Реферат по предмету "Социология"


П.А.Сорокин о структуре общества

Волго-Вятская академия государственной службы
Кафедра социологии

Реферат натему
П.А.Сорокин о структуре общества
Выполнила:
 студентка 2-го курса
группа 02-ф-11
Смирнова Ю.А.
 
Научный руководитель:
преподаватель
Доценко И.С. 
Нижний Новгород
2003 год

План

Введение
 
                     I.   Элементы общества

                   II.   Функционирование общества  

                 III.   Теория социальнойстратификации

                 IV.Теория социальноймобильности
 
1.  Положение личности всоциальном пространстве
 
2.  Формы и типы социальноймобильности
 
3.  Основные каналы социальноймобильности
 
                   V.   Интегрализм
                 VI.   Концепция социальныхнарушений
 
Заключение
 
Списокиспользованной литературы

Введение
П.А.Сорокин– крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, таки американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий воснове современной науки об обществе. Уникальность его творчества подтверждаетсяширотой исследования, использованием малоизученных методов, созданиемкачественно новых теорий и концепций. Мы видим человека, «обладающего даромсоединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, чтобыло к этому времени достигнуто социологами различных направлений».[1]Обактуальности его работ можно сказать многое, но наиболее важным фактом,подтверждающим это, является непреходящая ценность его идей и прозрений, егопрогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и вовсем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежнымисоциологами. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения всоциологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого,   много его работпредвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Этокасается как России, так и Соединенных Штатов…»[2](Эдвард Тирикьян).
«Оноставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества,формулировал главные тенденции и альтернативы, которые будут определятьразвитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина оставалисьнепонятыми в течение нескольких десятилетий; только сейчас постепенно начинаетпроясняться их истинный смысл и прогностическая сила».[3] 
«Сейчасможно утверждать, что это одна из самых дальновидных и критических личностей ванналах нашей науки».[4]
«…суждения действительно великогоученого и сегодня звучат злободневно и намного, точнее, в анализе современнойситуации в России, чем многие труды наших современников».[5]
Такимобразом, можно было бы долго рассуждать о заслугах этого уникального человека,но мне не хватило бы времени и терпения, в связи с огромной областью исследования.Предметом моего внимания стали взгляды П.А.Сорокина о структуре общества. Приэтом я преследовала цель представить сжатую характеристику основных концепций,касающихся  общества и общественных отношений.
Элементы общества
Первымнеобходимым элементом социальной деятель­ности явля­ются живые человеческиеиндивиды–субъекты дея­тельности, с ко­торыми связаны её пусковые и регуляторныеме­ханизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”,он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимымобразованием.
Вторымэлементом является объект социальной дея­тельности. Объекты социальнойдеятельности можно разделить на два класса:
Вещи,“орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальныймир. С по­мощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность,приспосабливаясь к среде путем её веще­ственно–энергетической переделки,целенаправлен­ного преобразования.
Символы,знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственномуизменению ре­альности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуютна наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют наотличную от сознания реальность. Функция символов: воплощать в себе особымобразом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления,передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллек­тивнойдеятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,чувства, призванные по­влиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь втом случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальнымипроводниками, “перевозчиками смысла”.
Есливещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечиваютцеленаправленность человеческой деятельности.
/>

“Интегральная концепция” П. Сорокинаисходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характерсоциальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а невещественно–энергетическими средст­вами, используемыми для их воплощения.Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.
II.  Функционирование общества
 
