Реферат по предмету "Социология"


Подростковая занятость в России

Введение
Впоследнее время наблюдаются но­вые тенденции в экономическом поло­жении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема ихзанятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятос­ти в течение учебного года, когда на­ряду с основным видом деятельности — получением образованияподростки выполняют различные виды работ за деньги.Увеличение числа работаю­щих подростковпроисходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения ко­личества детей, которые оставили учебу.
Приисследовании занятости подро­стковв первую очередь встает вопрос оеё реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как изве­стно, учитывает лишь незначительную частьработающих детей. Поэтому, определяямасштабы занятости под­ростков ввозрасте 14-17 лет, прихо­дитсяполагаться на социологические обследования,проводя оценочные расчеты.Проведенные исследования даютоснование оценить уровень под­ростковой занятости приблизительно в 25%от их общей численности, что говорит омасштабности явления для современной России. При этом боль­шая часть детей занимается мелким бизнесом,уличной торговлей, оказы­вает услуги построительству, ремон­ту, уборке, участвуют в сельскохозяй­ственных работах.
На первое место средимотивов по­иска подростками работы выхо­дит«необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материаль­ного положения семьи». За последнее времядоля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза идостигла 50%. В то же время существенноснизилась роль таких причинзанятости подростков, как «ра­ботадля удовлетворения личных пот­ребностей»(желания «иметь карман­ныеденьги и покупать дорогие вещи») с55,6% до 38,4%; «стремление само­утвердиться» с 19,5% до11,6%.
Получило распространение впос­ледние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабаты­вают.
Странаобрела проблемы, с которыми мировое сооб­щество ведет борьбу в течение многих лет и победить их непросто, что и говорит об актуальностиданной темы.
Цель курсовой работы — рассмотреть подростков — как объект социальной  работы.
В работе решаются следующие задачи:
— раскрыть работусоциального педагога с подростками, их особенности, различные отклонения вповедении;
-рассмотреть методыперевоспитания трудных подростков;
-охарактеризоватьподростковую занятость в России и организацию подростковой занятости.
Предметом исследования является  организация социальной помощи подросткам.
Объектом исследования являются подростки, нуждающиеся в оказаниисоциальной помощи.
Гипотеза-Россия, где права детей на протяжении долгих лет были надежно защищены, столкнулась с ранее незнакомой ситуацией, когда труд ребенка из фактора социальной адаптации зачастую превращается в свою противоположность.
Вданной курсовой работе была использованы книги таких авторов как;  Вайзман  Н.,Захаров И.А., Кондращенко М.А., Хрипкова А.Г и др., в которых рассматриваетсяработа с подростками, социальная помощь семье и детям, педагогические условия ,.проблемы,методика и опыт социальной реабилитации,
Данная работа состоит извведения, двух глав, четырех параграфов, заключения  и литературы.

Глава I. Подростки как объект социальной работы.
 
1.1.Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
Юношейи девушек в 11—12— 15—16 лет мы называем подро­стками; это период развития личности от детства кзрелости, к юношеству.Особенности этого периода зависят от особенностей физического развитияподростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.
Физическоеразвитие характеризуется быстрым ростом, увели­чением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета,по­вышением кровяного давления, быстрым утомлением, головок­ружениями,развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; кэтому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.
В этотже период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убежденияне совпадают с общественным мнением.
Этопериод, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводитего к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток срав­нивает себя с окружающими сверстниками.
Трудныеподростки— это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и необучены. Они отстают от своихсверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они нелюбят трудиться, не могут заставить себя что-то де­лать, не могут заниматься систематически,делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплинуи порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверст­никами, сродителями, бросают школу, считают себя неудачни­ками. Они бродяжничают, пьют,употребляют наркотики, нару­шаютзаконы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса — к подростковой беременности,так как часто очень рано онивступают в половые связи. Именно подростки в результате физического илисексуального насилия прибегают к самоубийству.
Всовременных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения(приватизация, аренда,кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив пристарой системе образование,не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.
Вусловиях демократических свобод (многопартийность, само­управление, свобода слова) подростки немогут сделать правиль­ный выбор, если им не привиты правила культурногоповедения, если у нихотсутствуют нравственные ориентиры.
Практикаотчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел,так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.
Количествопреступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100 тыс. Из нихна 30% увеличилось число убийств и тяжких телесныхповреждений. Раз­бой,грабеж, повторение преступлений, изнасилование — число этих преступлений,совершенных подростками в последние годы, растет.
В 90-егг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебныхзаведений, которые раньше считались бла­гополучными(школы, техникумы, вузы).
Отклоненияв поведении подростка — это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход издома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы,агрес­сивны, склонны к воровству, бродяжничеству,сексуальным экс­цессам,употреблению алкоголя.
Интереснырезультаты исследования Н.Вайзмана[1]об особен­ностях поведениятрудных подростов. К первой группеон относит «психически неустойчивыхподростков, которые по, физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы,безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхност­ны. «В школе такие учащиеся паясничали,демонстративно не под­чинялись, прогуливализанятия».
Ко второйгруппеВайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышеннойаффективностью, возбуди­мостью,агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьейгруппеподростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество,употребление нарко­тиков».Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Онизлобны, жестоки, агрессивны,раздражительны.
Этохарактеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Носуществуют подрост­ки,нарушения, точнее, отклонения в поведении которых являет­ся результатом аномалии развития организма.
Обратимсяснова к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией сниженара­ботоспособность, неустойчивое внимание. Онираздражительны и эмоционально неустойчивы, знанияих ограничены, дома они занимаются срепетитором. В школе они доходят до 5—7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не мо­гут, так как им требуется индивидуальное обучение.В результате они постоянно меняютместо работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствиисмогли организовать се­мью, трудиться, разумно вели себя в быту, училисьв технику­мах.
Исследованиягрупп подростков-учащихся, охваченных преступ­ностью, показали, что у учеников общеобразовательной школыпреобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественныепоступки.
Уучащихся ПТУ — противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежеланиеработать и учить­ся,спекуляция, бродяжничество.
Увоспитанников детских домов и приютов — агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ[2].
Постараемся обобщить, к чемуприводят отклонения в пове­дении подростка. Отклонения, опасные для жизни,выплескива­ются в попытку самоубийства,подростки бросают учебу, не за­думываясьо своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши идевушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в по­ведении.
Впоследние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностямиподросткового самоубийства явля­ется психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответногочувства, обиды. Подросткамхарактерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своейличности понятие смерти, они по­кушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятияокружающи­ми. Они становятсяобъектом осуждения, угроз, что также приво­дит к попытке самоубийства1.
Средибеглецов зафиксировано больше всего подростков. Ос­новная причина — плохоеобращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными:тяжелым эко­номическимположением семьи, безработицей, неполным соста­вом семьи, слишком юным или наоборот преклоннымвозрастом родителей и т.п.Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждаетплохое обращение.
Подростки-беглецычаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступныегруппы, в семью никог­да невозвращаются.
Частьподростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стрем­ления к свободе, независимости.
Психологамиразработаны типы детей с различными отклоне­ниями, которыетребуют самого разного подхода со стороны социальногопедагога. Так, одному ребенку требуется вмешатель­ство социального педагога, чтобы помочь емуобрести самостоя­тельность и стойкость; другого нужно занять общественной рабо­той,чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность всебе.
Некоторыеподростки не любят захваливания, некоторых не­обходимо увлечь творчеством или трудом. У ребятзамкнутых, эмо­ционально-холодныхнужно развивать культуру общения.
Вработе социального педагога встречаются подростки с быст­рой утомляемостью, раздражительные, склонныек депрессии, с преобладаниемплохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.
Все этиособенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.
Наособенности психического развития ребенка, которые сле­дует знать социальному педагогу, обращалвнимание в своих пси­хологическихисследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периодынеустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14—17 лет. Всемнадцать лет характервозраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическаяперестройка организма,физические и психологические изменения в организ­ме, которые проявляются в реакции на внешниевоздействия. Ре­акция на события в этомвозрасте отличается от реакции взрос­лых. Уподростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.
Впериод кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагогдолжен помнить, чтоперестройка поведения подростка связана с половым созре­ванием.

1.2.Методы перевоспитания трудных подростков.
