Реферат по предмету "Социология"


Основные этапы и направления в развитии социологии в США

РефератНа тему:«Основныеэтапы и направления развития социологии в США»
Волжский 2010

Введение
Ужев конце XIX в. центр прикладной социологии, т.е. практическогоменеджмента, перемещается из Англии в Америку. Деятельность «ранних научныхменеджеров» отражала эпоху классического капитализма – господство средних имелких предприятий, свободу рыночной конкуренции, университетские идеалы науки.На смену ему приходит неклассический, или монополистический, капитализм, длякоторого характерны господство крупных корпораций, монополия на рынке,превращение науки в непосредственную производительную силу. В Западной Европесоциология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт неимел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля,М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать вне университетскойсферы. В США же социология с самого начала начинает складываться какуниверситетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедрасоциологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл).В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а кконцу 80-х годов почти в 250.

1.Прикладная социология
Чтоже понималось под прикладной социологией в ранний период? Под ее практическимприложением понималась не специальная система мероприятий с собственнойпроцедурой и налаженным механизмом внедрения, как это принято сейчас, аподвижнический акт выдающейся личности. «Научный менеджмент» конца XIX – началаXX в. являл собой именно такой подвижнический акт выдающихся социальныхинженеров – Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Тауна, С. Томпсона.Не пренебрегали практической деятельностью и академические социологи: А. Смоллслужил в Гражданской федерации Чикаго, У. Томас – в Вице-комиссии Чикаго, Р. Парк– в городской Лиге Чикаго. Чикаго появился на социологической карте Америки неслучайно. Именно с Чикагской школой связывают расцвет эмпирической, а во многоми прикладной социологии (исследования урбанизации, экологии, трудовыхотношений) в ранний период.
Впервыевопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активнообсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что являетсяконечной целью социологии – создавать новое знание или помогать решатьконкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено,ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: базиснаясоциология и прикладная социология.
Прикладнаясоциология – (англ. applied sociology) – совокупность теоретических моделей,методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальныхтехнологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическоеприменение, достижение реального социального эффекта. В США прикладнуюсоциологию называют также «проблемно ориентированной», «прикладной социальнойнаукой», «ориентированной на клиента», в то время как академической социологиейсчитается фундаментальная, базисная, чистая, «ориентированная на дисциплину» наука.Прикладная социология – это социологическая работа, сделанная для кого-то.Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительственныеорганизации, частная фирма, федеральные органы власти и др. Прикладнаясоциология в США отличается от академической не только содержанием и характеромнаучной деятельности. Главное здесь – ориентация на практическую пользу, а нена прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связанас заказчиком, здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплатытруда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависятот экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда.Исторические корни прикладной социологии восходят к работам де Токвилля,Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимостиприкладных работ в американской социологии. Именно с этого момента специалистыначинают периодизацию прикладной социологии и выделяют три этапа.

