КУРСОВАЯ РАБОТА
Подисциплине: Общая социология
Тема: «Основныеподходы к образованию. Образование как глобальная проблема общества»
СодержаниеВведениеСовременноесостояние образованияОсновныеподходы к образованиюОбразованиекак глобальная проблема обществаОбразованиеXXI века (прогнозирование). Перспективы образования вУральском регионеЗаключительнаячастьСписокиспользуемой литературы
Введение
Образование – целенаправленная систематическая,познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений инавыков, а так же совокупность знаний полученных в результате обучения.Образование, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образование,это вид деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включаетсязначительное большинство населения многих стран мира. Чем больше образованиераспространялось в мире, тем значительнее и количественно становилось егонаучное исследование.
Каждый этап в развитииобразования связан с осмыслением основных идей и путей его совершенствования. Воснове всего лежит содержание, форма, направленность образования, методы егоосуществления, соотношение с воспитанием. Содержание образования всегдаотражает определенный уровень знания. Это, как правило, подтвержденныепрактикой либо признанной теорией знания. На начальном этапе развитиячеловеческого общества ими были знания, проверенные и достигнутые вповседневной деятельности, борьбе за жизнь и выживание. Образование выполнялофункцию – передачи знаний, традиций, умений, приемов, навыков деятельности попринципу «делай, как я», имело четко выраженную личностную направленность,способствовало адаптации человека к условиям жизни, обучало, воспитывало иразвивало его в той степени, в какой это было возможно в конкретныхобстоятельствах. По мере развития человечества знания, передававшиеся впроцессе повседневного, регулярного обучения, становились неотъемлемымэлементом социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретныхлюдей. Практика обучения и воспитания развивалась по пути совершенствования,прежде всего, личностно ориентированного образования, ведь оно выполняетважнейшую социальную роль связующего звена между обществом и конкретнымчеловеком.
«Содержание образования –целостный процесс, характеризующийся, во-первых, условием опыта предшествующихпоколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих,умственным и физическим развитием человека». (Ледиев В.С., «Содержание образования»,М., 1989 г.).
Этапы развитияобразования определяли его как относительно самостоятельное и самодостаточноеявление. Разумеется, автономия была относительной, всегда существовалазависимость (в той или иной степени) от государства и церкви. Образование каксоциальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальныйинститут, являясь элементом общества, испытывает на себе влияние практическивсех изменений, происходящих в нем. Образование, так или иначе, воздействует наобщественную систему, заставляет реагировать на свои потребности и проблемы.Образование – это одна из важнейших сфер жизни общества и одно из наиболеезначительных средств самореализации личности. В различных цивилизацияхосуществляется передача накопленного опыта путем образования. На каждом новомэтапе своего развития образование последовательно приобретает разные формы (втрадиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья идуховного наставничества на смену им приходит школа с обучением большого количествановых предметов и т.д.). Образование, это сложный культурно-историческийпроцесс. Это еще и самоценность, самоцель. Суть в том, что образованиенеобходимо человеку для удовлетворения потребности узнать нечто новое. Именно втакой роли образование и его разновидность – самообразование часто выступаютисточником научного и культурного процесса.
Содержание образованиядля своего эффективного усвоения в масштабах общества требует соответствующихучреждений, структур, институтов. Один из первых институтов – прошел длительнуюэволюцию в своем развитии от немассовой, доступной лишь немногим людям, дообязательной для большинства населения, образованной структуры. Чем большеобразование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее,количественно и качественно – становились его научные исследования.
Появление потребностей вразвитии образования и государства, производства, науки, культуры, семьи (равнокак и у образования в развитии этих институтов) и взаимной заинтересованностиозначало переход к новому этапу образования. В заметной форме такие обоюдныепотребности и интересы сформировались к концу XIX к началу XX века. Именно потребности и интересы сформировались к концу XIX – началу XX века. Именно потребности и интересы общества в развитии конкретныхсоциальных институтов вызвали бурное развитие образования и его концепции – какна уровне педагогики, так и в целом всего социально-гуманитарного знания.Научные исследования, осуществленные в рамках тех или иных наук, означалоформирование различных подходов к изучению образования.
С проблемой образования ивоспитания напрямую связана проблема нарастающей варваризацией общества.Перечень печальных явлений одичания можно продолжат долго, они лежат в основесамых серьезных социальных болячек: эмоциональная и нравственная неразвитость,разрушение института семьи, проблемы человеческой личности и т.д.
Сегодня много говорят обутраченном интересе к книге. Рассуждают о том, как привить детям любовь кчтению, чтобы дети читали, размышляли, спорили, находя в книгах ответы нетолько на вопросы, касающиеся изучения того или иного школьного предмета, но ина свои личные.
Уровень преподавания вшколах в целом в нашей стране заметно снизился, что нашло выражение, например,в том, что лучшие ученики на международных конкурсах по отдельным наукам вместомест в первой десятке откатились в 4–5-й десяток. «…Самое печальное, чтонынешнее поколение начинает отставать не только по количеству, но и по качествузнаний. Год от года недавние школьники – талантливые и слабые, усердные иленивые – выглядят, в массе, всё более «серыми». Наступает момент, когда обэтом хочется сказать как можно громче…». (председатель приемной комиссииисторического факультета МГУ).
Известно снижение общегоуровня образованности в России за последние 10–15 лет. Не последнюю рольсыграло расширение числа некоторых коммерческих ВУЗов. Поступление в такогорода ВУЗы определялось, прежде всего, готовностью платить за обучение, экзаменыпри поступлении носили в основном формальный характер. Вследствиекоммерциализации образования, численность студентов за последние 10–15 летпревосходит потребности народного хозяйства в притоке новых специалистов.
Последнее время сталиуделять внимание вопросам родного языка. Все озабочены тем, наскольконеграмотны нынешние выпускники. Мысли и эмоции выражаются двумя-тремя словами:«Супер», «Классно», «Вау». Беда в том, что язык улицы активно транслируеттелевидение. «…Полное ощущение, что язык «уплывает»…». (С.Серова, профессорРоссийской академии театрального искусства). И это воспринимается не каккультурная, а как национальная катастрофа. Язык – это святыня, по языку мы все– родные. Это огромное богатство, огромная ценность. Это то, что объединяетнацию. Сейчас это понимается на государственном уровне. Нынешний год объявленгодом русского языка.
Неблагополучная ситуацияв обществе, неразбериха в школьных программах привела к тому, что нередко подпредлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения. К сожалению, немногиеиз педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую моральный нигилизмнесет незрелым душам. Обществам утрачивается целостность и широта образования,утрачивается его мировоззренческая функция, а её цели подменяются идеологическимисуррогатами или тем, что образование сводится к приобретению толькопрофессиональных навыков. Такой подход подрывает все структуру и традицииРоссийской образовательной системы.
Никто серьезно неисследует возможные последствия внедрения новых технологий в учебный процесс –в том числе и отдаленные – негативные как для ребенка, так и для системыобразования. Например, известное тестирование, препятствует формированию умениясвязно и аргументировано излагать мысль, анализировать и обобщать материал.Сочинения абитуриентов последних лет иллюстрируют этот факт.
