Реферат по предмету "Социология"


Причины возникновения алкоголизма и методы борьбы с ним

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Восточный гуманитарный институт
Кафедра социальной работыКУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЫ
 Причины возникновения алкоголизма и методы борьбы с нимРуководитель
(И.О.Ф, уч. степень, звание)
Работа допускается к защите
«___»______________200__г                            Нормоконтролер
________________________
(Ф.И.О.)
Выполнил студент:
 
 
(Ф.И.О., группа)Усть-Каменогорск, 2001
 
ПЛАН1. Введение. 2. Теоретическая часть. 2.1. Понятие и стадии алкоголизма. 2.2. Профилактика и социально-психологическая работа. 2.3. Блок реабилитации 3. Практическая часть. 3.1. Обоснование метода диагностики 3.1. Анализ результатов социологической анкеты. 4. Заключение. 5. Приложение. Анкета.
 
1.ВВЕДЕНИЕ.
Пьянство, алкоголизм, наркомания несовместимы ссоциальным образом жизни, проблема утверждения которого не носитабстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей ипоэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практическогосвойства. Особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая илихарактеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает средилюдей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого кругамедицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, таки его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Пьянство иалкоголизм порождают множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степениалкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна ипрямолинейна.
 Итак, предметом исследования являются причины,способствующие возникновению алкоголизма.
Объектом исследования являются проблемы алкоголизмаи его профилактика в условиях современного общества.
Цель – рассмотреть меры по профилактике,реабилитации и социально-психологической помощи нуждающимся.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализлитературы по проблеме алкоголизма.
2. Провести экспериментальное исследование повыявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма.
3. Рассмотреть системный подход к профилактикеалкоголизма.
Нами была выдвинута гипотеза:
Наиболее эффективными методами борьбы с алкоголизмомявляются социальные методы – профилактика, реабилитация,социально-психологические методы.
 
2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1.Понятие и стадии алкоголизма.
 
Алкоголизмпредставляет собой сплошную медико-социальную проблему. В понятие «алкоголизм»вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание.
Алкоголизмкак социальное зло проявляется неумеренным употреблением спиртных напитков(пьянство), нарушением моральных и правовых норм поведения, социальными эксцессами,снижением производительности труда.
Сточки зрения медицинской — это заболевание, относящееся к широ­кой группе наркомании.
Классическоеопределение хронического алкоголизма как совокупно­сти последствий хроническойинтоксикации было дано в середине 19 века в классическом труде М. Гусса «Хроническийалкоголизм, или хроническая ал­когольная болезнь». Автор рассматривал этозаболевание как вызванное злоупотреблением спиртными напитками и выражающеесясоответствующими изменениями в нервной системе. Эго определение долгогосподствовало на страницах учебников и руководств по психиатрии и напротяжении полувека не подвергалось каким-либо существенным изменениям.
Многиеисследователи при рассмотрении хронического алкоголизма обращают внимание наего социальный аспект.
Так, M.Leuler (1955) относил к хроническим алкоголикам тех людей, которые,употребляя спиртные напитки, причиняют себе вред в соматическом, психическом исоциальном отношении. Н.В.Канторович (1954) считал хрони­ческими алкоголикамитех, у кого в результате систематического или спора­дического злоупотребленияспиртными напитками развилось влечение к алко­голю, произошло нарушениетрудоспособности, семейных отношений, физи­ческого или психического здоровья. W.Mayer-Gross,Е. Slater, M.Roth (1954) пишут,что хронический алкоголизм — привычка к поглощению алкогольных напитков в таких количествах и стакой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе, конфликтам всемейной и общественной жизни или к расстройству физического и психическогоздоровья.
Рассмотрими другие наиболее известные определения алкоголизма.
ДейчманЭ.И. (1956) — алкоголизм (в узко-медицинском смысле) — за­болевание,наступающее в результате частого неумеренного употребления спиртных напитков иболезненного пристрастия к ним.
ЛукомскийИ.И. — Алкоголизм (хронический) — заболевание, вызывае­мое систематическимупотреблением алкогольных напитков, характеризую­щееся влечением к ним,приводящее к психическим и физическим расстрой­ствам и нарушающее социальныеотношения лица, страдающего этим заболе­ванием.
ЭнтинГ.М. — алкоголизм — заболевание, вызванное систематическим употреблениемалкогольных напитков и обусловленное воздействием алкоголя как наркотическоговещества.
ПортновА.А., Пятницкая И.Н. — хронический алкоголизм – заболевание, характеризующеесясимптомом наркотической зависимости, в течение которого наступают специфическиесоматические расстройства и возникают социальные конфликты.
СтрельчукИ.В. – хронический алкоголизм – болезнь, при которой возникает болезненноевлечение с одновременной потерей чувства меры, контроля приема спиртныхнапитков, когда у больных, вследствие длительного злоупотребления ими,появляются психические и соматические расстройства различной интенсивности,вначале обратимые, но постепенно переходящие в необратимые (органические).
МорозовГ.В., Иванец Н.Н. — алкоголизм – прогредиентное заболевание, определяющеесяпатологическим влечением к спиртным напиткам (пси­хическая и физическаязависимость ), развитием дисфункционального состоя­ния, абстинентного синдромапри прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших ситуациях — стойкимисоматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.
Учитываяизложенное, можно попытаться дать определение алкого­лизма, которое бы в самомобщем виде отражало современное состояние про­блемы, было правильным слогической точки зрения и внесло свою лепту в стандартизацию терминов ипонятий.
Итак,алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологическойпотребностью человека в алкоголе.
Различаются три стадии алкоголизма:
Начальная стадия характеризуется появлением влеченияк алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости кпринимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя.Употребление алкоголя становится систематическим.
Средняя стадияхарактеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характераопьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количествомвыпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушенияпсихики, изменения во внутренних органах и нервной системе.
Последняя стадияхарактеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитиемзапойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокиеизменения во внутренних органах.
Когда появляетсяпсихическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себябольным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкогольвключается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостномузаболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением,тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов.На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике иповедении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резкоослабляется воля – человек не может руководить своими поступками, попадает подчужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение идеградация личности.
Многократное поглощаемоеспиртное накапливается в крови и током крови разносится по всему организму,достигая каждой клетки. алкоголь нарушает проницаемость клеточных мембран,угнетает биологически активные соединения, прежде всего – ферменты, понижаетусвоение тканями кислорода. тем самым резко ухудшаются условия внутренней средыорганизма. Влияние алкоголя на организм напоминает изменение биоценоза реки врезультате стока химических отходов в реку: обитатели водной среды начинаютзадыхаться и гибнут, а растения на берегах чахнут.  Сравнение это правомерноеще потому, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды.
Особенно чувствительны калкоголю нервные клетки и сосуды мозга. У выпившего краснеет лицо, белки глаз врезультате расширения кровеносных сосудов кожи, глаз и мозга. При этом резконарушаются их регулирующие возможности, кровоснабжение мозга начинает терятьсвой ритм. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы,поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют. У них в полтора раза чаще развиваютсязаболевания органов дыхания; 45-70% страдающих алкоголизмом имеют нарушенияжелудочно-кишечного тракта. Спиртное «обжигает» слизистую оболочку рта,пищевода, желудка, кишечника, затем возникает воспаление слизистой оболочкиэтих органов 9хронический гастрит, хронический колит). Печень первая принимаетна себя удар алкоголя – в ней происходит его переработка. В связи с этим уалкоголиков развивается тяжелое поражение печени – алкогольный гепатит, циррозпечени.
Примерно у трети людей,употребляющих алкоголь, снижается половая функция, наступает «алкогольнаяимпотенция». У женщин под влиянием алкоголя также снижается способность кдеторождению
Вмолодости алкоголизм протекает в более тяжелой форме и труднее поддаетсялечению. Непременное условие лечения – абсолютный отказ от употребленияалкоголя как во время лечения, так и после выздоровления.

