Реферат по предмету "Социология"


Основные понятия и законы социологии

Содержание
IСоциологические законы и категории
1. Категории, понятия и законысоциологической науки
1.1 Система основных категорий (понятий) в социологии
2. Социологические законы: сущность, классификация
2.1 Человек и социальные законы
2.2 Классификация законов
2.3 Типологизация социальных законовпо формам связей (5 категорий)
IIСоциологическая структура общества
1 Понятие социальной структуры, еевиды и уровни
2.Социальная структураобщества. Виды и элементы социальной структуры
3. Социальная дифференциация
4. Тенденции в развитии социальныхотношений
Список литературы
социологияобщество категория понятие

IСоциологические законы и категории
1. Категории, понятия изаконы социологической науки
1.1 Система основных категорий (понятий)в социологии
Социальное явление всегдаимеет определенное социальное качество.
Например: “Группастудентов” — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которыеучатся;
2) имеют среднее илисреднеспециальное образование;
3) определенный возраст(до 35 лет);
4) определенный уровеньинтеллекта;
и т.д.
Эти качества социальногоявления бесконечно многообразны и находятся в постоянном движении.
Пример: — “группастудентов дневного отделения”
— одни качественныехарактеристики;
— “группа студентоввечернего отделения”;
— “группа студентовтехнического вуза”;
— “группа студентовгуманитарного вуза;
и т.д.
Конкретные состояниясоциального явления
— другие качественныехарактеристики.
Все характеристикиподвижны и предстают самыми различными оттенками “целого”, т.е. самогосоциального явления в целом.
Это единство имногообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в егоконкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях изаконах социологии.
Для описания конкретногосостояния того или иного социального явления необходима вся система знаний:
1) как относительносоциального вообще;
2) так и относительноспециальной области данного социального явления вплоть до его конкретногосостояния;
Содержание объекта ипредмета всякой науки получает развернутое отражение в системе категорий,понятий и законов данной науки. Они образуют теоретический остов всего объемазнаний науки и одновременно являются необходимым инструментом для познания,анализа и оценки конкретного объекта исследования.
Из сказанного сделаемвывод:
В познании любогосоциального явления в социологии необходимо учитывать два взаимосвязанныхмомента (противоречия).
1) Признаниеиндивидуальности, конкретности изучаемого социального явления (в нашем примерегруппы студентов).
2) Выделение существенныххарактеристик социального явления, связанных с проявлением статистическихзакономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальныхявлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делатьвыводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре, какданного социального явления, так и всего класса родственных явлений.
Здесь применима теориявероятности и закон больших чисел:
Чем выше вероятностьпроявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение окаком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественныххарактеристиках.
Поэтому и системакатегорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если онаучитывает эти два момента социального познания.
Итак, категории, понятиякаждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, котораяявляется объектом данной науки.
Специфика объекта ипредмета науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки.
Категорийный илипонятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно вэтом концентрируется выработанное общественное знание.
То, на сколько разработанкатегорийный аппарат, характеризует уровень познания в той или иной науке. Инаоборот — углубление познаний в науке обогащают категории и понятия.
Для социологии одной изосновных и предельно широкой категорией является категория “социального”.
Социальное по своемусодержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества каксубъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции,знание, способности и т.д.
Поэтому знаниесоциального проявляет себя в следующих функциях:
— как критерий оценкисоответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социальногопрогресса;
— способствует пониманию,в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничномуразвитию общества и личности в их целостном единстве;
— выступает основаниемразработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественногоразвития;
— детерминируетсодержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальныхобщностей и личностей;
— оказываетнепосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненныхпозиций людей, их образ жизни;
— выступает мерой оценкикаждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике иинтересам общества и человека.
Социальное — этосовокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений,интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности(взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг кдругу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественнойжизни.
Понятие “общественный”,“общественные отношения” и т.д. употреблялись, когда речь шла об обществе вцелом (экономической, политической, духовной и т. д. сферах).
Оно часто отождествлялосьс понятием “гражданское”.
Понятие “социальныйупотреблялось при исследовании природы отношений людей друг к другу, к факторами условиям жизнедеятельности, положению и роли человека в обществе и т. п.
Разрабатывая теориюисторического материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание уделяливзаимодействию всех сторон жизнедеятельности общества и потому использовалитермин “общественные отношения”. В дальнейшем ученые-марксисты упустили из видуэто обстоятельство и стали отождествлять понятия “общественное” и “социальное”.А когда социология была заменена историческим материализмом, специфическийобъект социологических знаний, социальные связи и отношения, был утрачен. Однаков странах Западной Европы и США понятие “социальное” традиционно использовалосьв узком значении.
А для того, чтобыобозначить явления и процессы, относящиеся к обществу в целом, было введенопонятие “социальный”, используемое для характеристики общества в целом, всейсистемы общественных отношений (экономических, политических, социальных,духовных). У нас же в стране использовались понятия “общественное” и “гражданское”.Первое – как синоним “социального”, второе – как термин юридической науки, т.е. истинное смысловое значение социального было утрачено вместе и с самойнаукой социологией. Социальная сфера – сфера воспроизводства субъекта, т. е.воспроизводства субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем,для того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферахпроизводственной, политической, культурно-духовной.
Всякое целое естьмножество каких-то элементов, и они составляют систему, а значит, имеютструктуру связи.
Аналогично:
Общество есть целое, а обществоесть множество, но не просто людей, а их связей, которое образует множество ицелое.
Таким образом, мыполучили социальную структуру общества.
Чтобы изучить общество,надо познать его структуру, а значит отношения и их связи.
Как говорил Маяковский:“Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно”.
Аналогично – если естьсоциальные отношения, значит это нужно.
Социальные отношенияфункциональны.
Т.е. у каждого членаобщества есть свои функции (у журналиста, врача, учителя, металлурга,пенсионера, мужа, жены и т. д.).
Это определяет“социальную роль” – это нормативно одобренный образ поведения.
“Позиция” – место,которое занимает индивид, т. е. то как он относится к своей роли, функциям.
Следующая, не менееважная категория в социологии, с которой согласуются все остальные группы иряды категорий и понятий, является категория “социальное в его конкретномсостоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта (социальнаяобщность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-тосоциального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальныхинтересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретномосуществлении.
Здесь исключительноезначение играют знания о каждой из предметных областей. Эти знания, а исоответствующие понятия, категорийный аппарат накапливаются и систематизируютсяв специальных социологических теориях. Самостоятельное и значительное место всистеме категорий и понятий социологии занимают категории (понятия), отражающиеспецифику сбора и обработки социальной информации, организации и поведениясоциологического исследования.
Здесь категории: “социологическоеисследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника иметодика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”,“инструментарий соц. исследования” и т. д. Система категорий и понятий всоциологии имеют сложный характер строения и субординационную зависимостьпонятий.

