Реферат по предмету "Социология"


Особенности и функции современной семьи

РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А.СТОЛЫПИНА»
ФИЛИАЛ в г.УЛЬЯНОВСКЕ
КАФЕДРАГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Контрольнаяработа
подисциплине: «Социальные учения и процессы»
на тему: «Особенностии функции современной семьи»
Выполнил: Васечкин А.В.,
студент 4-го курса,группа 405,
сокращенно-заочная формаобучения,
специальности 080504.65
Руководитель: РомановВ.Н.
УЛЬЯНОВСК, 2006 г.

Введение
Семья – это и результат, и,пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источниксоциального и экономического развития общества. Она производит главноеобщественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодогочеловека до 18-20 лет, когда он сможет стать полноценным тружеником, семьязатрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вкладотцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетниеродительские вклады, то нетрудно заметить – они составляют весомую частьнационального богатства нашего общества. Возрастает роль семьи какпсихологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха,укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимостисемьи. Другая (не менее важная) без семьи ни один человек не чувствует себя вполной мере счастливым. Заметим: все это присуще семье прочной, то есть сплоченной,имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогическойкультуры.
Как же мы относимся ксемье? В стране сейчас более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн.браков, расторгается более 900 тысяч. Из разведенных супругов в новый браквступает менее половины. Среди семей более 11 % неполных. Растет число мужчин иженщин, не состоящих в браке. Катастрофически упала рождаемость. Более 50% семейоднодетные (в РСФСР – 58%). Каждая вторая беременность завершается абортом. Встране немало «отказных» детей (оставленных в роддоме). Среди рожениц и женщин,делающих аборты, немало тех, кому еще нет 16 лет. В стране высока детскаясмертность. В 1986 г. ежедневно не работали 700 тыс. женщин в связи с уходом забольными детьми. Есть еще миллионы миллионы трагедий, возникающих из-заненормальных брачно-семейных отношений. В стране растет наркомания, не уменьшаетсядетский алкоголизм, процветает проституция, угрожает смертельная опасность — СПИД.
Такое положение в значительнойстепени создалось из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишкоммало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них –неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни.

ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИСОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
 