  Вучении о строении общества П.А.Сорокин  пишет: “Прежде чем перейти к описаниюстроения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мыдолжны изучить их в простейшем виде”. Он показывает, что простейшей модельюсоциального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлениивзаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники(световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формамивзаимодействия социальных групп являются
  1)взаимодействиядвух, одного и многих, многих и многих
  2)взаимодействиесходных и несходных лиц
взаимодействиеодностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное инеорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное ибессознательное
  Всёчеловеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся извзаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какуюбы социальную группу мы не взяли — будет ли ею семья или класс, илигосударство, или религиозная секта, или партия — всё это представляет собойвзаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всёбесконечное море человеческого общения составляется из процессоввзаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных,организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательныхи бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.
  “Весьсложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессывзаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей представляет своего родаколлективное целое или коллективное единство… Тесная причиннаявзаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующихлиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц.Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду,резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так исовокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.”“Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называтьколлективным единством или короче коллективом”.
   Затем подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективныхединств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на тригруппы:
1.        космические илифизико-химические
2.        биологические
3.        социально-психические
Далее указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установленияорганизации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации.“Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный потоквозникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств”. “Коллективноеединство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействиемежду частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведетк исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другойвовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означаюттолько, что форма, порядок и организация последнего изменилась!”
Затем рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что “населениерасслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективныхединств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которогоодинаково связаны друг с другом”. Из множества групп, на которые распадаетсянаселение, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:
а) посемейной принадлежности
б) погосударственной
в) порасовой
д) попрофессиональной
е) поимущественной
ж) порелигиозной
з) пообъемно-правовой
и) попартийной
Изсочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложныегруппы бывают:
а)типичные и не типичные для данного населения.
Изтипичных важны класс и национальность.
б)внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого населения иход истории определяются не борьбой или согласованием, каких либо одних групп,а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов”.Для объяснения исторических процессов “приходится учитывать взаимоотношения иповедение всех этих групп”.
Далее делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механикиобщественных процессов. “Все силы, влияющие на поведение людей и определяющиесобой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основнымразрядам:
1.разрядукосмических (физико-химических) сил
2.разрядусил биологических
3.разрядусил социально-психических
Кразряду космических сил П.А.  относит простые раздражители, такие как свет,звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места,состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.
Кглавным биологическим силам (раздражителям)  относит следующие:
1.потребностьпитания
2.потребностьполовая
3.потребностьиндивидуальной самозащиты
4.потребностьгрупповой самозащиты
5.бессознательноеподражание
6.потребностьдвижения
другиефизиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)
Социально-психическиефакторы делятся  на простые и сложные. К простым он относит:
1.идеи
2.чувства-эмоции
волнениялюдей
К сложнымотносятся:
1.материальнаякультура, окружающая человека
2.духовнаяатмосфера социальной среды
3.Общественно-политическаяорганизация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.
Всвоей работе П.А.  подробно показывает степень влияния всех этих факторов наповедение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все явления мира неизъят из-под действия законов необходимости, что “абсолютной свободы воли”нет… Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимаетсяи переживается нами как отсутствие свободы… Зависимость нашего поведения отсоциально — психических раздражителей воспринимается нами как отсутствиезависимости, как “свобода воли” и поведения!.. Рост влияниясоциально-психических факторов “на наше поведение будет восприниматься нами какрост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних ичуждых нашему “я”. Вот почему социально-психологические раздражители поведениякажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводомдля появлений теорий “свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь“свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведенияот условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условийсоциально-психических, — зависимости, субъективно переживаемой нами каксвобода, как отсутствие стеснения… С ходом истории влияниесоциально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так кажетсянам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждыйиз нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию,биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж — небольшой, фигура — неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяетсясовокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека каксоциально-психическую индивидуальность”. 
Сорокинвыдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупностьвзаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных сис­тем (совокупностьвзаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому.Сорокин различает от­ношения субординации между культурным и материальнымуровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющимиКультуры.
Вистории существуют, попеременно сменяя два основных вида мировоззрения – “духовный”и “чувственный”, каждому из которых соответствует свой тип общественногоустройства (“социокультурная суперсистема”).
Люди,которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, чтоокружающая их реальность имеет ду­ховное, божественное происхождение.Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественномуабсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему.Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существуподдерживающий харак­тер. Основным объектом воздействия считается не природа, ачеловеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Бо­гом.
Прямопротивоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основаннымна материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны чело­веческогобытия. Наконец Сорокин допускает существование промежуточного типасоциокультурной организации идеалистического, стремящегося гармонично сочетатьпринципы ду­ховности и чувственности “даже общая культура индивида (как самогомаленького культурного ареала) не является полностью интегрированной в однупричинно-смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множествакультурных систем частично гармонирующих друг с другом, частично ней­тральных ичастично противоположенных друг другу — плюс, со­существование множестваскоплений, каким-то образом попав­ших в общую культуру индивида и осевших там”
Историческоеразвитие человечества автор  книги “Социологическиетеориисовременности” рассматривает как постоянную циклическую смену “социокультурныхсупер­систем”. Причину постоянной смены систем Сорокин видит в неспособностинайти идеальный баланс ценностей существова­ния, который мог бы обеспечитьгармоничное развитие обще­ства.
 
                                                       III.   Теория социальнойстратификации
“Социальнаястратификация – этодифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы виерархическом ранге”[6], выражается в существовании высших инизших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности,наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов тогоили иного сообщества. Так или примерно такмыслил социальную стра­тификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давшийполное теоретиче­ское объяснение данного  явле­ния, причем подтвердивший своютеорию с помощью ог­ромно­го, простирающегося на всю человеческуюисторию, эмпири­ческого ма­териала.
Существуетмногочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:
—  Экономическая
—  Политическая
—  Профессиональная
Разумеется,все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Это объясняется, прежде всего, тем,что люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то отношении, как правило,принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Например:человек, имеющий высокий доход, одновременно обладает политической властью ивысоким уровнем профессиональной квалификации. Неимущие же лишены гражданскихправ и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Однако, как в любомправиле, бывают исключения. Так самые богатые не всегда находятся на вершинеполитической и профессиональной пирамиды.  Из этого следует сделать вывод отом, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации не совершенна, потомукак различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. В связис этим необходимо рассмотреть все три формы социальной стратификации отдельно.
Экономическаястратификация
Говоря об экономическомстатусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится кэкономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращениюэкономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается вэкономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второевыражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении –уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет 2характеристики: экономический статус, высоту и профиль экономическойстратификации (так называемая структурная пирамида). Сорокин делает следующиевыводы  по изменениям социального статуса группы: “едва ли существует, какаялибо тенденция в этих колебаниях. Все направления – вниз или вверх – Могут бытьнаправлениями только в очень относительном смысле. Если их рассматривать сточки зрения более длительного периода, они, скорее всего, являют собой частьболее длительного временного цикла. Теория бесконечного прогресса ошибочна.”[7]Чтокасается изменения экономической пирамиды, то при нормальных условиях колебанияпроисходят  в определенных пределах. В нестандартных ситуациях эти пределымогут быть нарушены, и вид экономической стратификации может стать или оченьплоским, или очень выпуклым, высоким. И в том  и в другом случае положениеносит временный характер, так как “ любом обществе в любые времена происходитборьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно инеуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.”[8]
Политическаястратификация
Политическая стратификация отличается универсальностью  ипостоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.
Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нетпостоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды. “Не существуеттакже и постоянно тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавияк демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствияправительственного вмешательства в жизнь общества к всестороннемугосударственному контролю. Нет также и обратных тенденций.[9]”Измножества общественных сил, способствующих политической стратификации, большуюроль играет увеличение размеров “политического организма” и разнородностьнаселения. В любом обществе постоянно идет борьба между силами стратификации иполитического выравнивания. Когда колебание пирамиды в одном из направлений становитсяслишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличиваютсвое давление и приводят пирамиду к точке равновесия.
Профессиональная стратификация
Ее существование вытекает из двух основных групп фактов.Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляливерхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились  в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы нерасполагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а,как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональнойстратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.
 
