Учительство – социально-профессиональная группа российской интеллигенции: социальный статус и социальная роль» Автор работы: Хрушкова Надежда Александровна студент технолого-экономического факультета группа социально культурного сервиса и туризма 3 курс Руководитель: А.А.Терентьев Нижний Новгород 2010 Содержание Введение …. 3 Интеллигенция …4 Современные представления об интеллигенции …7
Образование …9 Роль учителя … 10 Социальный статус учителя … 12 Заключение ….16 Список литературы …17 Введение Есть много профессий на Земле. Среди них профессия – учитель, не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе,
так как упущены те года, которые были направлены на обучение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы. Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.
Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.Его творчество питают животворные идеи реформы школы. Перед его глазами великие имена: К.Д.Ушинский, Н.К.
Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и мн.др. В данной работе я попытаюсь сосредоточить внимание на личности учителя; и попытаемся выявить ведущую роль личности учителя-наставника в современном социально-педагогическом процессе, в формировании целостной системы знаний. Чтобы лучше понять какое значение термин «интеллигенция» имеет отношение к профессии учителя, я дам определение этому термину. Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание,
познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению. История Слово "интеллигенция" появилось в русском языке в первой половине XIX века. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское». Известный теоретик и историк интеллигенции Виталий
Тепикин в своей книге «Интеллигенция: культурный контекст» утверждает: «Первоисточником концепта „интеллигенция“ можно считать греческое слово noesis — сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей — хорошая степень понимания, сознания. Слово применил драматург-комик Теренций (190—159 гг. до н. э.).
И уже позднее в латыни значение понятия трактовали способностью понимания (умственной способностью). В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как «Ум Божий», «Божественный Разум». Предполагалось, что им творится многообразие мира. Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей „Философии права“: „Дух – есть интеллигенция“. В приближенном варианте к современным трактовкам слово было употреблено русским прозаиком,
критиком и публицистом П. Д. Боборыкиным. В 1875 году он подал термин в значении философском — „разумное постижение действительности“. Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как „самый образованный слой общества“. Это определение из статьи автора под названием „Русская интеллигенция“, в которой, кстати говоря, П. Д. Боборыкин объявил себя „крестным отцом“ понятия. В 1870 году в романе „Солидные добродетели“ Боборыкин пишет: «Под интеллигенцией надо разуметь высший
образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети ХVIII в.» В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ — в этом находить свое призвание и нравственное оправдание. Исследователь С. О. Шмидт, обращаясь к наследию В. А. Жуковского, выявил не только первое употребление им дискуссионного термина, но заметил и доказал
почти современную его трактовку поэтом: как то — принадлежность к определенной социокультурной среде, европейская образованность и даже нравственный образ мысли и поведения. Как указывает социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):  «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины.
Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);  «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.  «полуинтеллигенцию»
— техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности. Виталий Тепикин выделил эту особую общественную группу в качестве чисто русского феномена. Он предпринял достаточно успешную попытку консолидировать взгляды ученых, с этой целью сформулировал 10 признаков интеллигенции. В Кембриджском университете хранится его работа «Культура
и интеллигенция», в которой признаки были представлены впервые:  передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;  активная умственная работа и непрерывное самообразование;  патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;  творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;  независимость,
стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;  критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;  верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;  неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма. Серьезную дискуссию в научном и общественном мире вызвали два последних
признака интеллигенции. В их обсуждении приняли участие Московский университет, Ивановский университет, Университет Сорбонна. По Тепикину, интеллигенция не является идеальной. Ей могут быть присущи «обостренное чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся)», «периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями разных отрядов интеллигенции, а также
одного отряда, вызванные приступами эгоизма и импульсивности» и т. д. Современные представления об интеллигенции Сегодня интеллигенция в общепринято представлении понимается как сообщество образованных людей, что профессионально занимаются умственным трудом. В. А. Малинин в авторитетном издании именно так пишет: «слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности».
Акцент поставлен на профессионализм. Однако сейчас уже ясно, что это весьма и весьма однобокий подход, не дающий суть истинной картины. «Господствовавший в советской историографии социолого-профессиональный подход к понятию „интеллигенция“ сохраняет и ныне свои позиции, — свидетельствует историк В. С. Меметов. — Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходят к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт,
что в современном „образованном слое“ сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди». Замечание, отметим, очень важное. Как и тезис Меметова, где «подлинный интеллигент — далеко не массовое явление». П. Д. Боборыкина, стоявшего у истоков термина «интеллигенция», часто приводят в пример с цитатой об образованном слое общества, напрочь забывая при этом, что сам-то автор к интеллигенции относил вовсе
не всех образованных людей, а только «высшей умственной и этической культуры». У академика Д. С. Лихачева есть точная мысль: «не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны». Да толп быть и не может! Общество не потеряло бы, а наоборот выиграло в случае увеличения числа, общей массы настоящих интеллигентов. Только вот как раз массовость — не признак интеллигенции.
