Реферат по предмету "Социология"


Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.

Рефератна тему:
Посткризисныйпериод развития Ливанской республики/> в 1990 гг.

Датупоражения войск М. Ауна в октябре 1990 года историки считают началомвосстановительного периода в современной истории Ливана после шестнадцатилетнейвойны и глубокого социально-экономического спада, охватившего страну.
Многолетнийкризис привел к глубоким изменениям в конфессиональной и социальной структуре ливанскогообщества. Он определялся, прежде всего, активными миграционными процессами,которые повлияли не только на места расселения конфессиональных общин, но и назанятость их членов; разрушение рынков труда и социальной стратификации вобществе. Сократилась численность христианского населения и, напротив,увеличилась численность мусульман. Преобладание христиан в эмиграционныхпотоках негативно сказалось на количественном соотношении христиан и мусульманв целом на Ближнем Востоке.
Миграционныепроцессы изменили демографическую обстановку в стране. Снизились темпы ростанаселения. Увеличилась численность женщин и сократилась численность мужчин.Проявилась социальная дезинтеграция общества, так как война разрушиласуществовавшие в Ливане социальные связи и структуры.
Напротяжении всех лет социально-экономического кризиса население сталкивалось снарушением прав человека. Отсутствовала свобода выбора места проживания, апереселенцы испытывали экономические и социально-психологические сложностиадаптации на новом месте. Вставали проблемы здравоохранения и оказания социальнойпомощи. Усилилась социальная поляризация населения. Названные социальные иконфессиональные аспекты развития ливанского общества в период кризиса определилисоциально-демографические характеристики в посткризисный период.
Постатистическим данным, к 1994 году шииты составили 35% населения Ливана,сунниты 25% и друзы – 5%. Таким образом, общее количество членов мусульманскихобщин составило большинство населения по стране – 65%1. Христианское населениеоказалось в меньшинстве.
В целомчисленность населения в Ливане за последние 6 лет (с 1992 года по 1998 год) непретерпела особых изменений:1992 год 1994 год 1995 год 1996 год 1998 год 3439000 3620395 3695921 3776317 3505794
Возрастнаяструктура ливанского населения отразила тенденции, свойственные демографическойситуации Ливана в посткризисный период.
Соответствующиеданные по 1996 году были следующими:Возраст Процент от общей численности населения Количество мужского населения Количество женского населения 0–14 лет 36 687631 662100 15–59 лет 59 1049689 1163255 Старше 60 лет 5 98406 115236
Однако к1998 году эти показатели несколько изменились:Возраст Процент от общей численности населения Количество мужского населения Количество женского населения 0–14 лет 30 532688 512979 15–64 лет 64 1060903 1174236 Старше 65 лет 6 102946 122042
Общеесоотношение женского и мужского населения в стране осталось как в 1996 году,так и в 1998 году, одинаковым: при рождении на 1 женщину и в 1996 году и в 1998году приходилось 1,05 мужчин; в возрастном интервале от 0 до 15 лет на 1женщину приходилось уже 1,04 мужчины; в группе от 15 до 64 лет это соотношениебыло 1 к 0,9 и в возрастном периоде от 65 лет и старше – 1 к 0,85. Общеесоотношение мужского и женского населения в посткризисном Ливане выглядит какпропорция 1: 0,95 (женщина: мужчина). Подобная ситуация отразила тенденцию,сформировавшуюся еще в кризисный период: увеличение доли женского населения вливанском обществе. Намеченное в посткризисный период увеличение доли мужскогонаселения в возрастной группе от 0 до 15 лет говорит об изменениях в структуреполов в ливанском обществе в последние годы.
