Реферат по предмету "Социология"


Профессионально важные качества социального работника

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Подготовка специалистовсоциальной работы…………………5
1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы…………...5
1.2.Современный подход к оценке эффективности профессионально
важныхкачеств социального работника……………………………………..10
Глава 2. Деятельность специалиста посоциальной работе…….………22
2.1. Профессиональный портрет социального работникав трудовой деятельности……………………………………………………………………24
2.2.Технологии социальной работы………………………………………….33     
2.3.Специалист социальной работы в системе правовых отношений……..38
2.4.Значение социальной работы для общества……………………………..44
Глава 3. Аттестация как комплексныйметод оценки профессионально важных качеств социального работника………………………….………48
3.1.Методы оценкиперсонала………………………………………………..48
3.2. Аттестация как комплексный метод оценкисоциальных работников..56
3.3. Практический опыт применения аттестациисоциальных работников
на примере ГУСО КК «Сочинский КЦСО «Чайка»…………………………67
Глава 4. Экспериментальное исследованиепрофессионально важных
качеств социального работника …………………………………………..75
Заключение………………………………………………………………90       
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...95
Список использованной литературы……………………………………...96
Приложение…………………………………………………………………...99





ВВЕДЕНИЕ

В 1991 году решением коллегииГоскомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в переченьдолжностей институт «специалиста социальной работы, специалиста социальнойработы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональнаяподготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работысоциальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним. [16; 368]
Актуальность настоящейработы вытекает из того, что институт «специалистов социальной работы» внастоящее время проходит своё становление и существует необходимость вкачественной профессиональной подготовке и интенсификации деятельностиспециалистов в данной профессии.
Цель работы– исследование профессионально важных качеств социального работника.
Гипотеза исследования– эффективность социальной работы сопряжена с уровнем развития профессиональноважных качеств социального работника.
Объектомработы является сфера подготовки кадров и специфика работы социальногоработника.
Предмет исследования –профессионально важные качества социального работника.
Для достижения цели и доказательствавыдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1.    Изучить литературу по исследуемой теме ивыявить особенности подготовки специалистов социальной работы;
2.    Проанализировать особенностипрофессиональной деятельности социального работника;
3.    Разработать анкету для проведенияэксперимента;
4.    Провести экспериментальное изучениепрофессионально важных качеств социального работника;
Методы исследования.При написании работы использовались анкетирование, а также теоретический(анализирующий, обобщающий) методы исследования.
Дипломная работавыполнена на 89 страницах.
Список литературывключает 42 источника.
Глава №1 посвященаподготовке специалистов социальной работы.
Глава №2 посвященадеятельности специалиста по социальной работе.
Глава №3 посвященааттестации, как комплексному методу оценки
 Профессионально-важных  качеств социального работника.
Глава №4  посвящена экспериментальному исследованиюпрофессионально- важных качеств социального работника.
В  работе использовано 3 таблицы, 1 рисунок и 9графиков.
                                      















