Реферат по предмету "Социология"


Правовая поддержка и положение женщин в России

Курсовая работа
по курсу гендерология и феминология
На тему:
«Правовая поддержка и положение женщин в России»
Выполнил:
Проверила:
Рязань 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Исторический аспект положения женщины в обществе
1.1 Сущность «женского вопроса»
1.2 История «женского вопроса»
Выводы по главе 1
Глава 2. Положение женщины в современном обществе
2.1 Проблемы женской занятости
2.2 Экономическая независимость и безопасность
Выводы по главе 2
Глава 3. Социально-правовая поддержка женщин в России
3.1 Правовые основы защиты женщин
3.2 Современное состояние реализации прав женщин в России
Выводы по главе 3
Заключение
Литература
Введение
Адаптация женщин к новым условиямсвязана с большими социальными и правовыми издержками; налицо их неравныестартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядоврезко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности женщин.
Существующие национальныемеханизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всехсферах жизни. Гендерная асимметрия обусловлена отчасти негативным восприятиембольшинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни.
Несмотря на масштабные демократическиеизменения, произошедшие в XX в. в России и существенно изменившие как положениеженщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная проблема женщин — сочетаниесемейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей.
Определение места и роли женщиныв обществе является одним из наболевших вопросов современности, а особенноважна сущность и эффективность социально-правовой поддержки женщин. Этим иобъясняется актуальность данной темы.
Объект исследования: женщины вРоссии.
Предмет исследования: правоваяподдержка и положение женщин в России
Цель: исследованиесоциально-правовой поддержки женщин в России. Чтобы достичь цели былипоставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «социальнаядискриминация женщин»;
Проследить изменение положенияженщин в историческом контексте;
Провести углубленную оценкуположения женщин в современном обществе;
Исследовать существующиеположения, связанные с правовой поддержкой женщин в России.
В работе использованытеоретические методы: метод анализа, сравнения, обобщения.
Глава 1. Исторический аспект положения женщины вобществе
 1.1 Сущность «женского вопроса»
 
"Женский вопрос"- это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической,политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов,разная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие ипрофессиональные возможности), и определение правового статуса, тендерная (полоролевая)роль женщины в обществе и семье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинамиположение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Г.Г. Силласте [18]придерживается мнения, что женский вопрос — это комплекс социальных проблем,включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства идетства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения.
Равноправие мужчин и женщиндолжно закрепляться в законе, предполагая равенство их прав и обязанностей.
Г.Г. Силласте [18] даетследующее определение понятия «дискриминация». Социальнаядискриминация женщин (от латинского слова — discriminatio — различие) означаетограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всехсферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической,духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижениюсоциального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью,и, следовательно, угрозой для ее безопасности.
Ряд авторов [2, 6, 18] сходны втом, что суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоитв том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни вчем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых,недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должензапрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или инуюпрофессию. Ее святое право — полная свобода личного выбора видов и формдеятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, неозначает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда- временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, чторавенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным ивсесторонним.
Дискриминация женщин имеет своипоследствия. По мнению М.Е. Баскаковой [4] понятие “социальные последствия"означает ожидаемые — планируемые или стихийно возникающие — результатыраспространения того или иного социального процесса и явления, которые влияюткак на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность вобществе в целом, в конкретных социальных общностях — в частности.
Для классификации последствийсоциальной дискриминации женщин Л.В. Бабаева [3] проводит ряд критериев:
по времени возникновения: последствияотдаленные и непосредственные. Среди отдаленных:
ухудшение положения женщин вобществе, снижение их социального статуса
феминизация бедности; сегрегацияпо признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; “вымывание”женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женскогонаселения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женскойагрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов,финансов.
Непосредственные последствия: унижениедостоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденныйвозврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничениесамореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию;недоплата труда; расширение серого (или “третичного”) сектора в экономике; сферыпредоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы.
по сферам проявления: дискриминацияпроизводственная и бытовая (непроизводственная)
по связи с социальными целями: прямыеи косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можноотметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе сдискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов(центров) помощи нуждающимся женщинам.
В предложенной классификацииможно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин впроизводственной сфере.
Г.Г. Силласте [18] отмечает, чтоконвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»(1979 г) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это:
гарантии условий длявсестороннего развития женщин;
получение образования;
равная оплата за равный труд,взаимная ответственность муж чин и женщин за семью, воспитание детей;
понимание материнства каксоциальной функции.
Эти положения отражены в КонституцииРоссийской Федерации. Конституция предусматривает участие женщин в политикегосударства и в неправительственных организациях; одинаковые условия при выборепрофессии; равные права при выходе на пенсию, по безработице, болезни,инвалидности, медицинском обслуживании, предоставление платных услуг.1.2 История «женского вопроса»
Хотя женщина и выполняетважнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но,начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальныхпреимуществ. Л.В. Бабаева [2] констатирует, что женские гражданские прававплоть до XX века были ущемлены.