Другаятенденция, которая видна при рассмотрении возрастной структуры ливанского общества,это – снижение рождаемости в стране, что подтверждают и другие демографическиеданные за последние 4 года. 1994 год 1996 год 1998 год Прирост населения 1,98% 2,16% 1,62% Уровень рождаемости (на 1000 населения) 27,89 27,93 22,66 Количество детей на 1 женщину 3,39 3,24 2,28 Уровень общей смертности (на 1000 населения) 6,55 6,35 6,51 Коэффициент детской смертности 39,5 36,7 31,64 Продолжительность жизни населения 69,35 лет 69,99 лет 70,64 лет
То есть за4 года в среднем прирост населения составил 1,92%, что ниже таких жепоказателей за кризисный период. Уровень рождаемости очевидно снизился к 1998году. Уменьшилось также количество детей, рождающихся у одной женщины. В своюочередь это повлекло за собой уменьшение количества детей в семьях. Если в 1986году на 1 семью приходилось 3,8 ребенка, то в 1996 году только 2,5 ребенка. Темне менее, снизились показатели детской смертности, что говорит об успешномразвитии медицинского обслуживания в стране. Другим важным свидетельствомразвитой социально-медицинской сферы в Ливане можно считать увеличениепродолжительности жизни.
Средипричин снижения рождаемости специалисты выделяют успешное внедрение программпланирования семьи, увеличение использования женщинами различных методовконтрацепции. Рождаемость снижается также потому, что увеличился возраствступления в брак. Так, если в 1970 году он составлял в среднем 23,3 года, в1987 году – 25,7 лет, то к 1996 году он достиг 27,5 лет.
В группеженщин от 20 до 24 лет (основной репродуктивный возраста) 69,5% женщин в 1996году в Ливане были незамужними. При характеристике возрастной структурыливанского общества было отмечено, что социально активного мужского населения(в возрасте от 15 до 60 лет) в стране меньше, чем женского, что также влияет науменьшение количества браков и снижение рождаемости.
Активныйвозраст вступления в брак у мужчин начинается в 25 лет и к 50 годам 94,8%мужчин женаты. Женщины в Ливане начинают выходить замуж в 20 лет(преимущественно мусульманки) и в возрасте 45 лет 77% женщин имеют семью. Ввозрастном промежутке 35–39 лет начинают встречаться разводы. Эту маленькуюгруппу составляют всего 2% женщин. После 50 лет возрастает число вдов: средиженщин в возрасте 50–55 лет их численность составляет 13,5%, а в возрасте 65–69лет – уже 42,3%. Это связано с большей продолжительностью жизни женщин (69лет), чем у мужчин (65 лет), и с разницей в возрасте у супругов, когда мужобычно старше своей жены.
По уровнюобразованности неграмотные (3879 человек на 1996 год) и малограмотные (3116человек за 1996 год) женщины рожают чаще, чем женщины, имеющие среднее и высшееобразование (1739 человек на 1996 год)11. Образованные женщины не спешатзаводить семью, ищут самореализацию в социальной жизни и живут не по законамбольшой патриархальной семьи, а в «европейском стиле», тогда как безграмотные,прежде всего, мусульманские женщины следуют традициям. Среди беднейшегомусульманского населения воспроизводится, как и перед войной, модель большойсемьи, с ее патриархальными устоями. Уменьшение численности христианскогонаселения в Ливане влияет на уменьшение процента семей, приобщающихся кзападной, европейской жизни. Состоятельные мусульманские семьи ориентируются наарабский мир. Мусульманское большинство начинает доминировать в своемстремлении быть частью арабского сообщества.
Следуетотметить, что в различных регионах Ливана рождаемость находится на разномуровне. Так, в Большом Бейруте коэффициент рождаемости равен 1,941. Это район,где активно проводятся в жизнь программы планирования семьи, есть доступ кконтрацепции, и население по своему образовательному и материальному уровнюготово применять данный вид социально-медицинских услуг. В Горном Ливанекоэффициент рождаемости составляет 2,078, на севере страны – 3,547, на юге –2,672, в долине Бекаа – 2,88812. То есть рождаемость выше в мусульманскихрайонах. Идет дальнейший прирост мусульманского и более бедного населения.Следует также отметить, что это преимущественно сельские районы страны. Поданным Экономической и Социальной Комиссии по Западной Азии (ESCWA) при ООН, в1993 году 28% всех ливанских семей жило за чертой бедности, из которых 75%семей проживали в сельской местности.