                                                                V.Теория социальноймобильности
 
Нетрудно найти несколько индивидов,принадлежащих к одним и тем же социальным группам (например, все они могут бытьправославными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и, тем не менее, по«вертикали» их социальное положение может быть совершенно различным. Внутригруппы православных один из них может быть митрополитом, тогда как другие всеголишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать крупныйпост в партии, другие же рядовые избиратели. Один может быть президентомторговой фирмы, другие – рядовыми тружениками. И если по горизонтали ихсоциальное положение кажется идентичным, то по вертикали наблюдаетсясущественная разница. Мы часто употребляем такие выражения, как “подниматься посоциальной лестнице”, “опуститься по социальной лестнице”, “быть наверхусоциальной пирамиды”, “опуститься на дно общества”, “социальные ранги ииерархии” и т.д. “Взаимосвязи, как индивидов, так и групп, могут находитьсялибо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступеняхиерархической лестницы”.[10]Продвижение по социальнойлестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз –социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано сподъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть, и обусловленовертикальными перемещениями.
Разграничение вертикальных игоризонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии,ранги, доминирование, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе.Все эти явления и соответствующие им взаимосвязи представлены в видевертикальной социальной мобильности.
Нужно еще раз напомнить, что подсоциальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальногообъекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует дваосновных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Подгоризонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переходиндивида или социального объекта из одной социальной группы в другую,расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальноймобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещениииндивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Взависимости от направления перемещения существует два типа вертикальноймобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальныйспуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновениеиндивида из нижнего пласта в более высокий пласт и “создание такими индивидаминовой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с ужесуществующими группами этого пласта”.[11] Нисходящие течения также имеют двеформы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позициина более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляетсяв деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне другихгрупп или разрушении ее социального единства.
С количественной точки зрения следуетразграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимыхиндивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежутоквремени.
Под всеобщностью вертикальноймобильности подразумевается число индивидов, которые изменили, свое социальноеположение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.Пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщностьвертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщностьвертикальной мобильности в определенной социальной сфере (например, вэкономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономическоймобильности данного общества.
Теперь я бы хотела рассказать обобщих принципах вертикальной мобильности.
“Вряд ли когда-либо существовалиобщества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которыхотсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях –экономической, политической и профессиональной”.[12] Ближе всех приближается к абсолютно неподвижномуобществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальнаямобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что присравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой высокой кастыбрахманов, короли свергались или осуждались за преступление. И напротив, дажелесные отшельники завоевывали королевства. Изгнанники после должного покаяниявосстанавливались в правах, а рожденные в низших слоях общества могли войти вкасту брахманов – вершину социального конуса Индии.
“Никогда не существовало общества, вкотором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, апереход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякогосопротивления”.[13]
Если бы мобильность была абсолютносвободной, то в обществе не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание,в котором нет пола и потолка, отделяющего один этаж от другого. Внутри обществасуществует своего рода “сито”, просеивающее индивидов, позволяющее некоторымподниматься наверх, оставляя других на нижних слоях и наоборот.
“Интенсивность и всеобщностьвертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве”.[14] Чтобы убедиться в этом, достаточносравнить индийское кастовое общество и американское. “Среди президентов США 14(т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей”.[15] В Индии правители определены фактом рождения; естьтолько несколько “выскочек”, которые достигли высокого положения, поднимаясь ссамых низших слоев. Это суть показатель колебания политической мобильности отстраны к стране.
“Интенсивность и всеобщностьвертикальной мобильности колеблются в рамках одного и того же общества в разныепериоды его истории”.[16] В ходе истории  любой страны илисоциальной группы, существуют периоды, когда вертикальная мобильностьувеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды,когда она уменьшается.
За один или два года русскойреволюции были уничтожены почти все представители самых богатых слоев; почтився политическая аристократия была низвергнута на низшую ступень; большая частьпредпринимателей и почти весь ранг специалистов-профессионалов были низложены.
С другой стороны, в течение 5-6 летбольшинство людей, которые до революции были “ничем”, стали “всем” и поднялисьна вершину политической, экономической и профессиональной аристократии. Никогдав нормальные периоды русское общество не знало столь сильной вертикальной мобильности.
“В вертикальной мобильности в ее трехосновных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторонуослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно длялюбой страны, для истории больших социальных организмов и для всей историичеловечества”.[17]Например, в средневековыхгильдиях даже самый высокий слой был доступен для проникновения любым учениками подмастерьям, но с начала XVI в. просматривается тенденция к изоляции икастовости. Буржуазия и так называемый средний класс были открытыми в началесвоей истории, но позднее проявили ту же тенденцию.
Очевидно, что тенденция к социальнойисключительности и прочности на поздних этапах развития многих социальныхорганизмов, была типичной.
Поскольку вертикальная мобильностьприсутствует в любом обществе и между слоями должны существовать некие лифты илестницы, то я считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции.
Функции социальной циркуляциивыполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Их много, но я быхотела рассмотреть важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические,экономические и профессиональные организации.
Армия играет важную роль особенно ввоенное время,  то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн.Мужество и стратегический талант солдат независимо от их социального положениявысоко ценятся в такие периоды. Война подвергает испытанию и талант простогосолдата, и способности привилегированных классов. Опасность, грозящаягосударству, принуждает последнего ставить солдата в положение, отвечающее егоистинным способностям. Вместо наград их ждет повышение по службе. Крупныепотери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми болеенизких чинов. В ходе войны эти люди повышаются в звании, прежде всего приналичии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшегопродвижения по службе.
Армия всегда играла специфическуюроль “социальной лестницы”, благодаря которой простолюдины становилисьгенералами, принцами, монархами, диктаторами. В то же время многие урожденныеаристократы, принцы и короли утрачивали свои титулы, звания, состояния,социальные положения и даже лишались жизни.
В мирное время армия продолжаетиграть роль канала вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительноменьше, чем в военное время.
Вторым каналом вертикальнойциркуляции является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когдавозрастает ее социальная значимость. “В периоды упадка или в началесуществования той или иной концессии ее роль как канала социальной мобильностималозначима и несущественна. В периоды наиболее интенсивного роста эта рольтакже уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковныхстрат и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного путии для продвижения по социальной лестнице”.[18]История христианской церквиподтверждает это. Церковь переместила большое количество людей с низов довершин общества: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа ГригорийVII – сын плотника; могущественный архиепископ Парижа Морис Саллийский – сынкрестьянина. Все они всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился благодаряцерковной лестнице.
Церковь одновременно была и средствомнисходящего движения. Достаточно вспомнить тысячи еретиков, язычников, враговцеркви, преступников, разоренных и уничтоженных. Известно, что среди них былонемало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов,занимающих высокое социальное положение.
Институты образования и воспитания вовсе времена были средствами вертикальной социальной циркуляции. В обществах,где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собойсоциальный лифт, движущийся с самого низа общества до самых верхов. Вобществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения,школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажамсоциального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Нодаже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнутьв этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься.
Например, в Китае школы были открытыдля всех классов. Лучшие ученики независимо от их социального статусаотбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты; из университетовони попадали на высокие правительственные позиции, а самые талантливые – ввысшие социальные ранги.
Таким образом, китайская школапостоянно повышала людей простого происхождения до высших рангов ипрепятствовала продвижению людей, происходящих из высших слоев, которые немогли удовлетворить требованиям школьной селекции.
Политические организации, начиная справительства и кончая политическими партиями, также играют роль лифта.Человек, поступивший на должность или ставший служащим у влиятельного правителя,поднимается при помощи этого лифта, так как во многих странах существуетавтоматическое продвижение лиц по службе с течением времени. Чиновник или клерквсегда имеют шанс быстрого продвижения, если их служба оказывается болееценной. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги,крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций.
Политические организации сейчасиграют особенно важную роль. Многие функции, которые раньше принадлежалицеркви, правительству и другим социальным организациям, берут на себяполитические партии. Подавляющее большинство политических лидеров, правителей,государственных деятелей, сенаторов и прочих должностных лиц современных страндостигли своих позиций по каналу политических партий. Особенно это относится ктем из них, кто родился в нижнем социальном слое.
Некоторые из профессиональныхорганизаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов.Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Посколькувход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживалсоответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то ипродвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением посоциальной лестнице. Многие ученые, писатели, юристы, актеры, певцы,архитекторы, скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялисьсоциально благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителяхсредних слоев, достигших еще больших социальных позиций. “4% наиболее известныхученых России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли изкрестьянской среды”.[19]Здесь также нужноупомянуть печать, особенно газеты, СМИ, как специфический вид профессиональныхинститутов, как важный канал вертикальной циркуляции.
Следующим каналом являютсяорганизации по созданию материальных ценностей. Они всегда выполняли рольканала подъема или падения в вертикальной социальной плоскости. Уже во многихпервобытных племенах лидерами становились те, кто был богат. Накоплениебогатств приводило к социальному продвижению людей. Такова была ситуация средидописьменных племен. Такова она и в наше время.
Одновременно с возрастанием ролиденег в средневековой Европе люди простого происхождения, но которые “делалиденьги”, начали подниматься по социальной лестнице. Средний класс, и особеннопроцветающие предприниматели, быстро продвигался и вытеснил аристократию покрови, церковную и интеллектуальную элиту. Нет необходимости говорить, что внастоящее время накопление богатств – один из самых простых и действенныхспособов социального продвижения.
Среди других каналов вертикальнойциркуляции можно упомянуть семью и брак (особенно с представителем другогосоциального статуса). Такой брак обычно приводит одного из партнеров или ксоциальному продвижению, или к социальной деградации. Таким образом, некоторыелюди сделали себе карьеру, другие же – разрушили ее.
В прошлом брак со слугой или с членомнизшей касты приводил к “социальному падению” одного из партнеров, ранеезанимавшего более высокое положение.
Помимо этих каналов, без сомнения,существует множество других, но они менее значимы. Чем все предыдущие.
Во все периоды каждый ихвышеупомянутых институтов играл в той или иной степени важную для определенногообщества и в конкретный момент истории роль.
Изменяя свою форму и масштабы, каналывертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе, и онистоль же необходимы ему, как сосуды для кровообращения человеческому организму.
 
                                                                                   VII.Интегрализм
Принципы интегрализма присутствовалив мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, пониманиеим интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось,преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческогопути.
Этаконцепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятиеИнтегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека какинтегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшейинтегральной ценности. Эта философия “…рассматривает всю действительность какбесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных,моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных исверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства,единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смыследействительность представляет собой  страшную тайну и колдовство совпаденийпротивоположностей”.[20]
“Всоответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, покрайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный исверчувственный-сверхрациональный”.[21]   По Сорокину, Истина, полученная спомощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства,разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, котораяполучена через один из этих каналов. “История человеческого знания – этокладбище, заполненное неправильными
эмпирическиминаблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральномиспользовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют другдруга”.[22]
Человек,по Сорокину также постигается как “чудесное интегральное существо”: “Онявляется не только животным организмом, но также и рационально мыслящим идеятельным…”,[23]  “…он также являетсясверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступатьпределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делаетэто в моменты “божественного вдохновения” в наилучшие периоды своегоинтенсивного творчества”.[24] Сорокин также намереннопроводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими ввеликих религиях.
ТакжеСорокин определяет “новое царство реальности”, которое состоит изнеорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений.Причем “…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент “смысла”(как идея
ценность,моральная норма поведения), который накладывается на  физический или жизненныйкомпоненты”.[25]  Кроме того, он подчеркивает, чтоэтот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: “…лишеннаясвоего смысла, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора”.[26]  Суперорганический мир состоит изидеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии,права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальнаякультура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей исоциокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний,ритуалов, поступков индивидов)  явлений культурного мира. И эта окружающаясреда “…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу”.[27]
Средисмысловых ценностей суперорганического мира  Сорокин выделяет высшуюинтегральную ценность – “истинную вершину добра” — “невидимое триединствоИстины, Добра и Красоты”. “И хотя каждый член этого высшего Триединстваобладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга….Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво икрасиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности нетолько неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга,подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие”.[28] Автор утверждает: “…новый нарождающийся
социокультурныйстрой обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки,этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины,Добра и Красоты”.[29]
Описаннаявыше сложная система описывает сущностные характеристики  Интегральногообщества, которое, по Сорокину  есть наиболее приемлемая историческая стратегиядля преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал  Интегрализмкак парадигмальную основу грядущего общественного строя.
НоСорокин не только описывает и обосновывает необходимость построенияИнтегрального общества, он идет дальше и  подробным образом исследуетстратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее — распространениев мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которойон посвятил последние годы жизни, работая в созданном им  Гарвардском центре поизучению творческого альтруизма.
VI Концепция социальных нарушений
Тема социальных нарушений  всегда была одной изосновных тем его творчества американского периода, особенно его начальногоэтапа. Корни этого интереса обнаруживаются уже в самой первой его серьезнойработе “Преступление и кара, награда и наказание”. Кроме того, если обратитьсяк библиографии его трудов и русского и американского периода, обнаружитсяогромное количество работ, посвященных “социальным историям”, протекающим в “социальномтеле”. Стержнем созданной им  концепции социальных нарушений являются войны иреволюции. Таким образом, мы снова можем убедиться, насколькосоциально-политическая обстановка в России повлияла на спектр научных интересовСорокина. Следует вкратце  охарактеризовать эту концепцию.
     В первую очередьСорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Онвыделяет “…5 классов нарушений:
1)    политические нарушения,способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;
2)    социоэкономическиенарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;
3)    национальные исепаратистские нарушения, направленные на достижение национальнойнезависимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;
4)    религиозныенарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессийи т.п.;
5)    “смешанный тип”нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливыекомбинации”.[30]            
Дифференциация нарушенийвыглядит следующим образом:
Первым критериемдифференциации Сорокин определяет социумный уровень и выделяет в этом отношениинарушения, могущие иметь место на персональном, групповом (институциональном)уровнях и на уровне суперсистемы. Последние два вида усложняются, передаются отгруппы к группе, “наслаиваются” друг на друга в жизни групп, институтов,обществ и их систем.
      Вторым критериемявляется степень опасности нарушений для целостности социального порядка. Здесьвыделяются совсем не опасные  (например, несоблюдение водителями машин правилуличного движения) и нарушения, грозящие  разрушением порядка (бунт, волнения,революции и пр.) Нарушения второго вида надолго остаются в исторической памяти, это “наиважнейшие” нарушения.
      Третьим критериемдифференциации Сорокин определяет  историческое время существования групп иинститутов. В зависимости от этого он выделяет две группы нарушений:напоминающие “болезни роста” бурно развивающегося молодого организма или “недомогания”старческого.
      Какие из видовнарушений интересуют Сорокина, прежде всего? Эти нарушения кратко можнообозначить как грозящие разрушением социального порядка “болезни и недомоганиястарческого организма”, происходящие на институциональном уровне или на уровнесуперсистемы.
      Однако Сорокин неостанавливается лишь на классификации нарушений и, критикуя множественные иразнообразные определения социальных нарушений исследователей и историков, предлагаетне “передавать эмоции в словах”, а попытаться “измерить социальные штормы”.
      Он опирается на “индикаторысоциальных нарушений”, которые собирались им за внушительный промежуток времени– с 60 века до н.э. до 20 века н.э. (т.е. охватывали античную цивилизациюДревней Греции, Рима, Византии и европейскую цивилизацию с 6 века н.э.). Этииндикаторы нарушений стали им изучаться в комбинации четырехкачественно-количественных аспектов.
1.   Зона нарушений (оценка в зависимостиот их места в социальном пространстве):
·    нарушениялокального характера, в сельской местности или в небольшом ограниченном районе– 1 балл;
·    нарушениелокального характера, в нескольких сельских районах или маленьком городке – 3балла;
·    в большом городе– 5 баллов;
·    в несколькихгородах среднего размера, в одном важном городе или маленькой провинции – 10баллов;
·    в большойпровинции или части столицы – 20 баллов;
·    в несколькихбольших провинциях или в целом в столице – 40 баллов;
·    нарушение встолице, перекинувшееся на несколько провинций – 60 баллов;
·    нарушения,захватившие большую часть страны – 80 баллов;
·    в стране – 100баллов.
 
