Реферат по предмету "Социология"


Основоположник социологии О.Конт

САРАТОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИН.В.ВАВИЛОВА
АСТРАХАНСКИЙФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ: «СОЦИОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ:«ОСНОВОПОЛОЖНИК СОЦИОЛОГИИ О.КОНТ»
АСТРАХАНЬ 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Социологический проект О.Конта. 5
2. Позитивизм в социологии. 8
2.1.Основные концепции позитивистской социологии Конта. 8
2.2.Социальная статика. 10
2.3.Социальная динамика. 15
Заключение. 19
Список литературы… 20
Введение
В эпоху Нового времени,эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникаетвпервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как наукиестественные. В XIX в. настаетвремя выхода из рамок философии социологии — науки, изучающей самую сложнуюформу движения материи — общественную. Это произошло в Западной Европе, гдетогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающейдействительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии былипереход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Преждевсего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новомуровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогдаопределял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги«Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той илииной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями вболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.
Экономический укладкапитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основнойпроизводительной силы — рабочих от традиционных для феодального обществакастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно,что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялосьспецифическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальныеконфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современномпонимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе втот период именно социология с ее универсальным и методологическим, иприкладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.
Термин «социология» ввелв 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новойнаучной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать(объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлиннонаучную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.
Иными словами, социологиявозникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучениеобщества позитивным (научно-инструментальным) методом.
Она должна былаотличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно,спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а такжеотличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а нетипическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.
Позитивистскую социологиюКонта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика –раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, вобществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой.Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Контпроявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений.Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам ипомогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распадаили переустройства социальных структур.
Все названные вопросытребуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данногореферата.
1.Социологический проект О.Конта
Огюст Конт (1798—1857) —мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология»— достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотелсоздать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие кего времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумеладостичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, ужеочевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцуЕстественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.
По замыслу Конта,социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук очеловеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся кнекоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делитьсяна два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статикадолжна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества.Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В областисоциальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий»развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, онсчитал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным,фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадииразвития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума:теологической, метафизической и позитивной[1].
На теологической стадиинесовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в миреявления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умамилюдей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир,создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивнаястадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познаниямира — научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснениямировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности,позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считаятеологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религиивообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонениякоторой было человечество — «Великое Существо», — по отношению к которомуотдельный человек — лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало всебывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовноеединство общества.
Более важным в светепоследующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типовобщества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального,которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертамииндустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленногопроизводства, научной организации этого производства, формирование нового слояобщества — рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий междурабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствованиеорганизации производства позволит преодолеть эти противоречия, а ростпромышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.
Большое значение в своемисследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал,что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности,соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальнуюгармонию.
Вообще, прогресс вобществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят отморальных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свойлозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога,а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя — социалиста-утописта Анри деСен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Контнашел идею индустриальною общества и развил ее.
О. Конт считал, чтоисторическая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокогопорядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку:математика -» астрономия -» физика —» химия —» биология —» социология.Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена противумозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, насоздание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой,как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемыхметодами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивистырассматривали общество как эво-люционизирующий социальный организм, законыкоторого имели общность с природными[2].
2.Позитивизм в социологии 2.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта
Конт полагал, что спомощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такойподход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукойоб обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества,основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход;часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, болееустойчивого общественного порядка.
Конт относитсяотрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Онпротивопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенномуРеволюцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения),созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболееобщей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова,производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначенияконтовского учения.
Что же такое «позитивное»в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
1) реальное в противовесхимерическому:
2) полезное в противовеснегодному;
3) достоверное впротивовес сомнительному;
4) точное в противовессмутному;
5) организующее впротивовес разрушительному.
К этим значениям Контдобавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменятьабсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а такжетесная связь с всеобщим здравым смыслом[3].
Место позитивногомышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом«трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону,индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитиинеизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, илификтивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либоконечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическоемышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм,монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивалапредварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Нопритязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобныпредположению о том, что у низших животных существует способность предвидетьжелания человека или других высших животных.
2) На метафизической, илиабстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннююприроду явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Нов отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредствомсверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этойстадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорногостремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическоемышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природеявляется критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняютсяи в современную эпоху.
3) Основной признакпозитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действуетзакон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии умотказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместоэтого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений,существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказываетсяне только против изучения «конечных» причин, но и против исследованияпричинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему»вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается опричинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление,которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и отмистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежнозавершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадииформируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов(они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов.Существование неизменных естественных законов — условие существования науки; ихпознание с целью рационального предвидения — ее предназначение. 2.2. Социальная статика
Любой объект, по Конту,может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относитсяи к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине надве части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуютдвум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Длясоциальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, длясоциальной динамики — законов прогресса. Социальная статика -это социальнаяанатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй — общества «в состоянии движения».Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась:если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии — социальнаядинамика, то в «Системе» — что это социальная статика[4].
Социальная статикавыделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования,присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Этиусловия касаются индивида, семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, какуже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить вобществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественныйхарактер. «Подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья.
Семья — это школа социальнойжизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии сдругими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности ипонимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим:«… Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родилсявчера...». Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию исубординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие — старшим.Семья — основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.
Общество образуется изсовокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадиюполитического существования. Семья, племя, нация, государство — все это фазыассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья — это «союз»,основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация)Что касается собственно социальных образований, то они предполагаютпреимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.
Разделение труда, по Конту,не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главноеусловие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основесоциальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложностисоциального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семьечувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так чтокаждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всейсистемы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает,что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, апредполагает его предшествующее существование.
Солидарность, присущаявсем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначенияэтой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Контсо временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия).Консенсус в его теории — «основная идея социальной статики».
Вместе с тем разделениетруда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социальногоорганизма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп.Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всехдругих. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думаетлишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этихопасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функцииуправления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление — этосоциальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении«фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств иинтересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении ненекую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьмиобщественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию,развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная,интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда;она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честностьуправляющих. «Нормальное» правительство — то, которое, обеспечивая социальнуюсплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и вмаксимальной — на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординацияподчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляютсяпод руководством более общих видов деятельности. Управление — самая общая изфункций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.
Конт утверждаетестественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и,соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства.Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделенияуправленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, носуть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общиекатегории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболеезначительные категории — это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередьразличаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров,управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющихработами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных исельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя,признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность.
Конт чрезвычайно озабочен«печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои.Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о его«возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считаетестественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоятна «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. Впроектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, аслужащий, и его зарплата становится жалованьем.
Будучи противникомразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Конт вместе стем резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально иблаготворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовнойвласти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам,а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощениедуховной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. Всовременную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к«индустриалам», а духовная — к «ученым» («философам», «социологам»), которыхКонт считал новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале вфигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейсясвоего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайносложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют,распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следятза мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.
Среди различных системсоциальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придаетрелигии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают всеостальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для негопрежде всего не экономический и не политический по своей сути, аморально-религиозный. Движущая сила деятельности — не интеллект, а чувство;чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почемув «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. Спомощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построениемсоциологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, котораятрактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук.Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона иповелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласнокоторому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежноето, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот».
Одновременно социологиястановится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовеспротестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты«должны окончательно упразднить Бога именем религии»[5].
Религиозно-нравственноеначало пронизывает у Конта и такой институт, как собственность. Он былсторонником частной собственности и права наследования имущества. Но вместе стем он постоянно подчеркивал «социальную природу собственности» иответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.
В принципе структураобщества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется.Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, нозатем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из егоформул, «прогресс есть развитие порядка». 2.3. Социальная динамика
Социальная динамика — этотеория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ,составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогрессздесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, однипоколения могут передавать другим накопленные материальные и духовныебогатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включениясоциологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га воснове своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счетепроистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывноулучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «вцелом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».
Конт оговаривается, чтопрогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческогосовершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием«развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признаетвозможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периодычередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее,социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование,улучшение, прогресс.
Конт постоянноподчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, каксоциальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамикавыявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждоепоследовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимыйисточник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременнобудущим».
Следуя взглядамтрадиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений иколоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В«Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более,управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». Сэтим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздобольшей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушаетсяв случае «бунта живых против мертвых».
Главный закон социальногопрогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позжепроходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпохулюди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем — в богов (периодполитеизма); наконец — в единого Бога (период монотеизма). Основным мирскимзанятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная властьпринадлежит священникам, мирская — военным.
В метафизическую эпохулюди обладают правом свободной дискуссии и основываются только наиндивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам илитераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам.Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественнооборонительной.
Наконец, в позитивнуюэпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское — «индустриалами».Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирныйхарактер.
По Конту, позитивнаястадия в развитии человечества должна была начаться сразу после ВеликойФранцузской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу иуклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. Сдуховной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивнойфилософии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы вмирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ееуказывает: это 1860 — 1865 гг.
Чтобы эволюциячеловечества пришла к Земле Обетованной (позитивному состоянию), необходимоосуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель — создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом». Другиереформы — практические, политические. Они восстановят прекрасную социальнуюорганизацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первуюученым, вторую -«индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальныйсуверенитет — всеобщим централизованным управлением компетентных людей.Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается какнеизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Онсчитает, что пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо(т. е. Человечество.) должно будет заняться своим собственным упадком...»[6].Таким образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечествазолотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное,либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой«теологической» стадии.
Таким образом, отнаблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюцииКонт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть.Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями иутопическими проектами.
Заключение
Социологию Конта можнорассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическуюструктуру с помощью научных методов. На формирование такого образа обществабольшое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественногоустройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собойпроизвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественногопорядка. Научное знание, согласно представлениям Конта и его предшественников —ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого.Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единствовсех наук раскрывает единство законов. Контовская социология являетсяположительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считатьсяоснователем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества исоциальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в нейместо социологии, что послужило основой для будущей академическойинституционализации социологии как отдельной науки.
Две идеи, берущие началов работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1)применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использованиенауки для осуществления социальных реформ.
Списоклитературы
1.        Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология. М: Гардарики, 1999.
2.        Добренькое В.И.,Кравченко А.И. Социология. В 3 т. М.: Феникс. 2000.
3.        Историясоциологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск: Вышэйш. шк…1997.
4.        Кравченко А.И.Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2003.
5.        Маркович Д.Ж.Общая социология. М.: Владос, 1998.
6.        Общая социология/ Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002.
7.        Общая социология.Систематический курс: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-воСарат. ун-та, 1999.
8.        Перов Г.О.,Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2002.
9.        Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
10.     Смелзер Н.Социология. М.: Феникс, 1998.
11.     Социология: Курслекций / Ю.Г. Волков. В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов и др. Ростов н/Д: Феникс,1999.
12.     Социология / Подред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000.
13.     Социология: Курслекций / Под ред. В.И. Бегинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
14.     ТощенкоЖ.Т.Социология. М.: Прометей, 1999. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики,2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.