Реферат по предмету "Социология"


Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи

Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ имени П. А. СТОЛЫПИНА»

Курсовой проект
по дисциплине «Исследованиесоциально-экономических процессов»
на тему: «Гражданское и патриотическоевоспитанное молодежи».
Саратов 2008

Содержание
 
1. Проблематизация
2. Операционализация
3. Методы исследования
3.1 Анкетирование
3.2 Экспертное интервью
3.3 Наблюдение
Выводы
Приложение 1 «Фокус-группа»
 

1.Проблематизация
 
Проблематизация — формы и методы постановки и употребления проблем вмышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функциипроблемы в деятельности и мышлении. Термин проблема употребляется как минимум втрех смысловых значениях:
1)как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелюсредствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не самопрепятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношениек препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблемаможет восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига илиизобретения.
2)как «ученое незнание» или знание о незнании.
3)как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же.
В настоящее время длянашей страны насущной проблемой становится воспитание молодежи. Так какмолодежь – это будущее страны, гарант ее экономической, политической,социальной стабильности. Молодежь – это настоящие и будущие успехи страны впромышленности и сельском хозяйстве, в культуре, науке, технике, спорте.Молодежь составляет треть всех жителей России и 48% экономически активногонаселения. Гражданская ответственность и патриотизм молодежи — одно изважнейших условий экономического, социального и политического развития России,ее продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества.
Формирование гражданскогои патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс,который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуютвсе общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации идругие.
Основной цельюгосударства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания,верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В последние годыгосударство стало уделять немало внимания воспитанию молодежи: была разработанаи утверждена федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2006–2010 гг. Все это, безусловно, оказывает большоевлияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотическихпозиций. Но многие молодые люди не имеют ясного представления о федеральнойцелевой программе.
Таким образом, становитсяясно, что гражданское и патриотическое воспитание молодежи зачастую осуществляетсятолько на словах. Сами же молодые люди не совсем видят и понимают рольгосударства в этом процессе. В чем причина этого? И как можно решить этупроблему?
Объектом исследования являются молодые людиот 16 до 30 лет.
Предметом исследования являются:
1)        факторы, влияющиена формирование гражданского и патриотического воспитания молодежи;
2)        оценка молодымилюдьми места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания(анкетирование);
3)        целевая федеральнаягосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2006-2010 гг.».
Цель: определить отношение молодежи кпрограмме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг.»; роль государства в формировании гражданских и патриотических чувствмолодежи.
Задачи:
1)        выявить отношениемолодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2006-2010 гг.» (анкетирование);
2)        выявить пониманиемолодыми людьми понятий «гражданственность», «патриотизм» (анкетирование);
3)        выяснитьотношения молодежи к действиям властей по решению данной проблемы(анкетирование);
4)        выяснить рольгосударства в формировании гражданских и патриотических чувств (экспертноеинтервью, наблюдение).
Гипотезы:
1) возможности молодежи вучастии программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2006-2010 гг.» ограничены из-за недостаточной информированности;
2) незнание понятий«гражданственность», «патриотизм» отрицательно сказывается на гражданском ипатриотическом воспитании;
3) не понимание молодежьюроли властей в формировании гражданских и патриотических чувств происходитиз-за недостаточного обсуждения общественностью этой проблемы.