Слишком сложны, труднодостижимы критерии данной социальной группы. Нравственная составляющая дается природой, закладывается в детстве. «Люди разные, и не всем природой и судьбой дана способность абстрагироваться от повседневных забот и думать о том, что их непосредственно не касается». Высказывание это принадлежит академику Н. Н. Моисееву. Моисеев проявил себя в разных областях науки, часто выезжал за границу и сделал замечание:
там много интеллектуалов, но вряд ли они интеллигенция. По мнению ученого, «интеллигент — это всегда человек ищущий, не замыкающийся в рамках своей узкой профессии или чисто групповых интересов. Интеллигентному человеку свойственны размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями. Он способен выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности». Образование — это многомерный социальный феномен, играющий важнейшую
роль в процессе формирования и развития целостной, свободной, творческой, нравственно совершенствующейся личности, владеющей комплексом универсальных схем и норм культурно-мыслительной деятельности, накопленных человечеством в процессе исторического развития. Как конкретное выражение образования мы выделяем социально-педагогический процесс, в котором личность учителя не может быть даже частично заменена какими-либо техническими устройствами, так как реализует свою главнейшую социальную функцию - передачу культурного
опыта, всего арсенала средств мыслительной деятельности, исторически сформированных в ходе общественного развития. Сформировавшееся за последнее десятилетие отношение госу¬дарства и общества к профессии учителя в полной мере отражает парадоксальность современного периода российской истории. Этот парадокс заключается в официально признаваемой значимо¬сти учительского труда и его роли в национальном и государствен¬ном строительстве — с одной стороны, и продолжении падения престижа и привлекательности
этой профессии для всех слоев об¬щества — с другой. Мы видим, что государство и общество возлагают на школу определенные надежды, которые школа на сегодняшний день не оп¬равдывает. С чем связано такое положение дел? Прежде всего с не¬достаточным финансированием школы, отсутствием форм дополни¬тельного материального стимулирования учителей, перегруженно¬стью педагогов.
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.
В своей работе мне очень хочется выяснить какова же роль учителя в нашей жизни и в развитии общества, а также определить его социальный статус. Роль учителя Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе является сегодня одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив, нарастало.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Исследуя роль личности учителя в образовании, мы условно вычленяем две основные составляющие, или функции, образования: 
Первая функция представляет собой процесс передачи знаний - обучение;  Вторая функция – процесс воспитания. С одной стороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другой же стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в едином образовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единство обучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине «образование». Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной:
ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Наши первые учителя - это наши родители. Они дают нам первый, важнейший жизненный урок – урок добра,
порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине. Главное, что я получила от них – это желание учиться дальше, так как сами знания (в широком значении этого слова), по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признательна за это. Жизнь учителя - это постоянная работа; самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их
родителями. Один из стихов, посвященный молодой сельской учительнице, так и называется «Труженица». Поэт создал выразительный образ народной интеллигентки, которая самоотверженно работала для народа. Учительница «рук и на время не опускала». Человечность, порядочность, отношение к родителям, Родине являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать
их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного». Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Среди профессионально важных качеств педагогов выделяются следующие: эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм,
находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия. Социальный статус учителя Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа:
1. Те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий; 2. Те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Если первое предполагает усвоение знаний, умений и навыков, то второе предусматривает усвоение ценностей. Понятно, что всякое усвоение ценностей трудно представить в отрыве от обучения. Отделять же обучение от воспитания есть пагубное заблуждение.
Само образование не достигнет своей цели, если в процессе усвоения знаний интеллектуальное развитие не сочетается с нравственным. Неверно думать, что знание дается лишь посредством передачи и усвоения информации; оно должно быть целостным, что предполагает наличие в нем двух обязательных компонентов: рационально-логического и эмоционально-ценностного. А последний не сформируется вне воспитания как процесса формирования приоритетных ценностных установок
личности, которым пронизано все образовательное пространство. «Воспитание, формируя мир чувств человека, является тем связующим звеном между образованием и жизнью, благодаря которому «оживляются» знания и начинается активная преобразующая деятельность человека» (Ушакова, 1992 б, с. 169). Каким образом в каждой из этих функций проявляется личностное начало? На поверхности лежат три аспекта. Во-первых, конкретный учитель сам является личностью.
Во-вторых, он принимает непосредственное участие в интеллектуальном и нравственном формировании личности ученика; при этом особое значение приобретают ценностные установки учителя. И, в-третьих, и личность ученика оказывает влияние на личность учителя. Осознание учителями факторов, от которых зависят статус и пре¬стиж их профессии, прямо связано с чувствительностью профессио¬нального сообщества к поступающим извне сигналам и к готовности отвечать на них должным образом.
