ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Налогообложенияи учета
(кафедра)
Демография
(дисциплина)
Письменноеконтрольное задание для студентов и слушателей дистанционного обучения
Студент
Группа
Дата
Подпись
Преподаватель
Дата
Оценка
Подпись
Новосибирск 2008
1.Расчетно-аналитическая часть
Численность населения.Численность населения в Волгоградской области постоянно снижается начиная с1995 года — тогда она составляла 2 миллиона 738 тысяч человек. Вместе с тем, в2007 году по сравнению с 2006 годом показатель рождаемости увеличился на 8%, асмертности — снизился на 4%. Впервые за последние 15 лет в шести районахВолгоградской области отмечен положительный естественный прирост.
Численность населенияВолгоградской области на 1 января 2007г. составляет 2 млн. 620 тыс. человек.Ежегодно численность населения сокращается на 0,7-0,8 процента. На протяжениипоследних лет сохраняется в одних и тех же пределах соотношение женщин имужчин: 53,7 % — доля женского населения, 46,3 % — мужского, городского исельского населения: 75 % и 25 % соответственно.
Демографическая ситуацияв Волгоградской области характеризуется сокращением численности населения: затри года население уменьшилось на 1,3 %.
На фоне снижения общейчисленности жителей области темпы убыли мужского населения опережают женскогона 0,5%. Наблюдается тенденция некоторого прироста населения в репродуктивномвозрасте (18-34 года), при этом численность мужчин в этом возрасте на 0,8 %больше.
Численностьнесовершеннолетних ежегодно сокращалась. В 2005 г. она сократилась к уровню 2004 года на 4 %. (рис. 1).
Рис. 1 Динамикачисленности населения Волгоградской области за 10 летГод Численность населения (в тыс. человек) 1997 2698,4 1998 2720,1 1999 2694,1 2000 2725,4 2001 2709,6 2002 2694,2 2003 2673,1 2004 2655,2 2005 2635,7 2006 2620,0
Рождаемость населения. Посостоянию на 1 января 2006 года население Волгоградской области составило2635,7 тысячи человек, то есть по сравнению с прошлым годом снизилось на 19,5тысячи. Процесс депопуляции, который начался в нашей области в конце 1991 года,наблюдается до последнего времени. Депопуляция происходит под двойным давлением- низкой рождаемости и высокой смертности. В 2005 году умерших было в 1,7 разабольше, чем родившихся. В начале 80-х годов был осуществлен ряд мероприятийгосударственной демографической политики, главным из которых было поэтапноевведение частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, и как следствиеэтого — увеличился суммарный коэффициент рождаемости, который составил 1,9-2,2,что было близко к простому воспроизводству. С 1991 года этот показатель сталснижаться и составил 1,8, а в 2005 году — всего 1,2. В настоящее время сталонаблюдаться небольшое увеличение числа рождений в связи с тем, что в детородныйвозраст входит поколение 80-х годов, когда произошел некоторый «бум»рождаемости. В настоящее время можно отметить «постарение» рождаемости, так какуровень увеличился в основном в возрастных группах после 25 лет.
Несмотря на сложнуюсоциально-экономическую ситуацию, сложившуюся на территории Волгоградскойобласти, начиная с 2000 г., в динамике показателей рождаемости наметиласьположительная тенденция. По сравнению с 1999 годом, ставшим «точкой абсолютногоминимума», в последующие годы отмечается устойчивый рост абсолютного числародившихся. В 2006 году родилось 26427 детей (по данным отдела записи актовгражданского состояния), в 2005 году – 25482, в 2004 г. – 25610 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 г. число новорожденных увеличилось на 817человек, или на 3,2 %.
Отмечается такжеустойчивый рост абсолютного числа родившихся, а также коэффициента рождаемости:в 2006 году, по сравнению с 2004 годом, коэффициент рождаемости вырос на 0,2промилле и составил 9,8 промилле. Вместе с тем, суммарный коэффициентрождаемости в 2006 году не превысил 125 родившихся на 100 женщин репродуктивныхвозрастов. Это значительно ниже уровня, необходимого для численного замещенияпоколений родителей их детьми или простого воспроизводства населения. (рис. 2).
