Реферат по предмету "Социология"


Прикладная социология в США

Курскийинститут государственной и муниципальной службы
Кафедра «Философии и социально – гуманитарных дисциплин»

Р е ф е ра т
на тему: «Прикладнаясоциология в США»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Специальность: ГМУ
Шишаева М.В
Проверила:
Доцент Балобанова Т.Н
Курск 2008

                                               Содержание:
 
Введение………………………………………………………………….стр.2
     Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.
1.1 Становлениеприкладной социологии……………………………… стр.3
1.2 Что такоеприкладная социология?.. стр.4-7
1.3 Подходы вприкладной социологии………………………………… стр.7-9
1.4 Функцииприкладной социологии………………………………….стр.10-11
     Глава 2. Применение прикладной социологии.
2.1 Прикладная социология и менеджмент……………………………… стр.12
2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием…… стр.13
2.3 Положение социолога-прикладника………………………………… стр.14-16
2.4 Особенности прикладного социологического исследования……… стр.17-19
     Глава 3.Социология в США.
3.1 Развитие прикладной социологии…………………………………… стр.20-22
3.2Основные этапы и направления развития социологии в США…… стр.22-28
Заключение……………………………………………………………….стр.29-30
Список использованной литературы……………………………………стр.31

                                             Введение.
Теоретико-методологическиеосновы изучения прикладной социологии в США. В качестве предмета исследования ярешила выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним изосновных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служатслова Кравченко: «Прикладная социология на службе убизнеса — не только насто­ящее, в котором приходится жить нынешнему поколениюотечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на которыйдавно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактнымидеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, ктоуправляет поведением многомиллионной массой людей».
Значение прикладной социологии трудно переоценить.Она сего­дня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средстваммассовой информации. Представители именно прикладной социологии изучаютобщественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Безних не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров илиполитиков. Этим япоказываю, что рассматриваемая тема на сегодня особо актуальна, она вызываетмного споров и ставит много вопросов, ответ на которые весьма неоднозначен.
Степень разработанности темы в литературе довольно низкая. Несмотря на то, что методы и данные социологии часто являются прикладными,понятие собственно прикладной социологии широко социологами не используется ине связано с какой либо отдельной областью исследований.
Целью данной работы является изучение всехвозможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы – наоснове анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительноместа прикладной социологии в структуре социологического знания. 

Глава 1.Понятие и особенности прикладной социологии.
 
1.1     Становлениеприкладной социологии.
 
Вопрос о том, как практические проблемыпревращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания,полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновалсоциологов давно. С самого начала своего существования его ставила, например,социология знания. Этому кругу проблем большое внимание уделяли такжеЭ.Дюркгейм, АСмолл, П.Лазарсфельд, посвятившие большое вни­мание исследованиюразличных социальных отклонений — бедности, бездомности, безработицы и др.
Рост управленческой квалификации, невозможностьрешения той или инойсоциальной проблемы имеющимися средствами, нехваткасоциальной информации вызывают необходимость обращения к науке. Развитие социологическогознания, с одной стороны, и осознание возможностей его практического применения,с другой, привели к бурному росту прикладных исследований. Наряду сакадемической — исследовательской — социоло­гией стала развиваться прикладная(«активная» — applied sociology, sociology of action) социология. Она имеласвоим результатом новации, иные практические изменения, которые вводилисьвследствие изучения тех или иных конкретных явлений в определенных ситуациях.
Считается, что она конституировалась на рубеже XIX и XX веков, первоначально вСША, что в немалой степени было обусловлено спецификой финансирования науки иобразования, системой оплаты труда университетских профессоров в этой стране. Усилияученых, избравших подобную ориентацию, концентрировались пер­воначально насоциальных реформах, позже (в 20-50 гг.), преимущественно усилиямипредставителей Чикагской школы, на эмпирических исследованиях проблем миграции,форм отклоняющегося поведения, проблем семьи и др.
1.2     Что такоеприкладная социология?
 
