Реферат по предмету "Социология"


Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"Выпускная квалификационнаяработа
по предмету: теория, методика ипрактика социальной работы
Особенности организации деятельностидетей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центрасоциального обслуживания населения и Дома детского творчества)

Тотьма 2008

Оглавление
Введение
Глава I. Организациядеятельности детей в детских оздоровительных лагерях
1.1 Детский оздоровительный лагерь какформа организации досуга детей и подростков
1.2 Нормативно-правовое обеспечение работыдетских оздоровительных лагерей
1.3 Категории детей, посещающих детскийоздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе центра социальногообслуживания населения
1.4 Особенности работы детскогооздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчестваи центра социального обслуживания населения
Глава II. Изучениеособенностей организации деятельности детского оздоровительного лагеря сдневным пребыванием на базе дома детского творчества и центра социальногообслуживания населения
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов и выводы
2.3 Сравнительная характеристикавоспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчестваи на базе центра социального обслуживания населения
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Проблема организации отдыха,оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была иостается в центре внимания не только руководителей общеобразовательныхучреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудниковрегиональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения,Центров занятости и управления образованием. Необходимость изучать детскийоздоровительный лагерь на базе центра социального обслуживания населения,обусловлена большой значимостью данных учреждений. Говоря об особенностяхорганизации деятельности детского оздоровительного лагеря при центресоциального обслуживания населения, мы подразумеваем в первую очередь категориидетей, которые приходят в лагерь. В наши дни путевку в лагерь могут позволитьсебе не все родители. Именно для семей, которые находятся в трудной жизненнойситуации (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи и т.д.) создается такойлагерь. Для того чтобы рассмотреть особенности организации деятельности детей иподростков в детском оздоровительном лагере на базе центра социальногообслуживания населения возникла необходимость сравнения с детским оздоровительнымлагерем на базе дома детского творчества.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей иподростков была исследована Н.И.Никитиной, М.Е. Сысоевой, Н.Ф. Дик и другими.
Объект: организация деятельности детей иподростков в детских оздоровительных лагерях.
Предмет: особенности организации деятельностидетского оздоровительного лагеря в учреждениях социального обслуживания иучреждениях дополнительного образования.
Цель: изучение специфики организациидеятельности детей в детском оздоровительном лагере учреждений социальногообслуживания и учреждений дополнительного образования.
Задачи:
1.Изучить и проанализироватьспециализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу.
2.Определить специфику работыдетского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживаниянаселения.
3.Рассмотреть организациюдеятельности детей в детском оздоровительном лагере на базе дома детскоготворчества.
4.Сравнить организацию деятельностидетей в детском оздоровительном лагере учреждения социального обслуживания иучреждения дополнительного образования.
Гипотеза: деятельность детскогооздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и домедетского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительногопроцесса.
База исследования:
Работа проводилась на базе муниципального образовательногоучреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и муниципальногоучреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» с.им.Бабушкина.
Фактическим материалом для выполнения работы стали литературные источникии исследовательские материалы по теме исследования.
Для получения исследовательского материала нами былиразработаны программы: социальной профилактики детей и подростков в условияхдетского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживаниянаселения и программа «В городе наших мастеров» детского оздоровительноголагеря при доме детского творчества, анкеты.
В процессе работы применялись следующие методыисследования: теоретические – анализ литературных документов и другихисточников информации, синтез, классификация, обобщение; эмпирические — анкетирование,тестирование, наблюдение, методы математической обработки данных.
В связи с небольшим количеством времени за одну лагернуюсмену проанализированные данные нельзя считать полными и репрезентативными. Вперспективе возможно проведение таких исследований в других учрежденияхсоциального обслуживания и дополнительного образования Вологодской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,библиографии и приложений.
Данная работа представляет значимость для специалистов по работес семьей и детьми, классных руководителей, социальных педагогов, работниковдетских оздоровительных лагерей, а так же всех специалистов, которые в своейработе затрагивают вопросы семьи и детей, работников детских оздоровительныхлагерей.