Глава 1. Подготовкаспециалистов социальной работы

1.1. Особенностиподготовки специалистов социальной работы

Проблема подготовки студентов к практической социальнойработе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, длякоторой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
В 90-х годах в России профессия«социальная работа» была официально зарегистрирована в государственныхдокументах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог,специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы,проводятся специальные исследования в области социальной педагогики,формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов кпрофессиональной деятельности.
Профессиональная подготовкаспециалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:
-  учрежденияначального профессионального образования (лицей, школа и другие);
-  среднего  профессионального образования (училище,колледж и другие);
-  высшегопрофессионального образования (институты, университеты и другие).
В настоящее время принятгосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложностьв недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специальноподготовленных преподавательских кадрах.
Профессиональные знанияспециалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знаниязаконодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшегопрофессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалистданной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностнымиособенностями:
ü Внимание,стремление понять позицию других;
ü Дружелюбие,общительность;
ü Способностьстать лидером;
ü Вежливость,обходительность;
ü Руководствоздравым смыслом, следование предписаниям;
ü Жизнерадостность;
ü Толерантность,упорство;
ü Большоечувство ответственности;
ü Способностьвыполнить работу полную разнообразия;
ü Энтузиазм втрудовой деятельности, альтруизм;
ü Способностьвзаимодействовать со специалистами;
ü Тщательностьдействий;
ü Аккуратность ипоследовательность в работе;
ü Способность кпланированию своего будущего;
ü Способность кустным высказываниям;
ü Хорошая память,способность обучать других;
ü Умениезаботится о других;
ü Реализация новыхидей, самостоятельность суждений.
Средифакторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения поспециальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональнуюкарьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:
В числе отрицательных сторон:
ü Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методическойбазы ввиду новизны профессии;
ü Неотработанность профессионального инструментария по специальности, чтоприводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
ü Фактор «профессионального одиночества», который означает непониманиеспецифики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличияв штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явнониже потребностей);
Есть и положительные стороны этой работы:
ü Многообразие возможных мест работы;
ü Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
ü Возможность коммуникативного общения;
ü Развитие творческих способностей.
При подготовке кадров поспециальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенностиличности, соответствующие специальности, вести более общий обзорпрофессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизироватьподготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалистасоциальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, сцелью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [13; 13]
Вышеизложенное показывает, что:
1.    Существует необходимость подготовки специалистов социальнойработы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
2.    Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметовпреподавания;
3.    Немаловажную роль играет подготовка педагогическогосостава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей,а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
4.    Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.
Социальная работа не сводится ктрадиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьмамногообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 годудала следующее определение:
Социальная работа — это ответственнаяпрофессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить,определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности,влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудностипосредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельностьпатронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образованияис­правления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику,контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Профессор Сильвия Штаун определяетсоциальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказываясоциальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогаямобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социальногоработника предоставляется государственными и общественными организациями, атакже частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, чтонеобходимым условием для приема на работу в должность социального работникаявляется наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особоезначение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристиксоциального работника. [3;41]
Международная Федерация социальныхработников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работапо: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированномувнедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальномповедении человека). Социальная работа направлена на развитие личности,индивида, семьи, нации и мирового сообщества — для воплощения в жизнь принциповсоциальной справедливости. [3; 43]
Должность социального работника испециалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. Вквалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностнымиобязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц,нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической,материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психическогоздоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтныхситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в ихразрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различныхгосударственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимойсоциально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейномвоспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющимнесовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводитпсихолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке ипопечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения,получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организуетобщественную защиту несовершенно­летних правонарушителей, в необходимых случаяхвыступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе посозданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки;социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейныхцентров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует икоординирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся изспециальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы. [25; 123]
Каждый вид деятельности заканчиваетсякаким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной изважнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже даетте или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.
В зависимости от рода деятельностипонятие эффективности определяется по-разному. В экономике — это соотношениерезультатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем вышеэффективность. В медицине — приближение состояния здоровья пациента послепроведения лечения к норме. В психологии — степень реализациидуховно-нравственных идеалов.
Определениявроде бы разные. Но в тоже время в каждом из них есть обязательные элементы:цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).
Главными в этом перечне являются цель ирезультат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: вначале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели ирезультата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайноопределение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражениемэтой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшейстепени. [26; 44]

1.2. Современныйподход к оценке эффективности профессионально важных качеств социальногоработника

