НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
№ группы и вариант 221-ФК
Ф.И.О. студента ВЛАСОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА
Дата сдачи студентом к.р. 24.12.2004 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Планирование и прогнозирование в рыночной экономике
(наименование дисциплины)
Тема: Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.
Ф.И.О. преподавателя Ильичева Татьяна Харлампиевна
Дата проверки к.р. ______________оценка ________________________
Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена (зачета)
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Прогнозирование и планирование социального развитияи
повышения уровня жизни……………………………………………………4
3. Заключение…………………………………………………………………….15
4. Список литературы……………………………………………………………16
Введение
Ведущие страны рыночной экономики большоевнимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование,культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мереразвития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Обоснование направленийсоциально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с однойстороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего висследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами,сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальныхпланов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позицийего последствий в прогнозируемом периоде.
Актуальностьданной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практикеотражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условияхозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствованияметодов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов,тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычноставятся перед исполнителями припрогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции,программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективнойструктуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения,поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей вмасштабах региона, государства и с внешним миром.
Регулирование и стратегическое планирование социального развития и повышения уровняжизни.
В системе внутреннейполитики государства особое место занимает социальная политика.
Социальная политика— особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого являетсярегулирование всего комплексасоциальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Важнейшее свойствополитики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности,интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть нечто иное,как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в областисоциальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальные отношениявозникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Этообщение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) междуклассами;в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) междусемьями и внутри них.
Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые дляих существования и развития. Таким образом, социальная политика — это
политика, обращеннаянепосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектомсоциальной политики являетсянаселение страны, выступающее в качествепотребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.
Все виды политикигосударства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеетдиалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретноепоявление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своимконечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ какважнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана своздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. поиспользованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов обществаисходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для однойполитики является итогом, тодля другой — исходным пунктом.
В условиях рыночнойэкономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок дляудовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира вобществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами инациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможнонормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальныхконфликтов в обществе.
Для того, чтобысоциальная политика государства могла быть полностью реализована, она должнаразрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принципэкономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда иих профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей ролирынка (спрос и предложение, свободноеценообразование и конкуренция определяютположение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, завыработку и соблюдение правил игры,за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, напринцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принципучастия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политикагосударства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом,чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с еготрудовым вкладом ирасполагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышенияэкономической и социальной ответственностивсех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
Стратегия и тактикасовременной социальной политики Российской Федерации содержится в программесоциальных реформ:
В ней выделеныследующие стратегические цели социальной политики:
— достижение ощутимогоулучшения материального положения и условий жизни людей;
— обеспечениеэффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособностирабочей силы;
— гарантияконституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья,культуры, обеспечения жильем;
— переориентациясоциальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемыхсемье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация иулучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детскойи граждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшениесоциальной инфраструктуры.
Необходимыми условиями достижения указанныхцелей, являются: Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
Экономическимфундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явитьсяпредусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннегопродуктаи инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в, важнейшихотраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицитагосударственногобюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечноепотребление домашних хозяйств в используемом ВВП.
Стратегия социальнойполитики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть,выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач,определяющихсодержание каждого этапа и путей их решения.
В соответствии спрограммой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политикипланируется достигнуть в два этапа.
Главные задачипервого этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизнинаселения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровнежизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усилениезащиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должнаспособствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшемзадолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льготи компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системыгосударственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядкаопределения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнениеметодики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов напродовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые,медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах скритической ситуацией на рынке труда.
Второй этап должен протекать вболее благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамичноразвиваться, в результате чегопоявятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения,искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующийкомплекс задач: повысить минимальныегосударственные гарантий заработнойплаты и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новыйстандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социальногопартнерства внедрить механизм тарифногорегулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизитьуровень оплаты труда работниковбюджетной сферы к уровню заработной платыв производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить системуналогообложения индивидуальныхденежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов иуменьшение их дифференциации; начатьреализацию комплексной программы созданияи сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе новогоТрудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социальногострахования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаевна производстве и профессиональныхзаболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов насоциальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
В социальной политикегосударства выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым иосуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
1. Политика в сфередоходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественногоблагосостояния.
3. Политикав сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
4. Политика по поддержке «слабых групп» вобществе.
5. Политика по развитию отраслей социальнойинфраструктуры.
Политика в сфере доходов и личногопотребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ееглавнойцелью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной итерриториальной мобильности населения,сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда вкачестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Мероприятия данного аспекта социальной политики делятсяна две группы: а) в области оплатытруда во внебюджетном секторе экономики; б) в области оплаты труда в бюджетнойсфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантийминимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основеколлективных тарифных договоров исоглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующеговоздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальныхорганизаций, а также организаций сосмешанной формой собственности. Во вторую:уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы ворганической увязке с механизмом надбавоки доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетомнадбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышенияставок заработной платы работниковбюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и
Решая вопрос оминимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государствоисходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен квеличине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используетсятакой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальнаячасовая оплата труда.
В процессегосударственного регулирования оплаты труда наемных работников активноиспользуются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностеймежду предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплатытруда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовыхотношений за нарушения трудового законодательства.
Политика в сфере общественного благосостоянияпредусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политикиминимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальнойзащиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточногоминимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственныхорганов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различныхтоваров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Ондолжен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста исовершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защитынаселения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государстванерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видовдеятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К нимотносятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования,культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и видыдеятельности,входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так какименно здесь создается научный, духовный икультурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственныетрадиции народов, населяющих нашу страну.