Глава I. Организация деятельности детей вдетских оздоровительных лагерях
1.1 Детскийоздоровительный лагерь как форма организации досуга детей и подростков
Детский оздоровительный лагерь является внешкольнымучреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует дляорганизации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдыхдетей и их оздоровление – это " совокупность мероприятий, обеспечивающихразвитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья,профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом итуризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение имирежима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнениисанитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований". Даннымзаконом определен статус детских оздоровительных учреждений – это«организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительныелагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания идругие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительныелагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда иотдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другиелагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимоот организационно- правовых форм и форм собственности, основная деятельностькоторых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и ихоздоровления» [12].
Для того чтобы определить особенности организациидеятельности детского оздоровительного лагеря на базе центра социальногообслуживания населения нам необходимо понять, что представляют собой типыдетских лагерей, ведь деятельность лагеря при центре социального обслуживаниянаселения строится по тем же принципам.
В настоящее время существует множество типов детских лагерей:
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительныеупражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируютсяграндиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направленона утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
Профильные лагеря. Здесь устраиваются массовыепредставления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходятсистематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления.Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителямкружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогаютрешить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферыбезопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов ихрешения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки ибеседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей. Подобные лагеря организуются сцелью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направленийпоявились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которыенаиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогическихпрограмм: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыхадетей с девиантным поведением; патриотическое воспитание. Также организуютсясемейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения,хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров);летние мастер – школы, профилактические летние лагеря и смены, историческиелагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центрыдетских общественных организаций. В настоящее время так же получила развитиеформа лагеря при учреждениях социального обслуживания. Это лагеря с дневнымпребыванием детей и подростков, профильные лагеря, лагеря с круглосуточнымпребыванием детей, которые базируются при центрах социального обслуживаниянаселения, центрах помощи семье и детям, различных реабилитационных центрах,целью деятельности, которых является не только организация отдыха детей, но иих социальная защита и реабилитация.
Целями организации воспитательнойдеятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) взависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сетиобразовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:
Ø   социально-педагогическая защитадетей;
Ø   предотвращение межличностныхконфликтов, формирование позитивных
отношений между людьми, развитиеспособностей и интересов личности, защита ее прав;
Ø   формирование и развитие личностных качествдетей, необходимых для
позитивной жизнедеятельности;
Ø   увеличение степени самостоятельности детейи подростков, их
способности контролировать своюжизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Ø   создание условий, в которых дети и подросткимогут максимально
проявить свои потенциальныевозможности;
Ø   адаптация или реадаптация детей вобществе;
Ø   компенсация дефицита общения в школе,семье, в среде сверстников;
Ø   дополнительное образование, получаемоев соответствии с их
жизненными планами и интересами.
Таким образом, можно отметить, чтоцели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.
Базовыми учреждениями системыобразования для организации работы лагеря по месту жительства традиционноявляются школы и учреждения дополнительного образования детей, включаяподростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношескоготворчества, станции юных туристов, техников, спортивные детско-юношеские школыи др. Значительный спектр воспитательной деятельности по месту жительства внастоящее время могут взять на себя другие учреждения: />социальной реабилитации, медико-психолого-педагогическиеслужбы микрорайона; центры социально-психологической помощи детям, семье имолодежи; центры экстренной психологической помощи по телефону;социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социальногообслуживания, социальные приюты для детей и подростков и др.[15].
Основные виды услуг, предоставляемых детям в учрежденияхотдыха и оздоровления:
Ø   услуги, обеспечивающие нормальнуюжизнедеятельность детей;
Ø   медицинские услуги, обеспечивающиеохрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактикузаболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль засоблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
Ø   педагогические услуги, направленныена повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора,углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческогопотенциала;
Ø   психологические услуги, направленныена улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей средежизнеобитания;
Ø   правовые услуги, направленные на оказаниедетям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своихзаконных прав и интересов;
Ø   услуги по оказанию культурно-оздоровительнойдеятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободноговремени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры иискусства;
Ø   услуги в сфере физической культуры,спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие,укрепление здоровья и закаливание организма детей;
Ø   информационные услуги, направленныена предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровлениядетей и о каждом конкретном учреждении;
Таким образом, мыможем отметить, что в настоящее время существует
достаточно многотипов детских оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные видыуслуг. Важно отметить, что в современном мире функцию по летнему отдыху иоздоровлению детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждениясоциальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальнойзащиты населения.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение работы детскихоздоровительных лагерей
Организация отдыха, оздоровления изанятости детей в каникулярное время — одна из важных задач не только педагогови родителей, но и сотрудников муниципальных органов власти. По утверждению С.Н.Апатенко, директора Департамента государственной политики, воспитания исоциальной защиты детей Министерства образования и науки России,нормативно-правовую основу функционирования системы отдыха и оздоровления детейсоставляют более 20 законодательных актов [14, с.6].
Федеральным законом «О внесенииизменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ [приложение № 1] закреплен правовой статуссистемы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации" — этот законзаконодательно закрепил понятие отдых и оздоровление детей [12].
Система управления сферой отдыха иоздоровления детей регламентируется федеральными целевыми программами,ежегодными постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональнымизаконодательными актами и постановлениями глав администраций субъектовРоссийской Федерации, региональными программами, ведомственными актами. Координаторомна федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социальногоразвития России. Министерство образования и науки России и подведомственные емуРоссийский образовательный надзор и Российское образование выступают в качествесоисполнителей программ.
В компетенцию системы образованиявходит:
Ø   развитие собственной сети учреждений (организаций)отдыха и оздоровления детей;
Ø   создание на базе образовательныхучреждений смен лагерей: труда и отдыха, профильных, лагерей с дневнымпребыванием обучающихся и т.д.;
Ø   кадровое, методическое обеспечение сферыотдыха и оздоровления детей;
Ø   организация занятости подростков по местужительства в системе учреждений органов по делам молодежи;
Ø   развитие различных формдетско-юношеского туризма и спорта.
Деятельность системы образования поорганизации каникулярного отдыха и оздоровления регулируется ПриказомМинистерство образования России «Об утверждении порядка проведения сменпрофильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» от 13.07.01№ 2688 [приложение № 2] Приказом Министерства образования России от 29.03.93 №113 [приложение № 3], определяющим порядок и условия привлечения педагогическихи других работников для работы в оздоровительных лагерях, летнихоздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов,экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, Приказом Министерства образованияРСФСР – «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческойдеятельности» от 13.07.92 № 293, Типовым положением об учреждении дополнительногообразования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.95 № 233с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от22.02.97 № 212) [11].
Вместе с тем, по мнению С.Н.Апатенко, в правовом обеспечении системы отдыха и оздоровления детей существуютпроблемы, требующие консолидации усилий различных ведомств [14, с.8].
В соответствии с Федеральным законом«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.03№ 131-ФЗ организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к компетенциимуниципального района, однако это не означает, что решение данных вопросовполностью ложится на плечи муниципальных образований. В Федеральном законе от24.07.98 № 124 -ФЗ законодательно закреплено, что органы государственной властиРоссийской Федерации, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочийосуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление [15].
В целях обеспечения прав детей наотдых, сохранения инфраструктуры отдыха детей, С.Н. Апатенко предлагает«разработку регионального законодательства, принятие соответствующихрегиональных целевых программ, позволяющих сохранить существующую систему детскогоотдыха и оздоровления, оказать поддержку учреждениям отдыха и оздоровления, недопустить перепрофилирования объектов отдыха и оздоровления детей (в первуюочередь, загородных детских оздоровительных лагерей), развить сеть такихучреждений» [14, с.9].
Большое значение в организациизанятости и летнего отдыха детей в каникулярное время играют детскиеоздоровительные лагеря.
Решение задач организации жизни детейв оздоровительном лагере регламентируют:
Ø   «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) [приложение № 4];
Ø   «Всемирная декларация об обеспечениивыживания, защиты и развития детей» (1990 г.) [приложение № 5].
Идеи выживания, укрепления здоровья,образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепциилетнего отдыха детей и подростков.
Рассмотрим нормативно-правовоеобеспечение работы детских оздоровительных лагерей на примере лагеря с дневным пребываниемдетей [11].
Нормативно-правовое обеспечение имеетдва направления: связанное с организацией деятельности и организациейвоспитательно-оздоровительного процесса в лагере:
Организационные документы:
•  Приказ о создании лагеря (наосновании постановления главы администрации района (города).
•  Положение о лагере.
•  Штатное расписание.
•  Приказ о распределении обязанностеймежду администрацией лагеря.
•  Должностные инструкции.
•  Правила внутреннего трудовогораспорядка в лагере.
•  Документы по охране жизни и здоровьядетей, технике безопасности (инструкции, журнал).
•  Акт приема и сдачи лагеря.
•  Финансово-бухгалтерские документы.
•  График работы сотрудников лагеря.
•  Приказы о выходных, замене,поощрениях и взысканиях и т.д.
•  Санитарные книжки сотрудников лагеря.
•  Нормативные акты вышестоящихорганизаций.
Документы, регламентирующиевоспитательно-оздоровительный процесс:
•  Программа работы лагеря.
•  План-сеткавоспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период (18—21 день).
•  Режим работы лагеря.
•  Календарный план вожатых ивоспитателей.
•  Журнал (списки) детей.
Таким образом, можно отметить, чтодетский оздоровительный лагерь на базе центра социального обслуживаниянаселения руководствуется в своей работе теми же нормативно-правовымидокументами, что и лагеря учреждений дополнительного образования детей. Законодательнаябаза, которая касается работы детского оздоровительного лагеря на базе центрасоциального обслуживания населения, в основном разрабатывается на региональноми муниципальном уровне.
Основной отличительной особенностьюявляется то, что помимо названных нормативно-правовых актов, работа детскогооздоровительного лагеря строится в соответствии с действующим Уставомучреждения, положением об отделении, на базе которого формируется лагерь, и впервую очередь основными законами о социальном обслуживании населения:
—    «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195 — ФЗ;
—    «Основы законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан» от 22.07.01993 г. № 5487 – 1;
—    «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ;
—    «О социальном обслуживании населенияв Вологодской области» от 01.03.2005 г. № 1235 – ОЗ;
С 2003 года в социальном обслуживаниинаселения используется система национальных стандартов в сфере социальногообслуживания [приложение № 6], которые так же регламентируют работу детскихлагерей при учреждениях социального обслуживания.
1.3 Категории детей, посещающиедетский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе центра социальногообслуживания населения
Первостепенное вниманиесегодня уделяется детям,находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой заботегосударства. Это, прежде всего, дети оказавшиеся в социально опасном положении,а также дети из малообеспеченных, неполных, многодетных и других социальноуязвимых категорий семей. Одним из учреждений работающих с такими детьмиявляется центр социального обслуживания населения.
Рассмотрим некоторые категории семей, дети из которых чащевсего посещают лагерь при центре социального обслуживания населения.
Малообеспеченной называется семья, среднедушевой доходкоторой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъектеРоссийской Федерации. В настоящее время «за чертой бедности оказались нетолько социально-уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными». [13]
