Оглавление
Введение
1. Техника игуманизация
2. Свобода и насилие
3. Плюрализм и унификация
4. Элитарность имассовость
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Визенгрунд-АдорноТеодор (1903-1969) — немецкий философ, социолог, музыковед,композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупныйвклад в эстетику модернизма. С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбитуФранкфуртского института социальных исследований, вокруг которого сталаскладываться т.н. Франкфуртская школа. Философия А. строилась на исходноммотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мереисторического изменения последнего. Ранние философские работы Адорно былипосвящены критическому разбору философских систем Кьеркегора и Гуссерля,которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности иприоритетную трактовку субъекта. В 1934 Адорно эмигрировал из фашистскойГермании в Великобританию, с 1938 жил в США. В эмиграции связи Адорно с институтомособенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством.Результатом стала одна из важнейших работ А. «Диалектика просвещения»(1947), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов верев исторический прогресс, которая составляла незыблемый потенциал марксистскойтрадиции.
Цель нашейконтрольной работы определить проблему кризиса человека в западной культуре вработах Адорно.
1. Техникаи гуманизация
Проникновение техники во все области бытия — и тем большее, чемдальше продвинулась страна по пути цивилизации западного типа, — общеизвестныйфакт. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западнойкультуры, средством и результатом ее развития. Блага, доставляемые людямтехническим прогрессом, неисчислимы. Но за эти блага приходится расплачиваться:вместе с ними появляются проблемы и заботы, рождаемые технизацией. Растетпроизводительность труда — возникают проблемы безработицы и организации досуга.Достигается жилищный комфорт — увеличивается разобщенность людей.Автомобилизация населения повышает его мобильность — усиливается загрязнениеатмосферы, губится природа. Техника подчиняет себе человека: он превращается враба техники, обслуживающего ее. Господство техники над человеком ведет к тому,что он сам приобретает черты машины, становится автоматом, функционирующим всоответствии с требованиями технической среды, в которой он находится.
Историяобщества интерпретирована в книге Адорно как универсальная история просвещения.Показано, что в ходеборьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлениимиром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация нагосподство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельнымв осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значениянеизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещенияоборачивается последовательной рационализацией мира всубъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается дослепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая«аппаратура подавления» внешней природы, созданная человеком спомощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет иприроду самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой,которая все более обособляется от него.
ТеодорАдорно говорил: «Приносит ли современная техника, в конечном счете, пользу иливред человечеству, зависит не от техников и даже не от самой техники, а оттого, как она используется обществом. Это использование не является деломдоброй или злой воли, а зависит от объективных структур общества в целом…Если сегодня техники иногда испытывают страх перед тем, что может произойти сих изобретениями, то ведь лучшей реакцией на этот страх была бы попытка как-тосодействовать установлению общества, отвечающего человеческому достоинству».Окидывая взглядом весь исторический путь, пройденный европейской культурой,можно заметить, что в каждом из рассмотренных ее типов на главенствующее местовыдвигались какие-то формы духовной жизни общества
Человеческаятехника так же противоречива, как сам человек. Технизация, несомненно, ведет нетолько к позитивным, но и к отрицательным последствиям. Возможности, которыевозникают в ходе научно-технический прогресса, действительно дают повод длятревоги.
Этамысль все больше входит в общественное сознание. В современной культурепостепенно набирает силу тенденция, могущая оказать благотворное воздействие надальнейший ход научно-технического прогресса, — тенденция к гуманизации бытия.Под гуманизацией понимается утверждение принципов и идеалов гуманизма вкачестве главных и всеобщих критериев оценки всего, что происходит в человеке ив мире, окружающем его. Гуманизация — это противоядие, предупреждающее,смягчающее или даже излечивающее пороки технизации. Дело заключается не простов том, чтобы провозглашать банальный лозунг: «Техника должна служить человеку!»Этот призыв носит слишком общий и абстрактный характер. Он бессилен, поканегуманно само общество. Почему научно-технический прогресс должен быть болеепроникнут гуманизмом, чем другие области жизни общества и его культуры? Люди несмогут контролировать развитие техники.