Только в 1907 г. закон разрешилженщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщиныполучили накануне Второй мировой войны.
Как утверждает Л.Д. Бойченко [6],борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинамиправ на:
труд рядом с мужчиной;
образование (доступ к высшемуобразованию женщины по лучили лишь в конце XIX в);
участие в выборах.
В 70 — 80-х гг. XX в. движениеза равенство мужчин и женщин активизировалось. 1976-1985 годы. ООН объявилапериодом «равенства, развития, мира». [1, С 5]
Современная социальная политикамирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчениеих быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин вструктуры власти. Л.В. Бабаева утверждает, что общество считаетсянедемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений. [2] Проходившаяв Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положению женщины обсуждала вопросыдискриминации женщин, такие, как разные формы насилия. Принятая программадействий направлена на улучшение положения женщин — это:
искоренение нищеты;
ликвидация неравенства в областиобразования;
доступ к соответствующемумедицинскому обслуживанию;
трудоустройство;
охрана и сохранение окружающейсреды;
укрепление образа женщины всредствах массовой информации;
содействие правам женщины;
искоренение насилия в отношенииженщин.
Конференция (1995) вКопенгагене, в которой участвовала 191 страна, приняла Платформу Действий,направленную на закрепление принципа равенства прав и ответственности женщин имужчин в семье, на работе.
В крепостной России права исвободы личности были ущемлены.Г. Г. Силласте [18] считает, что в гражданскомправе и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья былаоснована на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницывсех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (безохраны материнства и детства), оплачивался он на 30% ниже мужского. Особеннотяжелым был труд крестьянок.
С отменой крепостного права, азатем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбортрудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическоеобразование получало лишь высшее сословие.
А.А. Денисова [19] утверждает,что формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящейинтеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формированиянового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся кполезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправииполов, полоролевой функции женщины в государстве, семье.
До 1917 г. в России создавалисьразнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которыхпровозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав.
Революция 1917г., первая Конституцияутвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской,трудовой, образовательной, социальной.
Л.В. Бабаева [2] приурочиланачало женского движения в России к 1918 году. Был созван Всероссийский съездженщин (1918 г), созданы женские отделы культурной, воспитательной,организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы«Работница», «Крестьянка»), появились женские странички вцентральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечкадля женщин».
Жесткий идеологический контрольсвернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 летутверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервыеоткрыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято многозаконодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом неизменили.
Ряд современных исследователей [5,6] утверждают, что в настоящее время уровень развития женского движения крайненизок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии,появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценкиистинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средствмассовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьбас явной и скрытой формой дискриминации.
4 марта 1993 г. был принят УказПрезидента РФ «О первоочередных задачах государственной политики вотношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинамреального участия в деятельности государственных органов и общественныхорганизаций. Л.В. Бабаева [2] отмечает, что для этого признано необходимымсохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30% представительствалиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов).Обязательным является также квотирование по половому признаку списковкандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками,а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностейлицами обоего пола в органах государственного управления в Закон огосударственной службе.
Выводы по главе 1
Задачей первой главы былораскрыть сущность «женского вопроса». Для ее решения на основеисследований Г.Г. Силласте [18] было дано определение понятия «социальнаядискриминация женщин», указаны основные сферы жизни общества, гдепроисходит ущемление прав женщин. Рассмотрена суть идеи равноправия мужчин иженщин, их равных возможностей.
В рамках анализа понятиядискриминации женщин были выявлены последствия данного процесса, а так жеприведен ряд критериев по их классификации и систематизации.
Второй задачей было проследитьизменение положения женщины в историческом контексте. Выявлены ключевые этапыразвития женского движения в прошлом, борьбы женщин за свои права. Исследованиесовременной социальной политики, проводимой в мировом сообществе в настоящеевремя, позволило выделить основные направления по ликвидации дискриминацииженщин
Глава 2. Положение женщины в современном обществе
 2.1 Проблемы женской занятости
В современных социально — трудовыхотношениях представляется актуальной проблема полового разделения труда, подкоторой понимают распределение занятий между женщинами и мужчинами,базирующихся на традициях и обычаях, формально и неформально закрепленных впрактике и сознании людей. Во всем мире существуют сугубо мужские и сугубоженские профессии.
Как отмечает И.О. Тюрина [20], трудоваядеятельность женщин США, как и во многих других странах, ограничена весьмаузким набором отраслей. Большинство американок наиболее трудоспособныхвозрастных групп (23-55 лет) заняты в отраслях сферы услуг, а среди окончившихчетырехгодичный колледж в этих отраслях сосредоточено 90% работающих женщин. Вотличие от прошлого века, когда женщины были основной рабочей силой втекстильной промышленности, сейчас, как и в других развитых странах, если они изаняты в материальном производстве, то преимущественно конторским трудом.