Исследование1995 года отразило месячные расходы семьи из 5 человек при доходе 600 долларов(это черта бедности в Ливане): 36% от этой суммы уходило на продукты питания,15% на покупку одежды, 4,5% на покупку медикаментов, 15% на школьные расходытрех детей из этой семьи (остальные расходы не были включены).
Социальнаяполяризация ливанского общества остается достаточно сильной. Как любой стране,восстанавливающей свою экономику и социальную сферу, Ливану невозможно избежатьподобных социальных проблем.
Тем неменее, заслугой правительства Харири остается то, что несмотря на свои«амбициозные планы» превращения Ливана в передовую экономически развитуюстрану, в программе реконструкции и развития страны ведущие позиции наравне сэкономическими секторами занимает решение вопросов социальной политики.
В этомбольшую роль должен был играть, по замыслу Р. Харири, Совет по Реконструкции иРазвитию Ливана (СРР). Он был создан в 1977 году, в самом начале длительногокризиса. Являясь общественной организацией, СРР частично заменил Министерствопланирования, взяв на себя функции управления деятельностью по восстановлениюливанской экономики и общества. Полномочия СРР были огромны, а механизмыпринятия решений упрощались и позволяли избегать в работе излишнейбюрократической рутины.
В основныезадачи Совета входили: подготовка общих планов и программ развития иреконструкции Ливана, а также поиск возможных иностранных инвесторов дляреализации этих целей. В пределах компетенции СРР были реорганизациягосударственных структур управления, восстановление и реконструкцияинфраструктуры, подписание контрактов и соглашений о финансировании восстановительныхпрограмм. Однако осуществление всех проектов было возможно только послеодобрения их правительством Ливана.
На времявойны СРР оставался одним из самых могущественных органов общегосударственногозначения, функционировавших в Ливане в этот период. Принимая же во вниманиемноголетний кризис законодательной и исполнительной власти в стране, совпавшийс периодом межрелигиозных конфликтов, вмешательства со стороны Сирии иизраильской агрессии, СРР, сконцентрировавший большие финансовые и экономическиеполномочия, стал играть определяющую роль в посткризисный период ввосстановлении и дальнейшем развитии Ливана.
РазработанныйСоветом генеральный план восстановления («Горизонт 2000»), требующий на своевоплощение 18 млрд. долларов, включает большое число проектов, относящихся кразвитию всех сфер жизни ливанского общества – производственного сектора, инфраструктуры,социального сектора. Все эти программы и проекты напрямую связаны сминистерствами и другими правительственными структурами. Именно они осуществляютвыполнение всех проектов СРР. Совет же, являясь автором проекта, занимаетсяпоиском инвесторов, осуществляет контроль за его выполнением и отчитывается орасходах перед инвесторами.
Средииностранных инвесторов, участвовавших в проектах СРР можно назвать Всемирныйбанк, Арабский Фонд экономического и социального развития, Европейскоесообщество, а также ряд организаций высокоразвитых стран (Япония, Франция,Канада).
С 1992года, помимо финансовой помощи, Совету министерствами и соответствующими службамиоказывается и техническая помощь как в организации эффективной работы структурсамого СРР, так и в выполнении его проектов. Большая техническая помощь покомпьютеризации и общей технической реорганизации в министерствах поступила состороны Европейского сообщества. В разработке проектов также участвуютиностранные консультанты.
В самом СРРсоздан Отдел управления Программой, осуществляющий посредническую и координирующуюдеятельность между министерствами и службами, работающими над реализациейпроектов. Этот отдел также выполняет роль справочной и информационной службы.