Здоровый консерватизмпедагогов, осознающих, что дети – не материал для экспериментов, до последнихлет защищал детей. Однако бурный инновационный процесс в образовании разрушилэту стабильность. Отсутствие государственной идеологии обеспечивает «окно» дляпроникновения в школу самых разных программ и пока не будут определенысерьезные государственные приоритеты, говорить о единых школьных программахвряд ли приходится. Если раньше школа получала от государства политический,четко сформированный и для всех одинаковый социальный заказ на воспитание«нового человека», то теперь ясности в общих ценностных ориентирах стало кудаменьше. И если всё общество сегодня горестно размышляет о своей молодежи, еёбездуховности, безверии, агрессивности, то школе приходится срочно искатькакой-то выход из этой ситуации на каждом шагу, каждый день.
Школа как социальныйинститут вряд ли может быть существенно лучше создавшего её общества. Обществоучреждает и строит школу, разрабатывает для неё программы и учебники,определяет её цели и функции, обеспечивает тот или иной уровень еёфинансирования, задает правовые рамки её деятельности, размещает системуобразования в начале или в конце школы своих приоритетов. И если обществобольно, то наиболее тяжелое недомогание обязательно обнаружится и в школе,возрождение общества будет связано с обновлением школы и всего институтаобразования. Необходимо заметить, что способность и функция опереженияматериального бытия общества, присущая образованию крайне важна, ведьопережающая, заглядывающая в завтрашний день реформа может ускорить ходобновления общества.
Вряд ли кто будетоспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества.Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь.Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни.
Образование есть не чтоиное, как культура индивида. По существу своему оно не может быть никогдазавершено. Мы образовываемся всё жизнь, и нет такого определенного момента внашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашеголичного образования. Только необразованный человек может утверждать, что онсполна разрешил для себя проблему образования. Об образовании в подлинномсмысле слова можно говорить только там, где есть культура и задачей всякогообразования является приобщение человека к культурным ценностям науки,искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека вкультурного. Истина есть такая же цель общего образования, как личность,свобода, право. Каждый должен быть приобщен к науке и к истине. Ибо нет двухзнаний – научного и «обыкновенного», а всякое знание, если уже научное знание.
Современное состояниеобразования
К началу XX века образование приобрелокачественно новые черты с точки зрения его роли и места в жизни общества,прежде всего капиталистического. Став реально массовым, образованиепревратилось в особую отрасль духовного производства, вместе с темнеобходимость и возрастающее значение его было очевидно. Многообразные потребностиматериального производства в образованных работниках различного уровняобученности, подготовки и квалификации привели к формированию системы допрофессионального и профессионального образования.
Государство увеличиваетрасходы на содержание и развитие института образования. На протяжении всего XX столетия подходы к образованию,сформулированные в рамках философской, социологической, экономической и другихнаук разрабатывались и детализировались.
Одной из проблем вобласти образования стала проблема изучения качества подготовки специалистовдля учебных заведений. Народное хозяйство переживало серьезный кризис и спад,одной из причин которого считался невысокий профессионализм значительной частиработников, рассматривавшийся в свою очередь, как следствие недостаточногокачества подготовки специалистов.
Сегодня образование излокального вида деятельности (когда люди учились лишь в школе ипрофессиональном учебном заведении, после чего к учебе уже не обращались) сталопревращаться в универсальное на протяжении всей активной жизнедеятельностичеловека. Для достижения этой цели, помощи человеку в реализации егообразовательных потребностей понадобилось создание институциализированногонепрерывного образования с соответствующими центрами, учреждениями, организациями,персоналом, оборудованием, техническим оснащением и т.д.
Возникла целая«индустрия» непрерывного образования. Всё более видное место в структуреобразовательной деятельности занимают вопросы развития личности, вопросысамообразования.
Система образования вРоссии начала XXI века стоит на пороге большихперемен, от разумного решения которых государством при участии бизнеса нельзяпродвинуться дальше в подъеме культурного уровня и образованности населениястраны. И эта задача неразрешима в условиях существующей социальнойдифференциации, как в экономике, так и в доступе к образованию. Перспективыразвития образования во многом зависят от коренного изменения курсасоциально-экономической политики.
Российской общество всё вбольшей степени фокусируется на бизнес – ценностях, коммерции, «полезномзнании». Наши студенты приходят в университеты для получения полезных знаний,обеспечивающих наиболее эффективный и скорейший доступ к источникам капитала.
В советской системеобразования высшая школа формировала у специалистов определенные представленияо социальной реальности, основанные на идеологии марксизма – ленинизма. Нельзяотрицать эффективность её внедрения в мировоззрение целых поколений. Три «кита»советского образования – фундаментальность, систематичность ипоследовательность позволяли сохранить высокий образовательный уровень. В новойРоссии утрата системных социальных знаний, ведущая к росту функциональнойнеграмотности, влияет не только на молодое поколение, но и на «взрослую» частьнаселения страны, вынужденную самостоятельно определяться в новой социальнойреальности, изменять своё мировоззрение в условиях противоречивого развитиясоциальных процессов.
Ориентации молодыхрабочих на карьерный рост, чаще всего связаны с уходом из рабочих профессий,как не обеспечивающих в настоящее время реализацию их жизненных и творческихпотребностей. Поэтому представление о новом мобильном интеллектуальном рабочемявляется пока лишь абстракцией. Обнажаются общероссийские проблемы, вызванныеотсутствием эффективных механизмов регулирования воспроизводстваобразовательного потенциала этой категории работников.
Низкий социальный статусначального профессионального образования как в представлениях молодежи, так и вобразовательных приоритетах государства, нестабильность социально –экономической ситуации в стране, не способствующей развитию инвестицийпредприятий в подготовку кадров. Потребности предприятий в подготовкеквалифицированных кадров образовательными учреждениями требуют установленияпрочных и регулируемых взаимосвязей системы образования и экономики, особенно врегиональном аспекте.
Сегодня связь междусовременным, качественным образованием и эффективной экономикой, безопасностьюгосударства для всех очевидна. Наша страна, ориентируясь на инновационный путьразвития, нуждается в качественном обновлении системы образования, подготовкикадров – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта –«Образование».
Разработан ряд мер покачественной модернизации существующей в России сети профессиональногообразования. Начиная с 2007 года национальный проект – «Образование» пополнилсяновым направлением – государственной поддержкой подготовки рабочих кадров испециалистов для высокотехнологичных производств в государственныхобразовательных учреждениях начального профессионального и среднегопрофессионального образования, внедряющих инновационные образовательныепрограммы.
Промышленнымипредприятиями оказывается спонсорская помощь образовательным учреждениям,которые получили средства на материально – техническое оснащение и обеспечениедоступа к программным средствам и мировой глобальной сети Интернет.
Один из самых интересныхпроектов в сфере образования и подготовки кадров реализует корпорация «ВСМПО –АВИСМА». При участии компании в Верхней Салде была создана широкая сетьмежшкольных классов производственного обучения, заключены договоры наподготовку кадров для предприятия с профессиональным лицеем, организованнывосемь политехнических классов. Ведется целенаправленная профессиональнаяподготовка кадров для предприятий «под заказ», формируется кадровый резерв.