Несмотря на более быстрый, чемсреди мужчин, рост уровня образования, большинство женщин по-прежнемуиспытывают ограничения профессиональных возможностей и заняты на традиционно«женской» работе (учителя, младшие медработники и т.п.), как правило,менее оплачиваемой. Б.И. Башкатов [5] утверждает, что даже имея дипломколледжа, женщина зачастую получает заработок меньший, чем мужчина, окончившийшколу.
Б.И. Иванова [9] выяснила, что отношениезаработной платы женщин к заработкам мужчин остается одним из самыхдискриминационных не только в России, но и среди развитых стран (за исключениемЯпонии). Однако важным фактором ослабления дискриминации женщин в оплате трудаможет стать возрастание их образовательного уровня, что влечет за собойусиление позиций женщин на рынке труда и позволит им все чаще вторгаться втрадиционно «мужские», более высокооплачиваемы сферы. В то же времянекоторые факторы, способствующие росту трудовой занятости и укреплению позицийженщин в сфере труда, зачастую приводят к усилению их профессиональнойсегрегации. Так, интенсивное развитие сферы услуг увеличивает использованиетруда женщин, одновременно ограничивая их деятельность весьма узким кругомпрофессий. Развитие новых видов деятельности, внедрение новых технологий инетрадиционных форм организации труда позволяет шире использовать труд женщин,предоставляя им возможность работы на дому, неполный рабочий день, по гибкомуграфику. Но эти же факторы, ставшие поначалу весьма притягательными для женщиночень быстро обернулись для них лишением социальных льгот, страховых и прочихпреимуществ, распространяющиеся на полный рабочий день, а для некоторых — и социальнойизоляции.
Как и многие другие общемировыетенденции, рост трудовой активности женщин, концентрация женской занятости вотраслях сферы услуг, формирование системы «привилегий» дляработающих женщин и некоторые другие специфические для женского труда черты,приобрели в России гротескный характер. По наблюдениям Г.Г. Силласте [17], массовыйприток женщин в общественное производство в послевоенные десятилетия привел крекордно высокому в сравнении с другими странами уровню занятости российскихженщин: к началу он составил 84%, а в предыдущие годы — 90%. При этомисключительной характеристикой женской занятости в России является чрезвычайновысокий образовательный уровень, однако это не послужило для женщин лифтомэкономической мобильности. Несмотря на законодательно закрепленное право наравную оплату за равный труд, работающие россиянки по оплате труда занимаютущемленное положение — их заработная плата в среднем более чем на треть ниже,чем у мужчин.
В одной и той же отраслизанятости, практически повсеместно в силу различий в профессиональном статусе иквалификационном уровне, женщины, как правило, получают меньшую зарплату.
А.Л. Мазин [15] заметил еще однуотличительную особенность занятости женщин России — гораздо более широкое, чемв других странах, использование их труда в отраслях материального производства,в том числе на работах, связанных с тяжелым и неквалифицированным трудом. Средиработников промышленности, испытывающих в процессе труда физические перегрузки,каждый пятый — женщина. Почти половина работниц в промышленности трудится втяжелых, вредных и особо тяжелых условиях.
Несмотря на запретыиспользования женского труда в ряде областей, считающихся особо вредными помедицинским соображениям, россиянки продолжают там работать, а так как запретраспространяется не только на занятость, но и на образование и профессиональнуюподготовку, позволяющую работать по этим специальностям, женщины работают здесьбез соответствующей подготовки и квалификации и за меньшую зарплату.
Таким образом Г.Г. Силласте [17]приходит к выводу, что разработанные и принятые меры, которые создали дляженщин множество привилегий и льгот в форме отпусков, пособий, а такжеограничений занятости на вредных производствах, реализовывались весьмаизбирательно, а само их существование способствовало удлинению естественныхпериодов прерывания занятости, ограничению трудовой мобильности,профессионального и квалификационного роста работающих женщин, а также снижениювозможностей реализации уже полученных ими знаний и приобретению опыта.
В условиях становления рынкатруда эти льготы стали еще и препятствием для трудоустройства и сохраненияместа работы. Предприятиям, находящимся в стадии экономических преобразований,стало невыгодно, а зачастую просто не под силу брать на себя такую социальнуюответственность. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашаетзапрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципаотсутствует. Фактически около трети руководителей предприятий различных формсобственности признают, что отдают предпочтение мужчинам, а на каждом шестомобследованном предприятии выявлены нарушения законодательства в отношениибеременных женщин.
Оказавшись менееконкурентоспособными на рынке труда, женщины стали гораздо более интенсивно,чем мужчины лишаться рабочих мест.