Важным местом нашего изучения являетсяэффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматриваетсякак отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом,она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.
Сущность эффективности социальной работывыражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивнореагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всегосоциально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работыможно сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данныхусловиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения(клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимостиосуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которогосопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапиитерапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, синформацией, полученной ранее. Это позволяет соотнестиколичественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел наопределенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы остепени ее эффективности. [22; 35]
Одним из важнейших условийсовершенствования организации социальной защиты и социального обслуживаниянаселения как составных частей всей социальной работы, является использование базовойинформации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Рольинструмента для получения такой информации выполняет система критериев ипоказателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, какминимум, данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.
В исследовании проблем эффективностисоциальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев ипоказателей эффективности.
В имеющейся литературе понятие«критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающийсостояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Нокритериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальнойработы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего,они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, асущественные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми идостаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности,содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.
Практика исследований показывает, чтоединого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на всеслучаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач вкаждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем иполучать специфическое отражение в структуре критериев. [22; 37]
Повышение эффективности социальнойработы является стержневой проблемой не только научных сотрудников, но ипрактиков — управленцев федерального и регионального уровней, непосредственныхорганизаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистовсоциальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаютсяподготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.
Однако нередко еще ставятся вопросы:своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целоми тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются лидостаточно четко разработанные основания для определения  эффективности деятельности социальных служб иотдельных специалистов по социальной работе? Какова система критериев ипоказателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы,отдельных видов и методов социального обслуживания населения?
Главное, что отличает социальную работуот других видов социальной  деятельности– ее  подчинение задачам возрождениячеловеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодолениядепревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных,психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечениегармонии человека и среды, нормальное социально-психологическоефункционирование человека в различных ситуациях и средах.
Сегодня главная задача специалистов посоциальной работе -научиться проводить в жизнь функциональную предназначенностьтех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясьна отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условияхсоциально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальныхработников в процессе адаптации различных категорий населения к новымсоциальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, обактивном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которыепопали в трудную жизненную ситуацию.
Для достижения поставленных задачразличным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальныхслужб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизньотечественную концепцию социального обслуживания населения, основныеметодологические принципы социальной работы, умело использовать различныетехнологии социальной работы.
Определение критериев и показателейэффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так ипрактической  деятельности социальныхслужб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социальногообслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работниковразличной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретныхрезультатов- промежуточных и конечных.
Эффективность деятельности специалистовпо социальной работе может определяться на основе как общих, так испецифических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служатдля оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальнойсоциальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания наопределенной территории, а специфические — для оценки основных видовсоциального обслуживания, форм и методов социальной работы с различнымикатегориями населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективностьсоциальной работы с клиентом: [33; 149]
1)   умение точно сформулировать проблемуклиента;
2)   анализ факторов, вызвавших проблему, атакже препятствующих или благоприятных решению проблемы;
3)   оценка разрешимости проблемы;
4)   разработка плана действий;
5)   вовлечение клиента в разрешениепроблемы;
6)   оценка изменений, достигнутых вположении клиента.
Разумеется,критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работыв стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне(республика, город, район),  имикроуровне (на уровне индивида, клиента).
 Что же касается макроуровня, где, как правило,имеется в виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативныхтенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то здесьочень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретныйвклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, какбедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании,алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характе­рапроведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальнойполитики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нампредставляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов — представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей,социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей. [29; 128]
Наосновании каких показателей можно судить об эффективности деятельностиспециалистов по социальной работе, учителей, работников МВД органовгосударственного и местного самоуправления в ликвидации детской безнадзорностии преступности и, естественно, в устройстве детей? Эта проблема, как известно,является общенациональной, межведомственной. На уровне всего общества можнооценивать эффективность федеральных целевых программ, которые предусматриваютфедеральную поддержку различных регионов в развитии социального обслуживаниянаселения. Например, в рамках президентской программы «Дети России» реализуютсятакие федеральные целевые программы, как «Дети-инвалиды», «Развитие социальногообслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», в которых поставлены различные общие задачи передминистерствами и ведомствами, имеющими социальные службы, но в то же времясформулированы конкретные задачи, относящиеся к деятельности Минтруда России,Минобразования России, МВД России, Государственного комитета РФ по деламмолодежи. Выделение средств из федерального бюджета на поддержкутерриториальных социальных служб в рамках указанных программ, разумеется,предусматривает оценку деятельности этих служб, определение эффективностисоциальной работы, осуществляемой специалистами этих служб.
Большоезначение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень — непосредственно деятельность социальногоработника на уровне клиента.
Невызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельныхспециалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальныхработников, имеют первостепенное значение не только для преодолениясуществующего сочетания высокого уровня профессионализма специалистов иэлементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, нетолько для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Онинужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключения илисмягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Поэтому, как бы ни были важны критерии ипоказатели, позволяющие оценить эффективность развития базисных предпосылоккачественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить обиндикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности клиента впредоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг,позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.
Оценка эффективности работы специалистапо социальной работе, так жекак идеятельности социальной службы в целой может по-разному рассматриваться взависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем. Если мыпонимаем клиента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуациювследствие проводимых в Российской Федерации в начале 90-х годов реформ, то этоодна постановка вопроса. Но, если мы понимаем личность клиента как совокупностьобщественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать эффективностьсоциальной работы в отношении клиента весьма сложно, а с другой стороны,совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можноизмерить в количественном отношении, так как каждый человек для обеспеченияжизнедеятельности вынужден использовать какие-то ресурсы. Однако возможностьиспользовать ресурсы не есть действительность. Такая возможность нередкозависит от активности самого клиента, вообще человека. Следовательно, имеютместо такие индикаторы, как «мера активности», «мера свободы», «мера уменияиспользовать свои возможности и ресурсы среды», «уровень развития воли ижизненной силы клиента» и т.п.
Известно, что не каждый человек,попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйтииз нее. Значит, кто-то должен придать активности клиента импульс, определить конкретноенаправление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то долженрационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходуиз трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий иресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления клиента. Такимчеловеком должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило,связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности клиента сучетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.
Перед социальным работником, какправило, стоит триединая задача: во-первых, подходя к клиенту с позициисоциально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологиюдеятельности клиента (прошлая, настоящая или будущая деятельность клиентарассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в системуобщественных отношений; социальные отношения рассматриваются как основасуществования индивида; деятельность человека обусловлена способом производства),учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека,попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности- пассивного, неполно-активного и активного); во-вторых, он должен четкоуяснить характеристики клиента (клиентов), т.е. определить отличительныекачества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативноиспользовать внутренний потенциал клиента. В социальной работе чрезвычайноважно учитывать аксеологические особенности человека — ценностные, потребностные,мотивационные, целевые, оценочные характеристики клиента службы. Хотя,безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологические и он­тологическиехарактеристики. Пренебрежение к этим характеристикам может привести кнеадекватному истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся всоциальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик можетпомочь социальному работнику произвести планирование перехода от одногокачественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации,необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснивхарактеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик, т.е.определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мераинтенсивности).
Мы пол


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.