Сегодня основной упор и государство,и частный бизнес делают на качество подготовки и обучения специалистов. Следуетотметить, что в условиях сохранения численности трудовых ресурсов потребность вработниках с различным уровнем профессионального образования будетувеличиваться. Вопрос о необходимом уровне образования рабочих не вызываетразногласий у экспертов. Начальное профессиональное образование должно статьосновной базой для подготовки рабочих. Но это лишь первый этап, которого ещётребуется достигнуть, потому что большинство рабочих в настоящее время вообщене имеют профессионального образования.
Информационный бум,развитие и смена технологий в промышленности, структурных изменений в экономике,миграции населения. В результате происходит быстрое устаревание приобретенныхпрофессиональных, социальных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности.Возникает необходимость дополнительного обучения и переучивания в процесседеятельности. Отсюда актуальность идеи массового непрерывного образования какспособа преодоления возникших социальных и образовательных проблем.
Одной из важных проблемсегодняшнего образования является недостаточный образовательно-квалификационныйуровень всего преподавательского корпуса.
Национальный проект –«Образование» делая акцент на высокий уровень образованности, позволяющийчеловеку быть востребованным в жизни, претендовать на интереснуювысокооплачиваемую работу. Среди основных направлений проекта можно выделить:интернетизацию российского образования; поддержку на конкурсной основе лучшихучителей и школ; поощрение талантливых молодых людей; государственную поддержкуинновационных образовательных программ.
В настоящее время вшколах появилась новая ставка психолога. Психологию вводят наравне страдиционными дисциплинами, а в некоторых школах и с первого класса. Главнойзадачей на уроках психологии – социализировать ребенка, помочь ему найти местов нашем непростом мире. Для младших главное – развитие воображения, творческогомышления и умения познавать себя, у старших школьников большее значение имеетвыбор будущей специальности, профессии.
Активно в отношениипрофориентации своих детей, участвуют родители. Ориентируя их на болееустойчивые и менее зависящие от социально – политических изменений жизненныестратегии и ценности. При этом значимым становится содержание и качествополучаемого образования. Образование воспринимается как содержательновостребованная составляющая профессиональной стратегии.
«…Думается, что школьныйвопрос так важен для всей нашей жизни, что сопоставим по значению с проблемамиэкономическими… Текущее десятилетие можно назвать временем педагогическихинноваций…, но генеральной идеи нет…, отсутствует решающее слово, котороепояснило бы конечную цель школьного образования…». (Председатель приемнойкомиссии исторического факультета МГУ).
Нищенское финансированиенародного образования, отсутствие четкого социального заказа, неразработанностьправовых основ, регулирующих деятельность органов народного образования, всё –это реалии нашего времени.
Вопрос об оплате трудапреподавательского состава пока остается открытым, что заставляет некоторыхученых уезжать за границу.
Нашей высшей школе нужнамолодая профессура, её нет. За годы после революции 1917 г. из страны уехалисотни ученых, экономистов и т.д. Научные разработки не внедряются впроизводство. Так, академик Сергей Петрович Капица создал аппарат – «МИКРОТРОН»,с помощью его можно лечить онкологические заболевания. Уже излечены десяткилюдей. Но в массовое производство аппарат не выпускают чиновники.(«Комсомольская правда», 14-21 февраля 2008 г.).
«…Пока Вы будитепоставлять нам такие кадры, наша фирма будет процветать…». (Билл Гейтс,корпорация – «Майкрософт», (половина сотрудников этой фирмы – люди получившиеобразование в СССР) ).
Как положительный фактследует отметить, активизацию военно-патриотической и спортивной работы.Конкурс – смотр школьных музеев в г. Екатеринбурге. Это соревнование призвановоспитать у учащихся патриотизм, гражданское и историческое сознание. Поусловиям смотра необходимо составить отчеты об участии в акциях «Ветеран»,«Милосердие», «Письмо из госпиталя», а также о шефской работе с ветеранами войни тружениками тыла.
Наличие компьютерныхклассов в школах позволяют проводить Интернет – конкурсы и ВсероссийскиеИнтернет – олимпиады. В 2007 г. все школы Уральского федерального округа должныбыли подключиться к Интернету. В Свердловской области серьёзно материальноподдерживается талантливая молодежь. Уже на протяжении 12 лет отличники учебыполучают Губернаторскую стипендию. Федеральное государственное унитарноепредприятие «Почта России» проводит Всероссийские конкурсы. Например: «Лучшийурок письма», цель которого – сохранить эпистолярный жанр. Темы различны, крометого, этот конкурс и для учителей: за лучшую методическую разработку проведенияурока письма.
В последние годы платноеобразование прочно вошло в нашу жизнь. У родителей теперь есть реальнаявозможность выбора формы обучения для своего ребенка. В настоящее время многоеделается для поднятия престижа образования. Например, в нашем регионе, внаступившем 2008 году, по сравнению с 2007 годом, расходы на образованиеувеличились более чем на четыре миллиарда рублей. Образовательный комплекс г.Екатеринбурга занимает одно из ведущих мест в России. Есть все основанияполагать, что положительная динамика в области развития образования в ближайшиегоды сохранится. («Уральский рабочий» № 15 от 30.01.2008 г.).
Россия пока остаетсяодной из наиболее образованных стран мира, и состояние отечественной системыобразования волнует многие умы. Перспективы развития, вклад общества игосударства в этот процесс заставляют представителей педагогики философской,социологической, психологической, экономической и других наук обратить специальноевнимание на сферу образования.
Основные подходы кобразованию
На протяжении всего XX столетия подходы к образованиюразрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы,формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженныйнаучный статус: философия образования; социология образования; экономикаобразования и т.д. Эти подходы дают возможность всестороннего и целостногоизучения системы образования.
Первой наукой проявившейинтерес к образованию стала педагогика. Само её возникновение в качествеотрасли научного знания, самостоятельной научной дисциплины находилось в теснойи непрерывной связи с развитием образования. Нельзя не признать связи междуобразованием и научно-педагогическим подходом к нему – исторически первымподходом к образованию в системе научного знания. Этот подход сформировался в XVII – XIX в.в.
В XVII веке Ян Коменский создает выдающеесяпедагогическое произведение «Великая дидактика», которое является началомсовременной науки о процессе энциклопедического обучения. Я. Коменскийвыступает с идеей разносторонних социальных преобразований. Он требовалустановления международного сотрудничества в области науки и образования.Выдвинул идею всеобщего начального обучения на родном языке. Он разработалпервое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа». Воснову познания и обучения он поставил чувственный опыт и теоретическиобосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности говорили ипедагоги – гуманисты, но это было простое снабжение книг рисунками, безтеоретического обоснования, которое дал Я. Коменский. Он требовал, чтобы ученияначиналось не со словесного толкования о вещах, но с предметного наблюдения надними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Я. Коменскийпротивопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следуетзаставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком».Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемоев повседневной жизни».
