ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Институт государственного имуниципального управления
Кафедра социологии и организацииработы с молодежью
КУРСОВАЯ РАБОТА
специальности «Организация работы с молодежью»
по дисциплине «Экономические основыработы с молодежью»
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙМОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
СЕРОВА Вера Валерьевна
Научный руководитель –
старший преподаватель,
кандидат социологических наук,
Шмигирилова Л.Н.
Белгород 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
РАЗДЕЛ II.АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
РАЗДЕЛ III.ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Заключение
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыкурсового исследования. Молодежь представляет собой не только будущее общество. Она ответственназа жизнь старшего поколения и воспроизводство нового, за сохранение и развитиестраны, за преемственность ее культуры и истории.
Согласно Концепциигосударственной молодежной политики Российской Федерации, молодежь являетсяобъектом национально-государственных интересов, одним из главных факторовобеспечения развития Российского государства и общества.
Молодежь являетсяорганической частью общества, поэтому ее жизнедеятельность обусловленасоциально-экономическими, политическими и культурными условиями. В то же времямолодые люди также могут оказывать влияние на внешние условия. Огромную роль в данномслучае играют ценностные ориентации молодежи, задающие направления деятельностикак молодых людей, так и общества в целом. Таким образом, от сегодняшнихценностных ориентаций молодежи напрямую зависит будущее страны. Готовностьдействовать согласно определенным общественным установкам и ценностнымориентациям является одним из важнейших факторов, обеспечивающих активностьмолодежи в становлении экономически сильного, политически стабильногогосударства.
Ценностные ориентациимолодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежуткевремени.
Особый интерес дляизучения представляет система ценностных ориентаций молодежи в современнойРоссии. Российское общество переживает системный кризис, коснувшийся всехсторон жизни общества. Изменения произошли и в ценностной системе общества.Ценностный кризис нашел свое отражение в системе ценностных ориентациймолодежи.
Степень изученноститемы. Ценностныеориентации молодежи стали изучаться еще с 60-х годов XX в. Примером этого могут послужить труды А.Г. Здравомыслова иВ.А. Ядова, описавших отношение к труду и ценностные ориентации личности сточки зрения социологии[1].
Проблему модернизации инациональной экономической ментальности, а также влияние ментальности наэкономическое поведение граждан в современной России рассматривали Е.С. Балабанова[2]и Т.С. Вуколова[3].
Н.Ф. Головатый занималсяизучением особенностей молодежи, ее интересов, потребностей, деятельности вовсех сферах жизни и ее роли в обществе[4]. Он также рассматривалценностные ориентации молодых людей и особенности удовлетворения их жизненныхпотребностей в рамках социологии молодежи.
В.Т. Лисовский,основываясь на проведенных им исследованиях, дал анализ духовного мира,интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, любовных и семейныхценностей молодёжи в разные эпохи[5].
Проблема исследования заключается в противоречии ориентацийстарой, советской системы ценностей и новой, западной, ориентированной нарыночную экономику.
Объектом исследования являются ценностные ориентациимолодежи. Предмет исследования представляют особенности ценностныхориентаций молодежи в экономической сфере.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностейценностных ориентаций молодежи в сфере экономики и разработке рекомендаций поформированию гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.
Задачи исследования:
· датьхарактеристику теоретическим основам изучения ценностных ориентаций молодежи;
· проанализироватьособенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики;
· разработатьрекомендации по формированию целостной гармоничной системы ценностныхориентаций молодежи.
Теоретико-методологическаяоснова исследования базируетсяна теории ценностей А.Г. Здравомыслова. Исследование опирается натеоретико-методологические принципы, заложенные в работах российскихспециалистов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, Н.Ф. Головатого иВ.Т. Лисовского. В курсовой работе использовались методы анализа, сравнения,обобщения при рассмотрении ценностных ориентации современной молодежи в сфереэкономики и выявлении ценностных ориентаций традиционной и западной систем.Также в работе использовались исторический метод и цивилизационный подход приопределении роли России в мировой истории.
Эмпирическую базуисследования составилирезультаты репрезентативного опроса молодежи России, проведенного в ноябре 2002года по гранту Исполнительного директора Фонда поддержки демократии (NationalEndowment for Democracy, USA), при котором были опрошены 1264 респондента. Вкурсовом исследовании также использованы данные социологических исследованиймолодежи, проведенных сотрудниками НИИКСИ СПбГУ в 2006 году в Санкт-Петербурге,Москве и городах провинции, выборка 705 человек.
Структура курсовойработы. Курсоваяработа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников илитературы.
молодежьценностная ориентация экономика
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
Говоря о ценностных ориентацияхмолодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь»и в чем заключается ее специфика как социальной группы.
В широком смысле,молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных повозрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности[6].И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемуюна основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социальногоположения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».
Как специфическаясоциально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастныхрамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а такжеособенностями социального становления и развития. В рамках особенностеймолодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикамможно отнести физиологические, психологические, возрастные исоциально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям.Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости отвидов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.
Н.Ф. Головатый выделяетследующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи вжизни общества[7]:
· молодежь играетважную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственнымисточником пополнения трудовых ресурсов;
· молодежь –носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большимиспособностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
· молодежь способнагораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями,умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную ипрофессиональную перспективу.
Роль молодежи как объектаи субъекта в историческом процессе развития общества также имеет своюспецифику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек являетсяобъектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей,институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинаетзаниматься творческой деятельностью, становясь субъектомсоциально-экономических, политических и общественных преобразований.
Теперь обратимся кпонятиям «ценность» и «ценностные ориентации» и рассмотрим специфику ценностныхориентаций молодежи.
П. Менцер дает следующее определениепонятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признатьстоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением,признанием, почтением»[8]. Ценность – это некаязначимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта,явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев исоответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании икультуре.
Ценности всегдасубъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не являетсятаковой для другого.
С формальной точкизрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные иотносительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные,логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумеваютзначимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет кмаксимальной выгоде.
В.В. Гаврилюк и Н.А.Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем[9]:
· смысложизненнаясистема объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческогобытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;
· витальную системусоставляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценностиздоровья, безопасности, комфорта;
· интеракционистскаясистема включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошиеотношения, совесть, честность, взаимопомощь;
· всоциализационную систему входят ценности, определяющие процесс формированияличности.
Б.А. Барабанщиковвыделяет три уровня организации основных видов ценностей[10]:
· абстрактные ценности,наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальныеценности;
· ценности,проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность,активность и др.;
· а также способыповедения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.
Личностные ценностиотражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностныхориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.
Ценностные ориентации(или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей,иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человекунаправленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшиеэлементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида,всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное дляданного человека от незначимого, несущественного»[11].
Ценностные ориентациисоставляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:
· социально-структурныеориентации и планы;
· планы иориентации на определенный образ жизни;
· деятельность иобщение человека в сфере различных социальных институтов.
В рамках всейсовокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности.К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.
Таким образом, ценностныеориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические,политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектомокружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способопределенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.
Ценностные ориентацииформируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в егоцелях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведенияиндивидов и составляют мировоззрение человека как личности.
Одним из видов ценностныхориентаций являются экономические ценностные ориентации. Такой вид ценностныхориентаций определяет дифференциацию объектов экономической сферы по ихзначимости, или выгодности.
Экономическая сферапредставляет собой область деятельности общества по созданию материальных благ.Данная сфера общества способствует наиболее эффективному использованиюограниченных ресурсов. Экономическая сфера является основной, т.к. отвечает заудовлетворение первостепенных, жизненно важных потребностей человека.
«Потребности — это нуждаили недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности иразвития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;внутренний побудитель активности»[12].
Среди различныхпотребностей человека чаще всего выделяют потребности биологические исоциальные, также различают индивидуальные потребности, т.е. потребностиотдельных личностей и потребности социальных групп. Между биологическими исоциальными потребностями существуют промежуточные потребности –социально-биологические. Среди них можно назвать потребность в лидерстве,лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности,в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др.
Степень удовлетворенияразличных потребностей зависит от уровня материально-духовного развитияконкретного общества.
Ценностные ориентации ипотребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такиепланы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются икорректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.
На жизненные планымолодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделитьконкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную рольиграют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовногоразвития, сознания, межличностных связей человека и т.п.
Жизненные планы молодогочеловека связаны со стремлением занять определенное социальное положение,которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности исамореализоваться как социальному субъекту.
Начало радикальныхсоциально-политических и экономических перемен для представителей нынешней молодежисовпадает с периодом их детства или с рождением. Родители на период ихвоспитания столкнулись с жестким требованием реальности – выработать новыеадаптационные механизмы и жизненные стратегии для приспособления в динамичноменяющейся реальности. Это обстоятельство не могло не отразиться намировоззрении, ценностных ориентациях и жизненных стратегиях современноймолодежи.
Остановимся подробнее натом, чем же характеризуются ценностные ориентации российской молодежи.
Молодежи присуща болеевысокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью всобственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, надостижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностяминдивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.
Успех для значительнойчасти молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса.Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее,в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним оченьвысок.
Отношение к труду весьмапротиворечиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечнюнаиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологииособой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большуюроль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивоммолодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможностьполучения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознаниисвязи между деньгами и работой в ее трудовом значении.[13]
Большинствопредставителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считаяее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейныхотношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательнымусловием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов,обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называютследующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность,удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальныежилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждатьпроблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствиис которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можноотметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежнойсемьи.
Специфично и отношениесовременной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким каксвобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье ит.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности,значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнеговремени. Следует также отметить понимание молодежью свободы как полногоотсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности исолидарности.
В представлениях молодежиоб отношениях государства и его граждан имеет местогосударственно-патерналистский компонент. Подавляющее большинство молодых людейсчитают, что государство должно обеспечить своим гражданам достойную жизнь.Вместе с тем молодежь, как и старшее поколение, считают, что в реальностигосударство не может предоставить даже необходимого минимума условий.Столкновение подобных противоречий в установках негативно сказывается насоциальном самочувствии молодых людей.
В отношениизаинтересованности политическими событиями стоит отметить скорее не аполитичность,а отсутствие вовлеченности молодежи в политическую жизнь общества. В целоммолодежи свойственна установка на довольно активное участие в выборах, особеннопрезидентских. Но конкретные партийные предпочтения почти у половины молодыхроссиян не выражены. Большая часть молодежи руководствуется мнением, что дляуспеха на политической арене необходимы хорошее образование и высокая степеньпрофессионализма, а также личная активность и инициативность. Однако при оценкереальных путей выдвижения в политику преобладают такие критерии, как участие вдеятельности партий, включенность во властные структуры государства или наличиесвязей в сфере бизнеса. Социально-политическая активность молодежи в общемкрайне низка, как и у других возрастных групп.[14]
Следует подчеркнуть, чтосреди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма,связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознаниимолодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическимиустановками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называютсоотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяетпорядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличаетсядвойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.[15]
Таким образом, можносделать следующие выводы:
1. Молодежьпредставляет собой особую социально-демографическую группу, играющую своюнезаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источникомпополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества.Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоениюновых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказатьвлияния на жизнедеятельность общества в целом.
2. Ценность – это некаязначимость объекта для субъекта. Определенная совокупность ценностей,иерархически связанных между собой, составляет ценностные ориентации человека.Система ценностных ориентаций включает в себя: социально-структурные ориентациии планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общениечеловека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации рассматриваются,во-первых, как оценивания конкретным субъектом окружающей действительности иориентация в ней, во-вторых, как способ определенной дифференциации объектовиндивидом по их значимости. Существуют экономические ценности и ценностныеориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.
3. Для современнойроссийской молодежи характерны следующие изменения в системе как ценностныхориентаций в целом, так и в сфере экономики: увеличение значимостииндивидуальных ориентаций; рост и развитие идеологического и мировоззренческогоплюрализма, многовариантность и фрагментарность мировоззрения; амбивалентность,двойственность ценностного сознания, сочетание противоположных,взаимоисключающих оценок и установок.
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙМОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
На изменения в ценностныхориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказалисоциально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождениеммолодых людей или застал их в годы детства. А, как отмечают психологи, первыегоды жизни оказывают наибольшее влияние на формирование личностных качеств.
Особенность социальныхизменений в российском обществе заключается в системном переходе от одногосоциально-экономического устройства к другому. В связи с этим также произошли ифундаментальные изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей и,следовательно, в ценностных ориентациях.
Рассмотрим подробнее, вчем заключалась сущность проводимых реформ.
В 1992 году ПрезидентомРФ был подписан указ «О свободе торговли», в соответствии с которымпредприятиям и гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую изакупочную деятельность без каких-либо специальных разрешений, за исключениемнекоторых ограничений, таких как торговля оружием, лекарственными средствами ит.д. В это время уже был в силе указ «О либерализации цен», предполагавшийослабление государственного регулирования в сфере ценообразования. Рынок сталнаполняться потребительскими товарами, однако монетарная политика эмиссии денегпривела к гиперинфляции и к резкому падению уровня жизни.
Множество государственныхпредприятий были приватизированы и перешли в собственность частных владельцевфактически за бесценок. В результате приватизации появился класс олигархов, нов то же время большинство людей стало жить на уровне бедности. Экономика вышлаиз-под контроля правительства.
К середине 1990-х годовстали очевидны результаты. С одной стороны в России начала формироватьсярыночная экономика и улучшились политические и экономические отношения сЗападом. А с другой – в несколько раз упал уровень промышленного производства,резко снизился уровень жизни, увеличилась безработица, произошла деформациявсех стоимостных пропорций, а среди представителей среднего класса едва линабиралась четвертая часть от всего населения.
Проблема перехода крыночной модели развития заключалась в следующем:
· с самого началареформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации,не учитывались социокультурные традиции нашего общества;
· также не былиучтены такие особенности экономики, как милитаризованность, низкаятехнологичность и отсутствие качественных, конкурентоспособных потребительскихтоваров.[16]
Установки, характерныедля советского общества, – доминирование традиций коллективности и отсутствиеперсональности – стали неприменимы к новым социально-экономическим условиям.Период, когда представители старшего поколения адаптировались к изменившейсяреальности, пришелся на время воспитания современной молодежи.
Чтобы проследить, какпроизошедшие перемены повлияли на ценностные ориентации современной молодежи всфере экономики, следует рассмотреть, как молодые люди оценивают своеэкономическое положение, произошедшие в стране перемены, насколько важны дляних материальные ценности и т.д.
Современной молодежи вбольшей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма. Также молодыелюди, по сравнению со старшими поколениями, демонстрируют и большуюприверженность к либерально-демократическим ценностям, а также к рыночному путиразвития российской экономики. Однако все вышеуказанные установки молодеживыделены на основании сравнения молодых людей с российским обществом в целом.На деле же в сознании молодежи уживаются как современные ценности рыночнойэкономики, так и ценности, характерные для людей, вышедших из советскогообщества.
Говоря об отношениимолодежи к своему социально-экономическому положению, стоит отметитьположительные тенденции. На вопрос «К какому слою общества вы бы, скорее всего,себя отнесли?», большинство опрошенных молодых людей (55%) ответили: «к среднейчасти среднего слоя». Тогда как среди старшего поколения число участниковопроса, давших тот же ответ, снижается. Из россиян в возрасте от 30 до 49 леттак же считают 45%, а из граждан, которые старше 49 лет – уже 30%. «К низшейчасти среднего слоя» отнесли себя 15% молодежи, 30% граждан от 30 до 49 лет и34% лиц старше 49 лет. Такая же динамика наблюдается и среди отнесших себя книзшему слою. Таким образом, можно сказать, что чем моложе респондент, темлучше он оценивает свое социальное и экономическое положение.
Однако, несмотря напозитивную оценку своего положения, большая часть молодежи склонна негативнооценивать общее состояние экономики в стране.
Обратимся к вопросу оботношении молодежи к экономическим реформам 1990-х, т.к. именно данные реформыявились переходным моментом в становлении рыночной экономики и западной системыценностей. А также рассмотрим вопрос о государственном регулировании экономики.Оценки молодежи в данной области не во многом отличаются от мнений населения вцелом, однако они менее негативны. 9% российской молодежи считают, реформы«оказали положительное влияние на экономику России»; 38% – большая частьопрошенных разделяют мнение о том, что реформы «были необходимы, но их ценаоказалась слишком высока»; 11% молодых россиян склонны думать, что «в реформахне было никакой необходимости»; 24% уверены, что реформы «оказалиразрушительное действие на экономику России», остальные же затруднилисьответить. Можно отметить, что сегодня среди российской молодежи выше долязатрудняющихся дать оценку экономическим реформам 1990-х годов. Менее сложнымоказался вопрос о «социальной цене» реформ. Такой вариант, как признаниенеобходимости реформ и указание на их слишком высокую цену, оказался болеезначимым для молодых людей, получающих высшее образование, а также для молодыхспециалистов, т.е. для той части молодежи, которая является наиболееквалифицированной и, вместе с тем, наиболее критично настроенной. В даннойподгруппе его выбрали 52% опрашиваемых. Молодые руководители (35%), рабочие(31%) и безработные (30%) в основном приняли позицию большей части российскогонаселения, выбрав вариант о разрушительном воздействии гайдаровских реформ наэкономику страны. Таким образом, относительное большинство российской молодеживсе же осознают необходимость реформ, начатых в 1990-х годах, тогда как средивсего населения преобладают негативные оценки.
Однако подобнаяпозитивная, несмотря на все оговорки, оценка реформ не соответствует признаниюбольшей части молодых людей ценностей экономического либерализма. Как и уосновной части населения, в сознании молодежи еще сохранилась устойчивостьгосударственно-патерналистских установок, т.е. установок на покровительственныйхарактер деятельности государства. За полное восстановление советской моделиэкономики высказались всего 6% опрошенных. Зато за «сохранение системыгосударственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства»выступили уже около четверти опрошенных молодых людей – 23%. Вариант,предполагающий «равные возможности для государственного управления и дляразвития частного предпринимательства», был выбран относительным большинствомопрошенных (39%). Причем среди молодых людей, поддержавших данную позицию, –большинство предпринимателей (56%) и относительное большинство молодыхспециалистов (45%). Вариант «частичного сохранения регулирования экономики, приобеспечении полноценного развития частного предпринимательства» был принятпримерно пятой частью опрошенных, среди которых преобладали самые образованныеи высокостатусные респонденты.
Кроме того отмеченаследующая тенденция: установка на либеральный путь развития экономики наиболеевыражена в семьях, основным кормильцем которых является предприниматель илируководитель; в семьях с кормильцем-рабочим или кормильцем-военнослужащимпреобладает ориентация на государственно-патерналистскую установку.[17]
Проблема трансформациитрудовых ценностей занимает особое место в экономике России. Старая системамотивации разрушена, благодаря переходу к рыночным отношениям, а новая до сихпор находится в стадии формирования. Также формируется новая система трудовыхценностей, в которой важную роль играют трудовые ценности молодежи как сменыстаршего поколения и главного источника трудовых ресурсов государства.
Рассматривая основныетенденции, стоит отметить, что из трудовых ценностей для молодежи наиболееактуальными являются материальные и статусные ценности. Если рассматриватьиерархию значимости компонентов трудовых ценностей, то у молодых людей напервом месте находится высокий заработок, на втором – гарантия стабильнойзанятости и только на третьем месте – интересная, творческая работа. Одной изосновных особенностей трудовых ориентаций молодежи является стремление кстабильности. Это объясняется тем, что проблема безработицы весьма актуальнасреди молодежи, не обладающей достаточным опытом и конкурентоспособностью. Споследней также связана ориентация молодых людей на карьерный ипрофессиональный рост.
Как уже отмечалось, всистеме трудовых ценностей молодежи существуют свои противоречия. В сознаниимолодежи работа служит средством для заработки денег, и в то же время данноепонятие почти не соотносится с трудом. Таким образом, среди главных жизненныхценностей молодежи далеко не последнее место занимает интересная работа,позволяющая проявить творческие способности и обеспечивающая приличный доход.Вместе с тем, труд как самоценность большой роли не играет. Причинами такогоявления могут послужить следующие факторы[18]:
· вместе ссоциально-культурными переменами изменились идеология и воспитание, потерялоактуальность трудовое воспитание, образ «героя труда» был заменен «идоламипотребления» – все это привело к тому, что престижными стали такие профессии,которые не требуют особых умений и больших затрат труда и времени (поп-звезды,модные журналисты);
· в настоящее времяв сознании молодежи отсутствует четкая связь между трудом и зарабатыванием денег:еще в советское время эта связь была ослаблена уравнительным распределениемдоходов, а сейчас примерами для молодежи служат ситуации, в которых однизарабатывают огромные деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, полноценноработая, получают несоразмерно малую зарплату.
Образование занимает непоследнее место в системе экономических ценностных ориентаций молодежи. Хотялишь половина молодых людей оценивают его как условие достижения успеха иматериального благополучия. Образование, в целом, рассматривается как средстводля повышения своего положения на рынке труда, а не как способ приобретениязнаний. Данную установку можно объяснить следующим явлением. Системаобразования сегодня направлена в большей степени на самостоятельное обучение,т.е. какую-то часть информации учащийся должен искать самостоятельно. Этомуспособствуют современные информационные средства коммуникации. Вместе с темогромное количество хрестоматийного материала, а также готовых концептовучащиеся различных учебных заведений могут найти в глобальной сети Интернет.Таким образом, современная молодежь в своем большинстве игнорируетиспользование первичных источников, предпочитая им сокращенные версии всомнительных интерпретациях. Основной целью преобладающей части молодых людейявляется получение диплома минимальными усилиями.[19]
Тем не менее, высшееобразование, как полагает нынешняя молодежь, представляется гораздо болеепрестижным, нежели среднее профессиональное или среднее специальное. Что, опятьже, связано с социальным статусом, а не с получением каких-либо знаний инавыков.
В целом, можноподчеркнуть усиление значения материального фактора в сознании молодежи. Успехи благополучие молодежи во многом определяются материальным положением.
Вышесказанное позволяет сделатьвыводы:
1. Одним из главныхфакторов, оказавших большое влияние на изменение экономических ценностныхориентаций российского общества и молодежи в особенности, являютсяэкономические реформы, проводимые в начале 1990‑х годов. Приреформировании не были учтены социокультурные традиции общества и состояниеэкономики того времени. Это привело к тому, что людям пришлось в очень короткийсрок приспосабливаться к новым ценностям, вследствие чего в общественномсознании сохранились элементы двух разных ценностных систем.
2. Молодые людисклонны оценивать свое экономическое положение более позитивно, нежели старшиепоколения. Однако экономическому состоянию государства в целом молодежь даетнегативную оценку.
3. Оцениваяэкономические реформы, молодежь отдает предпочтение следующему мнению: реформыбыли необходимы, но их цена оказалась слишком высокой. Касательногосударственного регулирования экономики, относительное большинство молодыхлюдей занимают позицию, предусматривающую равные возможности как длягосударственного управления, так и для развития частного предпринимательства.Однако достаточно большому количеству молодых людей свойственна ориентация нагосударственно-патерналистскую установку.
4. Наиболеезначимыми среди трудовых ценностей для молодежи являются материальные истатусные. Ценность же самого труда потеряла актуальность в связи с отсутствиемдолжного трудового воспитания и четкой связи между трудом и зарабатываниемденег. Образование рассматривается молодежью в основном как средство повышениясвоей конкурентоспособности и социального положения. Высок престиж высшегообразования.
РАЗДЕЛ III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Как уже отмечалось,главная проблема ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в сфереэкономики, состоит в их двойственности, противоречивости. Молодежь, благодаряособым социально-экономическим условиям, частично усвоила и традиционныеценности, характерные для советского общества, и западные ценности, связанные спереходом российской экономики к рыночному типу.
В сфере экономики ктрадиционным ценностным ориентациям можно отнести следующие:
· ориентация наколлективный труд;
· ориентация наполучение образования с целью приобретения знаний и умений;
· ориентация нареализацию своего трудового потенциала в интересах общества;
· ориентация назначимость труда как такового;
· ориентация нагосударственно-патерналистскую установку, предполагающая покровительство иопеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющуюроль государства в экономической сфере.
К западным, или рыночным,следует отнести следующие ценностные ориентации:
· ориентация наиндивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры;
· ориентация наполучение высшего образования как средства для повышения своего социальногостатуса и положения на рынке труда;
· ориентация наматериальное благополучие, на получение большего заработка с минимальнымизатратами труда и времени;
· ориентация налиберальный путь развития экономики и на частичное регулирование экономикигосударством.
Таким образом, в экономическомсознании молодежи уживаются противоречащие, взаимоисключающие друг друга оценкии установки.
Данное явлениеобусловлено, главным образом, социально-экономическими переменами. Одна изглавнейших ошибок при проведении социально-экономических реформ заключалась втом, что не были учтены социокультурные традиции общества того времени, такжене существовало концепции модернизации. Перемены повлекли за собой изменения видеологии страны. Старые идеалы и ориентиры были разрушены, а на их сменупришли новые, западные, никак не скорректированные в соответствии с культурой именталитетом российского общества. Следствием этого стал ценностный кризисвсего общества, который не мог не отразиться на экономических ценностных ориентацияхсовременной молодежи.
Как известно, все сферыобщественной жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи. Изменения,произошедшие в одной из сфер, должны сопровождаться изменениями в остальных.Поэтому переход от административно-плановой экономики к рыночной потребовалсоздания новой идеологии и национальной идеи, которые будут соответствоватьновым экономическим условиям, не входя в противоречие с менталитетомроссийского общества.
Остановимся подробнее натаких понятиях, как «нация» и «национальная идея» и «идеология».
Нация представляет собойисторическую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности ихтерритории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры ихарактера, которые составляют её признаки.[20] Нация – более широкоепонятие в отличие от национальности. Национальность обозначает принадлежностьчеловека к определенной этнической группе. Нация же определяет в большей степенисоциокультурный компонент. Таким образом, в одну нацию могут входитьпредставители разных национальностей.
Под термином«национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих идей,доминирующий длительное время в идеологии народа, служащий для максимальнодлительного сохранения самобытности этого народа, т.е. продолжения его рода присохранении свободы выбора его собственной идеологии.[21]Национальная идея отражает цель нации.
Понятие «идеология»зачастую относят к системе политических воззрений и установок общества.Идеология же в целом – это система идей и взглядов, через призму которыхосознается и оценивается отношение к действительности.
Таким образом, идеологиягосударства подразумевает общую для страны систему взглядов, при помощи которойоценивается действительность. А национальная идея, основываясь на данныхоценках отражает цель нации, то, к чему должно стремиться российское общество.
Проблема отсутствиянациональной идеи и, как следствие, противоречивости ценностных ориентацийобщества и молодежи как в целом, так и в экономической сфере, подкрепляетсяпротиворечивыми действиями со стороны государственной власти. Так в статье 13-йКонституции Российской Федерации указано, что «В Российской Федерациипризнается идеологическое многообразие… Никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной». Вместе с темотсутствие общей системы взглядов, идей и ценностей, определяющих целироссийской нации, грозит усилением ценностного кризиса, потерей национальнойсамобытности.
Проблема национальнойидеи и идеологии стоит перед Россией уже не первый год. По этому поводу ведетсяогромное количество дискуссий, имеется множество предложенных вариантов решенияпроблемы. Так почему же ни одна из предложенных идеологий не прижилась ксовременному российскому обществу? Можно выявить две причины, объясняющиеданную ситуацию:
· во-первых,большинство предложенных вариантов отражают узкие политические цели и интересы;
· во-вторых, многиевоззрения характеризуются бессистемностью; т.е. в их основе лежат лишьнесколько компонентов или такие целевые установки, которые отражают преходящиезадачи.
Определяя идеологию инациональную идею России, необходимо основываться на специфических особенностяхстраны, ее роли в мировой истории.
Согласно цивилизационномуподходу, существует два основных вектора развития цивилизаций: восточный типциклического развития и западный прогрессивный тип. До сих пор обсуждаетсявопрос об отнесении России к одному из этих типов. Однако все попытки отнесенияее к Востоку или Западу заканчивались провалом.
Имеет место точка зренияо Российской цивилизации, как локальной, периферийной, несистемообразующейцивилизации. Но мировая история подтверждает, что специфика таких цивилизаций,находящихся на территории взаимодействия Запада и Востока, порождает системныесообщества интегративного характера. Вначале подобные сообщества былинеустойчивыми, но со временем обретали стабильность. К таким цивилизациямотносят Эллинистические государства и Византию.
Согласно Б.Е. Андюсеву[22],российская цивилизация обладает рядом специфических отличительных признаков:
· обширность территорийи полиэтничность;
· высокая степеньцентрализации государственной власти и государственного регулированияэкономических, межэтнических и социальных отношений;
· взаимодействие иинтеграция культур и религий;
· особая рольдуховно-религиозного компонента;
· сосуществованиегосударственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности.
Поэтому особенно важнымявляется значение российской цивилизации как цивилизации, основывающейся наопыте интеграции двух полюсов.
Российская цивилизацияпредставляет собой новый тип мировых цивилизаций. Это цивилизацияинтегративная, традиционно-прогрессивная. Она имеет устойчивоетрадиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого игибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям.
Б.Е. Андюсев утверждает,что «в центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность,поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширномсоцио-географическом лимитрофе, взаимосогласие и ведущие добровольные формыполитической соорганизации этносов и общественных элит».
Он предлагаетрассматривать российскую цивилизацию контексте понимания ее в качественациональной идеи. По мнению Б.Е. Андюсева, структура модели российскойцивилизации содержит пять компонентов. Центральный компонент, который являетсявыражением поликомпонентного ядра российской цивилизации – это традиционнаяполиэтническая духовность и культура. Другими словами, это комплекс системценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета истереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех этносов,религиозно-культурных конфессий и общественных групп Российской Федерации.
Остальные четырекомпонента условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, ихсохранения и развития. К ним Б.Е. Андюсев относит державность,гражданственность, соборность и патриотизм.
Для России упадокгосударственности всегда заканчивался хаосом и смутой. Отказ от сильногогосударства вел к обесцениванию жизни человека и трагедии личности. Державность– это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимнойответственности власти и личности. Державность предполагает сильную властнуювертикаль с правовым обеспечением функций ее ветвей; обеспечение балансадостоинства личности и достоинства власти.
Гражданственность иправовое общество служат своеобразной системой противовеса державности,гарантии сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию. Формированиегражданского общества должно осуществляться не на основе безоглядной«вестернизации», а с учетом исторических особенностейправовой культуры всех народов Российской Федерации. Важно заметить, чтов России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к законузависело всегда от степени уважения к власти.
Соборность – социальноеединение граждан независимо от политических, этнических, конфессиональных идругих интересов. Соборность в России традиционно опиралась на духовность,выборность и ответственность, систему обратной связи центральной власти исамоуправления регионов.
Патриотизм Б.Е. Андюсеврассматривает как внутреннюю осознанную потребность в самоидентификации поотношению к своей общности, культуре, истории, стране и ее национальныминтересам. Патриотизм – это ментальный базис державности, гражданственности исоборности.
Таким образом, одним изважнейших условий формирования ценностных ориентаций молодежи в сфере экономикиявляется наличие национальной идеи и государственной идеологии.
Подводя итоги, следуетотметить:
1. Противоречивостьценностных ориентаций и установок в экономическом сознании молодежи являетсяотражением общего кризиса ценностей, возникшего в результате проведенныхсоциально-экономических реформ.
2. Важнейшимусловием формирования целостной системы ценностных ориентаций как в целом, таки в сфере экономики, является наличие национальной идеи и общей идеологии дляроссийской нации.
3. Б.Е. Андюсевпредлагает рассматривать в качестве национальной идеи особую роль российскойцивилизации, представляющей собой новый интеграционный тип цивилизаций,основывающийся на опыте интеграции двух полюсов: Запада и Востока. Главнымикомпонентами российской цивилизации, по Б.Е. Андюсеву, являются традиционнаяполиэтническая духовность и культура, державность, гражданственность,соборность и патриотизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежь представляетсобой социально-демографическую группу, выделяемую на основе такиххарактеристик, как возраст, социальное положение и социально-психологическиесвойства. Молодежь играет особую роль в жизнедеятельности общества, чтообуславливается следующими обстоятельствами. Она является главным источникомтрудовых ресурсов и носителем интеллектуального потенциала, а также имеетбольшую социальную и профессиональную перспективу.
Главным фактором,определяющим деятельность молодых людей, являются их ценностные ориентации.Ценность означает некую значимость объекта для субъекта. Ценностные ориентацииможно определить как иерархию ценностей, задающую направленностьжизнедеятельности человека или социальной группы. Ценностные ориентации можнорассматривать с одной стороны как оценивание конкретным субъектом окружающейдействительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определеннойдифференциации объектов индивидом по их значимости. Особым видом ценностей иценностных ориентаций являются экономические ценности и ценностные ориентации,связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.
В целом, ценностныеориентации молодежи России характеризуются увеличением значимостииндивидуальных ориентаций; ростом и развитием идеологического плюрализма,фрагментарностью мировоззрения; двойственностью ценностного сознания,сочетанием противоположных, взаимоисключающих оценок и установок.
Главной особенностьюценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в экономической сфере,является факт формирования их в период радикальных перемен. Переход от одногосоциально-экономического устройства к другому повлек огромные изменения видеологии, отношениях людей и в ценностных ориентациях. Экономические реформы1990-х годов с одной стороны привели к формированию рыночной экономики иулучшению политических и экономических отношений с Западом. Но с другой – купадку уровня промышленного производства, снижению уровня жизни, увеличениюбезработицы и к деформации всех стоимостных пропорций.
Главные ошибки припроведении реформ заключались в том, что не были учтены культура и традицииобщества и состояние экономики того времени. В целом, с самого началареформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации.В результате установки, характерные для советского общества, стали неприменимык новым социально-экономическим реалиям. Обществу пришлось в кратчайшие срокиадаптироваться к новым условиям, политике, ценностям.
При рассмотренииценностных ориентаций молодежи в сфере экономики можно сказать следующее. Посравнению со старшими поколениями, молодежь в большей степени ориентирована наценности индивидуализма, либерально-экономические ценности и на установку нарыночный путь развития России. Можно сказать, что молодежь позитивно относитсяк своему экономическому положению: большая часть относит себя к среднемуклассу. Тем не менее, большинство молодых людей негативно оценивают состояниеэкономики страны. Говоря об оценке экономических реформ 1990-х годов, молодежь склоннадумать, что реформы были необходимы, но социальная цена их слишком высока. Всфере государственного регулирования экономики можно выделить следующиетенденции. Относительное большинство молодых людей считают, что должны бытьравные возможности как для государственного управления, так и для развитиячастного предпринимательства. Однако почти четверть современной молодеживыступает за сохранение системы государственного управления с допущениемнекоторых возможностей для частного предпринимательства. Установка на рыночныйпуть развития характерна для семей, кормильцем в которых являетсяпредприниматель или руководитель. В семьях, где кормильцем является рабочий иливоеннослужащий, более выражена государственно-патерналистская ориентация.
Среди трудовых ценностейдля молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные. Имеетместо стремление к стабильности. В системе трудовых ценностей современноймолодежи существуют противоречия. Теряется значимость ценности самого труда.Слабеет связь между трудом и зарабатыванием денег. Образование служит в большейстепени средством для повышения социального положения и конкурентоспособностина рынке труда. В настоящее время очень высок престиж высшего образования.
В целом, заметно вырослозначения материального фактора в системе ценностных ориентаций молодежи.
Необдуманно проведенныеэкономические реформы определяют главную проблему ценностных ориентациймолодежи, заключающуюся в сочетании ориентаций двух противоречащих,конфликтующих ценностных систем: западной и традиционной. Среди традиционныхориентаций в сфере экономики можно выделить: ориентацию на коллективный труд;на получение образования с целью приобретения знаний и умений; на реализациюсвоего трудового потенциала в интересах общества; на значимость труда кактакового; на государственно-патерналистскую установку, предполагающуюпокровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а такжеконтроль и определяющую роль государства в экономической сфере. К рыночнымориентациям можно отнести: ориентацию на индивидуальный труд, на построениеиндивидуальной карьеры; на получение высшего образования как средства дляповышения своего социального статуса и положения на рынке труда; наматериальное благополучие, на получение большего заработка с минимальнымизатратами труда и времени и ориентацию на либеральный путь развития экономики;на частичное регулирование экономики государством.
Следствием радикальныхперемен стал ценностный кризис всего общества, отразившийся на ценностныхориентациях современной молодежи как в целом, так и в сфере экономики. А однимиз важнейших условий формирования гармоничной системы ценностных ориентацийслужит наличие национальной идеи и общей для страны идеологии.
Проблема национальнойидеи и идеологии страны усиливается противоречием действий государственнойвласти. В частности наличием в Конституции РФ статьи о том, что никакаяидеология не может утверждаться в качестве государственной.
Б.Е. Андюсев утверждает,что большинство вариантов, предлагаемых в качестве национальной идеи, отражаютузкие политические цели или характеризуются бессистемностью. Он предлагаетрассматривать как национальную идею российскую цивилизацию, объясняя этопониманием России как третьего интегративного типа цивилизаций, сочетающегоопыт Запада и Востока. Среди основных элементов структуры модели российскойцивилизации Б.Е. Андюсев называет следующие. В центре стоит традиционнаяполиэтническая духовность и культура. К остальным четырем компонентамотносятся: державность, предполагающая сильную государственную власть;гражданственность, уравновешивающая державность и сдерживающая перерастаниедемократии в деспотизм; соборность, обозначающая социальное единение всехграждан, и патриотизм как ментальный базис державности, гражданственности исоборности.
Таким образом,национальная идея и государственная идеология служат важнейшим условиемформирования системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации [Текст] – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 64 с.
2. Концепциягосударственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа к изд.:www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Андюсев, Б.Е.Национальная идея (национальная идеология) Российской Федерации [Электронныйресурс] // Режим доступа к изд.: andjusev.narod.ru/c/ideya.htm – Систем.требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Балабанова, Е.С.Особенности российской экономической ментальности [Текст] / Е.С. Балабанова //Мир России. – 2001. – № 3. – С. 67-77.
5. Вуколова, Т.С.Модернизация российского общества и национальная экономическая ментальность[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:www.mirrossii.ru/db/msg/125683 – Систем. требования: IBM PC, InternetExplorer.
6. Гаврилюк, В.В.Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенныйподход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. –2002. – №1. – С. 96-105.
7. Головатый, Н.Ф.Социология молодежи: Курс лекций [Текст] / Н.Ф. Головатый. – К.: ИздательствоМАУП, 1999. – 224 с.
8. Запесоцкий, А.С.Старшеклассники сегодня: их ценности и выбор [Электронный ресурс] // Режимдоступа к изд.: www.isras.ru/files/File/Socis/2006-12/Zapesozkiy.pdf –Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
9. Зоркая, Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение [Текст] / Н. Зоркая // Мониторинг общественногомнения. – 2001. – №2. – С. 23-30.
10. Зоркая, Н.Ценности и установки российской молодежи [Текст] / Н.Зоркая, Н.М.Дюк //Мониторинг общественного мнения. – 2003. – № 4. – С. 66-77.
11. Лисовский, В.Т.Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В.Т. Лисовский.– СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.
12. Логинова, Н. Чтотакое национальная идея [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:www.ideanaroda.ru/4biblioteka/2fond/fondL/loginchto.htm – Систем.требования: IBM PC, Internet Explorer.
13. Максименко, А.А.Как российская молодёжь намерена делать деньги [Текст] / А.А. Максименко //Социологические исследования. – 2005. – №7. – С. 131.
14. Петров, А.В.Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений [Текст] /А.В. Петров // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 83-90.
15. Ромашова, Л.О.Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Режимдоступа к изд.: www.kapital-rus.ru/articles/article/1014/ – Систем.требования: IBM PC, Internet Explorer.
16. Семенов, В.Е.Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов //Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
17. Скутнева, С.В.стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере [Текст] / С.В. Скутнева// Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88-94.
18. Соколов, А.В.Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества [Текст] / А.В. Соколов,И.О. Щербакова // Социологические исследования. – 2003. – №1. – С. 115-123.
19. Хлопова, Т.В.Трудовые ценности молодежи [Текст] / Т.В. Хлопова, Ж.Г. Озерникова //Народонаселение. – 2002. – №4. – С. 66-73.