Б.И. Иванова [9] пишет, что рыночныеотношения обнажили невидимые ранее формы дискриминации женского труда в Россиисо всеми издержками сверхзанятости, несоответствия степени образованностиуровню оплаты туда, концентрации на низкоквалифицированных работах, но вместе стем перед женщинами разных возрастных групп открылись новые возможностииспользования их трудового потенциала. Хотя процесс преобразований в Россииспособствовал более строгой дифференциации социальных и экономических ролей взависимости от пола и возрождению призывов к патриархальности («возвращениюженщин к их общественному предназначению») в период 90-х годов средироссиянок возросло стремление совмещать домашние, семейные обязанности сработой вне дома (согласно результатам обследования положения женщин,проведенного
Таким образом, несмотря наособенно сложное положение, в котором находятся российские женщины,испытывающие специфические трудности в сфере труда, во многом повторяющиеобщемировые, и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новымэкономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественноепроизводство.
По мнению В.Н. Ивановой [10], антидискриминационныеи правоутвердительные действия в Росси дали, безусловно, положительныерезультаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства, ноукоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить кудасложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные во благо женщин, могутсоздать на практике опасность для действительного неравенства на рыке труда. Дискриминационнаяпрактика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю,претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные,гораздо более замаскированные формы.
На основе сложившейся ситуации,учитывая опыт зарубежных стран (прежде всего европейских), И.О. Тюрина [20] приходитк выводу, что для претворения в жизнь многочисленных статей Российскогозаконодательства, запрещающих дискриминацию по признаку пола в сфере труда, внаибольшей степени недостает системы действенного контроля и надзора засоблюдением законодательных норм. Формирование такой системы способствовало быросту конкурентоспособности женщин в период становления рынка труда и равенствуих возможностей, как к тому стремится мировое сообщество.
/> 2.2 Экономическая независимость и безопасность
Повышение экономической ролиженщин в обществе, в семье, в самообеспечении не спасло их от нарастающихрисков снижения реальных доходов и надежности их источников, социальнойнезащищенности на рынке труда в связи с новыми формами занятости; от отсутствиярабочих мест, соответствующих их образовательной и профессиональной подготовке,от попадания в ряды бедноты, в том числе работающей. Т.И. Безнадежных [10] придерживаетсямнения, что стабильность экономического положения женской части населениязависит от множества переменных, связанных как с ослаблением ее дискриминации вобществе, личными условиями, так и с возможностями трудоустройства,самозанятости, предпринимательства, а также степенью развитости системысоциальной поддержки.
Растущую угрозу благосостояниюженщин представляют, как показывает анализ динамики их доходов, и участившиесяразводы.
Л.А. Шатрова [21] считает, что дополнительнымпрепятствием на пути восстановления материального благополучия для ставшихэкономически самостоятельными женщин становится сегрегация рынка труда,лимитирующая сферы их занятости, продолжительность и, соответственно, оплатутруда, а также отсутствие (или длительный перерыв) навыков ведения собственногодела. При этом чем старше дети, оставшиеся с матерью после развода, тем большерасходов они требуют, а перспективы трудоустройства разведенной женщины свозрастом становятся более неутешительными.
Экономическая нестабильность,как правило, характерна для подавляющего большинства неполных семей с женщинойво главе, образующихся в результате развода, воровства, рождения внебрачныхдетей. Б.И. Иванова [9] заметила, что половина американских семей с женщиной воглаве при отсутствующем супруге относится по размерам доходов к нижнейквинтили, по сравнению с 12% семей с двумя супругами. В таких семьях растет 8,5миллионов из 15 миллионов детей до 18 лет, находящихся за чертой бедности.
Г.Н. Климатова [11] отмечает,что в особо уязвимом положении оказались в 90-е годы женщины России, которыевсегда были защищены от бедности в наименьшей степени. До начала экономическихпреобразований в наиболее тяжелом материальном положении обычно находилисьпенсионеры, среди которых женщин почти в два раза больше; неполные семьи сдетьми, 94% которых возглавляются женщинами; а также многодетные семьи взначительной части которых отец проживал отдельно, а основные заботы пообеспечению и воспитанию детей ложились на мать.
Сокращение (и полная поэтапнаяликвидация) субсидий и введение платы за ранее бесплатные услуги существенноснизили покупательную способность указанных категорий населения; а резкоепадение реальных доходов, увеличение отрыва размеров пенсий и пособий отпрожиточного минимума привели к активизации обнищания женщин — как пожилых и нетрудоспособных,так и молодых образованных работающих россиянок.
Хотя одиночное родительство,особенно у женщин, всегда было сопряжено с материальными и психологическимитрудностями, в «дорыночный» период широко распространенные льготы,дотации, субсидии, доступность детских дошкольных учреждений,спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха способствовали существенномусглаживанию проблем содержания и воспитания детей с одинокой матерью. А.В. Дорин[8] отмечает что с переходом к рынку и ослаблением перераспределительныхфункций государства положение неполных семей стало еще более ущемленным.
В условиях стремительнойинфляции, распространяющейся преимущественно среди женской частитрудоспособного населения безработицы, эрозии системы социальной поддержки априорновысокий риск обнищания семей, состоящих из матери и детей, резко возрос. Авесьма щедрые пособия, в том числе на детей одиноких матерей, не толькосократились в реальном объеме, но и потеряли свое значение в соотношении спрожиточным минимумом, не говоря уж о соотношении с заработной платой. Занятость,в свою очередь, не спасает подавляющее большинство женщин, имеющих детей, отобнищания.