Однакополитика руководства страны основывается не столько на ориентации наиностранную помощь, сколько на поиске собственных ресурсов как финансовых, таки человеческих. Правительство рассчитывает на поддержку ливанцев,эмигрировавших в период кри-зиса, на молодых специалистов и бизнесменов,имеющих ливанские корни, на связи с богатой диаспорой. Для этого создаютсяспециальные программы по привлечению эмиграции к работе по восстановлению иреконструкции страны.
Например, вЛиване с 1997 года действует программа TOKTEN(TransferofKnow-howThroughExpatriateNations – «Передача знаний через нацииэкспатриантов»), учредителями которой являются ООН, ЮНЕСКО, Центр ЛиванскихИсследований, Совет по реконструкции и развитию. Эта программа, действующая вовсем мире, выявляет и мобилизует эмигрантов, выходцев из Ливана. Ихпредставители, достигшие профессионального успеха, могут проводить различныеконсультации и разрабатывать краткосрочные проекты в Ливане под эгидой ООН.
Какуказывалось выше, кризис в Ливане спровоцировал отъезд из страны большого числаспециалистов. «Утечка умов» происходила и среди студентов, которые, уезжая настажировку за границу, не возвращались в Ливан. Нуждаясь в квалифицированныхкадрах, руководство страны отдает предпочтение в найме на работу бывшимэмигрантам, выходцам из Ливана.
Проблемаэмигрантов – одна из приоритетных в современном Ливане. Широко развернутосотрудничество с соответствующими ассоциациями и другими эмигрантскимиорганизациями и клубами с целью разработки совместных программ в областикультуры, образования и общественных связей. Работа с эмигрантами признаначастью национальной политики страны. СРР и Министерство по эмиграционнойполитике вместе с общественными организациями устраивают различные встречи иконференции для выполнения намеченных планов. Всячески поддерживается ливанскаядиаспора в ряде стран. Во главу угла ставится теперь не этнорелигиознаяпринадлежность, а ливанское происхождение. Сплочение эмигрантов различноговероисповедания и их детей происходит на уровне отношения к их общей родине –Ливану, а не общине, которой принадлежали их предки. Ливанское правительствооблегчает возвращение в страну эмигрантов, пытаясь решить вопросы с их собственностью,которая могла сохраниться после окончания кризиса, развивает программы обученияи отдыха детей эмигрантов из Ливана.
В своюочередь, различные эмигрантские комитеты и ассоциации пытаются помочьвосстановлению государства, определяя свою роль и вырабатывая общую концепциюотношений с ливанским правительством. Они видят свою пользу для Ливана в формепривлечения различных инвестирований, расширения сотрудничества с иностраннымиспециалистами по программе развития страны.
В Бейруте вмае 1999 г. уже второй раз за последние 8 лет проводился Конгресс Ассоциаций,клубов и организаций эмигрантов. Общая идея этой встречи заключается вупрощении установленных ранее связей с диаспорой на взаимовыгодных условиях, вразработке дальнейших планов по сотрудничеству с ними, основанному на концепции«единой родины, общего для всех религиозных общин арабского языка и самобытнойливанской культуры»18.
Впослевоенном Ливане существовала и другая часть населения, также подвергшаясямиграционным процессам, но желавшая вернуться в места своего предвоенного проживания.Это были беженцы и перем-щенные лица. Поскольку власти страны считают себяответственными за решение проблем тех, кто ввергнут в эмиграционные процессы,Мин-стерство по делам перемещенных лиц, возглавляемое В. Джумблатом, совместнос СРР начало проводить в жизнь программы и проекты, касающиеся ливанцев,вынужденных покидать места проживания в связи с нестабильнойсоциально-экономической обстановкой в стране, а также и из-за военных действийна той или иной территории страны
Общий планправительства по возвращению перемещенных граждан на их бывшие места проживаниякасался воссоздания инфраструктуры и оказания определенных социальных услугэтой группе лиц в их переезде и адаптации на новом месте20. Вопрос о необходимостиоказания различной помощи перемещенным лицам обсуждался еще на Таифскойвстрече. В октябре 1991 года в Ливане состоялась Конференция по проблемаммигрантов, где были приняты решения, закрепленные в специальнойправительственной программе. Ее цели были следующими:
1.Возвращение людей на места их довоенного проживания.
