Содержание
Моральи политика в учениях Конфуция
Политическийидеал государственного устройства в учениях Конфуция
Власть имораль в учениях Конфуция
Моральи политика в учениях Н. Макиавелли
Политический идеал государственногоустройства в учениях
Власть и мораль в учениях Н.Макиавелли
Выводы
Список литературы
Мораль и политика в учениях Конфуция
Конфу́ций-древний мыслитель и философКитая.Родился около 28 сентября 551 г.до н.э., умер в 479 г.до н.э… Его учениеоказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основойфилософской системы, известной как конфуцианство
Идеалом конфуцианства является создание гармоничногообщества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношениимежду начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самогоэтого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делайчеловеку того, чего не желаешь себе».
Конфуцию приписывается редактура множестваклассических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласныс тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция егоучениками уже после смерти мыслителя.
Пять постоянств праведного человека:
Жэнь— «человеческоеначало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческоеначало в человеке, которое является одновременно его долгом.
И—«правда», «справедливость». И основано на взаимности: так, справедливопочитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.
Ли— буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов,например, почтение к родителям и правителям.
Чжи—здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитатьследствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.
Синь— искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятсяделом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не былиразведены.
Учитель сказал: Если личное поведение тех, ктостоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личноеповедение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ неповинуется.
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, вчём заключается управление государством.
Учение Конфуция ещеценно потому, что он сам был на государственной службе.Конфуций не видитгосударство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение вэтой области взаимосвязано
Он создает идеал высокоморального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, ставидеологией правящих классов, превратилась в жестокую сис-му требованийобязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию,где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуютжрецы, обряды выполняют чиновники..
моральполитика конфуций макиавелли
Политическийидеал государственного устройства в учениях Конфуция
Конфуцийвысказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководстваидеальным государством.Согласно разработанной им схемыгосударственного устройства управление государством и обществом базировалось нали («правилах») им он предавал большое значение. Правила, посути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества игосударства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жэнь («человеколюбие»)и прежде всего любовь к ближнему, к родственникам.Сяо — сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность иискренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливость),по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственныефункции. "Учитель сказал:"Можно ли управлять спомощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживатьсявежливости в управление, то будут ли существовать правила?!".Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровнеслужила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнемув равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству вцелом, где правитель становился главой «семейства
Согласносхеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколькоступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью,только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, чтои в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщейлюбви и искренности.
Идея заключалась в том,чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но законтот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фацзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуцийбольшое значение возлагал на внутрисемейные отношения. »Еслинаставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживатьпорядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда.Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил,то в народе появится стыд, и он станет послушным".. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, онсчитал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до душии сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркасмодели государственного устройства, предложенной Конфуцием, — ПравилаДля того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными втечение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония,борьба противоположностей)."Правила надо создавать черездостижение единства через разногласия".Ктому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества.В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании“ли”, эти Правила выполняли роль закона. "Если правительлюбит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; еслиправитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последоватьему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрытьсвои чувства". В роли правителя у Конфуция должен выступатьцзынь-цзы(«совершенно мудрый»). ПоКонфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственногоправления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственныммужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления спомощью ли..
Правительобязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошлос истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказалаогромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политикиискали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
В своих суждениях огосударстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Подуправляющими он понимал цзынь-цзы как «благородного чиновника». Именно они должны осуществлять власть в государстве. Ихвысокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их рользаключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. Присравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом всемье. Управляющие — отцы народа.
Но это не значит, чтотолько аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал иприток «новой крови» из других социальных групп. Но в общем он хотел,чтобы «пахари возделывали землю, а способные управлять управляли».
Дляуправляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувствосамоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявитьуважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо,учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.
2) Чувствоответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый имнарод. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувстводоброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способенлучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, азначит, и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувствосправедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьейсправедливости зависит благосостояние общества.
Таким образом, толькосочитание четырех перечисленных Дао — норм поведения — дает в итоге правоназываться цзюнь цзы.