2.Ранний период
Дляранней фазы (1895–1920) характерен интерес к социальным реформам, пониманиенаучной теории как совокупности философских рассуждений об идеальной моделиобщества, а ее практического использования – скорее как подвижнического актаодиночки, чем запланированной системы мероприятий. Эмпирических знаний ореальных процессах в обществе явно недоставало. Поэтому те, кто задумывался окаких-то инновациях, социальных проектах, преобразовании практических отношенийлюдей, вынуждены были ориентироваться скорее на теоретические построения издравый смысл. Да и теория тогда понималась либо как совокупностьсоциально-философских суждений, либо как философская дискуссия о различияхмежду должным и реальным. Напомним, что это был период увлечения такназываемыми социальными исследованиями, цель которых заключалась в социальномдиагнозе злободневных проблем общества, привлечении к ним внимания со стороныпрессы и разработке практических рекомендаций.
2.1 Научная организация труда
Значительное развитие в США получили исследования посоциологии труда и управления, так называемый «научный менеджмент». Еще в 90-хгодах американский ученый и несомненный лидер этого движения Фредерик УинслоуТейлор (1856–1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создалпервую и самую эффективную в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлорподробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел квыводу, что технические и организационные нововведения сами по себенеэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор», вматериальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлятьпредприятием.Тейлоруприписывают открытие модели «экономического человека», который якобы не видит вработе иного смысла, как только получить больше денег. Тем не менее, какпоказывает более детальный анализ его высказываний, Тейлор не считал деньги ниглавным, ни единственным мотиватором. Он полагал, что прибавка к зарплате«съедается» плохой организацией труда и произволом администрации. Стоитрабочему сегодня выработать больше, как завтра ему снизят расценки и принудяттрудиться больше за те же деньги. Рабочие, прекрасно осведомленные об этом,придумали контроружие – сознательное ограничение нормы выработки. Тейлор первым из ученыхраскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от англ. restriction – ограничение),т.е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочимивыработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит механизм групповогодавления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобывоспрепятствовать стремлению предпринимателей увеличивать эти нормы выработкичерез понижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную системуорганизационных мер – хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучениярабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуруфункционального администрирования. Сначала администрация должна научиться управлять по-новому, азатем уже может требовать добросовестного труда. Немалое значение он придавалстилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Его дифференциальная система оплаты – успевающий дополнительно вознаграждается,а лодырь депремируется – предполагала, что в научно организованном производствечеловек не может получить незаработанные деньги. Система Тейлора имееткомплексный характер: она перестраивает не только структуру управленияпредприятием, но и самые элементарные, повседневные трудовые приемы человека.Ни до, ни после никто уже не претендовал на подобный универсализм.
Ф. Тейлор является лидером «научного менеджмента», вкоторый кроме него входили Г. Эмерсон, Ф. Джилбретт, Г. Таун, С. Томпсони др. В свою очередь «научный менеджмент» составлял лишь одно из направлений –американское – в так называемой «классической» школе менеджмента. К. нейпричисляют немца М. Вебера, француза А. Файоля, англичан Л. Урвикаи Л. Гьюлика (они разработали «синтетическую» теорию управления, котораяформализует и обобщает подходы Тейлора, Вебера, Файоля).
2.2Эмпирические социологические исследования в ранний период
Эмпирическиесоциологические исследования диктовались общественными потребностями. Большоеместо в них занимают проблемы социализации различных социальных групп,адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом планенаибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г.двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польскийкрестьянин в Европе и Америке», где рассматривались проблемы адаптацииэмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципыметодологии и методики конкретно-социологических исследований. Самой раннейформой эмпирических исследований надо считать социальные обследования,возникшие вначале в Англии, а затем получившие массовое распространение (начало20 в.) в США. Одно из первых в Америке социальных обследований было проведено В. Дюбуав 1899 г. Оно называлось «филадельфийский негр» и было посвящено проблемамнищеты среди негритянского населения Америки. В течение 15 месяцев Дюбуа, негрпо происхождению, опросил 9 тыс. человек и собрал уникальные сведения ожилищных условиях, работе, доходах и образовании негритянского меньшинстваФиладельфии. В дальнейшем расовая проблема получила широкое развитие в работахчикагских социологов. Так, в 1919–1922 гг. Чарльз Джонсон провелобследование «Чикагский негр», посвященное расовым стереотипам и предрассудкам.Оно строилось на анализе личных документов, материалов интервью (автор провел274 двухчасовые интервью) и анкетирования (опрошены 865 служащих – негров),газетных публикаций. Еще большую известность получила работа Пауля Келлога «Питтсбургскоеобследование. 1909–1914 гг.» Изучались занятость населения и доходы,состояние здоровья, санитарные условия труда и быта, жилище, уровеньобразования, налоги, преступность и правопорядок, рекреация. К 1928 году в СШАбыло проведено 154 «общих» обследования и 2621 специализированное.

