Реферат по предмету "Социология"


Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости

Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кирилловский район)
Выпускная квалификационная работа
по дисциплине: Cоциальная работа с пожилыми и инвалидами
специальность 040101 Социальная работа
Тотьма
2008
Введение
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей не только в структуре населения России, но и во всём мире. В 2000 году граждан пожилого возраста и инвалидов насчитывалось 19371, 2001 году – 20636, 2002 году – 21457, 2005 году – 23271 человек.
В настоящее время пожилые люди являются наиболее социально- незащищённой категорией общества. Уровень малообеспеченности растёт с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Смысл организации досуга пожилых людей – это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой, А.А. Дыскиным и другими.
Объект исследования: организация досуга пожилых людей.
Предмет исследования:организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости.
Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;
раскрыть особенности функционирования дома-интерната как учреждения социального обслуживания пожилых людей;
Охарактеризовать направления досуговой деятельности представителей третьего возраста и их специфику;
Рассмотреть особенности организации досуга пожилых людей, проживающих в МУ «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Кирилловский район);
Разработать рекомендации по организации досуга в стационарных учреждениях малой вместимости
Методы: теоретические: анализ научной литературы и документации социальных служб. Эмпирические: наблюдение, анкетирование; методы математической обработки данных.
Проблема: досуг как понятийная категория рассматривается в контексте проблем пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Гипотеза: мы предполагаем, что специфика функционирования дома-интерната малой вместимости влияет на организацию досуга проживающих в нем лиц пожилого возраста.
Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта организации досуга лиц пожилого возраста. Результаты дипломной работы могут быть воплощены в работе стационарных учреждений малой вместимости с целью совершенствования организации досуговой деятельности пожилых людей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема
1.1 Пожилые люди как социальная общность
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [7; 145].
Главные причины постарения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.
Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [7; 150].
В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин). (Приложение 1).
К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [6; 65].
Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.
Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.
Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых.
По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% — психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника [7; 54].
Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту «сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.
Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.
Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи, с чем стареющим людям следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества [10; 27].
Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей: --PAGE_BREAK--
1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
2) поощрять благотворительные организации;
3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;
4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его проживания — на родине или в другой стране.
В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.
Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав [11; 21].
Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.
Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает, в конечном счете, взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение [20; 8].
Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.
Таким образом, мы пришли к выводу, что пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.
1.2 Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности.
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объём и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений [15; 87].
В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют около 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. В Вологодской области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно-отсталых детей (Приложение 2).
Статистические данные показывают, что 88% людей находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в постоянной помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространённые заболевания среди пожилых людей – болезни органов кровообращения и костно-мышечной системы.
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нём и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, конфликты проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания относится к группе высокого риска. Среди клиентов этих учреждений: очень старые люди (80 – 90 лет и старше); престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; престарелые пары, страдающие тяжёлыми заболеваниями или физическими недостатками [15; 134]. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека.
Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Сложной, мало изученной и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека [17; 24].
Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
В последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:
резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся в более старшем возрасте;
увеличение среди них числа тяжелобольных;
изменением социального состава поступающих, большинство из которых получают пенсию;
повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.
Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина – это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи [1; 3].
Социальная работа в домах-интернатах малой вместимости включает в себя следующее:
— проведение социальной диагностики;
— организация занятости проживающих;
— работа по сохранению общественно-полезной активности;
— создание благотворительного микроклимата;
— поддерживание семейных связей и контактов;
— организация содержательного досуга.
Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.
1.3 Понятие досуга и досуговой деятельности
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем. Свободное время отождествлять с досугом невозможно, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый [22; 345].
Существует много интерпретаций слова досуг. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает быть свободным. Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает быть разрешенным, а в английский такое слово как (LICENSE), что означает быть свободным (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало серьезная деятельность без давления необходимости. Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Определение досуга распадается на четыре основных группы:    продолжение
--PAGE_BREAK--
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо
Досуг как деятельность — обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между работой и не работой и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени иотношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [22; 367].
Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает досуговая активность. Досуговые программы реализуются в разное время – где-то считают рациональным проводить после завтрака, в других – перед ужином. Групповые и массовые формы досуга занимают около 3 часов. Остальное время отводится индивидуальным и мелкогрупповым формам. Оставшаяся часть времени может, посвящена чтению, просмотру телепередач и фильмов, прослушиванию радиопрограмм. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.
Досуг – это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта [22; 170].
В процессе организации досуга реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.
