Реферат по предмету "Социология"


Организация социальной работы с молодежью

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Прирассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитыватьнарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г.Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины,характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населенияв стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивноснижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а ДальнийВосток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25%населения, а Дальневосточном – 5%… Качество населения отражается в следующих3-х характеристиках:
— физическое, психическое и социальное здоровье;
— образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;
— духовно-нравственные и культурные изменения.
По этим тремвекторам наблюдается негативная динамика, которая устойчиво ведет к деградациироссийского генофонда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
— ежегодновозрастает доля детей, рождающийся уже больными. На 2006 год это около 40%;
— повышается социальное нездоровье среди молодежи – алкоголизм, наркомания,криминальность;
— более 3млн. детей школьного возраста не может получить регламентного образования попричине низкого уровня здоровья;
— всеменьшее значение население придает культурно-нравственным ценностям, заменяя ихденежным чистоганом…
Индикаторы,находящиеся в явном противостоянии:
— Россиязанимает 10 место по объему ВВП и 64-е – по уровню душевого дохода;
— Россиянаходится на первом месте но территории и на восьмом – по численностинаселения;
Россиязанимает 17-е место по числу рождений и четвертое по числу смертей…
Прогноз: в2015 г. в России будет проживать 134 млн. человек, в 2020 – 130 млн. человек, в2050 – в пределах 100 млн. человек» /5, с.17 – 19/.
Социальнаяработа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частьюгосударственной молодежной политики. Отечественная концепция государственноймолодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90-х гг. на основе ЗаконаСССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля1991 г.). С распадом СССР данный Закон практически прекратил свое действие илишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основныхнаправлениях государственной молодежной политики в РФ» стал осуществляться курсна проведение молодежной политики в современных условиях.
Даннымдокументом определяется, что государственная молодежная политика являетсядеятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических иорганизационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человекаи развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственнаямолодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическуюлинию государства на обеспечение социально-экономического, политического икультурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма иуважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение правчеловека.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
 
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
СоставителиДоклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения,низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровьямолодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, можетсоставить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимаетсявопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.
С принятиемнового Закона Российской Федерации «Об образовании» уменьшилось количествообучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей и детских садов наплатную хозрасчетную основу становится в силу финансовых причин недоступной длямногих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию– многие учителя становятся простыми урокодателями, прекратил свое действиетакой институт, как вожатые и классные руководители, практически на нет сведенаработа с детьми во внешкольное время и по месту жительства.
Институциализациясоциальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числес семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем иконфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или вусловиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первуюочередь работы с молодежью затруднено по причине ограниченности материальныхресурсов распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельностипионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря насправедливую критику имела и позитивные стороны — организация свободноговремени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональноевоспитание.
Социальнаяслужба в школе предназначена для организации активного сотрудничества какшкольной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так ивнешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной,всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностныхправ и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции: выступаетпоручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьногоколлектива; охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд; создаетусловия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; оказывает помощьи поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает взаимоотношения вколлективе, препятствует фактам психического насилия над личностью; изучаетобщественное мнение в школьном коллективе; организует социально-психологическуюи правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации,родителей; разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками ипедагогами, учениками и родителями; организует работу школьного телефонадоверия; способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
Основнымипринципами деятельности социальной службы являются: многофункциональность –выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личностишкольника и педагога; объективность – учет как можно большего числа факторовсуществования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработкунепредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждойличности, ее нравственную и моральную позицию; коммуникативность – организациясистемы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями,врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. дляполучения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельныхчастей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах ипроцессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи; интеграция –полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему,обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем ипротиворечий в данном школьном коллективе, у данной личности; автономность –социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органовуправления образованием и других властных структур; репрезентативность –представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстроеприспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности иколлектива.
 
1.2 Структура государственной молодежной политики
Государственнаямолодежная политика должна отражать стратегическую линию государства наобеспечение социально-экономического, политического и культурного развитияРоссии, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуреОтечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектомгосударственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи имолодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственныеорганы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также самимолодые граждане.
