Реферат по предмету "Социология"


Основы социологии

1. />/>/>Особенности научного знания о социальной действительности
Термин социология происходитот двух слов: латинского «социетес» – «общество» игреческого «логос» – «слово», «понятие», «учение».Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Для того чтобы понятьособенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, атакже ее функции и методы исследования.
Объектом любой наукивыступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающаяопределенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектомсоциологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные егоэлементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии являетсясовокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оноаналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальноепредставляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношенияскладываются между членами общества, когда они занимают определенное место вего структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектомсоциологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальныеотношения и способ их организации.
Предметом науки являетсярезультат теоретического исследования выбранной части внешней реальности.Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Этообусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды напредмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Более рациональнопредметом социологии следует считать общество как совокупность социальныхобщностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причемглавным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая всеуказанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих испецифических социальных закономерностях организации, функционирования иразвития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях ивзаимодействиях членов общества.
Основной метод социологии– опрос (интервью, анкетирование, Интернет, телевидение).
Три уровня социальногознания:
1. теоретический
2. «средний уровень»(промежуточный уровень между теоретическим и эмпирическим уровнем, которыйпредставляет собой обобщение ряда социологических исследований).
3. эмпирический уровень
 
2. Огюст Конт и егопозитивистская социология
Основоположникомсоциологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложившийпроект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законовнаблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.
Именно он стал авторомтермина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии»,опубликованной в 1839 г.
Для Конта социология –это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психикипод влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом,с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение,сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезисКонта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социологиярассматривала.
Подлинными знаниями онсчитал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социальногоэксперимента.
Необходимостьвозникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона отрех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической,метафизической и позитивной.
Первая, теологическая,или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.).Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй,метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции ксверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей,причин и других философских абстракций.
И наконец, на третьей,позитивной стадии происходит расцвет науки, промышленности, развитияобщественной жизни.
Всвоей «всеобщей классификации» наук он ставил социологию выше всех остальныхнаук, в том числе математики, физики и биологии, а преобразующую рольсоциологии для общества сравнивал с ролью религии.
Социальныйпрогресс понимался им как развитие по восходящей линии. Первичными факторамипрогресса являются духовное и умственное развитие человека, вторичными –климат, раса, продолжительность жизни.
Теорию социологии Контделит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику,в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучаетсоциальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуруколлективного существа» и исследует условия существования, присущие всемчеловеческим обществам.
Социальная динамикадолжна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим факторомкоторого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики идинамики общества.
 
3.Эволюционистская социология ГербертаСпенсера
ГербертСпенсер (1820–1903), г. Дерби, Великобритания.
«Социальнаястатика» — его главная работа.
Г.Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизмав социологии. Часто говорят о влиянии на его учение эволюционной теории Ч.Дарвина, но история свидетельствует о том, что сам Ч. Дарвин говорил о томогромном влиянии, которое оказали на него идеи Г. Спенсера.
Общество,по Спенсеру, – «реальный предмет», «сверхорганизм», иобщественное развитие аналогично развитию организма: от простого ибесформенного к сложному и структурированному.
Г.Спенсер оказал большое влияние не только на последующее развитие теоретическойсоциологии, но и на популяризацию социологии в массах. В 1883 г., посетив США,он выступал с лекциями в залах, переполненных восторженными слушателями. Однакоуже в первые десятилетия ХХ в. имя Г. Спенсера стало забываться, и всправочниках он стал фигурировать как один из теоретиков либерализма.
 