Я. Коменский выдвинултребование посильности обучения для обучающихся – «Детям нужно давать дляобучения только то, что доступно их возрасту». Его рекомендации принципов иправил учебной работы до сих пор, в основных чертах, применяются вобщеобразовательных школах различных стран. Его учебники получили широкоераспространение во многих странах, в том числе и в России в XVII – XVIII в.в.
В XIX веке швейцарский педагог-демократИ.Г. Песталоцци (1746 – 1827 г.г.), основоположник теории начальногообразования, связывает обучение и развитие ребенка с психологией, он пишет:«…Целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку, так какпредоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет тойстепени гармоничного развития всех своих человеческих сил, которая требуется отнего как члена общества…». До И.Г. Песталоцци необходимость соединенияумственного и физического труда в образовании обосновывали тем, что окружающийна мир познается более полно. Он же указал на то, что навыки, в крайне простыхделах и затем в более сложных, дают возможность человеку умения действовать,так как разум, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудоми практикой.
В середине XIX века об образовании высказывал своимысли выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег (1790 – 1866 г.г.). Задачашколы, по его мнению, заключается в том, чтобы воспитывать гуманных людей исознательных граждан. А. Дистервег видел в психологии «основу наукивоспитания». Он подчеркивал, что ценность имеют только те знания и навыки,которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должноспособствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.По его мнению, необходимо уделять основное внимание, в начале обучения, наразвитие навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Всредней школе, вооружать учащихся разносторонними и глубокими научнымизнаниями. Наилучшей формой обучения А. Дистервег считал – вопросный способпреподавания, метод, который развивает творческое мышление ученика. Огромноезначение А. Дистервег преподавал систематической работе учителя над собой.
Все классики, начиная сдревних времен, акцентировали внимание в своих теориях образования и воспитанияна развивающем индивидуально – личностном их характере. Вместе с тем,образование должно быть наполнено социальным содержанием. Если взять школу иликласс, представляющий собой как бы социальный организм, то в нем можно наметить«позиции»: социальная активность (активное участие в жизни класса, ихактивность переходит на других); социальная пассивность (нужно приложитьусилие, что бы заставить работать); псевдосоциальная активность (человек подвидом заботы об общем занят устройством своих дел); антисоциальная активность(скучающие ученики и не могут чем-нибудь заняться, стараются тогда всемупомешать и всё спутать).
Каждый ученик таков, какопределяется его активность всей окружающей социальной ситуацией. Этот мотивсоциальной органичности и индивидуальности должен быть принят во внимание ииспользован в практике воспитания.
В последнее времясоциальное направление педагогики начинает изучать природу класса, сознавая всюважность этого вопроса в регуляции педагогического процесса. Педагогическийпроцесс нельзя понимать только как обучение. Немецкий философ И. Гербарт(1776-1841 г.г.) говорил о «воспитывающем обучении», что очень тесно связано ссовременным преобладанием интеллектуализма. То есть единственный верный путьвоздействия на душу ребенка – это область интеллекта. Организуя умственнуюжизнь ребенка, мы тем самым, воспитываем его. «…задача педагога – научить детейжить их детской жизнью» — педагог-просветитель С.Т. Шацкий («Годы исканий». Приправильной постановке задачи обучения, дети оказываются по-настоящемузаинтересованными и вовлеченными в педагогический процесс.
Еще Платон указывал нато, что каждый человек хранит идеи в себе, так что ничего нельзя вложить вчеловека, кроме того, что уже у него есть. Усвоение всякого побочного материала(в кружках, на дополнительных занятиях по интересам и т.д.), происходит иногдагораздо успешней, чем основного. Здесь первенствующую роль играет добровольныйинтерес. Педагогика не есть техника, но – творческая работа.
Успех обучения зависит отумения преподавателя определить соотношение между чувственным и смысловымматериалом, приняв во внимание уровень развития учеников. Без чувственнойстороны у детей нет интереса, без усвоения смысловой стороны – нет воспитания иразвития ума.
Научная педагогика была,есть и остается философией образования. В системе педагогики вопрос о целивоспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.Все учебные заведения (школы, училища, техникумы, институты) – есть видысоциальной структуры включающие в себя: 1. Структура иерархическая, т.е. ктостоит выше, кто-то ниже. 2. Кооперация, т.е. сотрудничество. 3.Противопоставление одних другим, открытое и постоянное соперничество, т.е.борьба.
Иерархическая структураможет покоиться на авторитете. Явление авторитета, одно из самых продуктивныхсоциальных отношений, имеет громадное значение для умственной жизни итворчества. Но даже при наличии силы авторитета нельзя определить, во что онаобратится. Это всецело зависит от обеих сторон, составляющих авторитет: высшей– учителя, и низшей – обучаемого. Присутствие авторитета, дающее опору ичувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Этоявление объясняет творческое значение авторитета, оно поднимает обучаемого наболее высокий уровень, вызывает развитие, создает творческий скачок. В этойстимуляции творческих сил и заключается педагогическая ценность авторитета.
Ещё К.Д. Ушинский писал:«Личность может воспитать только личность». В настоящее время в наличии имеетсябольшой арсенал методик, различных научных разработок и исследовательских работ,которые позволяют повысить профессионализм преподавателя. Необходимо осознать,что общая культура личности преподавателя есть та основа, на которой и строитсялюбая воспитательная, общепедагогическая технология. «Без стремления к научнойработе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов:механистичности, рутинности, банальности». (А. Дистервег).
Связывание педагогическихпроблем с темами современности есть плодотворная сила, которая определяет собойтворческое настроение педагогической мысли. Проблемы педагогики не могут бытьдо конца поняты «автономно», они должны быть связаны с общими вопросами нашеговремени. Проводимая в нашей стране экономическая реформа затрагивает все сферыдеятельности человека, и образование не является исключением.
Впервые в своей историироссийская общеобразовательная школа включается в сферу экономических отношенийв системе общественного воспроизводства. Производимая его продукция –образовательные услуги, — предполагается потребителем точно так же какпродукция других отраслей материального и не материального производства. Н.Г.Чернышевский (экономист, социолог, философ, демократ) считал распределение просвещениясоциально-педагогической проблемой, указывал на диалектику взаимосвязиполитической власти и образования. Он отмечал, что педагогический трудотличается от других видов труда, тем, что окончательный результат его «непредмет, посторонний человеку, а сам человек». Ремесленное, профессиональное,техническое образование имеет экономическую ценность, так как оно делаетчеловека более производительным работником, способным создавать «внешниепредметы, ценностью которых может определяться ценность обучения». В данномслучае труд педагога имеет экономическую ценность.
Школа является частьюсистемы непрерывного образования, его базовым звеном, именно в ней человекполучает систематические навыки учебной работы. Задача педагогики – научитьучиться всю жизнь, в этом одно из главных предназначений школы каксоциально-педагогической системы. Целью образования Н.Г. Чернышевский видел вформировании передовых взглядов и убеждений, развитию в человеке сильныхобщественных стремлений, прогрессивных взглядов на общественную и личную жизнь.Мотив целостности в воспитательном воздействии на ребенка имеет огромноезначение в русском педагогическом сознании, так как он созвучен мотивуцелостности личности в русской философии.