2. Свобода и насилие
Если окинутьвзглядом общую картину западного мира в XX веке с «высоты птичьего полета», тобросаются в глаза, с одной стороны, грандиозные масштабы и поразительнаяскорость социального и технологического совершенствования жизни, а с другой —необычайный размах насилия и надругательства над человеком, достигший крайнейстепени в гитлеровских преступлениях против человечности, в ужасе Освенцима. Ноодно высвечивает другое. В прошлые века насилие было обыденным явлением, оно составлялонеобходимое условие существования и функционирования общественной системы (так,без рабства не могло бы быть античности, а без крепостничества —средневековья). В современной же западной культуре именно в результатепережитых обществом в XX веке изменений насилие воспринимается как нарушениенорм человеческого бытия. Опыт XX века показал, что тоталитарные государства,стремившиеся воплотить в жизнь казарменные утопии, нестабильны.
Адорно и егосотрудники провели в начале 1940-х годов в США исследование «авторитарнойличности» как социально-психологической предпосылки фашизма. В«авторитарной личности» Адорно усматривал проявление недугапозитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций.Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение былополностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностьюотвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить винтеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества.
Развитие демократии и гуманизма, осознание прав личности ведут ктому, что общественное мнение в западных странах повсеместно восстает противнасилия и репрессий. Созданиеусловий для увеличения свободы человека — одно из величайших достиженийсовременной западной цивилизации. К этим условиям относятся:
• социальнаямобильность — открытость путей для изменения социального статуса человека,перемещения его из одних слоев общества в другие и улучшения своегоматериального и социального положения (благодаря образованию, индивидуальнымспособностям, успешной карьере и пр.)-
• невиданныеранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительноститранспортных средств, развитие туристского бизнеса, «прозрачность» границ междугосударствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей,эмиграции и иммиграции);
• расширениевозможностей выбора места жительства, профессии, работы, сексуального партнераи супруга;
• роствремени досуга и возможностей его индивидуального использования (хобби,коллекционирование, общение и т. п.);
• увеличениеразнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы вопределении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выборарелигиозной веры, мировоззренческих убеждений, политических симпатий иантипатий, идеологических установок и т. д.);
• ростсоциобиологической защищенности личности (благодаря развитию медицины,социального страхования, правоохранительной системы, демократических формконтроля над деятельностью государства);
• увеличениедлительности жизни, а значит, и возможностей поиска различных путей длясамореализации личности, для достижения полноты жизни и счастья; смена стилейповедения и мышления в рамках одной жизни, подкрепляющая идею развития,изменения, диалога поколений.
Культура,ориентированная на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием надличностью. Однако сама защита личности от насилий далеко не всегда можетобойтись от насилия и репрессий против тех, кто покушается на свободу людей иобщественные порядки, ее обеспечивающие. Это противоречие принимает подчасочень болезненные для общества формы. От того, насколько удастся его разрешить,во многом зависит будущее.
3.Плюрализм и унификация
Современнаякультура плюралистична (от лат. pluralis — множественный) никогда прежде не было такого обилия и разнообразиякультурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д., как сейчас. Поодному и тому же вопросу можно встретиться с массой различных точек зрения:научной, философской, художественной, религиозной, этической, юридической, политической…При этом признается их относительная независимость и не сводимость. Плюрализмпроявляется и внутри каждой системы или подсистемы: существует множественностьрелигий, философских концепций, математических и естественнонаучные теорий,художественных стилей, школ в искусствознании, медицинских учений, теорийличности. Культура в целом «избыточна» — в том смысле, что порождает избыточноемножество возможных подходов к любой проблеме, которая в ней встает. Далеко невсе из них оказываются эффективными для решения данной проблемы, но в результатесоздается культурный «фон», на котором рождаются новые идеи, могущие принестипользу при решении других проблем. «Избыточность» — результат и вместе с темисточник творческого развития культуры.