4.Понятие общества в социологии ЭмиляДюркгейма. Метод социологии Эмиля Дюркгейма
ЭмильДюркгейм (1858–1917), г. Эпиналь, Франция, родился в религиозной семье.
Напервых этапах своей научной деятельности Дюркгейм опирался на позитивизм О.Конта, но пошел дальше, выдвинув основные принципы новой методологии:
•натурализм– понимание законов общества по аналогии с законами природы;
•социологизм– утверждение специфичности природы общества как отдельной социальнойреальности.
Основныеидеи были сформулированы им в работе «Правила социологического метода»(1895). В частности, о предмете изучения: социология изучает социальнуюреальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальнойреальности являются социальные факты, совокупность которых и образуетобщество.
Социальныйфакт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственноесуществование и способный оказывать на него «давление» – обладающий «принудительнойсилой», как, например: законы, обряды, обычаи, язык, денежная система ипр. По выражению Дюркгейма, социальные факты нужно рассматривать «как вещи»,т. е. исследовать объективно. Социология – это центральная общественная наука,поскольку вооружает исследователя теорией и методом.
Всоциальной реальности он выделял три уровня:
•уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория,население);
•уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);
•уровень коллективных представлений (ценности и идеалы).
Дюркгеймтакже утверждал, что социология должна изучать объективную социальнуюреальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальныйфакт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида иобладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления,законы, обычаи, язык, верования, денежная система).
Вконцепции социальной солидарности развитие человеческого обществаразделено на две фазы: механической (доиндустриальное и, частично,традиционное общество) и органической солидарности (позднеедоиндустриальное и индустриальное общество).
Перваяфаза соответствует неразвитым, архаическим обществам, в которых действия ипоступки людей похожи, поскольку сами люди в них похожи друг на друга и потомувзаимозаменяемы. Такое общество стремится подчинить себе индивида, полностьюрегулировать его сознание и поведение. Право в них – репрессивное, коллективное;сознание – религиозное.
Впроцессе развития общества, который основан на разделении труда, углублениипрофессиональной специализации и экономической взаимосвязи людей, складываетсяорганическая солидарность, при которой каждый человек в какой-то мере независимот общества, автономен. Право в этом случае имеет восстановительный характер.Коллективное сознание ослабевает, становится светским, рационалистическим.Важным условием органической солидарности является соответствие выполняемыхлюдьми профессиональных, специализированных функций их способностям инаклонностям.
Нормальное состояние общества характеризуется наличием социальногопорядка– нормативных «правил игры» (формальных и неформальных),которым следуют члены общества. Если порядок разрушается, общество испытываетдефицит социальной солидарности и вступает в состояние аномии– ценностно-нормативноговакуума.
 
5./>Современная социологическая наука: основные направления
Основы социологическогознания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель иПлатон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейскиеученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однакоколоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по нашидни. В XX веке выделились несколько основных направлений социологическогоучения.
Первое из них –символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученымМидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способностипредставлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможнаблагодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Всесоциальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такоесоциальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователисимволического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания иинтерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, «значащегочто-то еще».
Второе направлениесовременной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснениеодного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий вотношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института илиобщества в целом. Это направление в XX веке широко разрабатывалось в работахПарсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные(скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции идисфункции (угрожают общественному единству).
Третье направление –структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальнойструктуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболееизвестным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связываетсоциологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так иобщества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то естьлишь на основании практического использования.
Наконец, четвертоенаправление современной социологии – марксизм. Современные представителимарксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К.Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных ксовременным отношениям. Для современной школы марксистской социологиихарактерен устойчивый интерес.
 
6.Структурный функционализм: достоинства и исследовательские ограничения
Структурныйфункционализм— направление социологической мысли, социологическаяшкола, представители которой исходили из того, что каждый элемент социальноговзаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостнойструктуры общества.
Предшественникамиструктурно-функционального направления социологической теории, получившегоширокое распространение в ХХ в., являются О. Конт и Г. Спенсер. В своих трудахони предложили ключевые понятия «структура» и «функция» иразвивали основы системного взгляда на общество как совокупностьвзаимосвязанных частей.
Наибольшийвклад в развитие современного структурного функционализма внес американскийсоциолог Толкотт Парсонс (1902–1979).
Структурный функционализмоснован на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системедоминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель;2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную истратификационную (при этом технология и экономика являются источникамисоциальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующаяобщество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением виерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категорииструктурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупностьролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональнуюцелостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. Помнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только вравновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задачасоциологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержанияравновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание(обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4)поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другимисоциальными институтами).
 