2.Операционализация
 
Процесс операционализациипредполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
Интерпретации подлежатследующие понятия:
Воспитание – целенаправленное развитие человека,включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Гражданское воспитание – воспитание в духе нравственности.
Гражданственность – чувство неразрывной связи снародом.
Молодежь – молодые люди: юноши, девушки;социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупностивозрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером исвойственных данному обществу закономерностей социализации социально –психологических свойств. Современные возрастные границы от 16 до 30 лет.
Патриот – человек, любящий свое отечество,преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имяинтересов своей родины.
Патриотизм – любовь к родине, преданностьсвоему отечеству, своему народу.
Патриотическоевоспитание –воспитание любви к своей Родине.
1. Определениенедостаточной информированности молодежи
Высокая люди знают о существовании программпо гражданскому и патриотическому воспитанию, осведомлены о мероприятиях,которые проводятся в рамках реализации этих программ.
Низкая люди не знают о существованиипрограмм по гражданскому и патриотическому воспитанию, не осведомлены омероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ.
2. Участиеобщественности в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания.
Достаточное проблема обсуждается во многихтелевизионных и радио программах, о ней пишут в различных информационныхизданиях.
Недостаточное проблема не обсуждается втелевизионных и радио программах, о ней не пишут в различныхинформационных изданиях
 

3. Методыисследования
 
3.1 Анкетирование
 
Анкета, используемая в нашем исследовании,представляет собой разновидность вопросника, используемого для сбора данных приписьменном опросе. Представляет собой тиражированный документ, содержащийсовокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определеннымправилам.
Задачи формируют вопросы,на которые должен быть получен ответ.
Цель анкетирования –выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2006-2010 гг.», выявить понимание молодежью такихпонятий, как «гражданственность» и «патриотизм», их отношение к действиямвластей по решению данной проблемы.
Объект анкетирования — молодые люди п.Расково Саратовского района Саратовской области от 16-30 лет.
Опрошено 40 человек. Наоснове собранного материала необходимо проанализировать полученную информациюдля достижения цели анкетирования.
Ответы респондентов навопросы анкеты помогут нам выяснить следующее:
1)        Вопросы № 2, 3помогут определить отношение населения к программе «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
2)        Вопросы № 5, 6 помогутвыявить понимание молодыми людьми таких понятий, как «гражданственность» и«патриотизм».
3)        Вопросы № 4, 7, 8помогут выяснить отношение населения к действиям властей по решению даннойпроблемы.
Анкета
Уважаемыйреспондент!
Предлагаем Вам принятьучастие в социологическом исследовании, посвящённом проблеме гражданского ипатриотического воспитания молодежи.
Заполнение анкетыпростое: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов,то код этой позиции обводится кружком. В некоторых случаях на свободных строкахВам даётся возможность изложить собственное мнение по данному вопросу. Опрос –анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Заранее благодарим Вас засотрудничество.
1. Как вы относитесь кгосударственной молодежной политике:
— поддерживаю
— все равно
— не поддерживаю
— не имею информацииПоддерживаю Все равно Не поддерживаю Не имею информации 30% 14% 6% 50%
2. Какие направлениягосударственной молодежной политики Вам известны:
-«Здоровое поколение»
-«Гражданин России»
-«Молодая семья»
-«Профессионализммолодых»
-«Молодежь в трудныхжизненных ситуациях»
-«Молодежь винтеграционном пространстве»
— не имею информации


Здоровое поколение Гражданин России Молодая семья Профессионализм молодых Молодежь в трудных жизненных ситуациях Молодежь в интеграционном пространстве Не имею информации 36% 28% 68% 23% 2% 2% 42%
3. Как Вы относитесь кгосударственной программе «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2006-2010 гг.»:
— поддерживаю;
— не поддерживаю;
— не имею информацииПоддерживаю Не поддерживаю Не имею информации 23% 0% 77%
4. Кто, по вашему мнению,должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающегопоколения (укажите несколько вариантов)?
-семья, родители
-школа
-вуз
-молодежные организации
-СМИ
-другое (укажите)Семья Школа Вуз Молодежные организации СМИ 48% 26% 24% 2% 0%
5. Как Вы понимаетегражданственность?
Гражданственность –это_____________________________________
Большинство опрошенныхответили на этот вопрос выполнение своих гражданских обязанностей по отношениюк своей стране (72%); активная социальная позиция в обществе (12%);взаимоотношение между государством и обществом (6%); ощущение себя гражданиномв обществе в целом (6%) и только 4% не могут дать определение.
6. Как Вы понимаетепатриотизм?
Патриотизм –это____________________________________________
Все опрошенные ответилилюбовь и уважение к Родине во всех ее проявлениях.
7. На Ваш взгляд, каковароль государства в формировании гражданского и патриотического воспитаниямолодежи?
— государство занимаетсягражданским и патриотическим воспитанием
— государство должнозаниматься гражданским и патриотическим воспитанием
— государство этим незанимаетсяГосударство занимается Государство должно заниматься Государство этим не занимается 2% 52% 46%
8. Участвует лиобщественность в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания?
— участвует
— недостаточно участвует
— не участвуетУчаствует Недостаточно участвует Не участвует 18% 39% 43%
9. Ваш пол:
-мужской
-женский