Номеханизмы массовой культуры действуют в обратном направлении — в сторонуунификации, шаблонизации, культурной жизни. Ее принцип — тиражирование ираспространение в обществе одних и тех же материальных и духовных ценностей.Она стандартизирует все — от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслейи идеалов. Вездесущие СМК (средства массовой информации) внушают индивидам,принадлежащим к самым разным общественным слоям, одинаковые социальныестереотипы. Сотни миллионов людей в разных странах получают примерно один и тотже комплект ежедневных новостей, смотрят одни те же фильмы и спортивныесостязания, слушают одних и тех же певцов, читают одни и те же детективы,восхищаются одними и теми же кумирами и «звездами». В массовой культуре совершается«бегство от свободы»: личность освобождается от выбора собственной позиции, отрассмотрения множества возможных вариантов, из которых нужно выбирать, взяв насебя ответственность за выбор. Выбор передается другому — авторитету, лидеру,телеобозревателю, священнику или просто власти. Унификация, шаблонизация вкусов,взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, утратой самостоятельности иавтономии личности (я — «как все»), неприятием — нередко доходящим дофанатической ненависти — иных идей, не совпадающих с «общим мнением».«Избыточность» культуры на этом уровне исчезает. Складывается узкое,единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятиюмалообразованного большинства. Впрочем, примитивизм и невежество здесь вкакой-то мере даже вносят свой вклад в плюрализм современной культуры: ониуравнивают науку с мифом, логику — с мистическими откровениями, точный расчет —со здравым смыслом, а это ведет к добавлению в культуры множества всяческойчепухи и дурацких вымыслов, которые наделяются общественном мнении «равнымиправами» на существование и считаются «ничуть не хуже» высших продуктовтворческого разума.
Возможно,что компьютеризация общества и развитие информационной сети (Интернет и т. п.)расширит доступ людей к источникам информации и приведет в будущем к уменьшениювласти СМК, стереотипов и невежественных представлений над умами людей. Но покадо этого еще далеко.
4.Элитарность и массовость
Болееили менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных»существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляликультурную элиту, обладающую особыми познаниями, выходящими за пределыобщеплеменной культуры. С появлением письменности возникло различие междуэлитарной культурой образованных и фольклорной (народной, этнической)культурой. В XX в. это различие уступило местопротивостоянию элитарной и массовой культуры.
Объеминформации, содержащейся в современной культуре, необъятен. В библиотеках лежатдесятки миллиардов книг, и каждый год к ним добавляются еще сотни тысяч. Наукастала малопонятной для непосвященных. Если в XVII в. Паскаль к 10-летнему возрасту смог освоитьтогдашнюю физику и математику настолько, что начал самостоятельные научныеисследования (в 10 лет он сделал свою первую научную работу по физике, а в 17лет обогатил математику теорией конических сечений), то ныне на овладениенаукой требуется 15 лет в школе и вузе, а потом еще 3 года в аспирантуре, т. е.к самостоятельной научной работе приступают обычно лишь в возрасте 26-27-лет.Аристотель знал едва ли не все, что было написано греками до него библиотекеСпинозы насчитывалось около 60 книг, и этого было ему достаточно, чтобы быть навысоте философской мысли своего времени. Сейчас ни кто не может похвастатьсятем, что прочел все, что, относится к его специальности. Первые энциклопедии —Французская, британская — писались XVIII в. несколькими людьми, а сейчас в их издании участвуют десятки тысячиспециалистов. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство. Глубокиехудожественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют длясвоего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имеяникаких познаний в области истории искусства, эстетики,литературоведения, культурологи и т. д., трудно по достоинству оценить многиевыдающиеся шедевры литературы (например, Джойса, Гессе, Борхеса, Хаксли,поэтов-символистов), музыки (Стравинского, Малера, А. Шнитке), живописи(кубизма, абстракционизма, сюр-ререализма), кино (Тарковского или Сокурова).«Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованныхуниверсалов, чувствующих себя как дома во всех сферах культуры, прошло. Вкаждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.