7.Социологическая теория Макса Вебера.Понятие идеального типа в социологии Макса Вебера
МаксВебер (1864–1920), г. Эрфурт, Германия, родился в состоятельной буржуазнойсемье, в Гейдельбергском университете изучал юриспруденцию, политэкономию иэкономическую историю.
Основойдля постижения социальной реальности для М. Вебера является введенное импонятие «идеальный тип». Так же, как естествоиспытатель конструируетидеальную (в том смысле, что реально она не существует) модель, социологунеобходимо построение неких теоретических конструкций – идеальных типовявления, которые могли служить средством познания. Такие понятия отражаюттипические черты социальных феноменов, протекающих в реальности, но самидеальный тип не существует в ней.
Важноеместо в социологии М. Вебера занимает теория социального действия. Единственнореальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни является социальноедействие. Всякое общество представляет собой совокупность поступков ивзаимодействий составляющих его людей. Но не каждый поступок является, по М.Веберу, действием. Поступок становится действием, только если предполагаетсубъективную мотивацию человека. А действие становится социальным, толькопоскольку содержит ориентацию на других людей (ожидания).
Егосоциологию называют «понимающей социологией».
Широкоизвестна веберовская классификация типов социального действия. Он выделилчетыре основных идеальных типа, располагающихся по степени их осмысленностииндивидом:
•целерациональное, в основе которого лежит ожидание определенногоповедения внешнего мира и использование этого ожидания в качестве средств длядостижения своих целей (спекулянт, биржевой маклер и пр.);
•ценностнорациональное, основанное на вере в безусловную ценностьопределенного поведения (капитан, до конца стоящий на мостике тонущегокорабля);
•традиционное, основанное на длительной привычке, традиции;
•аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, потерейконтроля над собой (драчуны на футбольном поле).
М.Веберу принадлежит также очень популярная классификация типов господства.Исходной посылкой является его замечание: «всякая власть основана нанасилии». В соответствии со своим методом он выделил три типа, основанныена трех видах «внутренних оправданий» легитимности господства.
Источникомтрадиционного господства является вера людей в незыблемость устоевполитической жизни: «так было всегда».
Харизматическое господство основано на неординарном личном даре,наличии качеств вождя у какого-либо человека – «божьем даре».
Легальный тип господства вытекает из веры людей в обязательностьрационально обоснованных правил установления власти и наличия деловойкомпетенции у носителя власти.
Всемирнуюизвестность получил его труд «Протестантская этика и дух капитализма»(1904–1905), раскрывший роль ценностей индивидов в экономическом развитии.Сравнивая распространенность той или иной религии и уровень экономическогоразвития в разных странах, М. Вебер выявил, что в наиболее успешныхкапиталистических странах сильно влияние протестантизма. Одной из главныхособенностей этого религиозного течения было признание практическойхозяйственной деятельности «богоугодным занятием».
Такимобразом, Вебер, в противовес марксизму, показал роль культурных ценностей всамом появлении и развитии капитализма.
 