Значительную долю семей составляют неполные семьи – 13 %.Неполная семья — это семья, в которой детей или ребенка воспитывает один изродителей.В большинстве случаев – это семьи одиноких матерей,разведенных женщин и вдовцов. Одна из ведущих проблем неполной семьи – этоматериальные проблемы, которые возникают в семье в связи с тем, что в семьеодин трудовой доход, который чаще всего не превышает прожиточный минимум. Иногдаженщина, чтобы обеспечить ребенка вынуждена работать на двух или даже трехработах. Из этого вытекает следующая проблема – воспитание ребенка. Если всемье один родитель, то вся тяжесть воспитания, а также материальногообеспечения детей лежат на нем. Вдова, разведенная женщина или незамужняя матьчаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условияжизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, всвязи с чем, времени на воспитание детей у нее остается гораздо меньше, чем вполной семье. В таком случае ребенок большую часть времени предоставлен самсебе. Недостаток любви, заботы, ласки и просто общения с родителями можетпривести к серьезным последствиям, таким как формирование асоциальногоповедения ребенка, бродяжничество знакомство с уличными» детьми, употреблениеалкоголя, наркотических веществ и т.д. Формируется неправильное представление осемье.
Лагерь выступает в этом случае как один из институтов социализацииребенка, который отчасти формирует мировоззрение ребенка, его взгляды на семью.В особенности это относится к лагерям с длительным пребыванием. В лагере уребенка появляются друзья, расширяется кругозор, появляется новый круг общения.
Следующая многочисленная категория семей – это многодетныесемьи, т.е. семьи, имеющие трех и более детей, признанные в установленномпорядке многодетными. Характеризуя многодетную семью, мы в первую очередьдолжны отметить специфику семьи, связанную с численностью детей в семье.
Большую группу составляют семьи группы риска (или девиантныесемьи), имеющие в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов или лиц,совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия. Спасаясь отжестокого обращения и насилия, около 50 тыс. детей ежегодно уходят из дома, 2тыс. кончают жизнь самоубийством.
Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В лагереребенок имеет возможность отдохнуть от семьи.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей также нередковстречающая категория – это ребенок, родители которого лишены родительскихправ, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могутвыполнять родительские обязанности из-за болезни или длительного отсутствия,уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов ребенка, отказываютсявзять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальнойзащиты населения.
В особом положении находятся семьи, нуждающиеся в поддержкегосударства – это семьи вынужденных переселенцев (переселенец-гражданинРоссийской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного вотношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах иливследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовойили национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признакупринадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений,ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретноголица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка) и семьи беженцев(беженец — лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и котороев силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расовойпринадлежности, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности копределенной социальной группе или политических убеждений находится вне странысвоей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страныили не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, неимея определенного гражданства и, находясь вне страны своего прежнего обычногоместожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернутьсяв нее вследствие таких опасений).
Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами (инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровьясо стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности ивызывающее необходимость социальной защиты, соответственно ребенок-инвалид — лицов возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом). Оченьчасто такие дети ограничены общением только с родителями. В лагере можно почувствоватьсебя обычным ребенком, проявить себя, найти поддержку.
Большого внимания требуют асоциальные (антисоциальные) семьи,которые уже перешли черту неблагополучия. Такие семьи обычно состоят на учете уинспектора по делам несовершеннолетних, и учреждениях социальной защиты. Дляработы с такими категориями семей, необходим комплексный подход. В данномслучае, в детском лагере при центре социального обслуживания населения ребенкунеобходимо социально – психологическое воздействие.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возрослапроблема беспризорности детей. Многие семьи не только не выполняют своифункции, но и стали фактором, деформирующим социальное и индивидуальноеразвитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей создают реальнуюугрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитиюбезнадзорных детей. Предоставленные сами себе они отдают все время уличнымкомпаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений.
Таким образом, можно отметить, что большинство детей,посещающих детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе центрасоциального обслуживания населения, являются социально незащищенными. Именнопоэтому в число работников лагеря входят психолог, социальный педагог,специалист по социальной работе. Большинство детей требуют усиленного вниманиясо стороны школы, семьи, социальных служб. С семьями группы риска, а именно ктаким семьям можно отнести вышеперечисленные категории семей, необходимопроводить профилактическую, просветительскую работу для того, чтобы семьягруппы риска не стала неблагополучной семьей. И роль лагеря в таком случае –это профилактика девиантного поведения, повышение самооценки ребенка, привитиеребенку социально значимых понятий, таких как семья, красота, родина и др.
1.4 Особенности работы детскогооздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчестваи центра социального обслуживания населения
В период летних каникул органам власти требуется решитьмножество вопросов:
-Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользыдля детского здоровья?
-Чем наполнить это время, чтобы оно было потрачено с пользой длядуховного и интеллектуального развития детей?
-Как организовать различные формы отдыха? Какие использовать идеии методики?
Сфера детского отдыха и оздоровления является оптимальной дляреализации многих приоритетных задач.
Для определения особенностей работы детского оздоровительноголагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества рассмотрим лагерьс дневным пребыванием детей «Улыбка» на базе муниципального образовательногоучреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далеепо тексту ДДТ) с.им. Бабушкина. ДДТ действует в летний период [приложение № 7:положение о лагере], организацию летнего отдыха детей осуществляетпедагогический коллектив.
Главной задачей деятельности лагеря является организациядосуга и отдыха детей. В детском оздоровительном лагере отдыхают дети из школсела от 7 до 14 лет. Целью работы детского оздоровительного лагеря дневногопребывания является активизация работы педагогического коллектива поорганизации летнего отдыха, культурной и досуговой деятельности детей, ихоздоровление и воспитание, развитие разнообразных навыков и творческихспособностей, развитие коммуникативных компетентностей и компетентностейсоциального взаимодействия. В работе лагеря можно выделить несколько основныхзадач:
ü   отработка механизмаи средств работы, направленных на быструю адаптацию и включение подростков вдеятельность смены;
ü   развитие системыдополнительного образования, направленной на формирование индивидуальнойпозиции подростков и освоение опыта общения;
ü   отработкаадминистративных механизмов организации деятельности педагогического коллективапо проектированию и реализации содержания деятельности смен;
ü   совместнаяколлективная деятельность подростков и педагогов;
ü   превращение каждогоподростка в субъект собственного развития;
ü   поддержание исовершенствование психологически благоприятной атмосферы в детском ипедагогическом коллективах.
Оздоровление детейпроводится на спортивной площадке, проводятся различные экскурсии, подвижныеигры на свежем воздухе. Организована спортивная работа по направлениям:шахматы, шашки, футбол, волейбол, настольный теннис, кружковая работа. Лагерьрассчитан на 50 человек в смену. Природное окружение и спортивные площадкиблаготворно влияют на укрепление физического и психологического здоровья детей,способствует развитию эстетических и нравственных сторон личности.
Для полноценногоотдыха детей имеются игровые комнаты, дети посещают библиотеку, дом культуры,центр традиционной народной культуры.
Коллектив лагеря сдневным пребыванием состоит из педагогов дома детского творчества. Для работы влагере педагогам предложена программа, состоящая из игр, упражнений, заданий,не требующих специальной подготовки и простых в применении.
Функциилагеря:
ü   социальная — этонакопление опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе;
ü   коммуникативная — умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, доброжелательная настройкаколлектива;
ü   развивающая — образовательная — воспитательная — это развитие познавательной активностидетей, их эрудиции и сообразительности;
ü   досуговая — этовоспитание культуры свободного времени.
Для сравнения рассмотрим деятельность детского оздоровительного лагеря«Сказка» с дневным пребыванием на базе центра социального обслуживаниянаселения с.им. Бабушкина.
Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживаниянаселения» (далее по тексту ЦСОН) создан для оказания семьям и отдельнымгражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, комплексной помощи вреализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального иматериального положения, а также психологического статуса. В ЦСОН работает 11структурных подразделений. И одним из приоритетных направлений его деятельностиявляется организация оздоровительных кампаний в каникулярный период. На базеЦСОН при отделении дневного пребывания детей и подростков [приложение № 9:положение об отделении] создается детский оздоровительный лагерь с дневнымпребыванием «Сказка» для детей из семей, находящихся в социально-опасномположении, семей с низким материальным достатком [приложение № 8: положение олагере].
Детский оздоровительный лагерь организуется для детей и подростков от 6до 15 лет в целях укрепления здоровья, организации активного отдыха, трудовойреабилитации, реализации программ, обеспечивающих нравственное воспитание,развитие разносторонних способностей и интересов детей, а также осуществлениясоциально реабилитационной и социально профилактической деятельности.
Задачи детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием:
ü  профилактика безнадзорности,бродяжничества;
ü  психолого-медицинская помощьдетям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в томчисле в связи с психологическим, физическим насилием или с опасным для жизни издоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
ü  формирование у детейположительного опыта социального поведения навыков общения и взаимодействия сокружающими людьми;
ü  психологическая и педагогическаяподдержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности.
Детский оздоровительный лагерь «Сказка» организуется с привлечениемучреждений культуры, здравоохранения, образования, Центра занятости населения,общественных организаций (Ветеранов и инвалидов, Совета женщин) в период летнихканикул на срок 21 день (одна смена), в период зимних каникул – 8-10 дней, впериод весенних каникул – 10-12 дней. Содержание, формы и методы работыопределяются коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развитиянациональных и культурно-исторических традиций, инициативы и самостоятельностис учетом интересов детей. Созданы возможности для привлечения детей к занятиямфизической культурой и спортом, природоохранной работы, расширения и углублениязнаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организацииобщественно полезного труда.
Социализация детей и подростков, их адаптация к современнымусловиям — проблема, которая остро встала в настоящее время. Многие хорошиеначинания в социальной сфере остаются нереализованными в должной мере лишь потой причине, что специалистами нарушается принцип преемственности в процессесоциализации детей. Один из путей решения этой проблемы ведет через специализированные(тематические) программы. Оптимальным условием для создания новой схемывзаимоотношения детей и подростков является реализация специальных программ набазедетского оздоровительного лагеря в условиях социально-защитногоучреждения. Это дает возможность отвлечь ребенка из семьи группы социальногориска от повседневных проблем.
Как правило, деятельность лагеря при ЦСОН строится на основепрограмм. Чаще всего, целью таких программ является комплексно-развивающая(оздоровительная, психологическая, спортивная, экологическая) поддержка иэкономическая помощь, организация здорового досуга, реабилитация детей иподростков. Подростки – это та категория несовершеннолетних, которая болеевсего подвержена влиянию негативных сторон общества. В этом возрасте у детейвозникают сложности в общении с родителями, сверстниками, педагогами. У ребятпоявляется большое желание самоутвердиться в окружающей среде. Негативнойстороной этого процесса является то, что ребята могут попадать подотрицательное влияние старших, считать, что даже отрицательные поступки,негативное поведение поднимают их в глазах окружающих. Подросткам порой труднобывает самостоятельно разобраться в своем внутреннем мире, найти свое «я» [16].
Подростки из семей группы социального риска требуют к себе особоговнимания в рамках профилактики безнадзорности: организация свободного времени,досуга, просвещение в таких вопросах, как половая культура, профилактикаупотребления психоактивных веществ, профессиональный выбор, приобретение знанийпо формированию здорового образа жизни. Подростки из неблагополучных семей всеэти знания, в большинстве своем, приобретают от друзей, знакомых, в искаженнойформе. Все это накладывает отпечаток на личность подростков [1].
Неслучайно ДОЛработает при отделении дневного пребывания детей и подростков привзаимодействии с отделением по работе с семьей и детьми. Специалисты отделенийза многолетний опыт работы прекрасно знают детей посещающих лагерь и их семьи,так как большинство из них состоят на социальном патронаже. Зная обстановку всемьях и особенности того или иного ребенка специалисты подбирают наиболееэффективные формы и методы работы с детьми. При работе с детьми изнеблагополучных семей огромное значение имеет опыт и профессионализмсотрудников лагеря, средний стаж работы которых в отделениях пять лет. Всеработники постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая семинарскиезанятия, технические учебы и курсы повышения квалификации. Многие из них имеютпедагогическое образование или учатся заочно по специальности «Социальнаяработа».