2. Развитиесоциальной сферы в местах возвращения беженцев и перемещенных лиц.
3.Экономическое восстановление данных районов.
4.Восстановление инфраструктуры.
5.Восстановление достопримечательностей этих мест.
6.Достижение политического согласия между различными социальными иконфессиональными группами.
Одним изглавных вопросов решения проблемы беженцев и переселенцев был вопрос обосвобождении незаконно занятых зданий этой группой населения. (В 1995 годутаких зданий было 60262). Этой проблеме была посвящена первая частьразработанного Министерством по делам перемещенных лиц плана. В итоге, к 1995году было освобождено 12 государственных зданий, 4 посольства, 24 школы, 24здания, принадлежащих религиозным организациям, 37 туристических офисов, 2больницы.
Во второйчасти плана было намечено реконструировать и осуществлять помощь встроительстве жилых помещений, квартир и домов, предназначенных длявозвращающихся жителей. Также предполагалась выплата различных компенсацийсемьям, чьи дома были разрушены.
Большоезначение как местными, так и центральными властями придается социальнойактивности женщин, увеличению их роли в экономической и социальной жизнистраны. Специально для женщин создаются учебные центры, где можно получитьобщее образование, а также какую-нибудь конкретную профессию. Во многих районахстраны уже действуют учебные программы в рамках организации «Красный Крест».Власти заинтересованы в работе женщин в различных общественных комитетах. Темне менее на 1995 год процент их участия оставался все же крайне низким – всего0,05%23.
Многопрограмм, созданных совместно с Детским Фондом ООН и Министерством среднегообразования, молодежи и спорта, посвящены работе с молодежью. Главная цель,сформулированная правительством, состоит в том, чтобы убедить молодежьоставаться жить в Ливане, не покидая своих родных мест.
В областиобразования правительство считает главной задачей сделать учебные заведенияобщедоступными, выявляя образовательные и технические потребности ливанскихшкол. В результате кризиса многие средние школы были закрыты, а студенты,формально числящиеся в ливанских высших учебных заведениях, давно проживают заграницей. В настоящее время власти пытаются открыть все существовавшие до войнысредние школы и вернуть уехавших за границу студентов для продолжения ихобучения в Ливане.
Ведетсяработа по реорганизации учреждений здравоохранения и органов социальной защитыв районах, куда, как полагают, могут возвращаться беженцы. Предполагается, чтонаселение будет обеспечено качественным медицинским обслуживанием. Большоезначение в проводимой социальной политике, направленной на помощь беженцам иперемещенным гражданам, отводится общественным неправительственным организациям.Расходы на социально-экономические программы, проводимые этими организациями,увеличились в последние годы и составляют около 10 млн. долларов в год.
В системездравоохранения в настоящее время происходит реорганизация. Хотя частный секторимеет многочисленные организации, предлагающие широкий спектр медицинскихуслуг, но они не справляются и не могут обеспечить медицинской помощью всехнуждающихся. Высокий процент бедных и беднейших слоев населения Ливана не имеетвозможности пользоваться услугами частных клиник и медицинских центров.
На нынешнемэтапе Министерство здравоохранения намечает перехватить инициативу у частныхучреждений и взять в свои руки управление этим сектором.
Основныезадачи, намеченные правительством, можно обозначить в следующем порядке.
1.Министерство должно иметь ведущие позиции в планировании и контроле действий ипроектов в области здравоохранения.
2. Должнапроизводиться разработка программ по профилактике заболеваний, активизацияработы поликлиник и медицинских центров.
3. Должно бытьреорганизовано финансирование всего сектора25.