Функции семьи и ихвзаимосвязь
Основное назначение семьи– удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясьсоциальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейшихпотребностей, в том числе и в воспроизводстве населения… В то же время онаудовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные(групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи:репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организациидосуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновениеи взаимодополняемость.
Репродуктивная функциясемьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжениичеловеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций,так как семья участвует не только в количественном, но и в качественномвоспроизводстве населения. Это, прежде всего связано с приобщением нового поколенияк научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, атакже с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного родабиологических аномалий»[1].
В последние годы этафункция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? Наэту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи,демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Онинепросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашейстране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее времясложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка иливообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоихили троих детей.
Среди причинвозникновения такой ситуации дeмoгpaфы называют распространение городскогообраза жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемьсемей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населениястраны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственнаязанятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей – это тоже относят кчислу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, ихтребовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они сталиболее сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте –нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется иотношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чемскромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумяи тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственногоребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннееобразование.
Однако часть социологов идемографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдаласьвысокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родителиэтого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполнеестественному явлению: «Бог дал – бог взял. Бог еще даст...» Длявоспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперьдостаточно 2-3. Значит, вслед за резким снижением детской смертностисократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей,сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что, неодин ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десятидоживут до свадьбы[2]. Такое планированиемногие родители фактически уже осуществляют.
Нетрудно заметить, чтовсе указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс,который и привел к снижению рождаемости.
Вместе со снижениемрождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двухпоколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяюттри-четыре поколения; очень мало. Оба эти явления закономерны и не должнывызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в которомзаинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводстванаселения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становитсяотцом, не каждая женщина – матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двyxдeтныхсемей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Дляпростого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семейимела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том,чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит,трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителейнамного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместнымиусилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические,юридические, педагогические и психологические меры.
Заложенный от природыинстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей,растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, какправило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружествопробуждает в людях новые силы И новые чувства, то появление детей.преображаетсупругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гаммасвязанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: уженщины – материнство, у мужчины – отцовство.
А в чем суть общесемейныхинтересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всегок числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественныеусловия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащаетжизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешноговыполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильноусложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создаетсясамой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, естьнаставники и подопечные: В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, вжизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм,сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату илисестре.
Итак, семья –единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода, Но,к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями и зависит это нетолько от нее, но и от общества.
Семья участвует вобщественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные напроизводстве силы, своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет,организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляетэкономическую функцию семьи.
Продолжительное времяошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмираниюнепосредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участиев общественном производстве должно сводиться только к тому, чтобы взрослыечлены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивалиматериальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящеевремя пересмотрен. Опыт, семейного подряда, участие семей в кооперативнойдеятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводстваи подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, вулучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.
Влияние экономическойфункции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким:справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами,старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплениюсупружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. Принесправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда онивзваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», адети – лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
С.экономической функциейтесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Какуже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи,где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появилисьсемьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин,иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основнойвоспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считатьнормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она неможет заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Длябольшинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлениидомашним очагом. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления.При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которыхболее компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросовправо решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремитьсякаждой семье.
В семье воспитываются ивзрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формированиеличности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детямвзрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленногообществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственногоотношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма.Потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистическогообщежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие,содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработкенавыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическоевоспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена втечение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей(и других взрослых, членов семьи), побуждающее их активно заниматьсясамовоспитанием.
Успех выполнения этойфункции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собойкомплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этоткомплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структурусемьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и. трудовуюатмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.Большое значение имеют личный пример отца: и матери, традиции семьи. Следуетучитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровеньпедагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца),распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи сошколой и общественностью. Особый и весьма важный компонент – специфика самогопроцесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействиесемьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственнынепрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ниодин другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи надетей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семьеучит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейноевоспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей кродителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.Семья объединяет людей разного возраста, пола, не редко с разными профессиональнымиинтересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные иинтеллектуальные возможности.
Характерная особенностьвоспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильноеотношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возрастаположительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественнойактивности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детейпреддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественнойактивности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействиесемья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленностьличности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семьяоказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок иформирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье,культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людейначинается с семьи. Диапазон воздействия, семьи на воспитание детей столь жеширок, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеетнесколько детей, то появляются естественные условия для формированияполноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи, исоздает благоприятную обстановку – для успешного выполнения семьей воспитательнойфункции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренкописал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственногоребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких, детей. Даже в том случае,если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиватьсяодним ребенком»[3].
Выходит, воспитательнаяфункция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует имежду другими функциями.
Все большее значениесоциологи придавали и придают коммуникативной функции семьи[4].Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи вконтакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическаяпечать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своихчленов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейногообщения.
Если семья уделяетвыполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает еевоспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногдадаже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданиюпсихологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашудинамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах.
 