Глава II. Изучение особенностей организациидеятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базедома детского творчества и центра социального обслуживания населения
2.1Организация и методы исследования
Для проведенияисследования мы сравним организацию воспитательно-оздоровительного процесса влагере при центре социального обслуживания населения и доме детскоготворчества. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе нашегоисследования подготовительном — нами были выбраны учреждения, на базе которыхмы проводили исследования, определены методы и формы диагностирования,поставлены цели и задачи.
Цель нашего исследованияизучитьспецифику организации деятельности детей в детском оздоровительном лагереучреждений социального обслуживания и учреждений дополнительного образования.
Для достиженияэтой цели нами были поставлены следующие задачи:
— изучитьорганизацию деятельности детского оздоровительного лагеря при доме детскоготворчества;
— изучитьорганизацию деятельности детского оздоровительного лагеря при центресоциального обслуживания населения;
— произвести сравнительныйанализ результатов.
Мы предполагаем, чтодеятельностьдетского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения идоме детского творчества имеют различия в организациивоспитательно-оздоровительного процесса.
При проведенииисследования мы использовали следующие методы: анкетирование (анкета «Ожиданиедетей от пребывания в лагере» для определения уровня реализациикультурно-досуговой программы, анкета «Подведение итогов работы смены», чтобы узнатьмнение детей о лагере, анкета для работников лагеря с целью выявления отношенияк своей профессии), тестирование (тест «Я в круге», рисуночный тест «Несуществующееживотное»), наблюдение за группой из 5 детей из семей, находящихся всоциально-опасном положении, диагностирование «Диагностика отклоняющегосяповедения» для определения психологических особенностей и склонностей), методы математическойобработки данных.
На втором этапе мырассмотрели организацию деятельности детского оздоровительного лагеря с дневнымпребыванием «Улыбка» на базе муниципального образовательного учреждениядополнительного образования детей «Дом детского творчества» с. им. Бабушкина и изучилиорганизацию деятельности детского оздоровительного лагеря «Сказка» при отделениидневного пребывания детей и подростков муниципального учреждения «Комплексныйцентр социального обслуживания населения».
Также для ДОЛ домадетского творчества нами была разработана программа «В городе наших мастеров»[приложение № 10], целью которой является создание условий для разнообразного,познавательного отдыха детей. Основные задачи программы:
§   содействоватьразвитию личности путем активизации творческого потенциала детей исамореализации детей в условиях игровой ситуации;
§   приобщать детей косвоению традиционных ремесел русского Севера и изучению традиционной народнойкультуры и народных традиций Вологодской области;
§   содействоватьсозданию атмосферы сотворчества детей и взрослых;
§   способствоватьоздоровлению и активному отдыху детей;
Комплектованиелагеря осуществляется из числа детей 7-14 лет, проживающих на территории с. им.Бабушкина.
Программа «В городе наших мастеров» составлена сучетом условий сельской местности и культурных традиций района и области,опирается на принципы гуманистического личностно-ориентированного подхода.
Программа была реализована во время летней смены с 04.06.2007г. по 29.06.2007 г., которую посетили 50 детей, разделенных на отряды повозрастным группам.
Программа содержит:
/>        общелагерные мероприятия и праздники;
/>        отрядные творческие дела;
/>        систему личностного роста каждого ребенка через занятия втворческих мастерских по интересам;
/>        занятость детей через организацию общественно-полезноготруда;
/>        спортивно-оздоровительные мероприятия;
/>        экскурсии, выходы в музеи, редакцию районной газеты итипографию, посещение выставки «Творчество юных» в ЦТНК;
/>        киносеансы, библиотечные часы, дискотеки в ДК.
При центре социального обслуживания населения нами быларазработана программа социальной профилактики детей и подростков в условияхдетского оздоровительного лагеря [приложение № 11], которую мы реализовали влагере «Сказка» в период летней смены с 02.07.2007 г. по 25.07.2007 г. Длительностьсмены 21 день. Количество детей посетивших смену – 25 человек в возрасте от 11до 14 лет. Целью программы является комплексно-развивающая (оздоровительная,психологическая, правовая) поддержка детей и экономическая помощь подросткам изсемей группы социального риска, организация здорового досуга, направленного напрофилактику асоциального, противоправного поведения у детей и подростков.
Задачи программы:
1.        Сохранить иукрепитьфизическое и психическое здоровье подростков и детей.
2.        Развивать навыкикультуры поведения детей и подростков.
3.        Развивать навыкиобщения со сверстниками и старшими, помочь им правильно самоутвердиться всовременном обществе.
4.        Формироватьустановки на социально — желаемое поведение.
Основные направления работы по реализации программы:
Ø   спортивно — оздоровительнаядеятельность;
Ø   психолого-педагогическая коррекция вповедении;
Ø   культурно- оздоровительная деятельность;
Ø   социально-экономическая поддержка.
Обязательным условием реализации программы является индивидуально-профилактическаяработа с подростками и социальная реабилитация. На третьем этапе исследованиямы сделали сравнительный анализ характеристики воспитательно-оздоровительногопроцесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социальногообслуживания населения.
 
