Реферат по предмету "Социология"


Основные факторы развития девиантного поведения

Пермскийгуманитарно-технологический институт
Гуманитарныйфакультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Основныефакторы развития девиантного поведения»
Пермь, 2008

ПЛАН
Понятие девиантного поведения
Основные факторы развития личности
Типология социальных отклонений
Теории причин отклонений
Заключение
Список литературы

ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки илидействия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правиламповедения.
В социологии под этим термином чаще всего понимаютразличные типы негативного социального поведения, к основным формам которогоотносят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенныйриск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н.Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от нормсоциальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другоенаказание.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Личность – это целостность социальных свойств человека,продукт общественного развития и включения индивида в систему социальныхотношений посредством активной деятельности и общения (В. Ядов).
В соответствии с этим взглядом личность развивается избиологического организма исключительно благодаря различным видам социального икультурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденныхспособностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих напроцесс формирования личностных черт.
Для анализа личностных черт и ее поведение разделимфакторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1)биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4)групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.
Проанализируем влияние этих факторов на личность.
Биологическая наследственность
Биологическое наследие каждого человека представляет сырыематериалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь,индивида, личность.
Биологическая наследственность не может полностью создатьличность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.Однако биологический фактор необходимо учитывать, та как он, во-первых,создает ограничения для социальных общностей, а во-вторых, благодарябиологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов,характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личностииндивидуальность.
Физическое окружение
В сходных физических и географических условиях формируютсяразличные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожиегрупповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.
В связи с этим можно сказать, что физическое окружениеможет влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние наформирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием наличность культуры группы, группового и индивидуального опыта.
Культура
Прежде всего следует отметить, что определенный культурныйопыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какойступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получаетпитание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опытприменения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другиенаиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество даетпрактически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурныеобразцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта,единого для всех своих членов данного общества, возникает характернаяличностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.
Итак, на формирование личности определенное влияниеоказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общиекультурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следуетпомнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности,безусловно является групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт.Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
К величайшему сожалению, не существует такого счастливогообщества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общиминормативны ми требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведениеиндивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результатечего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самыеразные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелыегрешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди,отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложнойструктурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. Вобществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблемаотклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительныхразмеров.
Культурные и психические отклонения
Один индивид может иметь отклонения в социальномповедении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и вличностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурныеотклонения, т. Е. отклонения данной социальной общности от норм культуры.Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностнойорганизации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т. п. Если два этихтипа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершаетсяличностью психически ненормальной.
Люди часто пытаются связать культурные отклонения спсихическими. Например, радикальное политическое поведение определяется каквыход для эмоциональной враждебности, т. е. как психическое отклонение;проституция – как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имелмало возможностей для интеграции личности, своего собственного Я. Сексуальныеотклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многиедругие отклонения в социальном поведении также связывают с личностнойдезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.
Естественно, что личностная дезорганизация – далеко неединственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальныеличности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и,наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьмасерьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует каксоциологов, так и психологов.
Индивидуальные и групповые отклонения
Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся вокружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы ипроявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этомслучае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах однойсубкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которыхосуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки изтрудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах, «Подвальнаяжизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральныйкодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо неиндивидуальное а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так какподростки живут в соответствии с нормами собственной культуры.
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормысвоей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение членадевиантной группы по отношению к ее субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности нельзя строгоразделить на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклоненийвзаимопересекаются.
Первичное и вторичное отклонения
Концепция первичного и вторичного отклонений впервые быласформулирована и детально разработана Х. Беккером. Она помогает увидеть процессстановления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющеесяповедение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым вобществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны итерпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себятаковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываютсяв рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующихв группе норм, социально определяется как девиантное. Личность при этомидентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственногоотклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотикови т. д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлыкдевианта. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизньчеловека.
Культурно одобряемые отклонения
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрениякультуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклоненияосуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие подопределение героя, гения, лидера, избранника народа, — это культурно одобряемыеотклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е.возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.
Культурно осуждаемые отклонения
В основе культурно осуждаемых отклонений лежат психическиедефекты.
ТЕОРИИ ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЙ
Относительно определения и изучения других причинотклонений существуют три вида теорий: теории физических типов,психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоитв том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые еюразличные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, какчеловеческая история. В обществах давно укоренились выражения: «лицо убийцы»,«порочные черты лица» и т. п. Среди пользователей теорий физических типов можноназывать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторовприсутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституциейсклонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Из современных теорий самой разработанной считается теорияВ. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, поего мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющеесяповедение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип(мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдонописал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например,преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однакопрактика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известнымногочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшиепреступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть имуху.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегосяповедения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласнотеории З. Фрейда, у каждой личности подслоем активного сознания находитсяобласть бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, вкоторой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, неведающее жалости. Бессознательное – это биологическая сущность человека, неизведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственногоприродного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а такжетак называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.Человеческое Я и сверх-Я постоянно сдерживают силы, находящиеся вбессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти.Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я ибессознательным, а также между сверх-Я и разрушают защиту и наружи прорываетсянаше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойтиотклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однакоопределение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого Я ивозможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностьюобъекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт междубиологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человекстановится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты?
Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, иликультурные, теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятсядевиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бываютнеудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем этинеудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям иповеденческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условияхсчастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная всебе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормыокружающей среды как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенокориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-тонеудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, вусвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследованиямолодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимсяповедением воспитывались в неблагополучных семьях.
Однако также многочисленны случаи проявленияотклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, чтосемья – это далеко не единственный институт общества, участвующий всоциализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотреныили отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частностис социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единойи неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультурпротиворечат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когдавоспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп иинститутов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своихдетей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры,противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликтынорм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряетсяконфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существуетмножество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуютвозникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм иценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгиегоды, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает простотрудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
Наличие в повседневной практике большого числаконфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линииповедения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояниеотсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное обществоне имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которыхотдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, поДюркгейму, — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувствапринадлежности, никакой надлежности и стабильности в выборе линии нормативногоповедения.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторыедействия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феноменотклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощьюкоторых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действийбез открытого вызова существующим моральным нормам.
Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где икогда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормыоправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, которыйпризнается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будетсчитаться нормой оправдания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклоняющееся поведение часто служит основание; началомсуществования общепринятых культурных норм. Без него было трудно адаптироватькультуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем, вопрос о том, вкакой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие еговиды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически неразрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику,управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно,какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканскиекультурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормыэтикета наших отцов и дедов? На этот вопрос трудно дать удовлетворительныйответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют стольдетального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизмили наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новыхкультурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальныхотклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторыенемногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов –распознать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидови групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.:Вита-Пресс, 1997.
2.        Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-тмолодежи, 1996.
3.        Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2007.
4.        Плоткин М. М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактордевиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2.
5.        Фролов С. С. Социология: Учебник. – М.: АСТ Астрель, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.