Введение.
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов — от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором. Понятие «молодежная субкультура» стало популярным, ученые и журналисты все чаще и чаще используют его в своих работах, в которых обращаются к действиям, происходящим в молодежной среде. Тема субкультурного развития рассматривается многими социологами, психологами, в последнее время данный вопрос все более актуален в научных кругах. Примером могут служить работы отечественного психолога М.В. Розина, который занимался проблемами молодежной субкультуры хиппи. Среди других авторов, которые обратились к данной проблеме можно выделить А.И. Мазурову, П.В. Разина, О.Г. Заярную и др. Многие из них старались описать символику и поведение субкультур, пытались добраться до сути проблемы, ответить на вопрос — почему подростки вступают в молодежные неформальные объединения, какие потребности удовлетворяют эти самые субкультуры? Сегодня неоднозначность процессов, которые происходят в молодежной среде вызывают множество споров, но, наш государственный аппарат уделяет недостаточно внимания проблемам молодежи, не смотря на то что существует Российская специфика формирования субкультур в нашей стране. Это прежде всего социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних десятилетий и обнищание основной части населения. Молодежь — будущее страны, и, соответственно, если государство не уделяет молодому поколению необходимого внимания, то ставит свое будущее под удар. Субкультура — понятие наиболее хорошо характеризующее современных молодых людей, именно поэтому данный феномен наиболее популярен и актуален. Чтобы понять молодежь, повлиять на нее, необходимо изучить, понять сущность субкультур.
3
1.Понятие субкультура и история возникновения данного феномена.
Для начала следует понять, что же скрывается под термином культура. Словарь русского языка С.Н.Ожегова дает нам следующее определение: «Культура — совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.»В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.В работах занимающихся изучением сходных феноменов можно встретить следующее определение субкультуры. Субкультура — система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура».Йингер трактует контркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью которого» эта группа является».Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.Хотя понятия субкультура и неформальные молодежные объединения несколько различаются, но в нашем исследовании они будут употребляться как синонимы.Под субкультурой здесь понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.
Достаточно часто последние – хиппи, панки, рэйверы и другие – представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из иных культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50-60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур. Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.
Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры (это можно назвать «культурным мифом» или «культурной утопией»). Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» были буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и др. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры
4
очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».
Что же было источником конструирования «культурных мифов« в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные движения, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, организация отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархо-пацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.
Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране — вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х -60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Второй всплеск контр культурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали появляться первые рок группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа.
Буквально взрыв контр культурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контр культуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.Уже к середине 90-х годов контр культурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли, остальные перемешались.
5
2. Основные аспекты, раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности.
2.1 Видовые особенности молодежных субкультур.
Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности.
Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Нами предложена следующая их типология:
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминально-делинквентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки) и экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.
Большинство современных исследователей отечественных молодежных движений обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80 — 90 гг. Ситуация начала XXI в., когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в провинции гораздо меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурная активность является характерной чертой молодежи больших городов.
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.
Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.
Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными). Работая в школе, а затем в вузе, автор сталкивался с хиппи, делавшими глубокие и информативные сообщения (или
6
рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника. В Омске культура хиппи находится в упадке после периода некоторого подъема в конце 90-х. Частично она вытеснена субкультурой ролевиков.
Индеанисты
Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В Омске данная субкультура представлена слабо.
Толкинисты и ролевики
В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. В Омске это движение принято связывать с топонимом «Парк Победы», в среде ролевиков более известном как «Полигон»*. Начало движения у нас приходится на год 1995-96. Омские толкинисты и ролевики активно участвуют во всероссийских слетах и фестивалях. На фоне прочих субкультур данная в нашем городе может считаться вполне процветающей.
Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.
В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным.
7
Можно констатировать, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Байкеры
С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.
Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, – можно рассматривать как своеобразный эскапизм. [8, 95-96]
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг. [4, 125-126] В Омске есть региональный байк-клуб и, насколько мне известно, летом этого года в городе даже проводилось некое мероприятие под названием «Байк-шоу», по слухам, имевшее резонанс.
Растаманы
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых,
8
проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи (подробнее о растаманах см. в статье О.Ровинской).
Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки реггей (зародилось в 60-е гг. на Ямайке) [4, 123-125]. Сказанное во многом справедливо и для Омска с той оговоркой, что у нас к растафари себя нередко причисляют просто потребители травки со стажем.
Хакеры (компьютерные фанаты) — субкультура, в Омске находящаяся еще в процессе формирования. В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
Рэйверы
Из субкультур, названных нами гедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров – к спортивным субкультурам, мы полагаем, что общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстэзи», «скорость»). Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые фигуры рэйв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В Омске последние годы характеризуются заметным подъемом клубной культуры: увеличилось число площадок, систематически приглашаются и выступают ди-джеи с мировыми именами. Насколько это связано с подъемом рэйв-культуры в целом однозначно сказать сложно.
Роллеры
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как
9
правило, дети из обеспеченных семей. Их численность в Омске на момент публикации (2005г.) — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь высокой ценой роликов и аксессуаров.
Панки
Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим или даже радикально-деструктивным – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится к панкам. Влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветсткой России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для России скорее редкость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур: футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков – так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал или трэш-метал). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами. На Западе панк-культура оказала огромное влияние на развитие других течений и породила множество собственных. Среди таких ответвлений есть и относительно «просоциальные» – например straight edge (SxE).
Нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Примерно с середины 90-х гг. можно говорить о наличии сатанистской субкультуры и в России. В Омске данная субкультура не представлена вовсе или представлена крайне слабо. Те, кого у нас принято называть «сатанистами» в гопнической среде, сами себя к таковым относят редко и скорее являются поклонниками готик- и блэк-рока (т.н. готами).
Гопники
Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомяуть т.н. «гопников», «группировочников», или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию [8, 95-96]. На распространенности гопничества в городе Омске специально, видимо, можно не останавливаться.
Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.
10
2.2 Три «волны» в эволюции неформальных организаций и контркультура.
И.Ю.Сундиев разделял историю «самодеятельных движений» (неформальных организаций) на три своеобразных «волны». Он пишет: «нередко все инновации в молодежном движении середины века ассоциировались со «стилягами» – эпатажной и контркультурной группой городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» т.н. «неформалов». Главным достижением этой «первой волны» стало значительное оздоровление общественного сознания, ломка стереотипов периода «культа личности».
«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – c середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную свою оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 70-х годов) большинство молодежных объединений начинают приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, квазиинтернационализм, ориентированность, на внутренние проблемы. В молодежную среду входят и постепенно становятся модными наркотики».
Особую популярность приобретают всевозможные мистические, эзотерические, трансцендентные учения, верования и т.п. Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией» [5,159].
Стихийно возникающие молодежные группы называют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С точки зрения Лисовского, наиболее адекватным представляется термин «самодеятельные объединения»; и вот почему:
«1. Так как они складываются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными. 2. В большинстве заняты каким-то видом деятельности в расчете на реальную отдачу». Вот почему термин «неформалы» является не совсем точным.
Эти объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мэйнстримовским формам культурной жизни. Для простоты в данной работе лучше все-таки остановиться на термине «неформалы».
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в западных странах резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Это приводит к изменению этнического состава европейских стран. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое «подпитывают» движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом «Россия для русских». К ним примыкают подростки 14 — 16 лет, их лидерам не более 20 — 23 лет. В основной своем массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они — учащиеся ПТУ.
11
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединенийборются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются «зеленые» — экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. Однако, в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные культуры начинали претендовать на некую универсальность. Они выходили за рамки собственной культурной среды и провозглашали ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких культурных феноменов используется понятие «контркультура».
Контркультура — это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.
В качестве примеров контркультуры можно назвать движение киников, ранний буддизм, раннее христианство. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму. Оно провозглашало идеи братства, равенства, справедливости, которые шли вразрез с принятой в Риме системой ценностей и укладом жизни. Поэтому христианство на протяжении первых четырех веков своего существования было запрещенной, нелегальной религией. В конце 4в. Христианство становится государственной религией римской империи, т. е. из контркультуры превращается в официальную, господствующую культуру Рима, а затем и всей средневековой Европы. Таким образом, контркультура выступает катализатором культурно-исторического процесса, она заключает в себе возможность преобразования культуры, обладает потенциалом ее обновления.
Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 — 70-е гг. в период массового молодежного движения на Западе. Это было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии — все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.
Молодежная контркультура не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.
В настоящее время проявлением контркультуры на Западе можно считать движение антиглобалистов. Они выступают против экономической и культурной глобализации, против транснациональных кампаний, резкого разделения стран на богатые и бедные, социальной поляризации в современном мире. О том, что современный мир очень поляризован, красноречиво говорит тот факт, что 358 самых богатых людей планеты получают столько же доходов, сколько 3 миллиарда человек, т. е. половина населения планеты. Уровень жизни в развитых странах в 60 раз выше, чем в развивающихся. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной специфики, унификации образа жизни, превращению целых народов в копию американского стандарта.
12
Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.
Последнее время широкое распространение получили различные религиозные течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные религиозные секты и учения. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.
2.3 Мотивы участия молодежи в субкультурах. Необходимо преодолевать существующие в сознании многих людей стереотипы, создающие ошибочное представление о «неформалах» как о подростках, инфантильных молодых людях, интересы и заботы которых и нестандартность поведения являются якобы лишь «детской болезнью», обязанной уйти с возрастом. Уйти в «неформалы» молодых людей побуждает внутренние одиночество, потребность в друзьях, конфликты на учебе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше» [3,55]
Конечно, по мере взросления многие уходят из неформальных групп. Однако, как показывают наблюдения и социологические исследования, возраст многих членов объединений сильно варьирует – от 12 до 25-30 лет. Среди них представители различных социальных групп – инженерно-технические работники, студенты, рабочие, учащиеся, встречаются даже пенсионеры [5,169].
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно, аргументировано спорить, действовать по убеждению, а не по традиции.
Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того, чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три «модели» отношения к «неформалам»:
1. не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием;
2. более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали;
3. считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания [2,120].
Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление
13
улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:
одиночество – 27%;
непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы: стремление к защищенности;
обособленность;
подражание, группирование;
свобода;
эмоциональная насыщенность общения;
стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша «упражняется» в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
3.Проблемы современной молодежной субкультуры. Политический аспект.
Известно, что в социализации личности, как в общечеловеческом явлении, особое место зани-
14
мает социализация политическая, представляющая собой процесс формирования политического сознания, политических взглядов, политического участия и поведения, т.е. всего того, что можно
назвать политической культурой гражданина. Политическая социализация может рассматри-
ваться и как целостный политико-культурный процесс, и как феномен, относящийся к отдель-
ным социодемаграфическим группам и реализуемый в формировании политической субкуль-
туры. Среди таких субкультур выделяется политическая культура молодёжи, представляющей
собой не только демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и ресурс конструирования
и воспроизводства политической системы. Социология, которая изучает молодёжные субкуль-
туры с точки зрения групп, различающихся, прежде всего, по возрастному принципу, вклю-
чает в эту социально – демографическую группу лиц в возрасте от 14 – 15 до 28 – 30 лет. Объек-
том исследований этой науки стали молодые люди, переживающие сложный период взросления.
Как известно, это время интенсивного развития биологических, физиологических и психологиче-
ских особенностей человека, время его включения в процесс усвоения социально – значимых
ролей, необходимых для успешной адаптации в современном быстро меняющемся мире.
Молодёжь во второй половине XX – начале XXI вв. заняла гораздо более активную позицию
в обществе, нежели в предыдущее время. Это связано и с увеличением срока жизни людей, в
результате чего сместились границы взросления и замедлился процесс вступления в самостоя-тельную общественную жизнь, больше внимания стало уделяться образованию при одновремен-
ном отсутствии острой необходимости в параллельном занятии трудовой деятельностью. Из-
менился и общественный статус молодых людей: часто они уже перестали быть детьми чисто
внешне, но продолжают ими оставаться по сути своей. В рамках корпоративной субкультуры
они всё активнее демонстрируют своё специфическое отношение к окружающему их миру. При
этом, значительная часть молодёжи сегодня, как, впрочем, и в прошлом, не обладает социальным опытом, имеет крайне низкий уровень политиче-
ской культуры и не занимает устойчивых позиций в иерархической структуре общества.
Для понимания социально – культурных различий внутри этой социально-демографической
группы недостаточно использовать только количественные характеристики. Важную роль игра-
ют и качественные факторы, такие как образ мыслей, характер и содержание поведения, ус-
военные молодыми людьми социальные нормы, смыслы, значения и ценности. Между тем, пра-
вомерно говорить и о наличии специфической молодёжной субкультуры, характерной для этой
группы общества в целом. В широком смысле слова под субкультурой понимается частичная
культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, иерархию цен-
ностей и менталитет её носителей. Иными словами, субкультура – подсистема в системе куль-
туры. Это «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Она
формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия,
15
социальная группа или местожительство»1. Ценности субкультуры не означают отказа от
культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё.
Практика показывает, что большинство общества, как правило, относится к субкультурам с не-
доверием. В современной литературе различаются традиционалистские и инновационно – аван-
гардные субкультуры. К традиционалистским относятся субкультуры профессиональные, воз-
никающие как позитивная реакция на материальные потребности общества. Появление инно-
вационно – авангардных субкультур связано с неприятием, а иногда, и с отрицанием «базовой»
культуры общества. Для обозначения социально– культурных установок, противостоящих фун-
даментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура». Моло-
дёжная контркультура, по признанию исследователей, «предполагает сознательный отказ от
системы традиционных ценностей и замену их иными, связанными со свободой самовыраже-
ния, личной причастностью к новому стилю жизни. Её основной девиз – счастье человека,
понимаемое как свобода от внешних условностей, от показной добропорядочности»2.
Возникновение современной молодёжной контркультуры в нашей стране, а молодёжная
субкультура изначально заявляет о себе именно как контркультура, связывают с наступлением
эпохи постмодерна (60 – 70 годы ХХ века).Принято считать, что в некотором отношении
молодёжная контркультура является прямым социальным выражением идей постмодерна.
Имеет смысл заметить, что под постмодерном в данном случае имеется в виду некоторое со-
стояние общественного сознания, умонастроение, широкое культурное течение в первую очередь творческой интеллигенции, интеллектуальной
элиты, а затем уже и остальной культурной общественности, где молодёжь занимает передовые
позиции. Это особый тип менталитета, «постмомодернистская чувствительность»3, специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно –
следственных связей и ценностных ориентиров. Иными словами, это состояние сознания, когда
на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а
глубоко эмоциональная реакция современного человека на окружающий его мир.Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры в модели субъективности че-
Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: мате-
риального мира и мира сознания, Рельеф этой границы определяет субъективность человека. Общество состоит из людей, что даёт нам основание говорить о субъективности общества в це-
лом. Между тем, социально – психологическая жизнь общества протекает на границе этих двух
миров. Но поскольку сами миры бесконечны, то бесконечна и граница между ними. Культура
общества в данной конструкции – лишь ограниченный участок этой границы, контркультура –
другой, находящийся поблизости участок, суб-культура – участок, с ней пересекающийся.4
Россия сегодня продолжает существовать в условиях многоукладной экономики и культуры,
где императивы рыночной эффективности и пользы дополняются и корректируются иными,
касающимися других измерений нашего бытия, факторами. В свое время М.Вебер наряду с
прагматической рациональностью в человеке видел и рациональность ценностного типа, когда
16
субъект в своих действиях руководствуется не
только соображениями экономического расчета и прибыльности, но и представлениями более высокого духовного порядка, связанными с такими понятиями, как честь, совесть, патриотизм,
жертвенность и т.д. По мнению ряда социологов современное российское общество, всё больше
теряющее традиции централизованного планирования и управления всеми сферами жизни,
приобретает черты, свойственные западным социально – экономическим системам. Реальными
стали понятия всеобщего риска индивидуализированного социума, функционирование которого
характеризуется ростом нестабильности, неопределённости, непредсказуемости, неуверенности,
напряженности.5В подобной ситуации молодёжь, как наиболее
динамичная и креативная общественная группа, создаёт множество новых индивидуальных сти-
лей жизни, способов поведения и выходов из неопределённости с целью снижения рисков не-
удач и неуспехов. На наших глазах из жизни уходит идея модерна с его культом разума и
прогресса, освобождая место безличным силам социальной и национальной мифологии, пола-
гающим, что истины нет, а раз так, то всё позволено. В таком же постмодернистском смы-
словом поле мировые религии уступают место сектам, традиционные государства – сетевым
структурам, искусство – имитациям.Демократизация общественно – политических
отношений, случившаяся в 90-е годы прошлого столетия, создала условия для привлечения мо-
лодёжи к участию в общественных движениях, бизнесе и даже к работе во властных структу-
рах. Однако она, в подавляющем своём большинстве, проявила и продолжает проявлять
равнодушие ко вновь открывшимся возможностям, а процесс социализации усложнился в си-
лу тех проблем и противоречий, которые переживает в целом российское общество. Нельзя
сказать, что эта ситуация не ощущается на государственном уровне. Достаточно назвать такие
программы, как «Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федера-
ции», «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2012 го-
да», «Патриотическое воспитание граждан Росийской Федерации на 2006 – 2010 годы» и не-
которые другие.В широком теоретико-методологическом аспекте проблемы социализации, в том числе социализации политической, активно рассматриваются современными отечественными учёными.Иными словами, вниманием эта тема не обойдена и, казалось бы, процесс социализации контролируется и государством и общественностью в лице отдельных структур гражданского общества и науки. Между тем, ситуация с политиче-
ской активностью и участием молодёжи в обеспечении самопроизводства и самоконструирова-
ния политической системы вызывает опасения. Специфика российской реальности состоит в
том, что политическая социализация инициируется и реализуется сверху через государственную
молодёжную политику и соотносится с направлениями административной реформы и реформы
местного самоуправления. Национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Дос-
тупное жильё» при всей своей серьёзности, необходимости и пользе объективно сковывают
17
не
всегда положительный, но всегда активный заряд инициативы, столь свойственный молодым
людям, перекладывая её на плечи государства.Рекрутирование молодёжи политическими
партиями привело к появлению таких молодёжных движений, как «Наши», «Идущие вместе»,
молодёжных организаций небольших политических партий – КПРФ, «Справедливая Россия»
и т.д. Особо можно выделить общероссийскую общественную организацию «Российский Союз
молодёжи» (РСМ), главными задачами которой являются активизация молодёжи в общественной
жизни, обеспечение диалога молодёжи и власти, представление интересов этой социальной группы в обществе, СМИ, властных структурах. Однако деятельность этих молодёжных объеди-
нений проявляется в основном на выборах всех уровней, в протестных акциях, в благотвори-
тельных, миротворческих, экологических движениях. Молодёжь активизируется в экстре-
мальных ситуациях – террористические акции, межэтнические и этнополитические конфликты,
природные или техногенные катастрофы. В постоянной же работе подавляющее число моло-
дых людей участия, как правило, не принимает.Популярность контролируемых сверху органи-
заций невелика. Их деятельность, в основном, носит закрытый характер и проявляется в ходе
ангажированных акций. Любая спонтанная попытка самоорганизации встречается с массой
труднопреодолимых препятствий, среди которых главными выступают финансовое и организацинное обеспечение. Приходится признать, что в современных реальных обстоятельствах значительная часть молодёжи вообще остаётся в сто-
роне от участия в каких – либо общественных и политических акциях. Речь идёт о так называе-
мых «маргиналах», количество которых достигает нескольких миллионов. Как пишут амери-
канские специалисты по России Д.Ергин и Т.Густафсон, «молодёжные группы маргиналь-
ного типа образуют малоизученный новый подкласс общества, создающий собственную суб-
культуру и недоступный воздействию со стороны официально существующих организаций.
Именно в таких группах моральные ценности подвергаются наибольшей эрозии»6.
Во многом социальные нормы и ценности молодёжи, особенно ценности политические, опре-
деляются идеологией складывающегося в России нового политического класса. Часть российской элиты, ориентированная на Запад, во многом принимает и разделяет взгляды Западного общества. В этих взглядах, например, демократиярассматривается не как ценностная структура, опирающаяся на примат политического суверенитета народа, а как технологическая система, прямо отрицающая этот суверенитет в пользуотношения к народу как к обрабатываемой массе. Технологическая парадигма меняет не только отношение элиты к электорату, но и саму элиту как носителя властных функций. Технологический подход в политике, например, означает, что её субъект – это тот, кто не имеет устойчивой идентичности, собственных взглядов, убежде-
ний, принципов. Он готов непрерывно подстраиваться под ситуацию, руководствуясь лишь
стремлением сохранить и укрепить свои властные функции. Масса в этой схеме представляет-
ся объектом манипуляций и экспериментов. Народ лишается статуса устойчивой коллективной
личности, сохраняющей на протяжении длительного исторического периода свои уникальные национальные качества. Оказалась втянутой в эту сложную систему
18
политических взаимоотношений и российская молодёжь.Глобализация, вошедшая в российскую жизнь
особенно интенсивно после событий 1991 года, еще более оторвала эту часть элиты от народа,
способствуя денационализации этой группы и переориентации её на вненациональные центры
власти и влияния. Понятие политического суверенитета масс уступает место законам глобали-
зации, с которыми «современные» элиты должны считаться больше, чем с мнением собственно-
го национального большинства. Дистанцируясь от масс, такая элита вынуждена заниматься ук-
реплением исполнительной власти за счет всемерного ослабления законодательной, которая в
силу своего положения вынуждена в той или иной степени демонстрировать свою заботу об
интересах и настроениях масс. В материальном отношении элита этого типа обретает всё боль-
шую независимость, выводя свои активы за пределы собственного отечества и интегрируясь,
таким образом, в состав мировой интернациональной элиты. Это соображение относится к
любому представителю российской политического класса данного типа, будь он профессиональ-
ный политик, крупный бизнесмен, актер, художник или спортсмен. Сегодня трудно удивить
кого-нибудь тем, что политик является совладельцем акций могущественной компании, а пе-
вица или футболист вкладывают деньги в тот или иной бизнес. Молодёжная субкультура в описанной выше ситуации превращается в некоторое искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в подобных условиях не приходится, тем более,
что общекультурный уровень других возрастных и социально – демографических групп населе-
ния постепенно снижается. Коммерциализация средств массовой информации, а в какой – то
мере и всей художественной культуры, формирует определённый образ субкультуры не в
меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья, школа, система высшего образо-
вания. Молодёжь, несмотря на определённую и вполне естественную генерационную замкну-
тость, живёт в общенациональном социальном и культурном пространстве. Кризисные явления в
обществе не могут не отражаться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Если при этом учитывать колоссальное влиянии средств массовой информации, в особенности
телевидения, то можно понять почему часто молодёжная субкультура просто повторяет телеви-
зионную, которая «лепит под себя» удобного зрителя. Телеигры такие, как «Слабое звено»,
«Последний герой», «Как стать миллионером» и другие последовательно формируют у молодых
людей американские установки типа «Каждый за себя, Бог за всех». Девиантные нормы пове-
дения – немотивированная жестокость, наркотики, нетрадиционные сексуальные отношения
(гомосексуализм, лесбиянство), однополые семьи всё чаще встречаются в нашем обществе,
особенно в крупных городах. Можно предположить, что в там, где часть политического класса
разделяет и принимает ценности Западного мира, какая-то группа молодёжи, в силу социаль-
19
ной инфантильности, последует за ней.Другая часть элиты ориентирована на сохра-
нение лучших традиций российского общества сего идеями патриотизма, коллективизма, нацио-
нальной и конфессиональной толерантности.Для неё традиционным является позитивный
взгляд на испытанные историей методы управления и формы организации власти, как наибо-
лее рациональные и отвечающие общечеловеческим нравственным ценностям. Все современные государства претендуют на звания демократических, не всегда при это придерживаясь единого мнения о содержательной сущности этой катего-
рии. Вместе с тем, хотя преимущества демократии, как средства выражения политических от-
ношений, представляются большинству очевидными, в этом вопросе не существует единства
взглядов. Абсолютная ценность и всеобщая при-годность демократических институтов и механизмов в последнее время ставятся под сомнение. Более эффективными и подходящими для определенных конкретно-исторических условий и нацио-
нальных особенностей некоторых социумов признаются, напротив, авторитарные методы управления, предпочтение отдаётся жесткой вертикали власти и всеобъемлющему контролю сверху.Здесь следует отметить, что обычно авторитарные методы используются в критические переломные периоды истории, как писал А.Блок, в её «минуты роковые». Это чаще всего происходит в странах с обширными и плохо управляемыми территориями (отсюда следует необходимость сильной центральной власти) и относительно бедным населением (в этом случае возникает необходимость поставить под жесткий контроль государства все материальные ресурсы и решительно пресекать неизбежные проявления
недовольства и оппозиционности).Всё настойчивее сегодня в кругах политиче-
ской элиты Запада, да и в нашем отечестве, муссируется идея о том, что демократия исчерпала
свой позитивный управленческий ресурс, что её недостатки начинают перевешивать её преиму-
щества в условиях постиндустриальной цивилизации. Заявляя, что в начале нового тысячелетия
демократия всё явственнее обнаруживает свою нетехнологичность, затратность, громоздкость и
беспомощность при решении встающих передчеловечеством проблем, американский философ
профессор Ф.Петит, например, пишет: «Эра демократии заканчивается, мир вступает в прин-
ципиально новую полосу развития»7.О необходимости поиска иных форм власти и
механизмов управления, более действенных политических институтов, отвечающих современ-
ным реалиям, высказываются сейчас многие видные представители научной и даже творче-
ской элиты. Можно сослаться и на заявления подобного рода и значительно более раннего пе-
риода, в том числе принадлежащие крупным русским мыслителям. Н.А.Бердяев, например,
еще в начале ХХ века, отмечая формальный характер демократии, которая «равнодушна к доб-
ру и злу», не обладает «твердыми критериями истины» и «раскрыта для свершения всех це-
лей», писал: «Демократия в силах только механически суммировать волю всех, но общей воли,
органичной воли народа от этого не получается… Демократия провозгласила свободу выбора,
но нельзя долго задерживаться на этой свободе, нужно ею воспользоваться, нужно сделать выбор правды, подчиниться какой-то истине. А это выходит за пределы демократии. Единственным оправданием демократии будет то, что она сама себя преодолевает. В этом будет её правда. Современные демократии явно вырождаются. Веры
20
в спасительность демократии уже нет»8. Действительно, в современной России демократия в
том виде, в котором реализуется в наши дни, не только не решает сложные проблемы, возни-
кающие в обществе, но добавляет новые. Неслучайно в массовом сознании понятие «демократ»
носит негативный характер. На фоне общественных настроений в пользу сильной власти, спо-
собной покончить с политической аморфностью и духовным кризисом становится популярным
тезис об «управляемой» или «суверенной» демократии, выражающий идею необходимости огра-
ничения определенными рамками прав и свобод граждан и регулирования их проявлений в слу-
чаях, когда они могут вызвать социальную нестабильность, конфликтность. Требования о по-
вышении контролирующей функции государства подкрепляются ссылками на ту исключительную
роль, которую она всегда играла в России в силу её геополитических условий и многонациональ-
ного характера. Традиционно диктаторский режим российской государственности объясняется
объективной необходимостью борьбы за выживание в чрезвычайных условиях исторического
бытия, отражения многочисленных внешних агрессий и защиты от внутренних раскольнических и сепаратистских движений. Стоит подчеркнуть, что идеи такого рода возникают в не-
драх правящей политической элиты, откуда с помощью средств массовых коммуникаций пред-
лагаются на рассмотрение широких слоев российской общественности. Воспринимает эти идеи
и российская молодёжь, ещё более теряясь в сложном и запутанном мире высокой политики.
Коренные перемены, случившиеся в России в конце ХХ столетия, существенно повлияли на
экономическую и политическую стороны жизни россиян и значительно меньше затронули созна-
ние и мышление людей. Говоря о характере русского народа, который формировался веками и
меняется не за 15 – 20 лет, а в ходе смены поколений. Известный русский философ Н.А.Лос-
ский писал, что россияне привержены традиционным ценностям, что им свойственны религиоз-
ность и связанное с ней искание абсолютного добра и смысла жизни. Что свободолюбие, доходящее до склонности к анархии, сочетается у них с
признанием правомерности и полезности деспотической власти, что им претит умеренность и рационализм западно-европейского типа9.Фетишизация государственной власти и сильного лидера остаются и в наши дни ведущими чертами российского менталитета. Пред-
ставление о том, что правительство всесильно, что от него зависят и счастье, и несчастье насе-
ления, по-прежнему повсеместно царит в народных массах, присутствует оно и в сознании мо-
лодых людей. По данным ВЦИОМа, 48% граждан, отвечая на вопрос о том, кто для них пре-
зидент России, заявили: «это мудрый политик, отец нации. Иными словами, примерно половина
нашего общества ориентирована на чисто патерналистскую модель, при которой мы могли бы
«жить – не тужить» под покровительством мудрого национального лидера»10. Россия
21
вступила
в XXI век со своими специфическими проблемами. С одной стороны, российские граждане
имеют возможность делать всё, что не ограничивается рамками закона, ибо августовский пере-
ворот дал стране действительную свободу. Сегодня трудно, а молодёжи даже невозможно пред-
ставить, что совсем недавно людям приходилось скрывать свою религиозную, политическую и
любую другую ориентацию. Коммунисты, монархисты, националисты, атеисты – все равны в
современном общественном пространстве за исключением, правда, тех, кто с помощью мил-
лионов долларов в состоянии создавать собственные субкультурные образования, коммерче-
ские, игровые и даже криминальные сетевые ресурсы в рамках Всемирной паутины, расши-
ряя её виртуальное пространство до реальных площадей и улиц. Как результат – юные «эмо»,
«готы», «скины» и другие группы, не говоря уже о кришнаитских напевах или ирландских
танцах на улицах столичных городов. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным отражением культурно-политической действительности. Рост информированности молодых людей, усвоение ими новых
достижений культуры способствует расширении их познавательных возможностей, более полно-
му постижению ими своего общественного бытия, более рациональному осмыслению сущест-
вующего строя, его сущности и законов, принципов и приоритетов, целей и задач, способов
организации и функционирования политической и общественной жизни.
Усложнение общественной жизни, усиление её противоречивости, неравномерное распреде-
ление образования, культуры и информации среди вступающего в жизнь нового молодого
поколения создают часто труднопреодолимые познавательные барьеры, затрудняют осмысле-
ние молодёжью сущности общественно-политического и культурного бытия. Молодым людям
становится все труднее разбираться в том, что происходит вокруг них, охватывать социальные
процессы в целом, отражать их в системном виде, адекватно оценивать общий характер куль-
турных событий и политических проблем. Бессознательное – в смысле непонимания до конца
сущности происходящих в социуме процессов начинает доминировать при формировании их
отношений к окружающей действительности. Складывается, развивается и модифицируется
подсознательный культурно-исторический пласт, который определяет гражданскую идентичность
личности. Одним словом, наряду с возрастанием информированности молодёжи, рациональным
освоением ею культурно-политического пространства растет и её бессознательная адаптация
к окружающей действительности. В определенных условиях такая амбивалентность политиче-
ского сознания создает предпосылки для манипулирования этой социальной группой, когда
сознательные установки в результате воздействия на неё превращаются в бессознательные и
наоборот.Сегодня приходится констатировать, что представители российской молодёжной субкультуры в своих политических пристрастиях тяготеют к выработке собственных групповых идеалов значений и символов, регулирующих их
адаптацию и пребывание в обществе. Активности и стремление к самовыражению, свойственные молодым людям, побуждают их к введению атрибутики, которая бы ещё прочнее закрепляла и определяла человека как члена определённой
22
групповой субкультуры. Между некоторыми молодёжными группами отношения строятся по
принципу контркультуры, когда члены одной из них не принимают взгляды и установки другой.
Это явление имеет смысл рассматривать в контексте закрепления внутригрупповых отношений
как один из элементов самоидентификации.Однако высокая степень обособленности мо-
лодёжных групп, объединённых на основании пока ещё чуждых России политических и нрав-
ственных ценностей, ведёт к снижению их политической активности и деформации социальных
интересов их членов. В результате, мы наблюдаем растущее число так называемых социальных
маргиналов, молодых людей, выпавших из устойчивых социальных образований и ищущих
себя там, где их представления и идеалы разделяются ровесниками. С одной стороны, эта кате-
гория граждан таким образом избегает состояния неуверенности и социальной фрустрации, с другой, становится удобным контингентом для привлечения к участию в разного рода общественных движениях, в том числе и деструктивного плана, таких как националистические, неонацистские и иные. Случайные, разрозненные наблюдения за
представителями молодёжной субкультуры России, с каким бы числом их не встречался иссле-
дователь, служат ненадежной почвой для обобщений и выводов о молодом поколении в целом.
Общие для всего народа представления, ценности, нормы поведения запечатлеваются и хра-
нятся в национальной культуре. Исторический путь, пройденный россиянами, отложился в их
социальной памяти и сегодня оказывает сильное влияние на формирование традиционных уста-
новок их культуры. Культурные установки – это социально обусловленные нормы мышления и
поведения. Их нельзя считать передающимися генетически по наследству личностными качест-
вами характера, и они совсем не обязательно воплощаются в реальном поведении всех или
большинства членов общества. Они складываются исторически, и, проявляясь в культуре, изме-
няются вместе с ней от эпохи к эпохе, сохраняя при этом известную устойчивость, проявляю-
щуюся в форме этнокультурных стереотипов, вкоторых находят выражение обыденные, подчас
поверхностные представления о той или иной национальной культуре. Однако эти стереотипы
являются культурным феноменом, играющим существенную роль в общественном сознании и
самосознании масс. Люди вольно или невольно воспринимают их как образцы, которым необ-
ходимо соответствовать, что, в свою очередь, способствует закреплению черт, заложенных в
стереотипе.
Важным элементом современного общества стал информационный социальный контроль.
Человек социализируется теперь под влиянием информационных каналов, хотя влияние семьи и
школы не потеряло своего значения. Человек не строит свою идентичность самостоятельно,
23
однако если раньше идентификация происходила под воздействием, так называемых «значимых других», в первую очередь, в ближайшем окружении, то сейчас идентичность человека создаётся под воздействием телевидения и других средств масс медиа. Ложные потребности, внедряемые в массовое сознание через СМИ, заставляют человека «вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие»11.
Юность всегда выступает как период принятия ответственных решений, подчас определяю-
щих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смыс-
ла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание
своей семьи. Молодым людям свойственен макимализм суждений, своеобразный эгоцентризм
в мышлении, пренебрежительное отношение к советам старших, а иногда даже и открытое про-
тиводействие последним. Они вынуждены опираться на моральную поддержку ровесников, что
часто становится причиной юношеского конформизма, они легко поддаются влиянию моды, бы-
стро усваивают новые стили поведения. Даже преступления среди молодёжи чаще всего носят
групповой характер. Политическая социализация в этих условиях представляется сложней-
шим и противоречивым процессом, который, на наш взгляд, не может быть пущен на самотёк, а
должен всегда оставаться в центре внимания и государства, и общества и науки.
24
Заключение.
Присоединение к неформальной группе — нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.
Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.
Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно.
Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
В целях такой просветительской деятельности, я планирую подготовить брошюрку для родителей и педагогов с описательными характеристиками субкультур, которые есть в городе Полярном.
25