Целигосударственной молодежной политики: содействие социальному, культурному,духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодыхграждан по возрастному цензу; создание условий для более полного участиямолодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути,достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересахобщественного развития и самой молодежи.
Государственнаямолодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характераосуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств спривлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этомреализация государственной молодежной политики осуществляется на следующихпринципах:
— принципучастия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формированиии реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества вцелом;
— принципсоциальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодыхграждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности ихсоциального статуса;
— принципгарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государствомминимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическомуразвитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству,объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитиеличности и подготовку к самостоятельной жизни;
— принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативампо сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов иучреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Основныминаправлениями осуществления государственной молодежной политики являются:обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда изанятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи;государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставлениесоциальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий дляфизического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежныхобъединений и содействие международным обменам.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Приорганизации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активноиспользовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения.Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такимикомпонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежьюкак деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил исоциальной субъектности индивида или социальной группы.
Длявозникновения разных видов и форм социальной работы существуют различныеоснования. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и вэтом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании,здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологическиеособенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социальногориска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания.Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (отпрофилактики до коррекции).
То жеотносится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включаяразличные уровни (от федерального до местного), политические, экономические,социально-психологические и этнонациональные особенности будутконкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальныйинститут в широком смысле.
Так, в этопонятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многомотличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние вповседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают ввиде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуютсямеханизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержкиразличных групп населения.
Деятельностьсоциальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными врамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в Россииотсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защитынаселения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи каксоциально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб вструктуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям.Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья идр.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которыенеобходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленнойна социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатноерасписание, определяется объем и характер работы социальных работников.Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы склиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способнымирешать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальнаяслужба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной,муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, черезнее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальнойподдержки молодежи на разных уровнях.
В начале XXI в. наиболее существеннымнововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформированиеисточников и практики финансирования социальной защиты населения нафедеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программахсоциальной защиты:
— государственная централизованная помощь планируется главным образом толькослабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);
— обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с детьми вденежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов за счетвзносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и наемнымиработниками, а также путем создания основной (государственной) и дополнительных(частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;
— социальные услуги (общие – для всего населения и специфические – длянетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из бюджетаи фондов социального страхования, формируемых частично за счет обязательныхстраховых взносов наемных работников;
— средиисточников финансирования государственного социального страхованияпредусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников, зачисляемыена их персональные счета, что дает возможность дифференцировать размеробеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости отстрахового вклада наемных работников.
Дляповышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защитынаселения, в том числе молодежи, необходимо:
— разработать принципы инвестирования резервных финансовых средств,переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по социальномустрахованию, оформлению задолженности государства в индексируемыхгосударственных облигациях по социальному страхованию;
— предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации по социальномустрахованию из государственного фонда социального страхования на персональныесчета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передаватьчастным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки,получаемые по годовым программам приватизации;
— совершенствовать системы источников финансирования социальной защиты населения– привести тарифные взносы на социальное страхование предприятий, учреждений,организаций в соответствие с объемом средств, необходимых для достижениядифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения (среднийразмер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);
— согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельнымикатегориями плательщиков (в зависимости от опасности, вредности, трудностиработ и состояния новых условий труда) по регулированию социально-трудовыхотношений с учетом дифференцирования тарифа страхового взноса;
— учредитьрегиональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.
Социальныйработник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики,должен иметь в виду:
— источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов, направленныхна социальную поддержку и помощь различным группам населения, в том числемолодежи в регионе;
— критерииопределения социального положения различных групп населения, в том числемолодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;
— существующие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказаниясоциальной помощи, реализуемой в различных типах социальных служб;
— полномочия: федеральных, региональных и местных органов социальной защиты, ихдифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных структур,включенных в процесс социальной защиты населения, механизм их взаимодействия;
— наличиенегосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;
— характери формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числемолодежи.