Основное содержаниеполитики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новыхрабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособийпо безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых,разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Данное направлениесоциальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли«связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.
Указанная рольпроявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективноеразвитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередьсоциальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдениеопределенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование,социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержкаэкономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости оказываетсущественное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку онаопределяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социальнонезащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ иуслуг, распределяемыхчерез экономические институты и общественные организации, функционирующие по местуработы.
Политика по поддержке социально незащищенныхгрупп населения предусматривает:
1. Постоянноесовершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствияразмера минимальнойпенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексациипенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платыв стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления ипересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждогоработника; г) содействие развитиюнегосударственных пенсионных фондов;
2. Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплатысоциальных пособий, стипендий,компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы);
3. Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи,женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализациисемьей ее важнейших функций: экономической,воспроизводственной, культурно-психологической,а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей дляполного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение правдетей и молодежи на их полноценноефизическое, интеллектуальное, нравственноеи социальное развитие.
Политикав отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий,направленных на: создание возможностей для полноценной государственнойподдержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственнойсистемы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральныхцелевых программ образования, здравоохранения,системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствованиекоммунального хозяйства.
Всеперечисленные аспекты социальной политики государства могутбыть воплощены в практической деятельности общества по регулированиюпроисходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решениясоциальных проблем, важным структурным элементом которого являетсястратегическое планирование.
Народноеблагосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования.Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни»,«уровень жизни»,«качество жизни».
Под «условиями жизни» понимают наиболеенепосредственные объективные обстоятельстважизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формырасселения, характер жилища,имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы). «Уровень жизни» — этообеспеченность населения необходимыми дляего жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степеньудовлетворения потребностей людей в этих благах.
«Качество жизни»— это понятие, характеризующее, с однойстороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни,уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой,комфортность, удобство жизненныхусловий, состояние среды обитания людей.
Задачистратегического планирования уровня жизни определяются целями социальнойполитики. Хотя, и это следует иметь ввиду, результаты такой процедуры планирования,как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии итактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровняжизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективепадения жизненногоуровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создатьнеобходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышении качестважизни. Локальные же задачи —являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектовнародного благосостояния.
Стратегическоепланирование уровня жизни вРоссийской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработкисоответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны,комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, атакже федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловыхпроблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработкипрогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программиспользуется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группувходятсинтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержаниемжизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населенияв целом и его отдельных социальных групп;
2) показатели уровня удовлетворенияпотребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни,заболеваемость;
3) показатели удовлетворения потребностейнаселения в труде (занятость экономическиактивного населения, продолжительность рабочейнедели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного итяжелого труда и т.д.);
4) показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитииличности российских граждан (численность населения имеющегоразличные уровни образования, долявремени на культурную деятельность в структуре свободного времени, долясредств расходуемых на образование икультуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
5) показатели, характеризующие состояниеокружающей среды;
6) показатели уровня и качестваобеспеченности жильем (общая площадь жилья врасчете на 1 человека, число членовсемьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормыплощади жилья);
7) душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходовдомашних хозяйств; фактическогоконечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашниххозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашнимихозяйствами материальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющиеобъемы потребления конкретныхматериальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктовпитания, прожиточный минимум, числоперевезенных пассажиров различнымивидами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающиепропорции и структуру распределенияблагосостояния(распределениенаселения по доходным группам,показатели концентрации и дифференциациидоходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населениязависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, отработы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:
а) номинальныедоходы;
б) реальные доходы;
в) реально используемые (конечные) доходы.
Под номинальными доходами понимают тучасть ВВП, ВНП или НД на которуюнаселение имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственныхтрансфертов (пенсии, стипендии, проценты погосударственному долгу), социальныхтрансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (однифирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупностьденежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, всостав номинальных доходов включаются:
а)денежные доходы, получаемые населением от государственных,общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов).Общая сумма номинальных денежныхдоходов населения за отчетный год определяетсяна основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов ирасходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;
б)натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организацийразличных форм собственности. Ониопределяются по данным СНС (системы национальныхсчетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
и услуг (отчетного и прогнозного);
в) косвенные доходы населения, получаемые в процессеиспользования услуг, предоставляемыхбесплатно учреждениями социальнойинфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного ипрогнозного федерального бюджетов.
При расчетах номинальных доходов населениянеобходимо иметь ввиду то обстоятельство,что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счетдругих групп населения,
посколькуоно выплачивает налоги и обязательные платежи и оплачивает стоимость платных услуг, предоставляемыхфизическими лицами и организациями,предприятиями, учреждениями социальнойсферы.
Реальные доходы населенияопределяются путем вычета из номинальныхдоходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательныхплатежей и оплаты услуг. При этом учитываетсяиндекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).
Реально используемые (конечные) доходыпредставляютсобой ту часть реальных доходовнаселения, которая используется непосредственнона приобретение материальных благ и получении многообразных услуг. Таким образом, в объем реальноиспользуемых (конечных) доходовнаселения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации,суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдозадолженности населения государству,предприятиям, финансовой системы по полученныму них кредитам.
Принципиальная схема формирования договоровнаселения имеет следующий вид:
I. Номинальныедоходы:денежные доходы; натуральные доходы;материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.
Вычесть:оплату услуг;