2. Социологическиезаконы: сущность, классификация
Ядро всякой науки составляют ее законы.
Закон – это существенная связь или существенное отношение,обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях.Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальныхявлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или ихдействий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую,которая раскрывает сущность явлений и процессов.
Исследовать социальные законы и закономерности – значитустановить существенные и необходимые связи между различными элементами социальнойсферы.
Трудно представить себечеловека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностныхцелей и выборе альтернатив поведения. Живя в обществе, каждый его членподвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельныхличностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системыценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важнымфактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая егосреда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные рукамилюдей, земные природные и космические явления. Если к этому добавить влияниесвойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что числобарьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико.
В результате действиялюдей, ассоциированных в социальные группы, и деятельность социальныхинститутов становятся в значительной степени однонаправленными, и поведениелюдей, контролируемое влиянием группы и институтов, — менее разнообразным,более стандартизированным. Это обусловливает повторяемость образцов поведениячеловека и в известной степени предсказуемость его стремлений, установок идействий, которая растет по мере усложнения структуры общества и появленияновых способов контроля за действиями людей. Таким образом, деятельность иповедение людей в обществе подвержены действию объективных, т.е. не зависящихот сознания людей, социальных законов.
Что такое социальныйзакон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительноустойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями,классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а такжемежду обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом,обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организациейи личностью и т.д.»
Социальные законыдействуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфересвоего распространения. Так, существуют законы, действие которыхраспространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальныйслой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действиязакона может находиться общество как целое или же его части.
Как и все научные законы,социальные законы обладают следующими основными признаками:
1)закон может вступать вдействие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
2) при этих условияхзакон действует всегда и везде без каких-либо исключений (исключение,подтверждающее закон, — бессмыслица);
3) условия, при которыхдействует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Наличие этих признаков увсех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение дляисследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержанияисследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такогодействия. Поэтому утверждения типа «индивиды всегда стремятся образовыватьсоциальные группы» не являются социальными законами, поскольку в них неоговорены условия их действия. В то же время утверждение типа «деловой,конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается послеустранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутриорганизации» описывает действие социального закона, поскольку четкооговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать ворганизации влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы,информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию,максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации.Если деловой конфликт в организации после устранения его причины неразрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные вформулировке закона условия.
Другой пример социальногозакона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующемутверждении: «если в одном учреждении человеку платят за такую же работубольше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при томусловии, что для него работа в этих учреждениях не отличается ничем, кромезарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в которомменьше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условиятруда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данномслучае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений сабсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться кэтому вполне возможно.
Точно так же действуютнаучные законы во всех других науках. Например, в условия физических законовочень часто вводятся такие понятия, как равномерное и прямолинейное движение,абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, которые в реальной жизни несуществуют, и значит, речь идет лишь о более или менее близком приближенииреальных условий к этим понятиям. Но, пожалуй, основным требованием ксоциальному закону должно быть то, что он обязательно выполняется приоговоренных условиях. В противном случае утверждение не отражает действующегозакона. С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняютсяих действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение ксоциальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: открывая любойсоциальный закон, социолог не приоткрывает завесу над еще неизвестными, никемне познанными явлениями. Наоборот, люди всегда видят в социальных законах чертысвоей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственнымопытом.