8. Основныенаправления развития социологической мысли в России на рубеже XIX-XXвв. Социологическая концепцияКовалевского
Несмотряна то, что среди основателей современной социологии нет российских ученых,общественная мысль в России заинтересовалась социологическим проектом О. Контауже в 40-е гг. XIX в.
Первоначально,как и на Западе, российская социология развивалась в рамках философскихподходов. За период с конца 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. можно выделитьтри этапа.
Напервом этапе, в 60-80-е гг. XIX в., доминирующим направлением являлсяпозитивизм. Он привлекал отечественных мыслителей не только «научностью»,но и конструктивностью, поскольку обещал на строго научной основе построитьновое справедливое общество. Проблемы разложения феодального строя и развитиепромышленного капитализма были наиболее острыми вопросами русскогообществоведения.
Навтором этапе, приходящемся на вторую половину 80-х до 90-х гг. XIX в.,усиливается критика натуралистических концепций, развиваются марксизм иантипозитивистские течения (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий).П. Лавров и Н. Михайловский создают субъективную школу в социологии, стремясьобосновать идеи русского социализма и народничества. Сформировались:социокультурная теория (Н. Данилевский), социологическая концепция русскогоконсерватизма (К. Леонтьев), теория анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин),генетическая социология (М. Ковалевский) и др.
Третий этап развития социологии в России занимает первые два десятилетияХХ в. Важным событием этого периода следует считать публикацию двухтомноготруда Максима Максимовича Ковалевского (1851–1916) «Социология».Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, он попыталсясинтезировать позитивные стороны различных социологических школ и течений напочве теории социального прогресса.
Исходнымфондом для формирования социологического взгляда Ковалевского послужили работыКонта, Спенсера, Дюркгейма и Маркса. Предметом изучения социологии он считалорганизацию общества и его эволюцию. Он предложил собственный метод изучениясоциологических явленный – сравнительно-исторический. Он считал, что изучениеобщества возможно только с помощью множества наук, которые занимаются развитиемобщества. Если данные, полученные от наук совпадают, значит результат болееменее объективен. Он считал, что все социальные явления связанны между собой.Однако, в каждом глобально социальном явлении можно выделить группу ведущихпричин, которые вызвали те или иные явления. В целом, при анализе измененийобщества, происходящих с ним, необходимо учитывать это множество причин(плюралистическая концепция).
Вряде российских университетов начинают регулярную работу социологическиесеминары, кружки. Социология начинает включаться в программы некоторых среднихучебных заведений, училищ.
Однакопосле выхода в свет «Краткого курса истории ВКПб» И. В. Сталинасоциология была объявлена «буржуазной лженаукой», враждебноймарксизму, и исключена из общественной жизни на три десятилетия.

9.Социологические воззрения КарлаМаркса. Особенности марксистской школы в социологии
 