По существу можноразличить три направления в русской педагогической мысли: 1. Педагогическийнатурализм. 2. Педагогический идеализм. 3. Религиозно-педагогическоенаправление.
Педагогический натурализм– связан с философской мыслью, верой в природу ребенка, в возможностьрационализации педагогического дела, вера в творческие силы ребенка, в еговнутренние стремление к раскрытию своих сил, и что всякое внешнее влияние имееттормозящее действие, устранение всякого авторитетного начала в взаимоотношениивзрослых и детей, предоставление полной самостоятельности и инициативе ребенка.Правильное воспитание, как его понимает данное направление, есть необходимаябаза социального переустройства.
Основные идеирелигиозно-педагогического направления могут быть выражены в следующихположениях: «…Основным процессом в жизни человека надо признать не физическую ине психическую сторону в нём, а духовную, которая носит залог целостности.Духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит вчеловеке». (Ректор Богословского Института в Париже, протопресвитер В.В.Зеньковский).
Одним из выдающихсяпредставителей научного течения в педагогике был П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.).Через дисциплину тела, через физическое воспитание он искал того, чтобысообщить дисциплину духу, вооружить личность для жизненной борьбы навыками кстойкости и выдержке. Эта духовная сторона физического воспитания имеет, поП.Ф. Лесгафту, огромное значение в путях социальной жизни, которая требует откаждого огромного развития задерживающих сил.
В педагогике существуютдве основные стороны: 1. Цель педагогического воздействия – и эта сторона можетбыть освещена лишь философией. 2. Это тот материал, над которым работаютпедагоги (здесь решающее слово принадлежит психологии.
Педагогика тесно связанас социальным фактором. Социальная среда есть важнейший проводник формирующихчеловека сил. Через неё человек получает наследие опыта жизни предыдущихпоколений. Социология, как важнейшая наука (термин – «Социология» впервые былопределен французским мыслителем О.Контом в 1838 году), повлекла за собойвозникновение социальной психологии и затем социальной педагогики.
Первое крупное имя всоциальной педагогике, это Наторн (1854-1924 г.г.) – немецкий философ. Онформирует свои педагогические идеи в книге «Социальная педагогика»: «…Человекдолжен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими…».
В педагогическихисследованиях в наши дни применяются следующие методы: 1. Социологии. 2.Философии. 3. Психологии.
Для сбора какой-либоинформации, необходимой для решения педагогических проблем используются такиеметоды социологии как: анкетирование. Например, опросы – это произвольнаябеседа, целенаправленное собеседование, где учитываются и психологическиефакторы: атмосфера доверия, чувство такта, меры и т.д. Анкетирование – дляполучения оценки профессиональных и личностных качеств учителей, учебно-воспитательногопроцесса в целом или отдельных его сторон и т.д. Обобщение позволяет болееглубоко оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.
Для определения уровняразвития навыков, знаний, личностных характеристик в педагогической практикешироко распространен метод психологической диагностики – тестирование. Вместе стем в педагогике возможна интуитивная обработка информации, существующая наоснове чувства, без какого-либо обоснования, с помощью доказательств. Можноотметить интересный философский подход в педагогике – абстрагирование. Речьидет о первоначальном отвлечении от конкретных фактов и поиске научнообоснованного алгоритма деятельности (ведь любые алгоритмы предполагаютмоделирование. Например: процесса обучения и т.д.).
Если рассмотретьфилософский подход к образованию, то можно отметить, что этот подходзаключается в том, что предметом философии является закономерностифункционирования и развития сферы образования во всех её аспектах: 1.Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний). 2. Системный. 3.Процессуальный (процесс получения знания). 4. Результативный (результат).
Философский подход кобразованию дает возможность выявления реальных противоречий и коллизий, стольтипичных для развития образования. Благодаря философскому подходу к образованиюможно понять перспективы его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегию,ни практику, ни политику в этой сфере общественной и личной жизни. Применениефилософского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшегоявления современности, как единое мировое образовательное пространство, безосмысления интеграции с которым вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудьзаметные достижения в области обучения.
Общие принципы положенияфилософии (мировоззрение, учение об отношении человека к миру, всеобщие законыразвития природы, общества и мышления, общие принципы бытия и познания и т.д.)применяются для анализа самых различных сторон образования, рассматриваемого икак система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и каксоциальный институт.
Иная точка зрения нафилософию образования – содержание философии образования в основном совпадает стеоретико-методологической проблематикой педагогической науки.
До XIX столетия развитие образования наконцептуальном уровне происходило в основном в системе педагогического знания,затем интерес к нему стали проявлять философы, писатели, широко мыслившиесоциальные и политические деятели, а в XX столетии сфера образования стала объектом внимания иисследовательского интереса социологов, психологов, экономистов и т.д.
И в заключении можноотметить, что педагогический подход к образованию – это формирование человека входе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных методов, средств иформ педагогической деятельности.
Стремление выявитьличностные аспекты образования сближают педагогику с психологию с социологией.Социология образования может и должна заниматься вопросами учебного процесса,анализом содержания образования. Она призвана дать ответ на следующие вопросы:1. В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественныепотребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах вразных отраслях народного хозяйства. 2. В какой степени эта системаудовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся. 3. Что является стимуломобразования: практические, инструментальные нужды или же превращениепотребности в знаниях в самоцель личности. 4. Влияние образования на всесистемы общественной жизни. 5. Перспективы и тенденции развития образования,пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.
Началом социологииобразования явились 10-30-е годы XXвека. Это ранний этап социологии образования: определение предмета и задач;взаимоотношения с педагогикой; определения характера и содержаниясоциологического изучения образования. 30-60-е годы, это этап развитияэмпирических исследований в различных образовательных учреждениях (прежде всегов школах). 70-80-е годы, третий этап наряду с эмпирическими изысканиями, наметилсязаметный интерес к теоретическим проблемам образования (обоснование кризисаобразования, его тесной связи с профессиональной и социальной структуройобщества, выявление различных форм и видов неравенства в образовании,образование как глобальная проблема и т.д.). Наконец, четвертый этап, 90-е ипоследующие годы, это поворот социологии образования в сторону более глубокогоизучения его содержания.
Основные подходы копределению задач социологии образования могут быть обозначены какисторический, методологический, теоретический, эмпирико-прикладной.
Исторический подход копределению задач социологии образования позволяет уловить основные тенденции,действующие в развитии образования и в социологической отрасли знаний, занятойего исследованиями, обнаружить метаморфозы социологии образования в связи стаким анализом.
Методологический подходтребует выявления задач социологии образования в связи с её местом в системесоциологической науки, взаимодействием с другими её отраслями – социологиеймолодежи, социологией знания, социологией профессии и т.д. Методологическийподход нацеливает также на выявление связей между социологией образования, какотраслью социологической науки и специальными (частными) социологическимитеориями образования. Методологический подход касается также проблем отраслевогоразвития и взаимодействия в самой социологии, а теоретический нацелен навыявление роли образования в развитии экономической, социальной, духовной сферобщественной жизни. Вместе с тем задачи такого же характера решаются в ходеизучения влияния социальных (экономических, политических, духовных) процессовна развитие образования.
Характеризуятеоретический подход к определению задач социологии образования, специальноследует выделить необходимость исследования самообразования. Задача социологииобразования (и самообразования как её подотрасли) состоит в изучении характераэтого процесса, его тенденций и форм.
Эмпирическиеисследования, выполняемые в рамках социологии образования, решают задачитеоретического и практического характера. В качестве типичных исследованийможно назвать работы в сфере изучения образовательных потребностей различныхслоев населения: молодежи, иных социальных групп. По существу, речь идет озаказных, практических исследованиях, преследующих конкретные цели получениязнания, которое могло бы быть использовано в интересах развития тех или иныхобразовательных структур, учреждений, систем, центров и т.д.
Ещё одним направлениемэмпирических исследований является изучение социологии качества и эффективностиобразования.
Социологический подход кобразованию нацелен прежде всего на определение места и роли образования вобществе. О выявлении диалектики, взаимодействия образования и различныхподсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных.Социология обращает внимание на взаимосвязи образования с различнымиобщественными структурами, институтами и организациями. Её волнуетэффективность образования, трактуемая в широком социально-экономическом икультурно-нравственном диапазоне. Социологию интересует влияние на образованиятруда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентаций,различных форм и видов деятельности, а так же обратного воздействия образованиякак вида деятельности на разные стороны образа жизни человека (социальныхгрупп).
Спецификасоциологического подхода к образованию состоит в том, чтобы анализироватьстепень удовлетворенности им различных социальных общностей, какнепосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речьидет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования,факторах социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально дляобщества, совершающего переход к рыночным отношениям), готовностью людейпродолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточнодолгого времени.
Предметом социологииобразования является проблемы процесса учения, в том числе его суть. Основныеподходы к образованию в социологии это: деятельностный, системный,институциональный. Они позволяют четко разграничить объект и предметхарактеризуемой отрасли знания. В качестве объекта рассматривается образованиекак система, выступающая в виде совокупности и взаимосвязи различныхобразовательных подсистем: дошкольного, школьного, профессионального, высшего ит.д., а так же объектом социологии образования является информация обобразовании, собранная с помощью многочисленных методов социологическогоисследования, на основании самых разных источников. Предметом социологииобразования является само образование, как социальный институт.Институциональный анализ ориентирует на выявление устойчивых форм организацииобразования.
Социальный институтобразования обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, и нетолько в сфере образования, поскольку связан многообразными отношениями сдругими социальными институтами (например: производства, науки, культуры,семьи) и оказывает на них сильное влияние.
Важнейшей функциейсоциального института образования является способствование соблюдениюсоциального порядка и поддержанию морального климата в обществе (осуществляетсяконтроль за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведением).
Институт образованиявыполняет в обществе ряд вполне определенных экономических (формирование вобществе социально-профессиональной структуры и работников, владеющихнеобходимыми знаниями, умениями), социальных, культурных функций. Вопросзаключается в том, какое по характеру и содержанию образование следует даватьсегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе.
Социальные функцииобразования выражаются в том, что образование способствуют процессусоциализации личности, изменению социальной структуры общества, социальноймобильности (переход людей из одной группы в другие – благодаря образованию).
Культурные функциисоциального института образования состоят в использовании личностью, социальнойобщностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности,совершенствования культуры. Социологией образования изучаются группы людей,которым присущи: 1. Относительная однородность состава. 2. Устойчивость (посодержанию деятельности). 3. Способность к осуществлению многообразных видовдеятельности. 4. Способность к взаимодействию с другими социальными группами.5. Наличие внутренней структуры. 6. Вхождение в более широкие социальныеобщности.
Центральной задачейсоциологии является изучение человеческой деятельности, её проявления на уровнесоциальных общностей, внутри них и между ними. Социологии образования смотрятна школу как на «средство культурного воспроизводства». Они проводят«эмпирические исследования учительских методов для того, чтобы обнаружитьэффективность некоторых из них».
Образование каксоциальный институт взаимосвязан с другими социальными институтами общества:государством, производством, культурой, наукой, семьей. Функционированиеинститута образования, содержание его деятельности зависит и в материальном, ив социальном, и в духовном отношениях от состояния и развития государства,производства, науки, культуры, семьи. Вместе с тем система образования «отдает»своих выпускников, прежде всего этим системам и институтам.
На основе взаимосвязейсоциального института образования с другими социальными институтами можновыделить пять парадигм образования: 1. Государственно-образовательная. 2.Производственно-образовательная. 3. Научно-образовательная. 4.Культурно-образовательная. 5. Семейно-образовательная.
Основойгосударственно-образовательной парадигмы является выявление различного типазависимостей между государством и образованием. Существует по меньшей мере тритипа связи: жесткая, ослабленная, свободная.
В примитивном обществе,когда еще не сформировался институт государства (и образование как социальныйинститут тоже) естественно предположить отсутствие связи между государством иобразованием. Образование понималось как передача навыков и традиций. Характерсвязей зависит прежде всего от типа государства, в рамках которогорассматривается образование. Эта зависимость выступает в двух основныхразновидностях – экономической (материально-финансовой) и духовной(содержательно-идеологической).
Особенностьюгосударственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяетрассматривать возможности и перспективы образования в тесной связи с типом,характером и уровнем развития государства. Такой подход допускает осуществлениеодного из вариантов общего прогнозирования развития образования.
Производственно-образовательнаяпарадигма – рассматривает различные формы превращения требований производства вте или иные системы профессионального образования и подготовки кадров для него.Существуют соответствующие образовательные стандарты, выступающие средствамиразвития профессионального образования. Производственно-образовательнаяпарадигма в значительной степени касается перспектив и процессов изменения этихстандартов.
Научно-образовательнаяпарадигма – зависимость образования от науки (и наоборот) определяется тем,насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии образования,как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровеньобразования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше.Перспективы развития образования напрямую связаны с возможностями переводадостижений и языка науки в материал учебно-образовательного процесса. Насколькоуспешно будет развиваться этот процесс, зависят и перспективы науки.Научно-образовательная парадигма оказывается важным инструментом моделированияпроцессов, происходящих в образовании.
Культурно-образовательнаяпарадигма – ни с одним социальным институтом образования не связано так прочно,как с культурой. И образование, и культура как социальные институты передаютопыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, организуют взаимодействиеучреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения ираспределения духовных ценностей. Осуществлялись эти функции образованием икультурой на протяжении всего процесса развития общества.
Семейно-образовательнаяпарадигма – семья выступает первичным «образовательным» институтом, именно снеё начинается обучение и воспитание. В этом смысле уровень развитияобразования зависит от этой базы. Связь между образованием и семьей зависит отпрочности семьи как социального института. Раскрывая сутьсемейно-образовательной парадигмы, имеет смысл рассматривать несколько типовсвязей между семьей и образованием. Специфика их проявления состоит в том, чтоони существуют актуально, в каждый конкретный период общественного развития и вего рамках определенным образом соотносятся между собой. Так, в современныхусловиях применительно к России можно установить существование разных типовэтих связей – жесткого, где в семье проблемы образования её членов являетсяглавным, и ослабленного где проблемы образования не главные, но занимают своеопределенное место, и свободного и осознанного выбора и есть немало семей, вкоторых вопросы по образованию вообще не рассматриваются.