С ноября1996 года началась работа по разработанной франко-ливанской программе, котораядолжна была определить уровень ущерба, нанесенного военными действиямиучреждениям здравоохранения и социальной защиты, а также была проведенафинансовая оценка состояния этого сектора.
Инвестициипо всем осуществляемым проектам в области здравоохранения составили к 1997 году300 млн. долларов. Среди инвесторов программы реконструкции и развития вобласти здравоохранения выступили Всемирный Банк и кувейтское правительство.Итальянское правительство в 1998 году профинансировало покупку медицинскогооборудования для всех больниц на севере Ливана.
Параллельнос восстановлением и строительством больниц и центров здоровья правительствопридавало большое значение социальной работе с населением. Цель, поставленнаявластями, состояла в обеспечении самых нуждающихся и незащищенных слоевнаселения социальными услугами. Начиная с 1996 года в различных районах Ливанастали создаваться социальные центры. В их обязанности входила помощьмалообеспеченным семьям в ведении хозяйства, обучение членов семей различнымремесленным специальностям (вязанию, вышивке, кустарным национальнымпромыслам); оказание специальных социальных услуг инвалидам.
Одновременносоздаются центры медицинского консультирования, где большое внимание уделяетсяпрограммам планирования семьи, оказывается медико-социальная помощь беременным,проводятся курсы вакцинации для всего населения районов.
Весной 1997года в Ливане под эгидой OOH начала работать так называемая «Миссия Бедности».B ее задачи входило определение уровня бедности в стране и разработкаспециальной программы по включению в действие социальных рычагов для егоповышения (отчет был готов в мае 1997 года).
В период1997–2001 г. в Ливане действует программа Фонда ООН по деятельности в областинародонаселения, связанная с работой правительства в области социальнойполитики и прежде всего здравоохранения и социальной защиты.
Уже должнабыла завершится разработка информационно-справочной системысоциально-экономических показателей и демографической статистики Ливана.
В областиобразования в посткризисном ливанском обществе наметились также большиеперемены, главным инициатором которых было правительство Харири. Как мыуказывали, ведущую роль в предвоенной образовательной сфере Ливана игралочастное образование. В течение военных лет роль частного начального и среднегообразования еще более усилилась. Государственные учреждения испытывали большиесложности, так как сказывалось отсутствие оборудования, техническогообеспечения, нехватка учителей и неспособность государства обеспечитьработающих педагогов стабильной зарплатой. Хотя государственное высшееобразование сталкивалось с теми же проблемами, что и начальное и среднее, ноформально число государственных высших учебных заведений за годы кризисавозросло за счет разделения Ливанского Университета на несколько филиалов.
В основномпрограмма восстановления и развития образовательного сектора началась в 1996 году.За выполнение проектов отвечают три министерства: министерство национальногообразования, молодежи и спорта, министерство профессионально-технического итехнического образования и министерство культуры и высшего образования. Вгенеральном плане было указано, что в государственном секторе начальные исредние школы должны быть рассчитаны на 600 тыс. мест,профессионально-техническое образование должно охватывать 70 тыс. учащихся ивысшее образование – 50 тыс. человек. Образовательные программы всех уровней должныподчиняться одному стандарту. Предполагалось, что будет выработана системаконтроля за качеством образования, по совершенствованию подготовкипреподавательского состава. За 1996–1998 годы было открыто 1284общеобразовательные школы, начала действовать программа по компьютеризациисредних школ.
В областиразвития профессионально-технического образования в 1996 году было подписаносоглашение с Арабским Фондом Экономического и Социального развития на сумму 50млн. долларов для финансирования строительства и покупки оборудования для 16технических школ. Исламский Банк развития выделил деньги на постройку еще 15школ, Европейское Сообщество также участвовало в покупке оборудования дляпрофессионально-технических школ.
Впослевоенное время продолжается реорганизация главного государственного высшегоучебного заведения – Ливанского Университета. В этом крупнейшем университетеБлижнего Востока на 13 факультетах учатся 33 тыс. студентов. Реорганизацияодного факультета обходится в 200 млн. долларов. Однако полное финансированиеосуществляют правительство Саудовской Аравии, Исламский банк развития, Оманскийсултанат.