Учет этихположений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальнойзащиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержкахцентрализованного управления деятельность структур исполнительной изаконодательной власти должна осуществляться на основе межведомственнойкоординации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрироватьбюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержкимолодежи в единый алгоритм, который включает:
— организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной поддержкимолодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем научномпрогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;
— совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки молодежи врегионе;
— прямыеинвестиции в развитие региональной инфраструктуры объектов социальной поддержки;
— реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамкахбюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».
Для работыс молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органыисполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования,проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политикеМинобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежнойполитике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферымолодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным вэтой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик,организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальнойподдержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями,ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей,уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологическихконсультационных методик и программ с учетом типа поселения.
Необходимотакже развивать научно-исследовательское направление организации социальнойподдержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующиемероприятия:
— совершенствование информированности молодежи о различных акциях по поддержкелиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;
— оценкаэффективности взаимодействия национально-культурных общественных объединенийграждан, землячеств, заинтересованных в социальной поддержке молодежи;
— разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи социальныхуслуг с учетом дифференциации муниципальных образований;
— изучение:соответствия должностей и полученного образования специалистов, работающих всоциальной сфере; возможностей межрегионального и международного сотрудничествав рамках СНГ в области совершенствования форм и технологий поддержки молодыхлюдей, находящихся в сложной жизненной ситуации /4, с.70-74/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дляповышения эффективности и результативности социальной работы большое значениеимеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различныхгрупп населения, данные которого используются органами социальной защиты,социальными службами, практическими социальными работниками в своейдеятельности.
Системаобучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов,умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как насоциум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируяего на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только вэтом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умеловосстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
А.А.Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспектерегионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должнабыть основана на следующих направлениях:
— развитиетворческого, научного, спортивного и иного потенциала молодежи;
— повышениеуровней нравственной, правовой, политической культуры молодых людей, а такжепропаганда здорового образа жизни, национальных, культурных и семейныхценностей;
— созданиеединого информационного пространства, способного обеспечить повсеместный доступмолодежи к необходимой информации, его позитивное оформление;
— интеграция государственного и коммерческого секторов экономики в целяхстимулирования активности молодежи;
— поощрениесоздания и поддержка молодежных объединений организаций, коллективов идвижений» /5, с.194 – 195/.
Главныйакцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлениинеобходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государствоснимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальныезатраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий началпосредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы смолодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объектвоспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальныеслужбы должны:
— оказыватьподдержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта(следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
— учитыватьособенности молодежной субкультуры;
Разрабатыватьи апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.
Основнымицелями социальной работы с молодежью являются:
— созданиесистемы социального обслуживания молодежи как государственно-общественнойцелостной системы социально-психологического сопровождения человека;
— выявлениефакторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних имолодежи;
— оказаниеэкстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелойжизненной ситуации;
— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролироватьсвою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— созданиеусловий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв илижизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение ксебе со стороны окружающих;
— достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощисоциального работника (конечная цель).
Сегоднянеобходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализациимолодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров итрадиционных технологий к государственной межведомственной политике социальногообслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленнойинфраструктурой.
В настоящеевремя вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упорделается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненногопотенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих иорганизационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовойбазы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагаетразработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социологиясемьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
2 Безрукова О.Н. Социологиямолодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н.Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.
3 Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.:Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.
4 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник длястудентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики,2006. – 206 с.
5 Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы/Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическаяситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовыеи медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года /Научное издание. –2006. – 400 с.
6 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие длястуд. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд.Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
7 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
8 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов,Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
9 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебноепособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
10 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект строительства цеха по производству мебели, оконных и дверных блоков
Реферат Месторождения строительных материалов на территории Архангельской области
Реферат Техники общения их характеристика назначение
Реферат Необходимая оборона: понятие, условия правомерности
Реферат Совершенствование системы внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Изюмовский" Щербакульского района Омской области
Реферат Россия в период правления Павла 1
Реферат Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
Реферат Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте
Реферат Моделювання розробки та прийняття рішень
Реферат Burial Practices Of The Ancient Egyptian And
Реферат Избирательное право и виды избирательных систем в зарубежных странах
Реферат Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки
Реферат Фазания
Реферат Боулер, Филипп
Реферат Чеченский феномен: закончена ли война?