Лечебно-оздоровительная деятельность включает занятие лечебной физкультурой, витаминно — и фитотерапию, медицинские манипуляции по показаниям (массаж, аромофитотерапия, сеансы с люстрой Чижевского), дозированные прогулки, трудотерапию. Трудотерапия применяется и в качестве реабилитационной технологии в различных видах трудовой деятельности – от работы на приусадебных участках (огородничество, садоводство), уход за комнатными цветами, рукоделие. Трудотерапия, организованная в разумных пределах, обеспечивает занятость пожилых людей, поддерживает их психофизическую форму, а также приносит определённый доход. Очень важно предусмотреть, чтобы трудотерапия была организована, как совместный посильный труд, приносящий удовлетворение и пользу [27; 26].
Известно, что времяпрепровождение у телеэкрана занимает значительную долю свободного времени пожилых обитателей домов-интернатов. Телевидение является для них главным и зачастую единственным источником информации о событиях, родном городе. В то же время для пожилого человека ежедневные встречи у телевизора дают возможность выйти из малого круга привычных интересов, расширить сферу соприкосновения с окружающей средой, предоставляет повод для обмена субъективными представлениями реальности.
В целях предотвращения деградации личности можно использовать вариативный досуговый модуль, включающий следующие дополнительные посильные виды деятельности:
— сольное или совместное пение;
— лекции образовательного характера;
— настольные игры;
— рукоделие (индивидуально);
— рисование;
— посильное изготовление поделок.
Давно замечено, что смех оказывает благотворное влияние на жизненные функции человека. Поэтому досуг следует наполнять содержанием, которое вызывает чувства радости, удовлетворения, повышает настроение. Формирование позитивного настроя является средством профилактики конфликтных ситуаций, способствует глубокому, спокойному сну, мотивирует человека к различным видам деятельности, в том числе социально-культурной. Желательно включать в программы вечеров, концертов, видео- и телепросмотров больше номеров с участием юмористов, пародистов, весёлых музыкальных фрагментов (особенно в стиле ретро), пластических мажорных танцев [28; 195].
Многие программы могут быть построены исключительно на музыке: танцевальные вечера, «музыкальные гостиные», игра на музыкальных инструментах, пение, физкультурные занятия, демонстрация моделей одежды, концерты по заявкам.
В досуговых программах целесообразно задействовать возможности всех органов чувств. Например, использование в художественном оформлении программ светлых красок, ярких тонов создаёт приятное настроение. Значительную долю успеха досуговой программы может обеспечить оформление помещения, которое сразу включает пришедшего зрителя в атмосферу происходящего.
Большую помощь в организации социально-культурной и досуговой деятельности может оказать коллектив помощников и единомышленников, который складывается из инициативных и ответственных проживающих, готовых включиться в осуществление досуговых программ.
Лица, которые сохранили достаточную активность (таких, к сожалению, немного), способны стать заводилами, за которыми потянутся более пассивные, содействовать формированию досуговых общностей единомышленников. Так рождаются ансамбли, кружки, объединения, клубы по интересам, появляются друзья, образуются семейные пары.
В геронтологии существует понятие «сексизм» — повышение чувственного интереса к противоположному полу на фоне угасающих или уже угасших физиологических функций. Следует наполнять культурно-досуговые программы такими сюжетами, которые могут вызвать желание нравиться, выглядеть привлекательно. С учётом этой особенности можно построить работу «театра моды», исполнение художественных номеров. Определённое значение имеет конкуренция, соперничество между претендентами на симпатию человека, вызвавшего интерес. Очень важно уловить наличие этого процесса и суметь его направить в здоровое русло. Социальный работник должен стать посредником между конкурентами, подчеркнуть их лучшие стороны, возможно, разрядить возникшее напряжение [9; 7].
Дружеские отношения способны стать хорошим подспорьем в организации досуга. Друг (подруга) всегда поможет включить пассивного пожилого человека в ту деятельность, которой он (она) занимается сам (сама). Но трудно противостоять нежеланию быть активным, если у друга негативный настрой к жизни в целом. Здесь на помощь должна прийти коррекционная работа психолога.
Опыт работы многих учреждений показывает, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия граждан старшего возраста, снижении психологической напряжённости в их среде даёт проведение фестивалей ностальгического кино – фильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующие о временах молодости и зрелости сегодняшних пожилых людей.
Свободное время в интернатном учреждении полезно посвятить мероприятиям, направленным на сохранение здоровья пожилого человека, с применением методик спортивно-оздоровительного характера. К ним относятся просветительские программы, оздоровительные занятия в спортивных помещениях, спартакиады, соревнования, прогулки, экологические экскурсии, тренинги, гипносон, медитация [11; 27].
