Подготовила
Гурченкова Анна
Основные взгляды РобертаОуэна
Роберт Оуэн (1771 — 1858)– утопист, социалист, социальный реформатор 19 в.
Работая на предприятиях,Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположниковпрофсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации ирационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий поотношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы инововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.
Реформируя производство ижизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимостипереустройства всего общества на основе образования производительныхассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья припосредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви кближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, онстановится одним из первых критиков капиталистического общества с позицийсоциализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенноеразделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получениеприбыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса наних.
Выступив с критикой капитализма,характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый»строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретениебогатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатствапородили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей,никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить вжертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы»[1].Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшимиявлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частнаясобственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постояннойпричиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана имошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служилапричиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества ипобуждала к бесчисленным убийствам…»),[2] религию и брак на основесобственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает какнечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения,создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством придлительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякогорода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной,что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными исчастливыми»[3].
Оуэн был убеждён внеизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществупутём законодательных мер и просвещения. «Широкое распространениепромышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этотхарактер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного дляобщего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самыеплачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указаннаятенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства ируководства»[4]. Новое общество должнобыло, по мнению автора, открыть людям те притягательные качества, которыми ихнаделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, котороесуществует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менееразвиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будутвоспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа инаучатся понимать собственную природу.
Прежде чем люди будутпоставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества,надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какуюобласть надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, котороепредставляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей.Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным созданиехорошего общества и вообще его существование. Сущность «хорошего общества»заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости»[5].
«Хорошее общество можетбыть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы статьразумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений кобману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды»[6].
Новое общество должнобыть построено на принципах равенства и справедливости. Отмена частнойсобственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, аобщественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех»[7].Не будет расслоения на бедных и богатых, все будут равны, сразу исчезнутнеравные браки и браки по расчету, не будет и испорченных детей. Вообще брак,Оуэн считал порождением частной собственности и был убежден, что в новомобществе «взамен [браку, союзу двух людей] должны возникнуть научнообоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественномсоотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; этиобщины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится сдругими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общиныбудут подобным же образом связаны между собой»[8]. «Такое объединенноесемейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества,при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух иусвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира;устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий,образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства,существующего теперь в жизненных делах»[9].
Создание новой социальнойсреды – основная идея Оуэна. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делаетиз него среда. «Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится преждесоздать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечестворазумным»[10]. Если в настоящее время человекплох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другойстороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную.Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. «Духовенствопрежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и дляпринуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняетповедение и говорит, что «люди греховны по своей природе»[11].
Именно Оуэн был авторомидеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физическийтруд источником богатства: «…эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и всевозрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода,и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода,как воздух»[12]
Для того, чтобы изменить экономическуюсреду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – этоглавное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыльпо своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта,а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того,считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономическихкризисов перепроизводства. «» Из-за прибыли рабочий не может купить продуктсвоего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразупосле производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего егочеловека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.
Орудием прибыли являются деньги,денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становитсявозможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надоуничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знакомценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполнеестественно, что он будет её мерилом.
Сколько часов труда будетзатрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель,когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет датьпотребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.
Прибыль, деньги иденежные отношения идут рука об руку с частной собственностью, которую Оуэнтакже критикует. «Частная собственность была и есть причина бесчисленныхпреступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствоватьнаступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования увсех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личноеобогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняетнеисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частнойсобственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественноэгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерахвеличине собственности»[13].
В своем обращении кпрофессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, чтосмена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая«приведет от неправды к правде, от лжи к истине,от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честностии счастью»[14]. Противостоять этомупроцессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новомуобществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных идурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем этазамена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядковв общественной жизни»[15].Начать нужно именно справительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, безнасилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому онобращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентовлегко будет сделано разумным посредством правильного направления всейежедневной и прочей периодической печати и посредством других методовпросвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят икоторое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие ониесть, и начнут действовать разумно менее чем через год.
Такова простая силаистины»[16]