2.2.Профилактика и социально-психологическая работа.
Рассмотримосновные принципы профилактики и социально-психологической работы с больными,страдающими алкогольной зависимостью.
Профилактика– это система комплексных – государственных и общественных, социально-экономическихи медико-санитарных, психоло-педагогических и психо-гигиенических мероприятий,направленных на предупреждение заболевания, на всемерное укрепление здоровья населения.
Всепрофилактические мероприятия можно подразделить на социальные,социально-медицинские и медицинские, которые различают по частным целям, средствами эффекту воздействия.
Всепрофилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная итретичная профилактика (терминология Всемирной организации здравоохранения).
Первичная,или преимущественно социальная, профилактика направле­на на сохранение иразвитие условий, способствующих здоровью, и на преду­преждениенеблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.
Первичнаяпрофилактика алкоголизма состоит в предупреждении нега­тивного влиянияалкогольных обычаев микросоциальной среды, формирова­ние у населения (тем болееу подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений,которые бы исключали и вытесняли саму воз­можность любых форм злоупотребленияспиртными напитками.
Основойпервичной профилактики алкоголизма является здоровый об­раз жизни. Ведущаязадача первичной профилактики состоит в уменьшении частоты появления новыхпроблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение ихвозникновения.
Вторичнаяпрофилактика алкоголизма состоит в выявлении групп насе­ления, наиболееуязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, макси­мально раннем, полным икомплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальнойпочвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в коллективе исемье.
Третичнаяпрофилактика алкоголизма 'направлена на предупреждение прогрессированиязаболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающейтерапии, в мероприятиях по социальной реабилитации.
Всемероприятия по искоренению пьянства и алкоголизма могут быть подразделены надва ведущих направления.
1)Корригирующее направление.
Онозаключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольноеповедение отдельных лиц, на политику в отношении цен и орга­низации торговлиспиртными напитками, на административно-правовое регу­лирование мер предупрежденияалкоголизации. Содержанием этого направле­ния является разрыв звеньев цепиразвития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни,создание условий для воспитания трезвого образа жизни.
2) Компенсирующеенаправление.
Оносвязано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, накоторой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заме­ной их более совершенными,здоровыми. Это направление проявляется фор­мированием у подрастающего поколениятаких нравственных качеств, кото­рые противодействуют возникновению социальныхотклонений в их сознании, деятельности и поведении.
Социальный опытпоказывает, что проблема алкоголизма в целом ре­шается не посредством лечения,а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексомзаконодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.
Хотелось бы обратитьотдельное внимание на комплекс психотерапев­тических мероприятий.
Психотерапияявляется основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет вреабилитации больных алкоголизмом.
Онаосуществляется в нескольких формах и представляет собой ком­плексное лечебноевоздействие с помощью психологических средств на пси­хику больного, а через неена весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и измененияотношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Существуетнесколько методов психотерапии:
1)Гипноз — погружение пациента в гипнотическое состояние — привычный психическийприем, позволяющий повысит действенность лечебного вну­шения.
2) Рациональнаяпсихотерапия — отличается от гипноза обращением к сознанию и рассудку человека,его лoгике.
3)Аутогенная тренировка — метод самовнушения, самоуспокоения.
 4)Наркопсихотерапия — внушение в гипноидном состоянии, вызванном введе­нием лекарственныхпрепаратов, вызывающих эйфорию. На входе и выходе из этого состоянияпсихотерапевт проводит свои словесные воздействия.
5)Коллективная и групповая психотерапия — базируется на использовании со­циальногов человеческой психике. Объединение пациентов в лечебную группу с цельювзаимопомощи.
6)Игровая психотерапия и психотерапия творчеством (арттерапия) — лечеб­ныеметоды, в которых научное представление о человеке в значительной меры связанос бурным развитием психологических наук, социальной пси­хологии, психологииличности. Методические приемы очень разнообразны.
7)Эмоционально-стрессовая психотерапия — система активного лечебноговмешательства, которое заставляет больного на предельно высоком эмо­циональномуровне пересмотреть и даже радикально изменить отношение к себе, к своемуболезненному состоянию и окружающей микросоциальной сфере.
Взависимости от целей, которые ставятся психотерапевтом, психоте­рапия можетбыть патогенетической, то есть направленной на реорганизацию, восстановлениеструктуры личности пациента, при которой устранение болез­ненныхпризнаков-симптомов ожидается как важное, но побочное действие, и симптоматической,преследующей цель устранить отдельные болезненные признаки.
 