Как считает Кравченко, здание социологическойнауки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира(философские предпосылки), на четвертом — общая теория, включающая категориисамого абстрактного уровня, на третьем находятся частные или специальные теории— обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальныхпроцессов. На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные,крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самымстрогим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Ониобслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирическихисследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежнуюпроверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находится прикладнаясоциология — самая многочисленная по составу (если брать нашу страну) и самаяпестрая в части соблюдения научных канонов дисциплина. По существу, кприкладной социологии надо отнести все политические опросы, изучение общественногомнения, всю заводскую социо­логию и ряд других направлений, которые неориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.
Прикладная социология, как и теоретическая,является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от тойего части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие,базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладнаясоциология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарийориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблемсоциального управления «здесь и сейчас».
По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологиюследует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии сконкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности.«Поэтому отраслевые направления социологии — социология города, семьи,образования — по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии».
Прикладная социология представляет собойсвоеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректироватьповседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает кактеоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучениямассового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемыпрактического воздействия на поведение социальных институтов, социальных группи общностей, социаль­ные структуры и процессы.
Если ту или иную социальную практическую проблемунельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость внаучном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического ис­следования.
Прикладным называется такое эмпирическоеисследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения егорезультатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Прикладноеисследование, как правило, носит диагностический характер и привязано кконкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность,орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретномуместу и времени.
Результаты, полученные в процессе прикладныхсоциологических исследований, прежде всего социоинженерных и клинических,используются в социальных технологиях, которые также входят в структуруприкладной социологии. В отличие от традиционного социологическогоисследования, программа и инструментарий которого создаются практически каждыйраз заново, социальная технология дает возможность многократно использоватьотработанные стандарты алгоритмов для решения задач социального управления вразличных сферах применяемости. Анализ различных взглядов на сущностьсоциальной технологии показывает, что она может быть определена как системаметодов выявления и использования скры­тых потенциалов социальной системы всоответствии с целями ее развития, как совокупность операций и процедурсоциального воздействия на объект на пути получения оптимального социальногорезультата.
Социальнаятехнология в реальном ее функционировании предстает в единстве ивзаимообусловленности трех своих основных аспектов:
1) специально организованная область прикладногосоциологического знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельностичеловека в условиях нарастающей взаимозависимости и динамики социальныхпроцессов;
2) способ эффективного осуществления деятельностина основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующейкоординацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов ихвыполнения;
3) метод управления социальными процессами,обеспечивающий систему их воспроизводства и повышения эффективности вопределенных параметрах — качества, объемов, целостности, продуктивностидеятельности и т.п.; позволяющий достигать поставленную цель.
Таким образом, прикладная социология представляетсобой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами,техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результатыкоторого реализуются в социальной технологии. В этом воплощаетсяединство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладнойсоциологии. Такое единство обусловлено тем, что невозможно провестиисследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания иприменения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденциистановления и развития соответствующих социальных общностей, их типологическиххарактеристик и свойственной им специфики деятельности. В отличие от базиснойили фундаментальной социологии, ориентированной главным образом на разработкутеории, генерирование нового социологического знания, прикладная социологиявыступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленныхна решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальныхподсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.
Прикладная социология дает возможность определитьсферу и особенности прикладного социологического исследования, разработать егометодику, технику и процедуру, программу исследования, сформулировать егогипотезы. Кроме того, она позволяет социологу эффективно решить проблемы валидности,т.е. меры пригодности тех или иных методик для решения определенныхисследовательских задач, надежности, репрезентативности и достоверностиполученных результатов исследования.
На основании всего изложенного представляетсявозможным дать развернутое итоговое определение излагаемой сферысоциологического знания. Прикладная социология – это совокупность теоретическихзнаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологическихтеорий, моделей, методов и процедур исследования,  а также социальныхтехнологий,  ориентированных на практическое применение, достижение реальногосоциального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.
1.3 Подходы в прикладной социологии.
В зарубежной, прежде всего американской,социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам –инженерный и клинический. Инженерный, точнее – социоинженерный, подходхарактеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогихопросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройкинебольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственныхбригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всегоисследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивацияи стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы;изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводитмаркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роликонсультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всегоиспользует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения,контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ;завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практическиерекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями,улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. Всущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологическогоисследования.
Результатами деятельности социального инженерастановятся:
1) управленческие решения, проекты, определенныеалгоритмы решения организационно-управленческих проблем;
2) усиление  сплоченности  и  сработанности исследуемых групп, улучшение стиля управленческой деятельности (алгоритмырешения структурно-организационных проблем);
3) изменение мотивации деятельности изучаемыхсоциальных общностей: появление у людей стремления работать более активно иэффективно (за счет лучшего прояснения перспектив, оптимального сочетания групповыхи личных интересов с целями и задачами организации).
Такимобразом, социальная инженерия — это специфическая отрасль прикладнойсоциологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов ипрактической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных вобщей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практикепроизводственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективныхзадач совершенствования управления.
Клиническийподход в прикладной социологии заключаетсяв качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основесбора, анализа и обобщения всех — прямых и косвенных — доступных фактов оданном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания,что и социоинженеры. Главное различие между ними — в степени оказываемого имивоздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога — установить ди­агноз,предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия,фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества иэффективности ее деятельности.      
Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуетсяглубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные ивыясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любомуклиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно ииндивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляетклинициста в интерпретации данных из­бегать стереотипов здравого смысла,суждений «на скорую руку»».
Например, социоинженер предлагает новую формугрупповой работы на конвейере, а клинический социолог консультируетадминистрацию компании «Панасоник» по совершенствованию организациитруда на ее предприятиях. Клинический социолог чаще всего использует в своейработе глубинное интервью и нестандартные методы анализа, что дает емувозможность улавливать не только особенности и характерные черты изучаемыхсоциальных объектов, но и тенденции их возможных изменений, учитывать их врекомендациях по совершенствованию деятельности изучаемых организаций.
1.4Функции прикладной социологии.
 