Даже будучисторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишнейабсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большоезначение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком,а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективногоподхода к ращению различных проблем.
Выделяяглавное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавалвысшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильноинтерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяяосновное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный факторстабильности государства — доверие народа. Власть, которой не доверяетнарод, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления ив этом случае неизбежен регресс общества.
Власть и мораль в учениях Конфуция
Фундаментальную роль во всей истории этической и политическоймыслиКитая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге «Луньюй»(«Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Напротяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние намировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ееавторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Государство трактуется им как большая семья. Власть императора(«сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих иподданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. ИзображаемаяКонфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенствалюдей: «темные люди», «простолюдины», «низкие»,«младшие»должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим»,«высшим»,«старшим». Тем самым Конфуций выступал зааристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностьюустранялся от участия в управлении государством.
Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократовдобродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая имедеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально- политическихреалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но вцелом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критическиезамечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежеликритическое отношение к существовавшим порядкам
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуцийпризывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения наначалах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, посколькусоблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяетгосподство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуцийговорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будетестремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна)ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, кудадует ветер».
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, впреданности правителю, в послушании и почтительности ко всем«старшим».Политическая этика Конфуция в целом направлена надостижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизацииправления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и нанеобходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности срединаселения. «Когда богатства распределяются равномерно, — отмечал он, — тоне будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен;когда царит мир (в отношениях между верхами и низами) не будет опасностисвержения правителя». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высокооценивал блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, кзавоевательным походам китайских царств друг против друга или против другихнародов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистскиепретензии китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущихдалеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощьюобразованности и морали».«Если бы удалось их завоевать, — добавлялон, — среди них воцарился бы мир». Эти культуртрегерские и миротворческиемотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качествеморально прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти другихнародов.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетелив учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основезаконов.«Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законови поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться(от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народомпосредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будетзнать стыд и он исправится».
В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплексэтико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли),человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), поятительного отношения к родителям(сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативнаяцелостность, включающая в себя все основные формы социально- политическогорегулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа),представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа)обусловлено их традиционным наказательным значением, их связью (на практике и втеоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значениезаконодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишьвспомогательную роль.
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку вученииКонфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель«исправления имен» — привести «имена» (т.е. обозначениясоциальных, политических и правовых статусов различных лиц и грпп населения виерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью,обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждомусоответствуюее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником,отец — отцом, сын — сыном, протолюдин — простолюдином, подданный — подданным.
Мораль и политика в учениях Н.Макиавелли
Никколо Макиавелли в 1469 году. Это было времяпостоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника безпредупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась исменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этихбеспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году.
Исторически Макиавелли принято изображать тонкимциником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, ичто в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно ипренебречь при наличии благой цели.Макиавелли называет политику «опытнойнаукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способнапрогнозировать будущее.
Политический идеал государственного устройства вучениях Н.Макиавелли
Макиавелли разбирает, какими способами государимогут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства,управляемые единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследномугосударю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этогодостаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться кновым обстоятельствам. «Трудно удержать власть новому государю. И даженаследному государю, присоединившему новое владение…»
И завоёванное иунаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь одинязык, либо к разным странам и иметь разные языки. «В первом случае» — говорит Макиавелли — «удержать завоёванное нетрудно, в особенности еслиновые подданные и раньше не знали свободы.» Для этого достаточно всеголишь «искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев исохранении старых порядков ни от чего другого не может произойтибеспокойства». Прежние же законы и подати следует сохранить. Тогдазавоёванные земли в «кратчайшие сроки сольются в одно целое с исконнымгосударством завоевателя». Во втором же случае для сохранения властитребуютя и большая удача, и большое искусство. Одно из самых верных средств, поМакиавелли, переселиться туда на жительство, «ибо только живя в стране,можно заметить начинающуюся смуту и своевременно её пресечь». «Иначеузнаешь о ней тогда, когда она зайдёт так далеко, что поздно будет приниматьмеры». Макиавелли говорит: «Государь едва ли лишится завоёваннойстраны, если переселится туда на жительство». Ещё один способ — учредить водном двух местах колонии, связующие новые земли с государством завоевателя.Колонии не требуют больших издержек и разоряют они лишь ту горстку людей, чьиполя и жилища отходят новым поселенцам. «Колонии дёшево обходятся государюи верно ему служат». «Если же вместо колоний разместить в страневойско, то содержание его обойдётся гораздо дороже и поглотит все доходы отнового государства, вследствие чего приобретение обернётся убытком ». Ещёодин недостаток в этом — постои войска обременяют всё население, отчегокаждый, испытывая тяготы, становится врагом государю.