Таким образом,принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточнопроста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с темисследователи единодушны в том, что социальные законы крайне труднообнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, ихсложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются,усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей всоциальных группах, а значит и действие социального закона, часто просто трудновыделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.
Однако существуетобстоятельство, несколько упрощающее научный подход к изучению социальныхзаконов. Всегда следует помнить, что социальные законы — это существующиенезависимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людейпо отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиесямотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей вулучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других,в самовыражении и т.д. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, преждевсего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту,социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей,искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдаетсянайденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание которыхнеобходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими вобществе.
2.1 Человек и социальныезаконы
Когда ученый-социологпубликует материалы о действии социальных законов, то у многих читателей онимогут вызвать недоверие, «Как же так, — говорит себе читатель, -закон — это нечто незыблемое, его невозможно обойти, а я, если захочу, могут его нарушить».И нельзя сомневаться в том, что, если какой-либо человек задастся целью любойценой нарушить социальный закон, он это обязательно сделает. Но означает лиэто, что данный закон не существует?
Для объяснения такогокажущегося несоответствия приведем простейший пример из физики. Когда телодвигается поступательно с определенной скоростью, то, строго говоря, далеко невсе его частицы двигаются именно с такой скоростью. Вследствие перемещениявнутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могутдвигаться даже против направления движения тела. Это объясняется тем, что онипросто оказались в разных условиях. Конечно, движение тел в физическом миресущественно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случаенас интересует лишь принципиальный момент: отдельная часть целого может совершатьдвижение не в направлении, оговоренном законом, и даже в противоположномнаправлении. Это обстоятельство не влияет на закон, описывающий поведениецелого. Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийсясоциальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальнойгруппе. Почему же он выпадает из общего движения? Да потому, что он оказываетсяв условиях, не оговоренных данным законом. Но его индивидуальное отклонение ивыпадение из сферы действия закона не может предотвратить действия закона. Так,некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущныхпотребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный наэтих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальнойгруппы.
Вместе с тем отклонениекакого-либо индивида от направления действия социального закона (в силуусловий, не соответствующих оговоренным) может ослабить проявление социальногозакона в данной конкретной группе. Несмотря на то, что закон должен выполнятьсябез каких-либо исключений, в связи с тем, что часть группы попадает в неоговоренные законом условия, его действие в данной группе осуществляетсяменьшим числом лиц и, естественно, ослабляется. Поскольку люди в обществепопадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами(как материальными, так и духовными), часто наблюдается их отклонение (илиуход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себедорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным.
Социальные законы несоздаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурныенормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законаминеосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессеобщения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своихпотребностей.
Социальные законы имеютбольшое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальнымипроцессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможностьприменения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность ихаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощьюнаучных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многихсторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованиемчеловеческого общества, открывать социальные законы, определять условия ихдействия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.
2.2 Классификация законов
Законы различаются по времени действия
Общие – действующие во всех общественных системах.
(Закон стоимости и товарно-денежных отношений).
Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем.
(Закон перехода от одного типа общества к другому)
Законы различаются по степени общности.Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.
Законы различаются по способу их проявления:Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях Статистические (стохастические) — отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом. Устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в соответствии с их общими свойствами и признаками. Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни). Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями.
Пример: способ производства при переходе от одной соц.-эконом. Формации к другой
Или закон об определяющей роли бытия по отношению к сознанию. Пример: Зависимость производительности труда от квалификации; знаний от активности на занятиях.
Пример: демографические процессы, процессы текучести кадров.
Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.
Законы развития (развития самоуправления).
Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом. Законы функционирования (распределения ролевых функций в семье) /> /> /> /> /> /> />
2.3 Типологизация социальных законов по формам связей (5категорий)
 
Iкатегория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е.если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. (Пример: Притоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).
IIкатегория. Законы, отражающие тенденцииразвития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход отодного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущегосостояния структуры на последующее носит характер закона развития.
IIIкатегория. Законы, устанавливающиефункциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечиваетсясохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. Эти законыхарактеризуют вариабельность системы, возможность принимать различныесостояния.
Если законы развития обуславливают переход от одного качествасоциального объекта к другому, то законы функционирования создают предпосылкидля этого перехода.
(Пример: Чем активнее студенты работают на занятиях, темлучше они владеют учебным материалом).
IVкатегория. Законы, фиксирующие причинную связьмежду социальными явлениями.
(Пример:Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшениесоциально-бытовых условий для женщин).
Vкатегория. Законы, устанавливающие вероятностьсвязей между социальными явлениями.
(Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышаетвероятность разводов.
Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детскойпатологии).
Социальные действия характеризуются случайной величиной. Этислучайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействующуювеличину, которая выступает как форма проявления социального закона. Социальнаязакономерность не может проявляться иначе как в средней, общественной, массовойзакономерности при взаимодействии индивидуальных уклонений в ту или другуюсторону.
Для выявления средней равнодействующей необходимо:
1). Установить направленность действий сходных групп людей водинаковых условиях;
2). Установить систему социальных связей, рамками которых этадеятельность обусловливается;
3). Установить степень повторяемости и устойчивостисоциальных действий и взаимодействий групп личностей в условиях даннойсоциальной системы функционирования.
Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим.Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в томили другом направлении, получаем результирующие, т.е. закономерность.
Поэтому из Генеральной совокупности берется выборочная совокупностьи по ней делается предсказание по всей совокупности.
Если выборка сделана точно, то закономерность выводитсяисключительно точно.
Таким образом, социологиякак наука опирается на сложную иерархическую систему законов, характеризующихособенность бытия в его различных проявлениях.