Рис. 2 Рождаемостьнаселения Волгоградской области за 1991- 2000 гг. (на 1000 населения)Год Рождаемость населения (на 1000 населения) 1991 12,0 1992 10,7 1993 9,6 1994 9,5 1995 9,1 1996 8,6 1997 8,2 1998 8,4 1999 7,9 2000 8,5
Коэффициент смертностинаселения. В 1992г. по сравнению с 1990г. общий коэффициент смертности у мужчинвозрос с 12% до 12,9%, соответственно для женского населения уменьшился с 11,5%до11,4%.
За период с 1991г. по2000г. во всех районах Волгоградской области наблюдается интенсивный процессснижения уровня естественного прироста населения. Рост смертности населенияВолгоградской области привел к снижению продолжительности жизни с 70,5 лет в1991г. до 66,1 лет в 2000г.
Показатель смертности запоследние годы незначительно снижается. Младенческая смертность снизилась до11,1 промилле (11,4- в 2005 г.; 14,5 — в 2004г.), перинатальная смертностьсоставила 9,4 промилле (9,3 промилле — в 2005 г. и 11,6 — в 2004 г.). Общая тенденция динамики смертности населения области характеризуется высокой смертностьюграждан трудоспособного возраста, среди которых более 80 % составляют мужчины(по данным ГОССТАТа по Волгоградской области, комитета по труду и комитета поздравоохранению Администрации Волгоградской области). Число умерших составило40105 человек, в 2005 году – 41519, в 2004 г. – 41044 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 году число умерших снизилось на 1026 человек, или на 2,3 %. Вструктуре смертности основными причинами смерти остаются болезни системыкровообращения (61,1% всех умерших), онкологические заболевания (14,8 %) инесчастные случаи, отравления, травмы (11,1%). От убийств и самоубийств погибло1066 человек, от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами, – 600,и от случайных отравлений алкоголем – 309 человек.
Сложность демографическойситуации проявляется в процессе смертности населения. В настоящее времясмертность населения в области несколько повысилась. В 1992г. число умерших посравнению с предыдущим годом выросло на 1,1 тыс. чел. Общий коэффициентсмертности сельского населения выше, чем городского: 13,6% и 11,5% в 1992 г. соответственно. Доля населения старших возрастов увеличивается в 1992г. по области на 21,1%.(рис. 3)
Рис. 3 Динамикасмертности населения Волгоградской области за 1991 – 2000 гг. (на 1000населения).Год Смертность населения (на 1000 населения) 1991 11,7 1992 12,0 1993 13,8 1994 15,4 1995 14,6 1996 14,4 1997 14,2 1998 14,3 1999 15,4 2000 15,6
Коэффициент младенческойсмертности в Волгоградской области за 2008 г. – 11,3.
На величину показателяповлияло повышение младенческой смертности. Если в 1991г. уровень смертностидетей в возрасте до года составил 16,3% на 1000 родившихся, то в 1992г. онвырос до 18,6% (в городе- 17,4%, а в селе-21,2%). Обращает внимание ростсмертности от неестественных причин.
За последние два годауровень младенческой смертности в Волгоградской области значительно вырос.Самый высокий уровень был зарегистрирован в нескольких районах региона:Клетском (25,5%), Нехаевском (25,3%), Городищенском (22,6%).
Увеличилась младенческаясмертность и в областном центре – городе Волгограде. По данным «Социнформбюро»,причина этого явления, заключается в том, что оказание помощи будущим матерям вВолгограде не соответствует современным запросам населения.
Одной из основных причинмладенческой смертности является отсутствие полноценной подготовки к рождениюребенка, низкая квалификация медперсонала в женских консультациях и роддомах,неоправданное назначение лекарств будущим матерям и младенцам.
Коэффициент рождаемости вВолгоградской области за 2008 г. – 10,2
По итогам первых двухмесяцев 2008 года Волгоградская область вошла в пятерку лидеров в Южномфедеральном округе по показателю рождаемости. Согласно данным за январь — февраль текущего года в Волгоградской области родилось почти 4,5 тысячимладенцев, что почти на 16% выше аналогичного периода 2007 года, тогда ростсоставил почти 12%.
Коэффициент фертильности– 2,4
Средний возраст матери в2002 году составил 25,7, в 2005 году он увеличился до 26,1. Численность женщинфертильного возраста постоянно снижается из года в год, и к 1 января 2006 годасоставил 710,4 тыс. человек. Сокращение численности женщин фертильного возрастана 1,6% повлекло за собой сокращение рождения на 400 детишек. Возможностьрождения реализуется в браке, это 70% всех рождений в 2005 году. Прекращениебрака оказывает существенное влияние на общий ход демографических процессов. Запоследние три года наметилась тенденция к снижению числа разводов. В 2005 годуна территории области было зарегистрировано 18,5 тыс. браков и 10,4 тыс.разводов. То есть на каждую тысячу браков пришлось 574 развода против 686 в 2004году. В настоящее время продолжается увеличение числа родившихся детей уженщин, не состоящих в браке. Это число постоянно увеличивается. Если в 1989году доля детей вне брака была 13%, то сейчас — 29,7%, и каждый годувеличивается.
Показатели брачности иразводимости. За 2006 год зарегистрировано 19234 браков (по данным отделазаписи актов гражданского состояния), в 2005 г. – 18467, в 2004 г. – 17165. К уровню 2004 года показатель заключенных браков возрос в 2006 г. на 12%. 518 браков заключены среди несовершеннолетних.
Это показатель имеетустойчивую тенденцию к снижению: в 2005 году он равнялся 588, в 2004 г. — 615.
В 2006 году зарегистрировано11609 разводов, в том числе семей, имеющих несовершеннолетних детей, — 6476.Этот показатель по сравнению с 2004 г.(11749) значительно снижался в 2005 г. — на 10 % (10605), а в 2006 г. — всего на 1,2 % (11609). В 2006 г. на 1000 заключенных браков в области приходилось 604 развода (в 2005 г. – 574). Удельный вес семей с несовершеннолетними в общем числе разводов составлял в 2004 г. – 68 %, в 2005 г. – 57 %, в 2006 г. – 56 %.
Отмечено снижение уровнястабильности браков с1991 г. на 29,5%.Увеличение числа разводов на 6,7%. Так в1991г. на каждые 1000 заключенных браков приходилось 515, а в 2000г. -780расторгнутых. (рис. 4).
Рис. 4 Показателибрачности и разводимости в Волгоградской области в динамике за 10 лет.Год Число браков (абс.)
Число разводов
(абс.) На 1000 населения браков разводов 1991 23762 12254 9,0 4,6 1992 20348 12328 7,7 4,6 1993 21650 12691 8,1 4,8 1994 20521 14051 7,6 5,2 1995 20351 13672 7,5 5,1 1996 16142 11309 6,0 4,2 1997 17483 11401 6,5 4,2 1998 15721 8996 5,8 3,3 1999 16924 10894 6,3 4,0 2000 16747 13074 6,3 4,9
Коэффициенты миграции.
За последние годынаблюдался интенсивный приток жителей стран Закавказья. Численность лицчеченской национальности увеличилась в 2,3 раза, азербайджанской почти в 3раза.
В течение 2006 г. на территорию Волгоградской области через пункты пропуска въехало 24839 иностранных граждан.Большинство из них указали в декларации частную цель въезда. 3970 иностранцевполучили разрешения на временное проживание, а 440 граждан – вид на жительство.8508 человек приняли гражданство РФ.
На начало 2007 года научете в УФМС числилось 2697 вынужденных переселенцев и три семьи беженцев.
Сложная обстановка,связанная с увеличением потока мигрантов в регион, требует четкой организацииработы всех ведомств, на которые возложены обязанности по отслеживаниюмиграционного процесса, осуществлению контроля за законностью пребыванияиностранных граждан в России, исполнением ими требований российскогозаконодательства. По результатам проведенного социологического исследованиясредняя оценка нелегальной трудовой миграции в области составляет свыше 30 тыс.человек.
Основными нелегальнымимигрантами являются выходцы из стран СНГ — 93,7%. Это граждане Таджикистана,Узбекистана, Казахстана, Азербайджана. Остальные 6,3% – в основном, гражданедальнего зарубежья, среди которых преобладают граждане Китая, Вьетнама,Афганистана и других государств (рис. 5).
Рис 5. 1 Коэффициентымиграционного прироста (на 10000 населения).Год 1989 23 1990 70 1995 129 1997 77 1999 30 2001 13 2003 -11 2005 -11
Рис 5. 2 Доля мигрантовприбывших и выбывших в пределах региона.Год Доля мигрантов Прибывших Выбывших 1997 43 54,4 2000 49,3 50,6 2003 54,6 48,9 2005 55,7 50,3
Рис.5.3 Доля мигрантов прибывшихи выбывших из других регионов РФ.Год Доля мигрантов Прибывших Выбывших 1997 36,3 35,6 2000 36,4 38,7 2003 39,2 44,8 2005 36,8 45,3
Рис. 5.4 Доля мигрантовприбывших и выбывших из-за пределов РФ.Год Доля мигрантов Прибывших Выбывших 1997 20,7 10 2000 15,7 9,4 2003 6,2 6,3 2005 7,5 4,4
Соотношение городского исельского населения. До 1989 года в области шел процесс урбанизации, рослочисло горожан. А с 1989 по 2002 годы, как показала перепись, этот процесспрекратился. В области за межпереписной период соотношение городских и сельскихжителей изменилось в пользу села. И население увеличилось на 109 тысяч человек.Больше всего горожан в Волгограде, Волжском и Камышине.
Так, например, по даннымобластного комитета статистики численность городского населения Волгоградскойобласти за последние тридцать лет увеличилась на 10%. На рубеже вековсоотношение городского и сельского населения в области стабилизировалось, и вцелом соответствует общероссийской тенденции. (рис. 6).
Рис. 6 Соотношениегородского и сельского населения в регионе в динамике за 10 лет.Год Городское население Сельское население 1999 1997,6 696,5 2000 2044,8 681,4 2001 2032,2 677,4 2002 1937,3 680,9 2003 1978 695 2004 1991,4 663,8 2005 1976,7 658,9 2006 1973,5 646,5 2007 2010,2 662,9 2008 1969,6 639,1
Прогноз численностинаселения Волгоградской области на ближайшие 2-3 года.
Экстраполяционныйметод основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е.данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за периодили о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показатели известны, томожно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, простопредположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода.
Рt = Р0 + ∆ * t,
где Р0 и Рt — численностьнаселения соответственно в моменты времени 0 и t, ∆ — абсолютныйсреднегодовой прирост, t — время в годах.
Пусть, например, намизвестна численность населения Волгоградской области по данным переписей населения2002 и 2006 гг. (2694,2 тыс. человек и 2620 тыс. человек соответственно).Определим численность населения Волгоградской области на 2010 г. при предположении неизменности ее абсолютных среднегодовых приростов. Для этого сперварассчитаем величину абсолютных среднегодовых приростов:
∆ = (2620 – 2694,2)/ 5 = — 14,84.
Численность населенияВолгоградской области на 2010 г. будет равна:
Р2010 =2620 — 14,84 * 5 =2545,8 тыс. чел.
Таким образом, за1991-2000гг. в Волгоградской области сложилась неблагоприятная демографическаяситуация, которая выражается в уменьшении численности детей, росте лицпенсионного возраста, уменьшении кол-ва браков и увеличении кол-ва разводов,росте смертности, снижении продолжительности жизни и роста населения области.
В ближайшие 10-15 летможно прогнозировать еще большее уменьшение доли детей и увеличение долипенсионеров, что в конечном счете увеличит демографическую нагрузку натрудоспособную часть населения и приведет к негативнымэкономико-демографическим последствиям.
Полученные данныесвидетельствуют о деформации популяционного здоровья в регионе. Интенсивностьвоздействия процессов, формирующих значение показателей естественного движения(смертность и рождаемость) в области различаются. Если с 1985г. до 1992г.коэффициент смертности стабилизировался на уровне 11,7% и лишь в 1992г. достиг12,0%, то коэффициент рождаемости неуклонно падает. Значение общего показателярождаемости менее 16% оценивается как низкий, недостаточный для воспроизводствапоколений.
Основной причинойнеблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в последнее десятилетие вВолгоградско-Волжском регионе, является ухудшение социально-экономическихусловий жизни, качества окружающей среды, состояния здоровья населения.
2.Практическая часть
2.1Предложения в сфере семейной политики
Семейная политикапредставляет собой целостную систему мер экономического, правового,социального, организационного, медицинского, психологического и информационно-пропагандистскогохарактера, направленных на создание условий, способствующих наиболееблагоприятному выполнению семьей своих функций, на укрепление и развитиеинститута семьи, возрождение семейных ценностей, повышение престижа семейногообраза жизни.
Целью семейной должностать укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейныхценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий длянаилучшего выполнения семьей своих основных функций.
Среди основных задач должныстать:
— улучшениедемографической ситуации в Рязанской области;
— создание условий,способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар наосознанное рождение двух и более детей;
— всестороннее укреплениеинститута семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и еёнормальной социализации;
— максимальноеиспользование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;
— совершенствованиесистемы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния истабильности семей с детьми;
— развитие системыучреждений по поддержке семьи и детей в Рязанской области;
— содействие семейномувоспитанию, реабилитации и последующей интеграции в общество детей сограниченными возможностями;
— обеспечение молодойсемье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнениясвоих функций;
— создание благоприятныхусловий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
— обеспечение условий дляроста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждениенасилия в семье;
— развитие сельскихтерриторий, повышение качества жизни на селе;
— повышениеответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию,образованию и развитию детей;
— профилактика семейногонеблагополучия и социального сиротства,
— создание условий дляреализации права ребенка на воспитание в семье;
— повышениевоспитательного потенциала семьи как основного института социализации путемформирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью ирождение двух и более детей;
Необходимо созданиеусловий для экономической самостоятельности семьи, улучшение материальныхусловий жизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в труднойжизненной ситуации:
— повышение степенидоступности жилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрениеипотеки с отсрочкой (снижением) платежей, предоставление основной частигосударственных субсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительстважилья и объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетныхсемей;
— создание условий дляпреодоления тенденций снижения уровня доходов и стабилизации материальногоположения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощинетрудоспособным членам семьи;
— материальная поддержкабеременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных ималообеспеченных семей.
2.2Предложения в сфере миграционной политики
Воздействовать намиграционное поведение населения можно, используя весь комплексадминистративных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любомгосударстве это функция исключительно центрального правительства. Однако онареализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия насоциально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционнуюпривлекательность.
Административные мерыявляются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами,которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.
Важным элементомбескризисного развития считается обеспечение равномерного региональногоэкономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Этоозначает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резкоотличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкогоперелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавалсяопасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.
Рациональное размещениенаселения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притокаизвне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннююсоциально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следитза тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики водних регионах и запустение в других.
Главной целью этойполитики является поддержание такого экономического развития регионов, котороеобеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно,рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.
Меры социальной политикивыступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категорияммигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное местожительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренномпорядке.
Кроме того, применительнок политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонниеотношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношенийс ними.
Наиболее тесная взаимозависимостьи взаимосвязь существует, как уже отмечалось между миграционными иэкономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономическойполитикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с еерегиональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессынаходятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в томслучае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовыересурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока(оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.
Рациональное размещениенаселения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживаетрегиональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическуюнапряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы непроисходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах изапустение в других. Размещение населения или его перераспределениеосуществляется в форме внутренних переселений.
2.3Предложения в сфере политики по борьбе со старением населения
Одним из способовсмягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населенияявляется увеличение человеческого капитала за счет создания условий, прикоторых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведениемдомашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости,стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость,если женщины предпочитают семье карьеру.
Одно из последствийстарения населения — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитыхстран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышениепенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижениядемографической нагрузки на трудоспособное население.
Миграция и политика,направленная на повышение рождаемости способны замедлить старение населения.Иммиграция могла бы восполнить сокращение численности трудоспособногонаселения.
Снять остроту на рынкетруда поможет гибкая система найма для пожилых людей. Нужна помощь в повышенииквалификации людям средних лет. Необходимы серьезные меры по развитию рынкасоциальных услуг по уходу за пожилыми и детьми.