Напротяжении XX в. в западном мире претерпеласущественное преобразование и народная культура. Ее корни — в деревне, нодеревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурнуюнезависимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовойкоммуникации, появление кинематографа, радио и телевидения, звуко- и видеозаписи— таковы важнейшие каналы, которые приобщили сельское население к городскойкультуре и фактически сделали культуру деревни подражательной по отношениюгородской. На смену традиционным, архаическим формам народногокультуротворчества пришла «индустрия культуры» — производство культурныхценностей для массового потребления, основанное на практически безграничныхвозможностях их тиражирования, которые предоставляет современная техника. Этопроизводство стало рассматриваться как бизнес, который должен приноситьприбыль. В культуру вторглись законы рынка: чтобы увеличить доходы,производимая «индустрией культуры» продукция — книги, картины, фильмы, песни,формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни и соответствующие имидеалы, установки мышления, нормативы поведения и т. д. и т. п. — всё этодолжно получить максимально широкий сбыт. Но элитарные культурные ценности неотвечают запросы широкой публики. Гораздо выгоднее ориентироваться на самыепростейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, чем пытаться навязыватьтолпе непонятную для нее «высокую» культуру элиты. Это тем более выгодно, чтоудовлетворить примитивный вкус несложно и не требует больших творческих усилий.Так формируется массовая культура, характерными чертами которой являютсяобщедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Ее мирмноголик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, щекочущаянервы кинематография с драками, вампирами, убийствами, эротикой, поп-музыка,рок, рэп, регги и т. п., популярные очерки о научных, околонаучных ипсевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости,таинственные оккультные явления, спорт, реклама… Массовая культура не требуетот человека ни знаний, ни размышлений — более того, они разрушают ее, ибо онастроится на непосредственных эмоциональных реакциях. Поэтому неудивительно, чтов ней происходит возвращение к древним мифам с их иррационально-эмоциональнымнастроем и создание новых мифов, принимаемых столь же непосредственно — «неразумом, но сердцем» (колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса,расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).
Вмассовой культуре сталкиваются две тенденции: одна связана с игрой на самыхпримитивных чувствах и побуждениях, вплоть до биологических инстинктов (секс,агрессия), и в своем крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру,воинствующе-невежественную и враждебную к существующим в обществе порядках,вообще, погрязшую в наркотиках, порнографии, преступности, сектантскоеизуверстве и пр.; другая — с учетом имеющегося у простых людей стремленияповысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки,комиксы с кратким изложением сюжетов произведений классической литературы и т.д.).
Заключение
Проблемы кризиса человекав западной культуре в работах Адорно следующие:
1.проникновения техники во все слои жизни
техника:
• угрожаетздоровью и жизни людей (аварии, химикалии и пр.);
• совершаетнасилие над природой;
• отрываетлюдей от естественной природной среды обитания;
• развращаетчеловека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитиюдуховных интересов;
• стандартизируетлюдей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу;
• производитненадежные продукты и вредные отходы;
• создаетусловия для утверждения в обществе власти бездушных технократов, лишенныхподлинной культуры;
• порождаетопасности, которые невозможно заранее предсказать и предотвратить;
• нарушаетустановленный Богом порядок в мире.
2. необычайный размах насилия и надругательства над человеком,достигший крайней степени в гитлеровских преступлениях против человечности
3. Плюрализм и унификация. «Избыточность» — результат и вместе стем источник творческого развития культуры. Механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении_ в сторону унификации, шаблонизации, культурной жизни.
4.Элитарность и массовость. Массовая культура не требует от человека ни знаний,ни размышлений — более того, они разрушают ее, ибо она строится нанепосредственных эмоциональных реакциях.
Списокиспользованной литературы
1. Адорно Т. О технике и гуманизме//Философия техники в ФРГ. М., 1989.
2. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфурт, школы. М., 1977
3. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 1995.
4. Громов И. А., Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.: Учебное пособие. М., 1997.
5. Громов И. А., Мацкевич А. Ю, Семенов В. А. Западная теоретическая социология. М., 1996.
6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
7. Сокращено по источнику: Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социол. исслед. 1993, № 3.