Исследуя данную проблему, М.Е. Баскакова[4] приходит к выводу, что в не менее сложных условиях оказались женщиныпенсионного возраста, особенно те, кто не может продолжать трудовуюдеятельность и у которых нет иных, кроме пенсии, источников существования. Пенсии,полученные женщинами, так же как и заработки в среднем меньше, чем у мужчин, азначительная часть россиянок пенсионного возраста получает минимальную пенсию. Ускоряющеесяпадение реальной стоимости пенсий, даже средние размеры которых не обеспечиваютминимальных стандартов существования, ставит пенсионеров в неравноправноеположение относительно лиц допенсионного возраста, реальные доходы которыхсокращаются несколько медленнее и у которых объективно больше возможностейадаптироваться к новой экономической ситуации. Для многих женщин продолжениеработы после выхода на пенсию стало суровой необходимостью и основным средствомподдержания существования. В результате в России в первой половине 90-х годовкаждая десятая работающая женщина была пенсионного возраста, что существеннопревышает трудовую активность женщин этой возрастной группы в других странах. Россиянкипенсионного возраста заняты преимущественно в госсекторе, либо выполняявысококвалифицированную, но малооплачиваемую работу врача, учителя, научногосотрудника, преподавателя вуза, музыкального работника; либонизкоквалифицированную и также малооплачиваемую работу уборщицы, вахтера,лаборантки и т.п.
По мнению Н.М. Воловской [7] c недостающими трудностями материального самообеспечения впоследние годы столкнулись и самые юные представительницы женской частинаселения. Именно они составляют 3/4 выпускников школ, профессиональныхтехнических учебных заведений, вузов, испытывающих сложности трудоустройства. Однакоу данной категории женщин появились определенные надежды на расширениевозможностей экономической самостоятельности в связи с развитием различных формпредпринимательства, самозанятости, включая семейно-домашние мероприятия. Мировойопыт показывает, что эта сфера деятельности обладает большой притягательнойсилой для женщин, не нашедших своего места на рынке труда. Уже к 1994 году поданным Госкомстата, среди предпринимателей, использующих наемный труд былооколо 19% женщин, среди совладельцев товариществ — 39%, кооперативов — 23%. Поданным обследований, наиболее активно в среде предпринимательства действуютроссиянки зрелых возрастов, имеющих высшее (64%) и среднее (35%) образование.
В условиях возрастающих рисковна рынке труда, чисто символических размеров пенсий и пособий, обесцениваниясбережений, реальная поддержка предпринимательской деятельности женщин в Россиимогла бы не только помочь большему числу россиянок воспользоваться открывшимисявозможностями и повысить свой социально-экономический статус, но испособствовала бы более полной реализации знаний и профессионального опытаженщин в масштабах общества.Выводы по главе 2
В соответствии с поставленнымизадачами нами был проведен анализ текущего положения женщин в современномобществе, а так же раскрыта специфика социальных проблем женщин. Несмотря набыстрый рост уровня образования, большинство женщин испытывают ограничениясвоих профессиональных возможностей. Наиболее четко дискриминацияпросматривается в сфере трудоустройства и оплаты труда. Для предотвращенияподобных форм дискриминации в сфере труда необходимо развивать систему контроляи надзора за соблюдением законодательных норм.
Такое положение вещей позволяетсделать выводы о том, что экономическая защищенность женщины во многомопределяется такими факторам как уровень дискриминации в обществе, состояниесферы занятости, трудоустройства, предпринимательства, а так же степеньразвития системы социальной и правовой поддержки. Для повышения экономическогоблагосостояния государство должно проводить сильную политику в сфере поддержкисемьи, пенсионеров, молодежи, а также способствовать развитию женского предпринимательства.
/>Глава 3. Социально-правоваяподдержка женщин в России
 3.1 Правовые основы защиты женщин
Неотъемлемым элементомсоциальной политики любого государства является забота о соблюдении правчеловека. Е.А. Лукашева [14] отмечает, что натерритории России действуют российский и международный механизмы защитысоциально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственныеорганы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальнойсферах.
Конституция РФ (ст. ст.18,19 и др.),говорит о том, что Государство гарантирует гражданам отсутствие любойдискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равныеправа и равные возможности для их реализации. Однако Е.А. Лукашева [14] утверждает,что нельзя говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, чтообщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ являются составной частью правовой системы России.
Конвенция ООН 1979 г. “Оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированная СССР в1980 г., — основной международный документ, устанавливающий стандарты в областизащиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор малокто знаком, а тем более — мало кто с ним работает непосредственно в судах. Поинициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России,Государственной Думой РФ,20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепциязаконотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностеймужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в Россиии содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравниванияправового статуса лиц обоего пола.