2.3.Блок социальной реабилитации.
 
Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта,восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Амбулаторная наркологическаяслужба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работыпсихотерапевтических групп.
Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленноереабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управлениереабилитационным процессом.
Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом,нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что приводит кукреплению контактов больных между собой, основой которых служит совместноепьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаютсяпопытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями.Такие учреждения создаются для того, чтобы облегчить переход от круглосуточногонаблюдения за алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни вобществе.
Еще одна разновидность социальной реабилитации – психотерапевтическоесообщество под названием «Поворотный пункт» (1978г). Оно было создано с цельюоказания лечебно-реабилитационной помощи больным алкоголизмом. По уставусообщества, проводимые медико-социальные мероприятия преследуют цель возвратитьбольных к нормальной и полноценной жизни путем изменения, в первую очередь, ихповеденческих стереотипов (патологических).
Распространеннойформой социальной адаптации больных алкоголизмом являются организации колоний,у которых есть собственные школы, лечебницы, различные производственныемастерские и т.д. Колонии, как правило, расположены в пригородах, имеютподсобные хозяйства, животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в этих целяхиспользуются многие заброшенные деревни.
Наиболееполно и последовательно преимущества психотерапии и по­веденческой терапиираскрываются в деятельности клубов трезвости, обществ анонимных алкоголиков,социотерапевтический климат которых повышает ре­зультат лечения и реабилитациина 50-60% [Kardos G., 1980; Schwartzman J., 1985; Moos R.M.,1990]. Средибольных, ежедневно посещавших после стацио­нарного лечения общество анонимныхалкоголиков, воздерживались от упот­ребления спиртных напитков в течение шестимесяцев 73%, среди не посе­щавших- 33% [Hoffmann.G., 1985].
Сточки зрения обществ анонимных алкоголиков, медики должны за­ниматьсяфизиологической дезинтоксикацией, а сообщество и сам человек осуществляютпсихологическую дезинтоксикацию и социалъно-психическую реконструкцию личности.Программа реконструкции включает в себя не­сколько шагов. Первый шаг состоит впризнании бессилия перед недугом. Второй выражает потребность в поиске духовнойпсихологической опоры. Третий шаг означает решимость довериться чувствууверенности в возможно­сти помощи. Суть четвертого-восьмого шагов — самоанализ,исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных поступков,духовное очищение. Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессо­выеситуации, ранее приводившие к срывам, что укрепляет самоконтроль. Одиннадцатыйшаг ориентирует на постоянную рефлексию и сознательный контроль за своимипоступками, заставляет соотносить их с принятыми моральными принципами.Двенадцатый шаг требует практической реализации всех принципов и традицийобщества анонимных алкоголиков и главного среди них: помогая другим, ты помогаешьсебе больше, чем им
Различныеформы и направления социальной paбoты подразумевают привлечение больныхалкоголизмом к добровольному лечению, патрононаж­ную работу среди больныхалкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовыхмероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловыхвзаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиямипо борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитациюза трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду свнутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощиосуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественноновому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них послеотказа от употребления спиртных напитков.
Теперьрассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации иадаптации.
Ониделятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельностьс людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.
Кобщепедагогическим относятся принципы природосообразности, культуросообразностии принцип гуманности.
Сутьпринципа природосообразности заключается в том, чтобы веду­щим звеномвоспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека сего конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное — сама природа данного, конкретного человека, его фи­зическое и психическое здоровье,его физиологическое и социальное развитие.
Сутьпринципа культуросообразности заключается в максимальном использовании ивоспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.
Вцелях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную идуховную культуру, развивают творческие способности и ус­тановки напотребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Принципгуманности длясоциальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идейгуманистической психологии. Уче­ные этого направления утверждают, главное вличности — ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностейи способностей.
Следующиммы рассмотрим специальные принципы.
Первыйпринцип последовательности мероприятий по социальной реа­билитации состоит изшести этапов:
I) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкрет­ного человека, ввыявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации спомощью каких-либо методик, технологий, структур.
2) Прогностический этап. Онвключает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулированиегипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозированиеожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий.
 3) Организационныйэтап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленныхна достижение поставленных службой целей.
4) Практическийэтап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса,корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.
 5) Обобщающийэтап. Обработка данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы,описание хода и результатов деятельности.
6) Внедренческийэтап. Распространение новых методик, направленная организация опыта по реализацииразработанного другими работниками служ­бы.
Второйпринцип приоритета индивидуально-личностного подхода в решении проблемреабилитации и адаптации.
Онподразумевает осуществление процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностныхособенностей человека (его характера, темперамен­та, мотивов, интересов,способностей и т.д.). Гибкое использование различных форм и методоввоспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность,научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные икорректировать слабые стороны.
Третийпринцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах.
В широком плане — это помощь в любойзатруднительной ситуации, ко­гда человек стоит перед необходимостью выбора,принятия решения, в узком — процесс оказания помощи личности в самопознании ипознании окружающе­го мира.
Реализацияэтого принципа имеет два механизма.
Первыймеханизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что вспециально организованных работниками службы реабили­тации и адаптации условияхжизнедеятельности избирательно актуализируют­ся положительные побуждения,которые затем постепенно переходят в устой­чивые положительные мотивационныеобразования.
Второймеханизм («сверху вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов,содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должныу него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешнепринимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Четвертыйпринцип защитно-охранительных мер на создание условий для развития личности свнутренней саморегуляцией и самоконтролем.
Изпсихологических исследований известно,. что мотив деятельности может,сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действиеразвертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действияоказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие.Данное направление для практических работников службы является основополагающим.
Важным моментом в этомпринципе выступает фактор саморегуляции, а в нем — самооценка.
Пятыйпринцип ориентации на помощь семье как традиционному эф­фективному институту социализацииличности.
Исходяиз данного принципа работники службы социальной реабили­тации и адаптациистараются развивать у родных и близких черты воспитате­лей, помощников. В связис этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в томчисле педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание,саморазвитие.
Шестойпринцип своевременности подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тотмомент, когда в дальнейшем можно осуществлять целе­направленную педагогическуюпомощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведенияклиента необходима правильная диаг­ностика как особенностей такого, так ипричин его отклонения.
Методыи методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование,наблюдение, беседа, тестирование и т.д.
Своевременнои правильно поставленный диагноз — важнейшее условие успеха реабилитационной paбoты.
Реализациявышеперечисленных принципов позволяет вести реабили­тационную работу в такихслужбах наиболее эффективно.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1.Обоснование метода диагностики.
 