Характеризуяв целом социальную политику ливанского правительства в посткризисный период, вБелой социальной книге о социальной политике Ливана подчеркивается, что «…рационализация в управлении социальной сферой зависит от организационных иполитических амбиций. Она позволит в переходный период проводить социальнуюполитику, отвечающую экономическим требованиям реконструкции общества».
Такимобразом, в посткризисном Ливане ведущие функции по планированию, реализации иконтролю за всеми отраслями социальной политики страны в значительной меревзяли на себя государственные органы.

Списокисточниковилитературы
1 Middle East Contemporary Survey. –1994. – Vol. XVIII. – С. 469.
По данным на 1998 год мусульмане составляют в Ливане 70%населения, христиане – 30%. (см. Азия и Россия. Экономические связи к 2000году. – М.: Полпред. Бизнесс Пресс, 1999. – С. 289).
2 http:// www.meddleeastnews.com/Lebanon.html
3 Rizkallah H.N., Moneim A.A. Lebaissede Laféconditéa au Liban. // Population. – 1997. – A. 52. – № 5.– С. 1231;
4
www.meddleeastnews.com/Lebanon.html
5 Rizkallah H.N., Moneim A.A. Op.cit., с. 1231. В общем в стране на 1997 год 86,4% населения в возрасте от 15 лети более умеют читать и писать, из этого числа 90,8% составляют мужчины и 82,2%– женщины.
6 www.escwa.org.lb/
7 The Federation of the Trade Unions ofthe South. // Orient-Le-Jour, 29.03. 95.
8 За несколько лет в стране были созданы все условия дляудовлетворения потребностей и желаний «beaumonde». Однако Казино дю Либан,дорогие салоны контрастируют с бедностью, соседствующей с этими проявлениямиобеспеченной жизни ливанской элиты. (TheMiddle East. 02.1997, с. 7).
9 The Middle East. 02.1997, с. 5.
10 Подробную информацию см. nonuniv.ox.ac.uk/cls/tokten.htm
11 www.emigrants.gov.lb/
12 Assaf G.The Displacement of People inLebanon. – 1992. – С. 4–7.
13 Joumblat W. ReflexionssurIeConseilNational des deplaces. – 1994. – С. 4.
14http:/www.lebanon.com./lebanese-republic/displaced/
15 Le livreblanc social vers lapolitiquesociale au Liban. – 1996. – С. 190–193.
16 http:/www.education.gov.lb/
17 www.cdr.gov.lb/upeduc.htm
18 Le livreblanc social vers lapolitiquesociale au Liban. – 1996. – С. 108–133.
19 В 1997 году были реконструированы государственные больницы вБейруте и Хольбе. В том же году были открыты больницы в Таннурине и Рашайе, по40 коек каждая. При содействии Кувейта были открыты семь центров здоровья. Былоначато строительство новых современных больниц на 75 коек в Сиблине и Хермеле.В Триполи и Куарантине с 1996 года ведется строительство больниц на 200 коек. Вянваре 1997 года началось строительство больницы на 360 коек в Баабде.
К 1998 году было восстановлено 6 больниц и 30 центров здоровья повсей стране, www.public-health.gov.lb/
Также см. ежегодные отчеты о работе СРР в области здравоохраненияна сайте в Интернет: www.cdr.gov.lb/cdr
20 Le livreblanc social vers lapolitiquesociale au Liban. – 1996. – С. 141–167
21 www.education.gov.lb/
22 www.cdr.gov.lb/cdr/f98educ.htm
23 www.education.gov.lb/
24 www.cdr.gov. lb/cdr/f98educ.htm
25 www.education.gov.lb/
26 www.cdr.gov.lb/cdr/f98educ.htm
27 Le livreblanc social vers lapolitiquesociale au Liban. – 1996. – С. 262.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.