Работа струдными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический про­цесс перевоспитания. Что такое перевоспита­ние?Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.
Перевоспитание— это трудный процесс и для воспитанника, идля воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться пер­спективой нового пути. Воспитатель долженповерить в человека, проанализироватьпрошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Социальномупедагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корнеизменить свое поведение, изменитьвсе его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом стоит воп­рос: как изменить отношение ребенка к труду испорту? Что мо­жет стимулировать его на положительную деятельность, как от­вернуть его от нравственно постыдныхпоступков? Как подвести подросткак процессу самовоспитания и самообразования?
Всеэти вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессупедагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своегоповедения. Это второйэтап перевоспитания. Третий этап — это процесс накопле­ния нравственно положительных качеств,поступков воспитанни­ка. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал ипри небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения.
Цельсоциального педагога в работе с трудными под­ростками состоит в том, чтобыпомочь им «перешагнуть» через возникший кризис исамостоятельно изменить свою жизнь.
Важно,чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспи­танник сам научился оценивать свои поступки,их положительные и отрицательныестороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
Этоподход к четвертому этапу перевоспитания — процессу самовоспитания, когда воспитанник долженвыйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роликонсультанта.
Следуеттакже учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллективвоспитанников, в кото­рыйпопадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли ко­ординатора, направляя коллектив наперевоспитание своего то­варища.Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов,по­ставив перед воспитанником цель, бытьпохожим на кумира, на идеал.Этот нравственный идеал помогает в формировании поло­жительного поведения подростка.
Далее вновой обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.
Здесьважно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, вреаль­ности изменения своей жизни.
Учитывая,что в реабилитационном центре социальный педа­гог работает с группой, важно незамедлительное ееизучение. Не­обходимо знать всенюансы отношений всех воспитанников в груп­пе, степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как онастроит свои отношения сосредой?
Следуетпомнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда,начиная с малой группы,следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,
И ещеодин путь перевоспитания трудных подростков — это включение в группу воспитанных подростков,что значительно сложнеедругих методов[3].
Вперевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы­ту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда,оказавшись в кри­тическойситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникаетпотреб­ность быть лучше. Но воспитанник достигнетуспеха, если сможет изменитьсвои привычки и поступки.
Трудныйподросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первомэтапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и егоокруже­нием, точнее, должен быть установленконтакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и непросто.
Здесьважно социальному педагогу еще до встречи познако­миться с личными делам подростка и в школе,и в комиссии по деламнесовершеннолетних. Важно выяснить причину педагоги­ческой запущенности, а вдальнейшем стараться объединить пе­дагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемомнаправления под­росткак деятельности самосовершенствования.
Работаяс трудными подростками, социальный педагог на каж­дого воспитанника составляет психологическуюкарту. В этом осо­бенностьработы социального педагога — работа с личностью.
Учитывая,что трудные подростки чаще всего особенно возбу­димы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тотвид деятельности, который поможет ему во времяконфликта быть сдержанными терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Длявоспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзяпоручать руководство маленькими.
Работая в реабилитационномцентре с подростками, соци­альный педагогдолжен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.
Первое— установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка — этовторое, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реак­ции, планы на будущее. Третье — установитьдобрые отношения, чтопоможет в его реабилитации1.
Подробнаятехнология достичь контакта социального педагога с подростком разработанапсихологом Л.Б.Филоновым. Он выде­ляет несколько стадий в разговоре социальногопедагога с подро­стком.Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поискего увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определениеотрицательных качеств еголичности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия[4].
 

Глава II. Подростковая занятость вРоссии.
 
2.1. Организация подростковой занятости.
Организация занятостиподрост­ков — сложная и многоплановая проблема, носящая межведом­ственныйхарактер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службызанятости, обра­зовательных учреждений и органов управления образованием, орга­новместного самоуправления, предприятий, общественных орга­низаций.