КарлМаркс (1818–1883), г. Трир, Вестфалия (совр. Германия), родился в семьеадвоката.
Живяв столице процветающей колониальной державы, К. Маркс, с одной стороны,восхищался производительностью британских предприятий, с другой – был пораженразительными контрастами между кричащим богатством немногих и ужасающимиусловиями труда и жизни большинства населения.
Фундаментальноепротиворечие существующего общества он видел в том, что промышленные технологииспособны обеспечить материальное изобилие, но экономическая и политическаясистемы сосредоточивают богатства в руках немногих. И если О. Конт, такженазывавший современное ему общество «больным», возлагал надежды наего излечение путем развития наук, промышленности и просвещения, то диагноз К.Маркса был другим: такое общество исправить эволюционным путем невозможно, егонадо уничтожить и заменить обществом, построенным более справедливо.
Помнению К. Маркса, большинство обществ развиваются постепенно, но иногдаслучаются стремительные, революционные перемены. Они могут быть вызванытехническим прогрессом, но главным образом – социальными конфликтами.
Являясьсвидетелем ранней стадии промышленного капитализма, он отмечал, что этаэкономическая система превратила малую часть людей в капиталистов, людей,владеющих и управляющих предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого онистремятся продать продукт за цену, превышающую его себестоимость. Большая частьнаселения – пролетарии, вынужденные продавать свой производительный трудза заработную плату, которую капиталисты стремятся уменьшить. Между этимигруппами людей – классами– возникает непримиримое (антагонистическое)противоречие, которое устранить невозможно, поскольку эксплуататоры добровольноникогда не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, когоэксплуатируют. Вывод К. Маркса: эксплуатацию в классовом обществе уничтожитьнельзя, она может исчезнуть только в бесклассовом обществе, которое инеобходимо построить.
Главнымстроителем нового общества должен выступить пролетариат как наиболееорганизованная, в силу самого характера и условий своего труда, частьэксплуатируемых классов. Для этого ему надо осознать свое угнетенное положениеи сплотиться в борьбе против капитализма.
Проблемаличности и общества решалась К. Марксом в трактовке человека как совокупностиобщественных отношений. Вообще, категория «отношения» являетсяключевой для его работ. В 1845–1846 гг. в «Немецкой идеологии»(совместной работе с Ф. Энгельсом, не опубликованной при жизни авторов) былосформулировано материалистическое понимание истории – социологиямарксизма. В общественном производстве люди неизбежно вступают в определенные,от их воли не зависящие отношения – производственные. Совокупность этихотношений составляет экономическую структуру общества – базис, накотором возвышается юридическая и политическая надстройка и которомусоответствуют определенные формы общественного сознания. Не сознание людейопределяет их бытие, а наоборот – их общественное бытие определяет их сознание.
социология конт вебер спенсер
10.Общее представление о строении общества. Принципы функционального подхода кстроению общества
Несмотряна то, что все люди являются членами какого-либо общества и сама социологиязадумывалась как наука об обществе, единого понимания этого феномена всоциологии до сих пор нет, как нет и общепринятого определения. Разнымипредставителями социологической науки выделялись те или иные обобщающиехарактеристики или признаки общества.
Так,О. Конт подчеркивал функциональность общества как совокупности взаимосвязанныхчастей, Г. Спенсер – его целостность, Э. Дюркгейм представлял общество какнадиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективныхпредставлениях – общих ценностях и т. п. Такое различие подходов создавалотрудности при содержательном анализе и установлении тенденций развитиячеловеческих обществ. Выявляя сходства или различия разных обществ,исследователи разработали на этой основе исторические классификации итипологии.
Важныйвклад в теорию обществ внес К. Маркс. Определив (вместе с Ф. Энгельсом)общество как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессах ихсовместной деятельности, он предложил классификацию исторически сменяющих другдруга типов обществ как специфических общественно-экономических формаций.
Наиболееточным можно считать такое определение: общество – это социальная общность,имеющая закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности исоциальные нормы, члены которой осознают свою принадлежность к ней.
Обществорассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
Экономическаясфера– это деятельность субъектов общественных отношений попроизводству, распределению и потреблению результатов труда.
Политическаясфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечениюсогласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этойсферы общества выступают властные отношения.
Социальнаясфера– это деятельность субъектов общественных отношений, направленнаяна удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнемэкономического развития общества.
Духовная сфера –деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению ипередаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфераобщества, являются добыча новых знаний, их передача, формированиенематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность,религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждениякультуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы обществаявляется религия.
Все четыре сферывзаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.
Представители структурногофункционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) (17.2) рассматривают общество как объективнуюреальность, новое социальное качество, возникающее в процессепространственного соединения составляющих его индивидов (первым указал на этоЭ. Дюркгейм). Общество включает подсистемы, выполняющие определенные функциии находящиеся в сложном взаимодействии как между собой, так и с другимисистемами (обществами).
 
11. />Теории стратификации Маркса,Уорнера, Вебера
 
Наиболееизвестным ученым и деятелем, положившим начало развития теории стратификации,является К. Маркс. Именно он в числе первых социологов сформулировал вразвернутой форме структуру общества как целостной системы и общественногоформирования. Хотя более уместным для социологии является термин «Формация»,который до Карла Маркса употребляли только в отношении такой широкоизвестнойнауки как геология.
Карл Марксдал такое определение: «формация – это социальная система, имеющаявнутреннюю взаимосвязь и находящаяся в неустойчивом равновесии».
Двумяосновными частями общества стоит считать базис и дополнительные, как и основныенадстройки, так как основой любого известного общества является экономическаясистема.
Помимобазиса и надстройки по теории Карла Маркса в формацию входят социальные классыопределенных видов, группы индивидуумов, социумы с различными образами жизни иформами брака в свою очередь относящиеся все к тому же способу производства,который неразрывно связан и напрямую зависим от производительной силы.
Адаптируяобщие понятия его теории для улучшенного восприятия можно в целом сказатьследующее: индивиды неизменно принадлежат к социальным классам, которыеопределяются и разделяются по признакам обладания ими средств производства иприбыли получаемой ими. Разделение предполагает неравенство из присвоения однимиз классов какой-либо части результатов труда или средств производства другогокласса.
Основополагающимпринципом современных стратификационных концепций является функционализм Л.Уорнера. Он воспринимал социальное неравенство «как функциональнонеобходимое для сохранения общества, части которого рассматривались какобъединенные и взаимозависимые в системе, находящиеся в равновесии».
Под руководством У. Л.Уорнера в 30-40-е гг. в США проводился ряд исследований с целью изучениястратификационной структуры американских городов. В результате была построенаследующая классификация социальной иерархии:
· высший класс, которыйпо данным исследования составлял примерно 1,4 % жителей городов;
· низший высший класс(примерно 1,6 %);
· высший средний класс(примерно 10,2 %);
· низший средний класс(примерно 28,1 %);
· высший низший класс (примерно32,6 %);
· низший класс (примерно25,2 %).
Основоположникомтеории стратификации является Макс Вебер. В отличие от К. Маркса он считал, чтообщественное положение не всегда сводится лишь к владению собственностью. Могутбыть люди, например обедневшие аристократы, генералы, которые, не имея большойсобственности, обладают большим политическим весом.
М. Веберсчитал, что марксова схема излишне упрощена, поэтому стоит определятьстратификацию по трем параметрам: собственность, престиж, власть, именно онисоздают статус любого человека или «социальной» группы. По ним можновыделить три группы: низшую, среднюю и высшую.
Между этимидвумя социальными группами должен находиться средний класс: мелкие и средниепредприниматели, квалифицированные рабочие, интеллигенция, государственныечиновники, банковские служащие. Чем многочисленней средний класс, чем лучше егосоциальное самочувствие, тем стабильней развивается общество, тем в большеймере оно застраховано от социальных конфликтов.
 
12.Понятие экономической стратификации (Питирим Сорокин)
Говоря обэкономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений.Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй — к ростуили сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явлениевыражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом;второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении — уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет 2характеристики: экономический статус, высоту и профиль экономическойстратификации (так называемая структурная пирамида). Сорокин делает следующиевыводы по изменениям социального статуса группы: «едва ли существует,какая либо тенденция в этих колебаниях. Все направления — вниз или вверх — Могут быть направлениями только в очень относительном смысле. Если ихрассматривать с точки зрения более длительного периода, они, скорее всего,являют собой часть более длительного временного цикла. Теория бесконечногопрогресса ошибочна.» П.А.Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество.»М.1992 г., с. 315Что касается изменения экономической пирамиды, то принормальных условиях колебания происходят в определенных пределах. Внестандартных ситуациях эти пределы могут быть нарушены, и вид экономическойстратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым, высоким. И втом и в другом случае положение носит временный характер, так как " любомобществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации ивыравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно,импульсивно, используя насильственные методы".
 
13.Понятие политической стратификации (Питирим Сорокин)
 
Политическаястратификация — социальный процесс распределения статусов и рангов социальныхагентов, в результате чего формируется определенный политический порядок,регулирующий доступ к общественным ресурсам.
Политическаястратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает,что она всегда и везде была идентичной.
Высота пирамидыполитической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода кдругому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной тенденции к выравниваниюили возвышению пирамиды. «Не существует также и постоянно тенденцииперехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правленияменьшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственноговмешательства в жизнь общества к всестороннему государственному контролю. Неттакже и обратных тенденций. Там же, с. 352»Из множества общественных сил,способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличениеразмеров «политического организма» и разнородность населения. В любомобществе постоянно идет борьба между силами стратификации и политическоговыравнивания. Когда колебание пирамиды в одном из направлений становитсяслишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличиваютсвое давление и приводят пирамиду к точке равновесия.
Три основания для этойстратификации:
1. реализация гражданамиизбирательного права
2. различные влиянияполитических организаций
3. стратификация внутриполитических объединений
Размер политическойстратификации зависит от количества политических организаций в обществе.
 