Отдельного внимания заслуживает анималотерапия – лечение с помощью общения с животными. Хорошо, если в доме-интернате имеется возможность содержать клетку с птицей или маленьким животным. Однако санитарные требования исключают проживание таких любимцев, как кошки и собаки. Впрочем, в реальной жизни всегда находится приемлемый способ общения с домашними животными.
Многие пожилые обитатели интернатных учреждений социального обслуживания хотели бы разводить, выращивать растения, как на открытом участке, так и в помещениях.
С учётом типа учреждения, региональных особенностей, контингента проживающих досуговую деятельность можно организовать как внутри дома-интерната, так и за его пределами, в социуме.
В самом учреждении досуговая деятельность реализуется по механизмам взаимодействия «пожилой человек – пожилой человек», «пожилой человек – специалист», «пожилой человек – коллектив, группа», «пожилой человек – молодой человек», «пожилой человек – средства культуры и искусства», «пожилой человек – природа». Данные механизмы реализуются при проведении мероприятий, в работе кружков, общении (Приложение 3).
Механизмы, предусматривающие выход за пределы интернатного учреждения, включает следующие взаимодействия: «пожилой человек — учреждение», «пожилой человек – учреждения культуры», «пожилой человек — государство, общество», «пожилой человек – общественные организации», «пожилой человек – природа», «пожилой человек – религия». Такие механизмы реализуются в концертной деятельности, труде, общественной работе.
При условии взаимопроникновения этих моделей интеграционные процессы реализуются. Тогда пожилой человек ощущает себя частью общества, а не оторванной единицей, о которой все забыли [19; 84].
Одной из наиболее острых проблем пожилых на сегодня как в социуме, так и в условиях проживания в интернате является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением. Одним из инструментов решения этой проблемы может стать совместное создание специальных центров – клубов пожилых людей – как в самом стационарном учреждении, так и за его пределами, на базе действующих учреждений культуры (филармоний, библиотек, музеев, культурно-информационных центров, домов культуры и т.д.). Эти учреждения, оснащённые оборудованием, связью с Интернетом, локальными телестанциями, создают совершенно новые ресурсы для резкого расширения возможностей старшего поколения пользоваться культурными, эстетическими и другими знаниями, а значит, и самому активизировать культурные потребности, создавая мотивацию к деятельности.
Важное значение для организации досуговых программ имеет активизация гражданской позиции пожилого человека. Такую возможность предоставляет, например, участие дома-интерната в социально значимых акциях: переписи населения, выборах, разнообразных фестивалях, разработке и реализации разноуровневых программ и проектов.
Особого внимания заслуживает арттерапия. Многолетнее воздействие среды домов-интернатов негативно сказывается на жизнедеятельности проживающих там людей: они становятся малоинициативными, апатичными, безразличными. Это связано с ситуацией подчинения режиму стационара. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, подчёркивающие ограничение их интересов и желаний.
Поэтому арттерапия нацеливается на преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, признание его ценностей, реализацию им своего творческого потенциала. Проводится арттерапевтическая работа в виде музыкальной терапии. На сеансах музыкотерапии происходит активизация творческих сил, выброс негативных чувств через эмоции. Попытка передать словами свои ощущения – это творческое самонаблюдение. При этом проблемы, сливаясь с музыкой, превращаются в образы. Человек получает возможность прочувствовать «тёмные» эмоции и избавиться от них. Участие в групповых арттерапевтических занятиях вызывает у клиентов чувство сплочённости. Музыкотерапия – это одна из технологий социальной реабилитации[23; 256].
Круг интересов пожилого человека, поступившего в стационарное учреждение социального обслуживания, невозможно представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, включения в информационное пространство (телевизор, радио, пресса, книги, внутриучрежденческая информация), посильного участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Поскольку назначение досуговых технологий включает и адаптацию пожилых людей, поступающих в интернатное учреждение социального обслуживания, при отборе видов досуговых занятий (исполнительство, игровые, обучающие, зрелищные, оздоровительные занятия) рекомендуется, прежде всего, ориентироваться на их практическую полезность.
Таким образом, в нашей стране существует более 30 видов досуговой деятельности, которым пожилой человек может посвятить свое свободное время. Практически в каждом социозащитном учреждении лицам старшего возраста предлагается целый комплекс культурной деятельности, включая досуговую.
1.4 Анализ практики организации досуга пожилых людей в МУ «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Кирилловский район)
Традиционно формирование активного образа жизни проживающих в Талицком доме-интернате реализуется в лечебно-оздоровительном, психологическом и культурно-массовом направлениях деятельности. Талицкий дом-интернат осуществляет свою деятельность по формированию активного образа жизни по всем указанным направлениям.