Развитие образования иновые его парадигмы определяются внешними, социальными зависимостями, главнымисреди которых оказываются общественные структуры и институты, в первую очередьгосударство, производство, наука, культура, семья.
Социология образованиянаходится на пороге нового этапа своего развития. Хотелось бы отметить тотфакт, что возрос интерес социологов к многочисленным проблемам социальногонеравенства в связи с развитием образования. Новым в социологии образованияявляется и исследования самообразования, это направление крайне важно с учетомперспектив развития образования. Провозглашается тезис о том, что подлинноеобразование сопряжено со смещением акцентов в образовательной деятельностичеловека на самообразовательную в любых её формах.
В настоящее время иближайшие годы возрастет роль исследований социологами качества и эффективностиобразования, в связи с постепенно осуществляющимся вступлением России вевропейское образовательное пространство (так называемый – «Болонскийпроцесс»), одним из требований к которому, является контроль и мониторингкачества образования.
Характеристикаобразования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавцасоответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственногорегулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования,связанных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей внем, означает наличие связи между экономическим и социологическим подходами кобразованию.
В рамках экономическогоподхода к образованию, образование рассматривается как один из важнейшихсоциально-экономических ресурсов развития, как общества, так и личности.Повышение образовательного уровня работников влияет на рост общественной ииндивидуальной производительности труда.
Известно, что впервыевопросы экономики образования были подняты ещё во второй половине XVIII века А. Смитом и Д. Стюартом. А.Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это многотруда и времени, к одной из самых дорогих машин.
Суть экономическогоподхода к образованию в лаконичной форме может быть определена черездиалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. Как экономикаобщества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономическихотношений. 2. Какова экономическая эффективность образования. 3. Какобразование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.
На экономический подход кобразованию в XX веке оказали наибольшее влияние дваведущих направления мировой экономической мысли: 1. Неоклассическое(представители направления считали, что образование подчиняется действиюсвободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условиядля этого, и не должно активно вмешиваться в сферу образования, потому что: а)Подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг; б) Нарушает темсамым принцип социальной справедливости в сфере образования). 2. Кейсианскоенаправление (его представители наоборот считают, что государство должно взятьпод контроль образование и его экономику. Свою точку зрения они обосновываюттем, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своихличных и общественных интересов, и это мешает развитию образования какпроизводственного процесса).
В настоящее времяпроисходит определенная интеграция двух этих направлений.
Составной частьюэкономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга.Выявление потребности в образовательных услугах, их потребителей, заставляетконкурировать производителей этих услуг. Следовательно, подлинным хозяином нарынке образовательных услуг становится потребитель. Смысл экономическогоподхода к образованию в современном обществе состоит в том, чтобы показатьнеобходимость ограниченного вмешательства государства в отраслевую экономику образования.Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономическихресурсов, которые оно в состоянии направить на реализацию ряда программразвития образования.
Таким образом, цельэкономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности ирациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг смеханизмами государственного регулирования сферы образования в интересахпотребителей этих услуг.
Образование какглобальная проблема общества
Образование в обществевыступает не только в качестве социального института, но и как система. Людивоспринимают образование как систему, включающую в себя различные ступени иуровни (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.).
В рамках системыобразования – само образование рассматривается как самодостаточный феномен, нетребующий выявление его связей с другими социальными институтами.
Каждая ступеньобразовательной системы функционирует автономно, без учета потребностей иинтересов «предшественников» и «последователей». Разрыв между ними сказываетсяи на состоянии каждой подсистемы, и на учащихся, образ жизни которых нередко оказываетсярасколотым в сфере их образования и воспитания на ряд почти не связанных междусобой ступени. Пока, к примеру, школа будет озабочена в первую очередьвопросами успеваемости и не станет ориентироваться в своей деятельности напотребности и интересы учащихся, перспективы их интеграции в последующую,«послешкольную» жизнь, ей как институту общества трудно рассчитывать на высокийавторитет в нем. ВУЗы, колледжи, училища, должны выполнять функции подготовкимолодых людей не только к работе по полученной специальности, но и связанные сдеятельностью в новых условиях перехода рынку. Следовательно, в основенормального функционирования образования, как социального института, лежитудовлетворение потребностей в обучении, воспитании, социализации, профессиональнойподготовки, имеющей как индивидуально-личностный, так и общественный характер,реализуемых отдельными людьми и учебными заведениями в их практическойобразовательной деятельности. По существу формируется и исследуется новаяпроблема социологии образования.
До недавнего прошлого всясистема образования в нашей стране развивалась без малейшего учетапотребностей, прежде всего конкретного человека. Строительство новых ирасширение уже действующих учебных заведений ставилось в прямую зависимость отразвития материального производства. Потребности и интересы конкретных людейникого не интересовали. Не ставилась задача не только их удовлетворения, нодаже изучения и знания. К сожалению, образование в мире и сегодня большеповернуто в прошлое, чем в настоящее и будущее, рассчитано на усвоение готовогознания, а не на подготовку к решению проблем.
Решение проблемобразования в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации в этойсфере. Комплексное решение вопросов образования может быть эффективнопредпринято только совместными усилиями ряда стран, либо даже всеобщимистараниями человечества. Необходимо иметь в виду реальную угрозу: страны снеразвитым образованием и низкими расходами на него никогда не сумеют вырватьсяв группу среднеразвитых, тем более высокоразвитых государств. К примеру, вбольшинстве африканских стран расходы на образование в расчете на душунаселения в 90-100 раз ниже, чем в США или Канаде.
Сегодня известно, чтокаждый пятый житель планеты неграмотен. В нашей стране незначительные расходыгосударства на образование в течение 90-х годов конца XX столетия, выезд из страны сотен тысяч высокообразованныхспециалистов – фактор способный отбросить отечественную систему образованиядалеко назад.
В последнее время всёчаще звучат слова: «глобализм» и «глобализация». С точки зрения глобализациинебезинтересно посмотреть и на предполагаемую реформу российского образования.
Унификация образования вРоссии(двенадцатилетнее обучение) – смысл такого перехода лежит за пределамиРоссии: «Мы вынуждены вводить «двенадцатилетку», потому что все остальныестраны уже на нее перешли» – В.М. Филиппов (Министр образования).
В русле глобальнойунификации лежит и идея единого выпускного экзамена – это делается для подгонкипод общемировой стандарт. Да, тестирование более технологично и облегчаетработу проверяющему. Но то, что более технологично, вовсе не обязательно болеекачественно.
Сегодня мотивация к учебестановится чисто прагматической: не будешь учиться – не поступишь в ВУЗ –пойдешь служить в Армию.
Жизнь человека в трехосновных и традиционных для него сферах – социальной, политической, иэкономической – всё больше подменяется деятельностью в совершенно иныхпространствах. Реальные социальные контакты замещаются виртуальным общением врамках различных мировых коммуникационных систем (Интернет, телефон,телевидение и т.д.).