Макиавелли пишет, что вчужой по обычаям и языку стране завоевателю следует сделаться также главой изащитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных. Кроме тогоновый государь должен следить за тем, чтобы в страну не проник такой жесильный, как и он, чужеземный правитель. Когда могущественный государь входит встрану, менее сильные государства сразу примыкают к нему. Обычно это происходитиз-за зависти к тем, кто превосходит их силой. Сильному государю нет нуждысклонять жителей в свою пользу, они сами охотно присоединятся к созданному имгосударству. Так что если государь обо всём этом не позаботится, он скоролишится завоёванного.Макиавелли сравнивает «недуг» в государстве счахоткой: «если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишьмудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, чтовсякому виден, то никакое снадобье уже не поможет».
Что говорится обудержании государств, живших до завоевания свободно: «Если завоёванноегосударство с незапамятных времён живёт свободно и имеет свои законы, то естьтри способа его удержать. Первый- разрушить; второй-переселиться туда нажительство; третий-предоставить гражданам право жить по своим законам, при этомобложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались быза дружественность города государю». Сам автор отдаёт предпочтение первомуспособу, потому как: «Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой,и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа воимя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ниблагодеяния новой власти». Но, пишет Макиавелли, если город или странапривыкли состоять под властью государя, а род его истреблён, то жители городане так-то легко возьмутся за оружие, ибо, с одной стороны, привыкнувповиноваться, с другой- не имея старого государя, они не сумеют ни договоритьсяоб избрании нового, ни жить свободно.
Государство, по Макиавелли,можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых же государствахудержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, наскольковелика доблесть государя".
Новое государство такжеможно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря «милостисудьбы». Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знакмилости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь«всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть отдвух сил, крайне непостоянных и прихотливых».
Существует ещё дваспособа сделаться государем. Это случаи, когда частный человек достигаетверховной власти «путём преступлений, либо в силу благоволения к немусограждан». Макиавелли рассматривает эти случаи на примерах — один издревности, другой из современной ему жизни.
Макиавелли отмечает,что жестокость в политике — вещь неоднозначная. «Жестокость жестокостирознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурноеназвать хорошим, — когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, неупорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохоприменена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но современем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можноудержать власть; действуя вторым — невозможно». «Обиды нужно наноситьразом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния жеполезно оказывать мало — помалу, что бы их распробывали как можно лучше».
В случае, когда человекделается государём своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силублаговоления сограждан. Такого рода единовластие можно назвать гражданским, таккак учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того,кому первому представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти спомощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ,так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он неможет ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёлк власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто нежелал бы ему повиноваться. Так что если государь пришёл к власти с помощьюнарода, он не должен угнетать его, тем самым, удерживая его дружбу. Народ надовзять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь являетсяставленником знати. Макиавелли пишет: "… государю надлежит быть в дружбе снародом, иначе в трудное время он будет свергнут"."…мудрому государюнадлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствахимели потребность в государе и в государстве, только тогда он сможет положитьсяна их верность".
Что Макиавелли говорито войске: Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошеевойско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там,где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы.Военное дело — единственная обязанность, которую правитель не может возложитьна другого. «Военное искусство наделено такой силой, что позволяет нетолько удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому,кто родился простым смертным». Если государь не будет разбираться ввоенном деле, то он будет терпеть много бед (не будет пользоваться уважением войска,не сможет на него положиться и т.п.). «Поэтому государь должен даже вмыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещёбольше, чем в военное». Государю рекомендуется почаще выезжать на охоту(основной целью этого является изучение местности, а также закалка), а такжечитать исторические труды (особенно разбирать действия выдающихся полководцев).
Само войско можетбыть: собственным, союзническим, наёмным, смешанным.Наёмные и союзнические войскабесполезны и опасны, а власть, которая опирается на наёмное войско, так какнаёмники честолюбивы, распущены, склонны к раздорам, с врагом же онитрусливы.Союзнические войска, по мнению автора, ещё одна разновидностьбесполезных войск-это войска сильного государя, которые призываются для помощии защиты. Такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, нодля того, кто призывает их на помощь, они могут оказаться даже опасными, так как вслучае победы государь может попасть под их зависимость, их поражение же грозитгосударю не меньшими неприятностями.Союзническое войско ещё хуже, чем наёмное.Всоюзническом войске, в отличии от наёмного, опасна доблесть. Поэтому мудромугосударю всегда лучше иметь дело с собственным войском.«Лучше проиграть сосвоими, чем выиграть с чужими, ибо не истина та победа, которая добыта чужиморужием. Собственным же войском можно обзавестись, даже просто вооруживподданных.Вооружая подданных, государь также завоёвывает их преданность.
Итак, в»Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощьювсех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости ипрямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью Макиавелли уделяетмного внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовыхсил одной из важнейших задач. Макиавелли справедливо полагает, что государистановятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление.Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добитьсятого, чтобы егопочитали.Политический реализм Макиавелли связывает свободу систиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всегоизбегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которыеспособны ему всегда говорить только правду.Если правила, предлагаемыеМакиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепчеи обеспеченнее.Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась наглубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов ипадений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности,особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземнымнашествием. Макиавелли видел силу государя в знании и способности учесть иосмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций вистории, он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли,рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различныхобщественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государстваособенностей человеческой психики.
Каким же должен бытьсам государь, какими личными качествами он должен обладать? Главное моральноекачество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью — кнему он наиболее расположен — это честь Конечно, результаты поиска истины уМакиавелли и сейчас признаются ценными и оригинальными. Но результаты этихпоисков закрепили за автором дурную репутацию. Крайнее выражение идейМакиавелли до сих пор остаётся камнем преткновения.
Власть и мораль вучениях Н.Макиавелли
Макиавелли, иногда, досих пор объявляют философом, разделившим политику и мораль. Должен ли государьбыть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может быть лишь то, чтоследует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью можно навестипорядок в стране. Этим самым государь может проявить ни что иное, какмилосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если онхочет удержать своих подданных в повиновении. «Учинив несколько расправ,он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуютбеспорядку». Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, что лучше: чтобыгосударя любили или чтобы его боялись. Вообще говоря, было бы хорошо, если быего и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоитвыбор, нужно выбирать страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. «Покаты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: никрови, ни жизни, ни детей, ни имущесва, но когда у тебя явится в них нужда, онитот час то тебя отвернутся». Государю нужно внушать страх, но делать этонадо так, чтобы избежать ненависти (воздерживаться от посягательства наимущество граждан). Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — поусмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависитот него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и сжестокостью, нужно “не перегнуть палку”, так как государь может превратиться вглазах подданных (и стать таковым на самом деле) в тирана. Макиавелли пишет,что многие правители начинают ценить власть как таковую и превращаются втиранов. А тиранам оправданья нет. “Имея возможность заслужить огромный почетсозданием республики или царства, они обращаются к тирании и не замечают, какойдоброй репутации, какой славы, какой чести, какой безопасности и какогодушевного спокойствия, вместе с внутренним удовлетворением, они при этомлишаются, на какое бесславие, позор, опасность, тревоги они себя обрекают”.Макиавелли противник тирании. Тираническая власть действует развращающимобразом на самих правителей и на народ. Основная же причина превращенияпринципата в тиранию – наследование власти, так как наследственная властьподвержена порче (вывод сделан еще Полибием).