3.Средний период
Исследователи истории социологии считают, что если в XIX векецентром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в.США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние набурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстроепрохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и большойобъем конкретных, эмпирических социальных исследований, ставших приоритетнымнаправлением в американской социологии в период с 1920 по 1950 г. В этовремя интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа итехника сбора информации. Уже в первой методологической программе – физикализме– Дж. Ландбергом (30-е гг.) заявлены центральные принципы количественнойметодологии: операционализм, квантификация и бихевиоризм. Большая заслуга в институционализацииэмпирической и прикладной социологии принадлежит Лазарсфельду. В начальныйпериод своей деятельности он основал в Германии небольшое частное предприятиепод названием «Экономико-психологический исследовательский институт», в которомсо своими коллегами-студентами бихлеровского семинара проводил коммерческиеисследования. Благодаря усилиям П. Лазарсфельда, Г. Блейлока, П. Бриджмена,У. Огборна, Р. Мертона, Г. Зеттерберга закладываетсяматематико-статистический и методико-методологический фундамент эмпирическойсоциологии. Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным,факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных, авзаимодействие с психологией привело к развитию точных методов измеренияявлений: тестов, шкал, социометрии, прожективных, психодиагностических процедури т.д. Статистические методы в инструментарии социологических исследованийокончательно возобладали в 1940-е гг., В 1941 г. вышел первый учебникстатистики для социологов, большое значение стало придаваться и оценкерепрезентативности данных.
Эмигрировавв 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на американскую почву принципыорганизации научного предприятия неуниверситетского типа. В послевоенный периодинституты прикладной социологии быстро появляются при американских иевропейских университетах.
3.1Бихевиоризм
Проведениеэмпирических социологических исследований и создание различных прикладныхтеорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время вСША в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм.
Бихевиоризм(отангл. behaviour – поведение) утверждает, что социология – это поведенческаянаука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк,Д.Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведениечеловека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенныереакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо.Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлениилюдьми.
Бихевиоризмабсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов,с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описанииповедения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены насобирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести толькок искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этойустановки бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основныеметоды исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдаетсяколичественным, математическим и статистическим методам.
Положительнымв методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точностисоциологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта,внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенномувзгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, вчастности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам немогут быть изморены. Для проведения глубоких социологических исследованийнеобходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научныхгипотез, понятийного аппарата и т.д. Не менее важное значение имеет разработкаметодологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности,познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски такихметодологий в американской социологии привели к разработке функционализма,структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорийбудет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальныхпроблем социологии.
3.2Чикагская школа
В 1920–30-е годы в становление эмпирической социологии в СШАогромный вклад внесла Чикагская школа. Среди лидеров Чикагской школы обычноназывают А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса.Свой вклад внесли в ее становление также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс,Э. Росс, Ч. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколенийисследователей: первое – А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Гиддингс,Ч. Кули; второе – Р. Парк, Э. Берджесс; третье – У. Огборн,С. Стауффер, Э. Шилз; четвертое – Г. Блумер, М. Яновиц идр.
Отличительные черты творчества ее представителей – органичноесоединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединениеразличных подходов и методов (в том числе сочетание и взаимодополнениеэтнографических методов и количественных), выдвижение гипотез в рамках единойорганизованной и направленной на конкретные практические цели программы.
В период с 1940-х по 1960-е годы чикагцы придумали особуютехнику эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно еюпользовались. Хотя правильнее было бы говорить о том, что чикагские социологипозаимствовали свойственные антропологии приемы наблюдения и удачно перенеслиих на свою почву. В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежалитри принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретнойжизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3)достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делаятеоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. Посуществу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если пониматьее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.
Однако после Второй мировой войны и вплоть до 1970-х годовкачественную социологию серьезно потеснила традиционная количественнаяметодология с ее неизменными атрибутами – формализованным интервью,математической статистикой, жесткой исследовательской программой. В 1980-е вдеятельности Чикагской школы отмечается очередной виток, связанный сренессансом качественных методов и увлечением социологов «непрофильными» длясебя дисциплинами: из когнитивной психологии, культурной антропологии,фольклора и лингвистики.
Характерны объекты исследовательского интереса чикагскихсоциологов. Это жизнеописание польского эмигранта (У. Томас и Ф. Знанецкий),ставшее классическим образцом ; положение негров в Чикаго(Ч. Джонсон); бродяги-сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен);дезорганизация семьи (Э. Маурер); молодежные группировки и банды (Ф. Трешер);самоубийства (Р. Кейвен); еврейское гетто (Л. Вирт);социально-территориальная стратификация города – (X. Зорбау); платные танцзалы (П. Кресси); внутренняя жизньгостиниц (Н. Хайнер), организованная преступность в Чикаго (Дж. Ландеско),история жизни преступника – (К. Шау); забастовка (Э. Хиллер),община русских молокан (П. Юнг) [382].
Одной из центральных тем Чикагской школы являлась социологиягорода, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамкахсоциально-экологической теории ().Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, былинацелены на установление и . Обалидера Чикагской школы трактовали город как гигантскую лабораторию, в которойосуществляется естественное экспериментирование над человеческим поведением. В1916 г. Р. Парк составил программу социального исследования города вЧикаго. Он, а затем и его последователи, широко применяли качественные методы:включенное наблюдение, неструктурированное интервью, личные документы и т.п.
Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой,историки называют особый жанр – детальное изучение реальных жизненных ситуаций,получивший название case study- исследование случая. Чикагцы первымииспользовали его при описании городского сообщества. Case study напоминалосенсационное журналистское расследование.
Для чикагцев социолог-эмпирик чем-то похож на дотошногорепортера, который черпает свои сведения из первых рук – личных наблюдений,непринужденных бесед на улице, в баре либо в холле дорогой гостиницы. Бывшийредактор провинциальной газеты, Р. Парк был убежден в том, что социолог – этоочень аккуратный, ответственный и научно подготовленный репортер. Именнопоэтому на ранних этапах у чикагских социологов тесно переплетались две,казалось бы, несовместимые парадигмы – журналистская и антропологическая моделиисследования.
Первая половина и середина 20 в. в США проходят под знакомрасцвета академической социологии, престиж которой в тот период был неизмеримовыше, чем прикладной. Социология изо всех сил стремилась заявить о себе какточная и рафинированная дисциплина. Удержаться в ней удавалось не каждому.Неудачники становились прикладниками в частном бизнесе и правительственныхорганах. Несмотря на доминирование эмпирической социологии, ее младшая сестра –прикладная социология также активно развивалась. Некоторые крупныеисследовательские проекты, например, всемирно известное исследование С. Стауффера (1949), первоначально задумывались именно какприкладные. Но результаты исследования С. Стауффера оказались стользначительными, что оно получило известность прежде всего как базисное исследование.Прикладными были также знаменитые Хоторнские исследования, проведенные в конце20-х – начале 30-х гг. группой гарвардских ученых под руководством Э. Мэйона промышленном предприятии. Но и они внесли значительный вклад вфундаментальную науку и превратились в базисное исследование.
3.3Хоторнские эксперименты
Огромноевлияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования иуправления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые подруководством Э. Мэйо в 1927–1932 гг. Хоторнские экспериментыпроводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США истраны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополни –тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые – экспериментаторыв начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную иконтрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещениерабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз наперерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено,что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние напроизводительность труда оказывают психологические и социально-психологическиеусловия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явлениенеформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяетсяна подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этойгруппе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппапридерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующиеотношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. Вчастности, эти непредписанные нормы регулировали выработку
После первой мировой войны требования к профессорамсоциологии в колледжах росли быстрее, чем число хорошо подготовленныхпреподавателей. В результате в социологию пришло много неквалифицированныхлюдей, бесчисленное множество студентов, не закончив всего обучения,зачислялось в профессорско-преподавательский состав. Как следствие стали сильноразличаться исследовательская и преподавательская деятельность. Великаядепрессия закончилась бумом высшего образования и ухудшением рынка труда длясоциологов. Он продолжался 20 лет после первой мировой войны. Тот же 20-летнийбум наблюдался после второй мировой войны, когда расширился прием абитуриентови пополнялись преподавательские кадры.
Второй этап (1920–1959 гг.) характеризуется небывалымразвитием количественной методологии, проникновением математики в социологию,появлением новых методов и техник исследования: тестов, шкал, социометрии,прожективных, психодиагностических процедур и т.д. Из экономики приходятмоделирование, эксперимент и эконометрические методы. Уже к 40–50-м гг. былазавершена разработка всех наиболее известных тестов, применяемых ныне вприкладной социологии, в частности, шестнадцатифакторного опросника личностиКэттела, теста тематической апперцепции, шкалы измерения интеллекта Векслера.

