверсия и Женщины» и т.д. Среди международных известны такие как «National Federation of RepublicanWomen», «League of Women Voters of California» и др.
Проблема России в том,что женские организации есть, но они не очень активны, иными словами, женскиеорганизации есть, а женского движения нет. На Западе меньше стереотипов, но эторезультат борьбы, это не результат исследовательских работ. Стереотипы в Россииочень сильны. Это надо побеждать активной борьбой женщин за свои права.

Заключение
На основании рассмотренияданной темы можно сделать некоторые выводы: женские движения возникли не изничего, их появление было обусловлено многими причинами, в том числе иразвитием самого общества; на разных исторических этапах женские движенияпринимали разнообразные формы, вплоть до самых крайних, таких как феминистскийсепаратизм. В большинстве цивилизованных стран равенство мужчин и женщинзакреплено в правовых актах, что является неоспоримым достижением женскихдвижений, но часто государство, признавая равенство возможностей, предоставляетэти возможности только мужчинам, что недопустимо и является одной из формдискриминации женщин. Также одна из заслуг женских движений – создание большогочисла женских организаций и объединений, различных по задачам, пронизывающихвсе сферы жизни.
Однако, несмотря намножество достижений, женские движения на всех этапах своего развитияиспытывали множество трудностей. В настоящее время встает острая необходимостьдля активизации женских движений.Этоочевидная потребность общемирового сообщества. Гендерное равенство является важнейшим условием развития и сохранениямира в любойстране. Женщина, двигая дело своего освобождения, в то жевремя помогает и всему освобождению страны, потому что освобождение женщиныесть не только ее личное движение вперед, но, больше того, оно накладываетпечать на всю жизнь страны, создается свободная жизнь. Пора, наконец, понять,что женское движение направлено не на борьбу с мужчинами, а на организациюженщин, на мобилизацию целой половины населения для борьбы с предрассудками; наборьбу с однобоким мужским строем общества.

Список литературы
 
1.   ВоронинаО.А. Феминизм и гендерное равенство. Едиториал УРСС. М. 2004.
2.   ВоронинаО.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и наЗападе // Общественные науки и современность №4. М. 2000.
3.   Гендерныеаспекты политической социологии: Учеб. пособие / Отв. ред.С.Г. Айвазова, О.А.Хасбулатова. РОССПЭН. М. 2004
4.   ЗдравомысловаЕ. А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и вРоссии // Общественные науки и современность №6. М. 1999.
5.   ЗуйковаЕ. М., Ерусланова Р. И. Феминология. Учебное пособие. «Маркетинг». М. 2001.
6.   МарксК., Энгельс Ф. Избранные сочинения 3 том. Происхождение семьи, частнойсобственности и государства. Политиздат. М. 1981.
7.   Обеспечениеравенства полов: политика стран Европы / Под ред. Мезенцевой Е. Идея пресс. М.2000.
8.   Социальнаяполитика и социальная работа: Гендерные аспекты. Учебное пособие / Под ред.Е.Р. Ярской-Смирновой. РОССПЭН. М. 2004.
9.   Феминизм:Восток, Запад, Россия. Наука. М. 1993.
10.  Феминизм: проза, мемуары,письма, эссе: пер. с англ. Прогресс. М.1992.
11.  Феминология.Семьеведение. / Под ред. Шинелевой Л.Т. Изд. МГСУ «Союз». М. 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.