Должен ли государь бытьщедрым или бережливым? Макиавелли отвечает на этот вопрос так: «Хорошоиметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобыслыть щедрым, вредит самому себе». Аргументирует он это тем, что еслипроявлять щедрость благоразумно, её никто не заметит, а чтобы распространитьсреди людей славу о щедрости, нужно будет просто разорить казну. Будетблагоразумнее смириться со славой скупого правителя, и тогда со временем людиувидят, что благодаря бережливости государь удовлетворяется своими доходами. Загосударём в этом случае может закрепиться слава действительно щедрогоправителя. «И он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, укого ничего не отнял, а таких большая часть, и скупым по отношению ко всем тем,кого мог бы обогатить, а таких единицы». Однако тут есть оговорка. Еслигосударь ведёт войско, которое кормится добычей и грабежом, то ему необходимобыть щедрым, так как иначе за ним не пойдут солдаты. Чужое имущество, котороене принадлежит правителю или его подданным, он может раздаривать «щедройрукой», ибо, расточая чужое, он только прибавляет себе славы, в то времякак расточая своё — только вредит себе.
Должен ли государьтвёрдо держать своё слово? Макиавелли пишет следующее: «Мы знаем по опыту,что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержатьданное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…» Вообще с врагомможно бороться законами, а можно силой. Законами обычно борется человек, асилой — зверь, но первого зачастую не достаточно, чтобы победить врага, поэтомунужно прибегнуть к силе.
Лицемерие — отнюдь непорок для государя. «Обманывающий всегда найдёт того, кто даст себяодурачить». В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову,милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, новнутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качетва, еслиэто кажется необходимо. За что еще уважают государя? Макиавелли пишет, чтогосударя уважают также за то, что он открыто заявляет себя другом или врагомдругого правителя
Достаточно важную рольиграет для государя выбор помощников. Судя по тому, хороших или плохих государьвыбрал себе помощников, можно говорить и о его собственной мудрости.(«Если это люди преданные и способные, то можно быть всегда уверенным вего мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать ихпреданность»). Здесь важно не только выбрать преданного и умногопомощника, но и стараться удержать его,«воздавая ему за заслуги, умножаяего состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с нимобязанности и почести…» Правда существует одна опасность — льстецы."… ибо люди так тщеславны и так обольщаются на свой счёт, что с трудоммогут удержаться от этой напасти". Представлениеоб испорченности человеческой природы лежит в основе политической философии Н.Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, ипоэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.
Выводы
Конфуций впервые вистории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системеуправления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить засоблюдением правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере.Конфуций,будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противникомизменений абсолютизации императорской власти. Его модель государствасвидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права императора. Вэтом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа — прообраза будущего “совершенного” бюрократа.
В своем трактате«Государь Никколо Макиавелли рассматривает широкий спектр вопросов:взаимоотношение государства и власти, военные дела, качества, которыми должныобладать государи, исторические перспективы развития Италии, проблемы политикии морали и др. Все рассуждения, доводы и выводы составляют единую логическуюцепочку, которая представляет собой последовательные этапы строительствапрочного и крепкого государства. А во главе этого государства должен стоятьмудрый и смелый правитель – Государь. Макиавелли создает собирательный образгосударя. Это умный, дальновидный, в меру щедрый человек, способный нарешительные и бескомпромиссные поступки. Смелость и доблесть – это качества, выделяющиеего из общей массы, дающие возможность воспользоваться благоприятными моментамиистории для достижения власти. При этом все поступки государя должныруководствоваться здравым смыслом и желанием прославить свое отечество.Макиавелли уверен, что только такому человеку под силу навести порядок вразоренной и униженной Италии.
Список литературы
1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988. С. 77-116.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение впоисках индивидуальности. М.,1989.
3 “Конфуций. Изречения .”Изд-во МГУ М.-1992г.
4. Макиавелли Н. Сочинения.-СПб.: Кристалл,1998.
5. Переломов Л.С. “Конфуций: жизнь, учение, судьба .”М.-1989г.
6. Радугин А.А., РадугинК.А. Социология. М. 1997
7. Фролов С.С. Социология.Учебник для вузов. М., 1997