4.Третий этап
Третий этап – с начала 50-х гг. и по настоящее время – характеризуетсядоминированием теории. Произошло это благодаря тому, что окончательно оформилсяи стал господствовать в академической социологии структурно-функциональныйподход Т. Парсонса, определивший методологический характер общей теории, ив огромном числе стали разрабатываться среднеранговые, или специальныесоциологические теории, особенно теория обмена, теория ролей, теория конфликта.Многие из них напоминали некое архитектурно совершенное творение: строгаяформализация, четкость логических выводов, обоснованность, безупречностьпрогноза. К частным теориям следует отнести классические концепции мотивации,возникшие в 50–60-е гг.: это иерархическая теория потребностей А. Маслоу(впервые опубликованная в 1943 г., но получившая признание в 50–60-е гг.),двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга и теория и стилей руководства Д. Макгрегора.Постепенно на их основе создаются чисто прикладные проекты: расширение функций,ротация, социотехнические проекты, автономные группы, партисипативныйменеджмент.
В 50–60-е гг. – период относительно устойчивогоэкономического подъема США, когда темпы роста производительности труда быливысокими, а темпы инфляции низкими. – в американской социологии преобладалиоптимистические прогнозы. В ту пору своеобразным научным авангардом послужилиразработанные Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Херцбергом и Д. Макгрегоромконцепции трудовой мотивации. Их отличительная черта – призыв кгуманистическому пониманию человеческой природы и перестройке производства напринципах . Поворот к социоинженерной деятельности иприкладным методам был не только объективно закономерен, но и психологическиприемлем для большинства деловых людей Америки.
Теоретическойплатформой для них выступила доктрина . отношенийс руководством и т.д.
4.1Доктрина «человеческих отношений»
Наоснове Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками быласформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологическойосновой данной доктрины являются следующие принципы:
1. человекпредставляет собой социальное существо, ориентированное на других людей ивключенное в контекст группового поведения;
2. сприродой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организацияподчиненности;
3. руководителипредприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворениепотребностей людей, или на чисто технические факторы поднятияпроизводительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентацияспособствует удовлетворенности индивида своей работой и благоприятствуетсоциальной стабильности;
производительность труда будет более эффективной, еслииндивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, аэкономические стимулы – социально-психологическими (благоприятный моральныйклимат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюдаберет начало разработка новых средств повышения производительности труда,таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение»,«просвещение служащих» и т.д.

4.2.Иерархическая теория потребностей
Доктрина«человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения. Наее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теорияпотребностей.А. Маслоу классифицировал потребности личности набазисные (основные) и производные (метапотребности). Базисные(в пище, ввоспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т.д.), производные(всправедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу расположилвсе потребности в восходящем порядке – от низшихфизиологическихдо высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самомрасположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждогонового уровня становятся актуальными, т.е. насущными, требующими удовлетворениялишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до техпор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают вдействие в качестве мотивов поведения другие потребности.
4.3.Двухфакторная теория мотивации и теория стилей управления
Наоснове идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга(1950) и теория стилей управленияД МакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга,только внутренние факторы, т.е. содержание работы, повышают удовлетворенностьтрудом. Внешние же факторы, т.е. условия работы: заработок, межличностныеотношения в группе, политика компании, стиль управления и другие – Херцбергназывал гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом,способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния наповышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такиезависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, анеудовлетворенность – функция условий труда. Обе системы являютсяразнонаправленными плоскостями поведения.
Теориястилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилейуправления:
1. авторитарныйстиль, длякоторого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции,акцент на материальное стимулирование;
2.демократический стиль, делающий упор на использование творческихспособностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения,самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду;
3.Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиляуправления.
Д.МакГрегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тотили иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту или иную модельна предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить рядвопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих иподчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другиеэлементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этихисследований в США сформировались два общественных течения – внедрение новыхформ организации труда и программа улучшения качества жизни.
Новый скачок в развитии прикладных исследований отмечался в70-е и особенно в 80-е гг., хотя темпы экономического роста к этому моментуснизились, а по уровню жизни США передвинулись с первого места в мире на пятое.Темпы инфляции в конце 70-х гг. впервые в истории Америки были выше, чем вдругих промышленно развитых странах. Еще сложнее объяснить рост публикаций поприкладной проблематике сейчас, когда специалисты с тревогой говорят осокращении ассигнований на социальные программы и развитие наукобществоведческого профиля. Тем не менее, прикладные исследования иконструкторские разработки (наряду с долгосрочными фундаментальнымиисследованиями) все еще остаются приоритетным направлением, обеспечиваякорпорациям лучшую, чем у конкурентов, инновационную стратегию. Финансированиеидет главным образом через частный, а не государственный сектор. Если вгосударственном секторе ассигнования временно могут снижаться, то в частном ониустойчиво растут. В результате развитие прикладных разработок в шесть разопережает рост фундаментальных.