2.2 Анализрезультатов исследования
Мы рассмотримреализацию программы «В городе наших мастеров» на примере отряда детей«Самоделкины» в возрасте 10-14 лет, состоящего из 25 человек. Если рассмотреть категории семей, то детииз неполных семей составили 10 %, из малообеспеченных 6%, дети из многодетныхсемей — 5 %, остальные дети (69%) — из благополучных семей. В реализациипрограммы были задействованы следующие категории работников дома детскоготворчества:

начальник лагеря директор ДДТ старший воспитатель методист ДДТ воспитатели на отрядах педагоги дополнительного образования ДДТ вожатые на отрядах из числа привлеченных работников руководители творческих мастерских педагоги дополнительного образования
Для определения уровня реализации культурно-досуговойпрограммы в течение лагерной смены с детьми проведено анкетирование.
Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере»[приложение № 12], которая была проведена в начале смены, показал, чтобольшинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интереснопровести время.
/>

Рис.1
Большинство детей активно участвуют в мероприятиях лагеря,предпочитая праздники и экскурсии. При лагере действуют различные кружки,творческие мастерские, наиболее популярными из которых являются кружокбисероплетения, вязания крючком, туристический кружок. Что говорит о том, что основнаяфункция лагеря это отдых детей, создание условий для общения и взаимодействиядетей в каникулярное время.
Таковы данные анкетирования детей, проведенного в началесмены. Для сопоставления в конце смены также было проведено анкетирование«Подведение итогов работы смены» [приложение № 13], которое показало, чтоожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались.

/>

Рис. 2
Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы «Городмастеров, приоритеты были расставлены детьми следующим образом: наивысшую оценкуполучили экскурсии — 64%, кружки – 54%, конкурсы – 46%, праздники – 44% испортивные мероприятия – 36% [приложение № 14].
Большинство мероприятий, проводимых с детьми, получиливысокие оценки [приложение № 15]:
/>

Рис.3

Данные показатели, говорят о том, что большинство мероприятий,проводимых работниками лагеря, интересны детям.
Также нами было проведено анкетирование работников лагеря набазе дома детского творчества с целью определения отношения к работе[приложение № 16]. Анализ показал, что почти все работники (87%) имеют большойопыт работы с детьми, довольны выбранной профессией 64%, материально-техническоеоснащение лагеря устраивает большинство работников 78%, учитывают в своейработе особенности детей 82%, по мнению 48 % лагерь на баз дома детскоготворчества отличается от лагеря на базе центра социального обслуживаниянаселения тем, что дети пребывают в лагере на платной основе и проводятсязанятия педагогической направленности, остальные затрудняются выделитьотличительные особенности. Все работники применяют такие формы как: конкурсы,игры, занятия в творческих мастерских, экскурсии, викторины, выставки детскихработ, концертно-развлекательные программы.
Анализируя программу «В городе наших мастеров» можем сделатьследующий вывод: программа имеет педагогическую направленность, т.е. включает всебя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную итворческую деятельность. От ребят были получены положительные отзывы о проведеннойсмене. В ходе смены дети принимали участие в экскурсиях, различных конкурсах,мероприятиях, праздничных концертах, играх.
Для сравнения мы разработали программу социальной профилактики детей иподростков в условиях детского оздоровительного лагеря [приложение № 11].Данная программа была реализована в лагере «Сказка» в период летней смены с02.07.2007 г. по 25.07.2007 г.
Так как деятельность лагеря направлена на оказание помощи семьям,попавшим в трудную жизненную ситуацию, то соответственно категории детейпосещающих лагерь чаще всего из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Дети второй смены из следующих категорий семей:
/>

Рис. 4
Эти данные говорят о том, что в семьях детей неблагополучное социальноеположение. Чаще всего в одной семье кроме низкого достатка наблюдается алкоголизмродителей, либо это одинокая мать, зачастую безработная. Семьи с низкимматериальным достатком посещают лагерь бесплатно. Несомненно, это большаяпомощь таким семьям, ведь помимо интересного, активного отдыха для детейорганизовано полноценное трехразовое питание.
Квалификация и опыт сотрудников имеют важное значение дляуспешной деятельности лагеря. Чтобы выявить отношение специалистов к своейпрофессии мы составили и провели анкету [приложение № 17]. Выборка маленькая,т.к. всего работников ДОЛ 5 чел.
Анализ анкетирования показал, что 60% имеют большой опыт работы с детьми(в прошлом педагоги), довольны выбранной профессией 80%, материально-техническоеоснащение лагеря устраивает 60%, учитывают в своей работе особенности детей100%, по мнению 80 % лагерь на базе ЦСОН отличается от лагеря на базе ДДТ тем,что дети комплекс мероприятий, направленный на реабилитацию детей, профилактикуотклоняющегося поведения, с детьми проводится индивидуальная работа, какпсихолога, так и других специалистов; детям, попавшим в трудную жизненнуюситуацию оказывается поддержка; виды услуг (социально-бытовые,социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические,социально-экономические и др.); дети пребывают в лагере почти все на бесплатнойоснове и в своей работе применяют различные формы и методы социальной работы,виды терапии, такие например как трудотерапия, сказкотерапия, туротерапия,музыкотерапия и др.
В детском оздоровительном лагере при центре социального обслуживаниянаселения с детьми и подростками работает следующий кадровый состав из числаработников отделения дневного пребывания детей и подростков:начальник лагеря заведующий отделением старший воспитатель специалист по социальной работе вожатые социальные педагоги психолог Психолог медсестра Медсестра
Специалистов отличает высокий уровень профессионализма и конечно любовь кдетям.
Для реализации программы в первый день смены мы провели анкетирование«Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 18], которое показало: вожидании детей можно проследить желание провести время с пользой для себя: напервом месте стремление интересно провести время (63%), затем – найти новыхдрузей (36%) и показать свои способности или как-то занять свободное время(1%).
Изъявили желание заниматься в кружках 40% детей. Интерес в организациидосуга для детей представляли следующие мероприятия: интересовали конкурсы,ждали праздников, хотели бы побывать на экскурсиях, проведение спортивныхмероприятий.