В настоящее время в Россиидля обеспечения занятости подростков применяются специфические тех­нологии, какправило, базирующиеся  на субсидированных формах занятости. Наибольшее распрост­ранениеполучила программа «Временная занятость несовер­шеннолетних граждан».О ее роли в обеспечении занятости подростков говорят следующие цифры: объемы трудоустроенныхрамках данной программы подростков возросли с 814 тысяч в 1995 году до 1475тысяч человек в 2002 году. Целью программы является приобщение подростков ктруду и получение профессиональных навыков. Исследования показали, чтоподростки, занятые на рабочих местах в рамках данной программы, не сталкиваютсяс вышеупомянутыми вли­яниями. Подобные факты со всей очевидностью сви­детельствуюто необходимости развития социально ориентиро­ванной системы организации заня­тостиподростков в рамках органов местного самоуправления, в том числе и при посредственеправи­тельственных организаций (НПО).
При организации занятости врамках данной программы особую роль приобретает реальное соци­альноепартнерство. Чем лучше от­работаны механизмы взаимодей­ствия между органамиместного самоуправления, службой занятос­ти, учебными заведениями, тем вышеэкономическая и социальная значимость программы для подро­стков, шире сфераприложения труда, более разнообразны пред­лагаемые им рабочие места. И в этомотношении очень интересны технологии взаимодействия всех заинтересованныхструктур в под­московных Люберцах. Центром, координирующим всю совместную деятельность,является Люберец­кий модельный центр занятости населения, объединяющий дея­тельностьвсех структур района по организации занятости и социаль­но — трудовой адаптацииподрост­ков. Воедино здесь сведена дея­тельность администрации Любе­рецкогорайона, Комитетов по об­разованию и социальной защите, Комиссии по деламнесовершен­нолетних, Кризисного центра, Центра семейного воспитания, приюта,Центра социально-трудо­вой адаптации подростков, Управ­ления внутренних дел,военного комиссариата, медицинских уч­реждений, школ, профессиональных училищ,газеты «Люберецкая правда, местного ради», работо­дателей, общественныхорганизаций. Систематическая работа по Содействию занятости» молодежи сприменением разнообразных форм и методов четкое распреде­ление обязанностей междуразлич­ными структурами, широкое привлечение к решении проблемы об­щественныхорганизаций позволи­ли отработать механизмы социаль­ного партнерства пообеспечению занятости подростков и молодежи и успешно использовать ее в одно изсамых больших районов области Это дало привлечь работода­телей к созданиюбольшого количества рабочих мест для подростков.
К основным технологияморганизации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых формзанятости, можно отнести подростковые производства места, специализированноеподростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений;трудовые молодежи, лагеря отдыха; группы (бригады) трудоустраиваемых непосредственнов образовательных учреждениях; подготовку подростков к предпринимательской дея­тельности.
Подростковые производства иместа — одна из наиболее технологий занятости могут быть устранены илиминимизированы негатив­ные последствия совмещения учебы с работой, обеспеченареальная защита трудовых прав подростков условия для проведения целенаправленнойпроф. ориентационной работы и профессиональной подготовки. При этом читывать,что необходимость развитии подростковых производств будет усиливаться по мереобострения ситуации на рынке труда, поскольку может начаться вытеснение подростковдаже из занятости, где их доля традиционно высока.
И если в этих условиях неудастся нарастить чис­ло рабочих мест на подростковых производствах, товозможности трудоустройства несовершеннолетних значительно сузятся. В качествеуспешного опыта можно привести деятельность Московского Центра труда и заня­тостимолодежи „Перспектива“, ко­торый создает как собственные подростковыепроизводства, так и содействует их созданию другими работодателями. Особовыделим созданную „Перспективой“ совме­стно с Обществом Красного Крес­тамолодежная службу милосер­дия, которая оказывает медико-со­циальную помощь надому одино­ким больным, престарелым и инва­лидам. Работники службы оказы­ваютпатронажные услуги 600 оди­ноким москвичам.