II. Социологическая структура общества
1. Понятие социальнойструктуры, ее виды и уровни
 
Социологическое изучениепредусматривает определение социальной структуры, ее места и взаимосвязь сдругими общественными явлениями и процессами, ее роли в развитии общества, ееустойчивости и изменчивости, закономерности ее развития на разных этапахобщества; определение объекта и предмета изучения; основания выделения ееэлементов и их взаимосвязи; определение признаков и индикаторов изучения;выборки, методов изучения; необходимость формулирования выводов и рекомендаций.Короче говоря, социологическое изучение социальной структуры обусловливает необходимостьрешения теоретико-методологических и процессуальных задач, предусмотренныхпрограммой социологического исследования с учетом разных её видов и уровнейсоциологического знания.
Социальная структураобществапредставляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей междуобъективно существующими общественными классами, социальными группами иобщностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структурыобщества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической,духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражаетего дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихсядруг от друга, и систему связей между ними. Исходя из такого пониманиясоциальной структуры, можно определить объект и предмет ее социологическогоизучения. Объект — это система ее элементов (классов, групп, общностей), апредмет — взаимоотношения, связи социальных групп и других элементов,закономерности функционирования и развития как социальной структуры в целом,так и отдельных ее элементов.
Различают социальнуюструктуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает в себясоциальные группы, слои и классы, коллективы, социально-этнические общности,профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети,мужчины и женщины, престарелые и т.д.). Отсюда подразделение социальнойструктуры на виды: классовую, национальную, демографическую,социально-профессиональную и др. В социальную структуру в узком смысле включаютобщественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющихсобственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системеобщественного производства, играющих определенную, только им присущую роль вобщественной организации труда. Другие группы (демографические,социально-этнические и др.), входящие в социальную структуру в широком смысле,различаются между собой не местом в системе общественного производства, апризнаками расового, национального, половозрастного характера. Социальнуюструктуру в широком смысле, поскольку она охватывает все группы и общностилюдей, часто отождествляют с понятием социальной структуры населения.
В социальной структуреобщества в узком или собственном смысле слова можно выделить несколько уровней.Первый уровень включает в себя классы — это классовая структура. Второй уровеньвключает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам,но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалисты), атакже социальные слои, на которые делятся эти общественные классы и социальныегруппы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назватьсоциально-классовой структурой. Третий уровень социальной структуры обществавключает в себя не только элементы социально-классовой структуры, но итакие социальные группы, как население города и деревни, людей умственного ифизического труда.
Социальную структуруусловно можно разделить на две подсистемы:
1) социальный составобщества;
2) институциональнаяструктуру общества.
Социальный составобщества – этосовокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп ииндивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимаетконкретное место, определенную позицию в социальной структуре. Одни социальныеобщности занимают более выгодную позицию, другие – менее выгодную. Кроме того,в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды)также занимают разные социальные позиции и имеют разные социальные статусы.
Институциональнаяструктуру общества — этосовокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивыеформы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов)регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политическиеинституты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политическойсфере, экономические – в экономической.
Институциональнуюструктуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты,статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальныхгрупп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального составаобщества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могутзанимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура)обладает относительной устойчивостью. В демократическом обществе все социальныеинституты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одниинституты могут доминировать над другими. Например, политические институтымогут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальноминституте имеется свои социальные статусы, которые также не равнозначны.Например, статус президента в политических институтах является главным, статусдепутата парламента более значимым, чем статус рядового избирателя; статусвладельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен,нежели статус рядового работника и т.д.
2. Социальная структура общества. Виды иэлементы социальной структуры
 
