Реферат по предмету "Социология"


Основы социологии 2 Предмет метод

.;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;.;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;.;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;;;;;;;o;;;;;;o;;;;;Тема 1. Предмет, метод, структура и функции социологии
Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: «Социология—это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первых социологов античности называют социальными философами.
Социология долгое время отождествлялась с социальной философией. Одна из трактовок: «социология есть наука о законах и движущих силах развития общества". Социология, по сути, отождествлялась с историческим материализмом.
К. Маркс проанализировал процесс развития человечества и пришел к выводу, что гражданское общество рождено только на определенной стадии исторического процесса, К. Маркс определил гражданское общество как некую грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов". По его словам, если взять определенное гражданское общество, можно получить определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.
Долгое время в русской социологии в качестве объекта социологии рассматривалось общество в целом. Появление человека как гражданина связано лишь с определенным этапом развития общества. «Гражданское общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества".
Длительное время больших различий между объектом и предметом социологии не делалось, потребовались годы, для формулировки того, что предмет науки — это та грань ее объекта, которая определяет содержательную, сущностную ее сторону.
В начале 1990-х гг., были выдвинуты новые концепции, претендующие на глубокое осмысление, описание и характеристику происходящих изменений в обществе.
Приобрели вес так называемые глобалисты — социологи. Они претендовали на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с геоэкономических, геополитических, транскультурных позиций. Ученые утверждали необходимость изучения социального поля, социального пространства и логики их развития.
Социологи уделяют особое внимания человеку, его сознанию, отношению к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Также уделяется внимание мотивам поведения человека в конкретной общественной ситуации, его потребностям, интересам, жизненной ориентации. Для социологии важна статистика как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится объектом изучения социологии.
Предметом социологии являются сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур.
Термин «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт (1798—1857) был философом, не особенно выдающимся, как, скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным.
Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество—настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, — человеческое общество. Науки, изучающие один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены между собой логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему.
Три науки, изучающие поведение людей повсюду, а не в какой-то узкой сфере, скажем политической или экономической, — это психология, социальная психология и социология. Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда), а социология — большие группы.
Функции социологии:
Социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. Эти функции могут образовывать производные функции, именуемые самостоятельными.
К ним относятся:
мировоззренческая,
просветительная,
прогностическая,
профилактическая,
практическая.
Теоретические основы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализировать общественные процессы.
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности человеческого сознания. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной действительности. Прирост новых знаний достигается при четко сформулированной социальной проблеме, регистрирующейся как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей. Сейчас повышается интерес к информации, которая характеризует внутренний мир людей, их намерения, ориентацию, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения в жизнь.
Управленческая функция социологии заключается в нахождении разумных способов решения общественных проблем, которые могут возникнуть в результате управленческих воздействий.
Постепенно особое место занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск конфликтов, этническая напряженность стимулировали деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса, а их данные активно используются в решении проблем малых народов, при определении пределов национальных суверенитетов.
Центральное же место отводится политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Перед специалистами по индустриальной социологии встали вопросы о наличии горообразных форм собственности, частной.
Важное значение приобретает участие социологии в рассмотрении таких проблем, как насилие и преступность в обществе.
На решение реальных ситуаций может быть направлена управленческая функция социологии. Их изучение резко увеличило значение экологических и духовно-нравственных проблем. Причем значение духовно-нравственных проблем кризисе экономике только усилил, а их роль в преобразовании жизни людей возросла.
Анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений — все это стало предметом исследовательских задач социологической науки. Наука эта предназначена обогатить теоретические воззрения о нынешнем этапе развития современного общества, а также помочь практике рекомендациями о возможностях оптимального воздействия на общественные процессы.
Структура социологии:
Теоретическая и эмпирическая социология. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации, включает в себя гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. Теоретическое знание выявляет закономерности, тенденции и перспективы развития изучаемых процессов и явлений и самой социологической науки. В социологической теории значительное место занимает понятийный аппарат. В рамках теоретического знания можно выделить теорию социологии и метасоциологию. Объект социологической науки — сама социальная реальность во всем многообразии ее проявлений, а объект метасоциологии — познавательные возможности социологии, закономерности ее развития.
Эмпирическое знание предопределено всеми видами и формами конкретной информации, которые включают в себя совокупность статистических и документальных данных. Без организованного определенным образом эмпирического знания не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения человека в демографическом, национальном, социально-правовом и других аспектах.
Фундаментальная и прикладная социология. Такое разделение социологии отвечает на вопрос, решает ли она только научные или практические задачи.
Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.
Объект и предмет специальных социологических теорий — это отдельные общественные явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые образуют гражданское общество. Они рассматривают характерные связи, существующие между всеми общественными явлениями. Выделяют экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления. Что касается экономической социологии, то нужно отметить, что такой подход имеет и большое практическое значение.
Это связано с тем, что он оспаривает сложившиеся представления о том, что экономическая жизнь не содержит в себе идеальных моментов и что экономика — это комплекс проблем, имеющих отношение только к развитию производительных сил и обусловленных ими производственных отношений.--PAGE_BREAK--
Социология управления связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов и поэтому рассматривается самостоятельно.
Уровни социологической теории:
Общая теория- совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которую изучает данная наука.
Частная теория — логически взаимосвязанная система конкретных научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.
Эмпирическое исследование- фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель — приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение известных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет.
Тема 2. Становление и развитие классической социологии
Социология — наука об обществе или учение об обществе, а впервые этот термин употребил О. Конт, который большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления. Объектом и предметом социологии является общество и вся общественная жизнь.
Совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. В разные эпохи, когда развивалась социологическая мысль, на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О. Конта включала в себя «социальную статику» и «социальную динамику».
Биологическая концепция связана с именем Г. Спенсера, который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. По его мнению, процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Он поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни.
В теории подражания Г. Тард элементарным социальным отношением считал передачу верования или желания. Его концепция была использована в теории массовых коммуникаций.
Г. Лебон занимался феноменом «толпы», где разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, а она определяет сущность и направление человеческого поведения. По его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.
Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю и Ф. Ратцелем. Они преувеличивали влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества.
В XIX в. возникла марксистская ветвь социологии. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории. Это послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций.
Э. Дюркгейм полагал, что социология не должна претендовать на „всезнайство“ об обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые образуют социальную реальность.
Г. Зиммель предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе. Ее задачей он определил изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.
Взгляды М. Вебера противоречат точке зрения Э. Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. М. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа.
Развитие социологической науки в XX в. породило много течений, которые придерживались самых различных концепций. В этом веке открывались специальные кафедры, факультеты, организовывались научно-исследовательские центры и организации, а профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.
Были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации.
Бихевиоризм на первое место выдвигал сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия. Другая характерная черта этого направления — постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов.
Теория социального обмена. В этой теории главное то, как люди постоянно желают иметь вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за многие действия, они их могут получить, взаимодействуя с другими людьми.
Символический интеракционизм. Сторонники этого подхода характеризовали представление о деятельности как о совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Феноменологическая социология. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания».
Современная зарубежная социология представлена различными направлениями.
Огюст Конт (1798—1857) был философом, не особенно выдающимся, как, скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений — позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки — социологии.
Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.
В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.
Понятие «парадигма» шире, чем понятие «теория». Любая парадигма также включает о свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки. Они могут:
содержательно отличать данную парадигму от другой;
служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы, В социологии такими категориями являются „общество“, „культура“, «личность», „социальные институты“, „социальные организации».
В теории выделяются:
основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки;
система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями;
вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.
Метатеория — это критическое изучение определяющих принципов совокупности уже аккумулированного знания, и на этом уровне устанавливается степень соответствия наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира.
Метасоциология — это анализ существующих методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов — концепций, теорий, моделей, методов и т.д. Объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии — сама социология.
Парадигмальный статус науки. Любая наука достигает зрелости, т.е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус. Тот или иной качественный этап развития науки — результат не эволюции, а революции, ключевым понятием этой концепции науки является понятие парадигмы.
Это понятие неоднозначно, также неоднозначно и отношение различных групп ученых к этому понятию. В развитии науки исследователь Т. Кун выделяет четыре стадии:
нормального состояния;
аномального состояния;
кризиса;
революции.
Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм. Мы будем понимать под парадигмой совокупность философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки(социологии).
Критерии парадигмального статуса науки. В социологии выделяются три вида парадигм:
парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого;
парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки;
парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития.
Тема 3. Социологическая мысль в России    продолжение
--PAGE_BREAK--
Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки институализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М.М. Ковалевского «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии.
Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. Основано Русское социологическое общество. Среди видных российских социологов конца XIX — начала XX в. следует отметить П.А. Сорокина, Н.Я. Данилевского, Л.И. Мечникова, П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, Н.К. Михайловского.
В 1920-е гг. развитие отечественной социологической науки шло весьма противоречиво. Многие видные ученые, в том числе и Сорокин, были вынуждены эмигрировать из страны. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Однако специальные и конкретные социологические исследования (по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры) до начала 1930-х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука нашей страны изучала такие проблемы, как:
1) методология и методика конкретных социологических исследований;
2)народонаселение и миграция;
3) труд и быт рабочих и крестьян.
В 1930-е гг. социология в нашей стране получила идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы наук и образования.
В конце 1950-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила ограниченные возможности возрождения.
В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Позже, в 1969г., организован в системе АН СССР Институт конкретных социологических исследований, позже переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии.
С 1974 г. начал издаваться журнал «Социологические исследования». Вскоре появились социологические службы на промышленных предприятиях.
Начали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, молодежи, семьи.
Завершение процесса институализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными изменениями во всей общественной жизни страны начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения, а также ряд независимых социологических служб.
Социология вошла в структуру высшего образования. Появились широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.
Широкое признание получили работы многих современных российских социологов (Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, и многих других).
Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М.А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель.
Тема 4. Современная западная социология: основные направления
и проблемы
Феноменологическая социология А. Щюца. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания». На развитие этой дисциплины огромное влияние оказали труды австрийского философа Альфреда Щюца. Здесь рассматривается проблема «интерсубьективности», другими словами, то, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Эти анализы интерсубъективности составили фундамент «социологии обыденного знания».
Символический интеракционизм делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого я и общества. Символический интеракционизм стремится к описанию взаимодействий человека и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу. Сторонники символический интеракционизма характеризовали представление о деятельности как о совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Американский ученый Джордж Герберт Мид является создателем теории символического интеракционизма, в основе которого лежит представление о социальной деятельности как и направление человеческого поведения. По его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.
В настоящее время социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.
Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой – собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм — Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.
В России проблемами эмпирических исследований занимались Г.В. Осипов, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов.
Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологических теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами 3. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.
Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубьективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д.Г. Мид).
Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители — М. Хорнхаймер, Т. Адорно, Хабермас Ю. — работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсонса, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты — процессы, которые считаются обычно разрушающими (а этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.
Современная социология использует все типологии, объединяя в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видной американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояний (С. Крук и С. Лэш), доэкономического, экономического и постэкономического обществ, а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).
Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как буржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое.
В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным. определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Тема 5. Социальная структура и социальные организации
Первым определил понятие «социальное действие» Макс Вебер. Его определение гласит, что «социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Социальное действие отличается от других видов действия, им свойственны следующие признаки:
субъективный смысл, т.е. личностное осмысление всех возможных способов поведения, как особенность социального действия;
ориентация человека на реакцию окружающих, ее предчувствие, ожидание.
Выделяют и другие признаки социального действия (Т. Парсонс):
волюнтаристичность (связь социального действий с волей человека, в результате чего частично проявляется независимость действий от окружающих);
нормативность (подчинение социального действия общественным нормам и правилам);
знаковая регуляций, использующаяся в качестве механизма регуляции социального действия.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Т. Парсонс выделил два основных подхода при изучении социального действия:
каждое действие изучается как один акт, но с учетом особенностей и окружения индивида (как то предметы, образы, другие люди);
действие представляется незамкнутой системой, которая постоянно обменивается с внешней средой.
М. Вебер разделяет действия на четыре основных типа:
целерациональное действие. Такому действию свойственны ясность и четкость предполагаемой цели, рационально осмысленные средства, обеспечивающие достижение конкретной цели. Рациональность цели подтверждается ее содержанием и целесообразностью избираемых средств, Но нужно учесть, что данная модель является идеальным типом и реальные действия могут претерпевать отклонения от идеальной модели;
ценностно-рациональное действие. Такое действие предполагает совершение поступков, основанных на убежденности в ценности поступка, т.е. целью действия является само действие. М. Вебер считает, что такие действия выполняют особого вида требования, называемые долгом;
традиционное действие. Данный тип действий основан на подражании сложившимся в культуре традиционным образам поведения. Этому типу не свойственно рациональное осмысление действий, является автоматическим;
аффективное действие. Характеризуется полным отсутствием осмысления действия, совершается в определенном эмоциональном состоянии (как то вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.), целью такого действия является устранение причин эмоциональной нагрузки индивида.
Общество представляет собой единую систему связей, строящихся социальных действий, т.е. в обществе каждый человек совершает определенные социальные действия, и сам подвержен влиянию социальных действий окружающих его индивидов. Следовательно, можно говорить о социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие является осмысленным процессом, следовательно, оно должно быть мотивировано.
Можно выделить условия социального взаимодействия:
присутствие не менее двух индивидов, способных и желающих воздействовать друг на друга и реагировать на воздействия;
произведение данными людьми действий, вызывающих переживания индивидов и затрагивающих общие интересы;
существование связи между индивидами, с помощью которой осуществляется взаимная передача взаимодействия и влияния индивидов. Это могут быть материальные и нематериальные носители информации;
наличие единого языка общения индивидов (как в лингвистическом, так и других смыслах).
Виды социальных взаимодействий можно разделить на несколько групп. П.А. Сорокин предлагает следующую классификацию:
по числу участвующих субъектов;
по виду социального взаимодействия (партнерские — конкурентские; дружеские — враждебные);
по длительности отношений (краткосрочные, длительные);
по способу организации (организованные — партия, общество; неорганизованные — толпа);
по сознательности участников взаимодействия.
В социальном взаимодействии можно выделить несколько элементов:
ожидание взаимодействия;
реакцию на действие соучастника взаимодействия;
действие.
Социальными называются такие отношения, при которых взаимодействуют индивиды, различных общественных групп, экономическое, политическое влияние которых различно. К таким отношениям можно отнести межгрупповые, межрегиональные, межнациональные отношения и др.
Социальные отношения строятся в зависимости от целей каждой из участвующих групп, таких как власть, обогащение, порабощение и др.
Социальное взаимодействия — очень обширное понятие и тяжело изучаемое явление. Законы социального взаимодействия сложны и условны. Однако их изучение необходимо для полноценного изучения механизма функционирования общества. Так, К. Янг и Л. Фримен считали теорию социального взаимодействия основной при изучении социальных наук. К. Маркс и М. Бухарин утверждали, что изучение социального взаимодействие есть отправная точка в изучении законов общества, основная категория социологии. Это также согласуется с теорией М. Вебера и Г. Пирсона, так как нельзя полностью разделить понятия социального действия и социального взаимодействия.
Социальные институты и организации
Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.
Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов. У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.
Социальный институт характеризуется следующими чертами:
он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;
он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;
институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;
социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.
Каждый социальный институт имеет:
более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;
набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;
систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;
конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами).
Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов:
связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования);
обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики);
интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты);
поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др.
Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожин определяет коллектив как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.
Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда.
Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.
Существует два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей.
Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.
Социальные организации имеют ряд основных черт.
Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.
В-третьих, характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур.
В-четвертых, характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Названные четыре фактора, по мнению А.И. Пригожина, детерминируют организационный порядок.
Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников.
Социальные группы и общности
Социальные группы и общности — это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:
1) группы и общности — это органически целостный механизм;
2)устойчивость и определенность границ таких объединений — стабильность существования;
3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей.
Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».
Социальные группы более стабильны устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей;
по продолжительности существования — от нескольких минут и до столетий; по сплоченности — от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.
Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения — кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) — называют квазигруппами.
Разные социологи рассматривали социальные группы. Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:
взаимодействие людей в этом объединении;
понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;
признание принадлежности других людей к этой группе.
Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.
Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные — безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей. И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.
По социальному положению различают следующие социальные группы:
социально-классовые;
социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители);
этносоциальные (нации, племена);
социально-территориальные (город, деревня);
социально-профессиональные и др.
В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.
Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры — социальными институтами и организациями.
Социальные статусы
Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.
Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мертон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Социальный статус бывает:
1) предписанный (приписываемый), т.е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);
2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.).
Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же в основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.
Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.
Социальный статус — определенная позиция асоциальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.
С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.
В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме — доход, деньги, при социализме — трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.
Важно усвоить следующее:
социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;
в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.
Социальная стратификация
Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т.е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:
то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);
приобретенный статус (трудовая деятельность);
то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация — это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.
Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» — естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» — проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) — это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.
Существует стратификация:
одномерная (группу выделяют по одному признаку);
многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).
П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:
1. односторонние группы (по одному признаку):
а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);
б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);
2. многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс.
Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.
Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:
вертикальная и горизонтальная мобильность;
изменение социальной структуры;
появление новой системы стратификации.
Причем третий фактор — это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.
Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны. Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.
Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» — иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.
Для обозначения всей картины различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро — и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот.
Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.
Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.
Собственность, по определению, — основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.
Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть — это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.
Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.
Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Типы стратификационных систем
Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.
Социальная стратификация — это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.
Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:
физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;
кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте – наследственное явление. Это общество закрытое;
сословие-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;
этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, распределения ресурсов, привилегий. Группы на этой основе имеют свой стиль жизни, благополучия, престижность тех позиций, которые они занимают;
социально-профессиональная. Важное значение здесь имеют условия и содержание труда (особые навыки, опыт). Иерархия в этой системе строится на сертификатах(дипломах, лицензиях), отражающих уровень квалификации человека. Действительность этих сертификатов поддерживается государством;
классовая. Различия имеются в характере и размерах собственности (хотя политический и правовой статусы одинаковы), уровне дохода, материальных благ. Принадлежность к какому-либо классу не устанавливается по закону и не наследуется;
культурно-символическая. У разных групп разные возможности получать социально значимую информацию, быть носителем сакрального знания (раньше это были жрецы, в новое время — ученые);
культурно-нормативный. Различия образа жизни и норм поведения людей ведут к различиям уважения и престижа (различие физического и умственного труда, манеры общения);
социально-территориальная. Неравномерное деление ресурсов между регионами, пользование культурными учреждениями, доступ к жилью и работе разный.
Конечно же, мы понимаем, что любое общество соединяет в себе даже несколько стратификационных систем, а представленные здесь типы стратификационных систем — это «идеальные типы».
Типы социальной стратификации
Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.
В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:
при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;    продолжение
--PAGE_BREAK--
при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
В Х — ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.
Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.
Социальная мобильность
Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк — семьянином).
Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:
горизонтальная социальная мобильность;
вертикальная социальная мобильность.
Эти перемещения происходят внутри социального пространства.
П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.
Вертикальная мобильность — это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).
Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны. Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) — лишение званий, деградация.
Горизонтальная социальная мобильность – это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т.д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:
перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV – V в., разрушившее Римскую империю);
перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;
перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);
перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, — стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).
В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.
Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.
Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.
Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.
Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».
Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).
Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.
Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев.
Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % — банкира и биржевика, в 12 % — торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.
Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.
Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П.А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.
Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.
Тема 6. Социология национальных отношений (Этносоциология)
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов.
Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.
Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.
Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.
Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах — отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.
Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то, что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.    продолжение
--PAGE_BREAK--
В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.
Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека — существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов.
Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень — национальные территориальные общности.
Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.
Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).
Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос — это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т.е. все то, что называют культурой этноса.
Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).
Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т.е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).
Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.
Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л.Н. Гумилев: этнос — основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является неотделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).
С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия — люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция — люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.
Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.
Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).
Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).
Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.
Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.
Социология расселения изучает связь между социальным развитием людей и их положением в системе расселения. Расселение – распределение поселений по обитаемой территории, распределение населения по поселениям и, наконец, размещение людей в границах поселения.
Для социологии расселения принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил (развертыванием отношений в системе «общество — природа») и характером общественных отношений (сущностью связей и отношений в системе «общество — человек»). Расселение становится категорией социологии в конечном счете в силу трех причин:
вплоть до определенного исторического рубежа оно носит социально-дифференцированный характер;
факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как совокупности территориально локализованных поселений;
соединение людей и оговоренных выше условий, т.е. проживание в тех или иных поселениях, становится предпосылкой для их объединения в социальные общности особого рода и тем самым для превращения в предмет социологии.
Наиболее глубоким выражением социальной дифференциации расселения является различие между городом и деревней. В основе этого различия лежит отделение ремесленного производства от земледелия. Обособление этих важнейших видов производства привело к отделению города от деревни. Разделение труда включает в себя и закрепление людей за определенными видами. Это распределение по видам труда, который всегда привязан к территории, рождает феномен поселения как места жительства.
Демография — это статистическое изучение человеческого населения (его численности и плотности, распределения и жизненной статистики: рождения, браки, смертные случаи и т.д.).
Современные демографические исследования рассматривают также демографический взрыв, взаимодействие между населением и экономическим развитием, влияние ограничения рождаемости, незаконной иммиграции и распределения рабочей силы.
Основные компоненты изменения численности населения немногочисленны. Закрытое население (когда нет процессов иммиграции и эмиграции) может изменяться согласно простому уравнению:
численность закрытого населения в конце определенного периода времени равна численности населения в начале этого периода плюс число рождений минус число смертей.
Другими словами, численность закрытого населения растет только благодаря рождениям и снижается только из-за смертей. В целом численность населения планеты является закрытой.
Однако численность населения континентов, стран, регионов, городов, деревень редко бывает закрытой. Если опустить допущение закрытости населения, то иммиграции и эмиграции влияют на рост и снижение численности населения так же, как смерти и рождения. Тогда численность населения (открытая) к концу периода равна численности в начале периода плюс рождения за этот период минус миграция из страны.
Следовательно, для изучения демографических изменений необходимо знать уровень рождаемости, смертности и миграции.
Этническая общность — группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы.) Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура.
Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов и этносов.
Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья — это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды в свою очередь объединяются в свою очередь объединяются в кланы.
Клан — это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы до сегодняшних дней сохранились в различных уголках мира (на Кавказе, в Африке и Китае, у американских индейцев). Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации.
Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.
Конфликт — столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт — это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:
в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);
классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения(время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);
исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);
по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.
Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых — объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник — подчиненный, покупатель — продавец).
По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых — отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.
По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные.
Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т.е. группы в конфликте не задействованы.
Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.
Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.
Тема 7. Социология власти и политики
Взаимоотношения людей в обществе и внутри каждой из социальных групп регулируются определенной системой норм и правил поведения. Эта система называется социальной культурой.
В социологии выделяют следующие принципы развития культуры:
целостность, определяемую общностью духовной и материальной культур;
приемлемость, обеспечивающую связь старого и нового;
саморазвитие, как сознательные и несознательные изменения в системе взаимоотношений;
взаимосвязь с другими формами культуры.
Среди источников развития социальной и других видов культур выделяются следующие:
Инновация — открытие и применение принципиально новых принципов действия, образов и норм поведения, выработка особых видов организации общества, разработка новых программ (политических, социальных и др.).
Использование культурного наследия прошлого — применение опыта и достижений науки и культуры при формировании норм и правил взаимоотношений в обществе. Однако нельзя принимать опыт предыдущих поколений безоговорочно. Он требует переосмысления и переоценки.
Диффузионизм культуры — взаимопроникновение культур в пространстве, те культурный взаимообмен среди различных обществ.
Функцией политической культуры является политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, мнений, ценностных ориентации, которые должны реализовываться в процессе осуществления функций политической власти.
Характерной чертой политической культуры является информированность людей, их знание теоретических проблем. Первоначальные знания и информированность приобретаются следующим образом: в детстве это отрывочные сведения, полученные в семье или в школе, во взрослой жизни — это информация от друзей, соседей, ситуативное общение на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и местожительству.
Меньшая часть политических знаний получается людьми в систематизированной форме: во время учебы и во взрослой жизни — через средства массовой информации или специальное обучение. Систематизированное, целенаправленное просвещения в современной России просто необходимо, а его отсутствие чревато серьезными издержками. Таковыми могут быть: потеря политической ориентации, притупление или искажение исторической памяти, пассивность политического поведения, безразличие и апатия.
Для политической культуры немаловажное значение имеют политические ориентации, ценности, установки. Это то, что формирует убеждения, готовность к действию. В российском обществе значительно увеличилось разнообразие политической ориентации. В современном обществе существует множество политических убеждений: от монархических до анархических, от религиозных до фашистских, от либеральных до коммунистических. Политическая культура воплощается в деятельности, но характеризует как сам факт участия, так и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику. Этот факт в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.
Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами государства, в котором живет человек, Например, полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет, к этому моменту он приобретает все права и обязанности, которые провозглашены в Конституции.
С точки зрения политической особые ограничения должны предъявляться к тем, кто становятся сотрудниками органов государственной безопасности, милиции, пограничных войск и т.п.
В обществе нельзя исключать социальных форм политической социализации, их необходимо развивать, дополнять, совершенствовать.
Основная часть населения находится в состоянии атрофии общественного сознания и поведения.
Гражданское общество и государство
Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.
Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.
Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.
Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).
Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).
Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.
Гражданское общество — это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой.
Гражданское общество имеет ряд функций:
интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);
инструментальную (коллективное целедостижение);
дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);
воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);
регулятивную (контроль, система норм и санкций);
коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).
Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества — плюрализм мнений.
Государство — это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.
Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.
В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.
Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.
Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка. Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.
Государственные функции — интегративная, регулирующая, социальная.
Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.
Как и все в науке, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское общество» не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим 2 главных: гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общее как лозунг или идеал, к установлению которого на Земле стремил многие поколения прогрессивно мыслящих людей.
В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из нового многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусе ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает отношения семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные; отношения различных классов и слоев, демографический союз общества, формы общения людей и т. д. — иными словами, все что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывает предмет социологии. Поэтому, когда вам встретится выражение «предмет социологии — гражданское общество», знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.
Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значение, оно существенно отличается от первого. Как социологическая теория «гражданское общество» означает некую реальность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.