5.Социология в США в настоящее время
Социологияв США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г.в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас ихколичество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются набольшой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологическихисследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половинуэтой суммы ассигнует правительство США, а половину – частный бизнес.Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструментпреодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, какинструмент социального контроля и управления, повышающий производительностьтруда и обеспечение благосостояния граждан. Таким образом, в США насчитываетсябольшое число организаций (крупных и мелких, государственных и частных),занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерныепроекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторыекрупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых сдокторской степенью, чем многие признанные университеты. В 1980 г. около14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в университетах иколледжах США, а 6,8 тыс. – в прикладной социологии (частный бизнес,неприбыльные организации, правительство и т.д.). В ближайшее время, какожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все болеепопулярными в стране становятся курсы по прикладной социологии. Если в 1970 г.из 241 социологические отделения в университетах и колледжах только 11% имелитакие курсы, то в 1979 г. – уже 44%. Студенты практикуются как вполевых исследованиях, так и по месту будущей работы (например, госпиталь,юридическая фирма). В американской социологии прикладников различают взависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных – социальнаяинженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуетсямаломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатываетпроекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежныхкемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном.Задача «клинического социолога» – поставить диагноз, предложить альтернативу,проконсультировать и наметить «терапевтические» меры. Так, социоинженерразрабатывает новую форму брачного контракта, а «клиницист» просвещаетмолодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком.Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта итехнологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, авторой проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентироватьих сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте.Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, котораявольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку,принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику.Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальнойметодологии, использованию математического и статистического аппарата,моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Вывод
На рубеже XIXи XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейскихсоциологических теорий и выработка специфического ракурса анализа социальнойреальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества,анализу его неоднородности. Практически во всех теориях американских социологов,обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой науки,произошел постепенный переход в области проблематики социологической теории – отистолкования социальных процессов в их единстве, от изучения общества какцелого (такой подход вслед за В. Дильтеем стал определяться какпсевдонаучная алхимия) к исследованию социальных групп, от создания метатеорийк созданию теорий сугубо специализированных. Практичность как одна издоминирующих черт национального характера отразилась на направленностиисследований в рамках американской социологической школы.

Списоклитературы
1. Радугин А.А., Радугин К.А.курс лекций «Социология», г. Москва, изд-во «Владос», 1995 г.
2. window.edu.ru/window_catalog/files/r42244/t2.pdf
3. bibliofond.ru/view.aspx?
id=13716


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О творчестве Валентина Григорьевича Распутина
Реферат «Конструирование и реализация культурологической модели школы в условиях города-курорта». Содержанием данной темы является использование инновационных педагогических идей, авторских программ, появления новых предметов, интеграция, инкультурация образ
Реферат Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров
Реферат Історія та історизм у повісті І. Филипчака та І
Реферат Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры
Реферат Участие информационно-консультативной службы во внедрении инноваций в сельском хозяйстве
Реферат Технология и организация обслуживания в гостинице
Реферат Русская Аляска
Реферат Христианство и Культура
Реферат Жан-Поль Сартр. Природа человека в интерпретации экзистенциальной философии
Реферат Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте
Реферат Формирование команды управления для средних и крупных фирм
Реферат Україна кам яний вік біотехнології 2
Реферат Объединение членов рода Романовых
Реферат Прохождение государственной службы за рубежом