Оглавление
Введение
Глава 1. Охрана здоровья женщин идетей
Глава 2. Здоровье женщины
2.1 Организацияакушерско-гинекологической помощи
2.2 Организация гинекологическойпомощи
2.3 Социальная защита женщин в периодбеременности и после родов
Глава 3. Здоровье детей
3.1 Здоровье детей дошкольноговозраста
3.2 Здоровье школьников
Заключение
Литература
Введение
Медицинские проблемыклиентов очень разнообразные, условно их можно разделить на медицинские,психологические, социально – гигиенические.
Наиболее частовстречаются следующие медико – социальные проблемы: ухудшение здоровья вследствии заболеваний, травм, несчастных случаев, здоровье женщин и детей, чтовлечет за собой социальные проблемы.
Охрана матери и ребенка — комплексная социально – гигиеническая проблема. Сложность ее решенияопределяется прежде всего анатомно – физиологическими особенностями женского идетского организма.
Для этой группы населенияхарактерны особые закономерности заболеваемости и смертности. Все это требуетсоздание специальных медицинских учреждений для матери и ребенка соспецифическими формами и методами работы.
Здоровье матери и ребенканаглядно показывает, что социально – экономические условия жизни населения(материальная обеспеченность, жилище, труд, отдых, образование, питание и т.д.)и другие факторы прямо или косвенно влияют на здоровье и численность будущегопоколения.
Глава 1. Охрана здоровьяженщин и детей
Женщины – социально –демографическая группа населения.
Охрана женщин и детей — система государственных и общественныхмероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Медико социальноезначение системы охраны материнства и детства заключается в сохранении здоровьяженщины, снижении материнской и детской смертности.[1]
Всистеме охраны материнства и детства различают следующие этапы оказаниямедико-социальной помощи:
• оказание помощиженщине вне беременности, подготовка ее к материнству. На этом этапе большуюроль играют женские консультации, центры планирования семьи,медико-генетические консультации;
• лечебно-профилактическаяпомощь беременным в целях сохранения здоровья плода и беременной женщины. Наэтом этапе важна роль женских консультаций, отделений патологии беременностиакушерских стационаров, санаториев для беременных;
• лечебно-профилактическаяпомощь при родах в целях охраны здоровья плода и женщины. Весь объем этойпомощи оказывается в акушерских отделениях родильных домов;
• охрана здоровьяноворожденного (контроль за правильным вскармливанием, наблюдение зафизиологическим развитием, уход за новорожденным, оказание лечебной помощи вотделениях новорожденных родильных домов и патологии новорожденных детскихбольниц);
• охрана здоровьяребенка в дошкольный период (контроль за физическим развитием, рациональнымпитанием, иммунологическим статусом ребенка);
• охраназдоровья ребенка в период школьного возраста (контроль за физическим развитием,коррекция отклонений в состоянии здоровья детей).
А также медико-социальныйпатронаж в системе охраны материнства и детства подразделяется на несколько периодов:
•антенатальный, т. е. дородовой, когда с целью сохранения преемственности и вцелях профилактики применяют помимо школы молодой матери дородовой патронаж в28, 32 и 36 недель беременности. Патронаж, как правило, выполняет участковаямедицинская сестра женской консультации (акушерка). При патронаже будущая матьдолжна получить необходимые сведения по уходу за ребенком. Сразу после выпискииз родильного дома акушерка женской консультации также должна выполнитьпослеродовый патронаж;
• динамическоенаблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно смедицинской сестрой на 1—2-е сутки после выписки ребенка из родильного дома;главное при этом — выявить факторы риска у ребенка;
• ежемесячноединамическое наблюдение за ребенком на протяжении первого года жизни.Физическое и нервно-психическое развитие ребенка к концу первого года жизнипозволяет участковому педиатру сделать заключение о состоянии здоровья ребенка;
• динамическоенаблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет.
Особенно важно проведение осмотра детей в возрасте 3 и 5 лети перед поступлением в школу.
Особенноважно оценить состояние здоровья ребенка именно перед поступлением в школу. Порезультатам комплексной оценки здоровья дети разделяются на пять групп. К 1-йгруппе относят здоровых детей; ко 2-й группе — здоровых, но с наличием рискавозникновения патологии; к 3, 4 и 5-й группам — больных детей.
Дети 1-йгруппы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные дляпрофилактических осмотров здоровых детей. Для детей этой группы проводят профилактическиеи обще оздоровительные мероприятия. Дети 2-й группы здоровья нуждаются в особомвнимании педиатра, который устанавливает за ними диспансерное наблюдение,поскольку профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия даютнаибольший эффект по предупреждению хронических заболеваний. Дети 3, 4 и 5-йгрупп находятся под диспансерным наблюдением педиатра и других специалистов,получая необходимое лечение.
Глава 2. Здоровье женщин
Охрана здоровья женщиныпредусматривает акушерско гинекологическую помощь.[2]
2.1 Организация акушерско-гинекологическойпомощи
Основным учреждением,обслуживающим женщин во время беременности, родов и послеродового периода,являются родильные дома. В состав родильного дома входят женская консультация,акушерское и гинекологическое отделение.
Акушерско-гинекологическаяпомощь оказывается в учреждениях государственной и муниципальной системздравоохранения за счет средств целевых фондов.
Основнымиучреждениями амбулаторной помощи женщинам являются женские. В сельской местностиэтот вид помощи оказывается ФАПами, гинекологическими кабинетами или женскимиконсультациями районных, центральных районных и областных больниц. Основнымизадачами женских консультаций являются: профилактика осложнений беременности,родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний, формирование уженщин здорового образа жизни; оказание лечебной акушерско-гинекологическойпомощи населению прикрепленной территории; профилактика абортов; диагностика илечение патологии беременности, заболеваний рожениц и гинекологическихболезней; проведение санитарно-просветительной работы.
Женскаяконсультация работает с использованием диспансерного метода по участковомупринципу. Кроме лечебно-профилактической помощи в консультации осуществляютсятакже медико-социальный патронаж и лечебная помощь на дому. Назначенные наприеме лечебные процедуры, диагностические исследования могут быть проведены всамой консультации или территориальной поликлинике. При необходимости средниймедицинский персонал выполняет назначения на дому.
Наиболееважной в работе женской консультации является профилактика осложненийбеременности и перинатальной патологии, заключающаяся в диспансерном наблюденииза беременной. Эффективность проводимых мероприятий связана со сроками взятиябеременной под диспансерное наблюдение: чем раньше взята под наблюдениебеременная, тем эффективнее диспансеризация. Своевременное обращение беременнойв женскую консультацию позволяет женщине в полном объеме провести обязательныеисследования. Установлена прямая зависимость между регулярностью посещенийбеременной консультации и уровнем перинатальной смертности. Постановка надиспансерный учет до 3 мес. беременности (12 недель) наиболее раннее обращениев консультацию. Это позволяет точнее установить сроки беременности, что оченьважно для правильного предоставления декретного отпуска.
Главнымпринципом диспансеризации беременных является их дифференцированное обслуживание,включающее медицинское наблюдение за состоянием здоровья, течениембеременности, развитием плода и оказание профилактической и лечебной помощиматери и плоду. За время нормально протекающей беременности женщина должнапосетить консультацию 14—15 раз (при патологии частота осмотров возрастает),пройти лабораторное обследование; она должна быть осмотрена терапевтом, стоматологом(по показаниям и другими специалистами). Необходимо выявить факторы рискаперинатальной патологии у плода, т. е. неблагоприятные факторы со стороныматери, или заболеваний самого плода, или аномалий его развития. В случаевыявления этих факторов беременная направляется на обследование и консультацииспециалистов для решения вопроса о возможности сохранения беременности. Приположительном решении вопроса о сохранении беременности необходимо наблюдать нетолько за здоровьем женщины, но и за состоянием плода. В подобных случаяхвозможна дородовая госпитализация беременных в терапевтические стационары (срокбеременности до 20 недель) или в отделение патологии беременности родильногодома. Своевременная госпитализация беременных позволяет значительно уменьшитьриск перинатальной смертности.
Вседанные медицинского осмотра, лабораторных исследований и врачебных заключенийзаносятся в «Медицинскую карту амбулаторного больного» для гинекологическихбольных, в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» и в «Обменную картуродильного дома, родильного отделения больницы», которая передается в стационарродильного дома.
Вконсультации беременным выдается листки нетрудоспособны в связи с беременностьюи родами, абортами, «Врачебное заключение о переводе беременной на другуюработу».
Женщинерекомендуется посетить женскую консультацию после выписки из родильного дома на10—12-й день, о чем женщину следует предупредить до родов и при выписке изродильного дома. Если женщина не явилась в срок в консультацию, то она подлежитпатронажу акушеркой.
2.2.Организация гинекологической помощи
Женскаяконсультация оказывает помощь женщинам не только в период беременности. Ониведут также диспансерное наблюдение за женщинами в послеродовой период,оказывают лечебно – профилактическую помощь женщинам, страдающим различнымигинекологическими заболеваниями.
Гинекологическиезаболевания выявляются при обращении женщин в консультацию, проведениипрофилактических осмотров, осмотров женщин на дому, осмотров женщин другимиспециалистами. Основная группа гинекологических больных лечится в амбулаторныхусловиях, значительная их часть нуждается в диспансерном наблюдении. В случаенеобходимости женщина направляется в стационар.
Важноезначение для выявления гинекологических заболеваний имеют профилактическиеосмотры, особенно для женщин, проживающих в сельской местности. В результатеосмотра может быть сделано одно из следующих заключений: здорова (отсутствуютжалобы и гинекологические заболевания); практически здорова (в анамнезе имеютсягинекологические заболевания, нарушения менструальной функции или аборты, жалобнет, могут быть выявлены анатомические изменения без нарушения репродуктивнойфункции женщины и без нарушения трудоспособности); больна (гинекологическиезаболевания в анамнезе, жалобы могут быть или отсутствовать, при объективномобследовании выявлено гинекологическое заболевание).
2.3Социальная защита женщин в период беременности и после родов
Кромебесплатного предоставления необходимой помощи женщины в период беременности ипосле родов социально защищены. Запрещается применение труда всех женщин натяжелых работах, перенос и передвижение женщинами тяжестей; не допускаетсяпривлечение к работам в ночное время, к работам в выходные дни и направление вкомандировку беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Беременнымженщинам снижаются нормы выработки. Существуют и другие льготы в системесоциального страхования и социального обеспечения. Эти льготы разнообразны испецифичны для отдельных производств. Важно, что применение этих льгот недолжно сопровождаться снижением оплаты труда.
Декретныйотпуск предоставляется беременным при сроке беременности 30 недель. Закономустановлена продолжительность отпуска 70 календарных дней до родов (в случаемного-плодной беременности — 84 дня) и 70 дней после родов, причем листокнетрудоспособности беременная получает сразу на все 140 дней. В случаеосложненных родов послеродовой отпуск увеличивается на 16 дней, при рождениидвух и более детей послеродовый отпуск увеличивается на 40 дней.
Еслиженщина обратится в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12недель) и будет взята своевременно на диспансерный учет, она может получитьединовременное пособие в размере минимальной зарплаты (дополнительно к пособиюпо беременности и родам). При прохождении обязательного диспансерногообследования беременной сохраняется средний заработок.
Предприятиес вредными условиями труда может создавать отдельные цехи и участки дляпредоставления женщинам более легкой и безвредной работы. Ответственность заздоровье беременных и матерей несут органы государственного здравоохранения(для них профилактические и лечебные мероприятия бесплатны). Однако средства напроведение обязательных и периодических осмотров работников в случаях ипорядке, предусмотренных законом, должны выделять работодатели.
Кормящиематери пользуются защитой закона
Взаключении (тюрьме, лагере) беременные, рожающие и родившие женщины имеют правона специализированную помощь специалиста-акушера, в том числе и в родильныхдомах. В лагерях предусматриваются ясли с квалифицированным персоналом,поскольку существуют лагеря, где дети содержатся вместе с матерями.
Глава 3.Здоровье детей
Основнымпринципом лечебно – профилактической помощи детям является непрерывность внаблюдении за здоровьем ребенка с первых дней его жизни и до окончании школы,преемственность в работе врачей оказывающих лечебно – профилактическую помощьдетям, этапность в лечении – поликлиника, стационар, санаторий.[3]
Ктиповым учреждениям, оказывающим лечебно – профилактическую помощь детямотносятся: детские и областные больницы, специализированные детские больницы,инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо – хирургические,восстановительного лечения, диспансеры, детские и городские поликлиники,детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.
Основойв системе охраны здоровья детей является амбулаторно поликлиническая служба.Детская поликлиника обеспечивает медицинскую помощь детям до 18 лет.Предусмотрено оказание помощи не только в поликлинике и на дому, но и вдошкольных учреждениях и школах. Главное направление в деятельности поликлиники— обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенкапутем проведения профилактики заболеваний, оказания лечебной помощи детям,проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения вразвитии. Принцип работы детской поликлиники — участковый, метод работы —диспансерный.
Основнойфигурой в детской поликлинике является участковый педиатр. На участке понормативам должно быть 750 – 800 детей до 18 лет, в том числе 40 – 60 детейпервого года жизни. Нагрузка участкового составляет 5 человек на 1 час приема вполиклинике, 7 при профилактических осмотрах и 2 при обслуживании на дому.
Противоэпидемическаяработа на педиатрическом участке должна включать в себя следующие разделы:
1) учет детей, подлежащих прививкам; планирование прививочной работы научастке;
2) осуществление активной иммунизации детского населения путемпрофилактических прививок согласно утвержденным срокам;
3) подготовка к прививкам детей ослабленных, часто болеющих, имеющих ванамнезе случаи аллергических реакций на введения вакцин;
4) подготовкаматериалов к обсуждению на комиссиях по установлению в конкретных случаяхмедицинских противопоказаний
кпроведению профилактических прививок; выполнение рекомендаций, сделанных этойкомиссией;
5) контрольза привитыми детьми, учет необычных реакций на прививки, профилактика и лечениепоствакцинальных осложнений;
6) анализпрививочной профилактики на участке.
Принципыпрофилактической работы детских поликлиник наиболее ярко выражаются вдиспансеризации здоровых и больных детей, которая является основным содержаниемих деятельности.
Особенностиоказания детям стационарной помощи.
Плановаягоспитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличиинаправления и подробной выписки из истории развития ребенка о наличии заболевания,лечение и результаты анализов, проведенных в поликлинике.
Особенностиорганизации работы детских стационаров является необходимость проведениямероприятий по предупреждению распространения инфекций: разделение каждогоотделения на секции, которые при необходимости могут функционироватьсамостоятельно.
Стационарозамещающиеформы оказания медицинской помощи (стационары (отделения, палаты) дневногопребывания в больницах, стационары на дому для детей и дневные стационары вполиклинике)). В 2001 г. насчитывалось 423 дневных стационаров всех типов длядетей, включая стационары на дому; число коек в них составило 6,8 тыс.; 185,2тыс. детей было пролечено. Данная форма оказания медицинской помощи позволяетувеличить интенсивность и повысить эффективность работылечебно-профилактических учреждений, объем и качество медицинской помощибольным детям, не нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении илечении.
Вреальном обеспечении прав детей на охрану здоровья значительную роль играетдоступность высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи(операций на открытом сердце, трансплантаций сердца, печени, почек,нейрохирургических вмешательств при опухолях головного мозга, лечения наследственныхи системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии,хирургических вмешательств высокой степени сложности и др.). Эти видымедицинской помощи оказываются в учреждениях здравоохранения федеральногоподчинения, располагающих мощным потенциалом высококвалифицированных научно-практическихкадров, оснащенных современным оборудованием и аппаратурой, использующихновейшие медицинские технологии диагностики и лечения больных.
Всистеме медицинской реабилитации важное место принадлежит санаторно-курортнойпомощи — одному из ведущих этапов восстановительного лечения и оздоровления.
3.1 Здоровьедетей дошкольного возраста
Заболеваемостьна втором году жизни не ниже, а иногда и выше, чем у детей первого года, всвязи с чем дети этого возрастного периода требуют пристального внимания.[4]
Навтором году жизни здоровый ребенок (I группа здоровья), не посещающий дошкольное учреждение, наблюдаетсяучастковым педиатром I разв квартал. При каждом осмотре проводятся антропометрические измерения иоценивается нервно-психическое и физическое развитие. Обязательна консультациястоматолога, других специалистов — по показаниям.
Неорганизованныхдетей третьего года жизни участковый педиатр осматривает I раз в полугодие, офтальмолог истоматолог I раз в год.
Оценкауровня нервно-психического развития детей третьего, как и второго, года жизниосуществляется совместно врачом, участковой медицинской сестрой, сестройкабинета здорового ребенка при участии родителей и воспитателей дошкольныхучреждений. За нормальное развитие принимается формирование умений на второмгоду жизни в пределах квартала, а на третьем — в пределах полугодия. Начиная с4 лет углубленный осмотр детей проводится I раз в год.
Длясохранения здоровья детей чрезвычайно важна преемственность в работеучасткового педиатра и медицинских работников дошкольных учреждений. Высокаязаболеваемость детей в детских яслях и садах, особенно в первые дни и неделипосле поступления, требует улучшения подготовки их к предстоящему изменениюусловий жизни и воспитания в организованном детском коллективе. Поступление вдошкольное учреждение ведет к эмоциональному стрессу, ломке сложившегося в соответствиис жизнью в семье динамического стереотипа. Следствием этого являютсяфункциональные сдвиги в деятельности ряда систем организма ребенка, чтоотражается на его иммунобиологической реактивности и общей сопротивляемости впериод адаптации к дошкольному учреждению.
Приподготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение максимум вниманияуделяется всем формам санитарно-просветительной работы среди родителей.
Анализтечения адаптации детей к дошкольным учреждениям, заболеваемости в этот периоддолжен проводиться совместно участковой педиатрической службой и персоналомяслей-садов.
Особоевнимание следует обратить на детей группы риска, родившихся от матерей спатологией беременности, осложнениями в родах, перенесших различные заболеванияв периоде новорожденности. Целесообразно повторно проконсультировать их спсихоневрологом и другими специалистами. Дети, отстающие в физическом инервно-психическом развитии, часто болевшие На первом году жизни, страдающиерахитом, экссудативным диатезом, анемией, могут быть оформлены в дошкольноеучреждение только после проведения курса оздоровительных мероприятий.
Врачдошкольного учреждения проводит осмотр всех вновь поступающих детей, плановыепрофилактические осмотры в соответствии с возрастом и перед проведениемпрофилактических прививок; осматривает детей, заболевших в дошкольномучреждении, назначает необходимые виды обследования и лечения; составляетнедельные или десятидневные меню; организует индивидуальное питание детямпервого года жизни; контролирует осуществление физического воспитания изакаливания; сообщает заведующему дошкольным учреждением и руководству детскойполиклиники о состоянии здоровья детей, их заболеваемости, принимает меры по еепрофилактике.
Старшаямедицинская сестра яслей-сада подчиняется непосредственно врачу, участвует впрофилактических осмотрах детей, осуществляя антропометрические измерения;осматривает детей. При приеме в учреждение; проводит профилактические прививки,диагностические пробы, забор материала для лабораторных исследований; выполняетпрофилактические и лечебные назначения врача; организует и контролируетзакаливание детей; осматривает и изолирует остро заболевших; оказывает первуюдоврачебную помощь при травмах; ведет ежедневное наблюдение за детьми, бывшимив контакте с инфекционными больными; организует текущую дезинфекцию; ставит визвестность врача и заведующего дошкольным учреждением о нарушенияхсанитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, питания, закаливания ифизического воспитания детей; готовит заявки; получает, учитывает и хранитмедикаменты, бактериальные препараты, дезинфицирующие средства, медицинскийинструментарий и аппаратуру; ведет утвержденные формы медицинской документации;осуществляет пробу блюд перед их раздачей, отмечает в специальном бракеражномжурнале их оценку (вкусовые качества, соответствие массы и объема их выходу,указанному в меню) и разрешение на выдачу, следит за проведениемС-витаминизации питания.
Важныйраздел работы, который необходимо отразить в плане,— контроль за организациейпитания, санитарным состоянием пищеблока, качеством продуктов питания,правильностью их закладки, соблюдением технологии приготовления пищи.
3.2 Здоровьешкольников
Всеобщеобразовательные учреждения комплектуются квалифицированными кадрами среднихмедицинских работников, врачей-педиатров.
Учащиесяобщеобразовательных учреждений обеспечиваются медицинскими осмотрами всоответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органамиисполнительной власти в области здравоохранения и образования.
Во всехвидах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровлениедетей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структурупсихолого-педагогической коррекции.
Приотсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор сблизлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей.
Администрацияи медицинские работники образовательных учреждений с углубленным содержаниемобучения при поступлении в их школу детей с хроническими заболеваниями должны разъяснятьродителям, что обучение в таких школах является дополнительным фактором рискадля здоровья больного ребенка.
Вшкольном возрасте продолжается еще незавершившееся и бурно протекающее развитиеребенка. Детский организм в это время чрезвычайно пластичен и в большей степениподвержен влиянию различных благоприятных и неблагоприятных факторов.
Обуславливаетнеобходимость постоянного четкого врачебного наблюдения не только за здоровьемребенка, но и за организацией его обучения в школе, условиями пребывания ивоспитания дома. Поэтому все дети школьного возраста подлежат диспансерномунаблюдению, которое заключается в осуществлении профилактических мероприятий,направленных на улучшение физического развития учащихся, укрепление ихздоровья, предупреждение заболеваний, активное выявление начальных стадийразвивающейся патологии, оздоровление и лечение ослабленных и больных школьников.
Медицинскоеобеспечение учащихся общеобразовательных школ осуществляют школьный врач исестра. В обязанность школьного врача входит организация своевременногопроведения углубленных медицинских осмотров школьников в соответствии сметодическими рекомендациями по диспансеризации детского населения, определениемедицинской группы для занятий физической культурой. На основании данныхуглубленного осмотра он делает заключение о состоянии здоровья каждого ребенка,анализирует результаты осмотра в целом по школе.
Результаты углубленногоосмотра учащихся анализируются школьным врачом и докладываются напедагогическом совете школы и медицинском совете поликлиники или объединения.При этом указывается число и процент осмотренных детей уровень выявленнойпатологии в целом по школе и по отдельным периодам школьного возраста: младшего(7—10 лет), среднего 11 — 14 лет) и старшего (15 — 17 лет), уровень физическогоразвития учащихся и распространенности отдельных заболеваний и отклонений повозрастно-половым группам, удельный вес детей, взятых на диспансерный учет,процент школьников, отнесенных к основной, подготовительной и специальнойгруппе по физкультуре. Результаты диспансеризации подростков, частота ихарактер выявленной у них патологии учитываются и анализируются отдельно.
Заключение
Показательздоровья женщин и детей является наиболее чувствительным индикатором социально– экономического развития общества. Деятельность государства системы охраныматеринства и детства направлено на реализацию комплекса социально –экономических и лечебно – профилактических мер по оптимизации образа жизни всемье, укрепление здоровья женщин и детей, обеспечение условий нормальной жизнедеятельности.
Охраназдоровья женщин не может ограничиваться проведением мероприятий в периодбеременности, ее надо осуществлять в разные периоды жизни женщины и ее половоговоспитания.
Внастоящее время состояние здоровья в РФ характеризируется падением уровнярождаемости, повышение общего коэффициента смертности. 20% новорожденных имеютотклонения от нормально физического и психологического здоровья. Каждый третийребенок имеет отклонение от нормы в состоянии здоровья.
В различныхрегионах абсолютно здоровыми можно считать 8-10% младше школьного возраста, 6 %детей среднего школьного возраста и 3,5% старшего.
Литература
1. Артюшина Г.П./ Основы социальноймедицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2005 – 576с.
2. Лавров И.Г., Майстрах К.В./Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник. – 4 –е изд.,перераб. и доп.-М.: Медецина, 1987. – 264с.
3. Тен Е.Е./Основы социальной медицины:Учебное пособие- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 256с.