Лечебно-оздоровительная деятельность включает в себя утренний комплекс лечебной физкультуры. Причём занятия ЛФК проходят под музыку. Фитотерапия проводится после сна: каждый день на полдник предлагается фиточай из лечебных трав, заготовленных самими пожилыми людьми. После дневного отдыха в зале дома-интерната медик включает лампу Чижевского. Проживающие охотно собираются в зале. В это же время им предлагается или просмотр телевизионных передач, или беседа медика о здоровом образе жизни, или чтение и обсуждение прочитанного из газет и журналов. Перед ужином желающие (под наблюдением младшей медицинской сестры, и по показаниям медика) могут заниматься на беговой дорожке и велотренажёре. Дом-интернат располагается на окраине села, окружённый лесами и полями. Ежедневные прогулки зимой и летом делают пожилые люди. Многие охотно собирают грибы и ягоды, делают заготовки на зиму.
В доме-интернате широко используется трудотерапия. С удовольствием пожилые люди помогают повару чистить картофель, лук, чеснок, морковь, свёклу. Летом приносят зелень с огорода. Талицкий дом-интернат имеет большой приусадебный участок, на котором с удовольствием работают и проживающие. Так как большинство из них жители сельской местности, то работа с землёй приносит им большое удовлетворение и радость. Желающие поработать на участке помогают цветоводу в посадке, поливке, прополке, подкормке овощных культур. С особой заботой ухаживают пожилые люди за клумбами и цветниками, которых вокруг дома-интерната очень много. Имеются на приусадебном участке плодовые деревья и кусты. На компоты и варенье для сбалансированного питания клиенты собирают ягоды, яблоки, клубнику. Всё это подаётся им к столу.
Желающие и не имеющие противопоказаний медика пожилые люди с удовольствием помогают на субботниках по уборке территории, укладке дров в поленницы, расчистке дорожек от снега. Оказывают они и посильную помощь в уборке урожая осенью: обрезают морковь, свёклу, лук, чеснок. Укладывают на просушку, сортируют на хранение.
Культурно-массовая работа, осуществляемая в доме-интернате, весьма обширна. Здесь имеется библиотека, выписываются газеты и журналы, проживающие пользуются цветным телевизором, видеомагнитофоном. Проводятся выставки и конкурсы, праздничные концерты. Ежегодно проводятся конкурсы «А ну-ка, бабушки!» и игра «Поле Чудес». Проводятся декады пожилых людей, инвалидов, празднование юбилеев, а также государственных праздников. (Приложение 4).
Жанровая характеристика досугового пространства пожилых людей, проживающих в доме-интернате, отражают традиционную эксплуатацию устоявшихся форм и методик. Можно выделить следующие формы организации культурно-массовой работы: торжества, связанные с государственными праздниками, праздничные обеды, совершение религиозных обрядов, просмотр кинофильмов, беседы, вечера отдыха, выставки, поздравления юбиляров, концерты.
Формирование активного образа жизни пожилых людей осуществляется в стационаре средствами психологической коррекции, медицинского сопровождения и развития самодеятельной активности.
Технологии психологической коррекции включают индивидуальные и групповые занятия, интерактивные и релаксационные формы, игры-тренинги, этические беседы о старости тела и молодости души, свободные беседы по обмену опытом поддерживания душевного здоровья. Проводятся циклы занятий, посвящённые таким оздоровительным технологиям, как «Помоги себе сам» по системе Нарбекова, система долголетия по С.А.Яковлеву (из газеты «Достоинство»). (Приложение 5).
Технологии развития самодеятельной активности проживающих в доме-интернате предусматривают организацию праздников, развлекательных программ; проведение концертов, вечеров, экскурсий. Тематика этих мероприятий отражает широкий круг разнообразных интересов пожилых людей:
— праздники – День урожая, День Победы, День защитников Отечества, Международный женский день Восьмое марта, Татьянин день, Международный день пожилых людей, дни именинника, религиозные праздники, Масленица, новогодний и рождественский «огоньки». Ежегодно День урожая отмечается в конце октября – начале ноября. В этот день традиционными стали встречи с ветеранами надомного обслуживания, проживающими на территории Талицкого поселения. Такие встречи проводят в форме конкурсно-игровой программы. Зал украшается сухими листьями (листья заготавливают заранее, складывают и засушивают проживающие). Обязательными становятся выставки овощей, выращенных на приусадебном участке, заготовки на зиму. В концертной программе на таком вечере принимают участие жители дома-интерната, и ветераны надомного обслуживания, и персонал, и социальные работники. После концертной программы – чаепитие с пирогами (Приложение 4).