Специфика современнойсемьи
Специфика современнойсемьи определяется, по меньшей мере, четвrрьмя'ос6бенностями:
1. В современной семье особую рольиграет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайненизкой. И.С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение,периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза.С точки зрения автора “психогенной теории истории" можно выделить шестьстадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяетспецифику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид,“бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, «навязчивый»стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида какмассового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах – избиениемладенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось«отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли статьхорошими воинами. В средние века детей воспитывали вне семьи – отсюда самоназвание родительского стиля воспитания – „бросающий стиль“. Низшиесоциальные слои отдавали детей в люди – на обучение ремеслам в мастерских,добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рожденийпередавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для полученияобразования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т.п.Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считаласьдобродетелью или ценностью. „Домострой”, как основное руководство повоспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей,хотя дети обязаны были проявлять беспрекословное послушание; уважение и любовь кродителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка– хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорическирассматривался “чистой доской», а значит легкой добычей дьявола. Основнымпедагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу,принимаемому родителями. «Навязчивый» стиль воспитания, присущий 18 веку,характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где ужене только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становилсяпредметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стильвоспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, гдеглавной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизнии воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода нановую статусную позицию — позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменуетсобой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношениеродителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе заслуживающейуважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройкасоциального предназначения воспитания и смысла родительства являетсязавоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение занимаютэмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь, становитсяприоритетной ценностью семейной жизни.
В современном обществе в условиях,когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагаетсяответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственнуюответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статусаобщества – до окончания школы, а в определенных аспектах и до завершениявысшего образования.
2. Основой супружеского союза в современнойсемье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 векесупруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключениясемейного союза и жили по принципу «стерпится – слюбится», соглашаясьс тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматриваютсемью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желаямириться с этим, готовы – еще одна крайность современной семьи – разорвать семейныеузы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детейв семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжениябрака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторногобрака относительно мала.
З. Семейная система является достаточнооткрытой, в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись.Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры длярасторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определятьдальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастаютсвобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранениисемьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждогоиз супругов.
4. Современная семья изменилась и по составу– произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья –родители и дети – становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместес тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширеннойсемьи. Расширенная семья –многопоколенная – включает не только супругов и ихдетей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширеннойсемьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. Нафоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются “территориальнорасширенные“ семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилищнойплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают водной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
Можно обозначить также рядтенденций развития семьи, отчетливо выступивших за последние десятилетия в европейскоми североамериканском обществах:
— Возрастаниепродолжительности жизни, увеличение числа пожилых людей (к нашей стране, ксожалению, указанная тенденция не относится) на фоне снижения рождаемости, весьмахарактерно для современного российского общества. Таким образом, в семье на одногоребенка приходится четверо прародителей – бабушек и дедушек. Это обстоятельствосдвигает “центр тяжести” забот семьи – родителям приходится заботиться о собственныхпожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является взаимностьпомощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детямв воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.
— Диспропорцияпродолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старостинаблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов. Возникаетособая психологическая проблема –разрешение задачи переживания утраты супруга исамоопределения женщины в условиях вдовства. В нашем обществе такоесамоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли –“незаменимого члена семьи” своих детей – неформального главы семьи, основноговоспитателя внуков, организатора быта и “домоправительницы" и хозяйки домаи т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционноисполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы(или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи.
— Увеличение числа разводов– примерно 1/З всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенновелика. По стрессогенности развод занимает второе место (!) после смертиблизкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодолениенегативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 — 3года после развода;
— Возрастание числа детей,воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с водителями и близкимивзрослыми: сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов,беспризорники и т.д. Эта тенденция характерна для российского общества, а такжедля стран с низким жизненным уровнем; переживающих значительные социальныепотрясения, войны, перевороты, революции.
— Возрастание числа несовершеннолетнихродителей – подростковое родительство. В ряде стран, например в СШАгосударством и общественными организациями несовершеннолетним беременнымшкольницам и матерям-подросткам оказывается значительная социальная и психологическаяподдержка. В России еще только осуществляются первые шаги в направленииразвития специальной социальной и психологической службы поддержкинесовершеннолетних родителей. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е.детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильныхдомах.
— Рост числа преступленийна семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарнымиявлениями, а часто превращаются в ужасающую реальность повседневного существованиясемьи. Супруги отвергают принцип «Лучше по-человечески расстаться, чем непо-человечески быть вместе», и, перейдя Рубикон от любви к ненависти, переходятк открытым проявлениям агрессивности и насилия. Проблема насилия в семье,особенно насилия родителей в отношении ребенка привела к появлению ванглоязычной литературе термина «chl1d abused» – ребенок, подвергшийсяжестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия«жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степениблагополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкийспектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуальногонасилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка дохолодного отношения родителя к ребенку, недостатка эмоциональной близости и привязанностик ребенку. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является лиотсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающийчувства любви к ребенку зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознаниясвоей “ущербности и неполноценности” и сам нуждается в психологической помощи иподдержке, в полной мере являясь жертвой своей “нелюбви” к ребенку.
— Увеличение числа бездетныхсемей, в которых статус “семья без детей” является сознательным выбором супругов.Нередко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершенияпрофессионального образования, осуществления карьеры, трудными финансово-экономическимиусловиями существования семьи или жилищными проблемами перерастает вокончательно решение жить без детей, “ради себя", в конечном счете, приводитк сознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису.Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин неимеющие возможности иметь детей – проблемы длительного и далеко не всегда эффективноголечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, чторазвитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решениюуказанных выше проблем.
— Последняя тенденция, нестоль явно выраженная пока еще в российском обществе, но все более и болеенабирающая силу, — это явление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей,где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собойзадачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьяхособое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье,вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости в распределении семейныхролей, общности семейных и личностных ценностей, наличии ресурсов поддержкисемьи в решении ряда вопросов – воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовойфункции семьи и пр.
Наряду с объективносуществующими тенденциями развития семьи, отражающими необходимость пересмотрароли женщины в современном обществе, учета вклада в совокупную общественную практику,демографических изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностейв отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития.«Мифы о семье” содержащиеся в общественном сознании, искажают и нeaдeкватноинтерпретируют происходящие изменения в семье как социо-культурном институте, приводятк обесцениванию семьи и, в силу этого, представляют известную помеху сознания ифункционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными мифами:обусловленными временной дестабилизацией семьи являются миф «крушения семьикак социального института», миф «вырождения настоящих мужчин»(Обозова А.Н., 1984) и миф «маскулинизации женщин».
1. ”Семья изжила себя каксоциальный институт» — миф о крушении семьи основан на фактах постепенной передачисемьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективностиреализации функций семьи каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга.Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехомосуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная функцияреализуется матерями (или реже отцами) с помощью системы общественноговоспитания, а, если повезет, то и с реальным участием прародителей, исчезло табуна свободные сексуальные отношения и супруг или супруга перестают быть единственнымсексуальным партнером друг для друга, общение реализуется, в кругу коллег попрофессии и единомышленников и даже репродуктивная функция может быть с успехомреализована и в отсутствии супруга путем искусственного зачатия или привлечения“матери”-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы быть реализована,в отсутствие супружеского союза с другими партнерами. Возрастание числаразводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, дает основаниясторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьикак социального института. В противовес семье предлагаются другие формы.отношений между партнерами – так называемый «свободный союз» — гражданскийбрак, или вариант “воскресного папы". Однако, за последние годы наметился явный,безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерскогосоюза с целью обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития.Ценность семьи возрастает, рейтинг семьи растет.
Два последующих мифапитаются из одного источника, тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга.«Настоящие мужчины перевелись», — утверждают представительницы прекрасной половинычеловечества. «Женщины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках – нинежности, ни терпимости, ни заботы", — вторят им представители сильногопола. Подтверждением этому расхожему мнению становится и создание нового образамоды в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях:образа unisех, принципиально не делающего различии между мужчинами и женщинами,юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней междупредставителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и феминностивплоть до их прямой противоположности. В действительности же «чисто феминных»или чисто маскулинных" типов личности не существует. Личность андрогинна –сочетая в различных пропорциях феминные и маскулинные качества. Современная женщина,раздвигая границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждаясебя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю системупредставлений о «предназначении и уделе» женщин.
Мифы об упадке и крушениисемьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативнымивнешними симптомами изменения жизни семьи сущность происходящих изменений –формирования качественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленныхизменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанныхна уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностнуюсамореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьипереживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловитрождение нового типа семьи, отличительными особенностями которой станут новаяфункционально-иерархическая структура и новый тип отношений между супругами.
Современная семья вразличных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативнуюсимптоматику кризиса, послужившую основанием для создания мифа о «крахе»семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящими,тем не менее, за пределы социальной «нормы» существования" семьикак семейною института, являются следующие наблюдаемые явления. В достаточнобольшом числе случаев семейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляютсвои расходы врозь, соответственно доходам каждого члена семьи. Общего “семейногокошелька " нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного супруга менееобеспеченному практикуется точно также, как практикуется целевое выделениеденег на воспитание ребенка. Еще один пример – «отложенное»' нанеопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая функция семьиоказывается невостребованной супругами. Наконец, примером «нестандартного”поведения семьи, отвергающего важнейшую семейную функцию – сексуально-эротическую,может быть так называемая «открытая» семья. „Открытая'' семья, т.е. семьяс неопределенными размытыми границами семейной системы, это семья, в которойотсутствуют ограничения на внебрачные сексуальные связи, где есть признанные супругамилюбовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарныйхарактер, и потому внебрачные связи как таковые супругами изменой не считаютсяи не являются в такой семье ни причиной развода, ни поводом для семейныхконфликтов Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешнорешать и другую традиционно важную функцию семьи – функцию продолжения рода. Всеэти факты приводят к выводу о том. Что, если из функций семьи ”вычесть” все перечисленныефункции, то основу жизнедеятельности семьи составят функция эмоциональной поддержкии принятия, а также функция воспитания детей, конечно, при условии наличия их всемье, Именно эти две функции определят, по всей вероятности специфику семьиближайшегоo будущего.

Литература:
1) Гребенников И. В. Основы семейнойжизни: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
2) Кон И.С. Социология и психология:Избр. психолог. тр./ Акд. пед и соц. наук. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т;Воронеж: МОДЖ, 1999 – 566 с.
3) Карабанов О.А. Психология семейныхотношений: учеб. Пособие/ О.А. Карабанова. – Самара: Изд-воСИОКПП, 2001. – 122с.
4) Межведомственная областнаяпрограмма ”Семья и дети” на 1996-1997 гг. – Ульяновск, 1996. – 115 с.
5) Молодежь России: Социальноеразвитие/ С.Н. Быкова, Т.Е. Березкина, В.С. Боровик и др.; Рос.Акаад. Наук.Инс-т Соц.-Полит. Иссл.-ед.; Ред. В.И. Чупров. – М.: Наука, 1992. – 205 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.