Какие же функции выполняет прикладная социология?
Первая из функций прикладной социологии — познавательная.Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологиейпомогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений,раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.
Вторая функция прикладной социологии — информационная,заключается в том, что она на основе познания социальных процессов иявлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющихструктур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию обинтересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития всовременном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важнымфактором информатизации социологического пространства, в рамках которогопроисходят все явления и процессы общественной жизни.
Третья функция прикладной социологии — диагностическая,выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки,характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признакисоциальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействуетсвоевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующихподдержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.
Прикладная социология выполняет и четвертуюфункцию -созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюсяв активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании ипроектировании в целях создания более благополучных условий для развитиясоциальных объектов и систем.
Наконец, пятая функция прикладной социологиизаключается в том, что она способна выполнять технологизацию социальногопространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальныетехнологии, методы выявления и использования скрытых резервов ипотенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получатьоптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационныхиздержках.
Органичноевзаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологиюв эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальнымипроцессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития ифункционирования социальных объектов и систем.

                Глава 2. Применение прикладнойсоциологии
 
2.1 Прикладнаясоциология и менеджмент
При­кладная социология на службе у бизнеса — нетолько настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественныхсоциологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно ипрочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеаламтуманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляетповедением многомиллионной массы людей.
Одним словом, миссия прикладной социологии –обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то вэтом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране – с разнойстепенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разра­ботками.По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, вбудущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей,специально для этого подготовленных. Итак, прикладная социология и менеджментсвязаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого.Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладнаясоциология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи спотребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впиты­вает культурныеценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам,обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами.Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо,как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием.
Основное отличие прикладной социологии отакадемической заключается не в используемых каких-то специальных методах(методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем неотличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях).Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеетисключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-тоиспользуются в социальной практике.
У академической и прикладной науки различныеметоды и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальнуюдействительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в неенеобходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направ­ленностью.Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная– исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания —это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснованиеи проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение– это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическимпроблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебныхпособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.
Прикладные эмпирические исследования можноотличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований, преждевсего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением ло­кальныхпроблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые(академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений.

2.3 Положение социолога-прикладника.
Большинство потребителей, оказавшись ворганизации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель –категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняетприказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджерыили администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции.Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становитсязаинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которыеопределяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются нанаучном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерамисоциолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован всотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социологакак «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социологпроводит иссле­дование по заказу профсоюзов.
Такова сложнаямозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она ещеболее усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника всистеме научного знания и научного сообщества. Академический социолог иприкладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению,месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творецфундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель.Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность,зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первыйволен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеетправа так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. Упервого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, новыше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантийзанятости нет.
Прикладники гораздо более «всеядны», нежелиакадемические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекиеот социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты илисоциометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы целиорганизации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколькоони выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными,собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимыдля совершенствования и улучшения дел в организации.
Из отношений «заказчик — наемный работник» вытекаютнекоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны нетолько с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и синтеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога.Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать втой или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на тоспециального разрешения заказчика.
Из сказанного становится понятно, что положениеприкладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя,своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и всодержательно-творческом отношении. По существу речь идет о поте­резначительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимостии самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и егокачественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработкиприкладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную платуакадемических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества,возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачиваетсяфинансовыми приобретениями.
Рассматривая профессиональную деятельностьсоциолога, нельзя не коснуться свода этических норм, ее регулирующих. Они получилив ли­тературе название этического (профессионального) кодекса социолога.Объективная необходимость его создания профессиональным сообще­ством социологовобусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, ихвозможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественногомнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: бытьнаучно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечиватьмаксимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одноважное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантийконфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), неприменять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.
Кодекс обязывает социолога быть объективным идостигать уровня научности, несовместимой с тенденциозностью, идеологическойангажи­рованностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четкообозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормамдеятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, ктруду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен вматериалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следоватьпринципу: «истина превыше всего».
В условиях более широких, чем раньше,возможностей использова­ния результатов исследований повышается цена ошибкисоциолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, чтохарактерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашаетсяответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироватьсяисключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователейсоциологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие ксоциологии и социологам.

2.4 Особенностиприкладного социологического исследования.
Если тот или иной социальный заказ не удаетсявыполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость внаучном поиске, в проведении исследований для получения дополнительнойинформации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпи­рическоеисследование, но исследование, выполняемое по заказу(хотя может бытьзаказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенныеорганизационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).
В чем специфика прикладного исследования?
Прежде всего, в том, что оно обращено ксовершенно конкретной ситуации, имеющей место «здесь и сейчас», наданном предприятии в данной общности.
Планируя и проводя исследование, социолог вомногом опирается на собственные опыт, интуицию, общую эрудицию. Вприкладном исследовании понятия науки переводятсяна язык решений,нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленномуизменениюсоциальных объектов. Если академическое эмпирическоеисследование может быть самоцелью, то в прикладном сбор эмпирическойинформации, в конечном счете, подчинен оценке возможности реализовать из­браннуюмеру на практике.
Академические исследования, особенно в ихпозитивистских вариа­циях, сплошь и рядом оказываются описанияминекоторойинтересной ситуации. Теоретическая, академическая наука по мере ростаспециализации и усиливающейся изощренности инструментария, усложнения языкаисследования в своих конечных выводах как бы все больше удаляется от злобы дня,строя модели и конструкции, отнюдь не «готовые к применению». Ноописания, сколь бы строго научно они ни были сделаны, заказчика (клиента) неудовлетворяют. Поэтому социолог, проводящий прикладное исследование, какправило, не просто описывает проблему, но выявляет ее причины, вырабатываетрекомендации по их изменению, а также, возможно, участвует в воплощениисобственных рекомендаций в жизнь.
Среди особенностей прикладного исследования,существенных в организационном плане, назовем следующие:
1. Ориентация на кого-то, находящегося внепрофессиональной социологической среды: клиента или заказчика.
2. Изучение явлений, поддающихся некоторому воздействиюсо стороны лиц, принимающих решения.
3. Изучение процессов, происходящих в определенныхсоциальных подсистемах, конкретныхсоциальных общностях,организациях.
4. Концентрация внимания на тех компонентахсоциальной системы, которые непосредственно связаныс человеком,активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние наего практическую деятельность.
5. Использование гибких и комплексных методовисследования:методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемыхпромежуточных результатов.
6. Факультативностьучета мнения коллег.
Вследствие этих различий, с одной стороны, впоследние годы во всем мире идет активное размежевание фундаментальных(«академических», «чистых») и прикладных направлений всоциологии, размежевание между социологами, ориентированными на исследованияпервого или второго типа (что, впрочем, не мешает академическим ученымпроводить прикладные исследования, а «прикладникам» — разрабатыватькакие-либо общие теории).
С другойстороны, попытки провести четкую демаркационную линию между «академической»и прикладной социологией или определить, что является частью, а что — целым,обычно заканчиваются неудачей: и наука, и практика не стоят на месте, и то, чтоеще недавно казалось чрезвычайно абстрактным, через некоторое время становитсяполностью ясным.

                                   Глава 3. Социология в США.
 
 3.1Развитие прикладной социологии.
 
(англ.applied sociology) — совокупность теоретических моделей, методологическихпринципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий,конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение,достижение реального социального эффекта. В США П. с. называют также “проблемноориентированной”, “прикладной социальной наукой”, “ориентированной на клиента”,в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная,чистая, “ориентированная на дисциплину” наука. П. с.— это социол. работа,сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: гос. учреждение,правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др.П. с. в США отличается от академической не только содержанием и характеромнаучной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а нена прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связанас заказчиком, здесь приняты др. критерии оценки конечного рез-та, оплаты трудаи профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят отэкономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда.Исторические корни П. с. восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла.Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в амер.социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию П. с. ивыделяют три этапа. Для ранней фазы (1895— 1920) характерен интерес ксоциальным реформам, понимание научной теории как совокупности филос.рассуждений об идеальной модели об-ва, а ее практического использования —скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системымероприятий. С 1920 по 1950 г. приоритетным направлением в амер. социологиистановятся эмпирические исследования, начало к-рым положили представители чикагскойшколы. Интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа итехника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирической иП. с. принадлежит Лазарсфельду. В начальный период своей деятельности оносновал в Германии небольшое частное предприятие под названием “Экономико-психологическийисследовательский ин-т”, в к-ром со своими коллегами-студентами бихлеровскогосеминара проводил коммерческие исследования. Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на амер. почву принципы организации научного предприятиянеуниверситетского типа. В послевоенный период ин-ты П. с. быстро появляютсяпри амер. и европ. ун-тах. Ныне в США насчитывается большое число организаций(крупных и мелких, гос. и частных), занимающихся исследованиями, рез-ты к-рых оформляютсяв социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практическиерекомендации. Нек-рые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штатебольше ученых с докторской степенью, чем мн. признанные ун-ты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в ун-тах и колледжах США, а 6,8тыс.— в П, с. (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т.д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будетбыстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по П. с.Если в 1970 г. из 241 социол. отделения в ун-тах и колледжах только 11% имелитакие курсы, то в 1979 г.— уже 44%. Студенты практикуются как в полевыхисследованиях, так и по месту будущей работы (напр., госпиталь, юридическаяфирма). В амер. социологии прикладников различают в зависимости от того, какимиметодами они оперируют. Выделяются два главных —социальная инженерия иклиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабнымидешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проектысоциальной перестройки небольших сообществ (напр., молодежных кемпингов илипроизводственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача“клинического социолога” — поставить диагноз, предложить альтернативу,проконсультировать и наметить “терапевтические” меры. Так, социоинженерразрабатывает новую форму брачного контракта, а “клиницист” просвещает молодоженово том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый,обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта итехнологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, авторой проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентироватьих сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте.Информация, полученная социологом,— это собственность корпорации, к-рая вольнапоступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принятьк сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику.
 
3.2 Основныеэтапы и направления развития социологии в США.
Наибольшееразвитие социологические исследования получили в США. Исследователи историисоциологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли былаЗападная Европа, то начиная с 20-х годов XX в. США прочна удерживают позициилидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии вСША оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всехпяти стадий внешней развития и большой объем конкретных, эмпирическихсоциальных исследований.
В ЗападнойЕвропе социология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Контне имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля,М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. ИСША же социология с самого начала начинает складываться как университетскаянаука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии исоциологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу80-х годов почти в 250.
Социология вСША с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количествовозросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большойфинансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследованийассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммыассигнует правительство США, а половину — частный бизнес. В стране имеетсяоколо 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в рядассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию, какважный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальнойстабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающийпроизводительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаряразвитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии,использованию математического и статистического аппарата, моделирования иэксперимента социология в США превратилась в точную науку.
Эмпирическиесоциологические исследования диктовались общественными потребностями. Большоеместо в них занимают проблемы социализации различных социальных групп,адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом планенаибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са, где рассматривались проблемы адаптацииэмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологиии методики конкретно-социологических исследований.
Значительноеразвитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвелкомплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире системуНОТ(научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическуюорганизацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационныенововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый«человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, вискусство администрации управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыли объяснил явление рестрикционизма (ограничение), т. е. феномен «работы спрохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основеэтого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальныхнорм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлениюпредпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение расценок.Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию,инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сборсоциальной информации, новую структуру функционального администрирования.
Огромноевлияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования иуправления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые подруководством Э. Мэйо в 1927-1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились вусловиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны ЗападнойЕвропы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторыповышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в началеэксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную.Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест,температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другиевнешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторыиграют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительностьтруда оказывают психологические и социально-психологические условия трудовогопроцесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организациитрудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), ноне по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры,аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правилповедения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе,распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанныенормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.
На основеХоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудниками была сформулирована такназываемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой даннойдоктрины являются следующие принципы: 1) человек представляет собой социальноесущество, ориентированное на других людей и включенное в контекст групповогоповедения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия ибюрократическая организация подчиненности;:!) руководители предприятий вбольшей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, илина чисто технические факторы поднятия производительности труда и максимальноедостижение прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивидасвоей работой и благоприятствует социальной стабильности; 4) производительностьтруда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкрепленогрупповым, коллективным, а экономические стимулы — социально-психологическими(благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократическийстиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышенияпроизводительности труда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизациятруда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.
Доктрина«человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения. Наее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теорияпотребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные(основные) и производные (метапотребности). Базисные (в пище, ввоспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (всправедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоурасположил все потребности в восходящем порядке — от низших физиологических довысших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самомрасположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждогонового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующимиудовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двигаетчеловеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен,вступают в действие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основеидей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга(1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Согласно теории Ф.Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышаютудовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т.е условия работы: заработок,межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие- Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровеньнеудовлетворенности трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажутсущественного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцбергсформулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержанияработы, а неудовлетворенность — функция условий труда. Обе системы являютсяразнонаправленными плоскостями поведения.
Теория стилейуправления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1)авторитарный стиль/для которого характерен жесткий контроль, принуждение ктруду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2)демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностейподчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие вуправлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующийэлементы авторитарного и демократического стиля управления.
Д. Мак Грегорне считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или инойстиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту или иную модель напредприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить рядвопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих иподчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементысоциально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований вСША сформировались два общественных течения — внедрение новых форм организациитруда и программа улучшения качества жизни.
Проведениеэмпирических социологических исследований и создание различных прикладныхтеорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время вСША в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм.Бихевиоризм (поведение) утверждает, что социология — это поведенческая наука,или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э.Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, всеповедение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаетеопределенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мереуправляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки обуправлении людьми.
Бихевиоризмабсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов,с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описанииповедения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены насобирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести толькок искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этойустановки бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основныеметоды исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдаетсяколичественным, математическим и статистическим методам-
Положительнымв методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точностисоциологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта,внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенномувзгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, вчастности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам немогут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследованийнеобходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научныхгипотез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработкаметодологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности,познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски такихметодологий в американской социологии привели к разработке функционализма,структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорийбудет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальныхпроблем социологии.

                                                   Заключение.
Проделав данную работу, яразобралась, что такое прикладная социология и какую роль она играет вструктуре социологического знания. Прикладную социологию следовало бы назвать«младшей сестрой» эмпирической социологии. Таковойона является по нескольким причинам. Во-первых, в историческом плане прикладнаясо­циология возникла и сформировалась на определенном этапе развитияэмпирических социологических исследований. Во-вторых,она составляет часть эмпирической социологии. В-третьих, она использует всюметодику, процедуру и технику эмпирических социологических исследований, весьарсенал методических средств, накопленных эмпирической социологией.В-четвертых, прикладная социология возникает на основе методик и процедур, ставшихпрочным достоянием эмпирических исследований. Здесь, правда, следует отметить,что в отношении используемых методов прикладная социология переходит границысоциологических традиций, часто обращаясь к междисциплинарным методам.
Как и в жизни, в прикладной социологии приходитсявыбирать между качеством и количеством. Отсюда, она подразделяется на дваподхода соответственно: клинический и инженерный.Клиническийподходзаключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений наоснове сбора, анализа и обобщения всех доступных фактов о данном объектеИнженерный подход характеризуется преимущественным использованиеммаломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектовсоциальной перестройки небольших сообществ.
Таким образом, прикладная социология составляетотносительно самостоятельную и очень важную часть социологического знания,тесно связанную с общей социологической теорией.
Немалую роль прикладная социология играет и вменеджменте. В кризисные периоды развития общества государственные структуры ипредпринимательские организации обычно сокращают финансирование фундаментальныхисследований, в том числе и расходы на развитие общей социологической теории.Социологи в таких условиях вынуждены обращаться к рыночным источникамфинансирования — работе по заказам частных фирм, коммерческих банков,промышленных предприятий, зарубежных спонсоров и организаций. На этой волнекоммерциализации, в России возникает множество коммерческих социологическихфирм, занимающихся прикладными социологическими исследованиями по заказамобщественных и зарубежных организаций, банков, корпораций и т.п., обладающихнеобходимыми средствами. В русло этой коммерческой дея­тельности все большевключаются университетские и академические социологи, подавляющая часть которыхранее занималась фундаментальными социологическими исследованиями, чтонеизбежно приводит к снижению темпов развития общесоциологической теории.
В таких условиях у фундаментальнойсоциологической науки остается фактически единственная возможность выжить исохранить свои позиции, свой кадровый потенциал – теснее соединиться сприкладной социологией, в известной степени превратиться в нее, добыватьсредства к существованию (в том числе и на развитие общей социологической теории)за счет финансирования, выделяемого заказчиками на организацию прикладныхсоциологических исследований.

                              Список использованнойлитературы.
1. Бабосов, Е.М. Прикладнаясоциология: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., – М.:Тетрасистемс, 2001. – 496с.
2. Бутенко, И.А. Организацияприкладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – 1998. – 423с.
3. Зборовский, Г.Е. Прикладнаясоциология: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шукшина. – М.: Гардарики,2004. – 176с.
4. Колесников, Ю.С. Прикладнаясоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.С. Колесников. – Ростов н/Д.: Феникс,2001. – 320с.
5. Кравченко, А.И. Прикладнаясоциология и менеджмент: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: ИздательствоМГУ, 1995. – 208с.
6. Лапин, Н.И. Предмет и методологиясоциологии / Н.И. Лапин // Социс. – 2002, № 8, с. 106-120.
7. Основы прикладной социологии:Учебник для вузов / Институт «Открытое общество»; под ред. Ф.И. Шереги, М.К.Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184с.
8. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т.Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юнити-Дана, 2005. –640с.
9. Начала практической социологии /Р. Ленуар [и др.]. – М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алтейя,2001. – 410с.
10. Аберкромби Н. Социологическийсловарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.