— концерты – «Ваши любимые мелодии», «Романса звук прелестный», «Песни в солдатской шинели», концерты ансамбля «Золотой возраст» из г.Кириллова; выступление детей из детского центра «Надежда».
— вечера-посиделки – «Играй, гармонь, звени, частушка!». Многие из пожилых людей, проживающих в Талицком стационаре, сами сочиняют частушки и стихи (Приложение 4).
— литературно-музыкальные вечера – «Есенинская Русь», «Письма с фронта».
— развлекательные программы – разучивание песен. Многие из клиентов дома-интерната с удовольствием приходят на репетиции ансамбля ветеранов. С концертом выезжал ансамбль в Топорненский дом-интернат (под г. Кириллов). Концерт прошёл на «ура». В течение года проводятся различные викторины, игры.
— экскурсионная деятельность — на 2007 год запланированы поездки на Чудотворный источник иконы Божьей Матери Одигидрии Смоленской, в Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Горицкий монастыри, в Покровскую церковь.
Образовательные технологии реализуются в стационаре в виде лекций («Рациональное питание людей пожилого возраста», «Гипертоническая болезнь и её профилактика», «Как сохранить здоровье», «Проблемы психоэмоционального состояния пожилого человека»), конкурс-викторина «Если хочешь быть здоров». Ежемесячно проводятся Дни Здоровья. (Приложение 5).
Технологии художественно-творческой деятельности реализуются в работе клуба «Рукодельница»: обучение вязанию, шитью мягкой игрушки, изготовлению различных поделок.
Социально-педагогические технологии предусматривают сотрудничество стационара с хором ветеранов, проведение совместных мероприятий с работниками Талицкого Дома Культуры. Частые гости в доме-интернате – дети из детского сада и школы. Проживающие очень любят, когда к ним приходят дети. Всегда с удовольствием их принимают, дарят подарки. Выпускникам детского сада подарили закладки, сделанные своими руками из лоскутков и сухих листьев. Каждый месяц посещает дом-интернат работник Талицкой картинной галереи. Она рассказывает о монастырях, музеях, церквях, знаменитых людях Кирилловского района с просмотром видеофильмов. Организует выставки прикладного искусства: берестяные изделия, вышивка крестиком.
Для совершенствования досуговой деятельности в стационаре используется такая досуговая форма, как выезды на природу. Пожилые люди там собирают грибы, ягоды, лекарственные травы и просто отдыхают, дышат фитонцидами, наслаждаются красотой северной природы.
Лекционно-просветительная тематическая деятельность предложена проживающим в форме бесед и лекций. В течение месяца проводятся беседы из цикла «Народный календарь». На таких беседах загадываются загадки, пожилые люди делятся своими воспоминаниями и наблюдениями о природе, погоде. Они рассказывают сами и слушают о народных приметах, обычаях, праздниках. (Приложение 6).
Дом-интернат является той социальной средой, в которой престарелые люди живут долгие годы. Состояние физического и психического здоровья зависит не только от медицинской помощи, обстановки обслуживания, но и от культурных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, поднятия морального духа.
В 2002 году совместно с библиотекой был создан клуб «Забота». Членами этого клуба являются сами жители Талицкого дома-интерната. Клуб старается работать так, чтобы все желающие получили возможность постоянно читать, выполняются их интересы, увлечения, чтобы они могли общаться на библиотечных мероприятиях, могли почувствовать внимание и заботу. За время существования клуба проводились литературно-тематические вечера, вечера отдыха, беседы, викторины, громкие чтения. Мероприятия всегда проходят интересно, пожилые люди с удовольствием принимают активное участие в них.
Цель клуба «Забота»: поддержать морально пожилых людей, тоскующих по родным местам; познакомить с историей нашего края, историей нашей родины, знаменитыми талантливыми людьми.
Идя навстречу пожеланиям пенсионеров, дом-интернат взял на вооружение как одну из форм обслуживания, такие мероприятия, как освещение, поминовение усопших родителей и родственников, исповедание и причащение. Для этого сотрудниками стационара налажен контакт со священнослужителем отцом Алексием.
Сотрудничество дома-интерната с православной церковью имеет положительное значение, способствует сохранению и улучшению духовного и нравственного здоровья пожилых людей, оказания им психологической помощи.
Таким образом, в процессе организации досуга реализуются основные функции социокультурной деятельности: развивающая, просветительская, культуро-творческая, рекреативно-оздоровительная.
Глава II. Основные подходы к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1 Подготовка и планирование исследования
Цель исследования: изучение возможностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
База исследования: МУ «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кирилловского района.
Мы предполагаем, что специфика функционирования дома-интерната малой вместимости влияет на организацию досуга проживающих в нем лиц пожилого возраста.
Методы исследования: анкетирование, математическая обработка информации. Анкета – перечень специально подготовленных вопросов, подлежащих самостоятельному заполнению. Анкетирование – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетный метод – способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.
На начальном этапе исследовательской работы была разработана анкета «Мой тонус жизни и свободное время» для изучения структуры и содержания досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости (Приложение 7).
По результатам проведенного анкетирования составлен усредненный социальный портрет пожилых, проживающих в доме-интернате (профессиональная принадлежность, возраст, социальная активность, культурные потребности и запросы). На основании определенных социальных характеристик пожилых, проживающих в интернате возможно определение основных форм организации досуга.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Выборку составляют пожилые и инвалиды, проживающие в доме-интернате малой вместимости, 15 человек, возраст 65 лет и старше.
Кроме того, в ходе опроса выявилась структура и интенсивность досуговых занятий, устойчивость интереса к определенным видам досуговой деятельности, а так же среды, в которой постоянно находятся представители третьего возраста.
В дальнейшем полученные результаты были подвергнуты математической обработке.
Таким образом, были найдены пути возможного улучшения организации досуга в доме-интернате малой вместимости.
2.2Анализ результатов и выводы
В результате анкетирования мы пришли к следующим выводам:
Можете ли Вы сказать, что чувствуете себя в интернате достаточно комфортно, безопасно и гарантировано?
/>
75% респондентов ответили на этот вопрос определенно да, 20% скорее да, чем нет, 5% считают, скорее нет, чем да.
Насколько Вы довольны проведением досуга в нашем учреждении?
/>
На данный вопрос, 100% проживающих ответили, что довольны организацией досуга в доме-интернате.
Какие формы досуга Вы предпочитаете?
/>
Ряд вопросов к респондентам был направлен на выяснение места интерактивных технологий в структуре специально организованного и самостоятельного досуга. Требовалось выбрать ответ из 20 предложенных примерных вариантов досуговых занятий. Полученные результаты свидетельствовали о том, что важнейшими формами досуга для пожилых людей, проживающих в стационарных учреждения социального обслуживания, является просмотр телепередач, кинофильмов, посещение концертов. На остальные занятия в среднем расходуется времени меньше.
Ответы продемонстрировали большой разброс в досуговых предпочтениях, что свидетельствует о том, что значительная часть проживающих в доме-интернате пожилых людей изначально ориентируется на интегрирование в нормальную социокультурную жизнь. Они охотно готовы вступить в контакт с организаторами досуговых мероприятий и принимают условия задаваемые, интерактивными технологиями (в первую очередь это касается репетиционной и исполнительской деятельности, различных видов прикладного творчества, цветоводства, общения с друзьями). При этом они не просто следуют предполагаемым образцам действий и «правилам игры», но склонны проявить определенную инициативу, связанную с закреплением имеющихся умений, навыков или перенесением их в другие ситуации.
4. Какие коллективные формы досуга пользуются наибольшей популярностью среди проживающих?
/>
Таким образом, проживающие в большинстве случаев называют следующие варианты ответов: концерты – 50%, вечера отдыха – 30%, конкурсы, экскурсии и встречи с интересными людьми – 20%.
5. Являетесь ли Вы членом какого-либо досугового объединения в своем интернате – кружка, самодеятельного коллектива, клуба по интересам
/>
Большинство (свыше 80 %) опрошенных никак не отнесли себя с членством в каком-либо постоянном досуговом объединении в стенах интернатного учреждения — кружке, самодеятельном коллективе.
6. Каков мотив Вашего участия в досуговом объединении?
/>
Из полученных нами данных мы видим, что проживающие в доме-интернате пожилые люди стараются просто заполнить свое свободное время и получить новый для себя объем информации, знаний, умений и навыков.
7. Достаточно ли Вам своего свободного времени для реализации своих талантов, увлечений, способностей?
/>
100% опрошенных ответили, что им вполне достаточно времени для реализации своих талантов и увлечений в условиях дома-интерната малой вместимости.
8. В чем Вы видите причины полностью реализовать свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности
/>
Среди ответов на вопрос о причинах, препятствующих самореализации в сфере досуга, преобладающими вариантами были «состояние здоровья» и «поздно проявлять творческую активность». Можно сделать вывод, что у опрошенных, давших такие ответы сложился прочный психологический стереотип отчужденности и они не желают затрачивать усилия на его преодоление.
9. Какие события, происходящие в стране и мире, Вас интересуют больше?
/>
На данный вопрос 70% проживающих ответили, что больше всего интересует политика, 20% — культура, 5% — экономика и 5% не интересуют ни какие события, происходящие в стране и мире.
10. Что влияет на успех организации культурно-массовой работы в учреждении?
/>
Большинство опрошенных (более 80%) ответили, что успех в организации культурно-массовой работы зависит от личности сотрудника, отвечающего за культурно-досуговое обслуживание.
11. В чем выражается Ваше личное участия в культурно-массовой работе учреждения?
/>
Примерно для трех четвертей (73 %) опрошенных самооценка своего участия в культурно-массовой работе дома-интерната оказалась либо затруднительной, либо был дан категоричный ответ, что ни постоянных, ни временных общественных обязанностей человек не несет.
12. Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?
/>
О мотивации досуговой активности пожилых людей красноречиво свидетельствуют ответы на вопрос « Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?». На первых местах оказываются такие мотивы, как «Ощущаю что нужна людям» (33 %), «интересно, приносит удовлетворение» (28,5 %), «даёт возможность проявить способности» (16%).Налицо и стимулы к расширению личного кругозора (4 %), получение новых знаний, информации, умений и навыков (18,5%).
13. Целесообразно ли, по Вашему мнению, иметь в вашем учреждении дополнительные объекты?
/>
В ответ на вопрос, «Какие дополнительные объекты целесообразно иметь в интернатных учреждениях?» 24 % респондентов предложили создать церковь или по крайне мере отвести помещение для совершения церковных ритуалов; 20,5 % хотели, чтобы был выделен участок для устройства цветников, выращивания овощей и фруктов, разведения домашней птицы и кроликов. Было предложено открыть такие досуговые объекты, как музыкальная гостиная, кафе, простейшую спортплощадку.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Пожилые люди, проживающие в Талицком доме-интернате, чувствуют себя комфортно.
У них достаточно свободного времени для реализации своих возможностей и талантов.
Так как все досуговые мероприятия, проводимые в Талицком доме-интернате, проходят в первой половине дня, то просмотр телепередач занимает больше свободного времени.
Пожилые люди довольны мероприятиями и организацией проведения досуга.
Проживающие в Талицком доме-интернате ветераны охотно занимаются на приусадебном участке, и других видах трудовой деятельности (по показаниям медика).
Учитывая пожелания пожилых людей, в доме-интернате создан музей старинных вещей, мини тренажерный зал, совершаются церковные обряды.
Проживающие живут полной жизнью и максимально используют все доступные возможности реализации их потребностей.
По итогам выполнения исследования выработан ряд предложений и рекомендаций по использованию досуговых технологий среди контингента лиц, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости, в том числе:
использовать в организации досуга пожилых людей, проживающих в интернатных учреждениях социального обслуживания, природно-географические и ресурсные факторы;
рекомендовать интернатным учреждениям социального обслуживания устанавливать и развивать тесные отношения с общественными организациями в целях выдвижения совместных грантовых инициатив;
включать в проведении трудотерапии с пожилыми людьми элементы культуры и искусства социально-культурной деятельности;
реализовать интегративно-комплексные формы организации досуга в интернатных учреждениях социального обслуживания в социуме;
дополнить типовое положение о доме-интернате в части организации свободного времени проживающих пожилых граждан инвалидов;
организовать повышение квалификации в сфере досуга специалистов, исполняющих данные функции;
развернуть деятельность по вовлечению населения в волонтерское движение, в том числе в сфере организации досуговой деятельности.
Таким образом, примечателен сам факт размышления представителей старшего поколения над элементарными условиями, способными приблизить их к стандартам цивилизованной досуговой деятельности. Возможность продлить жизненную и досуговую активность, с пользой реализовать свой жизненный и профессиональный опыт делают пожилых людей более уверенными в себе, самостоятельными и независимыми.
В соответствии с выявленными ориентациями и ожиданиями пожилых людей, проживающих в доме-интернате малой вместимости, выделяются основные перспективные направления социально-культурных досуговых технологий. В качестве идеально-типической модели можно использовать такой конструктивный тип досуговых программ, при реализации которых инициативные усилия культорганизатора и актива по интеграции (реинтеграции) основной части проживающих дома-интерната в нормальную социально-культурную жизнь вызывают положительную реакцию.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Такой обобщенный тип досуговых программ, как и отдельно взятых досуговых технологий, с полным правом можно назвать интегративным ( или реинтегративным ). Он предполагает освоение каждым из пожилых людей определенного набора досуговых (творческих, образовательных, оздоровительных) умений и навыков, которые необходимы для расширения возможностей самостоятельной адаптации к приемлемому для интернатного учреждения социального обслуживания ритму жизнедеятельности и для ежедневного проведения полноценного досуга.
Таким образом, можно сделать вывод, что до тех пор, пока досуговые технологии, используемые в интернатных учреждениях малой вместимости будут сохранять ориентацию на духовное потребительство, на ограждение пожилых людей от повседных общественных нагрузок и забот, на чистое развлекательство, невозможно добиться значительного продвижения в достижении действительной, а не мнимой реинтеграции представителей третьего возраста в нормальную повседневную социально-культурную жизнь.
Заключение
В процессе исследования удалось сформулировать ряд основополагающих подходов к организации досуговой деятельности пожилых людей в условиях стационарных учреждений социального обслуживания, которые основаны на следующих принципах:
— равенство всех проживающих в сфере предоставления досуговых условий и услуг;
— дифференцированный подход к каждой личности с учётом потребностей и интересов;
— принятие мер на коллективном и индивидуальном уровнях;
— предоставление базовых социально-культурных услуг для сохранения тонуса жизни;
— максимальная интеграция в социум через организацию социально-культурной деятельности;
— учёт региональных, национальных, религиозных, профессиональных особенностей в организации досуга.
Эффективность досуговой деятельности как целостной системы в значительной мере зависит от таких факторов, как финансовая и материальная база учреждения, модель организации в нём свободного времени, его кадровый, морально-психологический, информационно-методический и социально – демографический ресурсы. Успеху организации досуговой деятельности в домах-интернатах способствуют поддержка администрации, активность самих проживающих и согласованность работы подразделений учреждения.
Список литературы
Законодательные и нормативно-правовые акты
Материал семинара для специалистов муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания. Вологда, Департамент труда и социального развития Вологодской области, 2007г.
Постановление правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96 г., № 473.
Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г.
Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.98 г.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95 г., №1151.
Специальная литература
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения – С-Пб.:2005.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии – Л.:2004.
Бондаренко И.Н. В интересах пожилых людей. / Работник социальной службы. — М.: 1997, № 1 с.43
Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей / Социальное обеспечение 1998г., № 5 — с.28
Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М.:2004 – 156 с.
Гончарова Г.Н. Геронтологический центр как современная форма помощи пожилому населению // Экология человека. – 2000. — №4
Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М.:2003. – 160 с.
Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологический адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. М., 1998. С. 21—27.
Ерошкин Н.П. история государственных учреждений дореволюционной России. – М.:2003. – 150 с.
Исторический опыт социальной работы в России/Под ред. А.В.Бади. – М.:2004. – 117 с.
Ковалёв В.Н. Социология управления социальной сферой: Учеб. пособие — М.: Академический Проект, 2003. — 350с.
Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. – М.:2000. – 210 с.
Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты, СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, 1996.
Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. — М.: Принтер, 2001 — 231с.
Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых — дело творческое./ Социальное обеспечение. — 1999. — № 9 с.23-25
Международный год пожилых людей//Социальное обслуживание. – 2001. — №2, с 5.
На общественной работе//Социальное обслуживание. – 2001. — №4, с 24.
Настольная книга специалиста. Социальная работа с пожилыми. М.: — 2003. – 110 с.
Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф.Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288с.
Основы социальной работы / Отв. Ред. П.П.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999.-178с.
Основы социальной работы: Уч. Пособие /Под ред.Е.В. Ханжина, Т.П. Карпова. – М.: «Академия», 2001. – 43-45, 84-87с.
Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы.//Социальная работа. – М.:2002. – Вып.6.
Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социс. – 2004.- №4. с.51-56.
Популярная энциклопедия пожилого человека — Самара, 1997 — 565с.
Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина. – М., Ростов н /Д.: «МарТ», 2003.
Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации / Сост. Я. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. — М.: ЦИЭТИН, 1992.
Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М.: Изд. – Союз, 2004. – 315 с.
Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с.
Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -438с.
Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы/ Е.И.Холостова. — М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -220с.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Часть 1. — М.: СТИ, 1999 -237с.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие. – М.: «Дашков и К», 2002.
Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). — М., 1980 — 348с.
Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема / Отечественный журнал социальной работы. — 2005г. — № 1 с.29-33.
Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. — М., 2004 — 235с.
Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. — М., 2003 — 198с.
Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. — М., 1993-1994
Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г., Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.