Поэтому диагностика готовности учительского корпуса к конструктивным изменениям профессио¬нальной культуры в первую очередь состоит в описании осознания учителями своего положения (экономического, социального, статус¬ного) в общем социоэкономическом пространстве современной Рос¬сии, а также в анализе причин сложившегося положения. За последние годы социальный статус учителей в сознании россиян резко снизился.
Как показывают различные исследования, профес¬сия учителя в современной России стала весьма непрестижной. Например, по данным ФОМа, в восприятии большинства росси¬ян в школах стало меньше хороших учителей, хотя многие россия¬не продолжают считать, что в школах остается все же больше хоро¬ших учителей, чем плохих (данные 2004 г.)2. В данной статье социальный статус рассматривается прежде всего с точки зрения престижа профессии
учителя. Престиж является отражением в общественном сознании реального социаль¬ного положения данной группы. Он характеризуется влиянием и ува¬жением, которыми данная группа пользуется в обществе. Престиж профессий опосредованно отражает существующую в обществе иерархию профессий, видов трудовой деятельности, определяемую различиями в степени сложности и ответственности труда, слож¬ности и продолжительности необходимого для него профессиональ¬ного образования, уровнем его оплаты, а также другими факторами.
Изменение социального статуса учителя исследователи харак¬теризуют как нисходящую групповую мобильность учительской страты. Между тем профессиональный статус является фактором регуляции трудового поведения, и его изменение влечет за собой изменение ролевых поведенческих моделей. В частности, это про¬является в том, что даже при сильной установке «сеять разумное, доброе, вечное» ухудшившиеся условия жизни и работы формируют у учителей зачатки прагматического подхода к школе: на
фоне сни¬жающейся ценности воспитания детей растет желание получать больше денег за свой труд. Центром социологи¬ческих исследований МГУ проведено исследование. Одной из важнейших задач являлось изучение соци¬ального статуса и престижа профессии учителя в современном российском обществе. В ходе опроса эта задача решалась путем исследования представлений учителей, директоров школ, руково¬дителей образованием и родителей о статусе профессии учителя и о динамике изменения этого
статуса. Учителей, директоров и руководителей просили охарактеризо¬вать, как, с их точки зрения, общество оценивает учительскую про¬фессию. Большинство опрошенных учителей и директоров считают, что общественная оценка профессии учителя низка . В целом по стране подобного мнения придерживается 66,5% учите¬лей и 60,7% директоров. О средней оценке заявили 28,8% учителей и 35,4% директоров, о высокой — лишь около 2% опрошенных обеих групп. Руководители органов управления образованием настроены немного менее пессимистично: их
мнения разделились примерно поровну между средней и низкой оценками (соответственно 48,8% и 48,1%). Высокую оценку отметили лишь 3,1% руководителей. Некоторые участники глубинных интервью связывают нынеш¬ний низкий, с их точки зрения, статус учителя с ситуацией, которая сложилась в начале 90-х годов — с многомесячными задержками зарплаты, тяжелым социально-экономическим положением. Имен¬но в это время, как считают учителя — участники опроса, произош¬ли изменения в отношении учителей
к своей деятельности. Несколько иначе обстоит дело с молодыми учителями. Процент тех, кто выбрал профессию учителя только потому, что не было иного выбора, среди молодых людей больше, чем в других возрастных ка¬тегориях. Молодые учителя проявляют большую готовность к смене профессии и уходу из школы. Если учесть, что лишь незначитель¬ное число работников сферы образования готово рекомендовать своим детям избрать профессию учителя и что даже представители учительских династий не хотели бы, в
большинстве своем, видеть своих детей учителями, перспектива пополнения учительских кадров окажется весьма неутешительной. Это усугубляется проблемами, связанными с происходящими в стране объективными демографи¬ческими процессами. По прогнозам демографов, с 2006 по 2020 г. Россия погрузится в «демографическую яму». С рынка труда уйдет ныне работающее поколение учителей, а молодежь не окажется в этой сфере просто потому, что молодежи будет не хватать в прин¬ципе.
На «обезлюдевшем» рынке труда у молодых людей будут зна¬чительно лучшие возможности выбора, чем сегодня, и они, скорее всего, выберут для себя иную стезю. Заключение Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается
воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. Профессия учителя одна из самых непростых. Я уверена в этом, потому что, выбрав такую профессию, человек связывает свою жизнь с детьми. Учителя не только дают знания, но и участвуют в формировании характера
и личности ученика, влияют на его взгляды. Чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы дети тебя воспринимали не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга! Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела. Я благодарна всем учителям, которые учат меня и других детей, и для меня все учителя любимые, потому что профессия учителя - это не только работа, но и жизнь.
Список использованной литературы 1. www. yandex.ru 2. www. Shcoool.ru 3. Обществознание 7 класс – 2005г. 4. Ушакова, 1992
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |