Министерство науки иобразования Российской Федерации
Федеральное агентствообразования
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ
по теме: Отношениестудентов к образованию
Выполнила:
студентка
группы №7044
Маслова Татьяна Андреевна
Руководитель:
Страхова Ирина Борисовна
Новосибирск 2009
I. Методологический раздел
1. Описание научной проблемы.
Обоснование актуальности:
/>· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, какстуденчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурноразвивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливаютдальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшимобразованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых,возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функцийучащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источникомвоспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играетстуденчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Необходимость специальногоизучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определенасвязью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущихспециалистов в данной форме специального образования.
Студент —взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийсяв общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Этифакторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.
· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в еекачестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективенайти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов,несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показательколеблется от 20% до 28%.
Профессиональная функция образованияоткрывает возможности студентам заниматься интересной профессиональнойдеятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают этувозможность вполне реальной.
· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, егосостав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов кобразованию каждый год.
Высшие учебные заведения РоссийскойФедерации (тысяч человек). 2006-2007 2007-2008 Число высших учебных заведений — всего 1090 1108 в том числе:
государственных и
муниципальных 660 658 негосударственных 430 450 Численность студентов — всего, тыс. человек 7310 7461 в том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных 6133 6208 из них обучалось на отделениях: очных 3251 3241 очно-заочных (вечерних) 291 280 заочных 2443 2532 экстернат 147 155 негосударственных 1177 1253 из них обучалось на отделениях: очных 331 331 очно-заочных (вечерних) 81 72 заочных 753 835 экстернат 12 14 На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525 в том числе государственных и муниципальных 431 437
Распределение студенчества по полу втечение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43%составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественнопреобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
2. Цель исследования
· Изучить отношение студентов к образованию.
3. Задачи исследования.
· Выявить потребность студентов в образовании.
· Определить место образования в системе ценностей студентов.
· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.
· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.
4. Объект исследования.
· Студенты.
5. Предмет исследования.
· Поведение студентов в отношении образования.
6. Интеграция основных понятий.
· Студенчество – особая общественная группа общества, резервинтеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинаковоговозраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальныхслоев и групп населения.
· Отличительными чертами студенчества как общественной группыявляются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении,усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли,определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и егопринадлежностью к молодому поколению – молодежи».
· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений,так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебныхзаведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебнойдеятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизниобщества в качестве специалиста.
7. Гипотеза.
Студенчество, являясь составной частьюмолодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюсяособыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией,системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимымиустремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.
Для ее представителей подготовка кбудущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производстваявляется главным, хотя и не единственным занятием.
Общность целей в получении высшегообразования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие вобщественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Этопроявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то,что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, атакже специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможностиобщения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическаячерта студенчества.
II. Методический раздел
Построение выборочнойсовокупности.
Генеральная совокупность: студентыНовосибирска.
Выборочная совокупность:
1 ступень – отбор крупных и престижныхВУЗов Новосибирска.
Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.
2 ступень – отбор студентов по полу,курсу обучения, уровню успеваемости.
III. Организационный раздел
Связьпотребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, тоесть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личностиопределенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровеньматериальной обеспеченности.
Потребностьв образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе этипотребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребностьв труде именно как первая жизненная потребность, если она органически недополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений.С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть втрудовой деятельности.
Потребностьв образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данномслучае она включает в себя познавательные потребности, образование – это нетолько процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.
Отсюдаследует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другимипотребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной,профессиональной и общекультурной.
Сравнительныематериалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей,связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентовполучаемая в результате образования возможность своей работой приносить большуюпользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000году — 78,6% и в 2002 году — 63,6%.
Значительнониже была оценена возможность образования как средства достижения высокогоположения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальнымдостижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенныхстудентов, в 2000 — 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добитьсяматериальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%,в 2002 году – 12,1% опрошенных.
Приоценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование даетвозможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительныйответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зренияразделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.
Профессиональнаяфункция образования открывает возможности студентам заниматься интереснойпрофессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разныхлет считают эту возможность вполне реальной.
Общекультурнаяфункция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческогодосуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободноевремя отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению слюбимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушиваниерадио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров,концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в средеобследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы былолюбимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель былравным всего лишь 3,1%.
Ценностноеотношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности,готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условиевозникновения у индивида потребности в образовании – наличие у негосоответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степениразвития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.
Профессиональныепланы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мненияродителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
Более активная рольродителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своихповзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы,заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь впроцесс обучения.
С другойстороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальномуобразованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности испособности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а попринципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемаяпрофессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным иопределяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь быпоступить».
Длясоциологии образования важно изучение и самой личности студента. Характербудущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этомотношении можно разделить на 3 группы:
1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно даетвозможность получить профессию. Они хотят работать именно по этойспециальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именнов ней.
2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у нихуже другое — для них учеба выступает в качестве инструмента, возможнойстартовой ступени.
3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессииразмыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двухгрупп.
Типы культуры, поведения ивсего образа жизни студентов:
1) Коллегиалы — общественники, которые отличаются активностью встуденческой жизни и тратят на это много своего времени.
2) Профессионалы — для которых будущая работа, профессия — самоеглавное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.
3) Академики — будущие преподаватели университетов.
4) Нонконформисты — аристократическая богема, золотая молодежь,которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.
Современным студентам характерно:
Потребительское отношение к жизни (немедленноеудовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться.Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета илидаже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонностьторговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучениедолжно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются сусердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшегообразования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанностьжеланий, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокаясамооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальноеравнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний – вниманияудостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущимзаработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объемуинформации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Ониживо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты ичто потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителейв их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасноориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к техническойнекомпетентности других).
Стремясь завершить обучение в вузе итаким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования,большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социальногопродвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующейпсихологию социального продвижения.