Л.Д. Бойченко [6] считает, что внастоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качествепозитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщинполитических лидеров, возможность независимой оценки истинного положенияженщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информациик женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной искрытой формой дискриминации.
В своих исследованиях Л.Д. Бойченко[6] выделяет следующее: 4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «Опервоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», вкотором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельностигосударственных органов и общественных организаций. Для этого признанонеобходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровнейФедерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половомупризнаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями ипредвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящихдолжностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон огосударственной службе.
С.В. Поленина [16] констатирует,что в России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей,преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о трудеРоссийской Федерации (КЗОТ РФ):
запрещение труда женщин натяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;
установление предельных нормпереноса и передвижения тяжестей (ст.160);
ограничение труда женщин вночное время (ст.161);
установление облегченных условийтруда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, переводна более легкую работу — ст.161, 162, 163, 164).
На создание женщинам-матерямусловий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитаниемдетей, направлены следующие нормы:
запрещение ночных, сверхурочныхработ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детейв возрасте до 3 лет (ст.162);
подобного рода работыограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидовдо 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст.163);
по желанию женщины (равно как илюбого другого родственника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, онаможет работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранениемправа на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу заребенком (ст.167);
перерывы для кормления ребенка,предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются врабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст.169);
на предприятиях, в организацияхс широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнатыдля кормления грудных детей (ст.172);
по просьбе женщин, имеющих детейв возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочийдень или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производитсяпропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобныйрежим труда не влечет каких — либо ограничений в отношении стажа работы ипродолжительности отпуска (ст.49);
женщинам, имеющим детей ввозрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет,предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещаетсяотказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам,связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации недопускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускаетсяувольнение с обязательным трудоустройством (ст.170).
С.В. Поленина [16] такжеотмечает закон Российской Федерации «О занятости населения в РоссийскойФедерации», который предоставляет дополнительные гарантии занятостимногодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающимдетей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите ииспытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места,организация по обучению специальным программам и т.д. — ст.13).
Постановление Министерства трудао занятости населения Российской Федерации. «Временное положение о порядкеквотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях длялиц, нуждающихся в социальной защите» от 11 мая 1992 г. № 216предусматривает следующие квоты для приема на работу категорий населения, особонуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие,многодетные матери, с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).
Е.А. Лукашева [14] отмечает, чтоженщиныв нашей стране имеют право на льготы в связи с беременностью,родами, кормлением ребенка и это не только «декретный отпуск», но иправа женщины в вопросах планирования семьи, обусловленные необходимостью уходаза детьми и их воспитания.
Е.А. Лукашева [14] приходит квыводу, что женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственноепрерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, чтоурегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственноеоплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличииписьменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться ихобщим (ст.35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос оматеринстве (ст.36).
Отец имеет право на больничныйлист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достиженияребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использованчастично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другимиродственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.
Вопрос о насилии над женщинамибыл рассмотрен на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г.,затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. «Обискоренении насилия в отношении женщин», которая призывает все страныбороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например,при притязании начальника по службе).Е.И. Козлова [12] говорит о том, что предусмотренауголовная ответственность за такие преступления, как содержание притонов исводничество, принуждение к занятию проституцией. Должны быть разработаны иприняты новые акты уголовного и административного законодательства обискоренении насилия над женщинами и детьми в семье.
 3.2 Современное состояние реализации прав женщин вРоссии
Е.И. Козлова [12] отмечает, чтодалеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд,прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного поправам человека, — используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных иженских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г) “Обобщественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных иколлективных прав и интересов своих членов (ст.27).
Е:.А. Лукашева [14] считаетнеобходимым отметить становление механизмов организации гендерной экспертизызаконодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организацииэкспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по деламженщин при Совете Федерации РФ.
Поскольку Россия является нетолько правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст.7 Конституции РФ), а всоциальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемыхженщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы,предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособностьженщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил — втруде и в общественно-политической деятельности.
С.В. Поленина [16] подразделяетпредоставляемые женщинам льготы, на три категории:
1) льготы в связи сбеременностью, родами и кормлением ребёнка;
2) льготы по уходу за ребёнком;
3) прочие льготы.
Первые из названных льгот должныбыть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права вобласти планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право наконтрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.
Льготы по уходу за ребёнком, помнению С.В. Полениной [16], должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Этовытекает не только из ст. 19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностяхдля трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".
По-прежнему требуют тщательноговнимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения трудаженщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве напрофессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве назащиту своего достоинства по месту работы российских женщин.
Право на социальную, правовую иэкономическую защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе справом на отцовство. В признании и реализации для женщин права на охрануздоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим Н.М. Воловская[7] считает целесообразным повысить роль женщин в осуществлении права наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическимправонарушением.