/>

Рис. 5
Для сопоставления в конце смены также мы провелианкетирование «Подведение итогов работы смены», которое показало, что ожиданиядетей оправдались у 96% детей и только у 4% ожидания оправдались частично.
Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого внимания и частоиндивидуальной работы, поэтому каждый из специалистов имеет ипсихолого-педагогические знания. Особенно такие знания необходимы при работе сдетьми, имеющими склонность к девиантному поведению. С детьми была проведенадиагностика склонности к отклоняющемуся поведению [приложение № 19]. Результатыследующие:
/>

Рис. 6

Именно категорией детей обусловлена работа лагеря по программе социальнойпрофилактики детей и подростков. В программе помимо традиционныхспортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности большое вниманиеуделяется психолого-педагогической коррекции, социально-педагогическойпрофилактике отклоняющегося поведения.
Специалистами используются различные формы и методы работы с детьми: этои спортивные игры, викторины, конкурсы, коллективно-творческие дела, экскурсии,походы. Но, также, учитывая специфику детей для реализациисоциально-профилактического блока, используются различные виды терапии(музыкотерапия, изотерапия, трудотерапия, сказкотерапия и т.д.), также одной изформ работы являются социально-педагогические тренинги, которые направлены насплочение коллектива, создание доброжелательного микроклимата в лагере.Положительно влияют на восстановление личности детей физкультурно-оздоровительныемероприятия, пробуждающие активность, дух соперничества. В целях развитияэстетического вкуса, повышения культурного уровня организуются посещениебиблиотеки, поездки-экскурсии в музеи, к памятным местам.
Во время работы лагеря вожатые «отслеживали» настроение детей. Детисравнивали свое внутреннее самочувствие с одним из предложенных цветов[приложение № 20].
На особом контроле мы держали детей из неблагополучных семей.
В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми.Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желаявливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детскогоколлектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря.
Примечательно, что наравне со спортивно-оздоровительным блокомпопулярностью у детей пользовались мероприятия социально-профилактическойнаправленности. Чаще всего эти занятия выходили за рамки выбранной темы иотведенного времени. Очень заинтересовали ребят проблемы одиночества не толькоподростков, но и людей старшего поколения. Они сами рассказывали истории освоих друзьях и знакомых столкнувшихся с этой проблемой, предлагали путирешения.
Большой интерес вызвало занятие по теме «Защита против жестокогообращения». К сожалению после занятия дети подходили и делились своими личнымипримерами жестокого обращения.
Активно дети обсуждали тему «Мы и наркотики» и влияние вредных привычекна здоровье человека. Дети делились знаниями по данным темам, а некоторые дажеподготовили целое выступление о вреде курения и алкоголизма. Очень часто ребят(особенно старшего возраста) интересовали вопросы выбора друзей, и даже ктотакой преступник и в каких случаях человек может оказаться таким.
Во время работы лагеря мы выделили группу детей из пяти человек, которымбыло рекомендовано отделением по работе с семьей и детьми посетить ДОЛ «Сказка»при ЦСОН. Семьи этих детей уже длительное время находятся в социально — опасномположении и состоят на учете в этом отделении.
Три семьи: неполные, малообеспеченные, матерям из-за большой занятости наработе сложно уделять своим детям достаточно внимания. Дети часто живут узнакомых и родственников. Наблюдались случаи ухода из дома. Один из мальчиковбыл замечен в воровстве. Сами матери не злоупотребляют алкоголем, но ивоспитанием детей не занимаются. Двое из них живут совместно с сожителем,которые зачастую выпивают и внимания ребенку не оказывают. Мальчики К., С.,учатся в пятом классе, а девочка М. в седьмом классе.
Две семьи: полные, родители официально нигде не работают, на учете вЦентре занятости не состоят.
В семье Ф. отец работает на пилораме, но большую часть заработанногопропивают вместе с женой. В доме постоянно пьяные посторонние люди, наблюдаютсяслучаи жестокого обращения отца по отношению к дочери В. Девочка живет сбабушкой, которая часто болеет, поэтому ребенок вынужден ночевать у знакомыхили родственников, часто не доедая. В. слабо учится в шестом классе.
В семье Ш. трое детей. Старший сын служит в армии, младший посещаетдетский сад и проживает у бабушки, а средний сын А. учиться в шестом классе. А.прогуливает уроки, не справляется с домашним заданием.
Родители ведут асоциальный образ жизни, воспитанием детей не занимаются.Мальчик часто бродяжничает, попрошайничает, состоит на учете в детской комнатемилиции.
Для определения психологических особенностей и склонностей было проведенодиагностирование: 1) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению»[приложение № 19], 2) тест «Я в круге» [приложение № 21], 3) рисуночный тест«Несуществующее животное» [приложение № 22].
В ходе диагностирования мы выявили:
Мальчик К.Диагностика отклоняющегося поведения Имеет склонность к саморазрушающему поведению. Тест «Я в круге» Отметил себя на границе круга, т.е. практически не ассоциировал себя с отрядом, держался в стороне от всех детей. Тест «Несуществующее животное» У мальчика заниженная самооценка, пессимизм, подавленность, наблюдается устойчивая тенденция к деятельности, ярко выражена вербальная агрессия. основанность, обдуманность действий при принятии решений, тщательно следит за своими рассуждениями, и в тоже время недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ребенок ищет защиту у вышестоящих лиц, имеющих возможность наложить запреты ограничения. Ярко выражена тревожность.

Девочка М.Диагностика отклоняющегося поведения Имеет склонность к агрессии. И в действительности в начале смены девочка вела себя грубо по отношению, как к детям, так и к вожатым. Тест «Я в круге» Ярко ассоциирует себя с детским коллективом, наблюдаются явные лидерские качества. С первых дней проявляла себя как хороший организатор и творческая личность. Но грубость и зачастую насильственные действия по отношению к младшим детям мешали ей проявить себя. Тест «Несуществующее животное» У девочки адекватная самооценка, выражен эгоцентризм, рациональность мысли и действия. Ярко выражена агрессия и желание защититься, присутствует вербальная агрессия. Обоснованность, обдуманность при принятии решений. Характер линий говорит о скрытых страхах и тревожности.
Мальчик С.Диагностика отклоняющегося поведения Не имеет склонности к девиантному поведению. Тест «Я в круге» В круге отметил себя близко к границе, что говорит о том, что ребенок ассоциирует себя с коллективом, но полностью не принимает его правила. Тест «Несуществующее животное» Самооценка адекватная, выражен эгоцентризм, ценность рационального начала. Имеет заинтересованность в информации о себе. Наблюдается вербальная агрессия, рациональность действий при принятии решений, опора на факты и значимую информацию, комфортность суждений и установок в принятии решений их стандартность, банальность. Присутствует уверенность, рефлексия действий по отношению к своему поведению, слабо выражены страхи и тревога. Готовность к самозащите от вышестоящих лиц, (родителей, педагогов) способных запретить что-либо, защита от насилия, осуждений. Наблюдается тенденция к скрытности, замкнутости. Ребенок хоть и принимал участие в мероприятиях коллектива, но старался играть в стороне от остальных детей.