С целью выявленияфакторов, влияющих на возникновение алкоголиз­ма, мы провели экспериментальныеисследования с использованием метода социологического опроса.
Социологическийопрос выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальномвзаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.
 Цель опросника — определить :
 1)Отношение опрашиваемых к алкогольным напиткам и их употреблению, алкоголизму,больным, страдающим алкогольной зависимо­стью.
2)Отношение к алкоголю, алкоголизму, больным, страдающим алко­гольной зависимостью.
5)Провождение свободного времени, организация досуга.
6) Взаимоотношение сокружающими ( семья, близкие, друзья, противо­положный пол).
7) Степеньосведомленности граждан о лечении, борьбе и профилактике алкоголизма.
Анкета состоит из 43 вопросов(Приложение). Опрос проводился анонимно.
В проведенномсоциологическом исследовании приняли участие 50 человек. Из них  27 человек — мужчины в возрасте от 19 до 59 лет и 23 человека — женщины в возрасте от 18 до56 лет. Люди, принявшие участие в исследова­нии, с разным уровнем образования,с разной профессиональной квалификацией.
 
3.2.Анализ результатов социологической анкеты.
Результатысоциологического опроса показали негативное отношение к алкоголю высказали 38%опрошенных, из них 26% определили алкоголь как яд, отравляющий организмчеловека и 12% — как слабость для ненормальных людей. Средством длярасслабления и отдыха алкоголь считают 38% опрошенных и 24% видят в нем преждевсего получение удовольствия.
Отношениеопрашиваемых к алкоголизму показало, что большинство респондентов рассматриваюталкоголизм как болезнь — 49%. Как к дурной, вредной привычке относятся калкоголизму 32% респондентов, 16% определи­ли алкоголизм как «увлечениеспиртными напитками», и лишь 3% опрошен­ных считают алкоголизм обычнойпривычкой, не хуже остальных.
Отрицательноеотношение к людям, страдающим алкогольной зависимостью высказали 34% опрашиваемых,в том числе считая их людьми пропа­щими, без стимула в жизни (25%) и опаснымидля окружающих (9%). Соглас­ных с утверждением, что человек, страдающийалкогольной зависимостью ­это больной человек, нуждающийся в лечении, оказалось42% от общего числа респондентов. 24% опрашиваемых считают алкоголикачеловеком, настроение и самочувствие которого зависит от принятия алкоголя. Каклюдей безответственных, легкомысленных охарактеризовали их 35% опрошенных,раздражительных, неуравновешенных — 21%, заторможенных, замкнутых — 34%. итолько 10% опрошенных считают алкоголиков людьми веселыми и общительными.
85%респондентов coгласны с тем, что алкоголь оказываетпагубное влияние на организм, отрицают это 13% и не знают о влиянии алкоголя наор­ганизм человека всего 2% опрошенных.
71%опрошенных считают, что употребление плохо сказывается на раз­витии будущегопотомства, 17% утверждают, что это никак не повлияет на развитие ребенка и 12%не знают, что произойдет в случае, если родители бу­дущего ребенка будутупотреблять алкогольные напитки.
Изобщего числа респондентов 38% согласны с тем, что алкоголь отри­цательно влияетна умственные способности человека, а 44% считают, что принятие алкоголяснижает производительность труда. 33% опрошенных от­рицают влияние алкоголя наумственные способности человека, 26% считают, что факт принятия алкоголяснижает производительность труда лишь в незначительной степени, а 21%опрошенных вообще отрицают его влияние в этой сфере.
Самойуязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрошенные считают подростков (47% респондентов ). 28% респондентов считают самой уязвимой категорией женщин,и 25% — мужчин.
Междутем, только 3% из общего числа опрошенных вообще не упот­ребляли спиртныенапитки. 24% респондентов считают алкоголь обязатель­ным атрибутом любогопраздника, 50% считают его необязательным, но иногда возможным, и 26%опрошенных не видят в нем особой необходимости.
Предпочтениекрепким спиртным напиткам (водка, коньяк) отдают 20% респондентов, более слабымнапиткам (вино, пиво) — 30% и в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков- 50% опрошенных.
Навопрос «как часто на Ваш взгляд человек может употреблять алко­гольные напитки?»39% опрошенных ответили, что 1-2 раза в месяц, по празд­никам, 30% считают, чтоупотреблять алкоголь можно 1 раз в неделю, по вы­ходным, 23% считаютупотребление алкоголя возможным 2 раз в полгода, 7% респондентов считают, чтоупотреблять алкоголь возможно хоть каждый день, по желанию, и лишь 1% oпрошенных считают, что употреблениеалкоголя во­обще недопустимо.
Впервыеинтерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения у 42%опрошенных, чтобы не быть «белой вороной» в копании, впервые употребилиалкоголь 40% респондентов, попробовали алкоголь по примеру друзей,родственников старшего возраста 18% респондентов.
Вдетстве (в возрасте до 14 лет) попробовали алкоголь 8% респондентов, в юномвозрасте (от 15 до 18 лет) попробовали спиртное 44% опрошен­ных, 35% опрошенныхвпервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года и только 13% попробовалиалкоголь после 21 года.
Человекупотребляет спиртные напитки, чтобы быть как все, быть «своим» в компании ровесников- так считают 65% опрошенных, от скуки, безделья — 16%, хочется казатьсявзрослым — 11 %, хочется выделиться в ком­пании — 8%.
Постепенно,все чаще люди начинают употреблять алкогольные напит­ки в соответствии страдициями, принятыми в обществе — 48%, из-за непони­мания людей и отчуждения — 21 %, как средство избавления от стресса и на­пряжения — 24% и только 7%считают спиртные напитки жизненной необхо­димостью.
Причинойупотребления спиртных напитков 33% опрошенных считают влияние окружающей среды(чтобы быть как все, для свободного общения), нема­ловажным здесь является ито, что люди связывают принятие спиртного с по­лучением удовольствия — 25% (чтовозможно ассоциируется с различными праздниками, юбилеями и т.д.). Сюда можнодобавить опять же влияние раз­личных стрессовых ситуаций — 24% и неумениеорганизовать свой досуг ( от скуки, безделья) — 18%.