Социально значимой иэффектив­ной технологией организации за­нятости подростков можно считатьразвитие специализированных подростковых производств Они получили развитие набазе образо­вательных учреждений начального профессионального образования.Занятость на таких производствах обычно соответствует профилю обучения, чтоявляется, пожалуй, оптимальным вариантом совмеще­ния учебы с работой. При этомна­до учитывать, что производствен­ные возможности учебных заведе­нийначального профессионально­го образования весьма велики и рабочие места дляподростков могли бы быть созданы в больши­нстве из них. В настоящее время в Москвеуже действуют несколько подростковых производств при об­разовательныхучреждениях, тех­нологии работы которых заслужи­вают изучения и распространения.Прежде всего надо отметить межшкольное учебно-производ­ственное объединение»Полюс". Оно включает в себя общеобразо­вательную школу,учебно-произво­дственный комбинат и блок допол­нительного образования. Произво­дственнаядеятельность ведется по нескольким направлениям, основ­ные из которых:мебельное произ­водство, швейное производство, роспись по дереву. Рабочими мес­тамиобеспечены 275 учащихся. Представляет интерес механизм взаимодействия«Полюса» с орга­нами местного самоуправления и образования. Речь идето помощи со стороны этих структур в получе­нии материалов и предоставлениизаказов. Потребителями таких ви­дов продукции, как мебель и детс­кая одежда,являются образова­тельные учреждения. Тем самым в рамках городской системы обра­зованияначинает формироваться своеобразное «натуральное хозяй­ство»,обеспечивающее и загрузку подросткового производства, и экономию бюджетныхсредств Еще один значимый аспект опыта «Полюса» — установлениевзаимовыгодных отношении подростково­го производства с промышленны­мипредприятиями, располагающими современным оборудованием и квалифицированнымикадра­ми.
Вероятно, такая интеграциябудет характерна для большинства под­ростковых производств в случае если ониначинают осваивать вы­пуск сложных видов продукции.
1.2. Социально-трудовая адаптация ипрофориентация подростков.
Перспективной технологиейсоциально — трудовой адаптации подростков является подготовка их кпредпринимательской деятельнос­ти. Циклы соответствующих дело­вых игр дляподростков проводят­ся в Москве. Практика подготовку подростков к предпринимательс­кой деятельности убедительнодо­казала эффективность такой рабо­ты. Некоторые проекты, такие, как'Организация швейной мастерс­кой" и «Издание малотиражной га­зеты»были доведены до стадии реализации.
Анализ тенденций занятости исо­циально-трудовой адаптации под­ростков в регионах России показалмногообразие различных техноло­гий оказания им социальных услуг. Общийположительный результат складывается из деятельности многочисленных местных сооб­ществна территории страны. Нельзя не остановиться и на соци­альных технологиях,используемых для работы с «детьми улиц». Инте­ресные результатыполучены в рамках международной программы «Уличные дети Санкт-Петербурга:от эксплуатации к образованию». В этой программе в масштабах од­ногомуниципального округа сфор­мированы и применены ряд инно­вационных технологий,направлен­ных на создание территории, сво­бодной от детского труда. В рам­кахроссийско-шведского проекта «Открытые формы социальной ра­боты» созданоСоциальное бюро, аккумулирующее с помощью раз­нообразных методов информацию обовсех обездоленных детях. Здесь же при участии Русской Пра­вославной Церквисоздан неправи­тельственный приют «Дом мило­сердия», впоследствиитрансфор­мировавшийся в социально-реабилитационный центр. Успешно действуетСоциальный пункт для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, гдепредлагается бесплатное питание и вещевая помощь, оказывается правовая помощь исодействие в получении подходящей работы. Образовательные школы округа такжеактив--: включены в работу. Созданы специфические образовательные технологии — школы социальной •направленности, такие, как «Школа первойпрофессии», «Школа инди­видуального обучения», «Школаремесел и искусств», в которых боль­шое внимание уделяется трудовой адаптациидетей. Весьма перспективной социальной технологией является привлечениестудентов Петербургского университета к ра­боте с подростками. В рамках Центранаучно-практической соци­альной работы и студенческих ини­циатив); разрабатываютсястуден­ческие волонтерские проекты со­циального сопровождения ребенка группыриска «Студент — ребенку». Работает система социальных гос­тиниц,являющаяся ступенью к са­мостоятельной жизни.
Важнейшей задачей являетсясоздание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системысоциально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичнуюзанятость учащихся, которая долж­на обеспечивать решение широко­го спектраследующих задач:
-содействие добровольномутру­доустройству подростков, в том числе желающих работать в сво­бодное отучебы время, на рабочие места, соответствующие их воз­можностям;
-содействие личностному ипро­фессиональному становлению подростков;
-соблюдение трудовых правпод­ростков;
-адаптация подростков ктребо­ваниям современного рынка труда;
-согласование интересовподро­стков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;
-поддержка работодателей,соз­дающих рабочие места для подро­стков, соответствующие их воз­можностям.