14.Понятие профессиональной стратификации (Питирим Сорокин)
 
Еесуществование вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, чтоопределенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в товремя как другие профессиональные группы всегда находились в низахстратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаютсягоризонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бынакладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификацииобнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

15. Видыи каналы социальной мобильности
 
Социальная мобильность (от лат. – движение, перемещение) – этосовокупность социальных перемещений людей в обществе – изменение их социальныхстатусов. Мобильность отражает динамику социальной структуры и тесно связана ссоциальным неравенством и социальной стратификацией. В широкий научный оборотэто понятие ввел П. А. Сорокин.
Существуютдва основных вида социальной мобильности –вертикальная (восходящая инисходящая) и горизонтальная.
Вертикальнаямобильность заключает в себе восходящие и нисходящие процессы мобильности – взависимости от направления перемещения. Если получаемый социальный статус вышепрежнего – мобильность восходящая, если ниже – нисходящая.
Горизонтальнаямобильность – это перемещение из одной социальной группы (слоя) в другую,имеющую равный по уровню статус. Например, это может быть перемещение из однойпрофессии в другую, имеющую в обществе сходный социальный статус. Кразновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую.Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохраненииимеющегося статуса – туризм, переезд на другое место жительства и т. п. Еслипри переезде меняется социальный статус, то такую мобильность называют миграцией.
Нахарактер мобильности оказывают влияние пол, возраст, уровень смертности ирождаемости, плотность населения, однако самым главным фактором являетсястепень открытости системы стратификации. Так, кастовые и сословные общества,относящиеся к закрытым, практически исключают восходящую вертикальнуюмобильность вне того слоя, к которому принадлежит человек. С развитиемчеловеческого общества границы между слоями становятся более проницаемыми, какв Индии, где кастовое деление до сих пор весьма ощутимо, так и в тех странах,где изменилась система стратификации.
Посоциально-демографическим показателям в целом более мобильны мужчины и молодыелюди, чем женщины и пожилые. Там, где высок уровень рождаемости, большемолодежи, которая более подвижна.
Помимоиндивидуальной мобильности, выделяют групповую, когда целыеклассы и группы людей изменяют свой статус, теряя свое привилегированноеположение или приобретая его. Чаще всего это происходит в периоды войн иреволюций. Так, после Октябрьской революции 1917 г. в России были отменены всепрежние сословия, причем высшие были лишены многих гражданских прав. Новаяэлита формировалась, как правило, из бывших разночинцев или рабочих и крестьян.Индивидуальная мобильность в большей степени связана с достигаемыми статусами,а групповая – с аскриптивны-ми, приписываемыми.
Дляобеспечения возможности сравнения характера мобильности в различных обществахП. Сорокин ввел два параметра:
•интенсивность мобильности – вертикальная социальная дистанция, иликоличество слоев – экономических, профессиональных или политических, проходимыхиндивидом за определенный период времени;
•всеобщность мобильности – число индивидов, которые изменили своеположение в вертикальном направлении за определенный временной промежуток.Абсолютная величина дает абсолютную всеобщность, относительная ко всемунаселению – относительную.
 
16. />Социальная структура современногороссийского общества
 
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальнаяструктура российского общества претерпела значительную трансформацию.
Академик РАН Т. Н.Заславская на основе данных конкретных социологических исследований попыталасьвыделить основные социальные группы, составляющие структуру российскогообщества, и определить их процентное соотношение. Наиболее привилегированным,но самым малочисленным (7 %) является «верхний слой». Он, по мнениюТ. Н. Заславской, выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятсяэлитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственногоуправления, а также в экономических и силовых структурах.
При этом непосредственноправящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальнаячасть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоровкрупных и средних приватизированных предприятий.
Следом за верхним идет «среднийслой». Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелкихпредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии,офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.
Наиболее многочисленнымявляется «базовый слой». Основную часть его составляют такие группы,как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов),служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфереторговли и сервиса, а также рабочие.
Этот слой объединяетоколо 60 % населения нашей страны. Причем, по мнению Заславской, невозможностьреализовать свои жизненно важные цели толкает представителей данного слоя навыражение массового протеста.
За базовым следует «нижнийслой». Он представлен малоквалифицированными и неквалифицированнымиработниками, безработными, беженцами и др.
Для них характерен низкийдеятельностный потенциал, неспособность адаптироваться к социальным условиям,их удельный вес в структуре населения – 8 %.
Последний слой вклассификации Заславской получил название «социальное дно» и составил5 %.
В него входят преступныеи полупреступные элементы, а также личности с асоциальным типом поведения(наркоманы, алкоголики, бродяги и др.).
Надо отметить, что этаструктурная модель предложена на основе исследования только занятого населения,поэтому наполняемость вышеперечисленных слоев может уточняться и изменяться сучетом семейного статуса, значительной доли пенсионеров и инвалидов,неработающей молодежи.
 
17. />Т. Парсонс о социальной структуреобщества
Общество, по Парсонсу, —это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активноговзаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системойценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описываетсяс помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающейнеоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системыблагодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координациимежду частями). Парсонс различает три типа общества:
— примитивный, в которомдифференциация выражена незначительно;
— промежуточный,связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культурыв самостоятельную область человеческой деятельности;
— современный, характернойчертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формированиеадминистративной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательнойсистемы.
Согласно Парсонсу, воснове всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения вформе общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений— изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. «Ядром общества как системы являетсяструктурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективнаяжизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные ипатикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься скультурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает пониманиечленства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу ине принадлежащими к нему».
 
18.Социальныеорганизации и социальные институты. Типы, особенности строения, функции,формальное выражение
 
Социальная сущностьорганизации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.
Без этого союза междуцелым и элементами нет организации как системы.
Люди будут объединяться иработать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждомуиз них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей,профессиональное продвижение.
Таким образом, можноговорить об организации как о социальной системе, элементами которой являютсялюди, группы, коллективы.
Понятие «социальнаяорганизация» уже, чем понятие «социальный институт».
Самтермин «институт» (от лат. institute – установление) имеетнесколько разных значений. В узком смысле так называются специализированныенаучные и учебные заведения. В широком смысле этот термин обозначаетсовокупность норм и правил, устанавливающих порядок отношений в какой-либосфере общественной жизни.
Однимиз обобщающих определений, выработанных в традиции структурного функционализма,является следующее.
Социальныйинститут – это совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов иролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающихпотребности общества в определенной сфере жизнедеятельности.
Социальныеинституты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечествоучилось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев,традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первыйинститут экономики – производство – возник около 2 млн лет назад. Но тогда этобыли лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудиятруда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию – 5–6 тыс.лет и т. п.
Извсего многообразия социальных институтов выделяют основные,удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:
•в воспроизводстве человеческого рода – институты семьи и брака;
•в безопасности и социальном порядке – институты государства (армия, органыохраны правопорядка, судебная система и пр.) и политики;
•в обеспечении средств существования – экономические институты;
•в получении и передаче знаний, социализации – институты науки, образования,культуры;
•в решении духовных проблем – институты религии, общественной интеграции.
Функция социального института – это та польза, которую он приноситобществу. Универсальными функциями институтов являются: закрепления ивоспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная;транслирующая; коммуникативная.
Основныефункции, выполняемые институтами, не остаются неизменными. Так, ранее церковьвыполняла функцию передачи знаний и воспитания. Со временем эти функции перешлик институтам образования.
 
19./>/>/>Социализация личности: содержание, механизмы и основныеагенты
 
Социализациюможно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальныхнорм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данномобществе.
Таким образом, в процессесоциализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения имсоциальных ролей.
Процесс социализацииявляется двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своегоопыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической наукепринято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоениенорм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоениеновых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляетсобой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих,стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации – этоконкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальнымценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесссоциализации и направляющие его.
В зависимости от видасоциализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институтысоциализации.
Агенты первичнойсоциализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники,друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная»относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружениечеловека.
Агенты вторичной социализации– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции,церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичнаяописывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важноевоздействие на человека.
Первичные институтысоциализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовойинформации и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.