Реферат по предмету "Социология"


Организация социальной работы с молодежью

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Прирассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитыватьнарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г.Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины,характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населенияв стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивноснижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а ДальнийВосток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25%населения, а Дальневосточном – 5%… Качество населения отражается в следующих3-х характеристиках:
— физическое, психическое и социальное здоровье;
— образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;
— духовно-нравственные и культурные изменения.
По этим тремвекторам наблюдается негативная динамика, которая устойчиво ведет к деградациироссийского генофонда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
— ежегодновозрастает доля детей, рождающийся уже больными. На 2006 год это около 40%;
— повышается социальное нездоровье среди молодежи – алкоголизм, наркомания,криминальность;
— более 3млн. детей школьного возраста не может получить регламентного образования попричине низкого уровня здоровья;
— всеменьшее значение население придает культурно-нравственным ценностям, заменяя ихденежным чистоганом…
Индикаторы,находящиеся в явном противостоянии:
— Россиязанимает 10 место по объему ВВП и 64-е – по уровню душевого дохода;
— Россиянаходится на первом месте но территории и на восьмом – по численностинаселения;
Россиязанимает 17-е место по числу рождений и четвертое по числу смертей…
Прогноз: в2015 г. в России будет проживать 134 млн. человек, в 2020 – 130 млн. человек, в2050 – в пределах 100 млн. человек» /5, с.17 – 19/.
Социальнаяработа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частьюгосударственной молодежной политики. Отечественная концепция государственноймолодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90-х гг. на основе ЗаконаСССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля1991 г.). С распадом СССР данный Закон практически прекратил свое действие илишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основныхнаправлениях государственной молодежной политики в РФ» стал осуществляться курсна проведение молодежной политики в современных условиях.
Даннымдокументом определяется, что государственная молодежная политика являетсядеятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических иорганизационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человекаи развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственнаямолодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическуюлинию государства на обеспечение социально-экономического, политического икультурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма иуважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение правчеловека.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
 
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
СоставителиДоклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения,низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровьямолодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, можетсоставить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимаетсявопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.
С принятиемнового Закона Российской Федерации «Об образовании» уменьшилось количествообучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей и детских садов наплатную хозрасчетную основу становится в силу финансовых причин недоступной длямногих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию– многие учителя становятся простыми урокодателями, прекратил свое действиетакой институт, как вожатые и классные руководители, практически на нет сведенаработа с детьми во внешкольное время и по месту жительства.
Институциализациясоциальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числес семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем иконфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или вусловиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первуюочередь работы с молодежью затруднено по причине ограниченности материальныхресурсов распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельностипионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря насправедливую критику имела и позитивные стороны — организация свободноговремени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональноевоспитание.
Социальнаяслужба в школе предназначена для организации активного сотрудничества какшкольной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так ивнешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной,всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностныхправ и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции: выступаетпоручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьногоколлектива; охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд; создаетусловия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; оказывает помощьи поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает взаимоотношения вколлективе, препятствует фактам психического насилия над личностью; изучаетобщественное мнение в школьном коллективе; организует социально-психологическуюи правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации,родителей; разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками ипедагогами, учениками и родителями; организует работу школьного телефонадоверия; способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
Основнымипринципами деятельности социальной службы являются: многофункциональность –выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личностишкольника и педагога; объективность – учет как можно большего числа факторовсуществования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработкунепредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждойличности, ее нравственную и моральную позицию; коммуникативность – организациясистемы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями,врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. дляполучения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельныхчастей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах ипроцессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи; интеграция –полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему,обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем ипротиворечий в данном школьном коллективе, у данной личности; автономность –социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органовуправления образованием и других властных структур; репрезентативность –представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстроеприспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности иколлектива.
 
1.2 Структура государственной молодежной политики
Государственнаямолодежная политика должна отражать стратегическую линию государства наобеспечение социально-экономического, политического и культурного развитияРоссии, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуреОтечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектомгосударственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи имолодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственныеорганы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также самимолодые граждане.
Целигосударственной молодежной политики: содействие социальному, культурному,духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодыхграждан по возрастному цензу; создание условий для более полного участиямолодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути,достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересахобщественного развития и самой молодежи.
Государственнаямолодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характераосуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств спривлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этомреализация государственной молодежной политики осуществляется на следующихпринципах:
— принципучастия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формированиии реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества вцелом;
— принципсоциальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодыхграждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности ихсоциального статуса;
— принципгарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государствомминимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическомуразвитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству,объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитиеличности и подготовку к самостоятельной жизни;
— принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативампо сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов иучреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Основныминаправлениями осуществления государственной молодежной политики являются:обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда изанятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи;государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставлениесоциальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий дляфизического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежныхобъединений и содействие международным обменам.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Приорганизации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активноиспользовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения.Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такимикомпонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежьюкак деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил исоциальной субъектности индивида или социальной группы.
Длявозникновения разных видов и форм социальной работы существуют различныеоснования. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и вэтом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании,здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологическиеособенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социальногориска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания.Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (отпрофилактики до коррекции).
То жеотносится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включаяразличные уровни (от федерального до местного), политические, экономические,социально-психологические и этнонациональные особенности будутконкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальныйинститут в широком смысле.
Так, в этопонятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многомотличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние вповседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают ввиде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуютсямеханизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержкиразличных групп населения.
Деятельностьсоциальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными врамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в Россииотсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защитынаселения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи каксоциально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб вструктуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям.Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья идр.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которыенеобходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленнойна социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатноерасписание, определяется объем и характер работы социальных работников.Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы склиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способнымирешать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальнаяслужба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной,муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, черезнее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальнойподдержки молодежи на разных уровнях.
В начале XXI в. наиболее существеннымнововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформированиеисточников и практики финансирования социальной защиты населения нафедеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программахсоциальной защиты:
— государственная централизованная помощь планируется главным образом толькослабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);
— обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с детьми вденежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов за счетвзносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и наемнымиработниками, а также путем создания основной (государственной) и дополнительных(частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;
— социальные услуги (общие – для всего населения и специфические – длянетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из бюджетаи фондов социального страхования, формируемых частично за счет обязательныхстраховых взносов наемных работников;
— средиисточников финансирования государственного социального страхованияпредусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников, зачисляемыена их персональные счета, что дает возможность дифференцировать размеробеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости отстрахового вклада наемных работников.
Дляповышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защитынаселения, в том числе молодежи, необходимо:
— разработать принципы инвестирования резервных финансовых средств,переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по социальномустрахованию, оформлению задолженности государства в индексируемыхгосударственных облигациях по социальному страхованию;
— предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации по социальномустрахованию из государственного фонда социального страхования на персональныесчета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передаватьчастным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки,получаемые по годовым программам приватизации;
— совершенствовать системы источников финансирования социальной защиты населения– привести тарифные взносы на социальное страхование предприятий, учреждений,организаций в соответствие с объемом средств, необходимых для достижениядифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения (среднийразмер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);
— согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельнымикатегориями плательщиков (в зависимости от опасности, вредности, трудностиработ и состояния новых условий труда) по регулированию социально-трудовыхотношений с учетом дифференцирования тарифа страхового взноса;
— учредитьрегиональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.
Социальныйработник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики,должен иметь в виду:
— источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов, направленныхна социальную поддержку и помощь различным группам населения, в том числемолодежи в регионе;
— критерииопределения социального положения различных групп населения, в том числемолодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;
— существующие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказаниясоциальной помощи, реализуемой в различных типах социальных служб;
— полномочия: федеральных, региональных и местных органов социальной защиты, ихдифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных структур,включенных в процесс социальной защиты населения, механизм их взаимодействия;
— наличиенегосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;
— характери формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числемолодежи.
Учет этихположений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальнойзащиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержкахцентрализованного управления деятельность структур исполнительной изаконодательной власти должна осуществляться на основе межведомственнойкоординации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрироватьбюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержкимолодежи в единый алгоритм, который включает:
— организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной поддержкимолодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем научномпрогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;
— совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки молодежи врегионе;
— прямыеинвестиции в развитие региональной инфраструктуры объектов социальной поддержки;
— реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамкахбюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».
Для работыс молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органыисполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования,проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политикеМинобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежнойполитике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферымолодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным вэтой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик,организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальнойподдержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями,ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей,уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологическихконсультационных методик и программ с учетом типа поселения.
Необходимотакже развивать научно-исследовательское направление организации социальнойподдержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующиемероприятия:
— совершенствование информированности молодежи о различных акциях по поддержкелиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;
— оценкаэффективности взаимодействия национально-культурных общественных объединенийграждан, землячеств, заинтересованных в социальной поддержке молодежи;
— разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи социальныхуслуг с учетом дифференциации муниципальных образований;
— изучение:соответствия должностей и полученного образования специалистов, работающих всоциальной сфере; возможностей межрегионального и международного сотрудничествав рамках СНГ в области совершенствования форм и технологий поддержки молодыхлюдей, находящихся в сложной жизненной ситуации /4, с.70-74/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дляповышения эффективности и результативности социальной работы большое значениеимеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различныхгрупп населения, данные которого используются органами социальной защиты,социальными службами, практическими социальными работниками в своейдеятельности.
Системаобучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов,умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как насоциум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируяего на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только вэтом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умеловосстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
А.А.Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспектерегионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должнабыть основана на следующих направлениях:
— развитиетворческого, научного, спортивного и иного потенциала молодежи;
— повышениеуровней нравственной, правовой, политической культуры молодых людей, а такжепропаганда здорового образа жизни, национальных, культурных и семейныхценностей;
— созданиеединого информационного пространства, способного обеспечить повсеместный доступмолодежи к необходимой информации, его позитивное оформление;
— интеграция государственного и коммерческого секторов экономики в целяхстимулирования активности молодежи;
— поощрениесоздания и поддержка молодежных объединений организаций, коллективов идвижений» /5, с.194 – 195/.
Главныйакцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлениинеобходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государствоснимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальныезатраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий началпосредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы смолодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объектвоспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальныеслужбы должны:
— оказыватьподдержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта(следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
— учитыватьособенности молодежной субкультуры;
Разрабатыватьи апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.
Основнымицелями социальной работы с молодежью являются:
— созданиесистемы социального обслуживания молодежи как государственно-общественнойцелостной системы социально-психологического сопровождения человека;
— выявлениефакторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних имолодежи;
— оказаниеэкстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелойжизненной ситуации;
— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролироватьсвою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— созданиеусловий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв илижизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение ксебе со стороны окружающих;
— достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощисоциального работника (конечная цель).
Сегоднянеобходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализациимолодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров итрадиционных технологий к государственной межведомственной политике социальногообслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленнойинфраструктурой.
В настоящеевремя вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упорделается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненногопотенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих иорганизационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовойбазы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагаетразработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социологиясемьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
2 Безрукова О.Н. Социологиямолодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н.Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.
3 Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.:Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.
4 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник длястудентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики,2006. – 206 с.
5 Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы/Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическаяситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовыеи медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года /Научное издание. –2006. – 400 с.
6 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие длястуд. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд.Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
7 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
8 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов,Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
9 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебноепособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
10 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.