Выбор методовсоциологического исследования, отработка процедур, объем, и расчет выборки взначительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементовсоциальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристикиглавных элементов социальной структуры.
Общественные классы — это большие группы людей, различающиесяпо их месту в исторически определенной системе общественного производства, поих отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) ксредствам производства, по их роли в общественной организации труда, аследовательно, по способам получения и размерам той доли общественногобогатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций одинкласс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этихосновных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные,производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическаяроль в обществе, общественное поведение, активность; степеньсоциально-политической организованности, образования, культуры,профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, ихдуховный облик, общественная психология. Эти показатели используются приизучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочегокласса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, вотличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующиена орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоленияотчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа куправлению на всех уровнях.
В современных условияхнашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основныхчерт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоякооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий,других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящимисоциально-экономическими и политическими преобразованиями.
Социальные группы — это объективно существующие устойчивыекатегории людей, занимающие определенное место и играющие определенную,присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественныхклассов они не имеют специфического отношения к средствам производства.Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, людиумственного и физического труда, население города и деревни.
Интеллигенцияпредставляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихсяквалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессиональногообразования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место такжеширокое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда,как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов, занимающихсянеквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокогообразования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролерысберкасс и т. д.).
Роль, место и структураинтеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основныхфункций: научно- технического и экономического обеспечения материальногопроизводства; профессионального управления производством, обществом в целом иотдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспеченияумственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную,производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую,управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации,месту жительства, отношению к средствам производства, а также посоциально-демографическим признакам.
Для социологическойпрактики важно отметить, что люди умственного и физического труда каксоциальные группы отличаются между собой:
1) по различномусодержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических иинтеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которыхпротекает их труд;
2) покультурно-техническому уровню работников физического и умственного труда(образованию квалификации, профессиональному составу);
3) по уровню культурногои материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестверазличия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому илииному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могутиспользоваться как социальные показатели.
В практикесоциологических исследований важно учитывать, что на современном этапе людиумственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами,служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами.Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного ифизического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройствахарактер противоположности сложности или существенных различий, не тождественнымразличиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и самиявления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление всоциально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственногофизического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своейосновой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разнойподготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному иоцениваются.
Социальные слои — это части определенного класса,социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующегоспособа производства. Так, при капитализме внутриклассовые слои выделяются,прежде всего, в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкаябуржуазия. В переходный период к социализму, особенно на начальном этапеструктура рабочего класса, скажем, представлена, во-первых, кадровыми рабочими,во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи смелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е.людьми, связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях идо утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1)бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализмаглавную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, егокачество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-техническийуровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размерыполучаемых доходов.
В социологическихисследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составевыделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составеколхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяютсячетыре слоя:
1) работники неквалифицированногои малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональнойподготовки;
2) работники, занятыенемеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.);
3) работникиквалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы намеханизированных фермах, птицеводы и т. д.);
4) механизаторы (шоферы,трактористы, комбайнеры).
Членение крестьянствавозможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составеинтеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное,высшее, имеющие ученую степеньи звание), а также «практиков»,лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующегодиплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как местопроживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественномпроизводстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

3. Социальнаядифференциация
Слово «дифференциация»происходит от латинского корня, означающего различие. Социальная дифференциация— это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любомуобществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с поломи возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же былвлиятельный и унижаемый вождь, и его приближенные, а также живущие «вне закона»отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось истановилось все более очевидным.
Принято различатьэкономическую, политическую и профессиональную дифференциации. Экономическаядифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существованиибогатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих иуправляемых, политических лидеров и массу есть проявление политическойдифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение вобществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторыепрофессии считаются более престижными в сравнении с другими. Таким образом, уточняяпонятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумеваетсяне просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между нимис точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегийи обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этотвопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе, исходитиз необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркогопроявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первуюочередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частнуюсобственность на средства производства. В других теориях социальное расслоениетакже расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны приниматьтакое положение как неизбежность.
Согласно иной точкезрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляетлюдей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная жеоднородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователиотмечают, что и большинстве развитых стран происходит уменьшение социальнойполяризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся ккрайним общественным полюсам.

4. Тенденции вразвитии социальных отношений
Высокойсоциальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации имодернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленнымпроизводством, растет городское население.
Значительныесоциальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденцийявляется рост «нового» среднего класса. К нему относят большинствоинтеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированныхрабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже,чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего классауменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическомотношении.
В этой группестран велика доля населения, работающего понайму. При этомструктурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленногорабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместес тем под влиянием научно-технической революции возрастает значениевысококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемойпо-прежнему остается безработица. Определенное регулирующее воздействие насоциальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаевгосударство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях —и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам,нынешней Кубе, Северной Корее.
В западныхстранах одной из главных забот государства является предотвращение социальныхконфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условияхконкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетныхсемей.

Список литературы
1. Осипов Г.В. Социология. М., 1990.Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.
2. Предмет и структурасоциологической науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.
3. Сорокин П.А.- Человек, цивилизация,общество. М., 1992.
4. Общая социология: Учебноепособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФАРА-М, 2007. – 654с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :