ЛЕНИНГРАДСКИЙОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра:Национальная экономика и организация производства
Дисциплина:Региональная экономика
КУРСОВАЯРАБОТА
По теме:
«Основныенаправления демографической политики в
России насовременном этапе»
Выполнила: студентка4курса
Факультет: Экономическийзаочного отделения
Группа – 1-65
Ф.И.О.: Акимочкина М.П.
Гатчина 2009г.
Содержание
Введение
Глава 1. Демография и сущность демографическойполитики
1.1 Наука – демографияи демографическая политика
1.2 История демографическойполитики в России
Глава 2. Демографическая политика насовременном этапе
2.1 Демографическая ситуация всовременной России
2.2 Современная демографическаяполитика
Заключение
Приложения
Введение
Глобальные исторические исоциально-экономические изменения в мире в XX веке оказали огромное влияние напротекание демографических процессов. Войны, социальные катаклизмы оказываливоздействие на численность населения.
Россия уже более 10 летнаходится в полосе демографического кризиса. Сложившаяся демографическаяситуация вызывает серьезное беспокойство. Демографическая ситуация играет всебольшую роль в развитии экономики страны, внутренней и внешней политике,социальной сфере. Только при определенных уровнях численности и качественногосостава граждан страны возможно решение определенных стратегических задач вразличных областях человеческой деятельности. Насущность и нерешенностьдемографических проблем обостряет все экономические и политические вопросы. Важнойзадачей является осознание закономерностей и осмысленное понимание всехнегативных последствий развития населения страны. Россия располагает богатымопытом демографической политики. Еще М.В.Ломоносов уделял внимание теориинаселения.
Обращение к теме курсовойработы в настоящее время является актуальным. Для того, что бы понятьособенности и тенденции в современной демографической ситуации в Россиинеобходимо рассмотреть: как исторически складывались закономерные принципыразвития народонаселения и действия руководящих органов в вопросах демографии.
Демографическая ситуациятребует активной демографической политики со стороны государства. Необходимаразработка конкретных мер и реализация комплексных мероприятий, разработкапрограмм для улучшения демографической ситуации в стране. С начала 2000 годовПравительством Российской Федерации принято несколько законодательных актов,направленных на увеличение численности в стране, в первую очередь посредствомувеличения рождаемости, уменьшения смертности населения в трудоспособномвозрасте и посредством миграции.
В данной работе мноюизложены некоторые исторические моменты развития демографии в России, а такжерассмотрены современные направления государственной политики по выводу страныиз демографического кризиса. Так же приведены некоторые статистические данные очисленности, рождении и смертности населения.
Глава 1. Демография и сущностьдемографической политики
1.1 Наука — демографияи демографическая политика
Демография – этоисторически сложившаяся наука, посредством определенных методов изучающаяестественное воспроизводство населения, численность, структуру и миграциюнаселения, изменения в них, причины и последствия этих изменений.
По социологическомусловарю демография – наука, изучающая закономерности явлений и процессов,происходящих в структуре, размещении, перемещении и динамике народонаселения.
Слово «демография»(Demography) образовано от греческих слов«demos» — народ и «grapho» — писать, то есть дословно – это народоописание.
Объект исследованийдемографии – население(народонаселение), то есть сообщество людей, проживающихна данной территории. Это сообщество рассматривается как статистическаясовокупность, единицей которой является человек со всеми своими признаками:пол, возраст, национальность, статус и т.д.
Термин «демография»впервые появился в 1855 году в названии книги французского ученого А.Гийяра«Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Официальноепризнание термин получил после проведения Международного конгресса гигиены идемографии в Женеве в 1882 году и первоначально употреблялся как синонимстатистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельностипо сбору данных, описанию и анализу изменений численности, составе ивоспроизводстве населения.
К середине XX века пришлопонимание, что предметом изучения демографии является определенная областьдействительности – возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействиярождаемости, смертности, брачности, прекращения брака и воспроизводствонаселения в целом.
Целью демографии являетсяраскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влияниемсоциально-экономических и других причин.
Перед демографией стоятследующие основные задачи:
— разработка методовизучения взаимосвязей демографических явлений и процессов;
— изучение экономическихфакторов, влияющих на темпы роста населения;
— изучениесоциологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей иприводящих к изменению демографической ситуации в стране;
— изучение этническихособенностей воспроизводства населения, а именно, бытового уклада, традиций,влияющих на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни.
После оценкидемографической ситуации общество определяет необходимость принятия мер врамках демографической политики, являющейся составной частьюсоциально-экономической политики. Конкретная демографическая ситуация, еетенденции и перспективы обусловливают и определенный характер, и целевуюнаправленность политики.
История демографическойполитики восходит к временам глубокой древности. Идеи воздействия на процессыбрачности и рождаемости содержатся уже в работах античных мыслителей. В ДревнемРиме были приняты законы, направленные на повышение рождаемости средисвободного населения и поощрявшие брачность. В средние века были выработаныжесткие каноны, согласно которым брачность, большая семья являлись незыблемымусловием традиционного поведения населения. Наибольшее развитие ираспространение демографическая политика получила во второй половине XX века,что объясняется наступлением демографического взрыва с одной стороны, а сдругой — демографического кризиса. Программы снижения рождаемости проводилисьво многих странах Азии. Франция же была одной из первых стран, которая ввела в1946 году система денежных выплат семьям, направленная на поощрения рожденияпервого, второго и особенно третьего ребенка. В 1960-1970 гг. меры поощрениярождаемости приняты и в ряде других стран.
Демографическая политика– это целенаправленная деятельность государственных органов и социальныхинститутов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призваннаясохранить или изменить тенденции динамики его численности или структуры.Демографическая политика – это система целей и средств их достижения. Онарассматривается как органическая часть социальной политики, согласованная сдругими сферами, такими, как регулирование занятости населения, образования,здравоохранения и т.п.
Цели демографическойполитики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательногорежима воспроизводства населения, сокращению или изменению тенденций в областидинамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейногосостава, т.е. достижения демографического оптимума. Развитие человеческогопотенциала страны является необходимым условием полномасштабногосоциально-экономического развития страны.
Демографическая политикавоздействует на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано,через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождениядетей, сфере занятости, места жительства и др.
Основные направлениядемографической политики включают государственную помощь семьям с детьми,создание условий для сочетания родительства с активной профессиональнойдеятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличениепродолжительности жизни, улучшения качественных характеристик населения,регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальнуюподдержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.д.
Важной частьюдемографической политики является семейная политика. Ее целью является созданиеоптимальных условий для выполнения семьей ее функций, социальная защита семьи,оказание адресной поддержки семьям различных типов, повышения качества жизнисемьи. Семейная политика является составной частью социальной политики,обеспечивая функционирование семьи как одного из общественных институтов.
Достижение целейформируется посредством определенных мер:
1) Экономическиемеры: оплачиваемые отпуска, пособия при рождении детей, пособия на детей,ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.п.;
2) Административно-правовые:законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей всемьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, условия занятоститруда, работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
3) Воспитательные ипропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы истандарты демографического поведения, определенный демографический климат вобществе.
Цели и меры определяютсягосподствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальнойсистемы, типом государственного управления, уровнем экономического развития иресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами итрадициями.
Цели и задачи политикиформулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах,в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельностиправительства и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовыхактах.
При формированиидемографической политики необходимо учитывать и согласовывать интересы разныхуровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных,региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических,экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. Вобществе должны быть реализованы приоритетные права и интересы личности.Социальное и экономическое развитие страны должно быть нацелено наудовлетворение максимально широких материальных возможностей для удовлетворениябазовых потребностей человека в получении качественного образования и услугздравоохранения, а также обеспечении безопасности человека в самом широкомпонимании этого термина.
1.2 Историядемографической политики в России
Уже в середине XVIII векастало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромнойтерритории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численностьнаселения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он виделвеличину, могущество государства не в обширности территории, а в численностинаселения. Им были разработаны меры содействия росту населения, а именно:
— запреты принудительныхбраков;
— создание богодельныхдомов для приема незаконнорожденных;
— борьба с шарлатанствомв лечении, увеличение числа докторов, лекарей, аптек;
— борьба с чрезмерной смертностьювзрослого населения;
— борьба сантисанитарией.
Реализация этих и другихмер, по мнению М.В.Ломоносова, могла привести к значительному приростунаселения.
В разные периоды развитияРоссии принимались меры для сохранения и увеличения численности населения,приветствовались и поощрялись действия по сохранению позитивныхкачеств(физических и духовных) генофонда, одобрялась и в меру возможностейпоощрялась активность в деторождении, осуждалась нестойкость брака. Со временемпришло осознание необходимости разработки и введения централизованнойдемографической политики в стране.
Традиционно демографияразвивалась в России как статистическая дисциплина, опиравшаяся насоответствующие методы исследования (статистические, математические). До начала60-х годов XX века демография не испытывала потребности в иных выборочныхисточниках информации. Начиная с 60-х годов, стало уделяться вниманиеинформации, позволяющей изучение эволюции норм детности и репродуктивногоповедения.
Демографическиеисследования в России можно выделить в четыре этапа:
1. – с начала XVIIIвека до 1917 года, когда делались первые попытки описания закономерностиразвития населения;
2. – 20-30 гг. XXвека, когда демография основывалась на традиционно статистическо-математическихметодах;
3. - 50-70 гг. XXвека – этап возрождения демографических исследований и развития отечественнойдемографической социологии;
4. – с начала 80-хгодов — угасание интереса к теоретическим проблемам демографии и к проведениюсоциолого-демографических исследований в различных областях.
Внедрение статистическогоучета населения в России началось с указа Петра I (1718 г.) о проведениирегулярных Ревизий. С 1722 г. Началось регулярное ведение метрических записей орождении, браках, смертях по епархиям Русской православной церкви. Велисьразличные списки населения отдельных сословий. Неоднократно проводилисьпереписи населения (преимущественно городского). В этот период учетуподвергалось не все население, а лишь лица, платившие налоги казне ипризывавшиеся на воинскую службу. Женское население в основной массе вообщебыло исключено из Ревизий. Не учитывалось дворянство, духовенство и регулярныеармия и флот. В силу этого данные о численности населения, его структуре, посути, не соответствовали действительности. Из учета родившихся, умерших и бракавыпадали родившиеся и умершие без крещения, самоубийцы, рожденные вне брака, адо середины XIX века все не православные. Наиболее четко учет населения велся вЕвропейской части России.
Отмена крепостного правасделала старые формы учета населения непригодными. Александр II ужесточилобщественный и ведомственный учет населения, создал Центральный статистическийкомитет при Министерстве внутренних дел. Но развитие новой системы шломедленно.
В послереволюционныйпериод до начала ВОВ советская демография развивалась при доминированиисоциал-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности изаболеваемости населения. Это было следствием высокой смертности, эпидемии,инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороныгосударства.
В Ленинграде и Киевесоздаются демографические институты, активно занимающиеся исследованиямидемографических процессов, методами демографического анализа,совершенствованием статистики населения, а также факультет статистики населенияпри Московском экономико-статистическом институте. Закрытие в 1934 годуДемографического института привело к спаду изучения вопросов демографии вРоссии.
Официальных заявлений поповоду целей демографической политики в этот период в нашей стране в принципене делалось. Малое число официальных документов прямо или косвенно упоминали онаправлениях демографической политики. В целях преодоления больших потерь игражданского населения и в Вооруженных силах в указе Верховного Совета СССР,принятом в 1944 году упоминалось необходимость «поощрения многодетности». Вводилсякомплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных в виде пособия надетей в многодетных семьях и моральных – государственные награды за рождение ивоспитание пяти и более детей. Был определен и «налоговый кнут» для тех, кто неспешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины,незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50лет(мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность вразмере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% замалодетность, а имеющие двоих детей – 0,5%. Такая мера была направлена наутверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметьв среднем не менее трех детей.
Созданная Указом 1944года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальномвиде до конца 50-х годов.
Возрождениедемографической науки и статистики населения в нашей стране началось во второйполовине 50-х годов. В 1959 году прошла очередная перепись населения ипересмотрены многие формы текущей статистической отчетности о рождении,смертях, браках и развода. Были рассчитаны таблицы смертности. В 1968 году былсоздан Центр по изучению проблем народонаселения на базе экономическогофакультета МГУ.
В этот период большоевнимание уделялось определяющей роли занятости женщин в общественномпроизводстве в детерминации снижения рождаемости. Раскрепощение женщин,освобождение их от домашнего хозяйства – было одним из послереволюционныхлозунгов, и в довоенный период и после ВОВ женская занятость в СССР была однойиз самых высоких в мире. Было установлено, что факт вовлечения женщин вобщественное производство порождает серьезные сдвиги в их самосознании, изменениеобщественного статуса, активизацию социального самоутверждения. Фиксируетсяболее низкое среднее число детей в семьях, где женщина занята в общественномпроизводстве. Не высокие бытовые условия жизни для совмещения женщиной работы вобщественном производстве с выполнением семейной роли, занятость женщин,приносящая существенную часть совокупного семейного дохода, снижали желаниесемьи иметь второго, третьего и более детей.
Вовлечение женщин вобщественное производство изменило образ жизни, произвело переоценку ценностейв обществе, семье. Семейные роли женщины стали трактоваться как препятствующиеболее полному проявлению ее общественной активности. В семьях сталисопоставляться желания иметь еще одного ребенка с теми благами, которые онимогут потерять.
В начале 70-х годовдемографическую политику в СССР начали трактовать как важную составляющую частьсоциально-экономической политики. В официальных документах не разподчеркивалась необходимость проведения более активной демографическойполитики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономическойи моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченныхсемей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, нидемографического эффекта.
Меры демографическойполитики, введенные с 1981 года, содержали новые принципы поддержки семьи, аименно:
— поддержка семьиединовременным пособием с рождением первого ребенка, а не третьего, как былоранее;
— увеличение пособия,начиная уже со второго ребенка;
— введен частичнооплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года;
— установлены новыельготы работающим женщинам-матерям (дополнительный отпуск);
Вплоть до 1987 годаотмечался рост родившихся. Но структурные факторы достаточно быстро исчерпалисебя. С 1988 года начался новый этап рождаемости. В 1989 году увеличен частичнооплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет безсодержания.
В начале 90-х годовРоссия вступила в полосу демографического кризиса. С 1992 года наблюдаетсядепопуляция, которая носит в значительной мере искусственный характер, что,несомненно, вызвано рядом факторов: влияние реформ 90-х годов, дилетантскиепопытки регулирования демографических процессов в 80-х годах. Нельзя неучитывать завершение формирования депопуляционного тренда рождаемости к началу70-х годов. Пенсионная реформа с конца 80-х годов ограничила возможностидальнейшего расширения помощи семьям с детьми. С 1990 года было намечено ввестисистему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода ииндекса стоимости жизни, пособия выплачивались семьям, где доход на члена семьибыл менее 2-х МРОТ.
Переход к рыночнойэкономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуютсущественной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и местодемографической политики, политики в области семьи, социальной защиты матерей идетства. Со временем пришло осознание необходимости разработки и введенияцентрализованной демографической политики в стране.
ГЛАВА 2. Демографическая политикана современном этапе
2.1 Демографическаяситуация в современной России
В 2006 году в ежегодномПослании Президент России назвал демографическую проблему «самой остройпроблемой современной России».
Демографическая ситуацияв России достаточно давно характеризуется как крайне неблагоприятная.Сокращение численности населения за XX век наблюдалось трижды:
— 1914 — 1922 – ПерваяМировая война, Гражданская война, революция;
— 1932 – 1953 — годыголода, коллективизации, Великой отечественной Войны, массовых репрессий;
— 90-е годы XX века –экономический кризис. (Приложение 1).
Факт того, что к концуXXI века население России уменьшится вдвое, у демографов не вызывает сомнения.
Население Россиисокращается уже более 12 лет. С 90-х годов замедлился темп роста населения, азатем численность стала существенно сокращаться. В 1992 году смертностьнаселения превысила рождаемость. Только благодаря внешней миграции общеесокращение численности населения России не было велико. Показатель смертностипостоянно увеличивался с 1990 года. В начале 90-х годов проведениеэкономических реформ в России резко снизило экономическую стабильностьнаселения, наблюдался спад не только промышленности, сельского хозяйства, но ив таких сферах как здравоохранение, образование, что, несомненно, приводило кобщему снижению социального благополучия населения. Страна попала в волнудепопуляции, то есть такого изменения воспроизводства населения, при которомкаждое новое поколение не восполняется предыдущим. Этот процесс может длитьсядовольно долго.
С оживлением национальнойэкономики, улучшением экономического положения в какой-то мере влияет надемографическое поведение населения.
Но, в стране по-прежнемусохраняется низкая рождаемость. Современные параметры рождаемости в Россиипочти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В 1990 годусуммарный коэффициент рождаемости составлял 1,887, а к 2000 году он сократилсядо 1,171(при необходимом для простого воспроизводства 2,15-2,20). Визуально с2000 года наблюдается рост коэффициента рождаемости. Однако это нельзя признатьуспехом проводимых государством мер. Во-первых, общий коэффициент рождаемостименее 16 %, что не обеспечивает простое воспроизводство населения. Во-вторых,подъем числа родившихся с 2000 по 2004 г.г. связан с действием факторовдемографической структуры. В эти годы вступили в брачный возраст и в возрастдеторождения женщины, родившиеся в период первой половины 80-х годов, когдатакже наблюдался подъем рождаемости. После 2004 года в репродуктивный возраст вступилопоколение родившихся во второй половине 80-х годов, т.е. во время спадарождаемости. Поэтому число рожденных в 2005 году спало. (Приложение 2)Поколение 90-х крайне малочисленно, поэтому их абсолютный вклад в общее числорождений, даже при высокой рождаемости, не может быть большим.
Нельзя не упомянуть обизменении отношения к семье, как таковой. Молодые люди в возрасте 20-23 лет внастоящее время ставят на первое место получение достойного образования,перспективную работу, карьерный рост, обеспечение себя предметами роскоши, новыйти на психологический уровень желания создать семью, рожать детей имдовольно трудно. Средняя молодая семья располагает ресурсами только на рождениеи воспитание одного ребенка. Наблюдается сдвиг в сторону увеличения среднеговозраста матери при рождении ребенка, что указывает на то, что женщины рожаютпозже, но меньшее количество детей.
Ближе к 2005 году началдействовать другой фактор – фактор более полной реализации в двух детях,которая пока еще свойственна большей части населения страны. На эти годыпришелся заметный рост уровня жизни населения России, связанный с экономическимподъемом. Были введены государственный меры материальной поддержки семей сдетьми, но фактор потребности в двух детях не может быть продолжительным.
Рост рождаемости возможентолько в случае, если демографическая политика, ставящая своей целью увеличениечисла детей в семьях, будет обладать высокой эффективностью на протяжении неменее 2-х десятилетий и при этом будет ориентирована на меры, привлекательныедля женщин в возрасте старше 25-30 лет. Материальное стимулирование рождаемостиили так называемый «материнский капитал» — блеф. Государство создало такуюсистему, в которой молодые семьи практически не получают должной поддержки, а впервую очередь не имеют возможности обзавестись собственной квартирой. Низкоеразвитие семейной политики со стороны государства приводит к тому, что теряютсясемейные ценности, культура семьи, а это, следовательно, говорит об увеличениичисла разводов, снижению уровня повторных браков, массовости одиноких женщин,росте числа незарегистрированных союзов (уровень рождаемости внезарегистрированных союзах в два раза ниже, чем в легимитивных браках).
Неблагоприятнаядемографическая ситуация в России характеризуется систематическим увеличениемпоказателей смертности. Снижение уровня смертности населения в Россиинаблюдалось в относительно краткие периоды XX века. Несмотря на устойчивый рострождаемости в последнее время показатель смертности, в основном среди детей илюдей пожилого возраста (особенно мужчин) растет значительно быстрее.Отмечается высокая смертность граждан трудоспособного возраста, при этом 80%смертей приходится на мужчин трудоспособного возраста. Средний возрастумирающих мужчин чуть более 50 лет. По мнению аналитиков, при такой тенденциииз российских мужчин, которым в 2005 году исполнилось 16 лет, до 60 лет доживутменее половины. Смертность молодого мужского поколения репродуктивного возрастаувеличивает процент неполных семей, в результате растет процент женщин,отказывающихся от второго ребенка, а то и первого. Основными причинами смертейявляются заболевания органов кровообращения и онкологические новообразования.
Значительная доляпоказателя смертности приходится на смертность от внешних причин: убийства,самоубийства, отравления, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровеньсмертности во многом зависит от социально-экономического развития страны,благосостояния населения, развития системы здравоохранения и т.п. Социально-экономические реформы привели к развалу систему здравоохранения, недоступностииз-за низкой покупательской способности значительной части населения лекарств;ухудшению баланса и режима питания населения; распространенность алкоголизма,наркомании и табакокурения. Низкое развитие форм организации досуга,способствующего ведению здорового образа жизни, не созданы условия дляпобуждения людей бережно относится к своему здоровью. Причинами увеличенияуровня смертности являются и игнорирование норм охраны труда и техники безопасности,«либерализация» условий дорожно-транспортного движения.
Нельзя не упомянуть такуюпричину роста заболеваемости и, соответственно, смертности, как насыщениепотребительского рынка некачественным фальсифицированным продовольствием иалкогольной продукцией. Большинство отравлений, зафиксированных в России,связано с употреблением спиртосодержащих жидкостей и целительных препаратов.42% отравления происходят по причине отравления алкоголем, при этом 77% отэтого числа приходится на мужчин; 29 % — целебными препаратами, из них 59% — женщины и 30% отравлений подростков и детей. Широкое применение пестицидов,всевозможных стимуляторов, вкусовых добавок, консервантов, антибиотиков,использование так называемых новейших технологий существенно ухудшают качествопродуктов. Производители и торговля прежде всего заботятся о товарном виде,удобстве транспортировки и хранения, а не о пользе для здоровья. Все этоприводит к постоянному отравлению малыми дозами, снижению иммунитета.
Что касается младенческойсмертности, то с 90-х годов наблюдается снижение показателей смертеймладенческого возраста. А, начиная с 2005 года, значительно уменьшилось числомладенческой смерти в течение первого месяца жизни, хотя и здесь присутствуетвысокий показатель смерти от врожденных аномалий – нежизнеспособность плода,пороки развития плода, несовместимые с жизнью. Снижение младенческой смертностипроисходит в основном за счет причин экзогенного характера: снижение смертностиот заболеваний органов дыхания, органов пищеварения, инфекционных болезней. Ещев 80-х годах на долю этих трех групп причин приходилось более половины смертейв возрасте до 1 года. (Табл.1) 1980 г. 2000 г. 2006 г. Заболевания органов дыхания 73,6 % 16,5% 7,8% Заболевания органов пищеварения 4,1% 0,9% 0,7% Инфекционные болезни 31,7% 9,2% 4,1%
Табл.1
Но, несмотря, на снижениепоказателя младенческой смертности, младенческая смертность в России остаетсязначительно выше, чем в других развитых странах: около 60% младенческойсмертности приходится на перинатальный период, 35% — врожденные аномалии, 16% — болезни органов дыхания. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что более 90%беременных женщин в России имеют какие-либо заболевания, а именно: около 50%анемия, 20 % женщин страдают заболеваниями мочеполовой системы, 10%сердечно-сусидистыми заболеваниями, 22% имеют поздний токсикоз.
В последние годы отмеченрост заболеваний социальной этиологии: туберкулеза, сифилиса, СПИД/ВИЧ,инфекционным гепатитом. Растет наркомания, особенно среди детей в возрасте от11 до 17 лет. Численность больных наркоманией достигло 4 млн.чел. Так же растетчисло больных с психическими заболеваниями и умственно отсталых, что в своюочередь сказывается на снижении показателей во всех областях. Снижениерепродуктивного здоровья характеризуется ростом числа беременных женщин,страдающих анемией и другими хроническими заболеваниями, в результате чегорастет число детей больных при рождении. Здоровье больных от рождения детей(примерно40% от числа всех родившихся) ухудшается с возрастом, что приводит кпостепенному вымиранию народа.
Отмечается высокаясмертность подросткового поколения. Основными факторами, определяющими уровеньподростковой смертности, являются социально-экономические факторы. Проблемасмертности подростков определяется не столько ее масштабами, сколько раннимвозрастом, в котором наступила смерть. Так, например, в течение 2006 года вцелом по России умерло подростков в возрасте 15-19 лет 12684 человека, из них9126 юношей и 3558 девушек. Большая доля смертей приходится на внешние причины (Приложение3). Смерть в подростковом возрасте оборачивается потерей непрожитой и,соответственно, непроработанной, что важно экономически, практически всейжизни. Суициды среди подростков в значительной степени порождаются алкоголизмоми бытовым пьянством как их самих, так и их родителей.
В целом бедственноеположение с российской смертностью в решающей степени определяетсянеблагоприятной динамикой смертности от двух крупных групп причин смерти –болезней системы кровообращения и внешних причин. Причем, болезни ипреждевременная смерть постигает в основном людей, принадлежащих к самойпродуктивной возрастной группе. От внешних причин погибают наиболее молодыемужчины и женщины. 16 из 18,2% смертей от внешних причин приходится на возрастот 20 до 70 лет. Это главная неблагоприятная особенность российскогораспределения смертей по причинам смерти.
Большая частьсердечно-сосудистых заболеваний, желудочно-кишечного тракта прямо или косвенноспровоцировано чрезмерным употреблением алкоголя. Именно алкогольнаязависимость играет ведущую роль среди причин насильственной смерти (несчастныеслучаи, травмы, отравления). По официальным данным от отравления алкоголем вРоссии ежегодно умирает 20000-30000 человек.
Вклад алкоголя всмертность от внешних причин очень высок. Большинство убийств в Россиипроисходит на почве алкогольного опьянения. В нетрезвом состоянии погибаютоколо половины самоубийц. Алкоголь – одна из важнейших причин высокого уровняпреступности в России. Ежегодно сотни тысяч человек в России совершают всостоянии алкогольного опьянения преступления, которые не собирались совершатьили не могли бы совершить. Многочисленные «пьяные» и в этом случае случайныепреступления наносят огромный урон обществу. Сами же преступники расплачиваютсяне только годами неволи. Но и годами своей жизни, поскольку физические исоциально-психологические условия содержания в исправительных учреждениях неспособствуют долголетию. Алкоголизация и наркомания негативно влияют не толькона смертность, но и на уровень рождаемости. Благодаря наркомании и алкоголизму,особенно «пивному алкоголизму» среди молодого поколения, показатели смертностисреди молодежи очень высоки. По данным 2006 года в России зарегистрировано 2млн.369 тыс. лиц, которым поставлен диагноз «алкоголизм». При этомалкоголизация общества «помолодела» — из 100 тыс.подростков до 14 лет 17 имеютдиагноз алкоголизм. Распространенность табакокурения и алкоголизма средиподростков настораживает: 17 % школьников в возрасте 10-11 лет курят,употребляют алкоголь до 39 %, к 15-17 годам это число возрастает до 73%.
Несмотря на публикации впрессе об улучшении демографической ситуации в стране, на сегодняшний деньпрогнозы остаются неутешительными. Поэтому государству необходимо разрабатыватьи вести активную демографическую политику.
2.2 Современнаядемографическая политика
С конца 90-х годов XXвека демографическая проблема рассматривается как фактор национальнойбезопасности, с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и мерыпо ее оптимизации.
Одним из первых шагов напути к проведению активной демографической политики в России был сделан всентябре 2001 года одобрением Правительства РФ «Концепции демографическогоразвития Российской Федерации на период до 2015 года». Данная Концепция призванаслужить ориентиром для органов государственной власти, органов местногосамоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, поддержки семьям,сохранения здоровья, росту продолжительности жизни и иных аспектовдемографического развития. Целью Концепции является стабилизация численностинаселения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.Данная демографическая программа России направлена на преодоление длительногопопуляционного кризиса, прежде всего, стимулированием рождаемости,осуществлению мер по снижению смертности, увеличению продолжительности жизнинаселения. Реализация задач и целей концепции должна привести к стабилизациичисленности населения за счет увеличения средней продолжительности жизни,повышения показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения.
Приоритетныминаправлениями демографической политики должно стать следующее:
— укрепление состоянияздоровья населения в первую очередь за счет совершенствования профилактическихмероприятий по снижению травм, отравлений, курения, алкоголизма и наркомании;развития физической культуры и спорта; раннему выявлению болезней системыкровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
— создание предпосылокдля повышения рождаемости, укрепление института семьи, обеспечение адреснойсоциальной защиты семьи, создание социально-экономических условий,благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей,возможность обеспечения семьи соответствующими жилищными условиями;
— регулированиемиграционных потоков, повышение эффективного их использования, обеспечениеинтеграции мигрантов в российское общество, совершенствование законодательства,касающегося защиты прав мигрантов и регулирования миграционных процессов;
Но, данной Концепцией не былиопределены программы мер реализации поставленных задач на федеральном уровне.Концепция была лишь ориентиром, а положениями следовало руководствоваться.Реализация Концепции не сопровождалась принятием федеральной целевой программы,на реализацию мероприятий не были выделены дополнительные финансовые средства. Приоритетыв области стимулирования рождаемости и укрепления семьи обозначены общимифразами: повышение материального благосостояния семьи, создание условий,благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей,совершенствование системы выплаты пособий, улучшения жилищных условий в случаерождения ребенка, но не ясен механизм реализации и не определенофинансирование. Внимание уделено снижению употребления алкогольных напитков: жесткийконтроль качества алкогольной продукции и политики цен для стимулированияперехода к потреблению менее вредных алкогольных напитков, запрете участиямолодежи в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.
Реализация Концепциипредполагала объединение усилий государства и общества, координацию действийорганов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработкуи реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач.
Основной заслугойконцепции явилось то, что во многих субъектах Российской Федерации былиразработаны программы и планы действия по улучшению демографической ситуации. Врезультате ее принятие не оказало заметного влияния на изменениедемографической ситуации в стране.
В ежегодном ПосланииПрезидента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года было четко сказано, чтонастала необходимость разработки программы на срок не менее 10 лет, необходимаактивная политика по всем трем приоритетным направлениям: снижение смертности,эффективная миграционная политика, повышение рождаемости, необходимыэффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи.
Распоряжением № 79-р г от26.01.2007 года Правительства РФ утверждена Концепция федеральной целевойпрограммы «Дети России» на 2007-2010 годы, включающая подпрограммы «Здоровоепоколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Приоритетными направлениями определеноследующее:
— охрана и укреплениездоровья детей и подростков;
— профилактикасоциального неблагополучия семей с детьми;
— повышения эффективностигосударственной системы поддержки детей, находящихся в сложных обстоятельствах,в том числе детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— создание условий дляактивного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
Целями выделеннойподпрограммы «Здоровое поколение» является сохранение, восстановление иукрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образажизни.
Цель подпрограммы«Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единойгосударственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренныхдетей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Целями подпрограммы «Детии семья» являются защита и улучшение положения детей, находящихся в труднойжизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейногонеблагополучия, комплексного решения проблем с детьми-инвалидами, обеспечениеих полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейныхформ устройства детей-сирот.
Реализация мероприятийпрограммы приведет к существенному изменению демографической ситуации в стране,позволит улучшить качество жизни и здоровья детей, повысит качество идоступность социальных услуг для семей с детьми, усовершенствует системусоциальной защиты и поддержки несовершеннолетних.
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации № 1351 от 09 октября 2007 года утверждена новая Концепциядемографической политики РФ на период до 2025 года. К числу основных задачотнесены следующие задачи:
— сокращение уровнясмертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
— сокращение уровняматеринской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровьянаселения, здоровья детей и подростков;
— сохранение и укреплениездоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, созданиеусловий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни,существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми ипредставляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качестважизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
— повышение уровнярождаемости;
— укрепление институтасемьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейныхотношений;
— регулированиевнутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии спотребностями демографического и социально-экономического развития, с учетомнеобходимости их социальной адаптации и интеграции. [ СНОСКА]
В разработанной Концепциидается краткая характеристика демографического положения России за последние 15лет, которое на сегодняшний день оставляет желать лучшего, к примеру, попродолжительности жизни Россия все больше отстает от экономически развитыхстран: для мужчин – 60,6, для женщин – 73,1 года. По-прежнему наблюдаетсявысокий уровень смертности, причем значительную долю составляют гражданетрудоспособного возраста. А уровень рождаемости, который хотя и увеличивается,но не может достигнуть уровня, необходимого для воспроизводства населения. Вряде регионов России численность населения падает с большей скоростью, аименно: в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской и Мурманской областяхи др.
В Концепции выявляютсяпричины и факторы, которые влияют на сокращение численности населения: низкийдоход, отсутствие нормальных жилищных условий, высокий уровень заболеваемостинаселения, распространенность алкоголизма, наркомании, высокий уровеньпреступности и т.д.
Изменить ситуацию влучшую сторону и предотвратить сокращение численности предполагается различнымиметодами, начиная с повышения рождаемости и снижения уровня смертности изаканчивая привлечением мигрантов. Среди конкретных предлагаемых решенийпроблем в демографической области можно выделить следующее:
— совершенствованиесемейного, налогового, жилищного, трудового законодательства;
— развитие системыпредоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включаяиндексацию их размеров с учетом инфляции;
— улучшениематериально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
— сокращение уровнясмертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет раннейдиагностики, профилактики факторов риска;
— сокращение уровнясмертности и травматизма в результате ДТП за счет повышения качества дорожнойинфраструктуры, дисциплины на дорогах;
— регулированиепроизводства, продажи и потребления алкогольной продукции;
— создание для женщин,выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих ихвозвращения к трудовой деятельности, организация системы повышения ихквалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
— расширениеиспользования гибких форм занятости, позволяющих совмещать работу с выполнениемсемейных обязанностей(надомный труд, частичная занятость) и др.
В основу Концепциизаложено следующее:
— комплексность решениязадач;
— своевременноереагирование на демографические тенденции в текущий период;
— учет региональныхособенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработкет реализации региональных демографических программ;
— взаимодействие органовгосударственной власти с институтами гражданского общества;
— координация действийзаконодательной и исполнительной государственной власти на федеральном,региональном и местном управлении.
Концепцией определены,помимо целей и задач демографической политики, три этапа реализации демографическойполитики.
В период с 2007 по 2010года предполагается реализация мер, направленных на снижение уровня смертностинаселения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистыхзаболеваний, повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в периодбеременности и родов, по оказанию адресной материальной поддержки семьям,имеющим детей. На данном этапе предполагается снизить темпы естественной убылинаселения.
В этот период будет продолженаработа по обеспечению материальной поддержки семей, имеющих детей, включаяиндексацию пособий. Заботой государства является и возвращение женщин, имеющихдетей, к активной трудовой деятельности, соответственно на местном уровнедолжна быть проведена работа по увеличению дошкольных детских учреждений,обеспечение местами в них в первую очередь детей, чьи матери возвращаются ктруду. Должны быть внесены корректировки в программу «Обеспечение жильеммолодых семей» и региональные программы обеспечения жильем молодых семей.Предусматривается также решение задач повышения эффективности миграционнойполитики.
На следующемэтапе(2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрениепрограммы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятостиженщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний.К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируетсяреализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения,создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей,повышения ответственности населения за свое здоровье.
Реализация второго этапапредполагает стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн.человек,увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости,обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов имолодежи не менее 200 тыс.человек.
На третьем этапе(2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением численности женщинрепродуктивного возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующихрождение в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведениемероприятий по упреждению возможных рисков в демографическом развитии страны,принятию мер своевременной корректировки программ и планов по сохранениючисленности населений.
Помимо вышеназванныхдокументов, о необходимости разработки и принятия мер по улучшениюдемографической ситуации в стране говорится в утвержденных распоряжением ПравительстваРФ от 17.11.2008 №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства РФна период до 2012 года».
В области усиления роличеловеческого фактора в развитии экономики и общества указаны следующие высокоприоритетныезадачи: укрепление здоровья населения, создание условий для роста численностинаселения, увеличение продолжительности жизни.
Первоочередной задачейпоставлена разработка и реализация комплексных мероприятий по пропагандездорового образа жизни, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения путем расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов,улучшения материально-технического оснащения сферы физической культуры испорта, развития системы государственного санитарно-гигиеническогонормирования, реализации комплексов профилактических мероприятий, направленныхна сокращение потребления алкоголя, наркотиков и табака. Затронут вопросэкологической обстановки. Поставлена задача улучшения экологической ситуации,то есть разработка мероприятий по обеспечению безопасности и комфортности средыпроживания человека. Вопросы по стимулированию рождаемости и снижениюсмертности практически повторяют положения Концепции демографической политикиРФ.
Следующим направлениемуказано развитие качественного и доступного здравоохранения, обеспечениегосударственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, реформированиеи совершенствование системы здравоохранения, развитие добровольногомедицинского страхования.
Предстоящей задачейставится широкий охват населения диспансеризацией и мероприятиями по профилактикесоциально значимых заболеваний(туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция).
Решение обозначенныхзадач при скоординированных усилиях государственной власти всех уровней должнопривести к значительному улучшению демографической ситуации в 2012 году. Ожидаетсяувеличение продолжительности жизни до 69 лет, рост коэффициента рождаемости до1,6, значительно уменьшится смертность населения в трудоспособном возрасте отзаболеваний системы кровообращения, новообразований и транспортноготравматизма, ожидается увеличение доли граждан РФ систематически занимающихсяфизической культурой и спортом и др.
По мере реализации всехпоставленных целей и задач ожидается стабилизация численности населения,улучшение качества жизни народа, уменьшение смертности от регулируемых причин,увеличение рождаемости.
Заключение
В заключение можносказать, что государство проявляет озабоченность демографической ситуацией,принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Нонельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятыезаконодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмыреализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемостипосредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособияпо уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры постимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.
Нельзя забывать о данныхдемографических исследований других стран, где применяли демографическуюполитику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта онине достигли. Сначала наблюдается некоторый рост рождаемости, но после – спад.Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка,подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получитьльготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программыматериально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценноговоспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей.
Не смотря на кажущеесяувеличение рождаемости в последние 2 года, сохранение нынешних тенденцийвоспроизводства населения приведет к тому, что численность населения страны к2025 году не стабилизируется и тем, более не станет увеличиваться(какпрогнозируется разработчиками Концепции демографической политики), а сократитьсядо 122-125 млн.человек. Быстрое сокращение численности населения становитсяфактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности.Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонди кризисному состоянию всей пенсионной системы. Отсутствие благоприятныхусловий для рождения и воспитания детей ускорит переход к однодетной моделисемьи.
По данным ООН почисленности населения Россия в 2000 году занимала 6 место, к 2050 году нашастрана переместится на 17.
Приложение 1.
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯГоды Все население, млн.человек 1897 в границах Российской империи 128,2 в современных границах 67,5 1914 в границах Российской империи 165,7 в современных границах 89,9 1917 91,0 1926 92,7 1939 108,4 1959 117,2 1970 129,9 1979 137,4 1989 147,0 1991 148,3 1996 148,3 2001 146,3 2002 145,2 2003 145,0 2004 144,2 2005 143,5 2006 142,8 2007 142,0 2008 141,9
Приложение 2
Число родившихся (без мертворожденных), человек,
Российская Федеpация,
все население,
значение показателя за год /> 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 /> 1988858 1794626 1587644 1378983 1408159 1363806 1304638 1259943 1283292 1214689 1266800 1311604 1396967 1477301 1502477 1457376 1479637 161071 17175
Число умерших, тыс. человек,
Российская Федеpация,
все население,
значение показателя за год /> /> 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 /> /> 1691.0 1807,4 2129,3 2301,4 2204,0 2082,2 2015,8 1988,7 2140,3 2215,9 2244,4 2313,5 2365,8 2295,4 2304,0 2165,7 2080,4 2081
Приложение 3
Структура смертностироссийских подростков от повреждений с неопределенными намерениями в 2006 гПричина смерти Юноши Девушки Всего число % число % число % Отравления лекарствами 15 1,9 14 5,8 29 2,8 Отравления алкоголем 3 0,4 3 1,2 6 0,6 Отравления наркотиками 18 2,3 5 2,1 23 2,2 Отравления химическими веществами 66 8,4 35 14,5 101 9,8 Повешение 163 20,7 41 17,0 204 19,9 Утопление 42 5,3 12 5,0 54 5,3 Огнестрельные ранения 48 6,1 4 1,7 52 5,1 Воздействия огня и дыма 19 2,4 4 1,7 23 2,2 Контакт с острым предметом 30 3,8 5 2,1 35 3,4 Контакт с тупым предметом 116 14,8 23 9,5 139 13,5 Падения 98 12,5 41 17,0 139 13,5 ДТП 8 1,0 7 2,9 15 1,5 Другие уточненные повреждения 100 12,7 23 9,5 123 12,0 Другие неуточненные повреждения 60 7,6 24 10,0 84 8,2 Итого 786 100,0 241 100,0 1027 100,0