Реферат по предмету "Социология"


Отрасли и теории социологии

Содержание

Введение

Специальные теории социологического знания

Теория среднего уровня

• Социология образования

• Социология политики

• Социология труда

• Социология управления

• Социология массовой коммуникации

• Социология общественного мнения

Заключение

Список используемой литературы

Введение
Социология — наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью.

Социология изучает социальное, т.е. основания целостного развития общества, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные отношения как особую область бытия человека и общества как целого.

Как самостоятельная наука социология возникла в XIXв. (термин введен О.Контом). В наши дни социология заняла одно из центральных мест в системе общественных наук. Она изучается и преподается в большинстве стран и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число которых продолжает расти.

Социальная сфера выступает в качестве важнейшего объекта социологических исследований. Ее исследование включает все проблемы, связанные с деятельностью человека (его положение в обществе, трудовом коллективе, семье, др. социальных группах), с потребностями и ценностными ориентирами и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к различным явлениям и процессам, происходящим в обществе.

Предмет социологии — общие и специфические законы и закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

Специфика объекта и предмета социологии обусловила и специфику метода этой науки.

Метод социологии — способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методология — система конкретных процедур и операций, используемых в исследовании и позволяющих осуществить анализ специфического предмета. Методика социологического исследования находит свое выражение в технике социологического исследования. Есть несколько способов классификации методов.

Обычно выделяется три уровня социологического знания: общесоциологическая теория; теории среднего уровня и эмпирический уровень.

В соответствии с этапами социологического исследования вычленяются методы сбора эмпирических данных, процедуры выдвижения, проверки и опровержения гипотез, построения теории, проверки и опровержения теорий, построения последовательности теорий.

В зависимости от конкретного предмета исследования выделяют также сравнительно-исторический, генетический, сравнительно-типологический и типологичесий методы; метод анализа документов, опроса, наблюдения, биографический метод, социометрические методы и др. В социологии применяются также математические, статистические методы, системный и структурно-функциональный методы.

Техника социологического исследования — совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных. Под техникой социологического исследования прежде всего подразумевают искусство формулирования вопросов, построения шкал, компоновки анкеты в целом и разработку ее графики. К технике интервью относятся, например, приемы, обеспечивающие получение именно той информации, которая необходима исследователю, — это наводящие вопросы, вопросы, стимулирующие процессы припоминания деталей и обстоятельств тех или иных событий и фактов, контрольные вопросы и т.д.


Специальные теории социологического знания
Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.

Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.

Специфику частных социологических теорий составляет не только то, что они изучают частные, а не общие социальные явления, а также и то, что их внимание сосредоточивается на элементах социальной системы, которые непосредственно связаны главным образом с человеком.

Предмет специальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функционирования и развития.

Специальные социологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения.

Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.

Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:

1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.

2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии и политики появилась социология политики, социологии и права — социология права и т.д.

3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними, Т.е. изучающие различные социальные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.

4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.

5. Специальные социологические теории, главное внимание которых направлено на исследование отклоняющегося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения [254. С.29].

Но данная классификация не является полной, так как, во-первых, ряд специальных социологических теорий в нее не вписывается (социология молодежи, социология трудового коллектива и др.), а во-вторых, процесс их возникновения и оформления еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возникают новые специальные социологические теории. Это показывает, что четко классифицировать специальные социологические теории в настоящее время еще пока трудно, но со временем это будет вполне возможным.

Специальные социологические теории в классической социологии — определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм. В сфере социологического знания насчитывается около пятидесяти специальных отраслей, число которых продолжает расти. Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, С.С.Т. можно определить как концепции, объясняющие, в ходе их теоретизации, функционирование и развитие частных социальных процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем.

Каждая С.С.Т. рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Наиболее общие подходы к построению С.С.Т. заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения — закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов.

Каждая С.С.Т. не только имеет свой объект и предметную область исследований, но и призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая методологическая концепция изучаемой сферы, объект и предмет исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы.

Практика развития социологической науки показывает, что наиболее целесообразно классифицировать социологическое знание по следующим группам исследований:

1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология быта, социология бедности, социология бизнеса, социология досуга, социология индустриальная, социология катастроф, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология профессий, социология социального процветания, социология труда, социология управления, социология экологии, социология экономическая);

2) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология власти, социология военная, социология выборов, социология культуры, социология массовых коммуникаций, социология массовых явлений, социология медицины и здравоохранения, социология межнациональных отношений, социология науки, социология образования, социология общественного мнения, социология организаций, социология политики, социология права, социология религии, социология семьи, социология трансформационных процессов, социология физической культуры и спорта, футурология);

3) исследование отношений личности и общества (социология возраста, социология воспитания, социология гендерная, социология девиантного поведения, социология коллектива, социология коллективного поведения, социология конфликта, социология личности, социология морали, социология преступности);

4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология села, социология малых групп, социология молодежи, социология народонаселения).

С.С.Т. выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы С.С.Т. обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, С.С.Т. устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе С.С.Т. давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией С.С.Т. неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения изучаемой области, С.С.Т. позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру С.С.Т., являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов. Создание эмпирической схемы, в которую включаются все формы систематизации фактов, представляет собой сложный процесс. Здесь осуществляется формирование эмпирической модели исследуемых характеристик как системы фактов, которая в дальнейшем должна быть совмещена с исходной концептуальной схемой как предметом исследования. Эмпирическая модель в этом плане способствует развитию исходной концептуальной модели предмета исследования на основе накопленного фактологического материала. Система сформированных научных фактов и эмпирических зависимостей, представленная в эмпирической модели предмета исследования, становится непосредственным результатом эмпирического социологического исследования. Путем сравнения выделенной эмпирической схемы с системой гипотез как выражением концептуальной модели предмета исследования осуществляется предварительное объяснение исследуемой проблемы.

Процедура сравнения эмпирической и концептуальной моделей предмета анализа усложняется: отсутствием полной редуцируемости теоретических понятий к их эмпирическим индикаторам; неадекватностью измерительных процедур и методов сбора социологической информации; наличием не охваченных концептуальной схемой эмпирических закономерностей. В силу этого ни концептуальная, ни эмпирическая модель не могут считаться полностью адекватными предмету исследования. Концептуальная схема, базирующаяся на зафиксированном знании, представляет собой экстраполяцию этого знания на еще не исследованные объекты и потому является гипотетической моделью. Эмпирическая схема, формирование которой основывается на применении к исследуемой реальности концептуальной модели предмета исследования, неизбежно содержит в себе погрешности описания и измерения, связанные с несовершенством исследовательских методик. Вследствие этого процедура совмещения эмпирической и концептуальной схем предмета исследования, осуществляемая в процессе анализа его результатов, представляет собой сложный и ответственный этап исследования. Именно данный процесс и рассматривается как создание теории «на выходе» эмпирического социологического исследования.

Способ обоснования исходной гипотетической модели позволяет подразделить С.С.Т. на описательные и объяснительные. В первых теориях раскрываются структурно-функциональные, а во вторых — причинно-следственные связи. Описательные С.С.Т. базируются, в основном, на ценностно-нормативном подходе и позволяют связывать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческое поведение (ценности, нормы), с внутренними (ценностные ориентации, мотивы, цели и др.), показывая, каким образом внешние факторы интернализуются человеком в процессе его социализации и выступают побудительными силами его поведения. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведение разных социальных групп с позиций определенного социального института или социальной системы.

В объяснительных С.С.Т. главная задача — раскрытие сущности изучаемого объекта посредством социального закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты; само по себе, объяснение предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. Наиболее развитая форма объяснения — объяснение на основе социально-экономических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в структуре социологического знания. В науке широко используется форма социального объяснения, заключающаяся в установлении причинных, следственных и других видов связи объясняемого объекта с условиями и факторами, порождающими эту связь. Основанием таких объяснений выступают общие концептуальные схемы, а сами объяснения могут служить исходным пунктом развития концептуального аппарата С.С.Т.

Теоретическая социология концентрирует внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем социального познания. Главная ее задача усматривается в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места, закономерностей поведения человека и социальной организации; поиск объективной истины является главной ценностью научного познания. В рамках теоретической социологии предлагаются различные варианты решения этой фундаментальной задачи. Основными направлениями социологии являются структурный функционализм, неопозитивизм, теория социального действия, теории социального обмена, интеракционизм символический, этнометодология и др.

Некоторые авторы понимают социологию как науку “свободную от ценностей”, независимую от политических пристрастий и классовых оценок. Например, позитивисты стремятся отделять факты от их оценки; быть бесстрастными наблюдателями и регистраторами изучаемых явлений. Неопозитивисты настаивают на необходимости строгого разделения социальных ролей ученого и гражданина.

Представители всех социологических направлений солидарны в том, что общественное предназначение социологии — быть инструментом просвещения и образования различных социальных групп и слоев общества.

Теории среднего уровня
Этот термин ввел в социологию американский социолог Р.Мертон, который считал, что необходимо развивать социологическую теорию, располагающуюся в пространстве между “частными рабочими гипотезами” и “основными концептуальными схемами”.

Социологическое познание включает два органически взаимосвязанных теоретических уровня — уровень общесоциологической теории и уровень специальных социологических теорий различной степени общности (теории социального управления, образа жизни, труда, быта, социальных коллективов, семьи, социальной структуры, личности, ценностных ориентаций и т.д.).

Специальные (частные) социологические теории выступают в качестве опосредствующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями; они являются основой развития общесоциологической теории. Разработка специальных социологических теорий различной степени общности и проведение на их основе эмпирических исследований — все это ознаменовало важный шаг в развитии социологии, позволило получить значительный научные результаты.

Специальные социологические теории в отличие от общесоциологической теории оперируют категориями менее общего порядка. Например, социолог, работающий в рамках общесоциологической теории, оперирует предельно широким, абстрактным понятием “семья” вообще. В рамках теории среднего уровня “социология семьи” социологи изучают конкретную форму семьи, например “моногамную” семью.

Таким образом, частные социологические теории рассматривают социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне конкретных социальных институтов и социальных подсистем. Поэтому они являются теориями среднего уровня.

К специальным (частным) социологическим теориям относятся такие отраслевые социологические теории, например, социология труда, образования, быта, досуга и др.

Социология образования
Социология образования — область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. В обществе имеется взаимосвязь между образованием и социальными условиями. Последние оказывают существенное влияние на систему образования и в то же время само общество зависит от состояния образования. Например, в наши дни бедность общества и отсутствие средств ведет к тому, что масштабы образования сокращаются. Очевидно, что общее снижение образовательного уровня населения ведет к деградации всего общества.

Анализ социальной функции образования базируется на выделении его роли в воспроизведении и развитии социальной структуры общества.

Большое место в социологии образования занимают проблемы знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, особенностей социализации индивида в системе образования. Отечественные социологи изучают влияние образования на изменение социального положения индивидов, на профессиональное самоопределение молодежи, на темпы научно-технического прогресса.

На Западе (Э.Дюркгейм, М.Вебер) исследовались социальные функции образования, связь его с экономическими и политическими процессами, а также учебные заведения и педагогические процессы с социологической точки зрения.

Социология политики
Социология политики — область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Среди важнейших проблем социологии политики — исследование общественного мнения, выражающего определенные политические установки и ориентации индивидов, групп; анализ политических партий — их состава, отношения партийной массы и руководства, способов финансирования и рекрутирования руководства партий; исследование партийной и правительственной бюрократии, а также процессов бюрократизации, наблюдающихся в современном обществе; анализ выборов в различных странах, поведения избирателей, в зависимости от рода занятий, дохода, классовой принадлежности и др.

Отечественные социологи исследуют многие аспекты политики: ее формы и сущность, классовую структуру общества и ее отражение во внутренней и внешней политике, различные типы революций политических движений, соотношение диктатуры и демократии.

Заметное место в социологии политики занимают проблемы манипулирования общественным сознанием и поведением в интересах партий или отдельных личностей; стабильности политической системы, структуры политической власти.

Социология труда
Социология труда — область социологии, отраслевая социологическая дисциплина, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду; содержание и характер труда. Важными проблемами являются мотивация трудовой деятельности, стимулы труда. В исследованиях стимулирования труда и факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой, установлено, что эффективное использование разнообразных моральных и материальных стимулов трудовой деятельности предполагает конкретизацию их применения с учетом содержания, характера, условий труда и особенностей работника как субъекта труда.

Смежными социологическими дисциплинами являются экономическая социология, промышленная социология, социология организаций, индустриальная социология. Иногда эти понятия употребляют как синонимы, иногда их пытаются развести.

Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социальные и экономические условия, поэтому общество влияет на характер и содержание труда, а трудовая деятельность, в свою очередь, влияет на общественные отношения. В связи с этим социологи изучают социальные формы и условия труда, социальную организацию совместного труда; различные стороны социально-психологического механизма включения работников в трудовую деятельность. Важные проблемы социологии труда — какие условия способствуют интенсификации трудовой деятельности индивида и трудового коллектива; что помогает инновационным нововведениям на предприятии; как сократить текучесть кадров и что надо сделать для стабилизации коллектива и др.

Социология управления
Социология управления — отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления — государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организаций.

Другая группа проблем социологии управления — социальные цели управления с точки зрения социальных критериев; их соответствие интересам и желаниям управляемых; анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений; отношение к ним исполнителей; система учета интересов, мнений, предложений работников.

Важное место в ней занимает изучение проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления.

Изучение социологии управления помогает повысить эффективность управленческого труда отдельных работников и фирмы в целом.

Социология массовой коммуникации
Социология массовой коммуникации — область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Главное внимание уделяется исследованию проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его. Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новому информационному порядку.

Социология общественного мнения
Социология общественного мнения — отрасль социологии, предмет которой — структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

Общественное мнение является специфическим проявлением сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т.д.), синтезом обыденного и научного сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность. Структура общественного мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы.

В основе общественного мнения лежит общественный интерес, поэтому содержанием общественного мнения являются факты, которые интересуют всех, или большую группу людей. Для общественного мнения характерны распространенность, стабильность и интенсивность. Поскольку интересы людей постоянны, постольку и общественное мнение стабильно. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к переходу мнений в сферу традиций и обычаев, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на формирование мнений людей по разным проблемам.

Экстенсивность (распространенность) общественного мнения связана с его интенсивностью, что зависит от остроты, актуальности проблемы, по которой формируется мнение. Исходным пунктом формирования общественного мнения является информация.

Общественное мнение может быть деформированным. В частности небольшая группа лиц, владеющая средствами массовой информации, может навязывать свои частные интересы всему народу, выдавать их за всеобщие.

Третий уровень социологического знания – прикладные социологические исследования. На этом уровне разрабатываются методы и техника получения точных и бесспорных социальных фактов. Формулировка вопросов и ответов, структура анкеты, содержание бланков наблюдений, протоколов контент-анализа, изменение социальных переменных, расчет выборки – вот круг задач решаемых учеными, которые проводят эмпирические социологические исследования.

Заключение
Особенности социологического знания определяются тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности — экономической, политической и духовной, которые функционируют и развиваются посредством социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон.

Итак, изучение социологии является важным условием эффективного менеджмента. Кроме того, методы социологического анализа составляют важную часть маркетинговых исследований. Изучение рынка предполагает опросы, а это есть метод социологии. Имеются и другие аргументы в пользу изучения социологии.

Взаимосвязь методов различных наук объясняется тем, что в обществе все взаимосвязано. Опыт свидетельствует, что на ход событий оказывают влияние психология, темперамент, стиль мышления человека, который стоит во главе фирмы; общая политическая ситуация в стране; направление и ход экономических реформ и многие другие факторы. Поэтому целесообразно изучить также и методы социологических исследований, чтобы всесторонне анализировать процессы, которые протекают в трудовом коллективе или в данной сфере деятельности фирмы. Изучение социологии расширяет кругозор бизнесмена, позволяя широкомасштабно подходить к решению проблем, обогащает его арсенал инструментов анализа деятельности фирмы. А есть проблемы, которые без знания социологии просто нельзя решить. Например, взаимоотношения в коллективе, мотивация трудовой деятельности, стимулирование труда, работа с кадрами и др. Как показывает опыт, социологическая неграмотность менеджеров приводит к возникновению конфликтных ситуаций, в частности потому, что они допускают ошибки в руководстве социальными процессами в своих коллективах.

Список используемой литературы
1. Павленок П.Д. Социология. — М.: Маркетинг, 2002.

2. Кравченко А.И. Общая социология пособие для студентов. – М.: Юнити, 2001.

3. Фролов С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. – М.: Гардагарики, 2002.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФА – М, 2003.

5. Смелзер Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: «Феникс», 1994.

6. Тощенко Ш.Т. Социология: общий курс. – М.: Прометей, 2001.

7. Ромашов О.В. Социология труда. – М.: Гардарики, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.