Решение этих задач позволитмо­лодым людям в новых социально-экономических условиях правиль­но использоватьсвой трудовой по­тенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальнуюнапряженность среди этой катего­рии населения.
Ограниченность финансовыхсредств, другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы сослабозащи­щенными категориями населения, к которым относятся и несовер­шеннолетние.Дефицит государ­ственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальнуюсферу давно уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий,с помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы ре­шитьпосредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования,с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, чтоформированию рос­сийского рынка труда присущи территориальные различия в набо­реи остроте проблем. Это порож­дает разнообразные подходы к их решению, а также кфинансирова­нию программ. Поэтому необходи­мо поощрять проекты, которыеучитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют местныересурсы, в том числе поддерживаемые НПО.
Создание соответствующих воз­можностейзанятости для подрост­ков необходимо рассматривать в контексте программзанятости для всех трудящихся. Этот вывод име­ет важное значение, посколькуусилия по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптациейподростков, как в ко­личественном, так и в качествен­ном отношении, должны бытьне­отъемлемой частью более широких национальных усилий в области оказаниясоциальных услуг населе­нию.
Приоритетная задачасоциально-трудовой адаптации — формирова­ние условий для участия детей иподростков в общественно полез­ном труде, повышающем уровень их социальнойзащищенности. Ос­новным условием, определяющим социальную допустимость занятос­тинесовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктив­ного и приносящегодоход труда с получением профессиональных на­выков, знаний и личностным ста­новлением.
Важнейшая роль в процессе со­циализацииподростков принадле­жит технологиям оказания услуг в сфере профориентации,которые должны обеспечить согласован­ный, с точки зрения личности и об­щества,выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природнымисклонностями и од­новременно с учетом потребнос­тей рынка труда профессия,когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь мо­лодыхлюдей, способна превра­титься в фактор существенного роста эффективности труда,дать молодежи чувство удовлетворен­ности своей трудовой деятель­ностью, способствоватьпредотв­ращению безработицы.
В условиях рыночныхотношений акценты в проф.ориентационной работе должны быть смещены, посколькунеобходим учет не толь­ко способностей и склонностей молодых людей, их реальныхвоз­можностей, но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодыхубеждение в том, что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволитдостичь необходимого «Заработка и общественного прес­тижа, даст возможностьсохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профес­сияповышает шансы молодых лю­дей попасть в число безработных. Большое количествомолодых лю­дей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств.Основными причинами низкого уровня профориетированости молодежи яв­ляютсянеразвитость се­ти специализированных центров, нехватка нужных специалистов,невнимание многих предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление иразвитие сети Центров социально — трудовой адаптации может реально способ­ствоватьрешению проблемы профессиональ­ной ориентации молоде­жи в числе особо слож­ныхи актуальных проб­лем, стоящих перед Центрами социально-трудовой адаптации, — работа с трудными подростками,  состоящими на учете в комиссиях по деламнесовершеннолетних, подростками – наркоманами. В последнее время все острееощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях поработе с труд­ными подростками, учитывающими имеющийся российский и зару­бежныйопыт.
Совершенствование технологийзанятости подростков — проблема, требующие одновременного реше­ниядолговременных, перспектив­ных задач, направленных на фор­мирование унесовершеннолетних адекватных мотиваций к труду и позитивных ценностных ориента­ции,и задач текущих, касающихся трудоустройства ищущих работу подростков и оказанияим социальной помощи. Переплетение и взаимообусловленность этих задач предопределяютвыбор направле­ний создания системы социально-трудовой адаптации и занятостиподростков, наиболее актуальны­ми из которых нам представляются следующие:
Для расширения сферыприложения труда и развития трудовой занятости детей и подростков необходимо:
1. Уточнить перечень сфердея­тельности, являющихся предпочти­тельными для организации заня­тостиподростков.
2. Установить порядок выде­лениякредитов из местных бюдже­тов, предоставляемых  образова­тельным  учреждениям вслучае, если они создают рабочие места, соответствующие профилю обуче­ния ивозможностям учащихся.
3. Расширить  практику суб­сидирования  оплаты   труда   при трудоустройстве учащихся на рабочие места, создаваемые вучеб­ных заведениях, если они соответ­ствуют профилю обучения и воз­можностямучащихся.
4. Совместно с органами уп­равленияобразованием и органа­ми труда и занятости изучить воз­можности организацииподростко­вых производств на базе учрежде­ний профессионального образова­ния иучебно-производственных комбинатов.
5. Провести экспертизу воз­можностисоздания детско-взрослых производств на базе действу­ющих учрежденийдополнительно­го образования,    досуговых цент­ров (детских клубов).

Заключение
Влияниеработы на развитие подро­стка(физическое, познавательное, эмоциональное,нравственное) — глав­ный критерий, позволяющийустано­вить, когда труд из позитивного фак­торапревращается в свою противопо­ложность. Наши исследования свиде­тельствуют, чторабота подростков за­частую приводит к недопустимым фи­зическим нагрузкам или социально -психологическому стрессу. Так, 70,3% работающих подростков устает на ра­боте, в том числе 14,6% — очень. Це­лый рядоценок подтверждает, что подростки иногда работают слишком продолжительное время. В результате им зачастую не хватает времени для учебы и полноценного отдыха (43% опрощенных). 10,8% работающих под­ростков „постоянно испытывают не­достатоквремени для отдыха и уче­бы“.Кроме того, избыточная трудовая занятость учащихся непосредственно влияет науспеваемость, снижая ее Работающиеподростки ориентирова­ны на быстроевступление в трудовую жизнь. Интенсивнаяработа снижает их потребность вобразовании, меняет структуру досуга.
Наличиедостоверных данных отно­сительноколичества работающих де­тейтакже является неотъемлемой частьюорганизации целостной систе­мы занятости. Их достоверность име­ет решающее значение в определении приоритетных групп, разработке це­лей, составлении реалистичных прог­рамм и измерении результатов. Сис­тема данных не должна быть перегру­жена излишней информацией, требу­ющейбольших затрат на ее сбор и анализ.
Подросткизачастую сталкиваются с неудовлетворительнымиусловиями труда на своихрабочих местах. Трудо­ваяинспекция выявила ряд наруше­нийтрудового законодательства в от­ношении их на предприятиях.
Необходимость разработки спе­циальныхтехнологий занятости в отношении подростков обуславли­вается наличием у нихсуществен­ных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества ссоответствующими потребностя­ми и интересами. С одной сторо­ны, у подростковесть те же права, что у взрослых — гражданские, со­циальные, культурные,политичес­кие. С другой — обязанностью об­щества является защита подростка отвыполнения работы, представ­ляющей опасность для его разви­тия.
Поэтому в основе разработкивсех технологий занятости подро­стков должна лежать идея о том, ^ что лишь таработа, которая прино­сит пользу, стимулируя или укреп­ляя физическое,умственное, ду­ховное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отды­ха,является допустимой. В то же время общество обязано в корне 1ресекать такиеформы занятости  совершеннолетних, когда:
-работа приводит к недопусти­мымфизическим нагрузкам или социано- психологическому стрессу;
-подростки работают полныйрабочий день или чересчур продол­жительное время;
-работа мешает образованию;
-трудовая деятельностьосущес­твляется при неудовлетворитель­ных условиях труда;
-характеризуется  несоответствующей оплатой труда;
-работа имеет недопустимыеформы унизительного труда или сексуальной эксплуатации;
-работа мешает всестороннемусоциальному и психологическому развитию.
Что касается развитиязаконода­тельной базы, недопустимые фор­мы труда детей в трудной жизнен­нойситуации не могут быть иско­ренены только законодательными действиями. Но и безэтого реше­ние проблемы невозможно. Конт­роль за соблюдением законода­тельства,точно определяющего минимальный возраст для вступле­ния в занятость, получениеобяза­тельного (базового) образования, запрещение детского труда на опасныхпроизводствах, в опасных условиях труда, когда это мешает получениюобразования, отнимает здоровье и тормозит развитие де­тей, долженосуществляться обя­зательно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.