Необходимо обратитьвнимание на влияние информационных технологий на сферу образования, она сейчасраспространяется и внедряется во все сферы жизни и деятельности человека и общества.В развитых странах разрабатываются сценарии жизни «информационного общества»,предусматривающие распространение электронно-вычислительной техники (ЭВМ),обучение всех – от мала до велика основам программирования для последующейработы с персональными компьютерами в быту и на производстве. На информационнуютехнологию существует две точки зрения.
Представители первойрассматривают её как революционную, направленную на радикальные общественныепреобразования, освобождение личности, улучшение благосостояния людей иобщества в целом.
Другие усматривают винформационной технологии новый источник власти. Это означает, что обществобудет дифференцироваться по принципу доступа к информации, способности еёвоспринимать и адаптироваться к нововведениям, по принципу разделения гражданна информационно-бедных и информационно-богатых.
Благодаря Интернетусоздается единое образовательное поле. Специалисты всех областей, из разныхстран мира, могут быть в курсе наилучших достижений в науке, музыке, экономикеи т.д. Информационное поле раздвинуло свои границы.
Трудно предсказать,какими будут конкретные формы информационных изменений в нашей стране, и какони повлияют на развитие оборудования, но ясно видно, что будущее заинформационными технологиями.образование знание умение навык
Образование XXIвека (прогнозирование). Перспективыобразования в Уральском регионе
На рубеже XX-XXI веков возникли предпосылки для нового толкованияпарадигмального характера образования. Эти предпосылки приводят к поискуцентральной, определяющей развитие образования, идеи. Значительное усилениероли образования в жизни индивида, многих социальных групп, общества в целомпривело к осознанию растущей ценности образования.
Образование есть нетолько обучение и воспитание других, но и формирование самого себя.Самообразование имеет сугубо индивидуально-личностный характер. Пока в нашейстране, несмотря на появление широких возможностей для самообразования(компьютерные и информационные технологии), отсутствуют стимулы к егоосуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развитиясамообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, нивступление в цивилизованное информационное общество в полной мере не могут«состояться».
Необходимость самообразованиякак особого вида деятельности для многих профессиональных групп никак неучитывается и не фиксируется в нормативных документах. Этот вид деятельности невключается в рабочее время, а предоставление участникупроизводственно-трудового процесса в отдельных случаях нескольких часов дляработы с литературой, в библиотеке рассматривается, чуть ли не как благодеяниеруководителя.
Между тем нормативноезакрепление самообразования как особого, крайне важного для рядапрофессиональных групп общества вида деятельности является внешним времени идолжно стать предметом государственной социальной политики в сферах образованияи производственного труда.
Эта проблема становитсяещё более настоятельной в условиях перехода в рыночной экономике, посколькуименно в ней в полной мере выявляется соответствие человека, егоинтеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Понятно, что дальнейшиеразвитие сферы образования зависит во многом от позиции государства, егосоциальной политики, реального признания приоритетности этой сферы. Нуженактивный поиск современных технологий развития образования. Не последнюю рольиграет и прогнозирование.
Более значимым являютсяпрогнозы краткосрочные (на 5-10 лет). Они более достоверны и ответственны. Вслучае необходимости могут быть внесены нередко существенные коррективы впрогнозируемые процессы. Краткосрочные прогнозы позволяют наметить тактическиепути решения тех или иных проблем.
Долговременные прогнозырассчитаны на глобальные, общие перспективы развития тех или иных процессов вобразовании.
Разумеется, всеобщественные прогнозы, особенно в такой сложной, многофакторной сфере, какойявляется образование, носят вероятностный характер, и зависят отсоциально-экономической обстановки в стране, от создания условий естественногоприоритета квалифицированного труда, высокой образованности, профессиональнойкомпетентности, культуры.
В нашем городе планируетсясоздание Большого евразийского университетского комплекса. Концепция созданияэтого учебно-научно-производственного комплекса рассчитана на три этапа. Напервом этапе (до 2015 года) планируется построить студенческий городок и десятьнаучно-образовательных центров, которые будут работать в интересах предприятийи ВУЗов региона. С учеными будут взаимодействовать специалисты промышленности,будут готовиться необходимые для предприятий кадры высшей квалификации.Создавая инновационные проекты, ученые намерены внедрять их в широкоепроизводство.
Научно-образовательныецентры – это первый этап создания университета XXI века и реального повышения конкурентоспособностипромышленного комплекса.
Образование и подготовкакадров должны стать такими же лидирующими отраслями, как металлургия имашиностроение, чтобы они не только покрывали внутренние потребности региона,но и привлекали на Средний Урал дополнительные инвестиции. Это позволит сделатьнаш рынок одним из центров по подготовке специалистов в соответствии с мировымистандартами, обеспечить не только потребности отечественной экономики, но иначать экспорт образовательных услуг.
Именно образовательнаясфера всегда и неизбежно связана с самой многочисленной, работоспособной частьюобщества: то есть с теми, кто-либо учится сам, либо учит своих детей, либосовмещает то и другое. Эта часть общества в определенном смысле определяет всёобщество и его будущее: отношения к своему образованию и к образованию своихдетей формирует как структуру общества, так и его перспективы.
Поэтому сегоднядостижение реальных успехов в образовательной сфере может определить успехразвития нашей страны.
Заключительная часть
Молодое поколение естьнаследие того, что собрано предыдущими поколениями. Не возможно отрицать, чтонастоящее поколение образование прошедшего, а потомки будут образованнеенастоящего поколения.
Как всякое развитие, таки ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен навремя, даже на несколько времени возвращен назад. Как ускорение, так изамедление образования, и вообще весь ход его зависит от молодого поколения; ивласть его в этом случае простирается не только на настоящее, но и далеко вбудущее.
Своей недеятельностьюпоколение может замедлить на всё время своего действования дальнейший ходобразованности человечества.
Предшествовавшиепоколения предоставляют новому поколению познания, ими накопленные: от него зависит,воспользоваться ими или нет; увеличить их сумму или уменьшить (забыть).
Если настоящее поколениеумножит массу знаний, им наследованных, тогда влияние его деятельностираспространится на всю будущность образования человечества.
Список используемой литературы
1. Гессен С.И.,«Основы педагогики», изд. «Школа-пресс», г. Москва, 1995 г.
2. Зеньковский В.В.,«Педагогика», изд. «Православный Свято-Тихоновский Богословский институт», г.Москва, 1996 г.
3. Кондаков М.И., ЧернышевскийН.Г., «Избранные педагогические сочинения», изд. «Педагогика», г. Москва, 1983 г.
4. Ожегов С.И.,«Словарь русского языка», изд. «Русский язык», г. Москва, 1989 г.
5. Прохоров А.М.,«Советский энциклопедический словарь», изд. «Советская энциклопедия», г.Москва, 1982 г.
6. Журнал«Управление современной школой», методическое пособие для директоров школ, подред. М.М. Поташника, изд. «Российская академия образования», г. Москва, 1992 г.
7. Газеты«Комсомольская правда» от 14-21 февраля 2007 г., «Областная газета» от 21января 2008 г.