Факторами,способствующими возникновению алкоголизма считают: отсутствие силы воли,слабохарактерность — 46%, влияние ближайшего окру­жения — 32%, наследственныйфактор — 22%.
Большоезначение развитию алкоголизма приписывается неумению ор­ганизовать свой досугили отсутствию такой возможности — 57% (нечем заняться в свободное время).Очень значительными в этом вопросе являются экономическая и политическаянестабильность, так считают 31 % опрошенных (процессы, происходящие в стране51% охарактеризовали как негативные, 36% как переходные и всего 13% какположительные). Влиянию старшего поколения в формировании алкогольной зависимостиотдали свои голоса 12%.
Стем, что доступность спиртных напитков влияет на общую алкоголи­зацию странысогласны 35% респондентов, 51% считает, что все зависит от самого человека идоступность алкоголя не играет определяющего значения.
Ввопросах провождения свободного времени и организации досуга, которым отдаютбольшое значение в причинах распространения алкоголизма, процентное соотношениераспределилось следующим образом. На вопрос «хватает ли Вам свободноговремени?» 56% ответили «не всегда», 32% отве­тили «да, вполне» и 12% тех, укого «абсолютно нет свободного времени».
45% опрошенныхпредпочитают проводить свободное время дома, в окружении близких, 29% — водиночестве, 16% — вне дома, 10% — в шумной компании. При этом предпочтениеотдается следующим занятиям: чтению, просмотру телевизионных передач — 47%,просто отдыху -24%, хождению в гости -15%, занятиям спортом, хобби -14%.
Из всего количества опрошенных запоследние полгода посещали кафе, бары, рестораны 21 %, 16% — ходили в театр,музеи, кинотеатры, 7% — побыва­ли на дискотеках, различных шоу-программах и 56%ничего не посещали.
Следующим мы рассмотрим вопросотношения с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол).
Изобщего количества опрошенных живут со своей семьей (жена или муж, дети) — 72%,одна (один) с ребенком — 12%, одинокопроживающих — 9%, живущихсродителями-7%.
Отношенияв своей семье характеризуют как дружеские, теплые — 26% респондентов, скореенатянутые — 6%, часто ссорятся — 10%, довольно разно­образные ( «иногда всехорошо, иногда мы ругаемся» ) — 58% .
Помнению опрошенных отношения с противоположным полом складываются удачно у 39%,на 46% респондентов часто обращают внимание лица противоположного пола, на 27%,обычно внимания не обращают и всего 4% опрошенных считают, что им никогда не везетв этом вопросе.
Своематериальное положение как высокое охарактеризовали 4% респондентов, какдостаточно обеспеченное – 52%, 32% опрошенным денег хватает только на самоенеобходимое и денег абсолютно не хватает, приходится занимать в долг 12%респондентов.
Средиблизких родственников опрошенных есть больные алкоголизмом у 23 %, таковыеотсутствуют у 69% и ничего не знают об этом 8% репсонден­тов
Считают, что можно помочь человеку,страдающему алкоголизмом ­42%, наверно, нет — 34% нет, практически не возможнопомочь — 19% и не зна­ют — 5% опрошенных.
Знают,где это можно сделать — 58%, имеют очень слабое представление об этом — 23% иабсолютно не знают, где могут оказать помощь больному алкоголизмом — 19%опрошенных.
Хорошоорганизованной наркологическую службу нашего города считают 14 %, та­ковой еене считают 48%, не имеют об этом никакого представления — 38%.
Навопрос «можете ли Вы назвать какие-либо акции по борьбе и про­филактике алкоголизма,проводимые в Казахстане в последнее время?» утвер­дительно ответили лишь 19%респондентов.
Мероприятиями,необходимыми для снижения уровня алкоголизма в нашей стране респонденты считаютследующие: усиление наркологической службы, при­нудительное лечение бoльных алкоголизмом, организациюдосуга, особенно подрастающему поколению, более широкую пропаганду здорового образажизни и введение «сухого закона» — 415, остальные 59% опрошенных не смог­линазвать мероприятия, значимые в этой сфере. Сторонниками «сухого зако­на»оказались 28% респондентов, а 54% опрошенных считают, что введение «сухогозакона» проблемы алкоголизма не решит.
Учитываяизложенное выше, мы приходим к следующему выводу. В целом у опрошенныхотношение к алкоголю двоякое: с одной стороны, люди определяют его как яд,отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкогольнеобходимым сред­ством для расслабления, отдыха и получения удовольствия.
Приэтом половина опрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь ибольные алкоголизмом нуждаются в лечении.
Такжебольшинство опрошенных высказали отрицательное отношение, как к алкоголизму,так и больным, страдающим этим заболеванием.
Уровеньосведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное ипсихическое здоровье, на развитие будущего поколения доста­точно высок, так какбольшая часть опрошенных согласна с пагубным влияни­ем алкоголя на здоровье ибудущее потомство.
Намногохуже обстоят дела со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения ипроизводственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают отом, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительныепроцессы, и отрицают пагубное влияние алкоголя на производительность труда впоследующем.
Междутем, степень алкоголизации среди опрашиваемых достаточно высока. Лишь 3% изобщего числа респондентов вообще не употребляют спиртные напитки, а более 80%связывают проведение праздников (в том числе и встреч с друзьями) с распитиемспиртных напитков.
Изответов опрашиваемых можно сделать следующие выводы о влиянии социальных,психологических и наследственных факторов на причину употребления алкоголя иразвитие алкоголизма в целом. Анализ причин воз­никновения алкоголизма показал,что на первом месте стоят социальные при­чины. К ним относятся:
1)Употребление спиртных напитков, связанное с традициями, принятыми в обществе.
2)Влияние ближайшего окружения (алкоголизирующие семьи, влияние референтныхгрупп, асоциальных группировок).
3)Безработица, падение жизненного уровня.
4)Доступность алкогольных напитков.
На втором месте позначимости стоят биологические причины. Предпочтение биологическому факторуотдали 22% опрашиваемых. При этом следует отметить, что у 23% респондентов естьблизкие родственники, страдающие алкоголизмом.
На третьем местенаходятся причины психологического характера. К ним можно отнести следующие факторы:
1) Неумение справлятьсясо стрессами и напряжением.
2) Застенчивость и низкаясамооценка.
3) Отсутствие «силыволи», слабохарактерность.
4) Личностнаяпредрасположенность (акцентуация характера).
Самой уязвимойкатегорией, подверженной алкоголизму, опрашиваемые считают подростков, затем женщини мужчин.
Сравниваяпоказатели наркодиспансера с результата­ми опроса, мы можем сказать о том, чтореально подвержены алкоголизму прежде всего мужчины, затем подростки и женщины.
Предрасположенностик алкоголизму среди мужчин, помнению спе­циалистов, способствуетменьшая нагрузка в семейных и бытовых отношени­ях, меньшая ригидность встрессовых ситуациях и большая эмоциональная уязвимость в трудных жизненныхситуациях.
Кпричинам подросткового алкоголизма специалисты относят:
1)Возрастные, индивидуальные особенности.
2)Групповую психологическую зависимость (потребность выпивки возникает врезультате подражания референтной группе).
3)Семейно-бытовые трудности (отсутствие внимания и контроля со стороны родителей,алкоголизм родителей).
Остепени осведомленности жителей нашего города в вопросах лече­ния, профилактикиборьбы с алкоголизмом можно судить по ответам респон­дентов как о достаточнонизкой. Более половины опрашиваемых считают, что больным алкоголизмом помочьпрактически невозможно или вообще не име­ют об этих вопросах должногопредставления. Считают, что знают, где можно помочь таким больным 58%, но лишь14% считают наркологическую службу города доста­точно организованной, а 38%вообще ничего не знают об этой системе. Более 80% опрашиваемых не смоглиназвать никаких акций и мероприятий по борь­бе и профилактике алкоголизма,проведенных в Казахстане за последнее вре­мя. И лишь 19% смогли предложитьнемногочисленные мероприятия, возмож­ные на их взгляд в этом плане.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
Итак, алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологическойпотребностью человека в алкоголе.
Основнойкатегорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуютдва ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма — корригирующеекомпенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целомрешается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должнаосуществляться комплексом законодательных, административных, правовых иорганизационных мероприятий.
Работникисоциальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановлениена работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решаетвопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтическихгрупп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленноереабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управлениереабилитационным процессом.
Алкоголизм,как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные,трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратитьотдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий.Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль онаиграет в реабилитации больных алкоголизмом.
Впрактической части, полагаясь на данные социологического опросника, мы сделаемвывод, что в целом у опрошенных наблюдается двоякое отношение к алкоголю. Содной стороны люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость дляненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимымсредством для расслабления, отдыха и получения удовольствия. При этом половинаопрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь и больныеалкоголизмом нуждаются в лечении. Также большинство опрошенных высказывалиотрицательное отношение как к алкоголизму, так и больным, страдающим этимзаболеванием.
Степеньосведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное,психическое здоровье и развитие будущего поколения достаточно высока, посколькубольшинство опрошенных согласны с мнением о пагубном влиянии алкоголя на здоровьечеловека и его будущее потомство.
 Хужеобстоит дело со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения ипроизводственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают отом, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительныепроцессы и отрицательно влияет на производительность труда в последующем.
Итак,основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и,следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеваниемявляются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация исоциально-психологические методы, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.     Анисимов Л.Н. Профилактикапьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическаялитература», 1988г
2.     Бабанян Э.А., Пятов М.Д.Профилактика алкоголизма. Москва, «Медицина», 1981г
3.     Величковский Б.Т., Кирпичев В.И.,Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Москва, 1997г
4.     Гонопольский М.Х. Алкоголь иразрушение личности. Москва, «Наука», 1987г
5.     Дюркгейм Э. Самоубийство:социологический этюд. Москва, 1994г
6.     Игонин А.Л. Об алкоголизме вдиалогах. Москва, 1989г
7.     Лебедев Б.А., Дунаевский В.В.Алкоголь и семья. Ленинград, «Медицина», 1986г
8.     Юхансон Л. Труд и алкоголь,Алма-Ата, 1988г

Приложение
 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Здравствуйте!
Мы просим Вас принять участие в социологическомисследовании. Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Вопросы направлены навыявление отношения к проблеме алкоголя. Постарайтесь дать тот ответ, которыйнаибо­лее полно отражает Ваше мнение.
Благодарим Вас за участиев исследовании!
1. Укажите, пожалуйста, Ваш:
а) пол
б) возраст
в) профессию
2. На Ваш взгляд алкоголизм это:
а) болезнь
б) увлечение спиртными напитками
в) дурная, вредная привычка
г) обыкновенная привычка, не хужеостальных
3. Наиболее уязвимой категорией,подверженной алкоголизму, являются:
а) подростки
б) женщины
в) мужчины
4. Согласны ил Вы с тем, что алкогольпагубно влияет на здоровье?
а) да, совершенно верно
б) да, в какой-то мере
в) нет, если у человека крепкоездоровье пара рюмок ему не повредит
г) не знаю
 Продолжениеприложения
 
5. Ваше отношение к алкоголю:
а) это яд, отравляющийорганизм
б) средство длярасслабления, отдыха
в) слабость дляненормальных людей
6. Можете ли вы совсем отказатьсяот алкоголя:
а) не употребляю
б) думаю, что да
в) откажусь, еслисуществует веская причина
г) нет, не думаю
7. Как часто на Ваш взгляд человекможет употреблять алкогольные напитки?
а) по желанию, хоть каждый день
б) 1 раз в неделю, по выходным
в) 1-2 раза в месяц, по праздникам
г) 1 раз в полгода
д) никогда
8. В Вашем пониманииалкоголик это:
а) больной человек,нуждающийся в лечении
б) пропащий человек безстимула в жизни
в) человек, настроениесамочувствие которого зависит от принятия ал-
г) опасный для окружающихчеловек
9. Как Вы думаете, легко либросить «пить» для «пьющего» человека?
а) да, легко
б) довольно легко, есличеловек захочет
в) думаю, что трудно
г) трудно, практическиневозможно
10. Считаете ли Вы,что алкоголик — этоненормальный человек?
а) да, считаю
б) нет, я так не считаю
в) не знаюПродолжениеприложения
 
11. Если родителибудущего ребенка употребляют алкоголь, то:
а) это повлияет на егодальнейшее развитие и он будет неполноценным
б) это не повлияет наразвитие ребенка)
в) это поможет ребенкулегко адаптироваться в обществе
г) я не знаю, чтопроизойдет
12. Считаете ли Вы алкогольобязательным атрибутом любого праздника?
а) да, считаю
б) необязательно, иногдавозможно
в) нет, не считаю
13. С какими чертами характера у Васассоциируется слово «алкоголизм»?
а) безответственный,легкоранимый
б) заторможенный,замкнутый
в) веселый, общительный
г) раздражительный,неуравновешенный
14. Согласны ли Вы стем, что алкоголь отрицательно влияет на ум­ственные способности человека?
а) да, согласны
б) нет, абсолютно несогласен
в) не знаю
15. Каким спиртным напиткам Выотдаете предпочтение?
а) только крепким (водка,коньяк и т.д.)
б) более слабым (вино,пиво, шампанское и т.д.)
в) в одинаковой мере итем, и другим
г) не употребляю
16. Как Вы считаете, влияет лиуровень образования человека на употребление алкоголя?
а) да, пьют обычномалообразованные люди
б) может быть в какой-тостепени
в) нет, не влияетПродолжениеприложения
 
17. Согласны ли Вы с утверждением,что факт принятия алкоголя снижает производительность труда?
а) да, человек начинаетработать хуже
б) может быть, в какой-тонезначительной степени
в) нет, если человекзнает свое дело, он все равно будет хорошо работать
г) не знаю
18. Если Вы иногда употребляетеспиртные напитки, то делаете это:
а) для полученияудовольствия
б) чтобы снять стресс
в) из-за скуки
г) чтобы быть как все,для свободного общения
д) не употребляю никогда
19. Ваш  интерес к алкоголюпоявился:
а) из-за желания испытатьновые ощущения
б) пример друзей,родственников старшего возраста
в) чтобы не быть «белойвороной» в компании
г) не употреблял
20. Считаете ли Вы,что доступность алкоголя влияет на уровень алкоголизации страны?
а) да, полностью с этимсогласен
б) нет, все зависит отсамого человека
в) не знаю
21. Почему человекначинает употреблять алкогольные напитки?
а) в соответствии страдициями, принятыми в обществе
б) из-за непониманиялюдей и отчуждения
в) как средствоизбавления от стресса и напряжения
г) спиртные напитки — этожизненная необходимость
22.В  компании Выупотребляете спиртные напитки, потому что:
а) это необходимо дляобщенияПродолжениеприложения
б) так делают все
в) меня заставляют
г) не употребляю
23. Что по Вашемумнению способствует возникновению алкоголизма?
а) наследственный фактор
б) влияние ближайшегоокружения
в) отсутствие «силыволи», слабохарактерность
24. С чем на Вашвзгляд связаны причины широкого распространения алкоголизма?
а) нечем заняться всвободное время
б) влияние старшегопоколения
в) нестабильностьэкономической и политической обстановки
25. Дайте характеристику процессам,происходящим в стране:
а) переходные
б) негативные
в) скорее положительные
г) не замечаю каких-либоперемен
26. В каком возрасте Вы впервыесознательно попробовали спиртное?
а) до 14 лет
б) от 15 до 18 лет
в) от 18 до 21 года
г) после 2! года
д) никогда не пробовал
27. Впервые Вы попробовали спиртное:
а) чтобы быть как все
б) хотелось казатьсявзрослым
в) хотелось выделиться вкомпании
г) от скуки, безделья
д) не пробовал
Продолжениеприложения
 
28. Хватает ли Вам свободноговремени?
а) да, вполне
б) не всегда
в) у меня абсолютно нетсвободного времени
29. Предпочитаете ли Вы проводитьсвое свободное время:
а) дома, в окруженииблизких
б) вне дома
в) в одиночестве
г) в шумной компании
30. Чем Вы обычно занимаетесь всвободное время?
а) просто отдыхаю
б) читаю, смотрютелевизор
в) хожу в гости, принимаюгостей
г) занимаюсь спортом,своим хобби
31. Где Вы бывали за последниеполгода?
а) посещали театр, музей,кинотеатр и т.п.
б) ходили на дискотеки,шоу-программы
в) посещали кафе, бары,рестораны
г) ни куда не ходили
32. Вы живете:
а) один
б) со своей семьей(жена/муж, дети)
в) с родителями
г) один ( а) с ребенком
33. Отношение в Вашей семье можноохарактеризовать как:
а) дружеские, теплые
б) скорее натянутые
в) мы часто ссоримся
г) бывают разные, иногдавсе хорошо, иногда мы ругаемсяПродолжениеприложения
34. Отношения с противоположнымполом у меня:
а) всегда складывалисьудачно
б) на меня часто обращаютвнимание
 в) обычно на меня необращают внимания
 г) мне никогда не везет
35. Если Ваши дети (будущие дети) будут употреблятьспиртные напитки, то:
а) я буду категорическипротив
б) если только оченьредко, не возражаю
в) не вижу в этом ничегоплохого
г) мне все равно, это ихдело
36. Есть ли среди Ваших близкихродственников алкоголики?
а) да
б) нет
в) не знаю
37. Как Вы считаете, можно ли помочьчеловеку, страдающему алкоголизмом ?
а) да, конечно
б) наверное нет
в) нет, это практическиневозможно
г) не знаю
38. Знаете ли Вы, где можно пройтикурс лечения от алкоголизма?
а) да
б) нет
в) имею очень слабоепредставление
39. Можете ли Вы назвать какие-либоакции по борьбе и профилактике алкоголизма, проводимые в Казахстане запоследнее время?
а) да, перечислите
б) нет, не знаю
 
 Продолжениеприложения
 
40. Считаете ли Вы наркологическуюслужбу нашего города хорошо организованной?
а) да, считаю
б) нет, я так не считаю
в) не имею представления
41. На Ваш взгляд необходимо ливведение «сухого закона»?
а) да, необходимо
б) нет, это Не решитпроблемы
в) не знаю
42. Как Вы думаете, какие мероприятиямогут снизить уровень алкоголизации в нашей стране?
а) перечислите
б) не знаю
43. Материальное положение Вашейсемьи (Ваше собственное) Вы оцениваете как:
а) высокое, можетепозволить себе практически все
б) достаточно обеспеченное
в) денег хватает толькона самое необходимое
г) денег абсолютно нехватает, приходится занимать в долг


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.