2.   Пропорции населения, активновключенного в нарушение (за и против):
·    нарушение,произведенное несколькими лицами (заговорщики, преступники и т.п.) – 10 баллов;
·    нарушение,произведенное небольшой группой лиц – 30 баллов;
·    нарушение,совершенное небольшой общностью (профсоюзная, партийная и т.п.) – 50 баллов;
·    нарушениебольшого массива населения, комбинирующее действие нескольких указанныхобщностей – 70 баллов;
·    нарушения,привлекшие практически все взрослое население – 100 баллов.
3.   Пропорции напряженности нарушения (поколебанию насилия и жестокости):
·    нарушение безнасилия – 1 балл;
·    незначительноенасилие – 3 балла;
·    покушения нажизнь и собственность в большом размере – 5 баллов;
·    масштабныенасилия и свержение власти в местных центрах, без серьезных социальных эффектов– 7 баллов;
·    тотальноенасилие, сбрасывание центральной власти, приведения к серьезным последствиям –10 баллов.
4.   Продолжительность нарушения:
·    один илинесколько дней – 1 балл;
·    несколько недель– 3 балла;
·    многомесячные – 5баллов;
·    год – 10 баллов;
·    два года – 15баллов;
·    три года – 20баллов;
·    четыре года – 25баллов;
·    более пяти лет –30 баллов.
             По этой четырехаспектнойсхеме делались замеры нарушений и сводились в общие   списки, таблицы, графикии диаграммы; использовались фактические данные, собранные в многотомнойБританской энциклопедии, в исторических хрониках, научных историографическихизысканиях. Всю эту информацию Сорокин очень интересно оформил: разбил “горизонталь”на “отдельные исторические единицы в лице национальных государств”: Англию,Францию, Италию, Испанию, Нидерланды, Россию и две пары Германию-Австрию,Польшу-Литву. “Вертикаль” разбил на временные отрезки по 25 и 100 лет. Таким образом,все эти сведения раскрывали увеличение и уменьшение (“флуктуацию”) социальныхнарушений “по горизонтали” — от страны к стране, от цивилизации к цивилизации, “повертикали”- от периода к периоду.
         Этот массив информациисобирался и предварительно обрабатывался многими людьми: специалистами повоенной социологии, по праву, культурологами и т.д., в основном из ученыхрусского зарубежья.
         Безусловно, по объему данныхэтот анализ беспрецедентен. В целом он представляет, вероятно, довольнореальную картину. Но мне хотелось бы отметить некоторые существенные недостаткиэтой “системы строгой квантификации”.
         Сам Сорокин критикуетисследователей и историков за “…вербальный квантатизм”[31]: “великая революция”, “мелкие иотдельные беспорядки”, “сравнительно бескровные”, “очень жестоко”, “долго”, “большиеграбежи” …”,  однако, сам также допускает подобные ошибки. Особенно это заметнопри классификации второго и третьего аспектов.
         То, что Сорокин более четкоклассифицировал, например колебания насилия и жестокости и дал каждому классуопределенную количественную оценку, то как, в таком случае, четко и так же “строго”количественным образом определить такие понятия Сорокина, как “незначительноенасилие”, “….(насилие) в большом размере”, “масштабное” и “тотальное” насилие?В чем, например, конкретная “количественная” разница между “масштабным” и “тотальным”насилием? Одно лишь различие в особенностях свержения власти (в местныхцентрах  при “масштабном” и центральной власти в “тотальном” насилии) непроясняет картину, а дополнительно приведенные Сорокиным такие характеристикикак “без серьезных социальных эффектов” в первом случае и “приведение к серьезнымсоциологическим последствиям” во втором, сами по себе требуют дополнительногопояснения, как количественно и “строго” дифференцировать “серьезность” и “несерьезность”социальных эффектов, какими индикаторами (следуя логике Сорокина) мы можем ихоценить?  По сути, здесь необходимы такие же “классификации”, только уже дляиспользованных Сорокиным не вполне четко очерченных понятий.
         Что касается классификацииСорокина по “…пропорции населения, активно включенного в нарушение (за ипротив)”, необходимо отметить следующее.
         Во-первых, никакой пропорциинет, так как Сорокин, в сущности, классифицирует количество лиц, “произведших”,“совершающих»” нарушение. Пропорция предполагает определенное отношение, вданном  случае Сорокин выбирает количество людей, поддерживающих нарушение (“за”)и количество людей, настроенных против нарушения (“против”). Следовало быпридерживаться выбранной стратегии и указывать именно эти общности, причем непросто какие-то их количественные характеристики, а именно отношение(пропорцию), выраженное также количественно. Кроме того, возможно, было быболее верным выяснить процентное отношение каждой группы населения, условнообозначенной как группа “за” и группа “против”, по отношению к общемуколичеству населения исследуемых населенных “зон нарушения”, ведь кромевышеуказанных групп следует выделить и население настроенное нейтрально поотношению к “нарушению”.
         Во-вторых, возможно лиговорить о разделении таких приведенных им классов, как, например, 2 и 5, 1 и5, 1 и 3, 2 и 4 и т.д., если любая “большая общность” (“большой массивнаселения”, “все активное и взрослое население”) не может сама по себе,аморфно, “произвести нарушение”, в любом случае, в этой группе будутприсутствовать лица, или группа лиц, спровоцировавшая и организовавшая на “нарушение”представителей этой “общности”.
         В-третьих, какимиколичественными характеристиками отделить употребляемые Сорокиным понятия “нескольколиц”, ‘небольшая группа”, “большая общность”, “большой массив”? Возникает ужеупомянутая по отношению к третьему из четырех аспектов проблема.
         Возможно, указанные мноюнедочеты совершенно незначительны, кроме того, возможно в оригинале (3 том “Социальнойи культурной динамики”,  вышедший в1937 году) со свойственной Сорокину скрупулезностьюи методичностью он более подробно, чем  представлено в интерпретации И.А.Голосенко, описывает  классификации и индикаторы нарушений. К сожалению, поканет возможности изучить его центральный труд американского периода на русскомязыке. Это позволило бы обсуждать возникающие проблемы более конкретно.
         В течение пяти лет Сорокинобрабатывал добытые трудом многих людей материалы и данные, пытаясь установитьмежду ними причинную и значимую логическую корреляцию. Каковы были итогипроведенного им глубочайшего исследования?
         В первую очередь Сорокинподтверждает высказанную им еще в 1927 году в статье “Обзор циклическихконцепций социально-исторического процесса” (журнал “Social forces”)[32] гипотезу о том, что “Существованиепостоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира илиистория человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории былибы заблуждением”[33]. Подтверждение выглядит следующимобразом: “…определить периодичность в пульсации внутренних нарушений каким-либомеханическим аршином ни по двадцатилетним, ни по столетним периодам невозможно”.[34] “…Модные теории, которые пытаются интерпретироватьсоциокультурные процессы с помощью механических принципов и описыватьопределяющую периодичность их являются неверными”. Они не утвердили себя в полеисследований, “как, впрочем, и в других» направлениях”[35]
         Второй вывод Сорокинакасается причин флуктуаций (увеличения или уменьшения) нарушений.  Он приходитк заключению, что выделяемые многими учеными общественные условия и отношения(неудачные войны, “плохие материальные условия”, нищета, обогащение, политическое устройство и т.п.) играют роль “вторичных факторов” припроисхождении, увеличении и уменьшении социальных нарушений, усиливая илиослабляя, расширяя или концентрируя их.
         Пытаясь определить причинупоявления процессов социальных нарушений, он приводит “гипотезу транзита”. Сутьее такова. “Гипотеза транзита”  раскрывает происхождение флуктуации и пикироста социальных нарушений.
         Внутренние социальныенарушения есть одна из форм имманентной борьбы “интегральных”, “неинтегральных”и “полуинтегральных” элементов за очередное лидерство в обществе и культуре.Центральная причина появления социальных нарушений в неизбежном имманентномизменении любой социокультурной  системы, когда ее доминирующие формы,достигнув предела своих потенциальных возможностей, “лимита” начинают клонитьсяк упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.
         Исходным условием “извержения”социальных нарушений Сорокин считал “неустроенность” социальной или культурнойили обеих вместе систем, однако, определяющую роль в его построениях оставаласьза значимостью ценностей и их систем, т.е. за культурной системой. “Неустроенностьопределялась им как расшатанность, несовместимость, некристаллизованность” либокак главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо толькоглавных духовных ценностей. Когда какая-либо социокультурная системавырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признакидезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется бурным ростомсоциальных нарушений, приближающим пик социальных нарушений, который может бытьострым и не очень острым, в зависимости от того, насколько “стихийноепротекание “транзита” можно сделать более управляемым и целесообразным.
         Еще одним важным выводомможно отметить следующее: “…плохо или хорошо, но силы, провоцирующие социальныенарушения, работают в разных странах одновременно в виде раскрывающегося веера”.[36]
         Несомненным достижениемтретьего тома “Социальной и культурной динамики” является то, что авторуудалось обнаружить, как много предубеждений существует и в обыденном сознании,и в науке относительно социальных нарушений.
         Первое предубеждение:социальные нарушения суть ненормальные и случайные процессы. Сорокинутверждает: “нарушение есть нормальное проявление жизненных процессовсоциальных групп… социальные нарушения оказываются также необходимыми, как исоциальный порядок.”[37]
         Второе предубеждениеутверждает  предопределенность, наследственную склонность одних наций  инародов  к порядку, других – к анархии, социальным конвульсиям. Однако, выводыСорокина однозначны: “Все нации в равной степени склонны к порядку и егонарушениям соответственно времени». Количественные различия между народами вэтом отношении есть, но они ничтожно малы”[38]
         Третье предубеждениекасается “солнечного прогноза” прогресса цивилизации 20 века”, на что Сорокинне без оснований возражает: “Двадцатый век будет наиболее кровавым итурбулентным периодом и, следовательно, одним из жестоких и негуманных вистории Западной цивилизации и, возможно в хронике человечества в целом”[39]
         Определив общиетеоретические основы и выводы теории социальных нарушений, необходимо вкратцекоснуться двух конкретных форм нарушений, которые, собственно и былицентральными в творчестве Сорокина. Это революция и война.
         Здесь необходимо сразууточнить одну деталь. Революция есть  социальное нарушение внутреннего порядка совсеми присущими ему характеристиками. А войну Сорокин определяет как социальноенарушение внешнее.
         Самый известный труд Сорокинапо исследованию революции “Социология революций” (1925, Филадельфия). Такжесведения о русской революции содержатся в его “Листках русского дневника” (1924г.). Здесь он выделяет “три типические фазы” революции: “Первая обычно оченькратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима иожиданиями обещаемых реформ, … на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза.…И если случается, что торнадо второй фазы  не успевает до основания разрушитьнацию, то революция постепенно вступает в свою третью, конструктивную фазу”.[40]
         В “Социологии революций”Сорокин выделяет 2 цикла входе революции: период “освобождения” и период “обуздания”.В этой работе он подчеркивает, что в основе любых революционных движений вобществе лежит подавление базовых инстинктов-пищеварительных, сексуальных,инстинктов собственности, самовыражения, самосохранения и многих других.
Заключение
Внастоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, таки со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальнымистановятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины егогениальных прозрений.
Сейчас,например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом,социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядахмежду Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденциюконвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко:Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резво икардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела  так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательнымисторонами,  разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний ипреимуществ  и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенноеуравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического игеоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.
Ю.В.Яковец  в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства сЗапада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самыхтрагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великойлокальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал»для других, более активных и агрессивных цивилизаций, — или возрождения на базенового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще неисчерпан».
Однако,мне кажется, что мы преодолели  самый критический момент и повернули в сторонувозрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира»России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурногонаследия, так и  «советско-российского», причем происходит накапливаниепозитивных элементов того и другого,  их довольно активная популяризация вобществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, нокритическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что вслучае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шаговназад  и упомянутая альтернатива не возникнет снова.
Такженеобходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризациив нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих,прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности,воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока ещедоминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждаетотмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативнойполяризации в начальные периоды кризисов.
Особенноценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокинао том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого обществаможет стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, чтоникакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь вустранении кризиса.
Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозыПитирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет нашеобщество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногихученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным имнаследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести нарусский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.
Завершитьработу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В. Липского: «Длянастоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немалопоработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубокихзнаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотомРоссии».
 
Список использованной литературы
 
1.   Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин –ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель» // Вестник МГУ,серия 18, 1999 г., №3.
2.   Бондаренко В.М. Питирим Сорокин исоциокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999. №6.
3.   Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 1999. №6.
4.   Джонстон Б.В. Питирим Сорокин исоциокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999. №6.
5.   Теория интегративного общества П.Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисынаучной конференции. Уфа, 1997.
6.   П.А.Сорокин “Человек. Цивилизация.Общество.” М.1992 г.
7.   Сорокин П.А. «Система социологии»,т.2, М. 1993г.
8.   Сорокин П.А. «Общедоступный учебниксоциологии», М. 1994г.
9.   Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм//СОЦИС, 1992, №10
10.     Сорокин П.А.Главные тенденции нашего времени.
11.     Голосенко И.А.Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №4.
12.     Сорокин П.А.Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 1998.№12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Осип Мандельштам. Стихотворение «Ленинград». Размышления о произведении.
Реферат Армянский венок А. С. Пушкину
Реферат Лизинг - проблемы, направления совершенствования, перспективы развития
Реферат Проблемы привлечения инвестиций в Россию
Реферат Анализ организации деятельности участников следственно-оперативной группы
Реферат Россия в Северной войне 1700-1721 гг
Реферат Безопасность информационных технологий 2
Реферат Тенденции развития малых отелей в России гостиничное дело
Реферат Аналітична робота з курсу Етика та Естетика
Реферат Реклама как элемент сбытовой политики предприятия
Реферат Homosexuality Essay Research Paper HomosexualityHomosexuality is said
Реферат Математическое моделирование высокочастотных радиоцепей на основе направленный графов
Реферат Конституционные основы судебной власти в России
Реферат Оценка показателей розничной торговли
Реферат Реклама гостиницы