Мужской Женский 36% 64%
10. Ваш возраст:
-16-17 лет
-18-20 лет
-21-22 лет
-23-25 лет
-26-30 лет16-17 лет 18-20 лет 21-22 лет 23-25 лет 26-30 лет 17% 13% 12% 10% 48%
Благодарим за участие!Желаем Вам здоровья, творческих успехов, счастья и благополучия!
 
3.2 Экспертноеинтервью
 
Данное интервьюпроводилось с секретарем Саратовского районного отделения партии «ЕдинаяРоссия» Тудаковым Дмитрием Александровичем. На основе ответов на вопросыинтервью и представленной им информации можно будет судить о действительномположении дел в области гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Интервью:
И: Ваше отношение кгосударственной молодежной политике?
Тудаков Д.А.:Государственная молодежная политика нужна и важна для нашей страны. Онанаправлена на будущее России. Благодаря ней мы вырастим достойное поколениемолодых людей. Конечно же, в ее осуществлении много «подводных камней», ногосударство пока очень хорошо с ними справляется. Огромная проблема в осуществлениигосударственной молодежной политики это нехватка средств и недостаточнаяинформированность молодежи о ее направлениях. Считаю, что в крупных городахгосударственная молодежная политика очень даже эффективна, но вот в дальнихрайонах и деревнях она пока не достигала всех своих высот. Поэтому мы будемвместе с главами администраций деревень и поселков решать эту проблему.
И: Какие направления вгосударственной молодежной политике Вы считаете приоритетными?
Тудаков Д.А.: Всенаправления очень важны, но самым главным считаю это направление гражданского ипатриотического воспитания молодежи. Если мы сможем воспитать патриотов нашейстраны, то мы и сможем сделать из них и профессионалов в различных областях инаучим справляться со всеми трудностями в жизни и следить за своим здоровьем.
И: Причины низкогоуровня патриотического воспитания нынешней молодежи?
Тудаков Д.А.: Уже втечение 18 лет, это около 2 поколений, молодые люди воспитывается безкакой-либо идеологии и ценностных ориентаций. Сейчас самое главное доказать имчто Россия великая держава и ею можно гордится. Сделать все возможное для того,чтобы им было комфортно жить в стране, в ней развиваться и трудиться во благонее.
И: Какие Вы видитепути совершенствования патриотического воспитания?
Тудаков Д.А.: Надоначинать патриотическое воспитание с самого низа, то есть с детского сада, сошколы. Нужно создавать детские организации, деятельность которых была бынаправлена на воспитание у подростков этических ценностей. Нужно с самогоначала учить детей уважать и любить ту страну, в которой они родились; уважатьи знать ее законы; а также знать ее историю.
И: Вы говорите осоздании детских и молодежных организациях. Как Вы считаете «Молодая гвардия»является той начальной ступенью к патриотическому воспитанию молодежи?
Тудаков Д.А.: Конечно же,является, именно такие молодежные организации и помогут нам в воспитаниипатриотов нашей страны. «Молодая гвардия» это именно та ступень для нынешнеймолодежи, которая поможет в формировании их мировоззрения и политическиактивной позиции в жизни. Благодаря такой молодежной организации как «Молодаягвардия» молодые люди стали понимать, что многое в стране зависит от них. И чтовсе в их руках.
По итогам интервью можносделать следующие выводы:
·         В Саратовскойобласти существует проблема гражданского и патриотического воспитания и скаждым годом она приобретает всё большую актуальность и необходимостьразрешения;
·         Органы властирешают данную проблему, но не эффективно.
·         На решениепроблемы не выделяется достаточное количество финансовых средств;
·         Одним из способоврешения данной проблемы можно назвать создание молодежных организаций.
 
3.3 Наблюдение
 
Объектом наблюдения являются молодые люди, проживающиев п.Расково Саратовского района Саратовской области.
Место наблюдения: Дом досуга п.Расково.
Форма поведения: собрание молодых людей п.Расково на тему:«Гражданское и патриотическое воспитание молодежи»
Цель наблюдения: в ходе собрания выявить понимание собравшихсяследующих понятий:
1.        Я и молодежнаяпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации на 2006-2010гг.»;
2.        Заинтересованностьв проведении молодежной политики в сфере гражданского и патриотическоговоспитания;
3.        Ожидаемыерезультаты от программы «Патриотическое воспитание молодежи РоссийскойФедерации на 2006-2010 гг.».
Расшифровка.
Элементы наблюдаемогоповедения:
а) внимательноепрослушивание информации,
б) неодобрительныереплики,
в) одобрительные реплики,
г) уточнение информации спомощью вопросов
д) выражение собственногомнения
Сила проявленияреакции:
1-        большинствоаудитории,
2-        меньшинствоаудитории,
3-        половинааудитории,
4-        1-2 человека
5-        несколькочеловек.
Время (мин.)
Элементы наблюдаемого поведения
Сила проявления реакции
Примечание 1 0-10 а 1 Представители молодежной организации «Молодая гвардия» рассказали о молодежной политике государства. в 3 2 11-20 а 1 Представляется информация о программе «Патриотическое воспитание молодежи на 2006-2010 гг.». в 5 3 21-26 а 1 Разъяснение направлений данной программы. Информация о мероприятиях реализуемых в данной программе. в 4 4 27-32 д 3 Обсуждение вопроса о патриотическом воспитании молодежи. 5 33-40 в 5 Обсуждается вопрос о необходимости создания патриотических молодежных организаций. г 5 д 4 б 2 6 41-45 а 2 Предлагается информация о молодежной организации «Молодая гвардия». в 3 г 4 7 46-60 а 2 Заключительное слово представителя молодежной организации «Молодая гвардия», раздача информационных бюллетеней.
1) Первые 10 минутпредставители молодежной организации «Молодая гвардия» рассказали о молодежнойполитике государства.
Реплики:
— а поподробнее;
— очень хорошо;
— хорошо, что государствоэтим занялось;
2) 11-20 минут. Представляетсяинформация о программе «Патриотическое воспитание молодежи на 2006-2010 гг.».
Реплики:
— интересные предложения;
— это интересно!;
— давно пора
3) 21-26 минут.Разъяснение направлений данной программы. Информация о мероприятиях реализуемыхв данной программе.
Реплики:
— интересные предложения;
— кто может принятьучастие;
4) 27-32 минут.Обсуждение вопроса о патриотическом воспитании молодежи.
Реплики:
— нужно привлекать кучастию воспитания молодежи участников ВОВ и воинов-интернационалов;
5) 33-40 минут. Обсуждаетсявопрос о необходимости создания патриотических молодежных организаций.
Реплики:
— очень нужно;
— давно пора;
— пустая трата времени;
Был задан один вопрос поповоду того, чем в таких организациях занимаются.
6) 41-45 минут. Предлагаетсяинформация о молодежной организации «Молодая гвардия».
Реплики:
— слышали о такойорганизации;
Был задан вопрос о том,как можно вступить в молодежную организацию «Молодая гвардия»;
7) 46-60 минут. Заключительнымэтапом стала раздача информационных бюллетеней.
Выводы по итогамнаблюдения.
По итогам наблюдения заповедением молодых людей от 16 до 30 лет, пришедших на собрание спредставителями молодежной организации «Молодая гвардия», проводимое в Домедосуга п.Расково, были сделаны следующие выводы:
1. На собрание явилисьбольшое количество молодых людей, что говорит об их заинтересованности вгражданском и патриотическом воспитании.
2. При анализе поведенияприсутствующих во время разъяснения направлений программы было отмечено, чтомногие не знали о проводимых программах государством и в связи с этим было заданобольшое количество вопросов.
3. Наблюдая за реакциейна выступления представителей «Молодой гвардии» было выявлено, что большинство слушателейс одобрением относятся к созданию местной молодежной организации. Об этомсвидетельствуют высказывания, такие как: «Давно пора», «Это очень нужно», «Кактуда можно вступить».
4. Все присутствующиебыли достаточно активны, принимали участие в дискуссиях с представителями «Молодойгвардии». Все это говорит о том, что многие хотели бы участвовать вполитической жизни страны.
Выводы
В результате проведенногоисследования было получено достаточно репрезентативных данных, чтобыутверждать, что цель и задачи работы были достигнуты. Отметим, что следующиегипотезы, предложенные нами, также нашли свое отражение в действительности:
·         Молодые люди насамом деле не информированы о программе «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2006-2010 гг.».
·         Данная проблемане обсуждается общественностью и это сказывается на гражданском ипатриотическом воспитании молодых людей.
Однакобыло опровергнута гипотеза о том, что молодые люди не знают таких понятий, как«гражданственность» и «патриотизм», наоборот, большинство молодых людей знаютинтерпретацию этих понятий, что подтверждается результатами анкетирования.
В своем исследовании мы выявилиотношение молодежи к данной проблеме, к действиям органов власти по её решению.

Приложение 1
 
«Фокус-группа»
Цель фокус-группы – выявить отношение потенциальныхполучателей к проблеме связанной с получением кредитов по программе «Молодаясемья», определить основные причины ее возникновения и возможные пути решения.
Объект — представители молодых семей городаСаратова.
Модератор:
1.        Специалист вобласти ипотечного кредитования. Возраст 27– 35 лет (этот возраст позволитсоздать непринужденную, неформальную обстановку).
2.        Пол значения неимеет.
Вступительное словомодератора (выступление сопровождается презентацией).
Добрый день!Сегодня мы пригласили Вас, чтобы вместе обсудить насущную проблему отсутствияжилищных условий. Ваше участие поможет определить причины этой проблемы,трудности, связанные с ней, и возможные пути их преодоления.
Готовы ли Вы приступить кобсуждению данной проблемы?
Тогда приступим!
Я думаю, каждый изприсутствующих столкнулся с проблемой приобретения доступного жилья.
1)Как вы думаете, вчем причина недоступности жилья сегодня?
Вы считаете, что Вам нехватит средств на участие в программах ипотечного кредитования?
Вы считаете, что ценына квартиры слишком быстро растут?
[Обсуждение этого вопросапозволит определить наиболее распространенные причины возникновения проблем прижелании участвовать в государственной программе ипотечного кредитования.Примерная продолжительность обсуждения вопроса – 15 минут].
 Да, в условия впрограммах доступны не для всех. Я и сам с этим недавно столкнулся.
2)Какие из условийвы считаете доступными, а какие наоборот и почему?
Вы считаетенедоступной для себя процентную ставку по кредиту?
Вы считаете, что Васобременит срок выплаты по кредиту?
Вы считаете, чтогосударство выделяет недостаточный размер субсидий на приобретение квартиры?
Вас не устраивает ценана квадратный метр?
Как вы оцениваете своифинансовые возможности для участия в этой программе?
 [Обсуждение данныхвопросов позволит определить, какие из условий участники фокус-группы считаютприемлемыми, а какие нет. Так же можно будет говорить о том как сами участникиоценивают свои финансовые возможности.
Обсуждение вопросасопровождается видеофрагментами и слайдами реализации ипотечных программ вдругих регионах. Время, отводящееся на обсуждение вопроса – 10 минут].
Наверняка, многие из васуже интересовались существующими программами ипотечного кредитования.
3)Доступна ли былаинформация? Надеялись ли вы на то, что государственные программы вам подойдут ичто вы от них ожидали? Оправдались ли ваши ожидания?
Вы узнали о программеиз СМИ?
Вы узнали о программеиз газет?
Вы узнали о программеот родителей?
Вы узнали о программеот друзей?
Что Вы ожидали отпрограммы?
После того как Выузнали о программе, Ваши надежды на нее оправдались?
[Ответ на эти вопросыпозволит определить, что ожидают представители молодых семей от государственныхпрограмм ипотечного кредитования. На обсуждение отводится 20 минут].
6. Приложение 2«Социометрия».
Социометрия
Место проведения: Поволжскаяакадемия государственной службы им. П.А. Столыпина.
Объект исследования: группастудентов 403 группы в количестве 10 человек.
 Состав респондентов:
1.        Башкайкина Н.
2.        Федина Ю.
3.        Кувшинова Е.
4.        Тименкова М.
5.        Курочкин А.
6.        Чиж Е.
7.        Букунева Е.
8.        Данилова К.
9.        Бутенко Е.
10.      Шанин А.
Критерий: организационные ипрофессиональные способности члена группы.
Социометрическаяпроцедура
Опросный лист включаетследующий вопрос: Кто из членов Вашей группы лучше исполнит (не исполнит)функции старосты?
Мы проводимнепараметрическую процедуру. В данном случае испытуемому предлагается ответитьна вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.

Социоматрица. Проведёмматематическую обработку полученных данных с помощью составления таблицы(социоматрицы).
Фамилия Бащкайкина Федина Кувшинова Тименкова Курочкин Чиж Букунева Данилова Бутенко Шанин
Количество сделанных выборов
Т +
Т -
∑ Т 1. Башкайкина Х + + 2 2 2. Федина + Х + - 2 1 3 3. Кувшинова Х + + - 2 1 3 4. Тименкова + + Х + + 4 4 5. Курочкин + Х + + 3 3 6. Чиж + + Х + 3 3 7. Букунева + + + Х - 3 1 4 8. Данилова + + Х + 3 3 9. Бутенко + + - Х 2 1 3 10. Шанин + + + Х 3 3
Т + 4 2 5 3 3 6 1 3 27
Т - 1 3 4
∑ Т 4 2 5 3 3 6 1 1 3 3 31

Сводная таблицаиндивидуальных социометрических индексов
Фамилия
Социометрический
статус
Эмоциональная экспансивность
Индекс объема
взаимодействий
+
- ∑
+
- ∑ Башкайкина 0,44 0,44 0,22 0,22 0,66 Федина 0,22 0,22 0,22 0,11 0,33 0,55 Кувшинова 0,55 0,55 0,22 0,11 0,33 0,88 Тименкова 0,33 0,33 0,44 0,44 0,77 Курочкин 0,33 0,33 0,33 0,33 0,66 Чиж 0,66 0,66 0,33 0,33 0,99 Букунева 0,11 0,11 0,33 0,11 0,44 0,55 Данилова 0,11 0,11 0,33 0,33 0,44 Бутенко 0,33 0,33 0,22 0,11 0,33 0,66 Шанин 0,33 0,33 0,33 0,33 0,66
 
В результате проведённогосоциометрического исследования в группе был выявлен формальный лидер ЧижЕкатерина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.