В.И. Курбатов [13] констатирует,что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защитыприменительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантииправа наследования и вопросы содержания брачных контрактов по российскомузаконодательству проработаны недостаточно.
В России женщины составляютболее половины населения страны, но С.В. Поленина [16] считает, что они явнонедостаточно представлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФженщин примерно 10%, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такоеположение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоевнаселения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства.
По мнению Л.Д. Бойченко [6] порядок,процедуры и правовые акты в механизме защиты прав женщин не всем известны, т.к всоветское время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системысоциального партнерства и использование его механизма при защите прав женщинмогло бы во многом помочь.
С точки зрения Л.Д. Бойченко [6]особого внимания заслуживает тема предотвращение насилия в обществе, проблемадомашнего насилия. Существует модельное законодательство о насилии в семье. РазработаныРекомендации ООН, создан Проект закона РФ «О предотвращении насилия всемье», но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в Россиипроисходит между родственниками и близко знакомыми людьми. Решать даннуюпроблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихсядомашнему насилию и для мужчин — виновников домашнего насилия).
С.Г. Айвазова [1] считаетнеобходимым широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивных прав,репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжатьсясвоим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственнымиинститутами. Современные формы регулирования рождаемости: аборт и контрацепцияне должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России.
Важным элементом социальнойполитики является государственная политика доходов, состоящая из выплатыпособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именноони показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты трудаженщин и мужчин.
Уровень заработной платы женщинотстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова [4] утверждает,что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионныхнакоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетныхмужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховойстаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77%накоплений мужчин. Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны- т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя ит.д. .
С.Г. Айвазова [1] пришла квыводу, что правовая база “женского вопроса" в России устарела, неотвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этомсвидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равныхправ и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая КомитетомГосударственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Концепция предусматриваетразработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охранебезопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышениюконкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности ипредотвращению насилия и другие. Таким образом, реально сегодня можно говоритьо двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации ихнеблагоприятного положения; мерах по повышению их объективной конкурентоспособностина рынке труда; С.Г. Айвазова [1] считает, что все меры должны быть тщательнодифференцированы по срокам. В пределах минимум года-полутора никакие меры поповышению конкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время“нулевого цикла" мер по изменению структуры спроса и предложения на рынкетруда. На это время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямойподдержки: пособия, льготы и т.п. С определенного периода удельный вес этих мердолжен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходитьиз анализа реальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин — боротьсяс «ветряными мельницами» бессмысленно, а в условиях крайнейограниченности государственных ресурсов — и слишком рискованно для экономики вцелом и для общественного престижа любых социальных программ.Выводы по главе 3
На основе анализа исследований С.Г.Айвазовой [1], М.Е. Баскаковой [4], Л.Д. Бойченко [6], С.В. Полениной [16], идр. были проанализированы существующие положения, связанные с правовойподдержкой женщин в России. В соответствии с конституцией РФ гражданамгарантировано отсутствие любой дискриминации, в том числе и по половомупризнаку. Принципы и нормы международного права и международные договоры РФ поборьбе с различными формами дискриминации являются составной частью правовойсистемы России, однако очень часто они не соблюдаются.
Правовую поддержку женщин ссфере труда представляет Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ).В рамках данного вопроса выделены основные положения, гарантирующие права исвободы женщин в процессе трудовой деятельности. Определены направления поподдержке материнства, в том числе виды предоставляемых женщинам льгот, защитаженщин от насилия и других форм дискриминации.
Определено текущее состояниереализации прав женщин в России. Женщинам гарантировано право на социальную,правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи право на жилище,наследование, право на представление в органах государственной власти, право назащиту от насилия, репродуктивные права и др.
Заключение
В результате исследований Г.Г. Силласте,Л.В. Бабаевой, М.Е. Баскаковой, С.В. Полениной, И.О. Тюриной, и др. былаподтверждена актуальность выбранной темы. В последние десятилетия достигнутсущественный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечаяповышение образовательного уровня, вовлечение женщин в работу вне дома, а такжеих растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений,необходимо признать, что в целом мужчины продолжают сохранять, хотя и в меньшейстепени, чем раньше, превосходство почти по всем основным индикаторамсоциального развития. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формахженщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями в областитрудоустройства, пенсионного обеспечения, а также с возросшим риском бедности.
В ходе исследования поставленнаяцель была достигнута: проанализирована социально-правовая поддержка женщин вРоссии. На территории России действуют российский и международный механизмызащиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовыватьгосударственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономическойи социальной сферах. Государство гарантирует гражданам отсутствие любойдискриминации, в том числе и по признаку пола.
Задачи были выполнены:
На основе исследований Г.Г. Силластеи Л.В. Бабаевой мы рассмотрели сущность понятия «социальная дискриминация»женщин и выявили ряд критериев по ее классификации, таких как производственнаяи бытовая дискриминация, унижение достоинства женщин, феминизация бедности,ограничение самореализации и др.