Девочка В.Диагностика отклоняющегося поведения Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Тест «Я в круге» Отнесла себя за границу круга, что говорит о том, что девочка совершенно не может находиться в детском коллективе. И на самом деле сторонилась детей, уходила подальше, часто разговаривала сама с собой и пела. Тест «Несуществующее животное» Показал, что у В. завышенная самооценка, ярко выражен эгоцентризм, девочка заинтересована в информации о себе, ярко выражены страхи, обоснованность действий при принятии решений, слабый контроль за своими рассуждениями, недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ярко выражена тревожность. Чтобы утвердиться, девочка прыгала с высоты, перебегала дорогу, не реагировала на замечания.
Мальчик А.Диагностика отклоняющегося поведения Имеет склонность к аддиктивному поведению (потреблению алкоголя). Тест «Я в круге» Мальчик поставил себя на границе отряда, т.е. практически не ассоциирует себя с детским коллективом. Ребенок нервный, не сразу реагирует на обратившегося к нему человека, иногда бывает груб, но чаще просто уходит, не желая разговаривать с кем-либо. Тест «Несуществующее животное»
Самооценка адекватная, выражен эгоцентризм, наличие агрессии и защиты. Ярко выражены страхи, опасения, недоверие, легкая вербальная агрессия, тревожность.
Обоснованность, рациональность суждений, самостоятельность. Недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения.
Таким образом, мы видим, что каждый из этой группы детей имеет проблемыобщения и социализации. Каждый ребенок в лагере ведет себя по-разному. Но вовремя занятий социально-профилактического блока заинтересованность была у всех.Общие темы, предлагаемые для обсуждения вожатыми, плавно переходили наконкретные ситуации аналогичные ситуации, в которых находились дети, и ихродители, незаметно для себя в обсуждении таких ситуаций ребята сами находилиответы на интересующие их вопросы. После занятия на тему одиночества подростковдевочка В. активнее стала принимать участие в мероприятиях коллектива. Этоположительное изменение ребенка и большой плюс в работе специалистов. В концесмены мы провели тест аналогичный тесту «Несуществующее животное»,«Несуществующее растение». Сравним его результат с результатом первого теста.
Мальчик К. Самооценка ребенка стала выше, выражен эгоцентризм,отсутствует ярко выраженная защита, сохраняется вербальная агрессия.Тревожность прослеживается в меньшей степени, но неуверенность в действиях ипоступках еще сохраняется. По результатам повторного теста «Я в круге» мальчикпрактически ассоциировал себя с отрядом, нашел друзей и авторитетного для себявожатого, с которым проводил достаточно много времени и прислушивался к егосоветам. Рецидивов воровства не наблюдалось. Мальчик обещал посещать лагерь идальше, не только в летние каникулы.
Девочка М. Агрессивность и стремление к лидерству М. перешло втворчество, ее рисунки очень живые и яркие. Девочка проявила себя как актриса ипевица, принимала участие во всех дальнейших мероприятиях. Ей часто поручалидела, назначали ответственной за какое-либо мероприятие. К концу смену агрессивностьи грубость по отношению к коллективу практически не проявлялись, но вот поотношению к другим детям за пределами лагеря вспышки агрессии. На рисунке«Несуществующее растение» видно, что символов агрессии защиты нет, тревоги истрахи стали меньше. Все растение в виде цветка говорит о спокойномсамочувствии, хорошем настроении. М. живет с мамой, благодаря работеспециалистов, их настойчивости и желании помочь ребенку в третью неделю лагеряна большие мероприятия, где М. принимала активное участие, стала приходить еемама. И было видно, что девочка светиться от счастья и очень старается ейпонравиться.
Мальчик С. Ребенок участвовал в жизни отряда, имел ровные отношения сосверстниками. Но большей частью если и играл с кем-то, то с ребятами младшимиили с теми, кого в игру не принимали. Особой агрессивностью не отличался, нобыл замкнут, болезненно реагировал на насмешки детей. К концу смены стал болееспокойным, мальчик проявил эрудированность во многих конкурсах, чем заслужилуважение детей отряда. Стал более уверенным, о чем говорит тест «Несуществующеерастение». Агрессии и тревожности не наблюдается, адекватно реагирует назамечания, склонен к рефлексии.
Девочка В. Произошли очень заметные изменения, и возможно большую роль вэтом сыграло то, что практически всю смену девочка жила у бабушки, котораяежедневно провожала ее и встречала. На ее рисунке видно как острые иглы ижирные неровные линии сменились плавными очертаниями рисунка. Отсутствуетагрессия и желание защититься, но присутствует легкая вербальная агрессия.Наблюдается большая речевая активность. Девочка более уверенно чувствует себя,активно принимала участие в коллективных творческих делах.
В тесте «Я в круге» В. отметила себя почти в середине круга! У В.появились друзья, открылись хорошие творческие способности, и ей не хотелосьпокидать лагерь после окончания смены, организаторы лагеря решили принятьдевочку на следующую смену.
Мальчик А. Работать с А. было довольно сложно, мальчик недисциплинирован, наблюдались вспышки гнева, которые трудно контролировать. Былислучаи, когда мальчик уходил из лагеря без разрешения и возвращался только кобеду. Во время занятий социально-профилактического блока не принимал участия вбеседах или дискуссиях, но слушал внимательно, когда дети высказывали своемнение. Очень повлияло на А. занятие на тему одиночества, после которого онподелился с вожатой своими чувствами, рассказал, что хотел бы жить в другойсемье. К концу смену сильных изменений не наблюдалось, но он с интересомпринимал участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях. И уже адекватнореагировал на проигрыш.
В рисунке «Несуществующее растение» характер линий более спокойный иплавный, что говорит о том, что уровень тревожности и неуверенности у ребенкаснизился. Он стал спокойнее, рассудительней, но страхи и опасения все жеприсутствуют.
В целом можно говорить о том, что, не смотря на короткий промежутоквремени пребывания детей в лагере видно, что он оказывает положительное влияниена детей. Это показывает и тест «Я в круге».
В течение смены три раза проводился тест «Я в круге» (приложение), егорезультаты следующие:I в центре круга 10% детей близко к границе 72% детей на границе 8% детей за кругом 4% детей. II в центре круга 34% детей близко к границе 50% детей на границе 12% детей за кругом 4% детей. III в центре круга 48% детей близко к границе 40% детей на границе 12% детей за кругом -
Конечно, за одну смену результат социально-профилактической программынаблюдать невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся регулярнокак вовремя лагерных смен, так и во время работы групп дневного пребываниядетей и подростков, специалисты не теряют связь с детьми после окончания лагеря.Работа лагеря является частью одного из основных направлений работы с семьей идетьми, попавших в трудную жизненную ситуацию: реабилитация,социально-педагогическая коррекция поведения, социализация детей из семейгруппы социального риска.
Подводя итоги работы этой смены можно с уверенностью говорить о том, чтопрограммы ДОЛ социально-профилактической направленности имеют большое значениев становлении и развитии социально здоровой личности.
Таким образом, мы определили следующие особенности работы детскогооздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения:
-следует отметить, что основная цель деятельности ДОЛ – социальная защитаи поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация;
-специфика лагеря проявляется в категориях детей, приходящих в лагерь.Это дети из малообеспеченных, неполных, многодетных и других социально уязвимыхкатегорий семей;
-в лагере на базе ЦСОН работают не только вожатые и воспитатели, но и социальныепедагоги, психологи, медработники, специалисты по социальной работе и работе ссемьей и детьми;
-лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с программой,которая разрабатываются с учетом категорий семей, акцент делается насоциально-профилактическое направление;
-работа детского оздоровительного лагеря при ЦСОН является частью работыс семьями, находящимися в социально-опасном положении.
2.3 Сравнительнаяхарактеристика воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе домадетского творчества и на базе центра социального обслуживания населения
Говоря о воспитательно-оздоровительном процессе в детскомоздоровительном лагере, мы в первую очередь имеем ввиду оздоровление и отдыхдетей во время каникул. Естественно, лагерь играет большую роль в летней жизниребенка: это и отдых, новые знакомства, новые люди, новая обстановка. Важноотметить, что, приходя в лагерь, ребенок рассчитывает в первую очередьотдохнуть. Именно в этом заключается главная функция любого лагеря. Основноеотличие лагеря при доме детского творчества от лагеря при центре социальногообслуживания населения в первую очередь направления работы. Если главнойзадачей лагеря при ДДТ является организация досуга ребенка, то задачей лагеряпри ЦСОН является профилактика отклоняющегося поведения ребенка, социальнаязащита и поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Так же можно выделить несколько основных особенностей,которые отличают один лагерь от другого:Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе центра социального обслуживания населения Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе дома детского творчества различия социальная направленность: социальная профилактика, коррекция поведения, реабилитация, оказание помощи в адаптации педагогическая направленность, включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность условия оплаты в зависимости от категории детей: полная, частичная, бесплатно дети пребывают в лагере на платной основе дети 6-15 лет из группы риска 7-14 лет из благополучных семей для более эффективной организации смен детского оздоровительного лагеря возрастной состав группы подбирается примерно одинаковый. В одну смену один отряд, который состоит из 25 человек. в одну смену несколько отрядов (может быть 50-75 человек), в которых детей распределяют по возрастным группам особенности подготовки специалистов: социально-профилактические и реабилитационные методы и формы особенности подготовки специалистов: педагогические, развитие творческих способностей кадровый состав: в состав лагеря при ЦСОН входят специалисты Центра – социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог кадровый состав: работники с педагогическим образованием, педагоги дополнительного образования смена лагеря может проходить как часть целой системы работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска смена лагеря проходит как отдельный процесс работы с детьми категории детей посещающих лагерь – это в основном дети из семей группы риска дети различных категорий, чаще всего из благополучных семей одним из наиболее важных направлений является профилактика и коррекция отклоняющего поведения, формирование навыков здорового образа жизни, формирование у ребенка устойчивой самооценки, социальная реабилитация главной целью является отдых, разнообразная досуговая деятельность, воспитание чувства патриотизма, эстетической культуры ребенка Сходство в основе работы лагерей лежит одна цель – оздоровление и отдых детей в лагерях организовано питание детей в основном используются одни формы проведения досуговых мероприятий: игры, конкурсы, экскурсии, праздники, эстафеты, детские дискотеки
Таким образом, можно сказать, что основным отличием детскогооздоровительного лагеря при центре социального обслуживания населения и лагеряпри доме детского творчества – это социальная направленность деятельностилагеря при ЦСОН. Ведь в основе работы обоих лагерей лежат одинаковые принципы,и главным является создать благоприятные условия для отдыха детей. Существеннымотличием является также то, что при работе лагеря при ЦСОН специалистывзаимодействуют с другими структурными подразделениями, главным образом, сотделением по работе с семьей и детьми, отделением срочного социальногообслуживания. Поэтому работа лагеря в данном случае может выступать как частьцелого комплекса мер, направленных на социальную профилактику, коррекцию иреабилитацию. Немаловажно так же то, что работу можно проводить не только сребенком, но и с семьей в целом. Поэтому такое воздействие является наиболееполным.
 

Заключение
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободноговремени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за годнапряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитиетворческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение ккультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей,воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личнозначимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возрослапроблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняютсвои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальноеразвитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создаютреальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственномуразвитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям,бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили,что одним из приоритетных направлений деятельности центра социальногообслуживания населения является организация оздоровительных кампаний вканикулярный период для детей и подростков группы социального риска. Ониотносятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычныхлагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основномохватывающих детей из благополучных семей.
Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети иподростки из семей социального риска, на базе ЦСОН создается детский лагерь,целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха,трудовой реабилитации, реализации программ, обеспечивающих социальную защитудетей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание,развитие разносторонних способностей и интересов в различных видахдеятельности.
Следовательно, можно сказать, что такая эффективная формаработы, как детские оздоровительные лагеря на базе ЦСОН будут продолжатьразвиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальнойреабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненнойситуации.
В данной работе мы предприняли попытку показать специфику организацииработы детского оздоровительного лагеря на базе ЦСОН.
Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литературе этот вопросвсе же рассматривается не достаточно широко.
Поэтому мы провели исследование на базе дома детского творчества и центрасоциального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Для проведения исследованиянами были разработаны и реализованы две программы работы лагеря. Программа «Вгороде наших мастеров», целью которой являлась создание условий для разнообразногопознавательного отдыха детей, которая была реализована на базе дома детскоготворчества. Программа социальной профилактики детей и подростков в условияхдетского оздоровительного лагеря была реализована на базе центра социальногообслуживания населения.
Мы пришли к выводу, что цель нашейработы достигнута, нами выделены основные особенности детского оздоровительноголагеря на базе центра социального обслуживания населения в сравнении с лагеремпри доме детского творчества. Гипотезу можно считать доказанной, если учитыватьусловия реализации программ. За короткий промежуток времени, т.е. за периододной лагерной смены 21 день не возможно выявить яркую динамику в поведенииребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детскогооздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и домедетского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительногопроцесса.

Библиография
1.АлексееваЛ.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания:Научно-методическое пособие. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания,2000. – 160 с.
2.Вайндорф-СысоеваМ.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 –160 с.
3.В помощьорганизатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.:Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.
4.ГригоренкоЮ.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое обществоРоссии, 2004 – 80 с.
5.ГригоренкоЮ.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга влагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.
6.Дополнительноеобразование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост.И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
7.Кипарис –7. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
8.КовальМ.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха иоздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.
9.КозловаЮ.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. –М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого).
10.МалафийЛ.Н., Зимнухова А.В., Васенева Л.П. Организация деятельности оздоровительноголагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социальногообслуживания семьи и детей. Журнал «Беспризорник». № 3, — М.: 2007.
11.МашоковаГ.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха,оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
12.Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.
13.Обосновных направлениях государственной семейной политики: Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 .
14.Организациялетнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352с. (Административное управление образованием).
15.Организациядетского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.(Серия «Правовая библиотека образования»).
16.Организациялетнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городскихобразовательных учреждений (Методические рекомендации)/Под ред. В.И.Бондаря. –М., 1997. – 149 с.
17.Основысоциальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2000. –368 с.
18.Семейныйкодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. – 864с.
19.Словарь-справочникпо социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.
20.Социальнаяработа: теория и практика: Уч. пособие/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,2001.
21.Технологиисоциальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА –М., 2004. – 400 с. – (Высшее образование).
22.Технологиясоциальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Подред. И.Г.Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с.
23.ФирсовМ.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2001. -438с.
24.Формы иметоды работы с детьми и родителями в центре социальной помощисемье/Л.С.Алексеева, Е.В.Бурмистрова, Н.Н.Чупракова, Л.А.Косолапова. – М.:Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 192 с.
25.ФришманИ.Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи иконцепции//Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41
26.ШишковецТ.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика.Управление).
27.ЦелищеваН.У семи нянек. дети под присмотром//Народноеобразование.-2003.-N3.-С.43-49.
28.Центрсоциальной помощи семье и детям. Организация работы с семьей в труднойжизненной ситуации/Центр социальной помощи семье и детям/Под редакцией Н.Н.Воронцовой. – Калининград, 2004. – 152 с.
29.Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. — М., 1993-1994.
30.ЮзафавичусТ.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-практическое пособие дляорганизаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.– 192 с.
31.Янкова З.А.Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощьорганизаторам лет. отдыха детей/З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-тсемьи. — М.: НИИ семьи, 1998. — 124 с.

Приложение
 /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>
а)наивысшую оценку получили экскурсии;
б)кружковая работа;
в) конкурсы;
г) праздники;
д) спортивные мероприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.