Опираясь на работы Л.В. Бабаевоймы проследили изменение положения женщины в историческом контексте. Гражданскиеправа женщин вплоть до XX века были ущемлены. Полноеюридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны. Современнаясоциальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминацииженщин, облегчение их быта. Продвижение женщин в структуры власти.
Проведена оценка положенияженщин в современном обществе и изучена специфика социальных проблем женщин. Всоответствии с трудами И.О. Тюриной, Г.Г. Силласте мы выявили, что женщинамсвойственны такие проблемы как: проблема женского труда и занятости женщин; проблемадоступа женщины к власти; проблемы связанные с женским здоровьем,беременностью, и родами; проблема насилия над женщинами в том числе исексуального характера.
Нами исследованы существующиеположения, связанные с правовой поддержкой женщин в России. На основеисследований С.Г. Азвазовой мы пришли к выводу, что правовая поддержка женщин вРоссии не отвечает требованиям современного общества и требует коренныхизменений.
Несмотря на формальноеравноправие женщин и мужчин, во многих случаях необходимы активные действия,чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое вниманиек социальной и экономической роли женщин в периоды фундаментальных преобразованийявляется непременным условием достижения устойчивого развития и повышенияблагосостояния в обществе.
В ближайшие годы актуальность«женского вопроса» будет по-прежнему сохраняться. Несмотря назначительный прогресс в данной области все еще есть множество проблем. Помимонеобходимости реформирования правовой поддержки для претворения в жизньмногочисленных статей Российского законодательства, запрещающих дискриминациюпо признаку пола, недостает системы действенного контроля и надзора засоблюдением законодательных норм.
Литература
1.        Айвазова, С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека [Текст] / С.Г.Айвазова. — М.: Эслан, 2008. — 80 с.
2.        Бабаева, Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальныйподход к разработке Федеральной программы) [Текст] / Л.В. Бабаева // Социологическиеисследования. — 2007. — №7. — С.51-59
3.        Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа,политика, повседневная жизнь [Текст] / Л.В. Бабаева // Женщина в российскомобществе. — 2005. — №4. — С.64-71
4.        Баскакова, М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин. Социальные аспектыпенсионной реформы [Текст] / М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков. — М.: Московскийфилософский фонд, 2008. — 200 с.
5.        Башкатова, Б.И. Международная статистика труда [Текст] / Б.И. Башкатов,Л.А. Карпухина. — М.: Дело и Сервис, 2005. — 207 с.
6.        Бойченко, Л.Д. ООН и права женщин: история и современность [Текст] / Л.Д.Бойченко. // Права женщин в России. Законодательство и практика. — 2008. — №2. — С.17-21
7.        Воловская, Н.М. Экономика и социолония труда [Текст]: учебное пособиедля вузов / Н.М. Воловская. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 203 с.
8.        Дорин, А.В. Экономическая социология [Текст]: учебное пособие для вузов/ А.В. Дорин. — М.: Экоперспектива, 2006. — 254 с.
9.        Иванова, Б.И. Женщины и занятость [Текст] / Б.И. Иванова // Социологическиеисследования. — 2005. — №11. — С.36-39
10.     Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне [Текст]:учебное пособие для вузов / В.Н. Иванова, Т.И. Безнадежных. — М.: Финансы истатистика, 2004. — 192 с.
11.     Климатова, Г.Н. Женская занятость и рынок труда [Текст] / Г.Н. Климатова// Семья в России. — 2004. — №3. — С.34-37
12.     Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.- М.: Проспект, 2006. — 608 с.
13.     Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие для вузов /Под. Ред.В.И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 480 с.
14.     Лукашева, Е.А. Права человека [Текст] / Е.А. Лукашева. — М.: Норма, 2007.- 573 с.
15.     Мазин, А.Л. Трудовая дискриминация [Текст] / А.Л. Мазин // Трудовоеправо. — 2008. — №7. — С.86-90
16.     Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный инациональный аспект [Текст] / С.В. Поленина. — М.: Институт государства и праваРАН, 2005. — 255 с.
17.     Силласте, Г.Г. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин поактуальным социально-политическим вопросам [Текст] / Под. ред.Г. Г. Силласте. — М.: Человек и труд, 2005. — 70 с.
18.     Силласте, Г.Г. Социальная дискриминация женщин как предметсоциологического анализа [Текст] / Г.Г. Силасте, Г.Ж. Кожамжарова // Социологическиеисследования. — 2007. — №12. — С.112-120
19.     Словарь гендерных терминов [Текст] / Под. Ред.А. А. Денисовой. — М.: ИнформацияХХI век, 2007. — 256 с.
20.     Тюрина, И.О. Гендерные аспекты занятости и управления [Текст] / И.О. Тюрина// Социологические исследования. — 2005. — №11. — С.135-139
21.     Шатрова, Л.А. Гендерные исследования на рынке труда [Текст] / Л.А. Шатрова// Социологические исследования. — 2005. — №3. — С.124-126


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.